Глобальная интеграция сущность и возможности. Глобальная интеграция и единство человечества. Интеграционные группировки социалистических и переходных стран

Региональная и глобальная интеграции

Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, т.е. параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном как растущими экономическими потребностями хозяйственного сближения разных стран, так и всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой капиталистической системы. Найти выход из этих противоречий, а также решить задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современные страны стремятся посредством предельного углубления региональной экономической интеграции.

В рамках регионального комплекса интернационализируется и интегрируется уже не только сфера обращения, но и центральная фаза кругооборота капитала, т.е. само производство, технологический процесс создания товара. В результате происходит переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь и пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни. Отметим и то, что интеграция как экономическое явление все еще имеет довольно общий характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением и потерей самостоятельности участников объединения. Поэтому интеграция - это процесс объединения , но еще не само объединение отдельных частей в единое целое. Все это, однако, имеет непосредственное отношение к наиболее развитой форме интеграции - Евросоюзу.

Таким образом, международная экономическая интеграция (МЭИ) - это неуклонно идущий процесс сближения ряда государств на пути к объединению - от провозглашения интеграции до самого тесного сотрудничества в области экономики, финансов, привлечения рабочей силы, создания наднациональных органов экономической и политической власти, которые формируют общую базу проведения внутренней и внешнеэкономической политики интегрирующихся государств.

Обширная совместная деятельность интеграционной группы и созданных механизмов власти ведет к разработке единых правил деятельности различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной, политической, военной и иной деятельности в направлении интеграции. Эта деятельность укрепляет сотрудничество и регулирование хозяйственных, социальных, а в отдельных случаях - политических вопросов в соответствии с теми задачами, которые официально ставились договорами и соглашениями на разных этапах интеграционного развития стран.

Принципы, типы и формы интеграции

Опыт множества интеграционных объединений XX в. показывает, что они формируются в основном на двух базовых принципах. Один принцип - это мощная инициативная роль государства (классический пример - создание и развитие Европейского союза); другой принцип - преобладающая роль крупного частного предпринимательства, которое буквально заставляет государство стать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (примеры: Договор между США, Канадой и Мексикой, НАФТА).

В первом случае развивается институциональный тип интеграции , во втором - частно-корпоративный. Глобальный процесс экономической интеграции имеет, скорее всего, сметанный характер , поскольку он подталкивается, с одной стороны, развитыми странами и их правительствами, с другой - мощными ТНК и ТНБ, с третьей стороны - крупными и влиятельными международными финансово-экономическими и финансовыми организациями и учреждениями (ВТО, ВБ, МВФ), а также структурами ООН.

К институциональному типу интеграции следует отнести и СЭВ, поскольку он был организован исключительно на межгосударственном уровне, хотя и в целях решения прежде всего экономических проблем восточноевропейских стран.

Значительна роль фактора государства и при формировании различных региональных интеграционных групп в зонах развивающихся стран, что, очевидно, связано с тем, что крупное предпринимательство в развивающихся странах еще формируется и не обладает достаточным влиянием, чтобы стать ведущей силой для "проталкивания" интеграционных объединений и соответствующих межгосударственных соглашений.

По масштабам интеграционные объединения делятся на:

  • 1) двусторонние - наименее распространены в практике (например, действующее на основе соглашения интеграционное объединение Австралии и Новой Зеландии);
  • 2) многосторонние - наиболее распространены в региональной интеграции;
  • 3) континентальные - Латиноамериканская экономическая интеграция (ЛЭИ), Организация африканского единства (ОЛЕ).

В настоящее время динамично развиваются оба типа интеграции - и глобальная, и региональная их формы. Интеграционными процессами охвачены Европа, Северная Америка, обширные районы Индийско-Тихоокеанского бассейна, Латинская Америка, Африка, зона арабских стран. Каждая региональная интеграционная группа имеет свои особенности и механизмы образования и функционирования. Одни из них показывают свою жизненную силу, а страны-участницы извлекают пользу для своих народов; другие существуют лишь на формальной основе, хотя порой правительства этих стран заключают важные договоры и соглашения.

Международные региональные организации, действующие в Европе:

  • o ЕС;
  • o EACT.

Региональные организации, действующие в Европе:

  • o Северный совет (Скандинавские страны);
  • o Совет государств Балтийского моря.

