Чем мусульманский образ жизни отличается от христианского. Семейные ценности в исламе. пропаганда традиционных семейных устоев

Одним из серьезных вопросов, стоящих в юности перед многими людьми, является вопрос о допустимости сексуальных отношений до брака. Давайте попробуем задуматься над тем, есть ли положительные доводы в пользу того, чтобы оставаться целомудренными и свободными от соблазнов и опасностей добрачного секса.

К счастью, такие причины существуют, и их не так мало. Целомудрие дает нам время и возможность для духовного роста, развития нашей личности. Мы сохраняем за собой свободу выбора жизненного пути, зная, что на эту свободу не повлияют венерические заболевания или ранняя беременность.

Подумайте о том, как могут быть нарушены Ваши планы на получение образования или относительно будущей карьеры, если, например, в 17 лет Вы окажетесь с ребенком на руках.

Многие подростки - как юноши, так и девушки - беспокоятся, что отказ от секса будет говорить об их старомодности, они будут ощущать себя "белыми воронами" в компании сверстников. Однако в мире, где многие просто плывут по течению, соглашаясь с мнением большинства, отказ от чего-то может, наоборот, свидетельствовать о том, что Вы являетесь глубоким, вдумчивым и зрелым человеком. Что же касается отношений, то они будут гораздо более глубокими и любящими, если для выражения чувств Вы будете использовать слова и поступки, отражающие Вашу любовь и заботу о другом человеке, а не чисто физические действия.

Многие думают, что вступление в брак и наличие кольца на пальце каким-то образом открывают дорогу к управлению собой. Так ли это? Сможет ли человек, который раньше не научился контролировать свои чувства, мгновенно измениться после вступления в брак? Растущий уровень разводов говорит о том, что существующие в нашей жизни проблемы не исчезают, а просто переходят в супружескую жизнь. Хороший брак основан на доверии, товариществе и любви. Если супруги преданно и искренне любят друг друга, то эти качества они передают и своим детям. Поэтому часто говорят, что хорошая семья является основой хорошего общества. Если сейчас мы прежде всего будем думать о своем духовном, нравственном росте, о том, чтобы стать гармоничной личностью, то это поможет нам в будущем создать счастливую, эмоционально благополучную семью.

Целомудрие освобождает нас от чувств страха, стыда и вины , которые часто сопровождают сексуальные отношения до брака. Исследования показывают, что с точки зрения психологии существует очень существенная разница между людьми, которые вовлечены в добрачные связи, и теми, кто воздерживаются от них. Одно из наиболее существенных отличий заключается в том, что подростки, избравшие путь целомудрия, отличались способностью к принятию взвешенных, обдуманных решений; они серьезно задумывались о своем будущем и планировали его. С другой стороны, те из ребят, которые вступали в добрачные связи, часто признают, что они не задумывались о событиях, которые отстояли от них более чем на неделю или месяц вперед. Неудивительно, что при таком подходе они порой попадали в неприятные истории. И все же некоторые люди думают, что существуют ПРИЧИНЫ, которыми можно оправдать сексуальные связи вне брака. Давайте рассмотрим некоторые из них и попробуем оценить, насколько они обоснованны.

Перед тем, как вступить в брак, некоторые пары считают нужным убедиться в своей сексуальной совместимости.

Поскольку сексуальная близость является важной частью супружества, некоторые люди считают, что очень важно "узнать друг друга" перед тем, как вступить в брак.Однако недавние исследования показали, что это вовсе не так:

Данные социологических исследований противоречат широко распространенному представлению о том, что совместная жизнь до брака обеспечивает более прочную основу супружества. Оказалось, что пары, жившие вместе до брака, в течение первых пяти лет разводятся на 30% чаще.

Сексуальная связь вряд ли поможет нам узнать, будет ли потенциальный супруг надежным, достойным доверия человеком; физическая близость ничего не расскажет нам о честности нашего избранника (избранницы), его способности глубоко и преданно любить, заботиться о ком-то помимо себя. Такие качества, как верность, способность к эмоциональной близости, рассудительность, добросовестность, решительность, гибкость, умение признавать свои ошибки и прощать других, способность идти на компромиссы во имя гармонии в семье, не проявят себя в отношениях сексуальной близости, но именно они будут определять то, насколько счастливым будет Ваш брак. Сексуальная связь, напротив, может стать причиной ошибочного вступления в брак. Секс создает очень прочные эмоциональные узы между людьми, и это может ввести нас в заблуждение, заставить продолжать отношения, основанные главным образом на физическом влечении. В результате люди часто оказываются в ловушке отношений, которые они уже переросли.

Существует точка зрения, что секс - это просто физическая потребность, как еда, и нет ничего плохого в ее удовлетворении.

