Где находится река щугор. Северный Урал: реки Подчерем-Тельпос-Щугор. Животные и «жрачи»

Каждый человек, куда бы ни забросила его судьба, бережет в душе образ какой-нибудь затерянной в лесах деревушки, ручейка, рощицы, с которыми связаны самые теплые воспоминания детства, первых открытий, первой любви. Тяга к «малой» родине, ностальгия к заветному пейзажу, будоражащие, почти навязчивые мечты вернуться в зовущие края - эти чувства поддерживают наш оптимизм, сохраняют веру в то, что лучшее еще впереди.

Именно таким, влюбляющим в себя, околдовывающим уголком дикой природы, уже довольно редкой на нашей планете, является Щугор, один из крупнейших уральских притоков Печоры. Он потрясает своей красотой, первозданностью ландшафтов, богатством животного и растительного мира.

Чрезвычайно сильные чувства оставляет знакомство с неукротимым характером Щугора на порогах. Река буквально вгрызается в могучие горные хребты, чтобы затем спокойно и величаво нести свои воды в каньонах, каменными кручами обрывающихся вниз. Каньоны щедро обрамлены выходами горных пород, поросшими кедрачом. Неповторимы чистота и вкус хрустальной щугорской воды. В брызгах падающих струй - необычайно богатое многоцветье солнечных бликов. А с чем можно сравнить грацию, мощь упругого тела, свечой выпрыгнувшего из воды? Это королева водотоков Севера - знаменитый атлантический лосось.

Таков Щугор, одна из достопримечательностей Коми земли. Рождается она на южных склонах горы Ярута. На своем трехсоткилометровом пути река одолевает горную полосу, увалистую зону и восточную часть Печорской низменности. Бесконечные в верхнем течении пороги сменяются участками, на которых короткие, но буйные и шумные перекаты чередуются с протяженными плесами и ямами. Огромной глыбой возвышается посреди русла один из вечных символов Урала - Овин-камень. И без того стесненная пойма реки прерывается живописнейшими громадами Верхних и Средних Ворот Щугора, образованными выходами известняковых пород каменноугольной системы.
Величественные берега, часто переходящие в отвесные стены, пронизаны множеством гротов, пещер, ущелий.

В одном из таких ущелий Верхних Ворот тугим потоком падает с кажущейся головокружительной высоты прячущийся от глаз щугорский водопад. Он издавна, словно магнит, притягивает к себе неутомимых путников гор и лесов - туристов. Широким симметричным веером врезаются в парму седые скалы. Они образуют Ворота Нижние, пленяющие своей суровостью и таинственностью, производящие впечатление рукотворных.

А ведь Щугор - это не только изумительный памятник природы. Его воды - излюбленное обиталище чрезвычайно интересного по составу сообщества рыб. Ценность их определяют лососевидные, в числе которых - обласканная мировой известностью семга.

Примыкающие к реке и ее притокам девственные леса составлены кедром, елью, пихтой, сосной, березой, осиной. Сочетание густых ельников и просторных боров, березняков и болот удобно для гнездования и постоянного обитания тетеревиных - рябчика, глухаря, тетерева, куропатки. Большинство островов, а в нижнем течении и пойменных лугов, облюбованы черными лесными косачами, для турнирных поединков - здесь их токовища. В первые же осенние заморозки можно наблюдать массовые выходы на галечниковые косы Щугора сотенных и тысячных стай глухарей и тетеревов.

Весной, когда на берегах реки появляется первая трава, нередки встречи со страшным для новичка таежным хозяином – бурым медведем. Сюда же частенько выходят еще не успевшие сбросить зимний белоснежный наряд зайцы. В летнее время воды Щугора становятся единственным спасением от гнуса для крупных копытных животных - дикого северного оленя и лося. В приречных лесах вполне заурядны встречи с белкой, куницей, кидусом, горностаем, лисой. Опытный наблюдатель разглядит следы рыси и росомахи, выдры и даже соболя. Все это обыденная жизнь Щугора.

Замечателен здесь сезон года, когда безумная стихия унесет последние осколки зимнего покрова реки и лишь под густой сенью вековых елей потемневшими лохмотьями останется снег. Именно тогда на берегах реки приходилось наблюдать поистине библейские картины, сохранившиеся в нашей врожденной памяти от древних пращуров.

Чуть поодаль от уреза воды пара зайчишек мирно подрезает молодые побеги злаков. Тут же, на камешках, прохаживаются тетерки, ничуть не стесняясь соседства нескольких крохалей - хищных зубастых уток. Рядом - неизвестно по какой причине приставший к их компании чирок. А орлан-белохвост, парящий над одинокой скалой, склоненной над бешено несущимся щугорским потоком, казалось бы, нисколько не интересуется неосторожными обитателями этого природного зоопарка. Впрочем, и медведь, ковыряющийся в уже проверенном собратом муравейнике на противоположном берегу реки, также абсолютно спокоен. Как будто здесь собраны вместе иллюстрации Брема. Вся эта идиллия погружена в библейскую тишину, сколь желанную, столь и неведомую для жителей современного города. Тишина нарушается лишь шелестящим, звенящим шумом бьющейся о камни воды. Божественный покой словно вымывает из души все мелкое, суетное, оставляя лишь мысли о значительном, вечном.

Василий Пономарев

Данный маршрут позволит ознакомиться с замечательными природными объектами, расположенными на границе Северного и Приполярного Урала - рекой Щугор и высшей вершиной Северного Урала - горой Тельпос-Из (1619 м). Туристы сплавятся на надувных судах по реке Щугор от верховьев до устья, с осмотром красивейших береговых скал, а также совершат восхождение на г. Тельпос-Из.

Вид туризма: пеший туризм, сплав.

Размер группы: от 2-х человек.

Продолжительность: 14 дней/13 ночей.

Стоимость тура: 25 000 рублей с человека.

Возраст детей: с 14 лет.

