Что дает нам лес проект. Что природа дает человеку. Над головой твоей кудрявой

Велико значение леса в нашей жизни. Писатель Константин Паустовский, страстный почитатель леса, писал, что леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но и поддерживают саму жизнь на земле.

К сожалению, лесов на земле становится все меньше. Было время, когда территорию Европы сплошь покрывали великолепные леса. Сегодня в Англии они вырублены почти полностью, в Италии, Испании, Франции и других странах их осталось не более 10-15 %.

Лес - главный источник пополнения воздуха кислородом, незаменимый естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов, ему мы в огромной степени обязаны своим здоровьем. При фотосинтезе одного кубометра древесной массы образуется около полутонны кислорода и при этом поглощается из атмосферы такое же количество углекислого газа. Если учесть, что в лесах России ежегодно прирастает примерно 800 млн. кубометров древесины, легко подсчитать вклад наших лесов в воздушный баланс планеты.

А сколько пыли улавливает лес! В летний период кроны деревьев поглощают до половины пыли, содержащейся в воздухе. Шершавый лист дерева - фильтр, созданный самой природой,
В воздухе леса содержится в 300 раз меньше бактерий, чем в городе, а стерилизуют его фитонциды, выделяемые листьями и цветками растений. Несколько граммов фитонцидов обеззараживают несколько сотен кубометров атмосферы.

Лесу мы в значительной степени обязаны и своим материальным достатком, потому что трудно найти более универсальный материал, чем древесина. Без изделий из древесины не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства.

Ежегодно в лесах заготавливаются десятки тысячи тонн дикорастущих плодов и ягод, орехов, грибов. Пчелы - исконнные обитатели лесов, а огромные площади, занятые медоносной растительностью, благоприятствовали их размножению, обеспечивали богатые медосборы.

Русский историк В. Ключевский в книге «Сказания иностранцев о Московском государстве» писал, что главными произведениями московской земли, добываемыми в лесу, были меха, мед и воск, а вся страна изобиловала плодовитыми пчелами, которые клали отличный мед в дуплах деревьев. Продукты, добываемые от пчел, были первостепенным товаром внутреннего обмена и внешней торговли.

Сейчас взаимоотношения человека с лесом резко изменились, что в значительной мере обусловлено техническим прогрессом и растущей урбанизацией. Большинство населения в настоящее время живет в городах, а это отразилось на сложившихся в ходе эволюции естественных связях между человеком и окружающей средой. Нарушение этих связей повлекло за собой рост нервных и сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые приходят к выводу, что общение с природой должно стать необходимым условием нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Под влиянием благоприятных природных факторов улучшается обмен веществ, повышается усвоение кислорода и выделение углекислоты, дыхание становится реже и глубже, исчезают нарушения в работе сердца и сердечно-сосудистого аппарата, увеличивается скорость кровртока и количество функционирующих капилляров.

Зеленые насаждения, и особенно лес, существенно снижают промышленную радиацию. Леса способны поглощать и нейтрализовать радиоактивные вещества, а это очень важно в наш ядерный век.
С ростом населения, повлекшим вырубку лесов на древесину и под пашню, площади лесов заметно сокращались, но и в настоящее время они у нас достаточно велики.

В наших лесах произрастает множество медоносных деревьев и кустарников: липы - 1145, акации белой - 4,1, каштана съедобного - 31,8 тыс. га с общим запасом медопродуктивности около 500 тыс. т. Из 16 видов липы, произрастающих в наших лесах, наибольшее значение имеет липа мелколистная, которая встречается в байрачных дубравах степи, в дубравах и сосняках лесостепи, в полосе хвойно-широколиственных лесов южной тайги. В

Сибири она растет островами почти до Иртыша, на Алтае и районе Красноярска. На Дальнем Востоке липа мелколистная замещается амурской, маньчжурской, и липой Такета. В большинстве случаев она в качестве дерева первой величины входит в состав хвойно-широколиственных лесов и дубрав в виде примеси, но в лесах Среднего Поволжья, Южного Урала и Приуралья образует высокопроизводительные смешанные и даже чистые липняки. В некоторых местах липа занимает огромные площади. Например, в Башкирии Гафурийский лесхоз владеет 200 тыс. га леса. Здесь липа мелколистная занимает почти 50 тыс. га.

В европейской части России липа доживает до 400 и даже 600 лет, на улицах городов - до 100 лет. Лапы семенного происхождения начинают цвести с 20-25 лет. С возрастом количество цветков на дереве увеличивается, а содержание сахара в их нектаре изменяется незначительно. Наивысшее нектаровыделение у липы наблюдается в возрасте 70-90 лет.

