Этическая дилемма: информирование пациентов в случае смертельных заболеваний. Согласование этической дискуссии Проведение клинических испытаний

Биоэтика – наука о моральных дилеммах современной медицины

Фенόмен биоэтики прежде всего порожден современным научно-техническим прогрессом в медицине. Каковы же особенности новейших достижений современной биомедицины, которые обернулись биоэтическими дилеммами, ведь ни открытие наркоза, ни открытие антисептики и асептики (крупнейшие достижения научной медицины ХIХ в.) не породили новой медицинской этики? Дело в том, что современная медицина имеет дело с совершенно новыми состояниями человеческого бытия.

Исторически первые биоэтические дилеммы возникли в связи с формированием реаниматологии, с созданием современных технологий интенсивной терапии, оживления и прежде всего – применения искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Как уже говорилось, в 1959 г. во Франции впервые было описано клиническое состояние смерти мозга, научное изучение которого на клиническом, патофизиологическом и патоморфологическом уровнях позволило к концу 1960-х гг. выработать надежные критерии диагностики этого состояния.

Смерть мозга – это состояние пациента, подключенного к аппарату ИВЛ, характеризующееся необратимым отсутствием всех функций головного мозга, включая стволовые, при работающем сердце.

Хотя длительность этого состояния всего несколько дней (редко – неделя и крайне редко – две недели и более), после решения главной клинической проблемы (диагностической) перед врачами и обществом в целом встали проблемы этического, юридического и даже философского, а для кого-то – богословского, порядка˸ допустимо ли после установления надежного диагноза остановить реанимационные мероприятия; является ли пациент с таким клиническим статусом ещё живым человеком или уже мертвым.

Не менее сложные моральные дилеммы возникают и там, где жизнь человека только начинается. В середине 1970-х гг. были созданы современные методы искусственного оплодотворения; первый ребенок, зачатый "в пробирке", родился в Англии в 1978 г. (в 2010 г. это научное достижение удостоилось Нобелевской премии). И снова перед медицинои̌ и обществом встали вопросы уровня морально-этических дилемм˸ не повлияет ли негативно на институт семьи практика использования донорских гамет (к этой проблеме особенно "чувствительна" религиозная мораль), как повлияет на социальный и моральный статус детей их происхождение с помощью новых репродуктивных технологий, когда ᴇᴦο социальные и биологические родители не совпадают (имеет ли он право, став взрослым, знать своего биологического отца, свою биологическую мать) и т. д.

Главным из этих биоэтических вопросов, конечно, является вопрос о статусе эмбриона – признаем мы ᴇᴦο уже заслуживающим имени "человек" или речь идет ещё только о "потенциальном человеке".

Технология оплодотворения "в пробирке" позволяет осуществить оплодотворение в лабораторных условиях (если говорить точнее – в чашке Петри, а не в пробирке). И далее, когда уже идет процесс клеточного деления новой жизни, человеческий эмбрион остается в лабораторных условиях – до того момента, как примерно на третьи сутки после оплодотворения ᴇᴦο перенесут в матку. Этические нормы и стандарты, а в конечном счете – юридическое регулирование этой медицинской практики зависит от решения вопроса о статусе эмбриона.

Биоэтика – наука о моральных дилеммах современной медицины - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Биоэтика – наука о моральных дилеммах современной медицины" 2015, 2017-2018.

Время биотехнологий, получивших широкое распространение в XXI веке, смогло во многом изменить жизнь людей. Посредством генной инженерии и репродуктивных методов лечения любой человек может почувствовать себя в роли «создателя». Но широко применяемые репродуктивные технологии имеют и этические проблемы. Наравне с тем, что они могут дарить надежду, такие манипуляции способны выступить и действенным мотиватором, провоцирующим разрушение устоявшихся традиций общества.

Методы искусственного оплодотворения

Прежде, чем анализировать морально-этические вопросы репродуктивных технологий, стоит прояснить, что они из себя представляют, и посредством каких методов воплощаются в жизнь.

Новые репродуктивные технологии включают несколько видов искусственного осеменения. Самое широкое распространение получили: искусственная инсеминация и экстрокорпоральное оплодотворение.

Методика инсеминации предполагает введение в матку семени супруга либо донора с тем, чтобы помочь преодолеть разрушительные для него преграды.