Физические потребности, такие, как потребность в еде и сне, управляются естественными законами. Если в течение долгого времени мы не будем есть или спать, мы умрем. Однако отсутствие сексуальных связей вовсе не приведет к таким последствиям. Например, последователи многих религий, дающие обет безбрачия и сохраняющие его в течение всей жизни, известны своим долголетием и здоровьем. Животные не могут контролировать своих сексуальных инстинктов, для них секс не связан с любовью. Однако мы - не просто высокоорганизованные животные. Мы можем управлять своими поступками; для нас сознание должно быть важнее инстинктов. Обычно прежде чем поступить тем или иным образом, мы думаем, выносим суждения и принимаем решения. Мы не следуем первому же желанию или импульсу, которые придут нам в голову.

"Если здоровый молодой человек будет следовать каждому своему сексуальному порыву, и в результате каждой связи будет рождаться ребенок, то через десять лет он легко сможет населить своим потомством небольшой поселок" (К.С.Льюис).

Однако сексуальные стремления человека регулируются не законами природы, а нравственными принципами, определяемыми прежде всего любовью. Секс - это не просто акт интимной близости, а выражение любви двух людей друг к другу. Попытки отделить секс от человеческой личности, изолировать его от чувств унижают наше человеческое достоинство.

Многие не признают брака, но находятся в постоянной связи с другим человеком.

Бракосочетание предполагает, что люди дают обеты взаимной преданности. Конечно, это не означает, что штамп в паспорте является гарантией Вашей дальнейшей счастливой жизни. В конце концов, все зависит только от того, насколько вы оба будете любить друг друга и ощущать ответственность не только за себя, но и за свои отношения. Однако задумайтесь вот о чем. Все эти рассуждения о совместной жизни, зависящей только от любви, а не каких-то внешних формальностей типа совместного похода в ЗАГС, могут звучать довольно привлекательно, но не скрывается ли порой за ними скрытая боязнь принять на себя ответственность за семью; не только за радости любви, но и за проблемы, которые неминуемо возникают во взаимоотношениях? Когда человек вступает в брак, он тем самым принимает на себя достаточно серьезные обязательства. Когда же люди просто живут вместе, то это может напоминать счастливую семью, однако обычно хотя бы один из партнеров сохраняет за собой право в случае слишком больших сложностей уйти от них, просто порвав отношения (тем более, что с внешней точки зрения это сделать будет нетрудно). Сознание этого неминуемо накладывает отпечаток на саму атмосферу в семье - даже в минуты, когда ничто не предвещает возможного конфликта, партнеры все равно не могут быть полностью уверены друг в друге, остается чувство незащищенности, особенно у женщины. Согласно данным современных психологов, для большинства пар вступление в брак способствует гармонизации жизни; женщина избавляется от множества тревог, у нее появляется уверенность в партнере, исчезает страх перед нежелательной беременностью.

Среди молодежи бытует мнение о том, что любовь является достаточным оправданием сексуальной близости даже в том случае, когда оба партнера понимают, что скорее всего их отношения не закончатся вступлением в брак.

Давайте для начала немного отойдем от этого вопроса. Обратимся к общению двух людей. Каждое слово и выражение, употребляемые нами при разговоре, заключают в себе определенную информацию. Если же мы слишком часто и не по назначению будем пользоваться какими-то понятиями, то со временем они обесценятся, потеряют заложенный в них глубокий смысл. То же самое относится и к любви. Если говорить каждому "Я тебя люблю", то будет очень трудно выразить любовь действительно исключительную и неповторимую. В каждом из нас заложено стремление к глубокому и искреннему чувству на всю жизнь, к взаимным отношениям, обладающим в том числе и сексуальным измерением. Поэтому будет гораздо более мудро, если мы сохраним сексуальную близость для отношений со своим будущим супругом. Тогда наше супружество воистину станет уникальными, неповторимыми отношениями.

Христианство и мусульманство: сходства и различия. Детально про религии, их сходства и отличия.

С древнейших времен люди разделились на десятки религий, но в настоящее время, если не учитывать небольшой процент населения земли, люди разделены на мусульман и христиан. Обе религии верят в единого Бога и в сотворение Земли, но на этом сходство между верованиями заканчивается. В этой статье мы приведем наглядные примеры сходства и различий между двумя религиями, а также о том, как религия влияет как на нас, так и на страну в целом.

Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия

Обе религии зародились более 2000 лет назад, и благодаря принятию их теми или иными правителями, они получили широкое распространение и наложили бесценный отпечаток на наши жизни. В какой стране вы живете? В христианской или мусульманской? Достаточно ответить на этот вопрос и о вас, ваших устоях, праздниках, мировоззрении можно сказать множество вещей.

