Что читать когда дают фитр садака. Что такое фитр-садака (разговения): кто и в каком размере должен его давать? Кто платит и кто получает закятуль-фитр

Подобно закяту фитр-садака (разговения) является одним из узаконенных в исламе видов поклонения, требующих материальных затрат. Свое название садака разговения получила по той причине, что раздавать ее надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамазана. Так пророк (мир ему) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву (имам аль- Бухари).

Раздача садака разговения относится к категории обязательных (ваджиб) действий. Раздача садака разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении. В отличие от заката наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязанности раздачи садака разговения.

Так, например, если малолетние дети или люди, лишенные рассудка, располагают какими-либо средствами, их опекуны должны раздать садака разговения от их имени. Если же опекуны не сделают этого, то ребенок будет обязан сам раздать ее по достижении совершеннолетия, лишенный же рассудка должен сделать это, если к нему вернется разум.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садака разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств. Что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами или лишены разума. Если в семье нет отца, эта обязанность возлагается на главу семьи.

Муж не обязан раздавать садака разговения за свою жену, поскольку его права не распространяются на ее финансовые и имущественные дела.

Мусульманин не обязан также раздавать садака за своего взрослого и разумного сына, поскольку права отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полными уже не являются.

Таким образом, мусульманину следует раздавать садака разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяются его права. В качестве садака разговения каждый мусульманин может раздавать по пол саа пшеницы или муки или по одному саа фиников, ячменя или изюма.

Сообщается, что обычно в качестве закята разговения раздавали по одному саа какой-нибудь еды или по одному саа ячменя, или по одному саа сухого творога, или по одному саа изюма (Сахих аль-Бухари). Половина саа пшеницы соответствует 2–2,25 кг. Ученые ханафитского мазхаба считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывают свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде.

Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами даже лучше, чем едой, так как пророк (мир ему)сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Дара Кутни; Ибн Ади; аль-Хаким).

Раздача садака разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после зари в день праздника, поскольку указания относительно садака разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер.

Сообщается, что Ибн Умар раздавал садака разговения тем людям, которые ее принимали. И они (сподвижники) обычно раздавали ее за день или за два до праздника разговения (Сахих аль-Бухари). Задержка с раздачей садака разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнения будет меньше.

Каждый может раздать садака одному или нескольким неимущим, но каждому нуждающемуся должна быть выплачена сумма одной садака разговения в полном объеме. Право на получение садака разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

Напомним, денежный минимум в 2017 году определен в размере 200 рублей за человека.

Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан – это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака – это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение – награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся – к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные – это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» – любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае – если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа – мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов – 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа – это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками – дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2018 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) – 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) – 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним достатком и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) – 100 рублей для малоимущих, а для тех, кто выплачивает закят, – 600 рублей;

Крым (ДУМК) – 200 рублей;

Казахстан (ДУМК) – 300 тенге;

Киргизия (ДУМ Кыргызстана) – 30 сомов (исходя из стоимости пшеницы).

10:10 2016

Приближается конец Рамадана и вновь открывается поле для обсуждения данной темы. Имамы в мечетях и прочие духовные деятели оповещают мусульман о минимуме в этом году, который должен быть выплачен с человека. Правда не всегда эта сумма соответствует Сунне.

В этой теме, с помощью Аллаха вы найдете ответы.

Фитр-садака: основные положения в свете Корана и Сунны Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

Садакатуль-Фитр или Закят-уль-Фитр – эти два значения приводятся в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и в равной степени они применяются в книгах фикха. Садакат-уль-Фитр, или Закят-уль-Фитр подобен всем остальным закятам, обязательным к выплате. Это, можно сказать, одна из категорий закята, которую ученые по фикху отнесли в соответствующую главу закята.

О Садакат-уль-Фитр, или Закят-уль-Фитр имеется отдельное указание в Благородном Коране, наряду с тем, что все аяты о закяте в общей форме включают в себя и это значение. Ибн Кудама в книге аль-Мугъни говорит: «Саид ибн Мусайиб и Умар ибн Абдульазиз в отношении слов Всевышнего Аллаха: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّى «Преуспел тот, кто очистился» (87:14).

Cказали, что речь здесь идет о Закят-уль-Фитр». Свое название Садакат-уль-Фитр получил по той причине, что раздавать его вменяется в обязанность в связи с разговением (Фитр) после завершения Рамадана.

