Главные герои произведения идиот. Достоевский «Идиот» – анализ. Экранизации и театральные постановки

Сочинение

В конспекте статьи «Социализм и христианство» Достоевский рассматривает весь исторический путь человечества с точки зрения самосознания личности: сначала патриархально-первобытное состояние, когда человек живет в массе - непосредственно; затем цивилизация - расцвет индивидуализма, «время переходное», когда человек, как личность, «становится во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному, патриархальному закону масс и всех». Третья форма общественного развития характеризуется тем, что человек «возвращается в массу», но уже обогащенный сознанием. Эта концепция мирового исторического процесса помогает понять группировку действующих лиц в романе «Идиот». Все герои-персонажи, противопоставленные Мышкину, относятся к периоду «цивилизации», к той стадии истории, которая является кризисным состоянием человечества и характеризуется с этим романтические тенденции в романе с наибольшей силой сказались в обрисовке Мышкина, носителя той ценности, которая выступает как нечто универсальное, обращенное к будущему.

Роман в целом - реалистический по методу обобщения действительности, образ Мышкина, «положительно-прекрасного человека», глубоко реалистический образ трагического героя, не избежавшего известной односторонности.

Заостренной духовностью Мышкин, несомненно, обращен к будущему этапу человеческой истории и предвосхищает это будущее. Но вместе с тем он лишь приближается к «вековечному идеалу» - возлюбить ближнего как самого себя, потому что полное осуществление этого идеала связано, по мысли Достоевского, с концом земного существования человека, с перерождением его в другую натуру, в другое высшее существо, которое «не женится и не посягает».

Как и любой другой человек, Мышкин находится в состоянии «переходном», некоторыми свойствами своего характера он связан с эпохой цивилизации: хотя он и лишен гордости и тщеславия, но ему свойственно личное начало, проявляющееся непроизвольно. Участник всеобщей человеческой трагедии, Мышкин связан с ней началом личности, сказавшимся в истории его отношений с Настасьей Филипповной. В чистую сферу сострадания он вносит личное влечение и восхищение, которые в данном случае, согласно авторской концепции, следует рассматривать как роковую, непоправимую ошибку, породившую тяжелые последствия. Идеал бескорыстной любви оказался неосуществленным - именно этим князь Мышкин связан с «переходным» периодом человеческой общественной истории.

Цель изобразить «положительно-прекрасного человека» в реальных обстоятельствах России 60-х годов приводит писателя к созданию трагического героя, обращенного в будущее лучшими помыслами, но еще связанного с настоящим историческим моментом человечества прежде всего до конца неизжитой «обособленностью», а также некоторой раздвоенностью своей личности. Ученые уже обратили внимание на борьбу противоположных начал во внутреннем мире Мышкина, различных сфер его сознания. Мораль сострадания - это мировоззренческая сфера героя, органически связанная с его внутренним нравственно-психологическим строем, но он ощущает и темную бездну подсознания в себе, отсюда его внимание к сложному сочетанию добра и зла в человеке. Гармоничность Мышкина - выстраданная гармоничность. Простодушие, доверчивость не мешают князю быть проницательным: «Насквозь человека пронзаете, как стрела, такою глубочайшею психологией наблюдения».

В романтическом искусстве конкретно-историческая социальная действительность, лишенная положительного общечеловеческого содержания, как «антиценность» противостоит «ценности», т. е. началам добра и красоты в личности героя. Такой антитезы в романе Достоевского нет. Участники «цивилизации», т. е. дво-рянско-буржуазногб общества, страдающие индивидуалистическими настроениями, тоже отличаются сложностью, как и положительный герой. Они все почти тянутся к чистой, бескорыстной любви и с благоговением относятся к Мышкипу как нравственно высокому человеку, который пришел, чтобы вести их к высшему единению. Познакомившись с Мышкиным в вагоне поезда, Рогожин сказал ему: «Князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил». Даже «опытному» камердинеру генерала Епанчина князь «почему-то нравился», хотя он и чувствовал нелепость простого разговора с «человеком». Настасья Филипповна сразу же «поверила в него». Для Аглаи Мышкин - «рыцарь бедный» из стихотворения Пушкина, воплотивший в себе «огромное понятие средневековой рыцарской платонической любви». Все как-то непосредственно постигают душу князя Мышкина именно потому, что он ближе других стоит к живому источнику жизни. В каждом человеке он открывает эту робкую и таимую потребность любить. Он видит, как все его окружающие страдают под бременем тиранического самолюбия. Утверждая себя, они вступают в противоречие с глубинным своим духовным «я». Мышкин же проницательно видит человека в его подлинном содержании.