Религиозная семья — согласие и покой

Скажите, вы не атеист и религия на вас не виляет? Но вы ведь уходите на праздники с остальным социумом вашей страны? А ведь они на 99% обусловлены религией. А отношение к браку, к количеству детей, общение с родителями и даже сроки покидания родительского гнездышка — все имеет религиозные корни. Мы можем отрицать свою причастность к вере, но она плотно окутывает нашу жизнь и напрямую влияет на ход наших мыслей и поступков.

Мы приводим таблицу сходства и отличий, а также то, как религия влияет на нашу жизнь.

Христианство Ислам
Отношение к единому Богу Христианство проповедует любовь к Богу, его принятие в сердце своем. При этом допускается, что после потери веры на некоторое время, можно позже вновь ее обрести, полюбить Бога и т.д. Ислам проповедует признание Единого Бога Аллаха как наивысшую силу с самого рождения и не допускается, каких либо отступлений в течение жизни.
Предполагаемая реакция единого Бога на грехи человека Человек несмотря на тяжесть греха, может искренне покаяться и будет прощен. Человек должен помнить заповеди, и не нарушать их ни при каких либо обстоятельствах. Но стоит помнить, что в исламе допускаются многие действия, категорически запрещенные в христианстве.
Отношение к обществу и врагам Христианство проповедует возлюбить ближнего как самого себя, а также прощать врагам и не копить зла и обиду. Важны заповеди, которым необходимо следовать: ни завидовать, ни искушаться чужими достижениями и красотой, никакого расточительства и не переедать. Также немаловажно быть добрым и помогать как ближнему, так и врагу своему. Ислам проповедует относиться к другим как к братьям и четко следовать заповедям. При этом обязательно мусульманин борется со злом, как с самим собой, так и с врагами своими. Стоит обратить внимание, что в этом случае заповедь гласит убивать врагов, если они не переходят на сторону добра.
Праздники, обряды, действия Разнообразие служб, молитв, постов, которые рекомендуется посещать и придерживаться, но для многих есть немало послаблений и вариаций. Главное и при этом поражающее людей с других религий — причащение, принимая вино как кровь Христову и хлеб как плоть.

Пять обязанностей, которые нельзя нарушать:

· Приверженность Исламу — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед подарок его»;

· Ежедневно пять раз молиться, строго соблюдая правила и последовательность;

· Четко соблюдать пост в Рамадан;

· Минимум раз в жизни хадж в Мекку.

Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам?

Устои в семье — четкий отголосок религии, укрепленный многовековыми порядками в государстве. Христиане всегда были равны с женщинами, согласно религии у мужчины должна быть всего одна живая жена (в случае смерти ему разрешено взять новую), с которой он будет жить и в горе и в радости, деля и славу и беды вместе. А вот у мусульман может быть несколько жен, и даже несколько наложниц. Но прежде чем взять жену, он обязан подтвердить свою состоятельность и тот факт, что он сможет достойно содержать свою жену/жен и детей, которые появятся в браке.


Казалось бы, однозначно женщинам христианкам повезло больше, особенно в настоящее время, где выступает полное равноправие. Но в настоящее время женщины, вновь взглянув на ситуацию, все чаще заявляют, что преимущества не столь и хороши, ведь на них возлагается не только домашнее хозяйство и воспитание детей, но зачастую они же становятся кормильцами в семьях.

В мусульманских странах, как и в христианских допустимы на сегодня разводы. Но в исламских странах дети остаются с отцом, который их содержит, воспитывает и готовит во взрослую жизнь. А вот в христианских странах отцы после развода зачастую охладевают к детям и не уделяют им должного внимания. За содержание и воспитание в большинстве случаев полностью несет ответственность мать.

К родителям христиане относятся с почтением, но вылетев с родительского гнезда, отправляются в свой жизненный путь, помогая родителям больше дистанционно. А вот ислам напротив, проповедует полное почитание и послушание родителей. До тех пор пока родители живы, мужчины советуются с ними по всем важным поводам, тем самым подчеркивая их значимость.

Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравнение

Ислам Христианство
Количество Богов Единый Единый
Количество святых и ангелов Множество Множество
Отрицает ли религия многобожество (язычество) Да, но ислам проповедует, что люди не верующие в Аллаха — враги, а с ними необходимо бороться, ведь это борьба со злом. Но в настоящее время все больше терпимости и умиротворения в учениях. Да, всячески перетягивая язычников на свою сторону, хотя в средние века были и Крестовые походы.
Бог невещественный? Нет, духовность не является атрибутикой Аллаха. Да, Бог и есть высшей силой и мы, наши души и все вокруг сотворил Бог со своих частичек.
Бог — это чистейшая любовь? Нет, Аллах наивысшая сила, в которой есть как любовь, так и отрицательные качества, которые карают неверных. Да, Бог в христианстве всепрощающий и любящий своих созданий.
Бог и хитрость Да, ведь как написано в Коране «Аллах лучший из хитрецов» Нет, в христианстве ложь и хитрость присущи только дьяволу.

