Фронтальное занятие по звукопроизношению. Тема: "Звуки, ". НОД по развитию произносительной стороны речи Дифференциация звуков "М" - "Н". Буквы М – Н Логопедическое занятие учимся различать звуки м н

Открытый урок на тему: Звуко- буквенный анализ слов. Звуки и буквы М-Н

Цели урока:

Образовательные:

    Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

    Учить выделять согласные звуки М-Н из слогов, слов, словосочетаний, соотносить звуки с буквами и символами.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа.

    Обогащение словаря (слова признаки)

    развитие фонематического восприятия и слуха

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, слуховой памяти, внимания, логического мышления

Воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, поздороваемся! Сели.

    Актуализация знаний

    Артикуляционная гимнастика

    «Слон» - «Забор»

    «Лягушка» - «Зайчик»

    «часики»

    «Качели»

    «Иголка» - «Блинчик»

    «Вкусное варенье

    «Лодочка – чашечка»

    «Маляр»

    «Грибочек»

    «Лошадка»

    Дыхательная гимнастика:

Давайте понюхаем цветочек «Ах, как пахнет!»

    Гимнастика для пальцев «Зайчики»

А теперь, давайте проведем гимнастику для пальцев.

«Зайчики»

«Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

    Развитие слухового внимания и восприятия

- Послушайте скороговорку ( айпад) и назовите звук, который часто встречается в словах.

Скороговорка:

    Не жалела мама мыла

Мама Милу мылом мыла

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила. (закрепляем на доске букву М )

Давайте, прочитаем

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок, Сеньку – с ног,

Саньку – в бок, Соньку – в лоб,

С санок все в сугроб (закрепляем на доске букву Н )

Давайте, прочитаем

- Сформулируйте тему занятия

Сегодня мы научимся выделять согласные звуки М-Н в словах, словосочетаниях и предложениях. Научимся подбирать слова признаки.

Характеристика звуков М-Н (слайд)

Давайте произнесем звук «М» ( губы сомкнуты, воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

Горлышко звенит. Звук «М» - звонкий, твердый согласный.)

При произнесении звука «Н» ( кончик языка прижат к верхним зубам. Спинка языка опущена. Воздух проходит через нос. Горлышко звенит.

Звук «Н» - звонкий, твердый согласный.

    Развитие графических навыков письма

Ребята отгадайте загадки

Отгадайте загадки:

    Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки

боится кошки. (мышь)

    Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: -Это... (гном)

Давайте поможем мышке и гномику. Начертите дорожки от одного предмета к другому, не отрывая руки от листа бумаги.

Кому мы помогли? (мышке и гному)

V . Звуковой анализ слов.

Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слово: мышка [Мышка]

- Сколько слогов ? (2)

Определи ударный слог (1 слог)

Скажите первый слог. (мыш)

Какие звуки мы слышим? (М - твердый, звонкий согласный, безударный гласный звук – Ы , твердый, глухой согласный – Ш)

Скажите второй слог . (ка)

Какие звуки мы слышим?(К - Твердый, глухой согласный звук, А - ударный гласный звук)

Сколько гласных? (2)

Сколько согласных? (3)

Вывод: Звуки мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем. Сколько гласных звуков, столько же слогов.

Определите место звука М в словах: Мышь, (в начале) дом (в конце)

Определите место звука Н в словах: Нора (в начале) гном (в середине)

    Знакомство с героями занятия (задание 2 с 18)

Рассмотрите картинку и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут? (Настенька, мачеха, Марфуша, Морозко ,)

    Активизация словаря действий.

Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка, Настенька. Вспомните и запишите, что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв М и Н в слове. (закрепляют на доске)

Метет

Носит воду

Кормит скотину

Накрывает на стол

Моет посуду

(подчеркивает фломастером буквы М и Н )

VI . Физминутка «Супер физкульминутка»

Ребята, немножко отдохнем и проведем физминутку.

    Активизация словаря признаков.

Давайте, их запишем героев сказки в тетради:

Настенька –

Мачеха –

Марфуша –

Недовольная мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Что она задумала? (Задумала погубить ее. И приказала старика отвести Настеньку в лес. Старик долго горевал и повёз любимую дочку в лес и её там)

- Подберите слова признаки к словам и запишите только те, в которых есть буквы М-Н

Настенька (какая?) – м илая, послуш н ая, добрая, трудолюбивая

Мачеха (какая?) – власт н ая, жад н ая, недоволь н ая

Марфуша (какая? – ле н ивая, упрямая.