Нитка маршрута: г. Вуктыл - трасса газопровода «Пунга-Вуктыл-Ухта» - верховья р. Щугор - сплав по реке Щугор до ручья Дурной-Ель - восхождение на г. Тельпос-Из (1619 м) - сплав по реке Щугор до пос. Усть-Щугор.

Фотографии*. Гора Гнезда ветров.

*Бельков В.В., г. Ревда.

Программа тура.

День п/п Участок маршрута. Мероприятия Способ передвижения Расстояние
1 день. Из пос. Вуктыл выезжаем на трассу вдоль газопровода «Пунга-Вуктыл-Ухта», далее движемся по трассе на восток до моста через р.Щугор. Сборка судов, подготовка к сплаву. Ночевка. Автомобиль 120 км
2 день.

Завтрак. Завершаем сборку судов и подготовку к сплаву по р. Щугор. Проходим 12 км до устья р.Понья, обедаем. Через 3 км устье речки Пеленкурья, в 5 км ниже Пеленкурьи встаем на ночевку. Отдых, рыбалка.

Катамаран 20 км
3 день.

Завтрак. Сплавляемся 12 км до устья левого притока. Обедаем. После обеда проходим по реке еще 13 км. Ночевка, отдых, рыбалка.

Катамаран 25 км
4 день.

Завтрак. Идем по реке 12-13 км. По берегам лес - лиственница, береза, ива, кедр, ель. Много сухостоя. Вершины Тельпос-Иза непобедимо торчат над облаками, а левее него, в массиве горы Хора-Из - великолепный огромный крутостенный цирк правильной округлой формы. Встаем на обед. После него идём до устья реки Мороя. Ночевка, отдых, рыбалка.

Катамаран 25 км
5 день. Завтрак. Сплавляемся 9 км от устья р. Мороя до начала Большого порога. Обед. Проходим устье реки Волоковка и устье реки Торговая. Ужин, ночевка. Катамаран 34 км
6 день. Завтрак, подготовка к сплаву. Стартуем. В устье р. Няртсю-Ю обедаем, а еще через 10 км встаем на ночевку на левом берегу Щугора, в устье ручья Дурной-Ель. Ночевка, подготовка к восхождению на г.Тельпос-Из — гора гнезда ветров, высшая вершина Северного Урала. Катамаран 21 км
7 день. Начало двухдневного радиального выхода - восхождения на г. Тельпос-Из. Завтрак. Начинаем подъем от устья ручья Дурной-Ель по его долине до озера Тельпос. В удобном месте возле озера организуем ночевку, гуляем по окрестностям озера, любуемся горными пейзажами, фотографируем, собираем грибы и ягоды, при их наличии. Пешком 7 км
8 день. Завтрак. Оставив палатки и бивачное снаряжение у озера, движемся вдоль северо-восточного берега озера Тельпос еще километр. Отсюда начинается крутой подъем на восток-северо-восток до гребня, а затем по скалистому гребню на юго-запад до вершины. Вершина! С Тельпос-Иза открывается величественный вид: на севере и северо-западе в голубоватой дымке высятся горы Неройка (1646 м), Сабля (1425 м) и многие другие. При благоприятных метеоусловиях организовываем на вершине перекус с чаем из термосов. Спуск - по пути подьема до стоянки в устье ручья Дурной-Ель. Праздничный банкет по случаю успешного восхождения на одну из наиболее значительных и труднодоступных вершин Урала. Пешком 17 км
9 день. Завтрак. Продолжаем сплав по Щугору. Идём до р. Тельпос, в устье которого обедаем. На 20-м километре ниже устья Тельпоса Щугор принимает слева речку Седью. В устье Седью ночуем. Катамаран 35 км
10 день. После завтрака продолжаем сплав по Щугору через область парм. На 21-м километре от устья Седью проходим крупный правый приток Малый Паток. Спустившись на 10 км ниже устья М.Патока, ночуем. Катамаран 31 км
11 день. Завтрак. Продолжаем сплав по Щугору. Обед через 12 км. Пройдя за день 24 км, достигаем ручья Велдор-Кырта-Ёль. После него русло Щугора суживается, образуя скальные «Верхние ворота». Напротив устья ручья на левом берегу Щугора прекрасное место для лагеря. Обследуем пещеры в известняковых обнажениях правого берега Щугора. Ночевка, отдых, рыбалка. Катамаран 24 км
12 день. Завтрак, продолжаем сплав. Идем от Верхних до Средних ворот 11 км. Обед, совмещенный с осмотром пещеры и восхождением на коренной берег Щугора (верхушку скальных Ворот). После обеда идем 8 км до реки Большой Паток. В 10 км ниже устья Б.Патока встаем на ночевку. Катамаран 29 км
13 день. Завтрак. Продолжаем сплав. Идём до устья реки Катя-Ель и, чуть ниже - места бывшего поселка Мичабичевник. В устье р. Кырта-Ель обедаем. Быстрым течением нас выносит в реку Печору. Заканчиваем сплав в поселке Усть-Щугор. Располагаемся на ночевку. Банкет по случаю окончания активной части путешествия. Катамаран 43 км
14 день. День отдыха (используется в удобном и красивом месте по маршруту). Полевая баня на берегу реки, прогулки, фотографирование, сбор ягод и грибов.

* Маршрут или график движения по маршруту может быть скорректирован на месте, исходя из погодных условий, подготовленности группы и других обстоятельств .

В стоимость тура входит: прокат экипировки (катамараны; весла; спасательные жилеты; палатки, костровое оборудование, туристический коврик, спальный мешок), 3-х разовое питание, все переезды по программе, услуги гидов- инструкторов и повара. В стоимость маршрута включена страховка от несчастного случая. Страховой полис выписывается на группу и находится у инструкторов по маршруту.