Какая вера была раньше: христианская или мусульманская

Несмотря на жаркие споры историки доказали что иудаизм, христианство и ислам вышли из единого источника с разницей в 500-1000 лет. Как и все новое, что зарождалась в древнейшие времена, не было зафиксировано, а учитывая, что ради распространения и популяризации часто окутывали религию многослойными легендами, таинственностью и т.д. точной даты сотворения не известно. А вот точки отсчета нам доподлинно известны:

  • Отсчет христианства от первого дня рождения Иисуса. То есть в этом году 2018 лет от начала отсчета;
  • Мусульмане начали отсчет с рождения пророка Мухаммеда 570-632 года нашей эры.

А вот иудаизм был у истоков, так как те кто отрицал воскрешение Иисуса создал свое ответвление — иудаизм.

Что объединяет мусульманскую и христианскую религию?

Как вы заметили в обеих религиях один Бог, которому всецело подчиняются как люди, так и Ангелы. Бог может, как поощрять, так и наказывать, а также прощать за грехи. В обеих религиях Бог наивысшая инстанция, которая помогает нам жить, благодаря кому мы живем.

Роль церкви и религии в жизни мусульман и христиан: сравнение

Христиане ходят в церковь по праздникам, истинно верующие на каждую службу в воскресенье. Ислам этого не требует и в мечеть достаточно ходить по праздникам и когда требует душа. Но обязательное условие — пятиразовая молитва ежедневно.

Относительно влияния религии на повседневную жизнь человека:

  • Считается, что христиане чаще нарушают свои заповеди, так как впоследствии надеются на прощение грехов;
  • Мусульмане тщательно соблюдают заповеди, так как Аллах может разгневаться и значительно ухудшить жизнь не только человека, но и его потомков.

Видео: Ислам, христианство иудаизм — почему религий несколько

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Кафедра истории и культурологии

Институт радиоэлектроники

Тема: «Семья в христианской и мусульманской религиях»

Выполнил:

ст. гр. ЭР-11-13

Москва 2015

Введение

1. Семья и брак в религиях

2. Взаимоотношения мужчины и женщины в браке

3. Роль мужчины и женщины в браке. Кто главнее

4. Родительская любовь и воспитание детей в религиях

Заключение

Список литературы

Введение

За последние несколько веков темпы развития промышленности, экономики и транспорта постоянно растут. Все чаще люди стремятся сменить страну проживания, все чаще их отправляют в командировки, все больше людей начинают желать и иметь возможность путешествовать. В связи с этим, число контактов людей разных национальностей, культур и религий увеличивается в геометрической прогрессии. В такой ситуации вовсе не кажется удивительным увеличение числа конфликтов. Развитие ксенофобии, националистических настроений и даже радикально настроенных групп людей, так же являются последствиями этого процесса. Все более значимой для большей части людей становится проблема исламизации. Это политический термин, обозначающий процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам в определенном регионе или стране (для справки: в 1900 году на долю мусульман приходилось 4,2 % населения, в настоящее время около 22 %, а к 2030 году, согласно прогнозам, достигнет отметки в 26,4 %, что сделает ислам самой быстрорастущей по числу приверженцев религией). Размышления на тему хорошо это или плохо, выходят за рамки этого реферата. Автор считает, что людям, в первую очередь, необходимо понять: человек не обязан уважать и чтить чужую культуру (пока он на своей земле), но ему желательно ознакомиться с ней. Сделав это, он сможет понять мотивацию и поступки людей других религий и, тем самым, сократить число таких конфликтов.

В данной работе, мы постараемся сравнить институты семьи в христианской и мусульманской религиях. При этом автор постарается выполнить две задачи: во-первых, проведя сравнение, выяснить чего же больше, сходств или различий; во-вторых, напомнить себе и читателям об основных устоях традиционной (христианской) семьи.

1. Семья и брак в религиях

Если обратиться к толковому словарю Ожегова, то семья -- это группа живущих вместе близких родственников. Но семья в религии -- это нечто большее.

В христианской религии семья есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Семья начинается с брака. Брак же в христианской традиции есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении.

Семья в исламской религии -- более сложная ячейка: она включает в себя не только мужа, жену, их детей и родителей, но и множество других различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственников или даже членом соседнего семейства, семья объединится и окажет поддержку в трудное время. Из-за большего влияния родителей, а также некоторых правил (ислам предписывает ограничения или даже полный запрет на общение в замкнутом пространстве мужчины и женщины, не состоящими в родстве), выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями. Молодым людям позволительно выражать свое предпочтение, они могут активно участвовать в самом выборе, но обычно единоличного решения не принимают. Если в христианстве говорится в основном о союзе мужчины и женщины, то в исламе брак -- это прежде всего объединение уже существующих семей.