Искусственная инсеминация клетками мужа

При воплощении метода интракорпорального оплодотворения в полость матки вводится порция сперматозоидов с тем, чтобы они оплодотворили самую созревшую к этому времени яйцеклетку. Уже оплодотворенная яйцеклетка приживляется с тем, чтобы продолжить свое развитие.

Этот метод хорош тем, что при его воплощении нет необходимости сознательно уничтожать «лишние» эмбрионы. Он представляет собой лишь вспомогательную медицинскую процедуру, при которой акт деторождения остается целостным во всех его составляющих: духовном, психическом, физическом. Поэтому для семейного союза не возникает сложностей морального порядка.

Лояльно к искусственной инсеминации относится и Православная Церковь. Она считает этот метод одним из допустимых средств зачатия, поскольку он не разрушает духовность и неразрывность семейного союза.

Инсеминация с задействованием донорских половых клеток

Нравственность донорского искусственного осеменения не только в православной, но в других религиях подвергается сомнению, а в некоторых случаях и вовсе истолковывается как проявление неверности и супружеской измены. Это обусловлено тем, что в результате технических манипуляций происходит вмешательство некоего третьего лица. Такой ход нарушает исключительность и неделимость брачных отношений.

Согласно основам концепции Православной Церкви «если супруги не способны к зачатию, то по их обоюдному согласию стоит прибегнуть к внутрителесному (интракорпоральному) оплодотворению клетками мужа либо же усыновить ребенка».

Не так радужно в этическом плане отношение к более прогрессивной новой репродуктивной технологии – экстрокорпоральному оплодотворению.

Получивший широкое распространение ввиду высокой эффективности метод ЭКО предполагает гиперстимуляцию яичников с последующим изъятием яйцеклеток лапароскопическим способом с тем, чтобы оплодотворить их сперматозоидами в специальном инкубаторе. Оплодотворенные яйцеклетки анализируют, определяя самые жизнеспособные диплоидные клетки. Они и выступают основой для выращивания эмбрионов в условиях пробирки с последующей пересадкой их в женский организм. Не использованные эмбрионы замораживают посредством криоконсервации с тем, чтобы иметь возможность использовать для других целей в будущем.

В матку подсаживают до трех эмбрионов, из которых всего 1 или 2 в течение первых 6-и суток с момента зачатия фиксируются к слизистой оболочке.

При всей эффективности «зачатия в пробирке», показатели которого достигают 85-90%, главным его недостатком является вопрос дальнейшей судьбы «неиспользованных» жизнеспособных зародышей. Их:

  • уничтожают;
  • замораживают с тем, чтобы имплантировать другим женщинам;
  • задействуют в биопроизводстве и проведении экспериментов.

Для сравнения: если во время аборта уничтожается жизнь одного «нежеланного» ребенка, то при реализации ЭКО жертвой для возможности появления на свет одного малыша является необходимость уничтожить порядка 7-9 эмбрионов. Оправданы ли эти жертвы? Неудивительно, что многие ученые и активисты религиозных конфессий призывают акцентировать внимание будущих родителей на этической проблеме новой репродуктивной технологии, поскольку ЭКО в самом корне несет в себе абортивную идеологию.

Оценка ЭКО с позиций религий

Под видимой простотой технических манипуляций при реализации ЭКО стоит конкретная «цена» в виде судьбы оставшихся невостребованными человеческих эмбрионов. В результате ЭКО наступает многоплодная беременность, с которой на 7-8 неделе вынашивания производят «редукцию». Эта процедура предполагает уничтожение уже внутри детородного органа «ненужных» зародышей посредством прокалывания иглой сердца каждого из них. Живыми оставляют только 1-2 эмбриона.

Согласно основам социальной концепции Православной Церкви, все виды внетелесного зачатия считаются недопустимыми, поскольку предполагают замораживания и последующее принудительное уничтожение «ненужных» живых существ, коими являются эмбрионы.

Подтверждением этому является и первостепенный христианский закон, именуемый как позиция Тертуллиана. Она гласит: тот, кто будет человеком, уже есть человек.

Личностный статус зарождающейся жизни в исламе определяется несколько другим образом. Согласно священной книги мусульман разведенная женщина может повторно обрести замужество лишь по прошествии 90 дней с тем, чтобы избежать подозрений относительно отцовства. Это четко прописано в аятах 228 суры. Если же женщина овдовела, то до бракосочетания следует выждать 130 дней. Соответственно, сроки устанавливаются 90-130 дней.