Достоевский понимал, что чувство личности - самое прочное, коренное чувство в человеке. Он писал: «Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряду вон есть закон природы для всякой личности; это право ее, ее сущность, закон ее существования, который в грубом, неустроенном состоянии общества проявляется со стороны этой личности весьма грубо, даже дико, а в обществе уже развившемся - нравственно-гуманным, сознательным и совершенно свободным подчинением каждого человека выгодам всего общества и обратно, беспрерывной заботой самого общества о наименьшем стеснении прав всякой личности»20. Чувство личности признается писателем вполне естественным и зависящим от состояния общества. Он осуждает лишь те проявления, которые оказываются грубым эгоизмом, себялюбием, и приветствует те, которые принимают форму самоотверженного служения другим. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский сказал о сознательном самопожертвовании как признаке высочайшего развития человека, его могущества.

При всех отличиях Толстой и Достоевский сходятся в признании сущности человека как духовной, которая бесконечна и свободна внутри самой себя. Но как явление жизни, человек представляет собою единство противоположных начал - духовного и плотского, эгоистической сосредоточенности на себе и неизбывного стремления слиться с другими любовно. С одной стороны, обособленное существование людей как чувственных организмов, их инстинктивное движение отгородиться друг от друга, а с другой стороны их объединяет всеобщая идеальность, объясняющая их заинтересованное влечение друг к другу. Благодаря внутреннему единству, все личности, несмотря на самостоятельность и обособленность, входят в «животворящую их идеальность», если выразить мысль Толстого и Достоевского словами Гегеля. Человек, не властный преодолеть личное начало, чувство своей раздельности с другими, может слиться с ними в порыве бескорыстной любви и сострадания. Эгоизм и самолюбие всего живого на Земле преодолевается великой способностью к любви и согласию. Все люди близки друг другу животворящим началом любви, свободной духовной сущностью, которая и составляет их живое единство, их глубочайшую субстанцию.

«Идеальность», как глубочайшая основа личности, проявляется в этом духовном преодолении своей раздельности, обособленности, в этом духовном растворении себя в других, в готовности жертвенно служить другим. «Идеальность» выражает себя в чувстве неразрывной связи с родиной и народом, ответственности за его страдания, в благоговейном признании народа носителем высшего нравственного сознания при всех эмпирических безобразиях его отдельных представителей. Как член народа, человек обретает настоящую реальность, и величайшее развитие его личности происходит через духовное внутреннее единство с народом, а через него с человечеством. Согласие с Целым приводит человека в гармоническое состояние духа. Чувство личности, связанное с самолюбивой обособленностью существования, теряет остроту в этом согласии, в этом единстве со всеми, в сознании торжествующей духовности. Таким образом, эгоистическое обособление людей в какой-то степени преодолевается благодаря их братскому тяготению друг к другу, братскому общению, жажде «прощения». Человек, как замкнутая в себе непосредственность, «одушевленная, чувствующая единица», «непосредственно единичное», живет в царстве несвободы, подчинен законам необходимости. Только в слиянии с другими, только в жертвенном служении другим он обретает свободу.

Живой организм как бы замыкается внутри себя, отгораживается от остальной реальности, но вместе с тем располагает и тенденцией к слиянию с другими, теряя в этом слиянии болезненное чувство личности и получая высочайшее нравственное удовлетворение.

Другие сочинения по этому произведению

Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин - новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна - "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Весь роман наполнен глубоким символическим содержанием. В каждый сюжет, в образ каждого героя Достоевский стремится вложить тот или иной скрытый смысл. Настасья Филипповна символизирует собой красоту, а Мышкин - христианскую благодать и способность к всепрощению и смирению. Основной идеей служит противопоставление идеального образа праведного Мышкина и жестокого окружающего мира российской действительности, человеческой низостью и подлостью. Именно из-за глубокого неверия людей, отсутствия у них моральных и духовных ценностей мы видим тот трагический финал, которым Достоевский завершает свой роман.

Анализ произведения

История создания

Впервые роман был опубликован в 1868 году на страницах журнала «Русский вестник». Задумка произведения родилась у Достоевского после издания «Преступления и наказания» во время путешествия по Германии и Швейцарии. Там же 14 сентября 1867 года он сделал первую запись, касающуюся будущего романа. Далее, он отправился в Италию, и во Флоренции роман был закончен полностью. Достоевский говорил, что после работы над образом Раскольникова ему захотелось воплотить в жизнь другой, совсем идеальный образ.

Особенности сюжета и композиции

Главной особенностью композиции романа является чересчур затянутая кульминация, получающая развязку лишь в предпоследней главе. Сам роман делится на четыре части, каждая из которых по хронологии событий плавно перетекает в другую.