2. Взаимоотно шения мужчины и женщины в браке

В христианстве брак понимается как "союз двух существ в одном, единая плоть". Объединившись, мужчина и женщина перестают быть земным образом, а становятся образом самого Бога. В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением "креста", повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия. Подразумевается, что супружеская жизнь самая счастливая, полная, чистая и богатая. Все благополучие брака основывается на взаимной любви, на взаимном доверии и уважении. Смысл брака в том, чтобы приносить радость, а долгом в семье является бескорыстная любовь. Апостол Петр призывал: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя»

В Коране говорится «Они (жены) - одеяние для вас, а вы (мужья) - одеяние для них". И они служат друг другу, как любимая одежда - обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло, укрывают и скрывают все личное от чужих глаз. Дух брака в Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеющего, и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. семья христианство ислам

3. Роль мужчины и женщины в браке. Кто главнее

В христианской религии существует порядок, установленный Богом для семьи по которому муж живет, подчиняясь авторитету Христа и ответственен перед Ним за руководство своей семьей и за заботу о ней. Жена подчиняется во всем авторитету мужа и ответственна перед ним за ведение хозяйства и заботу о детях. Дети в семье подчиняются авторитету обоих родителей. Жена должна подчиняться мужу. Она должна повиноваться ему во всем, как сказал апостол Павел. Единственное исключение из правил - если муж требует от жены непослушания Божьему Слову. Может возникнуть заблуждение, будто бы Церковь утверждает, что женщина ниже мужчин, что она существо второго сорта, но, на самом деле, наоборот, только христианство разрушило пренебрежительное отношение к женщине, которое царило во всем мире. Именно христианство заявило о том, что женщина такой же человек, как и мужчина, что человеческая природа едина для мужчин и женщин. Что же касается известной фразы апостола Павла «жена да боится своего мужа», то, по мнению большинства православных богословов, она не означает, что жена должна испытывать страх и трепет перед грозным супругом, а лишь то, что она должна бояться оскорбить мужа, бояться стать поруганием его чести. Это не животный страх от ненависти и ужаса, а страх охранительный, проистекающий из любви. Так дети боятся обидеть родителей, боятся причинить им боль.

В мусульманстве руководящая роль в семье отводится мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке. По аналогии с христианской религией, женщина должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Как явствует из приведенных выше аятов Корана, она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою сексуальность только для того мужчины, с которым состоит в браке.

4. Родительская любовь и воспитание де тей в религиях

В той же мере, в какой созидательна Божья любовь, человеческая любовь также стремится создать предмет, в котором она может излиться. С рождением детей супружеская любовь растет и переходит в любовь родительскую. Дети для христиан -- это дар Божий. Если вначале супружество требует пожертвовать собой ради рождения чего-то большего, чем отдельная личность, -- супружеского союза, то с появлением детей родители еще больше отдают себя, становясь семьей. При этом каждый член семьи обретает свою собственную личность, которая становится глубже и богаче, чем прежде. Это один из парадоксов духовной жизни: самосовершенствование приходит только через самоотречение. Любовь матери к ребенку наполняет ее собственную жизнь и обогащает ее. Образцом родительской любви является любовь Бога, абсолютно самоотверженная и жертвенная. Как Иисус жил и умер за людей, так и хорошие родители должны быть готовы жить и умереть за своих детей. супругом и родителем, христианин может более глубоко воспринимать любовь Бога, становиться ближе к Нему. Также родительская любовь должна приветствовать стремление растущих детей к независимости. Ребенок принадлежит не родителям, а Богу, поэтому его свободу и ответственность следует уважать.

Особая роль семьи, "домашней Церкви" в христианской культуре заключается в исполнении исконной функции -- духовно-нравственном воспитании детей. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Добрая семья дарит человеку два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Воспитание детей в христианской религии, в противовес словам о любви, жесткое:

„Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его…Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него…Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней…Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери„ Притч. 13:24; 22:15; 23:13-14; 29:15

В исламе воспитанию уделяется очень большое внимание. Ребёнок в исламской семье воспитывается в соответствии с правилами, законами и нормами религии и нравственности. Приобщение детей к мусульманству происходит с самого его рождения. Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. По традициям ислама заботу, уход и воспитание ребёнка дошкольного возраста (точнее, в течение первых 2-7 лет) является ролью матери в семье. Когда малыш достиг возраста двух-семи лет, то воспитание ребёнка становится ролью отца. Девочки продолжают воспитываться матерью. Выражать почтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям - это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу - это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.