Не входит в стоимость: страховка от клещевого энцефалита, прокат рюкзака, фото и видеосъемка.
Необходимые дополнения:
. На программе работают , 1 человек на катамаран.
. В качестве специального снаряжения выдаются спасательные жилеты, весла;

В качестве личного снаряжения в походе необходимо иметь: рюкзак, ветрозащитный костюм, накидку от дождя, головной убор, теплые вещи, не менее двух пар обуви + сланцы либо кеды, купальный костюм, личную посуду, фонарик, предметы гигиены.

Предполагаемые дополнительные траты: питание в поезде, сувениры.

Необходимые документы: паспорт, путевка.
Питание : 3-х разовое. Пищу готовят инструктора на костре по рецептам , по желанию Вы можете принять участие и освоить несколько секретов кулинарного мастерства.
Медицина: аптечка первой медицинской помощи имеется у гидов. Вы можете взять личную аптечку (если это необходимо).

Живописный правый приток реки Печоры на Северном Урале длиной 300 километров. В некоторых источниках и на некоторых картах эту реку называют не Щугор, а Щугер.

Истоки реки расположены на западном склоне Уральских гор , на высоте 750 метров над уровнем моря (между вершинами Молыдъиз, Аквалсупнел и Паръяур). Площадь бассейна - 9660 км². Среднегодовой расход воды - - 252 м³/сек.

В верховьях течет между высоких гор. Щугор пробил себе дорогу между горой Тельпосиз и южными склонами Исследовательского кряжа. Впадает в Печору близ деревни Усть-Щугор, названной так по реке и основанной в XVIII веке.

Что означает название реки? Заглянем в книгу известного уральского лингвиста А.К. Матвеева «Географические названия Урала»:

«Есть много оснований считать, что начальное щ восходит к ч : звук щ совершенно не характерен для нерусских названий Приуралья. В «Книге Большому Чертежу» приток Печоры именуется Чугор или Счугор, по переписи 1579 года деревня, находящаяся в устье реки Щугор, притока Вишеры, именовалась Чугор… Не исключено, что эти названия указывают на места обитания или выпаса оленей: в коми языке есть слово чукор – «куча», «табун», «стадо», в саамском – чигар – «стадо оленей» и «место выпаса стада», в хантыйском – сяхыр – «пастбище». Любопытно, что слово чугор или сюгор – «место выпаса оленей» отражено и в русских документах Обдорской управы конца XIX века… Возможно топонимы Щугор, Чугор и нарицательные существительные чугор , сюгор восходят к какому-то финно-угорскому или самодийскому языку».

Река имеет кристально чистую и прозрачную воду. В Щугоре много рыбы. Здесь нерестится семга.

По Щугору сплавляются туристы. Тут много шивер, встречаются пороги. По берегам возвышаются скалы, наиболее интересные из которых Верхние, Средние и Нижние Ворота, обрамляющие реку с обоих берегов. Встречаются пещеры.

На всей 300-километровой реке нет ни одного населенного пункта. Она течет по территории национального парка Югыд Ва.

В конце XIX века тут проходил Сибиряковский тракт (или Щугорский волок), проложенный предпринимателем и золотопромышленником и А.М. Сибиряковым. По нему везли сибирский хлеб.

Н.Е. Ермилов о реке Щугор (1888 г.)

Предлагаю познакомиться с фрагментом из путевых заметок Н.Е. Ермилова «Поездка на Печору» , изданных в 1888 году:

«Река Щугор, у устья которой основана Сибиряковская пристань, замечательна красотою своих берегов, прозрачностью воды и быстротою течения – качествами, присущими горной реке: Щугор вытекает из Уральских гор и на пути своем прорезает хребет Иджеди Парму. Войдя в устье этой реки, мы плыли сначала между низменных берегов, состоящих из наносных песков, покрытых то группами берез, то кустами ивняка. Мало по малу берега возвышались, березы сменились соснами, елями и лиственницей; среди песчаной равнины начали попадаться громадные отдельные камни, которые постепенно перешли в нависшие над водою гигантские утесы; течение реки становилось быстрее и быстрее. Два острова – Токарь-йоль и Токарь-ди, встреченные нами на пути, обладают тоже горным характером и покрыты густой зеленой, можно сказать, девственной растительностью: их редко когда тревожит человеческое присутствие.

Наконец, мы достигли самого красивейшего пункта на Щугоре – местности, по-зырянски называемой Ульдом-Кырта, что по-русски означает «железные ворота». Перед этими железными воротами река расширяется почти на версту, отчего течение ее становится из весьма быстрого медленным; образуется как бы обширное озеро, замыкаемое впереди двумя высокими горами, обросшими на вершинах густым темным лесом. Для прохода реки горы эти как бы раздвигаются и образуются ворота, 80 сажен ширины, в которые с шумом врывается река, шипя, пеняь и страшно волнуясь: быстрота течения в воротах необычайно велика. Ворота эти – железные ворота, Ульдор-Кырта – представляют высокие каменные стены, 40 сажен вышины, состоящие из известняка светло-серого цвета, изборожденного глубокими вертикальными расщелинами, трещинами и рытвинами, в глубине которых виднеются зеленые полосы растущего там дерна и кустарников. Пройдя сажен 30 вдоль этих каменных стен, вы снова выходите на простор освобожденной от оков реки, волнение которой опять переходит в гладь, а рокот, шум и быстрота сменяются спокойным течением… Трудно вообразить этот дикий, но величественный вид северной природы.