Принципы сюжета и композиции строятся на централизации образа князя Мышкина, вокруг него разворачиваются все события и параллельные линии романа.

Образы главных героев

Главное действующее лицо - князь Мышкин являет собой пример воплощения вселенского добра и милосердия, это блаженный человек, совершенно лишенный всякого рода недостатков, как зависть или злоба. Он внешне имеет непривлекательную наружность, неловок и постоянно вызывает насмешки окружающих. В его образ Достоевский вкладывает великую идею о том, что абсолютно неважно, какая у человека внешность, важны лишь чистота его помыслов и праведность поступков. Мышкин безгранично любит всех окружающих его людей, крайне бескорыстен и открыт душою. Именно за это его и называют «Идиотом», ведь люди, привыкшие находиться в мире постоянной лжи, власти денег и разврата абсолютно не понимают его поведения, считают его больным и умалишенным. Князь же тем временем пытается всем помочь, стремится залечить чужие душевные раны своей добротой и искренностью. Достоевский идеализирует его образ, даже приравнивая его к Иисусу. "Убивая" героя в конце, он дает понять читателю, что подобно Христу, Мышкин простил всех своих обидчиков.

Настасья Филипповна - еще один символический образ. Исключительно красивая женщина, которая способна поразить любого мужчину в самое сердце, с безумно трагической судьбой. Будучи невинной девушкой, она подверглась растлению со стороны своего попечителя и это омрачило всю ее дальнейшую жизнь. С тех пор она презрела все, и людей и саму жизнь. Все ее существование направлено на глубокое самоуничтожение и саморазрушение. Мужчины торгуют ею подобно вещи, она лишь презрительно наблюдает за этим, поддерживая эту игру. Сам Достоевский не дает четкого понимания внутреннего мира этой женщины, о ней мы узнаем из уст других людей. Ее душа остается закрыта всем, в том числе, и читателю. Она - символ вечно ускользающей красоты, которая в итоге так никому и не досталась.

Заключение

Достоевский не раз признавал, что «Идиот» является одним из любимейших и самых удачных его произведений. Действительно, в его творчестве немного других книг, так точно и полно сумевших выразить его нравственную позицию и философскую точку зрения. Роман пережил множество экранизаций, был неоднократно поставлен на сцене в виде спектаклей и оперы, получил заслуженное признание отечественных и зарубежных литературоведов.

В своем романе автор заставляет нас задуматься над тем, что его «идиот» - самый счастливый человек на свете, потому что способен искренне любить, радуется каждому дню и воспринимает все происходящее с ним как исключительное благо. В этом заключается его великое превосходство над остальными героями романа.

УДК 801.73 + 821.161.1

А.В.Сапельников

ИМЕНА ГЕРОЕВ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Having analyzed the functioning of heroes" names in the text of the of Dostoevsky"s novel "Idiot" the author makes the conclusion, that their first and last names can be compared with the emotional and rational logic of the author"s images. They also make the author"s idea deeper and stronger.

Часть работ исследователей творчества Ф.М. Достоевского посвящена разгадыванию смысла, который великий русский писатель заключил в именах героев своих произведений, в том числе и самого загадочного романа - «Идиот» . Предлагаются все новые и новые их значения и прочтения.

Писатель дает имя герою, ориентируясь на значение имени, отношение к нему, а также идею произведения, потому практически в каждом имени, слове, используемом автором, заключено и рациональное, и эмоциональное.

Цель данной статьи - по-новому рассмотреть имена героев романа

Ф.М. Достоевского «Идиот»: с точки зрения семантики и экспрессивно-оценочной, т. е. рационального и эмоционального.

В подготовительных материалах к роману «Идиот», опубликованных в 9-м томе Полного собрания сочинений , встречаем не столько имена, сколько обозначение родственного или социального статуса: «Мать», «Сын», «Дядя», «Генерал», «Генеральша», «Князь». В других случаях даны имена или фамилии, под которыми герои будут выведены в романе: «Птицын», «Ганечка»...

Имена главных героев - Лев Николаевич Мышкин, Настасья Филипповна Барашкова - полны глубокого смысла, несут в себе авторскую идею, рациональное. Сложнее обстоит с другими персонажами. Интересно, что в подготовительных материалах (ПМ) нет ни имени, ни отчества, ни фамилии главного героя; вначале он назван Идиотом, потом Князем, Князем Христом, Князем. Возникает гипотеза, что Ф.М. Достоевский дает ему имя в последний момент, уже при написании романа.

Герой, который заслуживает нашего пристального внимания, конечно же, Рогожин. Встреча молодых людей в вагоне поезда - это столкновение возвышенно-нереального князя Мышкина, «последнего в своем роде», идущего к людям, и Парфена Рогожина, слишком земного и реального; они противопоставлены.