Липа не только отличный медонос - ее древесина и луб находят широкое применение в народном хозяйстве. К тому же она улучшает почву, а смешанные насаждения с ее участием отличаются большой устойчивостью и продуктивностью.

Сейчас проводится работа по сохранению липы в лесах и увеличению площадей под ее насаждениями.

«Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану -

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших.

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Леса украшают нашу землю.

Леса украшают нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он манит в зеленую чащу, зимой притягивает нас сказочной тишиной и белизной. Осенью лес сверкает яркостью желтых и красных листьев рядом с зеленью хвойных деревьев. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, лес воспет в музыке, в песнях, в пословицах, в поговорках, кистью художника .

Что дает лес человеку.

Леса –хранители влаги. Они оберегают родники, ручьи, реки от высыхания. Они охраняют почвы от оврагов и ветров.

Лес- хорошее место для отдыха, кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев щебетание птиц успокоят, поднимут настроение. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, радует целым хороводом грибов. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней.

В лесах заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон и другие нужные человеку изделия. Ученые подсчитали, что для каждого человека в течении жизни нужно не менее 200 деревьев на жилище мебель, газеты и журналы, спички и карандаши и другие предметы из дерева, которыми мы повседневно пользуемся. Было время, когда древесина служила основным материалом для строительства.

Искусство резьбы по дереву.

Русские мастера создали чудесные деревянные строения, на которые сейчас приезжают любоваться гости из разных стран мира. Издавна на Руси дома украшали деревянной резьбой: вырезали ажурные наличники, украшение на карнизы, фронтоны и даже хитроумные и вполне надёжные замки. Вырезались также ложки, ковши, чашки, шкатулки и различные игрушки. И все это делалось ножом да топором или другим нехитрым инструментом. Хорошо знали мастера, что лучшая древесина для резьбы- это липа, осина, ольха, берёза. Искусство резьбы по дереву, созданное русскими мастерами, живет и в наши дни.

Охрана лесов.

Как видишь, лес человеку приносит большую пользу. Не случайно говорят: «Лес- богатство народа». Поэтому в нашей стране все леса охраняются. Государство строго контролируют вырубку леса. На вырубленных участках сажают новые леса. Охота на животных разрешается только в определенные сроки. Организуются леса-заповедники, где не разрешается рубить деревья и охотиться на животных.

Долг каждого человека- бережно относиться к лесным богатствам. В любом лесу нельзя собирать сок деревьев, рвать цветущие травянистые растения, ломать ветки деревьев и кустарников, так как среди них много редких. И не только поэтому нельзя в лесу делать сборы. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно,погибнет другое, за ним –третье, и пойдет дальше цепочка, пока не погибнет весь лес.

Пришли как- то в один лес люди. Решили там вырубить все кустарники! Зачем они здесь? Ведь лес- это деревья! Вырубили. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились на деревья насекомые- вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес.

Экологическая сказка «Плач березы».

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.

Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.

По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

Красная книга.

Многие растения и животные леса охраняются особо: их на земле стало очень мало. Эти растения и животные занесены в Красную книгу. Красный цвет- цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта книга.

(2 класс)

В экономике

Наши далекие предки жили в лесах, используя их дары в качестве пищи. Современный человек также продолжает пользоваться природными ресурсами. Что дает нам лес? Очень многое:

  • материалы для строительства;
  • бумагу;
  • древесное топливо;
  • мебель.

Конечно, в целях экономии люди научились создавать искусственные материалы, но все равно натуральная древесина ценится очень высоко.

Лекарства

Работая над проектом «Что дает людям лес», следует обязательно раскрыть еще один аспект - лекарственные растения. Столетия назад народные знахари использовали мать-и-мачеху, василек, ромашку, аир и других представителей флоры для лечения многочисленных недугов. Сейчас же лечебные свойства этих и многих других растений научно доказаны, поэтому их экстракты и масла широко применяются не только в фармакологии, но и в косметологии.

Так, черника является отличным средством, позволяющим предотвратить заболевания сердца и сосудов.

Пища

В лесах растет большое количество грибов, которые очень вкусны, их можно пожарить, замариновать, засолить. Особой любовью пользуется наваристый грибной суп. Без лесов люди никогда бы не узнали этого необычного вкуса!

В лесных чащобах имеются деревья, кустарники и травянистые растения:

  • черника;
  • рябина;
  • малина;
  • голубика;
  • земляника.

Их ягоды отличаются целым набором полезных свойств, любимы детьми и взрослыми.

Наконец, дикие звери, которые нашли свое жилище среди деревьев - источник пищи для людей с незапамятных времен, наши предки использовали в пищу их мясо, из шкур делали одежду и обувь, из костей, клыков и бивней - орудия и оружие. Именно возможность создавать их и является ключевым отличием человека от животных. Поэтому, изучая в 3 классе, что дает людям лес, необходимо озвучить детям идею о том, что без леса и его обитателей стало бы невозможным само существование человека. Но и это еще не все, лесные ресурсы поистине огромны.