Далее вверх по реке идут не менее величественные ворота – Шер-Кырта, средняя скала, - точно также стесняющие реку с обеих сторон отвесными скалами, далеко выдающимися в ее русло. Далее встречаются третьи каменные ворота – Вельдор-Кырта. Еще выше по течению Щугора на берегу его возвышается высокая гора Тылпос-из (камень, гнездо ветра); про что у зырян существует поверье, по которому на ней находится постоянное обиталище ветра, почему малейший, будто бы, звук голоса или стук, произведенный на этой горе, вызывает страшную бурю в ее окрестностях. Еще выше по Щугору имеются пещеры с вечным, нетающим льдом. Но мы не могли доехать и осмотреть все эти чудеса природы: пароход, дойдя до Шер-Кырта (средних ворот), не мог справиться с быстротою и силою течения реки, против которого мы плыли, и принужден был повернуться назад…

Прозрачность воды Щугора поразительна: на глубине 2 сажен ясно и отчетливо видны мелкие камешки, даже зерна гравия, устилающие дно реки; по впадении Щугора в Печору вода его не смешивается с печорской водой, но резко отличается от ее на протяжении многих верст ниже устья этого горного притока Печоры, так что взору наблюдателя последняя река представляется в виде двух параллельно и слитно текущих лент воды, - светлой, прозрачной ленты у правого берега и более мутной, сероватой, у левого».

Тэл-Поз-Из, наиболее значительная вершина Северного Урала (1617 м). Находится близ условной границы Северного

Урала с Приполярным на левом берегу Щугора. Название в дословном переводе с языка коми означает «Гора гнезда ветров» (из - «камень», «гора», «хребет», поз - «гнездо», тол - «ветер»). На русский язык обычно переводят просто «Гнездо ветров». Это образное название: район Тэл-Поз-Иза известен плохой погодой - с вершины горы часто дуют свирепые ветры, несущие облака, дождь или снег.

По записям А. Регули, эта гора по-ненецки называется Нэ-Хэхэ - «Женщина-идол», «Баба-идол». Ее мансийское название Нэ-Пупыг-Нёр или Нэ-Пупыг-Ур рассматривается как перевод с ненецкого, так как дословно значит «Гора бабы-идола». Э. К. Гофман приводит мансийскую легенду о том, что бог превратил в каменного идола женщину, которая во всем противоречила мужу, и запретил манси подниматься на эту вершину: «Если кто осмелится это сделать, то поднимется такая буря, что смельчак как раз полетит в пропасть». Коми, по сообщению краеведа П. А. Сорокина, тоже считают, что на вершину Тэл-Поз-Иза никто не может подняться, так как в этой горе живет бог Шуа, или Войпель, бог ветра и холода, который не любит шума и не позволяет людям врываться в свое жилище. На одной из вершин Тэл-Поз-Иза якобы есть следы громадных ног. Эти следы приписываются богу Шуа. Проходя через Урал мимо Тэл-Поз-Иза, коми старались не шуметь. Если Шуа «услышит шум, то поднимется страшный ветер, снег, и люди должны погибнуть, или же превращаются в камень». Так в форме легенды давался совет оленеводам держаться подальше от этой опасной горы. Она, кстати, не одинока. На Приполярном Урале есть место, которое в различных источниках именуется Тыларузь или Тэль-Рузь, что в переводе с языка коми значит «Ветреная дыра» (тӧла - «ветреный», рузь- «дыра»). Это огромная корытообразная долина, названная так оленеводами из-за постоянно дующих в ней ветров.

Некоторые исследователи считают, что гора Столп, о которой рассказывал русский полководец XV-XVI веков князь Семен Курбский, - Тэл-Поз-Из, но это предположение трудно доказать.

По горе Тэл-Поз-Из меридионально вытянутую горную цепь, начинающуюся у левого берега реки Щугор и идущую к вершине реки Подчерем, часто именуют Тельпосской цепью или Тельпосским, точнее - Тэлпозским хребтом, хотя, по свидетельству геолога Е. Д. Сошкиной, коми называют Тэл-Поз-Изом только северную наиболее высокую часть хребта, остальную же зовут Сёд-Из - «Черный хребет» (коми сьӧд- «черный»).

Яныг-Туйт-Нёр, гора на Тэлпозском хребте в 6 км к Ю от Тэл-Поз-Иза. В переводе с мансийского - «Большой Снежный Камень».

Хальмер-Сале, гора на Тэлпозском хребте в 13 км к Ю от Тэл-Поз-Иза в вершине левого притока Щугора реки Хальмеръя.

Название ненецкого происхождения, означающее в переводе «Отрог (мыс) покойника» (хальмер - «покойник», саля - «мыс», «отрог», в русской передаче - сале, ср. Салехард и ненецкое Саля харад). Э. К. Гофман и Д. Ф. Юрьев приводят в мансийском оформлении- Хальмер-сале-урр (мансийское ур - «гора, хребет, обычно покрытые лесом»).

Хора-Из, гора (1326 м) на Тэлпозском хребте в 18 км южнее горы Тэл-Поз-Из.

Название из языка коми: в ижемском диалекте хора - «олений бык в возрасте свыше двух лет», из - «камень», «гора», «хребет», то есть «Олений Камень» или, точнее, «Камень оленя-быка». Название, как и многие другие оронимы Северного Урала, связано с оленеводческим бытом северных народов.

Осся-Ур, гора в 5 км к ЮЮЗ от горы Хора-Из. Мансийское название, означающее «Узкая гора» (осься - «узкий», ур - «гора, хребет, обычно покрытые лесом»).

Туйтым-Нёр, точнее Туйтынг-Нёр, гора на Тэлпозском хребте в 16 км южнее горы Хора-Из.

Мансийское туйтынг - «снежный», нёр - «каменная гора», «хребет», следовательно, «Снежный Камень».

Мирон-Вань-Нёр, гора в верховьях реки Подчерем в 30 км на ЮЮЗ от горы Хора-Из.

Скорее всего гибридный ороним, в котором личное имя Мирон-Вань - «Иван Миронович» восходит к языку коми, а географический термин нёр - «каменная гора», «хребет» - к мансийскому языку.

Xора-Сюр, гора в междуречье Большой Турупъи и Туяхланьи, левых притоков Ятрии, в 45 км к В от горы Тэл-Поз-Из.