Когда же можно выплатить Фитр-садака?

От ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что «Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел выплачивать Закят аль-Фитр до того, как люди выйдут на намаз» (передали Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизий, Ахмад, ад-Даримий). Все другие подобные тексты в этой связи, определяющие время выплаты Фитра, упоминают, подобно вышеприведенному хадису, срок до совершения праздничного намаза, или до того, как люди выйдут на праздничную молитву. Однако все эти хадисы не устанавливают время начала выплаты Фитра. Все хадисы говорят о крайнем сроке выплаты, которым является праздничная молитва. Следовательно, каждый мусульманин обязан выплатить Закят-уль-Фитр до того, как он совершит праздничную молитву. А что касается того, чтобы выплатить Фитр задолго до наступления времени праздничного намаза, либо поближе к его времени, то об этом хадисы ничего не упоминают, тем самым предоставляя мусульманину широкий выбор. Он может выплатить его непосредственно перед совершением праздничной молитвы, за два дня до нее, за неделю, или даже за месяц.

Кто должен платить Фитр-садака?

Приводится от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Обязал нас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), выплачивать Закят-уль-Фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман, и велел нам чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву» (передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаий, ат-Тирмизий, ибн Маджа, ад-Даримий, в том же значении).

Раздавать Фитр-садака обязан каждый мусульманин независимо от своего материального положения, возраста и пола. Все без исключения мусульмане, бедный и богатый, взрослый и молодой, мужчина и женщина, свободный и невольник, кто постился, и кто не постился – все обязаны раздать Фитр-садака. Шариатские тексты не содержат никаких исключений, либо ограничений связанных с этим общим для всех законом.

От Амра ибн Шуайба, от его отца, от деда (да будет доволен ими Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил гонца в Мекку со словами: «Садакат-уль-Фитр является ваджибом для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или подневольного, молодого или взрослого в размере двух мудд пшеницы, либо в размере одного саа другой еды» (передал ат-Тирмизий и ад-Дарукъутаний).

Закят-уль-Фитр – это выплата имуществом, или расходование имущества. На муже лежит ответственность и обязанность расходования на свою жену, так же как и мужчина должен расходовать на своего несовершеннолетнего сына, так же как и на отца в преклонном возрасте. На плечи мусульманина ложится расходование имущества в адрес каждого, на кого он обязан тратиться из своей семьи, детей. В число выплат, категорий для расходования, попадает и закят-уль-Фитр. Это обязанность кормильца, невзирая на то, кто или какие категории людей находятся на его иждивении.

Зависит ли выплата фитр-садака от материального положения?

Этот вид закята считается обрядом поклонения каждого человека, и необходимость его выполнения не определяется наличием имущества, как в других видах выплат закята, чтобы можно было говорить о пределах богатства или бедности. Каждый мусульманин должен выплатить Садакат-аль-Фитр.

Тот, кто не имеет средств выплатить Закят-уль-Фитр, будет считаться неспособным к выплате, таким образом, с него спадает обязанность. В данном случае будет применим хадис пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «… Если я вам что прикажу, то исполняйте это насколько вы имеете силы» (передал аль-Бухари от Абу Хурайры). Таким образом, тот, у кого будет иметься в наличии необходимое количество имущества для выплаты Фитр-садака, будет должен выплатить его, а тот, кто не обладает таковым, ничего не должен.

Чем выплачивается Фитр-садака?

Все виды продуктов питания, упоминаемые в хадисах пригодны для этого, и самым главным из них выступают финики. Если ознакомиться с текстами, связанными с Фитр-садака, то в них упоминаются следующие виды продуктов питания: финик, ячмень, пшеница, изюм, творог, ячменная или пшеничная каша, сульт (очищенный от шелухи ячмень, в других передачах мука).

В качестве примера, передается от Абу Саид аль-Зудари (да будет доволен им Аллах): «Мы выплачивали Закят-уль-Фитр в размере одного саа еды, или саа ячменя, или саа фиников, или саа творога, либо саа изюма» (передал аль-Бухари, Муслим, ат-Тахави, ад-Даримий).

Все вышеупомянутые виды продуктов питания во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижников и последовавших после них поколений, раздавались мусульманами при выплате Закят-уль-Фитр (фитр-садака) .