Человеческие зародыши являются полноценными живыми организмами, а потому проводимые над ними эксперименты обладают высокой научной достоверностью. Для работы используется биоматериал, полученный в результате «зачатия в пробирке» и после прерывания беременности.

На Парламентские Ассамблеи Совета Европы, проводимой в 1997 г., было принято решение запретить создание эмбрионов с целью исследования, а также обеспечить им надлежащую защиту. Сегодня большинство стран придерживается этого принципа, их законодательство полностью запрещает любого рода исследования. В странах, более лояльно относящихся к этому вопросу, процесс, направленный на достижение диагностических и терапевтических целей, четко контролируется на законодательном уровне.

В России отдельного раздела законодательства, регулирующего вопрос опытов на эмбрионах, нет и указаний о возможной судьбе «ненужных» зародышей не содержится.

Не меньшую озабоченность в этическом плане вызывают и повсеместно применяемый метод новой репродуктивной технологии, именуемый как суррогатное материнство.

Он предполагает извлечение простимулированной и созревшей яйцеклетки из утробы с тем, чтобы оплодотворить ее спермотозоидами супруга либо донора. Выдержанный в течение трех суток в мензурке зародыш обратно переносят в полость матки. С помощью этого метода можно использовать яйцеклетки одной женщины, а матку, выполняющей роль инкубатора для вынашивания – другой. При этом никакого генетического родства между малышом и выносившей его матерью нет.

Юридические стороны этого метода прописаны на государственном уровне. К примеру, согласно российскому законодательству суррогатная мать после рождения малыша не имеет права оспаривать материнство.

Моральная неоправданность этого метода в том, что он предполагает вовлечение в репродуктивный процесс третьего лица.

Осуждает суррогатное материнство и церковь. Согласно ее канонам, оно разрушает установившуюся во время вынашивания связь между матерью и ребенком. Как результат: травмируется и женщина, которая вынашивает, и чадо, которое в последствие может испытать психологическую травму из-за кризиса самосознания.

Попытки человека искусственным путем «улучшать» природу способны принести не только пользу, но и новые страдания. А потому применять биомедицинские технологии стоит, руководствуясь социальными и духовно-нравственными принципами.

Биоэтика

Биоэтика тесно связана с экологической этикой, иногда их отождествляют. Можно рассматривать биоэтику как новое, оригинальное направление в этике, связанное с крупными открытиями в биологии, ведущими к изменению и уточнению таких фундаментальных понятий, как личность, жизнь, смерть. Революция в биологии повлекла за собой проблемы, которые всегда представляли величайшую тайну: это вопросы зарождения новой жизни, концепция эротической любви и деторождения, проблема отношения к смерти и понимания самой жизни.

Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы, но при этом выходит за пределы традиционных моральных ценностей. Задача биоэтики - определить границы применения новых орудий жизни и смерти, защитить права человека от "игр разума", связанных с интеллектуальной самоуверенностью, чрезмерными амбициями и коммерческими интересами "служителей" науки.

Основные направления исследований биологической природы человека: модификация поведения с помощью "шоковой терапии", генная инженерия, суррогатное материнство, клонирование, этика аборта, трансплантация органов, продажа детей, изменение пола, искусственное продление жизни, эвтаназия.

Возникновение биоэтики следует датировать 1965 г., когда в США в г. Хастингтоне (Хастингтонский центр) открылся Институт по изучению социальной этики и наук о жизни, где и начали проводить активные биологические исследования, связанные с проблемами жизни и смерти. Поскольку эти исследования затронули многие этические вопросы, нуждающиеся в специальном рассмотрении, этот момент можно считать моментом возникновения биоэтики.

Одно из первых направлений, обозначивших новую проблематику и имевшее очень далеко идущие последствия, - модификация поведения (Behavior Modification), известное в США как "промывание мозгов", а у нас как "зомбирование". Первые опыты заключались в том, что в мозг испытуемому вшивались электроды и в нужный момент через них пропускали электрический ток, чтобы повлиять на изменение поведения испытуемого в нужном направлении. Таким образом вместе с другими ценностями была уничтожена моральная автономия личности, изменилась и сама концепция личности как автономного субъекта, или свободного индивида. Эти программы были эффективными при лечении умственных расстройств, они помогали слабоумным в осуществлении внешне рациональных действий, не предполагающих самостоятельного мышления. В наше время наиболее широко используется методика изменения поведения с помощью "шоковой терапии", осуществляемой средствами массовой информации, в том числе рекламой. "Шоковая терапия" сегодня осуществляет мощное психологическое воздействие, вызывающее стресс, сомнение в общепризнанных культурных ценностях, фрустрацию.