Заключение

Сравнив основные устои семьи, взгляды на любовь (как друг к другу, так и к своим детям), на роли мужчины и женщины в семье, подходы к воспитанию детей и пр., можно сделать вывод о том, что, в целом, сходств в мусульманской и христианской религиях больше, чем различий. Действительно, в приверженцах других религий, их поступках и поведении мы можем замечать много странного, порой даже настораживающего, но, как показывает выше проведенный анализ, это лишь внешние атрибуты, обусловленные, возможно, темпераментом народов исповедующих ту или иную религию или внешними факторами, а также кардинальным различием подходов к религии: ортодоксальным (христианство) и ортопраксическим (ислам). Было замечено, что некоторые догмы слово в слово повторяют друг друга, некоторые вещи, наоборот, разнятся (христианство «одобряет» разделение родителей и ребенка, когда ребенок вырастет, ислам предписывает неразрывность семьи, помощь родителям своим до конца их жизни). Но, на самом деле, мы видим, что обе религии пытаются поставить человека на один и тот же путь: путь нравственности, морали и любви к другим людям.

В заключение хочется отметить, что, к сожалению, современный темп жизни (стремление к достатку, успеху в карьере, стремление к постоянным развлечениям и покупкам (общество потребления)) разрушает традиционные семейные связи. У родителей на данный момент нет ни времени, ни сил, чтобы воспитывать своих детей традиционно, а у детей нет желания воспитывать в себе что-то нравственное. Этим, наверно, и можно объяснить исламизацию мира. Из-за ортопраксичности ислама, традиции воспитания не забываются, а культура ислама не ослабевает. Возможно, стоит от ксенофобии перейти к восстановлению наших традиций, а также перестать называть конфликт безкультурия конфликтом культур, ведь культурные люди всегда найдут общий язык.

Список литературы

1. Закон Божий. Издание Московского Подворья Свято - Троицкой Сергиевой Лавры, 2008

2. Розина О.В. Духовные основы русской культуры. - Москва «Наука и Слово» 2009

3. Один раз на всю жизнь. Священник Илья Шугаев. Изд. 5-е. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

4. О семейной жизни по учению святителя Филарета, митрополита Московского. - М.: Благовест, 2013.

5. О семье и воспитании. Санкт - Петербург. Москва. 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Регулирование шариатом условий и правил вступления в брак и взаимоотношений и обязанностей между мужем и женой. Брак, семья и разводы в христианской тадиции, взгляд на количество браков, смешанные браки. Буддизм и контроль над деторождением в религиях.

    реферат , добавлен 18.06.2008

    Феномен смерти, вопрос смерти в представлениях древнего человека, смерть и загробный путь в разных религиях (христианстве, исламе, буддизме, индуизме). Поклонение умершим предкам, православный, мусульманский, буддийский и индуистский обряды погребения.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2012

    Общая характеристика и сравнительное описание положения женщины в исламском, иудаистском и христианском обществе, позитивные и негативные тенденции. Особенности поведения и требований к женщине до брака и в нем, возможность развода, права и обязанности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Кодекс социальной этики для людей. Пять способов проявления родителями любви к своим детям. Жизнь в буддистской семье. Учение Будды о браке. Обязанности мужа и жены. Сексуальные отношения до брака и в браке. Вопросы абортов и супружеской неверности.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    Взгляд на статус и положение женщины в исламской, иудейской и христианской традициях, общее и черты отличия. Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде. Понятие о разводе и его условиях. Религия и протест. Образ женщины в современном христианстве.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Понятие смерти и бессмертия. Взгляды древнегреческих философов на проблему бессмертия души. Смерть и бессмертие в христианстве, исламе и буддизме. Представления о жизни души после смерти в иудейской культуре. Бессмертие в культуре египтян и тибетцев.

    реферат , добавлен 17.03.2015

    Формирование добродетельной личности, здоровой семьи и гармоничного общества как основная цель ислама. Обязанности верующих мусульман. Семья в исламе, особенности воспитания детей. Нравственные нормы, предписываемые исламом. Взаимоотношения между людьми.

    презентация , добавлен 07.09.2014

    Семья как место максимального единства. Сущность христианской семьи, основания для создания крепкого брака с Божьей точки зрения. Характеристика видов любви: эпитумия, сторге, эрос, филео и агапе. Любовь и истина как решающие ценности супружеской жизни.

    реферат , добавлен 26.03.2011

    Сотворение мира - группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

ислам пророк суннит священный

Подобно иудаизму и христианству, ислам - это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман - Коран. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. Коран (от араб. «ал - куран» - «чтение вслух», «назидание») - священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.

Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммеда, было принято при халифе Османе между 650 и 656 гг.