Точно так же как можно выплачивать Фитр-садака всеми вышеперечисленными видами продуктов, возможна выплата в эквиваленте другими вещами, т.к. при рассмотрении текстов в этой связи наблюдается, что мусульмане первых поколений равнялись на основные, более распространенные продукты питания.

Разрешается выплата деньгами, только в том случае, когда эта стоимость будет равна эквиваленту установленным к выплате Фитр-садака продуктам питания. Недопустимым является, когда кто-то говорит о выплате суммы денег при этом, не обуславливая, или не привязываясь к вещам, установленным к выплате в качестве Фитр-садака Шариатом. Если кто-то из факихов скажет, что ныне размер, или сумма денег Фитр-садака является таким-то, это не должно приниматься и является недопустимым до тех пор, пока этот размер денег он не привяжет к стоимости вещей установленных шариатом, как пригодных для раздачи в качестве Фитр-садака.

В данном случае Абу Ханифа и его сторонники в своих выводах оказались правы, когда сказали, что выплата стоимости продуктов деньгами должна равняться одному из видов тех продуктов, на которые указал Шариат. Например, мы выплачиваем один саа финика, или один динар, в том случае если на рынке стоимость одного саа финика равна одному динару. Если рыночная стоимость одного саа фиников два динара, то выплачивается два.

Какой вид продукта берется за основу?

Здесь следует брать за основу самый распространенный и основной вид продуктов питания. Когда мы смотрим на тексты, то видим везде наличие фиников, т.к. на тот период времени они были основным видом пропитания. Равняясь на него мусульмане того времени определяли необходимое к выплате количество продуктов иными видами.

Делая выводы, в наши дни пшеница является основным продуктом питания, а не финики, поэтому при выплате Закят-уль-Фитр деньгами, либо другими ныне известными видами продуктов, необходимо привязываться именно к ней.

Смысл заключается в том, какой вид из продуктов питания является самым основным и распространенным в данное время и на данной территории.

Например, в Юго-Восточной Азии, полуостров Индостан и вокруг него, основной едой для населения является рис, а не пшеница. Следовательно, мусульманам в этих землях следует равняться на рис при выплате размера Фитр-садака.

Каков размер выплаты Фитр-садака?

Мнение большинства сподвижников и ученых фикха заключается в том, что половина саа достаточна для выплаты пшеницей Закят-уль-Фитра.

Фитр-садакъа (Закят-уль-Фитра) равен половине саа пшеницей, либо одному саа другим видам продуктов. Переводя один саа в килограммы мы получаем 2 кг 175 гр. Поделив эту цифру на четыре мы получим размер одного мудда – 543 гр. Так как Закят-уль-Фитр пшеницей составляет половину саа, или два мудда, то его размером будет 1 кг 86 гр (один килограмм, восемьдесят шесть грамм) пшеницы. Размер других продуктов будет составлять 2 кг 175гр.

Кому дается фитр-садака?

Садакат-уль-Фитр является закятом и вбирает в себя все его положения, кроме тех, которые исключаются отдельным доказательством. Обращая внимание на доказательства мы не находим упоминаний кому именно в отличие от обычного закята следовало бы его давать. Поэтому Фитр-садака платится следующим восьми категориям людей. Как об этом говорит Всевышний Аллах:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَاِبْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (9:60).

Что касается категории таких людей как «чьи сердца хотят завоевать, и для выкупа рабов» то на сегодняшний день они отсутствуют, также те «кто занимается их сбором и распределением» – отсутствуют, после того как правление Исламом в мусульманских странах перестало существовать. Нет ни одного государства, где бы претворялся Шариат Аллаха, как это было велено Всевышним Аллахом.

Таким образом, у нас остаются «для нищих и бедных, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников», т.е. из восьми категорий только пять, кому может выплачиваться этот закят.

Пусть Аллах примет наш пост наилучшим образом, и даст возможность приблизиться к Нему.

По материалам книги «аль-Джамиъ ли ахкям ас-Сыям», автор Абу Ияс Махмуд ибн Абдуллятыф ибн Махмуд (Увайда)

Всевышний Аллах повелел мусульманам по завершении поста выплачивать закятуль- фитр. В переводе это выражение означает «милостыня разговения». На этом уроке мы поговорим о смысле и правилах выплаты этого пожертвования.