Предмет биоэтики включает различные сферы исследований, связанных с вопросами жизни и смерти, трансплантации органов, использования органов животных, а также вопросы сохранения здоровья или права отказаться от медицинской помощи по религиозным или культурным соображениям. Некоторые рассматривают биоэтику как включающую все проблемы соотношения медицины и биологии, другие сводят к этическим аспектам применения новых технологических новаций в лечении людей.

Наиболее широкое толкование связывает предмет биоэтики с этической оценкой любых действий, которые могут нанести вред живым организмам, т.е. тех, которые способны испытывать страх.

Моральные дилеммы биоэтики

Самые сложные и противоречивые вопросы биоэтики связаны с проблемой смерти: эвтаназия, аборт, трансплантация органов, отношение к дефективным новорожденным.

Дилемма эвтаназии ("добрая" смерть ). Может ли смерть быть доброй? Имеется в виду легкая, безболезненная смерть, смерть как засыпание. Различают два вида эвтаназии: активная (действия, способствующие быстрому и безболезненному умиранию) и пассивная (отказ от лечения, непредоставление своевременно необходимого лекарства и пр.). Активная эвтаназия неизлечимо больных и страдающих людей осуществляется в хосписах - специальных больницах.

Эвтаназия может быть также добровольной и недобровольной. Недобровольная эвтаназия равна убийству, добровольная - самоубийству. Как относиться к эвтаназии? Существуют веские аргументы в пользу эвтаназии (главный из них - облегчение страданий безнадежно больных людей), но не менее вескими являются аргументы против эвтаназии (они связаны, во-первых, со значительными изменениями образа врача, а во-вторых, с известными фактами, когда неизлечимо больные люди выздоравливали). Разные страны и культуры по-разному решают эту дилемму.

Проблема определения момента смерти. Появление эффективных жизнеподдерживающих технологий (например, аппарата искусственной вентиляции легких) обнаружило проблему: как долго следует продлевать жизнь пациента, в частности если его сознание безвозвратно утеряно. Эта ситуация может породить конфликт интересов между врачами (которые диагностировали смерть мозга) и родственниками больного, которые считают его живым. Представители пациента, например, могут настаивать на продолжении жизнеподдерживающего лечения, которое, по мнению врачей, является бесполезным; или, напротив, пациенты (их представители) могут требовать прекращения медицинских манипуляций, которые они считают унижающими достоинство умирающего. Является ли данный человек живым и что такое живой человек, а еще шире - живое существо? В этих вопросах нет ясности. Юристы вносят свое уточнение: любой, кто самовольно возьмет на себя роль убийцы, даже если он руководствуется милосердием и состраданием, желая спасти от ненужных страданий, подлежит наказанию. Такие ситуации привели к пересмотру критериев определения момента смерти. Помимо традиционных критериев - необратимой остановки дыхания и (или) кровообращения, которые теперь могут поддерживаться искусственно, - стал применяться критерий смерти мозга. Смерть мозга означает, что больной потерял способность мыслить и чувствовать, он не может мыслить и понимать, плакать, радоваться. В Голландии в 1992 г. был принят закон, дающий пациентам право прекратить лечение, направленное на пролонгирование жизни. Для этого необходимо, чтобы: 1) пациент был психически вменяем; 2) испытывал боль и неоднократно требовал эвтаназии; 3) его лечащий врач проконсультировался с другим врачом относительно его состояния. Таким образом, было легализировано право на смерть. В 2002 г. такой закон был принят в Бельгии. Право на смерть говорит о боязни такого растительного существования, которое унижает человеческое достоинство. Не смерть, а это существование рассматривается как самое страшное, что может случиться с человеком, - это утрата самого себя, потеря собственного достоинства.

Дилеммы трансплантологии. Пересадка органов предполагает их изъятие у донора, у которого констатирована смерть мозга; в то же время вероятность успешной трансплантации тем выше, чем меньше времени прошло после момента смерти. В связи с этим в обществе стали возникать опасения, что продление жизни реципиента может обеспечиваться ценой ускорения (или поспешной констатации) смерти донора. Как реакция на эти опасения была принята норма - смерть мозга должна констатироваться бригадой медиков, не зависимой от тех, кто занимается заготовкой и пересадкой органов. Тем не менее в некоторых станах пересадка органов запрещена (в мусульманских странах и в Японии), поскольку они считают, что происходит убийство. Все более острой становится потребность в донорах. В связи с этим возникает вопрос: не идет ли передовая наука в сторону антропофагии? И не должна ли этика составить этому процессу убедительную альтернативу?