Коми-ижемское хора- «олений бык в возрасте свыше двух лет», сюр - «рог», следовательно, «Олений (бычий) рог». Название дано явно по форме горы, напоминающей изогнутый олений рог, да еще и с небольшим отростком.

Сомъях-Нёр, гора на правом берегу реки Щугор в 20 км к В от горы Тэл-Поз-Из. В картографических источниках и научных публикациях также Сумьяхнёр, Сумахнёр, Суммахнёр, Суомьях-нер и др. Мансийское сомъях - «амбар», нёр - «каменная гора», «хребет», то есть «Амбар-Камень» или «Амбарный Камень». Ср. Сомъях-Нёл.

Састум-Нёр, в источниках XIX-XX веков Састем-Нер, Састем-Ньер, Состем-Нер, Састемнёр, хребет меридионального направления на правом берегу реки Щугор между хребтами Сомъях-Нёр и Хоса-Нёр. Севернее и южнее Састум-Нёра берут начало истоки Вольи, крупного притока Северной Сосьвы. В мансийском языке састум - «гладкий», «ровный», следовательно, Састум-Нёр - «Гладкий Камень», «Ровный Камень».

Хоса-Нёр, также Хоса-Ялпынг-Нёр, хребет до 40 км длиной, идущий в меридиональном направлении по правобережью Щугора к югу от истоков Вольи и хребта Састум-Нёр. В некоторых источниках - Хосанёрский хребет.

В переводе с мансийского - «Длинный Камень», «Длинный Святой Камень» («Длинный Молебный Камень»).

Нёр-Ойка, также Ойка-Нёр, гора (936 м) в верховьях рек Яныг-Манья и Толья, правых притоков Вольи. В переводе с мансийского- «Хозяин гор», «Старик Урал». Один из мансийских «нёроек», полный титул которого Волья-Талях-Нёр-Ойка, то есть «Хозяин гор в верховьях Вольи».

Ярута, гора в самой вершине реки Щугор, южнее хребта Хоса-Нёр. У Э. К. Гофмана- Ярута, Ярута-Ур, у Д. Ф. Юрьева - Яруте-урр.

Этимологию см. Ярота (Приполярный Урал).

Пырва, гора в верховье реки Подчерем на водоразделе между Подчеремом и Щугором в 10 км на ВЮВ от горы Мирон-Вань-Нёр. В книге Гофмана засвидетельствованы более полные и точные мансийские формы Пирва-Тумп и Пирва-Ур, которые переводятся «Чирковая гора» (мансийское пирва - «чирок, вид утки»).

Пон-Из, гора в 7 км к ССВ от истока реки Понъя, левого притока Щугора. В переводе с языка коми - «Собачий Камень» (ср. такое же название на Приполярном Урале). В гидрониме вместо коми ю - «река» фигурирует мансийское я - «река», однако А. Н. Алешковым засвидетельствована форма Понъю - «Собачья река». Что первично - название реки или горы - судить трудно.

Тондер, гора в вершине рекн Понъя (Понъю), левого притока Щугора, на водоразделе бассейнов Щугора и Кожнмъю. Это название объясняется из коми тёньдер - «дощатая спинка ездовой нарты» или ненецкого тендер - «передок и спинка ездовой нарты» (ср. на Приполярном Урале Малый и Большой Чёндер, а также Тёньдер-Из). Краевед-этнограф И. Н. Глушков приводит мансийскую форму, но с той же коми или ненецкой огласовкой (Тӧндр-Нёр). В трудах Э. К. Гофмана и Д. Ф. Юрьева воспроизведено чисто мансийское звучание Тюндер-урр (Тюндер), ср. мансийское тюнтер - «часть нарты».

Несмотря на точное соответствие, менее вероятна связь с ненецким тондер - «насыпь», «покрышка».

Кожим-Из, гора (1195 м) в верховьях левого притока Илыча реки Кожимъю. В коми языке - Кӧжнм-Из, Кӧжимъю, то есть «Кожимская гора», «Река Кожим». Таким образом, гора получила название по реке. Ср. гора Кожим-Из и река Кожим (коми Кожим) на Приполярном Урале, где произошел такой же перенос.

В материалах экспедиции Гофмана и других источниках XIX века обыкновенно Кожем-Из и Кожем-Ю. Мансийское название, по свидетельствам В. А. Варсанофьевой, ссылающейся на местных «остяков», - Лу-Нёр (точнее Лув-Нёр) - «Лошадь-гора». Оно относится к серии мансийских оронимов, связанных с культом коня.

Макар-Из, гора в верховьях реки Кожимъю в 9 км к ЮВ от горы Кожим-Из.

Название из языка коми: Макар - личное имя, заимствованное из русского языка, из - «камень», «гора», «хребет», то есть «Макаров Камень».

Кычиль-Из, гора непосредственно к Ю от Кожим-Иза в 12 км к В от места впадения Кожимъю в Илыч. На этой горе берет начало река Кычилья (точнее, вероятно, Кы чилью), правый приток Пирсъю.

Название Кычиль-Из объясняется из коми языка, где кытшыль (ижемское и печорское) - «изгиб», «поворот», «излучина реки», а из - «камень», «гора», «хребет», следовательно, Кытшыль-Из - «Гора, где излучина». Правда, трудно понять, об излучине какой реки идет речь - Илыча, Пирсъю или Кычильи. Открытым является также вопрос о том, что первично - ороним или гидроним.

Щука-Ёль-Из, хребет к Ю от массивов Кожнм-Из и Кычиль-Из, вытянутый более чем на 20 км с С на Ю между левыми притоками Илыча - Пирсъю и Укъю. Мансийское название хребта - Яны-Хамбу-Нёр, но нет уверенности в том, что эта форма точна.