Закятуль-фитр был вменен в обязанность мусульманам во 2 г.х., когда им впервые было приказано поститься в рамадане. Выплачивать этот закят обязательно, поскольку поступать так приказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, любое повеление которого фактически является повелением Всевышнего Аллаха. В Коране по этому поводу сказано: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (ан-Ниса, 80). Всевышний также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115). Он также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Хашр, 7).

Закятуль-фитр выплачивается за всех мусульман — взрослых и детей, мужчин и женщин, свободных и рабов. Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя за всех мусульман — рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей». I

Желательно выплачивать закят фитр и за плод, находящийся в утробе матери, потому что так поступал повелитель правоверных Усман б. Аффан, да будет доволен им Аллах. Мужчина обязан выплачивать закят фитр за себя самого и за тех, кого он опекает, например, за жену или за близких родственников, если они не могут самостоятельно сделать это. Если же они в состоянии выплатить его сами, то лучше, чтобы они так и сделали, потому что это пожертвование является долгом каждого мусульманина.

Закят фитр обязан выплачивать каждый, кто располагает дополнительными средствами сверх того, в чем он нуждается в течение суток в день разговения. Если же дополнительных средств меньше одного саа, то нужно выплатить то, что имеется, потому что шариат не возлагает на человека то, что превышает его возможности. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (ат-Тагабун, 16).

Мудрость предписания относительно закята фитр совершенно очевидна.

Во-первых, верующий проявляет заботу о бедняках и удерживает их от попрошайничества, чтобы они могли порадоваться в праздник разговения и достойно встретить его вместе с обеспеченными мусульманами.

Во-вторых, он воспитывает в себе такие прекрасные качества, как щедрость и великодушие, доброта и сострадание.

В-третьих, он искупает грехи и прочие упущения, сделанные во время поста, ведь любое доброе дело смывает совершенные ранее прегрешения и в какой-то степени восполняет упущенное.

В-четвертых, он благодарит Всевышнего Аллаха за то, что Он позволил ему завершить пост и ночные намазы и облегчил для него исполнение праведных деяний во время поста.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». II

Закят фитр разрешается выплачивать любыми основными продуктами питания, потребляемыми людьми. Не разрешается выплачивать закят фитр кормом для скотины, так как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать его беднякам, а не животным. Также не разрешается выплачивать его одеждой, мебелью, посудой или утварью, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел в качестве закята фитр раздавать продукты питания. Также не разрешается выплачивать закят фитр деньгами, и тому есть несколько объяснений.

Во-первых, мусульмане не поступали так во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не должны поступать так в настоящее время. Передают со слов матери правоверных Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесет в наше дело то, что не от него, то это будет отвергнуто». III

Во-вторых, закят фитр является обязательным обрядом поклонения, в котором точно определен вид выплачиваемого имущества, поэтому нельзя выходить за рамки данного вида так же, как нельзя выплачивать закят фитр до или после отведенного для его выплаты времени.

В-третьих, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел выплачивать закят фитр определенными продуктами, цены на которые, в большинстве случаев, различны. И если бы цену какого-либо продукта можно было принимать в расчет, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы выплачивать закят фитр именно этим продуктом, и тогда все остальные продукты выплачивались бы в количестве, эквивалентном цене первого.

В-четвертых, выплата закята фитр продуктами является одним из символических обрядов ислама. Мусульмане могут наблюдать за тем, как взвешиваются и раздаются пожертвования. Выплата же его деньгами превращает этот обряд в милостыню, которую один человек тайно передает другому, и никто, кроме них и Всевышнего Аллаха, не знает об этом.

Таким образом, из достоверных хадисов известно, что закят фитр выплачивается из расчета 1 саа продуктов питания, потребляемых людьми, за каждого человека. Мы уже не раз отмечали, что один саа вмещает 2040 г. высокосортной пшеницы. Безусловно, ячмень и другие продукты питания с малым удельным весом будут весить меньше, тогда как рис, сыр и другие продукты питания с большим удельным весом будут весить больше. И если мусульманин собирается выплачивать пожертвование фитр другими продуктами, то ему следует определить объем 2040 г. высококачественной пшеницы, а затем отмеривать другие продукты по этому объему.