VIII . Работа над предложением.

А теперь, составьте предложение про Настеньку.

Домашнюю, делала, Настенька, всю , работу (Настенька всю домашнюю работу делала)

Вывод : предложение состоит из слов. А слова в предложении связаны по смыслу.

Итог занятия :

- Назовите слова со звуками М и Н

Звук «М» какой?( твердый звонкий согласный)

- Звук «Н» какой? ( твердый звонкий согласный)

I. РСВ

Восприятие вопросов обиходно-разговорного характера:

1.Куда прибывают поезда?

2.Ты летал на самолёте?

3.Где можно купить билет на поезд?

4.Сколько времени ты выполняешь домашнее задание?

5.Какие передачи ты смотришь по телевизору?

6.На какой кружок ты ходишь?

7.Ты летом будешь работать?

8.Какие продукты ты покупаешь в магазине?

9.В каких городах ты бывал?

10.Как ты помогаешь родителям?

Восприятие учебного материала по физике:

Давление

Физическая величина

Паскаль

Площадь поверхности

Сила

Трение

Сила трения не зависит от площади

Сила давления на поверхность

Материал поверхности

Состояние поверхности

«Рассказ о верности».

Отара овец спускалась с гор с пастбищ на зимовку в долину. На полдороге старший чабан вдруг вспомнил, что на пастбище осталась его сторожевая собака. «Карабаш!» - звал чабан собаку. Эхо далеко отдавалось в горах, но собака не отзывалась.

Чабан подумал, что собака, наверное, издохла . Собаки, чувствуя свою кончину , уходят от хозяина.

Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. Через много дней после пропажи собаки чабан не нашел своей бурки . Должно быть, позабыл на летней стоянке. Чабан пожалел и о бурке.

Ранней весной стадо снова поднялось в горы на летнее пастбище. И здесь чабан увидел свою бурку, а возле нее Карабаша, пропавшую собаку. Чабан понял, что собака осталась сторожить бурку. Вокруг бурки вся трава была измята и обгрызана. И сама собака была другая, остались от нее кожа да кости, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.

«Карабаш!» - кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб. Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки . Она отчужденно ощерила желтые зубы. Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. Она не простила обиды.

Задание к тексту:

Почему мы можем говорить о верности Карабаша?

Почему верный Карабаш не принял ни хлеба, ни ласки хозяина?

Объясни выделенные в тексте слова.

Цитаты о собаках

" Боги не засчитывают время жизни, проведенное на прогулке с собакой". Народная мудрость

"Без кошки нет дома, без собаки - двора". Пословица

" В доме без хозяина собака хозяин". Пословица

"Быть может, когда нас называют СОБАКОЙ, это не такое уж большое оскорбление". Джон Ричард Стивенс.

" Не бывает никаких неприятностей у того, кто говорит с людьми только о своей СОБАКЕ". Лев Корнеев

" СОБАКА - единственное существо на этой планете, которое любит вас больше, чем себя". Джош Биллингс

"Каждая СОБАКА должна иметь свою косточку". Би Дорси Орли

" Только человек, у которого есть СОБАКА, чувствует себя человеком". Пшекруй

"Цифры не лгут. Посчитай, сколько людей тебя облаяло и сколько СОБАК!" Пшекруй

"Вот жизнь человека: в двадцать лет - павлин, в тридцать - лев, в сорок - верблюд, в пятьдесят - змея, в шестьдесят - СОБАКА, в семьдесят - обезьяна, в восемьдесят - ничто... ". Балътасар Грасиан-и-Моралес

"Хочешь узнать характер женщины - понаблюдай за ее СОБАЧКОЙ". древнеримская поговорка

"Не живи в городе, где не слышно лая СОБАК". Талмуд

" Человек заводит СОБАКУ, чтобы не было чувства одиночества. СОБАКА в самом деле не любит оставаться одна". Карел Чапек

"У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает СОБАКА". К.Г. Паустовский

II. ФП

Звуки М — Н
Позиция обратного слога:
семь, восемь, грамм, килограмм, емкость, в первом (во втором,...) ряду, в каждом ряду; один.
Семь плюс один будет восемь.