Рогожина нет в начале ПМ и, вероятно, ни он, ни подобный ему герой не мыслился еще автором. Он появится позже, и сразу будет названа его фамилия - Рогожин, причем его появление должно было быть обставлено весьма эффектно (9, 225). Без сомнения, его характер был разработан уже в период самого написания романа. Имени «Парфен» в ПМ мы не найдем, как не найдем и его отчества.

Фамилия, как полагает М.С.Альтман , связана с известным московским Рогожским кладбищем, что вполне логично вытекает из образа жизни его семьи и того, что его отец не из старообрядцев, но «говорил, что по старой вере правильнее» (8, 173), содержит также намек и на московское купечество. Но думается, что это верно лишь отчасти.

В.И. Даль в своем знаменитом «Словаре живого великорусского языка» приводит замечательные русские пословицы: «Не заворачивай рожу под рогожу», «С твоей бы рожей - сидел бы под рогожей». Обыгрываются слова «рогожа» и «рожа», а рогожа - «ткань, плетенка, полсть из рогозы» , т. е. из болотного растения, к тому же Рогожин «черномазый» и «черноволосый», на что неоднократно указано в начале романа (8, 6-10). Поэтому, на наш взгляд, при первом появлении героя обыгрывается его «низкое» происхождение, автор намеренно снижает его образ. Позже к Парфену, да и к Аглае Епанчиной, можно применить другую пословицу: «Не к роже рогожа, не к лицу епанча» , характеризующую их как героев, которые «выломились» из своей среды, порвали со своим социальным окружением. Все же, на наш взгляд, более важно чередование «рожа - рогожа», что создает негативное впечатление о герое на эмоциональном уровне. (То же, вероятно, и с фамилией Фердыщенко, которая отличается неблагозвучием.) Имя отца - Семен - «слышащий, услышавший», однако отчество практически отсутствует в тексте романа, более значимы фамилия и имя.

«Парфений, из греч. целомудренный, девственный, разг. Парфен» . Часто имя переводят как «девственник». Это соответствует авторской логике образа, так как он был строго воспитан отцом. К тому же в романе два «девственника»: Рогожин и Мышкин (если не считать Ипполита), но важно другое: их зовут Парфен Семенович и Лев Николаевич, отцов - Семен Парфенович и Николай Львович, Парфен живет в доме, который построил его дед, тоже Парфен. Князь Мышкин не знал своего отца; Рогожин порывает со своей средой из-за любви-страсти к Настасье Филипповне, но полностью освободиться от образа жизни своей семьи не может. Парфений - «девственный, нетронутый», необразованный, «ничему никогда не обучался» (8, 9) - возможно и такое прочтение имени.

Семья Епанчиных - в центре романа. Исходя из значения слова «епанча» («широкий безрукавый плащ, круглый плащ, накидочка» ), можно предположить, что все представители этой семьи «прикрыты», но это относится, как полагаем, больше к Аглае, которая скрывает свои эмоции, внутренний мир, к Лизавете Прокофьевне, которая всего добрее, когда злится.

Иван («милосерден, милость Божия, Бог благоволит») - это русский вариант имени Иоханан (древнеевр.), Иоанн (греч.); Федор - «Божий дар» (греч.). Лизавета - народный вариант имени Елизавета («Бога моего клятва» (древнеевр.)), Прокофьевна («успех, преуспевание» (греч.)). Имена эти воспринимаются как русские, и в романе подчеркивается, что Епанчины богаты, но не родовиты. Но, действительно, и Бог, и люди «благоволят» им, они

имеют успех в обществе. Имя «Иван» и отчество «Прокофьевна» при раскрытии их смысла в контексте романа (и особенно первой его части) удивительно созвучны.

Совершенно по-другому можно трактовать имена их дочерей. Александра - «защитница, мужественная» (греч.). Аделаида - «благородное сословие» (древнегерм.), в примечаниях к роману - «неяркая, незаметная» (9, 428), вероятно, по контрасту с Аглаей.

Сестры Александра, Аделаида, Аглая внешне очень похожи (8, 32); их роднят и имена, которые начинаются с [а], у старшей - самое длинное имя, у младшей - самое короткое. Поразительна фоника этих имен: в каждом из них, кроме начального открытого [а], есть и другой [а] (причем у младшей и старшей ударный), а также сонорный плавный [л]; в именах Аделаида и Аглая слог -ла-, за начальным гласным следуют взрывные [д] и [г]; в имени Александра взрывной [д] находится в конце слова, начало же более плавное и благозвучное. В именах Александра и Аделаида на одном месте (третий звук) находится редуцированный гласный [иэ], или [и]. Исходя из выше сказанного, важно не только смысловое восприятие их как сестер, но и эмоциональное, основанное на близости звучания их имен и не допускающее уменьшительно-ласкательных наименований.