Региональные объединения государств Центральной и Восточной Европы и Азии:

  • o СНГ;
  • o Европейско-азиатское соглашение о свободной торговле; преобразовано в 2005 г. в ЕврАзЭС;
  • o Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС);
  • o Организация стран Центральной Азии;
  • o Балтийская зона свободной торговли;
  • o Российско-Белорусский экономический союз (преобразован в 1997 г. в Союз Белоруссии и России);
  • o Казахско-киргизско-узбекское соглашение о свободной торговле;
  • o Организация сотрудничества Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (ГУАМ);
  • o Соглашение о совместном экономическом пространстве СНГ (2004);
  • o Шанхайская организация сотрудничества (IIIOC, 2005);
  • o Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (2009).

В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.

Что такое интеграция?

Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.

Международный уровень

Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:

  • Она вероятна лишь между странами, которые близки друг другу по социальному и идеологическому укладу, имеют политическую совместимость систем и сопоставимость по экономическому уровню развития.
  • Международная экономическая интеграция эффективна и тем более успешна только на одинаково высоком уровне развития производительных сил, то есть возможна между развитыми странами.
  • Имеет собственную внутреннюю логическую последовательность проводимых мероприятий, так как различные компоненты интеграции имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
  • Она управляется и направляется на самом высоком уровне – межгосударственном и межправительственном.

Европейский вариант

Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.

Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.

Признаки интеграции

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:

  1. Взаимное переплетение и проникновение в другие сферы производственных процессов.
  2. Глубокие изменения экономической структуры в странах, участвующих в интеграции.
  3. Необходимое и целенаправленное управление процессами слияния.
  4. Появление в связи с этим фактором различных структур на межгосударственном уровне.

Формы интеграции

Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.

Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.

Условия интеграции

Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:

  • Экономика объединяющихся стран должна находиться на примерно одинаковом уровне.
  • Все страны объединения должны находиться на стадии роста: экономического, политического, культурного и так далее.
  • Необходимо принятие политических решений на уровне правительств участвующих стран.
  • Желательно близкое территориальное расположение держав, общие границы.
  • Необходимо определиться с государством-лидером в объединении.

Развитие

Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:

  • открытость и прозрачность национальных экономик стран, стремящихся к интеграции;
  • разделение труда на международном уровне;
  • динамичное развитие мировой инфраструктуры и рынка;
  • выход производства за рамки своей страны и его оптимизация на мировом уровне;
  • усиление и перераспределение финансовых потоков;
  • миграционные потоки рабочей силы;
  • международное развитие научно-технического сектора;
  • создание и развитие международных систем управлением транспорта, связи и информации.

Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.

Плюсы и минусы

Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:

  1. Процессы сближения и слияния сдерживаются из-за неполного и слабого дополнения экономик стран-участников.
  2. Инфраструктура развивается неоднородно.
  3. Существует различие в экономических уровнях и, соответственно, в потенциалах дальнейшего развития.
  4. Возможна нестабильность политической системы хотя бы в одной стране-участнице.

Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.

К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.

Примеры интеграции

Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:


1

В настоящее время в мировой экономике действуют две тен¬денции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хо¬зяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием со¬временных систем коммуникации и информации, мировых техни¬ческих стандартов и норм. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры – развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства. Основным преимуществом международных интеграционных группировок выступает более выгодное использование возможностей взаимовыгодных экономических связей, способствующих увеличению производства ВВП и эффективности его использования, что является условием устойчивого экономического роста. Изложенные выше причины заставляют по-новому трактовать понятие, сущность и содержание устойчивого развития национальных экономик в условиях международной экономической интеграции.

интернационализация.

Интеграционные процессы

национальная экономика

Международная экономическая интеграция

1. Бауман З. Интеграция. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь мир», 2007.

2. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2008. - С. 249.

3. Дахин В. Подводные рифа глобализации // Свободная мысль. - 2008. - №4. - С.55-61.

4. Журавская Е. Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность (на примере АСЕАН). - М.: Наука, 1990.

6. Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист. - 2006. - № 9. - С. 3-7.

7. Экономический и юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2004.

В современных условиях возрастающая интернационализация и открытость национальных экономик, международное разделение труда, динамичное изменение рыночной конъюнктуры, выход производственного цикла, финансовых потоков, передвижения рабочей силы за национальные рамки, современные системы транспорта, связи и информации и другие факторы способствуют бурному развитию интеграционных процессов и переходу их на новый качественный уровень.

