Где находится мечеть пророка мухаммеда. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети. История мединской мечети

Имя: Пророк Мухаммед (Muhammad)

Возраст: 62 года

Деятельность: пророк, купец, политик

Семейное положение: был женат

Пророк Мухаммед: биография

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.


В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Когда Пророк Мухаммад (ﷺ) переселился в Медину (совершил хиджру), каждый ее житель хотел, чтобы Посланник Аллаха остановился именно у него. Однако Пророк (ﷺ) сказал: «Пропустите мою верблюдицу, ибо она идёт по божественному велению».

Через какое-то время верблюд опустился на землю в том месте, где находилось стойло, принадлежащее двум сиротам. Именно в этом месте позднее будет построена мечеть, но поскольку у самого места были владельцы, Пророк (ﷺ) захотел купить его. Двое мальчиков, владевших этой землей, отказались: «Нет, мы подарим его тебе, Посланник Аллаха!»

Однако Пророк (ﷺ) не принял такой дар и заплатил им десять динаров. (аль-Бухари № 3906).

  1. В основе этой мечети лежит богобоязненность

О том, что мечеть Пророка воздвигнута на фундаменте богобоязненности, сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (сура 9, «Покаяние», аят 108).

Абу Саляма ибн Абдуррахман сказал: «Однажды возле меня прошел Абдуррахман ибн Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), и я спросил его: «Что ты слышал от своего отца о мечети, которая основана на богобоязненности?» Он ответил: «Мой отец рассказал: «Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из домов его жен, и спросил: «О Посланник Аллаха, какая из двух мечетей была основана на богобоязненности?» Тогда Пророк взял в руку мелкие камни, с силой бросил их на землю и сказал: «Ею является вот эта ваша мечеть, мечеть Медины!» Тогда Абу Саляма сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как твой отец рассказал эту (историю) именно таким образом» («Сахих Муслим», № 1398).

  1. Молитва в Пророческой мечети подобна 1000 молитв в других мечетях

Награда за совершение молитвы в этой великой мечети увеличивается во много раз. Ни одна мечеть не имеет такого достоинства, за исключением Заповедной мечети в Мекке, которая превосходит ее в сто раз. Как приводит в своем сборнике имам Муслим, Посланник Аллаха (ﷺ)сказал:

«Молитва в мечети Пророка лучше, чем тысяча молитв, совершенных в других мечетях, кроме мечети Каабы» («Сахих аль-Бухари, № 1190, «Сахих Муслим», № 1394).

  1. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети

Человек, который даст ложную клятву возле минбара в этой мечети, берет на себя великий грех и заслуживает сурового наказания. Об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Любой раб или рабыня, ложно поклявшиеся возле этого минбара, хотя бы о свежем сиваке, пусть приготовятся занять своѐ место в Аду» («Муснад Имама Ахмада», 2/329, №518).

  1. Мечеть Пророка – первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричество

Во времена османского правления, в 1910 году в мечети Пророка было проведено электричество. Именно она стала первым сооружением на Аравийском полуострове, где появился электрический свет, и лишь через десять лет после этого осветилась Заповедная мечеть в Мекке. (Источник: «Тарих аль-масджид аль-харам», Хусейн Басаляма)

  1. В мечети находится одно из самых лучших мест на Земле

В середине мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) расположено одно из самых лучших мест на свете – Рияд ал-Джанна (араб. «сады Рая»). Это самое почетное место в мечети пророка Мухаммада (ﷺ), которое окружают с востока комната жены Мухаммада (ﷺ) Айши (р.а.), с запада минбар пророка Мухаммада (ﷺ), с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши (р.а.). Считается, что это место в будущей жизни станет одним из мест в Раю. Это слово переводится как «райский сад».

О нём сообщается в достоверном хадисе:

«Между моей могилой и минбаром расположена Рауда – один из райских садов» (этот хадис передали аль-Бухари, № 1196, и Муслим, № 1391).