Полезные свойства ягод

Рассматривая, что дает нам лес, следует отметить, что большая часть лесных ягод обладает большим количеством полезных свойств. Так, брусника, предпочитающая произрастать в сосняках, содержит много сахара, поэтому активно используется для приготовления варенья. Кроме того, в медицинских целях используются и листья растения, они обладают дезинфицирующим эффектом.

Черника - замечательный дар леса. Ее вкусные ягоды помогают улучшить зрение, используются в борьбе с цингой, являются отличным способом профилактики раковых заболеваний. Само растение предпочитает влажные леса.

Лесная малина - натуральное жаропонижающее.

Также ягоды, выращенные в лесах, обладают большим числом преимуществ:

  • Благодаря произрастанию в удалении от цивилизации они экологически чисты и полностью безопасны для здоровья.
  • За счет содержания большого числа антиоксидантов эти дары леса являются замечательным средством профилактики старения.
  • Они богаты витаминами, при этом не накапливают в своем составе вредных веществ и тяжелых металлов.

Все это позволяет ответить на вопрос, что дает нам лес: полезную для здоровья продукцию, большое число витаминов.

Роль в жизни аборигенных народов

Есть некоторые народности, которые до сих пор выживают только за счет лесов: они охотятся, собирают ягоды и грибы, нередко именно такие виды деятельности являются основными способами добычи пищи.

Такая зависимость от природы присуща прежде всего коренным аборигенным народностям, которые проживают вдали от цивилизации и не имеют возможности существовать каким-то иным способом. Иногда такие народности контактируют с внешним миром, обменивая добытые ими в лесах растения или животных на блага цивилизации: одежду, обувь, технику.

Другие полезные свойства

Завершая рассмотрение вопроса, что дает нам лес, отметим еще несколько моментов:

  • Большое количество деревьев является препятствием для рек, не давая воде возможности разливаться на большие расстояния.
  • Корни деревьев и кустов защищают почвенный покров от вымывания.
  • В лесной глуши находит себе дом большое количество живых существ: зверей, птиц, насекомых, многие виды относятся к числу редких или вымирающих. Поэтому именно за счет лесов удается сохранить видовое многообразие растений и животных. Активная вырубка деревьев приводит к тому, что животным становится негде жить.
  • Рекреационный туризм. Возможность уехать на время в лес, поставить палатку - отличный вариант для оздоровительного отдыха, который подарит массу положительных эмоций.
  • Использование для обустройства жилья в популярном сейчас эко-стиле.

Все это доказывает, что лесные массивы имеют огромную важность для человека, вот почему к богатству, дарованному самой природой, следует относиться бережно, сознательно и рационально использовать данный ресурс.

Ответ на вопрос, что дает нам лес, не может быть однозначным. Без деревьев и кустарников, трав и диких животных не представляется возможной сама жизнь на планете.

Сабирова Алина.,Счастный Влад,Окишор Анна, Попов Никита, Богданова Оксана

Цель проекта – проследить за образом леса, выяснить его значение в судьбе человека.

Ребята выдвинули гипотезу: возможно, лес – не только источник сырья и чистого воздуха, но лес-это живая душа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выполнили: Попов Никита, Окишор Анна,

Богданова Оксана, Счастный Влад,

Сабирова Алина

Руководитель: Сабирова Р.Г.,

учитель начальных классов

Г.Серов,2014

1. Введение.

2. Что дает человеку лес?

3.Как связаны между собой человек и лес?

4.Как вести себя в лесу?

5.Заключение.

6. Приложение.

Введение.

В лесу увидеть можно столь чудес,
Нас вдохновляет в жизни лес,
Деревья то смеются, то заплачут,
То голосят ветвями, то судачат.

Их жизнь наполнена прекрасным,
Порою добрым, а порою властным,
И как у человека, у леса есть судьба,
Бывает роковой, бывает радостной она.

Наша работа посвящена лесу.

Мы не случайно обратились к этой теме.

Лес - зеленый друг, просторный дом,

Всем уютно в доме том.

Лес дремучий тайною покрыт,
Он секреты многие хранит.

Очень захотелось всем ребятам

Стать ближе к лесным богатствам.

Цель нашего проекта – проследить за образом леса, выяснить его значение в судьбе человека.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить роль леса в судьбе человека.

3.Выполнить мероприятия по защите леса.

Нами были выбраны следующие методы работы:

  • Анкетирование, интервью
  • Работа с литературой
  • Агитационная работа
  • Анализ и обобщение

Свою работу мы построили как ответы на вопросы:

1Для чего нужен лес?
2. Какой вред нанес лесам человек?
3. Как связаны между собой лес и человек?
4. Как вести себя в лесу?