Многие ученые занимаются исследованием и интеграции в целом, и отдельных ее элементов, взаимосвязей и проявлений. В отечественной экономической науке проблемы интеграции рассматриваются в трудах Е. М. Коростышевской, Е. Ф. Герштейна, Г. Р. Марголита, А. Маршака, А. Молотникова, А. Радыгина и др. Накоплен весьма существенный научно-практический потенциал, который сформировался в результате многолетнего дискуссионного изучения проблем интеграции. Однако среди исследователей этой проблематики нет однозначного мнения, а также единого теоретического подхода к толкованию ее природы и содержания.

Интеграция как явление существует давно и как понятие употребляется в научной литературе уже несколько десятилетий.

Как известно, термин «интеграция» впервые был применен в 30-х годах ХХ века рядом немецких и шведских ученных и в переводе с латинского (от лат. integratio - восстановление, восполнение от integer - целый) интеграция означает объединение в целое каких-либо частей, элементов .

В данном исследовании интересующая нас проблематика связана с экономическим аспектом изучения интеграционных процессов и лежит в рамках экономической плоскости.

Приведем типичное определение интеграции, даваемое во многих учебниках по экономике и экономических словарях: интеграция - (от integer - целый) - это «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними» .

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - это «объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики» .

Основными признаками международной экономической интеграции являются:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

К преимуществам международной экономической интеграции:

  • увеличение размеров рынка- проявление эффекта масштаба производства;
  • рост конкуренции между странами;
  • обеспечение лучших условий торговли;
  • расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
  • распространение новейших технологий.

Отрицательными последствиями международной экономической интеграции являются:

  • отток ресурсов (факторов производства) более отсталых стран в пользу более сильных партнеров;
  • повышение цен на товары в результате олигопольного сговора между транснациональными корпорациями стран-участниц;
  • эффект потерь от увеличения масштабов производства.

Выделяют следующие формы международной экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):

  • Преференциальная зона;
  • Зона свободной торговли;
  • Таможенный союз;
  • Общий рынок;
  • Экономический союз;
  • Экономический и валютный союз.

Преференциальная зона - форма международной интеграции. Преференциальная зона объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - тип международной интеграции, при котором в странах-участницах отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.

Таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Экономический союз - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

  • Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала;
  • Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Экономический и валютный союз (ЭВС) - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

  • Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран;
  • Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы;
  • Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики;
  • Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики.

В конце XX в. экономическая интеграция стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - участниц интеграционных группировок.

В последние годы Российская Федерация все активнее принимает участие в процессах интернационализации мировой экономики, что во многом связано с тем, что мировое сообщество научилось видеть в современной России полноправного партнёра. Объёмы внешней торговли и со странами СНГ, и со странами дальнего зарубежья непрерывно росли вплоть до наступления мирового экономического кризиса. В настоящее время после резкого спада вновь наметилась положительная динамика.

Увеличение открытости экономики России привело к росту объемов иностранных инвестиций, росту рейтингов финансовой устойчивости, снижению показателей рисков для иностранных инвесторов, наконец, к вступлению РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО).

К основным проблемам, препятствующим развитию интеграционных процессов в экономике России, с нашей точки зрения, следует отнести:

1. Недостаточный уровень внутренней интеграции национальной экономики. Ни одно государство федеративного типа не может рассчитывать на эффективную экономическую интеграцию с другими странами при условии, что внутри страны еще не достигнут достаточный уровень экономической интеграции. В случае с Россией это выражается в чрезвычайно неравномерном развитии экономик регионов страны (а это большой разрыв в уровне жизни населения и развития производительных сил), а также в низком уровне межрегионального экономического сотрудничества. Подавляющее большинство мелких и средних предприятий работают лишь на внутренний рынок региона, без установления деловых контактов за его пределами.

2. Отсутствие единой государственной системы оценки развития интеграционных процессов в национальной экономике, а также в экономиках субъектов Российской Федерации. Оценить уровень развития интеграционных процессов в виде количественного показателя достаточно сложно, что объясняется многофакторным характером рассматриваемых процессов. При этом для органов государственной власти наличие данных об уровне развития экономической интеграции очень важно, поскольку это значительно облегчает мониторинг интеграционных процессов и позволяет проводить более успешную внешнеэкономическую политику. На сегодня большинство регионов РФ либо вообще не имеют подобных систем оценки, либо используют разные методики расчета интегрального показателя оценки, что делает их результаты несопоставимыми.