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя». IV

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали закят фитр в размере одного саа продуктов питания, сухих фиников, ячменя или изюма». V

Закят фитр можно выплачивать пшеницей, ячменем, пшеничной или ячменной мукой, сухими финиками или изюмом. В качестве него нельзя раздавать всего два мудда пшеницы, потому пожертвование фитр засчитывается только за один саа, что равняется четырем муддам. VI

Известно, что перечисленные выше пять продуктов питания были основными во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Но если эти продукты питания не являются основными в каком-либо регионе, то их нельзя раздавать в качестве пожертвования фитр. Таково самое достоверное мнение по этому вопросу. Оно подтверждается хадисом, в котором сообщается: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного саа. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром». VII

Если мусульманин не найдет ни одного из этих продуктов питания, то ему не следует отправляться за ними в другой город, а достаточно выплатить закят фитр другими зерновыми или плодами, которые являются основными продуктами питания, например, рисом, кукурузой, гречкой или даже мясом. Нам могут возразить, что мясо невозможно отмерить. В свежем виде мясо действительно невозможно отмерить, и поэтому в данном случае придется выплачивать пожертвование фитр по весу.

Однако в качестве закята фитр нельзя выплачивать продукты, вкус или другие качества которых изменились. Поэтому его нельзя выплачивать заплесневевшими или испортившимися продуктами. Также нельзя выплачивать его хлебом, потому что хлеб невозможно отмерить и хранить в течение долгого времени. Кроме того, приготовление на огне изменяет многие качества муки. Следует признать, что при изготовлении макарон и вермишели многие качества муки также изменяются, однако проводить полную аналогию между хлебом и макаронами нельзя. Поэтому разрешается выплачивать пожертвование фитр макаронами и вермишелью, если они являются основными продуктами питания и хранятся длительное время.

Закят фитр становится обязательным после захода солнца в ночь на праздник разговения. Тот, кто застал это время тогда, когда закят фитр обязателен для него, должен выплатить это пожертвование. В противном случае, человек не обязан выплачивать его. Так, например, если человек умер за несколько минут до заката солнца, то за него не нужно выплачивать закят фитр. Если же он умер через несколько минут после заката солнца, то за него нужно выплатить его. Если человек родился через несколько минут после захода солнца, то за него необязательно выплачивать закят фитр. Однако, как это было сказано выше, поступить так желательно. Если же он родился за несколько минут до захода солнца, то за него необходимо выплатить закят фитр. Объясняется же это тем, что закят фитр становится обязательным именно в то время, когда завершается пост и наступает праздник разговения.

Что же касается времени, когда можно выплачивать закят фитр, то оно делится на дозволенное и желательное. Желательным временем для выплаты закята фитр является раннее утро в праздник разговения до совершения праздничного намаза. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали пожертвование фитр в праздник разговения в размере одного саа продуктов питания». VIII

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз». IX

Таким образом, желательно немного задерживать праздничный намаз, чтобы люди могли выплатить закят фитр до него.

Что же касается дозволенного времени, то оно наступает за один-два дня до праздника разговения. Передают, что Нафи рассказывал: «Ибн Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения». X

Необходимо выплатить закят фитр до праздничного намаза и не разрешается откладывать его выплату на более поздний срок. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». XI

Если же человек отложил выплату закята фитр по уважительной причине, например, если он был в пути, и при нем не было продуктов или людей, которым можно было бы выплатить его, или если весть о наступлении праздника застала его врасплох, и он не успел подготовиться, или если он доверил кому-то выплатить закят фитр, а тот человек забыл вовремя сделать это, то он может выплатить это пожертвование и после праздничного намаза.

Закят фитр должен дойти до того, кому он полагается, или до его доверенного лица до начала праздничного намаза. Поэтому если человек вознамерился выплатить закят фитр какому-то определенному лицу, но не смог найти его до праздничного намаза, то он должен выплатить этот закят другому лицу, а не откладывать его выплату на более позднее время.

Человек должен выплачивать закят фитр в месте своего проживания, независимо от того, является ли это место его постоянным или временным местожительством. Если же в месте его проживания нет того, кому можно было бы выплатить закят фитр, то он может выплатить его в другом месте через свое доверенное лицо.

Необходимо выплачивать закят фитр беднякам, а также должникам, которые не в состоянии расплатиться со своими кредиторами. Разрешается раздавать его нескольким беднякам, так же, как можно раздать несколько пожертвований одному бедняку, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил количество выплачиваемого продукта, но не определил количество тех, кому эту милостыню полагается раздать. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

Все, что нужно знать о фитр - садака

Садакату фитр – это садака, которую каждый свободный мусульманин, имеющий хоть небольшие средства, обязан (ваджиб) выплатить в конце месяца Рамадан. Чаще всего этот вид милостыни называют «фитр» (фитрат), то есть, милостыня, которую люди дают согласно божественному замыслу своего творения, своей природе.