  1. За всю историю Ислама мечеть расширялась девять раз

Первое расширение произошло ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину.

В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей.

В нынешнее время площадь мечети вместе с территорией вокруг неё, предназначенной для молитв занимает площади почти 56-ти футбольных полей! А совсем недавно началось десятое по счету расширение мечети Пророка. Этот проект должен принести существенное увеличение территории мечети.

  1. Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке

Купол над Пророческой мечетью был построен лишь в тринадцатом веке правителем по имени Калаун аль-Мансур. Сперва купол имел четырехугольную форму снизу и восьмиугольную сверху, был изготовлен из дерева и обтянут плотной тканью. Однако многие мусульмане выразили свое несогласие с таким поступком, поскольку в Исламе он является новшеством, чуждым для религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не относится к нему, оно будет отвергнуто». (аль-Бухари и Муслим).

  1. Пророк (ﷺ), а также Абу Бакр и Умар не захоронены в мечети

Как сказано выше, три человека (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аишы, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. Действительно, после того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью.

Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка (ﷺ) находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

  1. Первым минбаром мечети был пальмовый пень

После того как была выстроена мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал проводить в ней проповеди (хутбы). В первое время функцию минбара выполнял пальмовый пень, на который Пророк поднимался во время проповедей. Об этом сообщается в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: Джабир ибн Абдуллах сказал:

«Раньше мечеть опиралась на пальмовые опоры, и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбы, он вставал на один из ее пней. Затем ему сделали большой минбар. Однажды он поднялся на него, и мы услышали голос, похожий на голос жеребой верблюдицы. Он продолжался, пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подошѐл к пальмовому пню и не положил руку на него, и лишь тогда он затих».

Основные моменты

Считается, что первый храм на этом месте появился еще при жизни пророка – здание было заложено в 622 году. Мечеть Пророка имеет открытый прямоугольный двор и угловые минареты. Примечательно, что этот принцип планировки в дальнейшем был использован для всех мусульманских храмов, которые стали возводить по всему миру.

Могила пророка находится под Зеленым куполом. Точная дата постройки этой части мечети не известна, но упоминание о куполе можно найти в старых рукописях XII века. Кроме могилы Мухаммеда, в Мечети Пророка расположены погребения двух первых мусульманских халифов – Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба. Любопытно, что зеленый цвет купол приобрел 150 лет назад, а до этого он несколько раз менял цвета и был белым, фиолетовым и синим.

Мечеть Пророка всегда играла исключительно важную роль в жизни мусульманской общины. Как это принято в исламе, здесь регулярно совершались религиозные обряды. В храме учили студентов, работал суд, а также проходили общественные собрания и праздники.

Каждый новый правитель считал своим долгом внести посильную лепту в расширение и благоустройство святыни. В 1910 году Мечеть Пророка в Медине стала первым местом на Аравийском полуострове, где было использовано электрическое освещение. Последние масштабные работы по реконструкции мечети провели на средства правительства Саудовской Аравии в 1953 году.

Сегодня Масджид ан-Набави – действующая мусульманская мечеть и место массового паломничества для приверженцев ислама со всего мира. Мусульмане верят, что произнесенная здесь молитва стоит 1000 молитв, совершенных в других местах. Одновременно внутри Мечети Пророка могут находиться до 600 тысяч верующих, а во время хаджа их количество доходит до 1 млн человек. Следует иметь в виду, что в мечети могут побывать исключительно мусульмане.

Особенности архитектуры

Современный размер Мечети Пророка превышает первоначальное строение примерно в сто раз. Сегодня Масджид ан-Набави занимает даже большую площадь, чем весь Старый город Медины.

Огромная мечеть является настоящим шедевром инженерной мысли. Она имеет 10 минаретов, высота которых доходит до 105 метров. Полы и стены архитектурного памятника украшены разноцветным мрамором. В наши дни комплекс включает 27 молитвенных залов-двориков, каждый из которых покрыт раздвижным куполом. Все они оснащены автоматическими системами управления, и открытие куполов происходит практически бесшумно.