Коми название Щука-Ёль-Из дано по речке Щука-Ёль («Щучий ручей»), гибридному гидрониму, состоящему из сочетания русского слова щука с географическим термином ёль - «ручей» из языка коми. Ороним переводится «Хребет Щука-Ёль» или «Хребет Щучьего ручья». Речка Щука-Ёль - левый приток Илыча, берущий начало на этом хребте.

По материалам В. А. Варсанофьевой, орографические объекты, обозначаемые коми названием Щука-Ёль-Из и мансийским Яны-Хамбу-Нёр, не совсем совпадают. Коми различают северную часть хребта - Тумбал-Из и южную - собственно Щука-Ёль-Из, а самый южный - невысокий конец хребта, примыкающий к берегам Укъю с севера, называют Парус-Из, очевидно, по ручью Парус-

Ёль, правому притоку Укъю. По Е. С. Федорову, этот хребет называется также Хамбу-Ур или Яны-Хангам-Ур.

Мансийское название Яны-Хамбу-Нёр Варсанофьева переводит «Большая самоедская гора», однако нам не известно мансийское слово хамбу со значением «самоед (ненец)». Этноним ненец по-мансийски ёрн. Возможно, что название является мансийской переработкой ненецкого оронима (хамба по-ненецки «волна», ср. Кумба).

Листовка-Ёль, наиболее значительная вершина на хребте Щука-Ель-Из (1095 м), расположенная в центральной части хребта. Гора названа по ручью Листовка-Ель: коми ель - «ручей», а слово листовка обозначает какой-то вид растительности или сена; оно заимствовано коми языком из русского, ср. в словаре В. И. Даля - листовка - «водянка, водица, ягодница со смородинным листом» и т. п.

Сотчем-Ель-Из (1040 м), гора на левобережье Илыча между верховьями Неримъю, притока Укъю, и Ичет-Ляги, левого притока Илыча. В переводе с коми языка - «Гора Горелого ручья» (коми сотчӧм, сотчем - «горелый», ёль - «ручей», из - «камень», «гора», «хребет»). Ботаник В. С. Говорухин, обследовавший эти места, пишет: «Вся окрестность Шантым-Прилука, расположенного по берегам ручья Большого Сотчем-Иӧля в виду горной вершины Сотчем-Иӧль-Из, некогда (около 100 лет тому назад) совершенно выгорела, вследствие чего и явились такие несколько странные зырянские имена, как «Сгоревший ручей», «Горевшая гора».

В. А. Варсанофьева приводит и объясняет мансийское название этой горы Савконёр - «Гора Савки», оленевода, постоянно стоявшего на этой горе. Однако мансийское название должно иметь вид Савка-Нёр, так как заимствованное из русского языка личное имя, производное от Савва, Савватий, Савелий и некоторых других антропонимов, в мансийском языке имеет форму Савка.

Торре-Порре-Из, отдельная гора на западном склоне Урала в верховьях левого притока Илыча реки Ичет-Ляга в 20 км на ЮЮВ от горы Сотчем-Ёль-Из.

Гора Торре-Порре-Из является одним из самых замечательных памятников природы на Северном Урале: на ее платообразной вершине множество скал причудливой формы. Вот как описывает Торре-Порре-Из В. А. Варсанофьева: «Вершина Торре-Порре в северной части кряжа представляет собою постепенно понижающееся к югу плато, на поверхности которого расположен целый город с причудливыми каменными постройками и развалинами... По западному, круто обрывающемуся краю высятся отвесные стены, увенчанные зубцами и большими «сторожевыми башнями». У северного края плато, там, где находится наиболее возвышенный пункт хребта, поднимаются расчлененные скалы в виде массивных стен и башен. Самые живописные участки фантастического города с его храмами, памятниками и дворцами расположены в средней и южной части плато».

Мансийское название этой оригинальной вершины - Мунинг-Тумп или Монинг-Тумп, в котором мунинг - прилагательное, образованное от слова муни (мони) - «скала-останец» (ср. Мунинг-Тумп в верховьях Вишеры), следовательно, в переводе с мансийского «Отдельная гора со скалами-останцами» (у Варсанофьевой - «Гора столбов или развалин»). Напротив, коми название Торре-Порре-Из весьма трудно для объяснения, поскольку соответствующих слов торре и порре нет в самых полных словарях коми языка.

Пожалуй, в этих «рифмованных» звуковых комплексах можно видеть изобразительный прием для передачи удивления или недоумения при характеристике такого явления природы, для которого обычные человеческие слова недостаточны. О том, что подобные выразительные средства есть в коми языке, свидетельствуют следующие «рифмованные» парные слова: рува дува - «с норовом», «с характером», шунды-мунды, шунды-кунды, шундры-мундры - «барахло», шыльльӧ-мыльльӧ, кильльӧ-мыльльӧ, лешки-плешки - «мелочь». Есть такие выражения и в топонимии: одна из вершин на хребте Кваркуш называется Тара-Бара-Мык, впрочем, может быть, не без влияния русского тары-бары.

Кос-Из, гора к ЮВ от Торре-Порре-Иза на правобережье Ыджнд-Ляги. В переводе с языка коми - «Сухая гора», «Сухой Камень». Мансийское название Тосам-Ахвтас-Нёр, или Тосам-Ахвтас-Тумп, Тосам-Ахвтас-Нёл, имеет тот же смысл - «Сухой каменный хребет», «Сухой каменный отрог».

Нягысь-Талях-Ялпынг-Нёр, группа «островных» гор к С и СЗ от хребта Пас-Нёр в междуречье Няйса н Няйс-Маньи в их верховьях. В переводе с мансийского- «Святой Урал (Камень) в вершине Няйса». Иногда- Ялпынг-Нёр, Нягысь-Ялпынг-Нёр. В эту группу входят гора Нягысь-Талях-Нёр-Ойка, иногда просто Нёр-Ойка или Ойка-Нёр, то есть «Старик Урал (Камень) в вершине Няйса», и гора Эква-Нёр, или Нёр-Эква, Эква-Сяхл, то есть «Старуха-гора». Поскольку эта группа гор находится ближе к реке Няйс-Манья, ее еще называют Нягысь-Манья-Ялнынг-Нёр (Д. Ф. Юрьев).