Позиция между гласными:
дециметр, слагаемое, делимое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, стоимость; одиннадцать, двенадцать, тринадцать, ... девяносто, тонна, сложение, вычитание, убывание, возрастание, деление, уменьшение, увеличение, порядок убывания (возрастания), 11 + 12 =
Расставь(те) цифры в порядке возрастания (убывания). В тонне 1000 килограммов. В килограмме 1000 граммов. Вычитание проверяется сложением.

Позиция прямого слога:
математика, мера (длины), метр, минус, миллиметр, минута, миллион, время, вычитаемое; нуль.
Восемь минус восемь равно нулю. Назовите меры длины (веса, времени).

Стечение согласных:
семьдесят, восемьдесят, семьсот, восемьсот, семьдесят семь (...), емкость, умножение, уменьшение суммы чисел, уменьшаемое;
сантиметр, уравнение, неравенство, центнер.
От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 800 + 700 +
Умножение проверяется делением. Назови(те) уменьшаемое: 77 — 17 = В метре 100 сантиметров. Реши(те) уравнение...

Дифференциация звуков:
М - Н:
множитель, минута, семнадцать, восемнадцать, восемьсот семнадцать, прямоугольник, многоугольник, измерения, сантиметр;
математический диктант, неизвестное, слагаемое, мера времени, мера длины, нумерация чисел, математический знак (больше — ">", меньше — "<"), единицы массы, прямая линия, ломаная линия. Нахождение суммы длин сторон многоугольника.

Нумерация чисел служит для счета предметов.
В сложении наибольший из компонентов сумма.
Разность чисел всегда меньше уменьшаемого.
От перестановки множителей произведение не изменяется. В метре сто сантиметров. М - П - Б:
Примеры со скобками, примеры без скобок. В килограмме много граммов В бегемоте килограммов.

Тема: «Звуки М, Мь, Н, Нь» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Н, Нь-М, Мь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-слогового анализа, анализа предложения;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивать его..

Оборудование: доска; куклы; алгоритм «Звуки»; кассы букв, карточки с буквами М, Н; простые карандаши; перфокарты; пеналы; картинки со звуками Н, Нь, М, Мь.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят перед входом в кабинет.

Придумать по 1 слову со звуком Н и со звуком М.

II. Повторение и сообщение темы.

Дети стоят перед доской полукругом.

Узнай букву и назови, какие звуки она обозначает. (Отвечают на задание логопеда.)

К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети называют кукол.)

Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать звуки Н, Нь и М, Мь.)

Эти звуки и буквы этих звуков мы будем сегодня учиться различать.

III. Основная часть.

Эти две куклы нам в этом помогут.

Они принесли с собой волшебную картинку, которую надо «раскрыть». Каждая часть этой картинки с цифрой – одно задание. По порядку открываем и картинку получаем.

1. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков М-Н.

Спросить некоторых детей. (Дают характеристику звуков Н, Нь, М, Мь.)

2. Развитие фонематического слуха: «Дразнилки».

ма-на-ма
на-на-ма
ма-ма-на
на-ма-на
на-ма-ма
ма-на-на
ма-ма-ма
на-на-на

Дети повторяют интонацию при произношении слоговых цепочек.

3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

«Подними нужную букву».

Слоги: ма, на, ам, ан.

Слова: мак, нос, сом, сон, конфета, помощь, умножать, комната.

Дети поднимают нужную букву.

«Подарим картинки Нате и Маше».

Дети дарят картинки со звуком Н — Нате, а со звуком М — Маше.

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Действия по тексту физминутки.

4. Связь звуков и букв.

Чем мы обозначаем звуки, когда пишем? (Звуки мы обозначаем буквами.)

Сколько элементов у буквы М? А у буквы Н? (У буквы М – 4 элемента. У буквы Н – 3 элемента.)

Посмотрите на эти две буквы и скажите, чем они отличаются? (Они отличаются тем, что у буквы М в середине две наклонные палочки, а у буквы Н в середине одна прямая палочка.)

А чем похожи? (И у буквы М и у буквы Н есть две вертикальные палочки.)

Пальчиковая гимнастика:

Птички полетели, (Большой палец горизонтально, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали, (Пальцы расставить. Взмахи ладонями.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставить.)
Вместе отдыхали. (То же, что и на первую строку.)

5. Выполним звуковой анализ слов «кино», «муха» — на перфокарте. (Работа с перфокартой.)