Дилеммы искусственной репродукции человека, в том числе экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства. Например, русская православная церковь очень активно выступает против ЭКО, считая эту процедуру очень опасной для здоровья матери, а также негуманной, поскольку она включает манипуляции с человеческими эмбрионами, некоторые из которых при этом обрекаются на гибель. В результате актуальной и далекой от общепринятого решения становится и проблема установления критериев для точного определения начала человеческой жизни как момента, с наступлением которого развивающийся организм рассматривается как медиками, так и будущими родителями в качестве морального субъекта. Не менее сложные противоречия, ведущие к революционным преобразованиям традиционной семьи, возникают в связи с расширяющейся практикой суррогатного материнства.

В результате этих практик разрушаются традиционные отношения между родителями и детьми, между мужчиной и женщиной (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, однополые браки). Наносится удар по самым фундаментальным представлениям и ценностям, лежащим в основе всех существовавших до сих пор культур.

Проблема использования в исследовательских и терапевтических целях стволовых клеток, особенно эмбриональных стволовых клеток. С одной стороны, применение таких клеток, изымаемых у эмбрионов, особенно удобно и перспективно с точки зрения исследователей; с другой стороны, для их получения приходится умерщвлять жизнеспособные эмбрионы человека.

Проблема генетического улучшения природы человека. Генная инженерия, генодиагностика могут выступать не только в качестве генотерапии, направленной на излечение генетически обусловленных патологий организма, но и для "улучшения" человека (так называемая либеральная евгеника). Остаются неясными возможные риски, сопряженные с созданием и распространением в окружающей среде генетически модифицированных организмов - вирусов, бактерий, растений и животных.

Можно ли ради науки проводить опыты на людях? Этот вопрос получил однозначно отрицательное решение во всех странах, что было отражено в Нюрнбергском этическом кодексе (1948). Для защиты испытуемых разработан механизм этической экспертизы исследовательского проекта. Другой механизм, призванный защитить здоровье, права и достоинство пациентов, - это информированное согласие испытуемого. Любое исследование может осуществляться только после того, как от испытуемого получено компетентное, добровольное, осознанное и явно выраженное согласие. Испытуемому в понятной для него форме представляется необходимая информация о целях исследования; о возможных пользе и риске, связанных с его участием в исследовании; об альтернативных методах диагностики или лечения (коль скоро испытуемый является пациентом, а исследование направлено на проверку нового метода диагностики или лечения), а также о его праве в любой момент прекратить свое участие в исследовании. В настоящее время норма информированного согласия применяется при проведении вообще любого медицинского вмешательства, осуществляемого не только в исследовательских, но и в терапевтических целях. Все отступления от этой нормы (согласие не самого пациента или испытуемого, а его представителей, когда он некомпетентен; вмешательство без согласия в чрезвычайной ситуации и пр.) также регулируются и этически, и юридически.

Дилемма клонирования. Острые дискуссии, а затем и принятие политических и юридических документов по запрету клонирования породило появление в 1997 г. первого клонированного животного - овцы Долли. Объектом регулирования в этой связи становится возможное применение технологий клонирования к человеку. Противники клонирования считают, что такие эксперименты являются этически недопустимыми, поскольку пациент (будущие клоны) не дал согласия на эксперимент, а если мы поставим себя на место этих людей, то ответ на вопрос, хотим ли мы быть на их месте, будет далеко не однозначным. Многие люди не хотели бы быть клонами. Не ясно, как изменится поведение людей-клонов.

Сторонники клонирования утверждают, что не следует останавливать развитие науки, тем более что мы еще не знаем всех возможных перспектив, которые могут быть связаны с клонированием. Тем не менее практически все страны мира (за исключением Китая) подписали запрет на проведение экспериментов по клонированию человека.