Ср. Ялпынг-Нёр (Сосьвинский Ялпынг-Нёр).

Пас-Нёр, хребет, идущий в направлении ССВ - ЮЮЗ между верховьями рек Няйс-Манья и Ёвтынгъя, северное продолжение хребта Яныг-Кот-Нёр.

В. А. Варсанофьева приводит ороним Пас-Нёр и его толкование из мансийского языка «Гора-рукавица» (мансийское пасса - «рукавица», нёр - «каменная гора», «хребет»). Это объяснение не встретилось нам, однако, при опросе информантов-манси. Хотя и не очень уверенно, но они говорили о том, что слово пас в составе оронима имеет значение «предел», «рубеж», то есть Пас-Нер - «Рубежный Камень», «Граничный Камень». Каким рубежом мог служить Пас-Нёр, пока установить не удалось. Возможно, что перед нами уже народная этимология и первоначально название действительно означало «Гора-рукавица».

Самая значительная вершина хребта Пас-Нёр имеет очень интересное наименование, связанное с мансийским культом коня - Пас-Нёр-Лув-Сис-Хурип-Ломт, то есть «Часть Пас-Нёра, похожая на спину лошади».

Яныг-Кот-Нёр, также Яныг-Квот-Нёр, хребет длиной около 40 км между рекой Евтынгъя и верховьями реки Лопсия, идущий сперва с ССВ на ЮЮЗ, а затем - с С на Ю между хребтами Пас-Нёр и Мань-Кот-Нёр. Наибольшая высота- 1126 м.

Мансийское название переводится «Большой Кисовый хребет» (яныг - «большой», нёр- «каменная гора», «хребет», кот, квот - «кисы, то есть шкура с ног оленя, лося, используемая, в частности, для изготовления кисовых лыж; обувь из этой шкуры»). Обе мансийские формы Яныг-Кот-Нёр и Яныг-Квот-Нёр сосуществуют, но еще в XIX веке (А. Регули, Э. К. Гофман, Д. Ф. Юрьев) на карте прочно закрепилась форма Яныг-Квот-Нёр, хотя вариант кот в устной речи встречается чаще. Коми, по данным В. А. Варсанофьевой, именуют этот хребет Петрушка-Из, то есть «Петрушкин Камень», впрочем, возможно, что так называется только самая высокая вершина хребта.

Несколько странное по своему значению название находит объяснение в мансийской мифологии: оказывается, при всемирном потопе сохранилась сухой лишь самая высокая вершина Яныг-Кот-Нёра, да и то величиной с кису оленя (ср. подобные рассказы о вершинах Отортена, Чистопа и других гор).

В письме венгерского путешественника А. Регули академику П. П. Кеппену утверждается, однако, что название Квот-Ньар (так у Регули) является переводом самоедского топонима Пеней-Пэ и что оба эти названия в переводе означают «Кисовый Камень» («кисы» по-ненецки пена, «камень» - пэ).

Это еще раз свидетельствует о том, что между мансийским и ненецким мифологическим восприятием Урала было много общего и что многие мансийские названия гор могут быть кальками ненецких.

Лопсия-Тумп, или Лопсия-Талях-Тумп, гора в вершине реки Лопсия, левого притока Северной Сосьвы в 5 км к В от южной оконечности хребта Яныг-Кот-Нёр. В переводе с мансийского языка - «Отдельная гора в верховье Лопсии».

Мань-Кот-Нёр, также Мань-Квот-Нёр, хребет между верховьями Лопсии и Маньи, левых притоков Северной Сосьвы, южное продолжение хребта Яныг-Кот-Нёр. По данным Варсанофьевой, коми называют этот хребет Петрунь-Из (Петрунь - личное имя, производное от Петр). Мансийское название переводится «Малый Кисовый хребет» (подробнее см. Яныг-Кот-Нёр). Манси утверждают, что пространство величиной с оленьи кисы осталось незатопленным во время всемирного потопа и на вершине Мань-Кот-Нёра.

Юго-западный отрог этого хребта называется по-мансийски Ёрн-Эква-Нёл, то есть «Отрог ненецкой старухи». Здесь, по преданию, некогда умерла женщина-ненка.

Ёвт-Xури, группа гор юго-восточнее хребта Мань-Кот-Нёр. Манси различают две смежные вершины - Яныг-Ёвт-Хури и Мань-Ёвт-Хурн, то есть «Большую Ёвт-Хури» и «Малую Ёвт-Хури».

Мансийское ёвт - «лук (оружие)», хури- «изображение», «образ», то есть Ёвт-Хури - «Изображение лука», «Похожая на лук». Смысл метафоры проясняется, если посмотреть на Яныг-Ёвт-Хури с севера, например, с горы Лопсия-Талях-Тумп (см.), как это приходилось автору: оказывается, Яныг-Евт-Хури удивительно похожа издали на гигантский лук, лежащий на земле и готовый выпустить стрелу в небо.

Эли-Хотал-Эква-Нёр, северо-восточный отрог водораздельного хребта между истоками рек Манья (левый приток Северной Сосьвы) и Тосамтов (правый приток Маньи).

Одно из самых загадочных среди мансийских названий гор. Манси переводят с трудом и колебаниями: «Завтрашнего дня бабы нос (отрог)», «Дальнего солнца бабы нос», «Впереди день нос баба» и т. п. В дословном переводе - «Переднего дня (солнца) бабы нос (отрог)».

Поскольку Эли-Хотал-Эква-Нёл - северо-восточный отрог, название может указывать на то, что отрог обращен к восходу солнца, к следующему дню. Вполне вероятно, что есть и мифологический персонаж Эли-Хотал-Эква, однако о нем ничего узнать не удалось.