Начало выплате фитра было положено на второй год хиджры, в тот год, когда всем мусульманам была вменена обязанность соблюдения поста в месяц Рамадан. Это было еще до повеления Аллаха отдавать закят. С одной стороны, это акция взаимопомощи и взаимовыручки. Также фитр служит поводом для принятия (богоудности) поста, спасения от предсмертных мук и мучений в могиле. Фитр – это помощь нуждающимся, чтобы способствовать их присоединению к общему празднику – празднику Рамадан.

Хотя фитр становится ваджибом с рассвета первого дня месяца Рамадан, но его можно дать за несколько дней до окончания поста, и даже за несколько месяцев или лет вперед. Таким образом, нуждающиеся люди решат свои материальные проблемы еще до окончания праздничных дней.

В хадисе, переданном ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), говорится: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фардом выплату фитра с целью очищения постящихся от пустых и скверных слов, а также как пропитание для неимущих. Кто выплатит фитр до совершения намаза (праздничного), совершит благочестивое дело. Кто же выплатит фитр после намаза, то это превращается в обыкновенную милостыню» (Бухари, Закят, 70, 71, 77; Муслим, Закят, 12, 13, 16; Абу Дауд, Закят, 18, 20; Насаи, Закят, 31, 33; ибн Маджа, Закят, 21).

Абдуллах ибн Саляба (радыйаллаху анху) говорил: «Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до наступления праздников призвал: «Дайте один «са» милостыни из пшеницы, овса или фиников. Дайте милостыню за своих невольников (слуг), за маленьких (детей) и больших (старших людей)» (Ахмад бин Ханбаль, 5/432).

В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радыйаллаху анху), о видах и количестве продуктов, которыми можно дать фитр, говорится: «Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был еще среди нас, закят фитр давали следующим образом: продуктами питания – 1 са, финиками – 1 са, ячменем – 1 са, изюмом – 1 са или «кеш» – 1 са. Пока жив, я буду постоянно давать милостыню» (Ахмад бин Ханбаль, 3/183). Под продуктами питания в этом хадисе подразумевается пшеница, под «кеш» – мука, смешанная с жирным молоком и высушенная. Все приведенные хадисы доказывают, что количество фитр, выплаченного пшеницей, ячменем, финиками и изюмом, достигает одного са. Но в хадисе, сообщенном ибн Аббасом и Амром ибн Шуайбом (радыйаллаху анхум)со слов его отца и деда, говорится, что мера фитра пшеницы – половина са. Текст хадиса, переданный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), таков: «Садака фитр представляет собой 2 мудда пшеницы» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

В шариате один «мудд» равен ¼ части «са» и соответствует 260 дирхамам. По мерам шариата, 260 х 2,8 = 728 граммов. Следовательно, половина са пшеницы = 2 мудда х 728 = 1456 граммов. Один са равняется 2912 граммам. В народе принято, что один дирхам весит 3,2 грамма. Один са равня-ется 1040 дирхамам х 3,2 = 3328 граммов. Половина этого – 1664 грамма. Это количество пшеницы и количество фитра. (См.подробнее: Х. Дёндюрен, ибн Абидин терджумеси фихристи ве теримлер созлугу. Ста бул, 1988, Дирхам, Са ве Муд мадделер; аль-Касани, 2/72; ибн Хумам, 2/36-41; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/140-147).

Исходя из этого, меру фитра можно определить следующим образом:

1. Согласно мерам веса шариата, фитр с ячменя, сухих фиников и изюма составляет 3 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 3,33 кг.

2. Фитр с пшеницы и муки, которая является производной пшеницы, согласно мерам шариата, составляет 1,5 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 1,66 кг.

Из двух мер веса можно предпочесть любую, но, исходя из того, что мера, имеющая хождение в народе, гораздо больше, она и в большей степени служит пользе нуждающихся. Следовательно, способствует получению большего саваба.

По мнению имамов трех мазхабов, за исключением ханафитов, фитр с пшеницы составляет 1 са.

Вместо четырех видов продуктов можно выплатить и их номинальную стоимость. Но если бедняки больше нуждаются в этих продуктах, лучше фитр отдать в натуральном выражении.