Мы выдвинули гипотезу: возможно, лес – не только источник сырья и чистого воздуха, но лес-это живая душа.

Что дает человеку лес

Прежде чем приступить к работе с литературой, мы решили провести опрос среди учеников и получили следующие результаты:

Вы любите лес?- 19чел. - да 1 чел.-нет

Что больше всего вас радует в лесу?

Красота- 11 чел.

тишина-5 чел.

спокойствие- 4 чел.

Как мы видим из опроса, с лесом связано абсолютное большинство ребят, поэтому мы считаем тему актуальной.

Зелёным океаном часто называют леса и это справедливо. Леса – часть природы, без них как без воды, как без воздуха не может обойтись человек. На огромных просторах страны раскинулись они. Это наше национальное богатство и распоряжаться им мы должны по - хозяйски. Лес – друг и защитник человека. Он кормит, одевает, лечит людей. Учёные подсчитали – один га леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха и поглощает за один час столько углекислоты, сколько за это время выдыхают 200 человек.

Трудно перечислить все, что дает лес человеку. До сих пор еще 2/3 человечества готовит пищу на древесном топливе. Из зеленой сокровищницы наша страна ежегодно получает 400 миллионов м3 древесины, которая служит источником для получения 200 тысяч видов различных материалов, веществ и соединений: строительных деталей, бумаги, картона, мебели, пластмасс, искусственного шелка и меха, белковых концентратов, глюкозы и многого-многого другого.

Кроме того, леса богаты кормовыми и лекарственными травами, ягодами и грибами. В лесах развивается охотничье хозяйство, а в лесных водоемах - рыбоводство. Лес оберегает реки от обмеления, поля - от засухи. Лес - это прохлада в жаркий день, и отдых от городского шума, и убежище от леденящего ветра и вьюги. Лесной воздух имеет целебные свойства. Гигиенисты подсчитали, что шум деревьев, шум падающей воды и почти все шумы, возникающие в природе, имеют частоту в пределах 1000 колебаний в секунду. Эти шумы создают полезный, очень нам нужный акустический фон .

Листовая поверхность задерживает пыль, выбросы промышленных предприятий, очищает воздух. На одном гектаре елового леса на хвое оседает до 32 тонн пыли. Люди не могут жить без лесов и рек. Стоит вырубить по берегам рек деревья, сразу мелеют они, смывается почва и образуются овраги.

Трудно перечислить все, что дает лес человеку:

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Радиомачты - ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!

Как мы видим, леса имеют очень большое значение для человека. Без него на нашей территории полноценная жизнь человека невозможна.

Какой вред наносит лесам человек

Человек многое получает от леса, но сам часто становится, умышленно или неумышленно, источником многих бед: разорения лесов неправильным хозяйством, уничтожения пожарами, браконьерством. Там, где людей относительно мало и хозяйственное воздействие на леса незначительно, леса более или менее успешно справляются с последствиями человеческого воздействия. Но в населенных районах, где леса часто посещаются людьми и используются для разнообразной хозяйственной деятельности, людям приходится прилагать некоторые усилия для того, чтобы лес не погиб, не утратил своей привлекательности для отдыха, своей способности сберегать воду, воздух и вообще среду обитания человека.
По исследованиям одного информационно - обозревательного журнала за последние 50 лет человек уничтожил 70% мировых лесов. Около 30% ещё оставшихся на Земле лесов раздроблены на части и вымирают, вырубка в них идёт с очень большой скоростью.

Использование леса для целей отдыха и туризма в той или иной степени также причиняет вред нашему зелёному другу. Не проходит бесследно присутствие в нём даже одного человека, тем более если он считает, что всё ему дозволено. А ведь в лес обычно отправляются семьями или большими коллективами. Тут уж не обходится без костров, которые оставляют после себя на несколько лет безжизненными участки земли.

Значит, губим «любимую природу» мы сами – грибники, охотники, туристы, участники весёлых пикников. Поэтому, присаживаясь с милой компанией у костра надо помнить, что наша радость может легко обернуться бедой, невосполнимой потерей для природы и общества.

Незаметные, на первый взгляд, изменения лесного покрова вызывает даже хождение по лесу, в результате которого вытаптывается трава и молодые деревца, чуть поднявшиеся над землёй. Народ приметил: один человек оставляет в лесу след; сотня – тропу; тысяча – пустыню.

От той же причины страдают даже взрослые деревья. В немалой степени деревья ослабевают также от повреждений коры ножами и топорами. Недаром гласит пословица: «Кто с дерева кору снимает – его убивает»

Сушит берёзу…

Заруба – почти к сердцевине

Берёзовые слёзы

Бегут и светлы, и невинны.