О функционировании в тексте имени Аглая написано достаточно. Обратим внимание на то, что в примечаниях к роману (9, 453) указано, что «само имя героини... обозначает «сияющая», «светоносная», из других источников - «блистающая, великолепная», и в этом имени заключено и эмоциональное, и рациональное. Однако Т.А.Касаткина предлагает другое прочтение и значение имени - «внешний блеск», «ложный свет», «наружный свет» . Мы склонны согласится с этой трактовкой.

Кроме семьи Епанчиных в романе показана семья чиновника Лебедева, человека, на первый взгляд, несимпатичного, желающего все обо всех знать, шута и «кривляки», способного на подлость, но. глубоко страдающего, любящего свою семью. Фигура Лебедева двойственна, сложна. Кажется странным, что писатель дает возможность этому герою, пьянице и ростовщику, высказать свои заветные мысли, соперничать по знанию людей, проникновению в «тайное» с главным героем. Ответ, думается, нужно искать в значении имени. Итак, Лукьян Тимофеевич Лебедев. Лука - от латинского «свет», но Лукьян - «относящийся к Луке, сын Луки» . Тимофей - «почитающий Бога, богобоязненный», «Тимофей рус.[из греч. Ттйеоз: Ишао почитать + 1еоБ Бог]» . И оказывается, что Лебедев не «гениальный предатель», не «кривляка», шут и пьяница, а сын Луки, почитающий Бога, человек глубоко религиозный, богобоязненный, образованный, умный. Совершенно уничтожается эмоционально-негативное восприятие этого героя после прочтения первой части романа, если вскрыть значение его имени и рассмотреть его дальнейшее поведение. Его «птичья» фамилия на фоне имени и отчества эмоционально воспринимается как что-то русское, чистое, светлое. Теперь становится ясно, почему Ф.М.Достоевский заменил имя Степан (древнегреч. «венок» (9, 247)), которое не несло такой информации о «господине всезнайке», носящем личину .

Имя его старшей дочери - Вера, младшей - Любовь, их представляет отец; средняя не представлена, как не называет он по имени сына и племянника (8, 161). Возникает в памяти известная христианская легенда, но. среднюю дочь зовут Татьяна, «новопреставленную» жену его - Елена (греч. «солнечная, светлая»), чем нарушается сопоставление с легендой. О сыне и средней дочери говорится мало, указывается только их поведение. Вера же носит на руках младшую сестру Любочку, показана с ней и без нее. После «солнечного» окружения Лебедев все больше пьет, но рядом с ним и в нем и в прямом, и в переносном смысле Вера и Любовь.

Напрашивается аналогия между семьями Лебедева и Иволгина. Лукьян («свет») Тимофеевич без Елены («светлой, солнечной») скорбит, плачет, молится, пьет; «Нина Александровна горько плакала втихомолку (что даже удивляло домашних) и, вечно хворая, таскалась, как только могла чаще, к мужу на свидание в Измайловский полк» (8, 156). У них с мужем одинаковое отчество, они духовно родственны, что дает понять автор и чего не понимают их дети.

Интерес представляет имя их сына Гаврилы Ардалионовича Иволгина. Гавриил - «моя сила - Бог» (древнеевр.). В ПМ он назван Ганечкой (9, 161, 170), но, судя по характеристике, это будущий князь Мышкин, ему же отведена другая роль в окончательной редакции романа. Гаврила - простонародный русский вариант имени, стилистически сниженный. При первом появлении на страницах романа он назван по имени и отчеству, но в дальнейшем чаще звучит только имя: «Ганя», «Ганечка», «Ганька»... Как полагаем, в этом именовании нет ласки, хотя вариант уменьшительно-ласкательный, как нет и уважения. Г.Г.Ермилова приводит такое толкование имени: «посланник, муж Божий, крепость Божия» . Тогда его имя звучит со скрытой авторской насмешкой, которую невозможно не почувствовать. И автор, и окружающие героя персонажи указывают на сниженность этого образа, негативное эмоционально-оценочное отношение к нему.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод: имена и фамилии героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот» соотносятся с эмоциональной и рациональной логикой авторских образов, служат авторской идее, углубляя и усиливая ее.

В заключение хочется сказать о неисчерпаемости для интерпретаций романа Ф. М.Достоевского «Идиот», в том числе и имен его персонажей.