Каждый свободный мусульманин, обладающий имуществом, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр, причем не имеет значения – взрослый это человек или маленький, в здравом рассудке или умалишенный. При этом мера нисаба рассчитывается только после обеспечения семьи вещами и предметами первой необходимости. Сюда входят дом, одежда, домашняя утварь, средства передвижения, оружие, слуги, средства, достаточные для месячного содержания семьи. Однако известно и другое мнение, согласно которому, должны быть средства, для годового содержания семьи и уплаты всех долгов. Нисаб составляет 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота, или же средства, стоимость которых равна 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота. Но в этом случае не обязательно, чтобы со дня достижения нисаба прошел год.

Если мусульманин скончался до наступления рассвета праздничного дня Рамадан или попал в тяжелую ситуацию, ему необязательно платить фитр. Также выплата фитра необязательна за ребенка, который родился на рассвете и для только что принявшего Ислам. Но если состоятельный мусульманин скончался на рассвете праздничного дня, выплата фитра становится ваджибом. Если он сделал завещание, то за него выплачивают 1/3 часть наследства. Выплата фитра становится ваджибом и для мусульманина, который по уважительной причине не смог соблюдать пост. Как, например, болезнь, путешествие или преклонный возраст. Каждый мусульманин, который обладает состоянием, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр как за себя, так и за своих детей и слуг. Также фитр выплачивают за бедных или больных членов семьи. Если у ребенка отец скончался или обеднел, то фитр может выплатить отец его отца, то есть, дедушка. Однако, есть мнение, что в таких случаях дедушка может не платить фитр за своего внука. Никто не обязан платить фитр за свою супругу и детей, достигших совершеннолетия и находящихся в здравом рассудке, так как они обладают всеми правами. Если супруга и дети обладают состоянием, достигшим нисаба, они должны выплатить фитр из своих средств. Но если супруга или дети разрешат мусульманину выплатить за них фитр, этого будет вполне достаточно. Если они находятся на попечении отца или все живут под одной крышей, отец может выплатить за них фитр без их разрешения. Никто не обязан выплачивать фитр за своих родителей, если даже они живут в одном доме. Исключением является тот случай, если отец бедный или умалишенный.

Кроме ханафитов, имамы трех мазхабов считают, что выплата фитра становится ваджибом после захода солнца в последний день месяца Рамадан. Откладывание выплаты фитра на после праздничные дни является харамом. Исключением является наличие уважительной причины.

Наряду с этим, опоздание с выплатой фитра не освобождает от этой обязанности. Фитр нужно выплатить в любом случае (Ибн Хумам, Фатхуль Кадир, 2/29-31; ибн Абидин, Раддуль Мухтар, 2/98; аль-Фатаваи аль-хиндия, 1/179-181; ибн Рушд, Бидаятуль муджтахид, 1/269; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/55).

Категории людей, которым выплачивается фитр-садака, аналогичны тем, кому отдают закят. Предварительно сделав намерение, фитр отдают бедным людям. Намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака.

Нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Абу Юсуф и Имам Шафии считают, что фитр нельзя давать бедному «зимми». Фетва опирается именно на это мнение, ибо целью выплаты фитр-садака является намерение помочь мусульманину в праздничные дни, чтобы он вместе со всеми встречал праздник, находясь в умиротворении, совершал поклонение Аллаху. А если дать фитр зимми, данная цель не будет осуществлена.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Факихи единодушны в том, что передача садака сразу после наступления рассвета праздничного дня, до совершения намаза ‘ид-аль-фитр, является мустахабом. При этом они исходят из хадиса, переданного ибн Умаром (радыйаллаху анхума): «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел вручать фитр еще до выхода людей на праздничный намаз» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

Фитр-садака нужно раздавать нуждающимся людям в местах проживания. Отправление фитр-садака в другие места является макрухом.

В хадисе о фитр-садака перечислены четыре вида пищевых продуктов, что значительно облегчает практическое осуществление взаимопомощи и благотворительности в любые времена и в любой стране, так как цель выплаты фитра заключается в однодневном обеспечении продуктами нуждающихся. Это достигается либо предоставлением продуктов, либо оказанием помощи в денежном эквиваленте. Если изначально была бы установлена денежная сумма, то конечный результат был бы неясен, ибо цены на продукты постоянно меняются, вследствие чего бедняки не смогли бы купить продукты в установленном количестве. Таким образом, цель фитр-садака осталась бы не достигнутой.