Из раны глубокой

Стекает прохладная влага…

Ах, лакомство соком!

Кому

Обернулась ты

Благом?..

Люди всегда должны помнить, что дерево - их друг. Общество по охране природы, любители природы и вообще каждый человек должны не только оберегать зеленые насаждения, но и способствовать их увеличению

Пришла уже пора понять,

Что надо потери лесов восполнять.

Поколения будущие будут мучиться –

Быстро вырастить новый лес не получится!

Леса России - не бесплатный магазин
Их надо нам беречь, и защищать, и холить.
И человек, увы, совсем не господин,

А первый, кто будет страдать от причиненной лесу боли.

Пора понять, как важно защищать леса нашей Земли
От промыслов людей, от засухи ужасной...

Нельзя уничтожать напрасно

Органы дыхания Земли,
Иначе счастья чистым воздухом дышать

Нам в скором будущем не испытать!

Каждый должен понять, что не только лесник

Защищать должен лес от искры и дыма,

Лес для многих людей - говорящий, живой -

Беречь его нам сообща необходимо!

Силы лес дарует, без сомненья,
Экология улучшится пускай,
И подарит лес тем людям вдохновенье,

Кто закон запомнит: «Лес защищай!»

Как связаны между собой лес и человек


Русский лес! Ни один пейзаж так не богат красками, как русский лес. А сколько поэзии заключено в нем! Лес прекрасен в любое время года. О лесе сложено множество песен, пословиц, поговорок, загадок, прибауток.
Наши леса волнуют каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота леса – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе, к лесу.

Нет ничего милее бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский лес..

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

когда над головою, Как вечность лес шумит.

Лес… Это особый мир, который притягивает нас своей таинственностью, красотой, веселым шумом. Лес, словно волшебник, овладевает эмоциональным миром человека, рождает в нем чувство восхищения, душевного равновесия, светлые поэтические настроения, вспышки проявления разносторонних талантов.

Именно благодаря любви к лесу, мы можем прочитать интересные произведения таких писателей, как К. Паустовский, М. Пришвин,В. Бианки, И. Соколов – Микитов. Певцом леса можно назвать художника И. Шишкина.

Любой простой человек, побывав в лесу, пообщавшись с деревьями, наполняется особой энергией.

Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.

В нашем селе живет замечательный человек - Сергей Семенович Мерзляков, он дедушка нашего одноклассника. Сергей Семенович с раннего детства любил ходить по лесу, его пленила красота уральских лесов. Общение с природой рождало у него вдохновение. Все свои чувства, впечатления он выплескивал в своих стихах.

Ветра качают ветви ивы,

Стряхая долгий зимний сон,

С трудом расчесывая гривы

Сплетенных в косы голых крон.

В тепле весеннего дыханья,

Раскинув изумрудный плюш,

Сосна полна очарованьем,

Приняв апрельский первый душ.

Мы провели встречу с замечательным поэтом и получили ответы на следующие вопросы:

С какого возраста Вы пишите стихи?

С 15 лет.

Чему больше всего посвящено Ваше творчество?

Конечно же. Природе, нашим богатым уральским лесам.

Что значит лес в Вашей жизни?

Лес- это вся моя жизнь! Очень люблю ходить в лес за грибами, ягодами, люблю рыбалку на лесных озерах, люблю просто любоваться красотой и дышать чистым здоровым воздухом.

Есть ли стихи, которые были написаны после общения с природой, с лесом?

Практически все стихи рождаются после общения с природой, появляется вдохновение.

Лес можно назвать мудрецом, так как он всегда готов внимательно выслушать, своим спокойствием помогает принять правильное решение.

Лес - врач, лечащий душу. Но понять, почувствовать душу леса может только добрый человек, имеющий сам открытую душу.

В лес мы входим, как в чудесный терем-сказку,
В мир прохлады, тишины и волшебства.
Входим, затаив дыханье, в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом,
Чтобы лицезреть лесную сказку,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Лес помогает обрести спокойствие и почувствовать себя дома:

Я- человек! Мне не дано

Стать жителем лесным,

Но, приоткрыв в природу лишь окно,

Я становлюсь иным.

Питает лес энергией своей

И силу дарит мне.

И каждый раз я мчусь скорей

На птичий зов, зверей.

Я не могу постичь умом,

Но чувствую душой,

Что лес-это мой дом второй:

Я обретаю здесь покой!

Не случайно психологи советуют людям, которые испытывают душевное беспокойство, побродить по сосновому бору, пообщаться с природой. услышать ее голос.