1. См., напр.: Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975. 309 с.; Белов С.В. // Русская речь. 1976. № 5. С.27-31; Ермилова Г.Г. // Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 1999. №12. С.54-80; Местергази Е.Г. Вера и князь Мышкин. Опыт «наивного» чтения романа «Идиот» // Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: Сб. работ отечеств. и зарубеж. ученых / Под ред. Т.А.Касаткиной. М.: Наследие, 2001. С.291-318; Касаткина Т.А. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» // Там же. С.60-99.

2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. Т.9. С.140,159. (Далее цитирую по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы).

3. Альтман М.С. Указ. соч. С.70-72.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. М.: Рус. язык, 1991. С.98.

5. Даль В. Т.1. М.: Рус. язык, 1989. С.520.

6. Справочник личных имен народов РСФСР // Под ред. А.В.Суперанской (отв. ред.), Ю.М. Гусева. 2-е изд., М.: Рус. язык, 1979. С.444.

7. Даль В. Т.1. С.520.

8. Касаткина Т.А. Указ. соч. С.65, 85.

9. Справочник личных имен народов РСФСР. С.431.

10. Там же. С.461.

11. См. нашу статью: Интеллектуально-эмоциональная жизнь героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (Лебедев) // Проблемы литературного образования: Мат. IX Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы филологического образования: наука - вуз - школа». Екатеринбург, 25-26 марта 2003 г.: В 5 ч. / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т филол. инноваций «Словесник». Екатеринбург, 2003. Ч.2. С.107-113.

12. Ермилова Г.Г. Указ. соч. С. 60.

Сюжет

Этот роман - попытка нарисовать идеального, неиспорченного цивилизацией человека.

Часть первая

В центре сюжета - история молодого человека, князя Мышкина, представителя обедневшей дворянской фамилии. После длительного пребывания в Швейцарии , где он проходит лечение у доктора Шнейдера, он возвращается в Россию. Князь излечился от душевной болезни, но предстает перед читателем, как человек искренний и невинный, хотя и прилично разбирающийся в отношениях между людьми. Он едет в Россию к единственным оставшимся у него родственникам - семье Епанчиных. В поезде он знакомится с молодым купцом Рогожиным и отставным чиновником Лебедевым, которым бесхитростно рассказывает свою историю. В ответ он узнает подробности жизни Рогожина, который влюблен в бывшую содержанку богатого дворянина Тоцкого Настасью Филипповну. В доме Епанчиных выясняется, что Настасья Филипповна известна и в этом доме. Есть план выдать её за протеже генерала Епанчина, Гаврилу Ардалионовича Иволгина, человека амбициозного, но посредственного.

Князь Мышкин знакомится со всеми основными персонажами повествования ещё в первой части романа. Это - дочери Епанчиных, Александра, Аделаида и Аглая, на которых он производит благоприятное впечатление, оставаясь объектом их немного насмешливого внимания. Далее, это генеральша Епанчина, которая находится в постоянном волнении из-за того, что её муж находится в некотором общении с Настасьей Филипповной, имеющей репутацию павшей. Потом, это Ганя Иволгин, который сильно страдает из-за предстоящей ему роли мужа Настасьи Филипповны, и не может решиться на развитие своих пока очень слабых отношений с Аглаей. Князь Мышкин довольно простодушно рассказывает генеральше и сестрам Епанчиным о том, что он узнал о Настасье Филипповне от Рогожина, а также, поражает публику своим повествованием о наблюдавшейся им заграницей смертной казни. Генерал Епанчин предлагает князю, за неимением где остановиться нанять комнату в доме Иволгина. Там князь знакомится с Настасьей Филипповной, которая приезжает неожиданно в этот дом. После безобразной сцены с алкоголиком-отцом Иволгина, которого тот бесконечно стыдится, в дом Иволгиных приезжает за Настасьей Филипповной и Рогожин. Он приезжает с шумной компанией, которая собралась вокруг него совершенно случайно, как вокруг любого человека, умеющего сорить деньгами. В результате скандального объяснения Рогожин клянется Настасье Филипповне, что ввечеру предложит ей сто тысяч рублей наличными.

Этим вечером Мышкин, предчувствуя что-то нехорошее, очень хочет попасть в дом к Настасье Филипповне, и вначале надеется на старшего Иволгина, который обещает проводить Мышкина в этот дом, но, на самом деле, вовсе не знает, где она проживает. Отчаявшийся князь не знает, что делать, но ему неожиданно помогает младший брат-подросток Гани Иволгина, Коля, который показывает ему дорогу в дом Настасьи Филипповны. В тот вечер у неё именины, приглашенных гостей мало. Якобы сегодня должно все решиться и Настасья Филипповна должна дать согласие выйдти за Ганю Иволгина. Неожиданное появление князя приводит всех в изумление. Один из гостей, Фердыщенко, положительно тип мелкого негодяя, предлагает для развлечения сыграть в странную игру - каждый рассказывает про свой самый низкий поступок. Следуют рассказы самого Фердыщенко и Тоцкого. В форме такого рассказа Настасья Филипповна дает отказ Гане выйти за него замуж. В комнаты внезапно вваливается Рогожин с компанией, принесшей обещанные сто тысяч. Он торгует Настасью Филипповну, предлагая ей деньги взамен на согласие стать «его».