Выложите цветную схему этих слов, используя фишки из пенала. (Работа с пеналом.)

6. Составьте предложения с этими словами «кино», «муха». (Составляют предложения с этими словами.)

Выложите схему предложения на столе, используя фишки из пенала. (Выкладывают схемы предложений.)

Анализ предложений.

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Какая картинка получилась?

Где находятся звуки М, Н? (Звуки М, Н находятся в середине слова «витамины».)

Дайте характеристику этим звукам. (Звуки Н, М – согласные, твердые/мягкие, звонкие.)

Молодцы! Нашим гостям понравилось как вы работали. Они принесли вам угощение — витамины.

Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск

Цель: дифференцировать звуки [м] – [н].

Задачи:

  • уточнить знания детей о звуках [м], [н], упражнять в дифференциации звуков [м] – [н] изолированно, в слогах, в словах, предложении, продолжать учить составлять распространённые предложения с заданными словами,
  • развивать логическое мышление на основе замены звуков и уточнения лексического запаса слов, продолжать развивать творческое воображение детей на основе элементов ТРИЗ;
  • воспитывать интерес к занятиям соревновательного типа, продолжать учить работать в команде.

Словарь: согласный, звонкий, твёрдый, мягкий, моль, Дон.

Материал: игрушки: Маша, Нюша, картинки со звуками [м], [н]; картинки с изображением частей тела, цифры 1, 2.

Ход занятия

I. Организационный момент

Игровое упражнение «Подбери картинку к цифре»

(Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением части тела человека (нос, рот, голова, нога, рука, глаз, туловище)

– На столах цифры – 1 и 2, посмотрите на свою картинку, подумайте и положите её к той цифре, к которой вы считаете нужным.

– Сядьте за этот стол.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

– Сегодня у нас соревнование и вы разделились на 2 команды. За каждый правильный ответ команда будет получать смайлика, в конце занятия мы подведём итог.

2. Упражнение «Угадай»

– Капитанами команд будут герои мультфильмов. Эти герои решили с вами пошутить. Они прислали свою фотографию и покажутся только тогда, когда вы отгадаете, кто они.

(Каждой команде выдаётся по изографу).

– Обсудите командой и дайте правильный ответ.

(Герой одной команды Маша из мультфильма «Маша и медведь», другой – Нюша из Смешариков).

3. Характеристика звуков.

– Маше и Нюше нравятся разные картинки. Найдите, какие картинки нравятся Маше (Нюше)

(На наборное полотно ставятся картинки)

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня поговорим?

– Дайте характеристику звука [м] ([н]).

– Докажите, что звук согласный (звонкий).

4. Игровое упражнение «Дразнилки»

– Маша и Нюша очень любят дразниться. Давайте с ними поиграем.

(Педагог проговаривает слоги, дети повторяют за ним.)

ма-ма-на
ну-му-ну
мни-мне-мня и т.п.

5. Игровое упражнение «Поймай звук»

а) изолированно – «Колокольчики»

(Педагог произносит звуки, дети должны прозвенеть колокольчиком, команда Маши на звук [м], команда Нюши на звук [н].

б) в слогах – «Хлопни»

(Вместо колокольчиков хлопают в ладоши.)

в) в словах – «Подними руки»

(Поднимают руки на звуки [м] или [н].)

6. Динамическая пауза

Вот зарядка Маши, Нюши: Встают прямо.
Разотрём мы наши уши, Растирают уши, пальцами обхватывая мочки.
Мы погладим нашу шею, Поочерёдно поглаживая ладонями.
Надо делать всё скорее.
Плечи вверх мы поднимаем, Поднимают плечи на каждый слог.
Руки в стороны, качаем. Руки вытягивают и качают вверх-вниз.
Руки вниз и шагом марш! Маршируют.
Вот зарядка Нюш и Маш.

7. Упражнение «Картинки для Маши и Нюши»

– Маша и Нюша играли и перепутали картинки, помогите Маше выбрать картинки со звуками [м] и [м’], Нюше со звуками [н] и [н’].

(Вносятся картинки: марка, мост, мышка, лимон, бегемот, дом, ком, медведь, миска, мел, пирамидка, скамейка, носорог, носки, нос, банка, карандаш, батон, кулон, Незнайка, нитки, синица, коньки, конь.)