Енгылей-Сяхл, гора на водораздельном хребте близ вершины реки Тосамтов, притока Маньи, примерно в 8 км к ССВ от горы Печерья-Талях-Чахль. В описании Д. Ф. Юрьева - Енгаль-нёр, в других источниках также Енгильсяхл, Енгаль-Чахль, Энгиле-сяхль, Енголе-Чахль.

Очень интересное название, важное для познания процессов этнического взаимодействия, происходившего еще недавно на Урале: географический термин сяхл - «вершина» принадлежит манси, но слово енгылей они объяснить не могут. Это слово - ненецкое (енгалёй - «продолговатый», «вытянутый»), доказывающее, что манси заимствовали у ненцев многие названия гор, а еще чаще калькировали (переводили) их (см. об этом Тэл-Поз-Из). В данном случае возникла так называемая полукалька: был переведен только ненецкий географический термин (очевидно, пэ или хой), а ненецкое определение сохранено. В заключение остается добавить, что Енгылей-Сяхл действительно узкая и продолговатая гора, вытянутая по меридиану почти на 10 км.


Щу́гор (Щугырь , Щу́гер , в верховьях Сакуръя ) — река в республике Коми, правый приток Печоры.

Длина — 300 км, площадь бассейна — 9660 км². Истоки на западном склоне Северного Урала. Питание реки дождевое и снеговое. Среднегодовой расход воды — 252 м³/сек. Ледостав с конца октября по начало июня. Щугор — нерестилище сёмги.

Щугор весь свой путь протекает по территории Национального парка Югыд Ва. Река берет начало в одном из самых глухих мест, в районе «полюса относительной недоступности» СеверногоУрала. Исток находится на высоте более 750 метров над уровнем моря, между вершинами гор Молыдъиз, Аквалсупнёл и Паръяур. Первые 100 км Щугор течет почти строго на север, по долине ограниченной меридиональными хребтам Яны-Янкеч, Хосанёр и суммахнёр с востока, и хребтами Туйтымнеёр, Тельпосским и Ууты с запада. В районе горы Тельпосиз, Щугор идет по условной границей между Северным и Приполярным Уралом. Здесь он поворачивает на запад и пересекает западные грядыУральских гор прорываясь между Тельпосиз и южными склонами Исселедовательского кряжа. Далее Щугор пересекает область парм, и впадает в Печору около деревни Усть-Щугор.

Щугор отличается исключительной чистотой и прозрачностью воды. Река мелководна практически на всем своем протяжении, изобилует шиверами, встречаются пороги. На Щугоре есть несколько интересных геологических памятников: Овин-камень, Верхние, Средние и Нижние Ворота.



Щугор зарождается из родников в самом сердце Северного Урала, бодро течет между хребтов по долине на север, а затем уходит на запад, по Припечорской низменности и впадает в Печору. Наиболее живописные места на Щугоре начинаются, после впадения р. Тельпос, когда показываются первые высокие скалы. На 20 км ниже Тельпоса Щугор принимает слева реку Седью, входит в область парм. Через 7 км на левом берегу видны остатки поселения Герд-Ю, напротив живописная скала Герд-Ю. Ширина реки здесь 100 м.

В области парм (110 км) Щугор имеет характер горной реки. Глубокие длинные плёсы чередуются с перекатами и порогами. На 30 км пути - Широкое плёсо, ниже которого сильный перекат - шивера Узкий зев. Длина его 2 км. Подразделяется на Верхний, Средний и Нижний. Наиболее бурный - Средний у скалы Шелясор.

В 42 км ниже устья Тельпоса Щугор принимает крупный правый приток - Малый Паток, откуда начинается один из наиболее красивых участков реки. Сзади на горизонте видны силуэты юр с громадой Тельпосиза. Вперед уходит река, окаймленная прибрежными лесами. Этот каньонообразный участок долины р. Щугор, представляющий собой комплексный геологический памятник природы федерального значения, подлежит охране. Скалистые борта каньона сложены каменноугольными отложениями. Верхняя часть разреза представлена рифовыми массивными известняками гжельского яруса с богатейшим комплексом ископаемых плеченогих. На левобережном выходе прослеживается контакт каменноугольных известняков и пермских терригенных отложений. В правобережной части каньона присутствуют интересные формы выветривания: столбы, конусы, пещеры, ниши, барельефы. Ниже Малого Патока Щугор сужается, образуя Верхние ворота. Это одно из самых красивых мест на территории национального парка.





В 2 км ниже ворот - перекат Кривой - крутой слив со сложным фарватером между двух островов. Ниже Кривого ручей Красный. Зырян - перекат перед Средними Воротами (самыми эффектными). От Верхних Ворот до Средних 9 км. В скалах Средних Ворот наиболее крупная пещера Шер-кырта. Длина её 100 м, высота одного из гротов 6 м. Скалы Ворот поднимаются до 100 м. По выходе из Ворот левый берег далеко отходит, зато правый поднимается и обнажает пермские тонкослоистые песчаники и сланцы.







В 9 км ниже Ворот Щугор принимает Большой Паток, перед которым находится буйный небезопасный порог с высокими стоячими валами. В устье Большого Патока - остров, который обходят по левой протоке. Ширина реки здесь 180-200 м. Ниже Бальшого Патока много мелких мест. Часа через 2,5-3 русло разветвляется на 2 протоки, образуя остров. 24 км ниже устья Большого Патока находится деревня Мичабечевник. От неё до Усть-Щугора 32 км. На этом участке реки опасные перекаты и очень живописные Нижние Ворота . В их пластах много ископаемых раковин, 7 пещер. Ширина русла здесь до 300 м, много отмелей. Появляются несколько островов, но и они исчезают. Долина становится широкой, и через несколько часов течение выносит в Печору. На левом берегу Печоры, в 2 км ниже устья Щугора - деревня Усть-Щугор.