Князь дает повод к изумлению, серьёзно предлагая Настасье Филипповне выйти за него замуж, в то время, как она, в отчаянии, играет этим предложением и едва ли не соглашается. Настасья Филипповна предлагает Гане Иволгину взять сто тысяч, и бросает их в огонь камина, так, чтобы тот смог выхватить их совершенно целыми. Лебедев, Фердыщенко и подобные им в замешательстве, и умоляют Настасью Филипповну позволить им выхватить из огня эту пачку денег, но она непреклонна, и предлагает сделать это Иволгину. Иволгин сдерживается, и не бросается за деньгами. Настасья Филипповна щипцами вынимает почти целые деньги, отдает их Иволгину, и уезжает с Рогожиным. Этим кончается первая часть романа.

Часть вторая

Во второй части князь предстает перед нами по истечении полугода, и теперь он вовсе не кажется совершенно наивным человеком, сохраняя при этом всю свою простоту в общении. Все эти полгода он проживает в Москве. За это время он успел получить некоторое наследство, о котором ходят слухи, что оно едва ли не колоссальное. Также по слухам известно, что в Москве князь вступает в тесное общение с Настасьей Филипповной, но вскоре она оставляет его. В это время Коля Иволгин, который стал в приятельских отношениях с сестрами Епанчиными, и даже с самой генеральшей, передает Аглае записку от князя, в которой он в путанных выражениях просит её вспомнить о нём.

Между тем, уже наступает лето, и Епанчины выезжают на дачу в Павловск. Вскоре после этого Мышкин приезжает в Петербург, и наносит визит к Лебедеву, от которого он, между прочим, узнает о Павловске и снимает у него дачу в том же месте. Далее князь идет в гости к Рогожину, с которым у него тяжелый разговор, закончившийся братанием и обменом нательными крестами. При этом, становится очевидно, что Рогожин находится на той грани, когда уже готов зарезать князя или Настасью Филипповну, и даже купил, думая об этом, нож. Также в доме Рогожина Мышкин замечает копию картины Гольбейна «Мертвый Христос», которая становится одним из важнейших художественных образов в романе, часто поминаемым и после.

Возвращаясь от Рогожина и находясь в помраченном сознании, и предчувствуя вроде бы время эпилептического припадка, князь замечает, что за ним следят «глаза» - и это, видимо, Рогожин. Образ следящих «глаз» Рогожина становится одним из лейтмотивов повествования. Мышкин, дойдя до гостиницы, где остановился, сталкивается с Рогожиным, который вроде бы заносит уже над ним нож, но в эту секунду с князем случается эпилептический припадок , и это останавливает преступление.

Мышкин переезжает в Павловск, где генеральша Епанчина, прослышав, что он нездоров, немедля наносит ему визит вместе с дочерьми и князем Щ., женихом Аделаиды. Также в доме присутствуют и участвуют в последущей важной сцене Лебедев и Иволгины. Позже к ним присоединяются подошедшие позже генерал Епанчин и Евгений Павлович Радомский, предполагаемый жених Аглаи. В это время Коля напоминает о некоей шутке про «рыцаря бедного», и непонимающая Лизавета Прокофьевна заставляет Аглаю прочесть известное стихотворение Пушкина , что она и делает с большим чувством, заменяя, между прочим, инициалы, написанные рыцарем в стихотворении на инициалы Настасьи Филипповны.

Под конец сцены все внимание приковывает больной чахоткой Ипполит, чья речь, обращенная ко всем присутствующим, полна неожиданных моральных парадоксов. А позже, когда все уже покидают князя, внезапно возникает у ворот дачи Мышкина экипаж, из которого голос Настасьи Филипповны кричит что-то про векселя, обращаясь к Евгению Павловичу, что того сильно компрометирует.

На третий день генеральша Епанчина наносит неожиданный визит князю, хотя и сердилась на него все это время. В ходе их беседы выясняется, что Аглая каким то образом вошла в общение с Настасьей Филипповной, через посредство Гани Иволгина и его сестры, которая вхожа к Епанчиным. Так же князь проговаривается, что получал записку от Аглаи, в которой она просит его впредь не показываться ей на глаза. Удивленная Лизавета Прокофьевна, поняв, что тут играют роль чувства, которые Аглая питает к князю, немедленно велит ему с ней идти к ним в гости «намеренно». На этом кончается вторая часть романа.