Как вести себя в лесу

Человек, находясь в лесу, не может не влиять на лесную экосистему, особенно если он находится в лесу долго, собирает грибы или ягоды, разводит костер, ставит палатку. Но влияние человека может быть разным. От того, кто относится к лесу бережно, остаются едва заметные следы, которые уже через неделю могут полностью исчезнуть. От беспечных отдыхающих, не заботящихся о природе и других людях, в лесах остаются горы мусора, поврежденные деревья, а нередко их отдых и вовсе заканчивается лесным пожаром. Беспечные и бездумные отдыхающие наносят лесу не меньший ущерб, чем злоумышленники - браконьеры, "черные лесорубы", поджигатели. Для того, чтобы наше пребывание в лесу не привело к беде и не оставило неприятных следов, необходимо соблюдать несколько простых правил.

Пожарная безопасность. Самая большая беда, причиной которой может стать человек в лесу - это лесной или торфяной пожар. Лесной пожар может возникнуть от малейшего источника - брошенной непогасшей спички, окурка, искры из глушителя мотоцикла или автомобиля, тлеющего ружейного пыжа, и, конечно же, от непогашенного костра или подожженной в лесу или поблизости от него сухой травы. Сухой мох или лишайник, лесная подстилка, торф могут часами тлеть, прежде чем тление превратится в открытое пламя. Поэтому часто человек даже не узнает о том, что он стал виновником лесного пожара - но лес, тем не менее, сгорает (а иногда сгорает не только лес, но и расположенные рядом с ним дома, а то и целые деревни).
Для того, чтобы не стать невольным виновником лесного пожара, необходимо соблюдать несколько простых правил.
Во-первых, никогда и нигде не поджигать сухую траву. Абсолютное большинство весенних лесных и торфяных пожаров возникает именно в результате поджогов сухой травы (кроме того, от поджогов сухой травы ежегодно в нашей стране сгорает несколько сотен домов, травяной дым причиняет огромный ущерб людям, страдающим болезнями сердца, сосудов, органов дыхания). Не каждый человек способен справиться с травяным пожаром, особенно в ветреный день - в результате палы сухой травы распространяются иногда на многие километры, вызывая пожары в лесах и лесополосах, уничтожая молодую древесную поросль.

Во-вторых, не разводить костры без нужды, а уж если разводить - то только там, где нет опасности, что от костра начнет тлеть торф, лесная подстилка или ветошь, накопившаяся между камнями. В лесах с мощным моховым или лишайниковым покровом, или с толстой лесной подстилкой, необходимо расчистить место для костра и прилегающую полосу от горючих остатков. Костер нельзя оставлять без присмотра, а перед уходом его необходимо тщательно затушить - так, чтобы от него не было ни малейших следов дыма, и чтобы тепло не чувствовалось руками.

В-третьих, не допускать попадания на землю искр, непотушенных спичек, окурков, хлопушек, петард и тому подобных предметов, которые могут стать источником тления и огня. Летом в сухом лесу, и особенно на торфянике, надо вести себя так, как будто вы находитесь на пороховом складе - это будет единственно правильное и безопасное для леса поведение.

В-четвертых, в случае обнаружения в лесу огня (брошенного костра, тлеющего мха или подстилки, горящей травы) - попытаться погасить огонь собственными силами, а если это не получится - как можно быстрее сообщить о нем в органы пожарной охраны или ближайшее лесничество, позвонив по телефону 8-800-100-94-00 (это общероссийских телефон лесной охраны), 01, 112, или любому другому известному вам телефону экстренных служб.

Соблюдение чистоты. Одним из самых заметных следов пребывания человека в лесу является мусор. Леса вблизи городов, поселков и больших дорог по всей стране весьма быстро превращаются в сплошные свалки самых разных отходов, в основном оставляемых отдыхающими в лесах гражданами. Хотя по действующему лесному законодательству леса должны охраняться от загрязнения, справиться с миллионами мусорящих в лесах граждан никому не под силу. А чем больше замусоривается лес - тем более охотно оставляют в нем свой мусор следующие его посетители.

Только общими усилиями всех людей можно спасти леса от мусора. Культурный, уважающий себя и других человек ни в коем случае не должен оставлять в лесу никаких отходов своей жизнедеятельности - весь мусор следует унести с собой и выбросить там, где его собирают и утилизируют. Лишь для быстроразлагающихся органических отходов можно сделать исключение, но и их следует спрятать, поскольку любой мусор в лесу может натолкнуть следующего посетителя на мысль, что здесь сорить принято.

В исключительных случаях, если по какой-то причине забрать весь мусор с собой невозможно, безопасные и способные к разложению отходы можно закопать, предварительно приняв меры к тому, чтобы они разложились как можно быстрее. Безопасный горючий мусор, который невозможно взять с собой, следует сжечь, консервные банки - обжечь. Стекло и пластик надо обязательно забрать с собой - они практически не разлагаются в природной среде, а сжигание пластика само по себе опасно.