Неразрешимое противоречие между сторонниками современных биотехнологий и противниками. Чем больше власти приобретает человек в результате развития биотехнологий, тем больше опасностей возникает и для его существования (экологические, демографические, медицинские проблемы), и для его сущности. Некоторые новейшие достижения медицины (например, новые репродуктивные технологии), имеющие благую цель - реконструкции здоровья, ведут к разрушению человека как биологического вида. В этой сфере (как во многих других) человек попал в ситуацию скольжения по наклонной плоскости с риском свалиться в пропасть: создавая беспрецедентные блага и способы защиты, научные достижения увеличивают опасности, создают новые угрозы и риски, увеличивая во много раз степень и масштаб нового возможного зла. Это относится к генетикам, моделирующим генно-модифицированные объекты, к врачам, пытающимся оказать влияние на наследственность, нейроврачам, создающим пилюли счастья, программистам, моделирующим человека-киборга.

Каким будет человек будущего? Этот вопрос сегодня превратился в моральную дилемму. Современная высокотехнологичная медицина создает все новые возможности для "улучшения" природы человека, но они вызывают побочные эффекты в виде деградации естественных способностей, когда на месте одной простой проблемы возникает несколько гораздо более сложных (эффект отрубленной головы дракона). П. Д. Тищенко на материале репродуктивной медицины показал, что биологическая реконструкция ведет к деконструкции и деструкции. Генетические эксперименты ведут к таким изменениям человеческой телесности, в результате которых может произойти то, о чем предупреждает Ф. Фукуяма: "Мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем понимать, что же такое человек", они также ведут к трансформациям в человеческих отношениях, "мы можем очутиться по ту сторону барьера между человеческой и постчеловеческой историей и даже не увидеть, когда мы перевалили водораздел, потому что перестанем понимать, о чем идет речь".

Человечество может утратить многие моральные ценности и нравственные чувства, оказавшись "по ту сторону добра и зла", в мире непредсказуемом и опасном. Уже сейчас можно говорить о "новой переоценке ценностей", в результате которой гуманность, любовь, сердечность, верность и семейные связи становятся лишними. Если раньше дети рождались как результат интимных отношений мужчины и женщины, связанных любовью, эмоциональной привязанностью, нежностью и уважением друг к другу, то сегодня дети могут рождаться на заказ, как пирожки в столовой.

Генетические трансформации, осуществляемые современной медициной, создают угрозу обесценивания тела человека и самой жизни, угрозу превращения человека в биомассу. В контексте этих угроз, рисков и новых опасностей развиваются современная биоэтика и экологическая этика, ставящие проблему защиты человека, его прав и свобод, а также ограничения стратегий манипуляции с его телом.

Эвтаназия

Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным - по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» - при вполне возможной «смерти мозга».

Гомотрансплантация и аллотрансплантация

Прижизненное изъятие органов

В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.

Использование органов от умерших людей

Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий.

В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, считается потенциальным донором.

Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений - потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

Ксенотрансплантация

Пересадка органов от животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных религиозных конфессий или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов - коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающие подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Аборт

Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Православие, католицизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям.

В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех развитых странах аборт разрешён.

Стволовые клетки

В отдельных случаях для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro.



Проведение клинических испытаний

Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов.

Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей - было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений.

Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.

В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра.

Суррогатное материнство

Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника

Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности - для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.

Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.



Заключение

На протяжении долгого времени на ряд важнейших видов медицинских занятий накладывались религиозные и светские запреты. Такие запреты прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого тела – анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Герофила, который нарушал это табу, сограждане презирали, окрестили «мясником» и не раз хотели изгнать из города. А ведь именно Герафилу принадлежат серьезные открытия в области анатомии, он изобрел немало способов хирургического лечения болезней. Многие ученые пострадали, пытаясь преодолеть непонимание общества. Запрет на вскрытие тела человека остался в средневековом прошлом.

Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих пор приходится) сталкиваться с боязнью нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути.

Однако стратегия разумного сдерживания во многих отношениях полезна для любой науки, а для медицины – особенно. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки.

Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной – с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом.

Общество вновь разделилось: оно не в силах однозначно решить эти и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают точно «что такое хорошо и что такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности – большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.

Список литературы:

1. А.Я. Иваношкин «Профессиональная этика в медицине». М. 1990г.

2. «Деонтология в медицине». Под ред. Петровского Б.В. М., 1988г.

3. Об основах медицинской деонтологии / Под общ. ред. Таджиева К.Т., Приписнова В.И. Душанбе, 1981. 256 с.

4. Деонтология в медицине: В 2 т. Т.1. Общая деонтология // Белорусов О.С., Бочков Н.П., Бунятян А.А. / Под ред. Петровского Б.В. М.: Медицина, 1988. 352 с.

5. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 176 с.