8. Игра «Да-нетка»

Перед детьми картинки: маска, магнит, муха, магнитофон, панама, конфета, ножик.

– Я задумала слово, постарайтесь задать такой вопрос, чтобы убрать как можно больше картинок.

(Например:

– В этом слове есть звук [м]?

– В этом слове нет звука [м]. Убрать все картинки, в названии которых есть звук[м]. Аналогично, до тех пор, пока не останется одна картинка, которую задумал педагог).

9. Упражнение «Составь предложение» со словами

(Выставить на доску картинки «самолёт», «слон»)

– Команда Маши составляет предложение со словом самолёт, а команда Нюши со словом слон.

10. Игровое упражнение «Живое предложение»

– Распределите между собой слова из вашего предложения, составьте «живое» предложение, «прочитайте» его. Сделайте шаг вперёд те, в чьём слове есть звуки [м] ([н]).

11. Упражнение «Измени слово»

(Вносится схема)

– Что обозначает зелёная полоска?

– Я буду называть разные слова. Вам надо звук [м] заменить на звук [н] и произнести новое слово.

(Расположение буквы М меняется в зависимости от того, где находится звук [м] – в начале, в середине или в конце слова.)

Логопедическое занятие в 4 классе «Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н»».

Учитель – логопед Исупова Марина Васильевна

Тема: Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н».

Цель занятия:

Закреплять умения дифференцировать оптически сходных согласных «М-Н» на письме и на слух в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Учить различать отически схожие буквы «М-Н» на письме.

Профилактика буквенных замен.

Пополнять словарный запас у учащихся.

Совершенствовать навык слогового анализа слов, грамматический строй речи.

Закрепить умение правильно составлять деформированные предложения.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику, мышление, фонематический слух и зрительное восприятие, диалогическую речь.

Коррекционно – воспитательные:

Развивать коммуникативные навыки учащихся, воспитывать умение внимательно слушать товарищей, следить за правильной речью обучающихся, воспитывать стремление к получению новых знаний, навыков, положительных результатов, аккуратность.

Оборудование : слоговые таблицы, индивидуальные карточки с заданиями,

предметные картинки, зашифрованные слова, карандаши (палочки), буквы

«м – н», выполненные по трафарету из картона.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!
- Прежде чем начать наше занятие, проведем артикуляционную гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка о веселом язычке.

Ротик - домиком, губы – дверкой. А кто в домике живет?

В домике, живет Весёлый Язычок.

Приоткрыл ротик окно, а на улице темно.

Язычок наш потянулся, широко улыбнулся, (упражнений «Улыбочка»).

А потом пошёл гулять, на крылечке загорать (упражнений «Лопаточка»).

На крылечке полежал, на качели побежал (упражнений «Качели»).

Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.

Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор (упражнений «Заборчик»).

Быстро взялся он за дело, и работ закипела.

Гвозди, молоток и клещи - нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «ТУК-ТУК!» Языку он лучший друг (упражнений «Автомат».)

Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнений «Маляр»).

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.

- Я с лошадкой погуляю (упражнений « Лошадка»).

-На гармошке ей сыграю (упражнений «Гармошка).

Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик (упражнений «Футбол»).

Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой (упражнений «Горка»).

Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк (упражнений «Лопаточка»).

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята к нам в гости пришёл сказочный герой. На доску вывешивается картинка. Ребята должны угадать кто это?

Логопед читает стишок:

А в нашей кладовке
Кто - то живет.
Весь год она сыр
Из кладовки крадет.

(Мышка).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, где живёт мышка?

Учащиеся: (в норке).

Логопед: Скажите, пожалуйста, как мы назовём нашего сказочного героя?

Учащиеся: Мышка-Норушка.

Логопед: Правильно. Она к нам на занятие пришла с корзинкой заданий. Давайте ребята попробуем вместе с ней решить все задания.

Учащиеся: хорошо.

Логопед : Какие первые звуки в слове мышка-Норушка.

Учащиеся : В слове мышка – «м», а в слове Норушка «н».

Логопед: Ребята давайте произнесем звук «М»

Артикуляция звука:

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу.

А теперь дадим характеристика звука «М»

Согласный (есть преграда – губы), твердый, мягкий, звонкий.

При произнесении звука [н]:

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика звука «Н»

звук [Н] - согласный, твердый и мягкий, звонкий.

Логопед: Ребята, как вы думаете на что наши буквы похожи?