По возможности стоит убрать и мусор, оставленный другими людьми - в конце концов, Земля у нас одна, и кому-то всегда приходится исправлять последствия невоспитанности других.

Соблюдение тишины. Шум, производимый людьми, может причинить лесу и его обитателям немало бед. Многие звери и птицы, особенно в период выведения потомства (весной и летом), очень чувствительны к посторонним громким звукам. Громкие крики, музыка, хлопки петард, шум мотоциклов и мопедов и другие тому подобные звуки могут напугать зверей и птиц, заставить их бросить свои гнезда, потомство, переселиться на другие участки. Шум - одна из главных причин того, что животный мир лесов вокруг городов, предприятий, дорог и других мест, где много людей и техники, намного беднее, чем животный мир диких лесов.

Громкие звуки, производимые одними людьми, часто сильно мешают другим людям отдыхать, наслаждаться тишиной леса. Для большинства тех, кто любит отдыхать в лесу, собирать грибы и ягоды, тишина - одно из главных достоинств такого отдыха. Этим людям бывает очень неприятно слушать громкую музыку и крики других отдыхающих, от которых, особенно в пригородах и других густонаселенных местах, часто бывает просто некуда скрыться.

Наконец, тот, кто постоянно громко шумит в лесу, не имеет практически никаких шансов встретиться с интересными дикими животными. Человека, который просто тихо идет по лесу, звери не очень боятся, но человека, который ходит по лесу с включенным радиоприемником, ездит на мотоцикле, беспричинно громко кричит, большинство зверей и птиц боится как огня.

Поэтому самое правильное - всегда стараться вести себя в лесу тихо, настолько, насколько это возможно - не только ради самого леса, но и из уважения к другим людям, отдыхающим в этом лесу.

Соблюдение законов и правил. Согласно российскому лесному законодательству, граждане имеют право свободно и бесплатно находиться в лесу, собирать для собственных нужд грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Но есть и то, что в лесу нельзя делать без специального разрешения, или даже нельзя делать вообще.

Без специального разрешения (договора купли-продажи) граждане не имеют права заготавливать в лесу древесину. По действующему законодательству та или иная ответственность предусматривается за заготовку любой древесины, в том числе погибших и упавших деревьев. За незаконную рубку предусматривается весьма серьезная ответственность - взыскание ущерба (который зависит от многих условий и может быть очень большим даже за одно дерево), большие штрафы, и даже тюремное заключение на срок до шести лет.

Без специального разрешения (обычно - договора купли-продажи) нельзя заготавливать новогодние елки и другие хвойные деревья для новогодних праздников, даже если рубка конкретного дерева не нанесет ущерба лесу - например, под линией электропередачи или на обочине дороги.

Нельзя повреждать и уничтожать редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации или региональные Красные книги. К числу таких видов относятся многие красивоцветущие растения, которые люди любят собирать в букеты (именно поэтому такие виды растений становятся редкими или даже исчезают). Поэтому сбор букетов красивых лесных цветов вполне может превратиться в нарушение, и даже в преступление. Лучше всего красивые цветы в лесу не срывать - это не только поможет сохранить редкие виды растений, но и позволит посмотреть на них другим людям.

Нельзя повреждать или уничтожать различные лесохозяйственные знаки (столбики, плакаты и другие), посадки лесных деревьев, разнообразную лесохозяйственную технику, оставленную в лесу в нерабочее время.

Нельзя поджигать лес или оставлять в лесу открытый огонь, нельзя замусоривать лес - это не только правила хорошего тона, но и требование действующего лесного законодательства. Ответственность за поджог леса, в том числе случайный, и за организацию в лесу незаконной свалки, может быть очень суровой.

Мы организовали встречу с представителем нашего Серовского лесничества, главным специалистом по лесовосстановлению Новоселовой Светланой Владимировной и узнали интересную информацию:


Площадь Серовского лесничества-428012 га

Ежегодно для искусственного лесовосстановления на площади 200 га (из них 110 га на горельниках) высаживают сеянцы сосны и ели. Для этого используют 600 тысяч сеянцев.

За последние 3 года все пожары происходят по вине человека:

2011 год-47 пожаров, площадь -472 га

2012 год-2 пожара,площадь-22,5 га

2013 год-3 пожара, площадь-12,7 га

Лес - наше богатство, поэтому его нужно сберечь. Невозможно перечислить все бедствия, которые несет истребление лесов, поэтому человек должен пересмотреть свое отношение к лесу.

Заключение

Итак, работая над проектом, мы решили, что наша гипотеза подтвердилась:

Лес- дает нам не только материальные блага, но лес- живая душа, которая радуется вместе с нами и плачет от боли, лес- наш друг, источник всего прекрасного, целитель наших душ.