Персонажи

Князь Лев Николаевич Мышкин - Русский дворянин, который 4 года жил в Швейцарии и возвращается в Петербург в начале Части I. Белокурый с голубыми глазами, князь Мышкин себя ведет чрезвычайно наивно, доброжелательно и непрактично. Эти черты ведут других к тому, чтобы называть его «идиотом»

Настасья Филлиповна Барашкова - Изумительно красивая девушка из дворянской семьи. Она играет центральную роль в романе как героиня и объект любви и князя Мышкина, и Парфёна Семёновича Рогожина.

Парфён Семёнович Рогожин - Темноглазый, темноволосый дватцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филлиповну и получив большое наследство, он пытается её привлечь 100 тысячами рублей.

Аглая Ивановна Епанчина - Самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Князь Мышкин в неё влюбляется.

Гаврила Ардалионович Иволгин - Амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблен в Аглаю Ивановну, но все равно готов жениться на Настасьи Филипповне за обещанное приданное 75 000 руб.

Лизавета Прокофьевна Епанчина - Дальная родственница князя Мышкина, к которой князь в первую очередь обращается за помощью. Мать трех красавиц Епанчиных.

Иван Фёдорович Епанчин - Богатый и уважаемый в петербургском обществе, Генерал Епанчин дарит Настасии Филипповне жемчужное ожерелье в начале романа

Экранизации

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Идиоспермум австралийский
  • Идиот (телесериал, 2003)

Смотреть что такое "Идиот (Достоевский)" в других словарях:

    Идиот (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Идиот. Идиот Жанр: Роман

    Достоевский Федор Михайлович - Достоевский, Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца человека нервного,… … Биографический словарь

    ДОСТОЕВСКИЙ - Фёдор Михайлович , рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… … Философская энциклопедия

    Достоевский Федор Михайлович - Достоевский Фёдор Михайлович , русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно инженерное училище, был зачислен на службу в… … Большая советская энциклопедия

Главные действующие лица романа «Идиот»

«Идиот» довольно яркое произведение Достоевского. Среди главных действующих лиц здесь можно выделить князя Мышкина, который является центральной фигурой произведения, далее семейство Епанчивых, Настасья Филипповна Барашкова и Парфен Семенович Рогожин. Это наиболее главные фигуры произведения.

Описание персонажей

Само произведение начинается со встречи князя Мышкина и Парфена Рогожина в поезде, который следовал из Швейцарии в Санкт-Петербург. Мышкин получал лечение от эпилепсии в швейцарском санатории, а теперь был в пути, чтобы посетить дальних родственников, Епанчиных в России. Сначала, князя Мышкина приветствуют в высшем классе общества, из любопытства, так как он был без гроша и с детским характером, на которого циничные аристократы смотрели с весельем. Почти сразу же после прибытия, Мышкин выполняет свою мечту влиять на всех знакомых по существу и жить жизнью, где главные места занимают честность и смирение. Он знает, что группа, на которую он намерен повлиять включает Рогожина, зловещий и ревнивый хищник; Ганя Иволгина, жадного и безжалостного секретаря генерала Епанчина, который рассматривает любые средства, чтобы накопить личное богатство; Ипполита Терентьева, смертельно больного интеллектуала, который нагло попирает наивные духовности Мышкина и Настасьи Филипповны, надменной и красивой женщины, которую, молодой девушкой, соблазнил ее опекун, Афанасий Тоцкий, и теперь жаждет отомстить ему.

Несмотря на свои благие намерения, князь Мышкин удается как-то обойти почти все оскорбления, с которыми он сталкивается, однако все меняется, когда он получает значительное наследство от дальнего родственника. Мышкин слишком наивен, не обращая внимания на действия и ряд событий, которые завершаться трагическим концом романа. Благодаря его платоническому восхищению Настасьей Филипповной, Мышкин невольно делает себя одним из кандидатов на ее руку, пытаясь спасти ее. Ярость Рогожина приводит к покушению на Мышкина, а затем и к убийству Настасьи Филипповны в кульминации романа. Действия Мышкина также влияют на жизнь других персонажей, таких как Аглая Епанчина, дочь генерала, с которой у Мышкина начинаются романтические отношения, и Иволгин, который имеет виды на Аглаю. Все главные действующие лица крутятся возле одного Мышкина, который пытается всех спасти. В трагическом хаосе и социальной дезинтеграции русского общества невинный идеализм Мышкина смотрится уж очень странно. И для всех все заканчивается трагично. Ипполит умирает, Настасья Филипповна была убита, Рогожин в тюрьме, Аглая убегает из России, и Мышкин регрессирует к состоянию детского идиотизма.