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру - «Фатиха», что означает «Открываюшая» - обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время.

В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.

Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально - «образец», «пример»; полное название - «Сунна посланника Аллаха»). В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.

Исламом предъявлялись мусульманину пять требований, которые имели первостепенное значение.

Первым важнейшим положением исламского символа веры является шахада. В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают её последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Шахада - словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха»). Эти слова, произнесённые с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в его истинности. Во время сражений шахада являлась боевым кличем. Первоначально понятие «шахид» (мученик) означало воина, павшего в войне с врагами ислама с шахадой на устах.

Другим важнейшим устоем мусульманской веры выступает обязательная молитва - салят (намаз - иранский термин для обозначения молитвы), которая должна совершаться правоверным мусульманином пять раз в сутки. Каноническая молитва совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Коран называет человека «богопочитателем» и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе - это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведёт к саморазрушению. Человек - создание, и его жизнь обретает верную перспективу, только когда он осознаёт это. Так что молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Мусульмане молятся пять раз в день - на рассвете, в полдень, в середине дня, после заката и перед рассветом. Всей общиной, выстроившись в ряды, они простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сёстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создаёт чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Перед молитвой омовение носило обязательный характер. Коран предписывает: «Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток». Вода наделялась сакральностью, неся, как считалось, очищение не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. В случае отсутствия воды допускалась ее замена песком. В процессе молитвы недопустимы смех, плач, посторонние разговоры, иные действия, отвлекающие от главного - молитвы.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджит» - «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммеда в Медину. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет - башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом - всё равно что стоять перед лицом Бога. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для прибивания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети. Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан(«молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха».

Третье обязательное предписание ислама - пост (перс. «рузе», тур. «ураза»), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря). Рамадан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана. С рассвета до заката они не едят и не пьют. И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу. течение Рамадана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств. Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о своём духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, будет легче умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовётся на страдания окружающих. Мусульманский пост носит своеобразный характер. В течение светлого времени суток запрещено принимать пищу, пить. Нельзя также курить, нюхать что-либо съестное, приятное на запах. Необходимо воздержание от всего, что ведет к удовольствию. С наступлением темного времени суток запреты перестают действовать. В Коране подчеркивается: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи». «Разрешается вам в ночь поста приближение к женам вашим» (Коран).Пост в месяц рамадан является не просто голоданием и воздержанием от удовольствий. Он призван, прежде всего, содействовать укреплению веры в Аллаха, другие религиозные догматы ислама. Ежедневно перед наступлением рассвета мусульманин должен произносить особую сакраментальную формулу - нийа, заявляя о намерении соблюдать пост, обращаясь к Аллаху за благословением и укреплением его в этом богоугодном деле. В конце дня поста мусульманин должен обратиться к Аллаху со словами благодарности.

Обязанностью мусульманина выступает совершение паломничества (хаджа) хотя бы один раз в жизни в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Основные обряды хаджа, согласно преданию, были установлены самим Мухаммедом во время его прощального хаджа в 632 г., Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории. Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также идёт на пользу международным отношениям. Хадж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. Пятым ключевым устоем ислама является закат - взнос в пользу нуждающихся мусульман. Мусульманскими правоведами этот термин трактуется как «очищение».Налог в пользу нуждающихся мусульман - обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие. Ислам не задаётся вопросом, почему так происходит, однако он даёт совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам. При этом Коран подчёркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Тогда дающий может очиститься и искупить свой прошлый эгоизм и безответственность. При уплате заката пользование богатством, с которого он уплачен, делается безгрешным. В сурах закат представляет благое деяние, материальную помощь, милостыню. Установление регулярного сбора в пользу нуждающихся членов общины произошло, очевидно, сразу же после хиджры.

Эти пять предписаний связаны с частной жизнью мусульманина. Однако ислам - это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса: братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и даёт подробные указания, как достичь этого идеала. Поддерживая торговлю и прибыль, ислам подчёркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях.

Коран, в котором приведены основные юридические нормы, получившие разработку в целом ряде дополнительных пособий, представляет основание мусульманского права. Совокупность предписаний, правил, которым каждому мусульманину долженствует следовать в своей повседневной жизни (религиозной, гражданской, семейной), именуется шариатом (прямой, правильный путь).

Мусульманское право предусматривало разделение наказаний на смертные, направленные на полной избавление общества от преступника; отмщающие, призванные служить удовлетворению чувства общественной справедливости; пресекающие, снижавшие возможность правонарушений в будущем; назидательные, которые должны были главным образом оказывать воздействие на самого правонарушителя, удерживая его от правонарушений. К примеру, пресекающие наказания (хадд) применялись, означая сечение плетью или битье палкой при числе ударов от 40 до 100, в случае вероотступничества и мятежа, если суд не считал необходимой казнь преступника; кощунства и демонстративного нарушения ритуальных предписаний; клятвопреступления и лжесвидетельства; незаконной половой связи, если виновные в этом не состоят в браке. Хадд налагался за растление, пьянство, спаивание, втягивание в азартные игры, за мошенничество.