Наши леса волнуют каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота леса– неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников.

Нет ничего милее бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский лес..

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность лес шумит.

Список литературы

1 .В березовой роще. Рассказы./ В. Гакина-М.: Детская литература,1976

2. Великие полотна русских художников./А.Астахов- М.: Белый город,2009

3.Ю. Дмитриев,Н. Пожарицкая. Книга природы.-М.: Детская литература,1990

4.Здравствуй, солнце!-М.: Детская литература,1976

5.С.Мерзляков.Люблю тебя, березовая Русь

6. И.Соколов- Микитов.Русский лес-М.: Детская литература,1984

МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.



Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Общими принципами отбора содержания материала является:

Системность

Единство сознания и деятельности

Наглядность

Личная ориентация

Объективность

Научность

Доступность для обучающихся начальных классов.

Практическая направленность.

Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

3.Оформление задания («иллюстраторы»)

4.Формулирование выводов («аналитики»)

5.Применение результатов («исследователи»)

Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

Цель:

Задачи:

1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

3.Воспитывать бережное отношение к природе;

4.Развивать навыки исследовательской работы;

Он состоял из ряда заданий:

1.Анкетирование детей.

2.Анкетирование взрослых.

3.Проведение исследовательских наблюдений.

4.Работа с компьютером, в библиотеке.

3 этап.

Практически – деятельностный.

Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

1.«Братья наши меньшие».

« Поисковая»

Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

«Журналисты»

Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

Познавательная игра «В лес за загадками»

Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

«Художники - оформители».

Рисуют рисунки по теме.

Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

Какие птицы прилетели первыми;

Какие последними;

Где они гнездятся;

2. «Лес – наш друг».

1.Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

2.Раздел «Животный мир».

Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

3.Раздел «Птицы нашей местности».

4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

материал о следах, которые видели в природе.

5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

3. «Лекарственные растения нашей местности».

Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

выяснить значение лекарственных растений для человека;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать навыки исследовательской работы;

Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

Дети проводят исследование.

1 задание.

Анкетирование детей.

Вопросы анкеты:

1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

2. Какую пользу они приносят?

3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

Возможное препятствие

Пути преодоления

Не все с желанием участвовали в проекте.

Затруднения при выполнении поставленной задачи.

Незначительные навыки работы с компьютером.

Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

Консультации ребят с руководителями проекта.

Посещения кружка по информатики.

Вывод:

В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Отзывы:

Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

Миколаец Валерия

Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

Быстров Леша

Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

Петухов Виталий.

Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

Смирнов Саша.

После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Материально – техническое обеспечение мероприятия:

Интернет, фотоаппарат, компьютер.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

В. Бианки «Лесная газета».

«Зеленые страницы».

Атлас-определитель «От земли до неба».

Поиск информации в Интернете.

Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

Подготовила и провела:

п. Вохтома

2009 год

Цель:

Формирование экологической культуры.

Задачи:

Прививать любовь к родному краю;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

Ход экскурсии.

Ведущий:

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

Ученик:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Ведущий:

Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

Ученик:

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

Ведущий:

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

Ученик:

Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)

Ученица:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Ведущий:

А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Ведущий:

Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

Какие песни и стихи о березе вы знаете?

Ученик:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гром, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Ведущий:

Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

А это какое дерево?

Ученица:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа)

Ведущий:

Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

Отгадайте, что это за дерево?

Ученик:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

Ведущий:

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

Ученик:

Будто снежный шар бела.

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черемуха)

Ведущий:

Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

Ученица:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший… (одуванчик)

Ученик:

Первым вышел из земли

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

Ученица:

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит (колокольчик)

Ведущий:

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

Ученик:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника)

Ученица:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

Ученик:

Сладкая, душистая,

Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду,

Летом в гости к вам приду.

Состою из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых (малина)

Ученица:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен (черника)

Ведущий:

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)

А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

Из истории.

«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

Ученица:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я…(подосиновик)

Ученик:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это…(сыроежка)

Ученица:

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подосиновик)

Ученик:

На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем белый колпачок.

Кто в бору бывает-

Тот его и узнает (боровик)

Ученица:

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой (моховик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

Ведущий:

А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

Ученица:

Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)

Ученик:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)

Ученица:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Ученик:

Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Ведущий:

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

Ученица:

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)

Ученик:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)

Ведущий:

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

Ученик:

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Ведущий:

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Ученица:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)

Ученик:

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Ученица:

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)

Ученик:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)

Ведущий:

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

На ветру рябины гордо рдеют,

Сосны величавые шумят…

Здесь века, как царство Берендея,

Глушь лесов хранила наш посад.

Литература:

Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».