3. Слабо развитая инфраструктура, в особенности неудовлетворительное состояние транспортных систем. Эффективность процесса международной экономической интеграции во многом зависит от уровня развития инфраструктуры в интегрирующих странах. В России состояние транспортных систем в целом неудовлетворительно, отдельные участки федеральных автомобильных дорог вообще непригодны для осуществления перевозок. Низким остаётся и уровень развития информационной инфраструктуры в регионах России.

4. Исторически сложившаяся роль России как безусловного лидера на постсоветском пространстве, что зачастую мешает руководству страны адекватно воспринимать своих партнеров из стран СНГ. Экономическая интеграция в подавляющем большинстве случаев предполагает равноправное партнерство, построенное на взаимовыгодном сотрудничестве, которое предполагает, что стороны учитывают интересы друг друга. Руководство же Российской Федерации зачастую не желает идти на уступки, привыкнув к роли безусловного лидера, способного диктовать свои условия. В частности, именно этот фактор значительно тормозит сотрудничество России и Белоруссии.

Во-первых, рациональной представляется разработка единой системы оценки уровня развития интеграционных процессов в национальной экономике и в экономиках субъектов РФ. Данный шаг позволит значительно облегчить задачу мониторинга процесса международной интеграции, откроет новые возможности для планирования мероприятий по развитию интеграционных процессов и контроля их исполнения. С разработкой такой системы органы государственной власти получат новый мощный инструмент проведения региональной политики, что должно позитивно сказаться на экономике страны в целом.

Во-вторых, необходимо совершенствование региональной политики, при этом стимулирование развития международных и межрегиональных процессов интеграции на федеральном уровне должно преследовать цель равновесного развития регионов. Органы власти каждого региона при регулировании межрегиональных экономических отношений должны иметь ориентиры построения международных и межрегиональных связей и понимать стратегические задачи развития экономической системы страны в целом.

Далее, государству стоит уделить больше внимания развитию транспортной и информационной инфраструктуры в регионах России. Выделяя больше средств на финансирование соответствующих программ, следует одновременно ужесточить контроль их целевым расходованием. Причем в данной сфере целесообразным нам видится разработка проектов на основе государственно-частного партнерства. Выгоду от этого получает как государство - от увеличения налоговых поступлений, так и бизнес - за счет снижения расходов и выхода на новые рынки сбыта.

И, наконец, руководству страны стоит сформировать несколько иное понимание процессов экономической интеграции со странами СНГ, уделять большее внимание потребностям своих партнеров и, возможно, чаще идти на компромисс, не диктуя свои условия напрямую. Это позволит укрепить экономические и политические связи на постсоветском пространстве и улучшить имидж Российской Федерации на международной арене.

В результате реализации предложенного комплекса мероприятий Россия должна преодолеть основные препятствия, мешающие ей в полной мере использовать тот огромный экономический потенциал, который предлагает международная экономическая интеграция. В свою очередь, развитие интеграционных процессов в Российской Федерации должно дать мощный толчок развитию национальной экономики в целом.

Рецензенты:

Позднякова Тамара Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ.

Хекилаев С. Т., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономики и управления на предприятии» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Таказова М.Т. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8431 (дата обращения: 22.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сила региональной экономической интеграции заключается не только в расширении возможностей для роста стран региона за счёт снижения торговых барьеров и удешевления товаров для потребителей. Налицо важные внешние дивиденды, которые получают успешные и динамично развивающиеся интеграционные блоки, благодаря чему сила притяжения расширяющегося экономического блока улучшает условия для торговли и инвестиций с внешним миром.

В экономической интеграции успех порождает успех, в том числе с точки зрения создания достаточно большой экономической массы, чья сила притяжения («гравитационная модель» в международной торговле) становится всё более мощной по сравнению с соседними экономиками.