Учащиеся: называют…

Знакомство с буквой.

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».

Если палочки мы поменяем получаем буква «Н».

Конструирование букв м – н из карандашей (палочек).

Логопед: Сколько элементов в букве «м» и «н»?

Запись на доске: м – 4 элемента.

Запись на доске: н – 3 элемента

Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы уже, наверное, поняли, какие две буквы мы будем сегодня сравнивать?

Учащиеся: «М-Н».

Логопед: Мышка-Норушка, зашифровала наши буквы. Давайте их расшифруем.

Сколько элементов в букве м? (4).

А сколько элементов в букве н? (3).

Логопед: Давайте откроем тетради и приготовимся к письму.

Принятие правильной позы для письма:

Я тетрадочку открою

И в наклон скорее положу

Ручку в руки правильно возьму я.

Сяду прямо и красиво

За работу я примусь.

Логопед: Я называю цифры 4 или 3, а вы записываете буквы м или н в тетрадь:

4 3 3 4 4 3 4 3 3 4 4 4 3 4 3 4

Логопед: проверяем задание.

Логопед: Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох.

Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Логопед: хорошо, молодцы.

Логопед: Ощупывание букв м – н, выполненных по трафарету из картона.

Закройте глаза. Я дам вам трафареты букв, а вы на ощупь определите, что это – м или н?

Учащиеся: выполняют.

Дифференциация букв «м-н» в слогах.

Логопед: На доске мышка – Норушка приготовила нам задание. Давайте прочитаем (чтение слоговых-таблиц).

Логопед: Хорошо, что мы сейчас делали? Учились различать буквы «м-н» в слогах. Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы «м-н»).

Учащиеся: Слоги.

Логопед: Ещё наша дорогая, мышка очень любит разговаривать. Давайте вместе с ней проговорим чистоговорки с нашими звуками «м-н»:


Му-му-му - я музыку люблю.
Ом-ом-ом – снежный ком.
Мы-мы-мы - мы прошли кусты.
Ми-ми-ми - мишку мы нашли.

Ма-ма-ма - кончилась зима.

На-на-на – посмотрите на меня.

Ан-ан-ан – вот и наш диван.

Не-не-не – шишка на сосне.

Ни-ни-ни – мы пошли одни.

Ин-ин-ин – к нам идёт пингвин.

Но-но-но - мы окрыли окно.

Он-он-он – молока бидон.

Ня-ня-ня –няня моя.

Учащиеся: повторяют за логопедом.

Логопед: Ребята, назовите слоги которые дают мягкость звукам м и н, а какие твердость.

Дифференциация букв «М-Н» на уровне слова.

Логопед: Мышка-Норушка очень спешила к нам на занятие через лес и потеряла буквы в словах что, несла в корзинке. Ребята поможем ей? Учащиеся: Да.

Логопед: Раздает карточки с заданием. Необходимо вставить пропущенную букву «м» или «н».

Ды…, …ож…ицы, вес..а, ка…ыш, за..ок, …адя, кра…, ви…т, ко…ар, …ука.

Логопед: Дополни слоги до слов, следующее задание нашей хитрой мышки - Норушки.

му - (муха, мука, мусор, музыка)

мы - (мышка, мыло, мысль)

мо – (мост, морковь, море)

ма – (Маша, мармелад, маска, мама)

ми – (миска, мир, мишка, миф, Митя)

но - (ножницы, нож, нос)

ни – (нитки, Нина, низко)

на – (наши, начало, настал)

Учащиеся: проговаривают свои слова.

Работа с предложением

Логопед: Прочитайте предложения и выпишите из них сначала слова с буквой «м», потом с буквой «н»:

Михаил собирает хворост. У Мити новый ножик. Мама убирает на кухне мусор. У слона есть хобот. Никита с Машей встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Наступила весна. На подносе лежит мармелад. Мой друг бежит домой.

Учащиеся: слова с буквой «м» - Михаил, Митя, мама, мусор, Маша, громко, моржи, мармелад, мой, домой.

Слова с буквой «н» - новый, ножик, на кухне, слон, Никита, наступила, весна, на подносе.

Итог занятия.

Цель:

подвести итог проделанной работы на занятии

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какая тема занятие была?

Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение?

Я умею ………….

Я научился ………

Я хочу научиться …….

Всем спасибо за работу (словесная оценка).