На территорию Мечети Пророка можно попасть через 89 входов. Она оснащена необычной системой решеточного кондиционирования. В прямоугольные основания тысяч колонн вставлены специальные металлические решетки. Прохладный воздух сюда поступает от станции кондиционирования, расположенной в 7 км от мечети, поэтому даже в самый знойный день внутри никогда не бывает жарко.

По вечерам Мечеть Пророка красиво подсвечивается. Ярче других иллюминированы четыре исторических минарета, которые стоят по углам Масджид ан-Набави.

Как добраться

Мечеть Пророка находится в центре Медины. От аэропортов «Mohammad Bin Abdulaziz» и «Янбу» к центру города паломников возят специальные автобусы.

1. Место, где строилась мечеть, было выбрано верблюдом, а ее место принадлежало двум сиротам.

Когда Пророк Мухаммад (ﷺ) переселился в Медину (совершил хиджру), каждый ее житель хотел, чтобы Посланник Аллаха остановился именно у него. Однако Пророк (ﷺ) сказал: «Пропустите мою верблюдицу, ибо она идёт по божественному велению».

Через какое-то время верблюд опустился на землю в том месте, где находилось стойло, принадлежащее двум сиротам. Именно в этом месте позднее будет построена мечеть, но поскольку у самого места были владельцы, Пророк (ﷺ) захотел купить его. Двое мальчиков, владевших этой землей, отказались: «Нет, мы подарим его тебе, Посланник Аллаха!»

Однако Пророк (ﷺ) не принял такой дар и заплатил им десять динаров. (аль-Бухари № 3906).

2. В основе этой мечети лежит богобоязненность.

О том, что мечеть Пророка воздвигнута на фундаменте богобоязненности, сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (сура 9, «Покаяние», аят 108).

Абу Саляма ибн Абдуррахман сказал: «Однажды возле меня прошел Абдуррахман ибн Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), и я спросил его: «Что ты слышал от своего отца о мечети, которая основана на богобоязненности?» Он ответил: «Мой отец рассказал: «Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из домов его жен, и спросил: «О Посланник Аллаха, какая из двух мечетей была основана на богобоязненности?» Тогда Пророк взял в руку мелкие камни, с силой бросил их на землю и сказал: «Ею является вот эта ваша мечеть, мечеть Медины!» Тогда Абу Саляма сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как твой отец рассказал эту (историю) именно таким образом» («Сахих Муслим», № 1398).

3. Молитва в Пророческой мечети подобна 1000 молитв в других мечетях.

Награда за совершение молитвы в этой великой мечети увеличивается во много раз. Ни одна мечеть не имеет такого достоинства, за исключением Заповедной мечети в Мекке, которая превосходит ее в сто раз. Как приводит в своем сборнике имам Муслим, Посланник Аллаха (ﷺ)сказал:

«Молитва в мечети Пророка лучше, чем тысяча молитв, совершенных в других мечетях, кроме мечети Каабы» («Сахих аль-Бухари, № 1190, «Сахих Муслим», № 1394).

4. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети.

Человек, который даст ложную клятву возле минбара в этой мечети, берет на себя великий грех и заслуживает сурового наказания. Об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Любой раб или рабыня, ложно поклявшиеся возле этого минбара, хотя бы о свежем сиваке, пусть приготовятся занять своѐ место в Аду» («Муснад Имама Ахмада», 2/329, №518).

5. Мечеть Пророка – первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричество.

Во времена османского правления, в 1910 году в мечети Пророка было проведено электричество. Именно она стала первым сооружением на Аравийском полуострове, где появился электрический свет, и лишь через десять лет после этого осветилась Заповедная мечеть в Мекке. (Источник: «Тарих аль-масджид аль-харам», Хусейн Басаляма)

6. В мечети находится одно из самых лучших мест на Земле.