Показательным примером в этом отношении является эволюция интеграции ЕС, которая следовала примеру построения критической массы крупных экономик в Европе (Франция и Германия в качестве ключевых тяжеловесов), что послужило привлечению торговых потоков от соседних экономик. В результате гравитационное притяжение торговых потоков вызвало так называемый «эффект домино», который привёл к тому, что всё больше европейских стран начали присоединяться к постоянно расширяющемуся и массивному Европейскому союзу. С тех пор времена изменились, и в ситуации, когда , следующий цикл «интеграционного роста» может быть осуществлён глобальным Югом, национальные государства и интеграционные блоки которого по-прежнему в значительной степени фрагментированы, особенно в Евразии.

Нынешняя система высокоинтегрированного развитого мира и в значительной степени фрагментированного глобального Юга может сохраняться в течение достаточно долгого времени, если развивающиеся страны не активизируют усилия по объединению существующих интеграционных блоков в рамках единых интеграционных платформ. Первым начинанием в этом процессе может быть создание критической массы сначала в Евразии путём объединения Индии, Китая и России в рамках расширенной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС+), которая создаст основу для привлечения других региональных блоков глобального Юга в Евразии (таких, как АСЕАН) на самую широкую платформу для развивающихся стран на континенте. Это также сформирует фундамент для вовлечения ЕС в более активное экономическое сотрудничество с развивающимися экономиками Евразии, в то время как расширенный ШОС+ также может способствовать созданию глобальной платформы для интеграции «Юг –Юг» либо на основе БРИКС+, либо ТРИА (см. Я. Лисоволик, «Imago Mundi: согласованные действия континентов в направлении “Юг – Юг”»).

Соответствующая последовательность создания глобальных рамок взаимодействия в рамках «Юг – Юг», которое становится достаточно значительным для обеспечения полномасштабного сотрудничества с развитым миром, может развиваться по следующим этапам:

    Треугольник «Россия – Индия – Китай»: более тесная координация между тремя странами в продвижении ШОС в качестве ключевой интеграционной платформы для развивающихся экономик Евразии

    Большая Евразия: создание расширенной структуры «ШОС+», которая будет уже достаточно велика для установления более тесных связей с ЕС в создании панконтинентального альянса и продвижении интеграционных связей

    Интеграция глобального Юга: создание структуры БРИКС+/BEAMS и/или ТРИА, которая привлекает другие региональные блоки из развивающегося мира при формировании всё более широких коалиций и мегаблоков глобального Юга

    Глобальная платформа «Север – Юг»: расширенная интеграционная платформа глобального Юга, вероятно, будет оказывать более сильное «гравитационное притяжение» по отношению к развитому миру, в том числе что касается координации создания интеграционных структур «Север – Юг»

Отсюда следует, что существует определённая последовательность действий, которой можно придерживаться при построении более сбалансированной глобальной экономической архитектуры. Самая важная часть этой последовательности связана с устранением фрагментации и пробелов в региональных слоях глобального управления (особенно что касается глобального Юга), которое в последние десятилетия приобретает всё большее значение для развития и поддержания макроэкономической стабильности. Формирование более скоординированных рамок в отношениях между развитыми и развивающимися интеграционными экономическими платформами вряд ли обеспечит прорыв без более активных шагов со стороны глобального Юга именно в укреплении интеграции «Юг – Юг». Для развивающегося мира два ключевых инструмента интеграции в достижении большего взаимодействия с развитыми экономиками связаны со структурой ШОС+ (налаживание сотрудничества с ЕС в Евразии) и структурой БРИКС+ (для расширения сотрудничества между развитым миром на глобальном уровне).

В конечном счёте устойчивая глобализация или экономическая интеграция вряд ли будут обеспечены исключительно на уровне глобальных экономических организаций и без прогресса в создании скоординированных структур в рамках крупнейших региональных интеграционных механизмов. Вместо того, чтобы вносить незначительные изменения в систему глобальных институтов, комплексное обновление регионального фактора глобального управления и его большей согласованности с другими уровнями глобального управления может быть ключом к успешной перестройке мировой экономической архитектуры.

Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.

На глобальном уровне интеграция проявляется:

  • 1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
  • 2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).

В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).

Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.

56. Интеграционное объединение -- это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного" режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.

Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать "внутриинтеграционные" льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.

Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке "проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации", который мог бы стать международной конвенцией.

Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает "таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.

С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.

В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода "перемещение" применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение -- интеграционному объединению".

Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.

Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами-- членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.