Мухаммед поставил под запрет азартные игры и употребление вина. Подобные шаги представлялись Мухаммеду совершенно необходимыми для очищения нравов, ибо в доисламской Аравии распространилось пристрастие к вину, становившееся причиной многих преступлений. Игра в кости вызывала такой азарт, что в результате нередко проигрывалось не только имущество, но и даже жены и дети. Согласно сунне (примеры из жизни Мухаммеда в качестве образца и руководства для мусульман), пьяницы наказывались самолично Мухаммедом 40 ударами пальмовой ветви, очищенной от листьев.

Среди европейцев преобладало убеждение, что Коран принес закрепощение женщины, превратив ее в рабу мужа. Да, равноправия мусульманская женщина не обрела (впрочем, тогда его нигде и не существовало), однако реформы Мухаммеда в области семейного права означали шаг вперед в обеспечении прав женщины. В доисламской Аравии женщина вообще не имела никаких прав. Власть главы семьи носила абсолютный и безграничный характер. Ничто не защищало женщину от произвола отца или мужа. Нередко, особенно в бедных семьях, убивали новорожденных девочек. Во избежание кровопролития они живыми закапывались в землю. Коран, оберегая жизнь младенцев, налагал безусловный запрет на детоубийство. За жену полагалось внесение выкупа, который получал ее отец. В замужестве женщина не обладала никакими юридическими правами. Ей не дозволялось иметь собственное имущество, обращаться в суд, выступать с просьбой о разводе. Она была лишена права наследования своему мужу, овдовев, не могла вторично выйти замуж. В то же время муж не нес никаких обязательств в отношении жены. Коран же ставил семью под свою защиту. При исламе жена получила возможность располагать собственностью, самостоятельно заниматься ведением торговых дел, приобрела право обращения в суд, наследования мужу. Отныне свадебный выкуп уплачивался непосредственно ей, а не отцу, как ранее. Муж был обязан вести действительно брачную жизнь, заботиться о содержании жены, обращаясь с ней гуманно и справедливо. В Коране говорится: «А из вашего имущества, которое послал вам Аллах, наделяйте женваших, одевайте их и говорите слова добрые». Конечно, не следует забывать о том, что согласно канонам ислама женщина является человеческим существом «второго сорта». Подобное отношение обусловливалось идеей вторичности. В Коране указывается, что Аллах «создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними». Нетрудно увидеть в этих словах сходство с библейским мифом о сотворении женщины. Предписания Корана относительно права наследования вытекают из того взгляда, что утверждает равенство двух женщин одному мужчине. Свидетельские показания двух женщин считались равнозначными показанию одного мужчины. Мужчине Кораном разрешалось иметь до четырех законных жен. Запрещено было жениться на близких родственницах. Если женой мусульманина могла стать христианка, еврейка, то женщина-мусульманка могла выходить замуж только за единоверца. Если муж, разводясь с женой, впоследствии хотел восстановить супружеские отношения, то тогда ему надлежало отпустить на свободу одного раба. Да, мусульманским правом не возбранялось мужчине иметь наложниц-рабынь, однако Коран запрещал принуждение рабынь к сожительству, если те желали вести честную жизнь. Ребенок, рожденный от наложницы, признавался Кораном равным по положению, рожденному от законной жены. Развод по-мусульмански представлял весьма несложную процедуру. Муж, и этого было вполне достаточно, говорил жене в присутствии двух свидетелей: «ты свободна», или же три раза произносил слово «таляк» (развод, освобождение). После этого жене ничего не оставалось, как, собрав свои вещи, покинуть дом мужа. Взрослые дети оставались с отцом, малолетних могла забрать жена. Шариат, сохраняя инициативу развода за мужем, вместе с тем установил, что женщина имеет право на развод, только если муж неизлечимо болен, страдает половым бессилием, потерял рассудок.

Важным требованием Корана являлся «джихад» - борьба за веру. В одной из последних сур Корана подчеркивалось, что пока многобожники не входят во вражду с вами, не следует и вам враждовать с ними, поскольку Аллах любит справедливость. А если они забыли свои клятвы и занимаются поношением вашей веры, должно сражаться с вдохновителя нечестия. Вскоре появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры; «джихад языка» - верующий одобрительно говорит о богоугодном; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, «джихад меча», подразумевавший прямую войну с неверными. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. «Людям Писания» (иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата постоянного налога (джизии) или война.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.