В середине мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) расположено одно из самых лучших мест на свете – Рияд ал-Джанна (араб. «сады Рая»). Это самое почетное место в мечети пророка Мухаммада (ﷺ), которое окружают с востока комната жены Мухаммада (ﷺ) Айши (р.а.), с запада минбар пророка Мухаммада (ﷺ), с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши (р.а.). Считается, что это место в будущей жизни станет одним из мест в Раю. Это слово переводится как «райский сад».

О нём сообщается в достоверном хадисе:

«Между моей могилой и минбаром расположена Рауда – один из райских садов» (этот хадис передали аль-Бухари, № 1196, и Муслим, № 1391).

7. За всю историю Ислама мечеть расширялась девять раз.

Первое расширение произошло ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину.

В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей.

В нынешнее время площадь мечети вместе с территорией вокруг неё, предназначенной для молитв занимает площади почти 56-ти футбольных полей! А совсем недавно началось десятое по счету расширение мечети Пророка. Этот проект должен принести существенное увеличение территории мечети.

8. Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке.

Купол над Пророческой мечетью был построен лишь в тринадцатом веке правителем по имени Калаун аль-Мансур. Сперва купол имел четырехугольную форму снизу и восьмиугольную сверху, был изготовлен из дерева и обтянут плотной тканью. Однако многие мусульмане выразили свое несогласие с таким поступком, поскольку в Исламе он является новшеством, чуждым для религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не относится к нему, оно будет отвергнуто». (аль-Бухари и Муслим).

9. Пророк (ﷺ), а также Абу Бакр и Умар не захоронены в мечети.

Как сказано выше, три человека (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аишы, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. Действительно, после того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью.

Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка (ﷺ) находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

10. Первым минбаром мечети был пальмовый пень.

После того как была выстроена мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал проводить в ней проповеди (хутбы). В первое время функцию минбара выполнял пальмовый пень, на который Пророк поднимался во время проповедей. Об этом сообщается в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: Джабир ибн Абдуллах сказал:

«Раньше мечеть опиралась на пальмовые опоры, и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбы, он вставал на один из ее пней. Затем ему сделали большой минбар. Однажды он поднялся на него, и мы услышали голос, похожий на голос жеребой верблюдицы. Он продолжался, пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подошѐл к пальмовому пню и не положил руку на него, и лишь тогда он затих».
Islam-Today

Ибн
Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф
ибн Кусайя ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн
Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн
ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик
ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн
Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн
Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн
Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн
Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн
Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн
Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн
Шис ибн Адам

Мединская община - первое государственное образование мусульман, созданное пророком Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину (622) . С 623 года вела войну с мекканскими многобожниками . Община представляла собой не государство, а самоуправляемую общину полисного типа. После смерти Пророка, на месте Мединской общины был создан Праведный халифат . Период жизни пророка Мухаммада в исламе называют аср ас-саадат .

Предыстория

Около 571 года, в так называемый «Год слона » в семье Абдуллаха ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб родился сын Мухаммед . Его отец умер до его рождения, а мать умерла когда мальчику было 6 лет. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя Абу Талиб .

Примерно к 20 годам стал, являясь человеком сведущим в торговле и умея водить караваны, нанимался к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента . В 25 лет Мухаммед женился на Хадидже бинт Хувайлид .

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность. В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Абу Бакр , Али и Усман . С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман в Эфиопию (615 г.).

В 619 году умерла Хадиджа и Абу Талиб, который защищал Мухаммеда от враждебно настроенных курайшитов. Этот год Мухаммед назвал «годом печали». Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе , расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф . Он хотел, чтобы они приняли ислам , но в ат-Таифе его грубо отвергли, и при уходе из города закидывали камнями.

Согласно преданию, около 619 года Мухаммед совершил ночное путешествие (исра ) в Иерусалим, а затем вознесён (мирадж ) на небеса .

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Медину (Ясриб). К этому моменту в Медине уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманской государственности, так как мусульмане получили необходимую им независимость. Год переселения стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры).

История общины

После переселения в Медину пророк Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера мединской общины, в которую входили не только мусульмане. Его главной опорой были местные жители из племён аус и хазрадж (ансары) и пришедшие с ним из Мекки мусульмане (мухаджиры). В первые годы Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев, которые отказались признать пророка из неиудеев. Более того, иудеи высмеивали Пророка и даже вступили в контакты с мекканцами, которые враждовали с мусульманами. Внутренняя мединская оппозиция из язычников, иудеев и христиан, выступившая против Мухаммеда, неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров » .

Большинством жителей Медины в 622 г. были евреи . Первоначально Мухаммед принимал Иерусалим в качестве стороны, к которой молящиеся должны обращаться лицом (кибла ) и соблюдал еврейские посты. Однако после отказа иудеев в признании, Мухаммед устанавливает стороной обращения Мекку и объявляет ислам подлинной религией Ибрахима (Авраама) .

С этого времени Мухаммед всё отчётливее говорит об особой роли ислама, который объявляется исправлением допущенных иудеями и христианами искажений воли Аллаха, о себе как о последнем пророке - «печати пророков». Устанавливается особый день общей молитвы мусульман - пятница (джума ), объявляется о святости Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Кааба становится главной святыней ислама, к ней, вместо Иерусалима, мусульмане начинают обращаться во время молитвы .

В Медине строятся первая мечеть (аль-Куба), дом Мухаммеда, устанавливаются основы исламского ритуала - правила молитвы и призыва к ней, омовения , поста , обязательных сборов на помощь нуждающимся и т. д. В проповедях Пророка стали фиксироваться правила жизни мусульманской общины - принципы наследования , бракосочетания и т. д. Объявляются запреты на употребление спиртных напитков, азартные игры, свинину. В «откровениях» появляются требования особого почтения к посланнику Аллаха .

Таким образом, в Медине были сформированы основные принципы религиозного учения, ритуала и организации исламской общины. Эти принципы были выражены в Коране и высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммеда (сунна) .

Война с мекканцами

Одной из форм сплочения мусульман и её расширения стала борьба с мекканскими многобожниками. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году мусульмане победили мекканский отряд в битве при Бадре. В 625 году около горы Ухуд (возле Медины) мекканцы сразились с мусульманским войском. В этом бою мусульмане понесли большие потери, сам Мухаммед был легко ранен в голову, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В 626 году мекканцы снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва .

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканскими многобожниками, её попытки покушения на жизнь пророка Мухаммеда и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры мусульман. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть племени бану курайза была перебита. Некоторые наиболее активные противники и соперники Пророка были убиты. Для решительной борьбы с мекканцами были собраны большие силы . В 628 году большое войско, состоящее из мединских мусульман и присоединившихся к ним некоторых кочевых племён, двинулось в сторону Мекки и остановилось на границе священной территории Мекки, в местечке Худайбия. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием, в соответствии с которым через год пророк Мухаммед и его сподвижники совершили малое паломничество (умра ) .

Со временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны североаравийские оазисы Хайбар и Фадак , союзниками мусульман становились все новые и новые арабские племена, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку . Из Каабы были убраны языческие идолы .

После завоевания Мекки Мухаммед продолжал жить в Медине и лишь однажды (в 632 году) совершил «прощальное » паломничество. Победа над Меккой подняла его политический и религиозный авторитет пророка Мухаммеда в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Персии и Византии послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появляются в Йемене, захватывают новые оазисы в Северной Аравии. В Мекку приезжают представители различных племён и областей Аравии, многие из которых договаривались с Мухаммедом о союзе. В 630 году враждебные кочевые племена организовали наступление на Мекку, но мусульмане и их союзники отбились в сражении при Хунайне. В 631-632 годах значительная часть Аравийского полуострова оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, которое возглавил пророк Мухаммед .