Глобальный этнический кризис суть. Этнический кризис и габитус адыгства. Глобальные кризисы алармистского характера



















1 из 18

Презентация на тему: Глобальный Этнический кризис

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Общее определение ЭтноконфликтаЭтноконфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, Этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Конфликтообразующие факторы Исповедование принципа тождественности государственных и национальных границДвижение этносов к самоопределениюДвижение этносов к образованию суперэтносов Экономическая борьба за землю, жилье в городах, природные ресурсы и т.дНеуправляемое демографическое развитие в странах «третьего мира» Ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшиств«Старение» наций в государствах с развитой рыночной экономикойЭкологические факторы Вера в особые отношения этноса «с верховным божеством»

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 1Неотъемлемая часть глобального этнического кризиса - межнациональные конфликты на постсоветской территории. Это не международные конфликты в традиционном смысле этого понятия, поскольку зарождались не в международной сфере, а в рамках единого государства. В то же время, строго говоря, сегодня они уже не являются внутренними, потому что с распадом СССР произошла их фактическая интернационализация.В СССР проживало свыше 100 народов, поражавших своим разнообразием - языками и религией, уровнем развития и историческим наследием, культурной ориентацией, численностью населения и размерами занимаемой территории. Эти особенности сочетались до последнего времени весьма причудливо. Так, православие исповедуют и грузины, имеющие древнюю историю, уникальный алфавит, неповторимую культуру, и чуваши - тихий крестьянский народ на Волге, говорящий на языке тюркской группы. В Прибалтике можно встретить ревностных католиков литовцев со сравнительно высокой рождаемостью и близких финнам лютеран эстонцев с крайне низкой рождаемостью и т. д.

№ слайда 9

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 2Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления. По существу нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности малочисленных народов, а также народностей, не имеющих или проживающих вне границ своих национально территориальных образований.Обострились и межнациональные распри на территории самой Российской Федерации (42). Однако с точки зрения национальных интересов России, ее территориальной целостности и обороноспособности важное значение имеют и приграничные конфликты (Таджикистан, Нагорный Карабах, Грузия и др.).

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Глобальный этнический кризис Важность научного осмысления современных национально этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Заметим только, что в растущем потоке публикаций, посвященных проблеме обострения межэтнического (и межрелигиозного) соперничества, все чаще встречаются работы географического характера, свидетельствующие о том, что тысячи нитей связывают этнос с территорией (а в основе теории этногенеза, разработанной Л. Н. Гумилевым и взбудоражившей научную общественность в последние годы, лежит именно географическая интерпретация межэтнических отношений).

№ слайда 12

Описание слайда:

Экология и этнические расприЭти о экологические конфликты чаще всего рассматриваются в литературе под международным, а не межэтническим углом зрения. Но понятия «национальный интерес» и «государственный интерес», как уже отмечалось, по смыслу их применения очень часто совпадают. Большинство международных экологических конфликтов в сущности являются межнациональными. Действительно, претензии скандинавских государств - Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии к ФРГ и Великобритании, заводы которых в Руре, Бирмингеме и других местах служат источниками кислотных дождей, можно рассматривать и сквозь призму межнациональных отношений, равно, как и бесконечные споры между США и Канадой по поводу трансграничных перемещений дымовых облаков. Не только международный, но и межнациональный характер имела авария на Чернобыльской АЭС, так как образовавшиеся радиоактивные осадки были обнаружены на севере Европы (в Норвегии и Швеции), на крайнем западе (в Великобритании) и на юго-западе (во Франции).

Описание слайда:

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

№ слайда 16

Описание слайда:

Террористические организации, деятельность которых в России запрещена14 февраля 2003 Верховный суд РФ признал террористическими 15 организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена:«Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа»«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (обе созданы в Чечне и возглавлялись Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым)«Аль-Каида» (Усама бен Ладен, Афганистан)«Асбат аль-Ансар» (Ливан)«Аль-Джихад» (Египет)«Аль-Гамаа аль-Исламия» (Египет)«Братья-мусульмане» (Египет)«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)«Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)«Джамаат-и-Ислами» (Пакистан)«Талибан» (Афганистан)«Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана)«Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи» («Общество социальных реформ», Кувейт)«Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» (Кувейт)«Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия).

№ слайда 17

Описание слайда:

Аль-Каида" готова к новому удару по США""Талибан"

№ слайда 18

Описание слайда:

В 20 веке человечество встало перед рядом проблем и кризисов, которые требуют решения в масштабе всей планеты.

Эти проблемы, касающиеся судьбы дальнейшего развития человеческой цивилизации, получили название глобальных (от лат. globus – земной шар).

Впервые человечество осознало себя как единое целое во время Первой мировой войны. Поскольку для боевых действий не существовало границ и расстояний, миллионы людей оказались втянуты в военный конфликт глобального масштаба. В это время возникло учение о ноосфере, чье авторство принадлежит Владимиру Вернадскому (1863-1945). Он называл человека самой крупной силой на Земле, способной изменять облик планеты и влиять на ее настоящее и будущее.

Глобальные кризисы алармистского характера

Все возрастающее количество глобальных проблем привело к тому, что человечество сегодня стоит перед двумя путями развития:

  • либо оно продолжит стихийно развиваться, действуя деструктивно на окружающий мир,
  • либо целенаправленно перестроит свое бытие принципиальным образом.

Существуют две разновидности кризиса алармистского характера (от фр. alarme – тревога):

1) ограниченное количество ресурсов, наличие «экономических границ» при прежнем уровне роста мировой цивилизации приведет в итоге к катастрофе – сырьевому голоду;

2) неразумное отношение человека к природе, бесконтрольное потребление и переработка природных ресурсов (например, последовательная вырубка лесов, возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере и, как последствие, повышение температуры воздуха и т.д.) приведет к тотальному загрязнению и природным катаклизмам.

Алармистские кризисы со временем только усугубляются, чему способствует стремительная индустриализация человечества. Решение таких проблем, как голод, нехватка пресной воды, ликвидация отставания развивающихся стран от развитых, ведет к постоянному росту промышленности и экономики, а это требует все большего количества ресурсов.

Виды глобальных кризисов и причины их появления

Развитие общества приводит к другим видам глобальных кризисов:

  • рост научно-технического прогресса обязательно сопряжен с риском техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС;
  • к катастрофическим последствиям приводят природные стихийные катаклизмы (ураганы, обрушивающиеся на США в последние годы, взрыв на Фукусиме);
  • социальные конфликты – войны, революции, терроризм и религиозный экстремизм – оказывают разрушающее воздействие на экономическую, энергетическую и промышленную инфраструктуру;
  • «кризис внутреннего развития» возникает по причине неравномерного распределения энергоресурсов на территории Земли, при этом процветающие слои населения ограждают себя от экологических проблем, возникающих вследствие переработки ресурсов, в то время как иные социальные группы вынуждены бороться со все более ухудшающейся экологической обстановкой.

Аурелио Печчеи отмечал, что глобальные проблемы не знают социальных и политических границ, они для всех едины.

В числе основных причин ученые называют:

1) Единство современного мира, которое сформировалось благодаря взаимопроникающим политико-экономическим связям. Как ни странно, наиболее ярко это проявилось во время мировых войн. Вторая мировая война, начавшаяся как небольшой конфликт на границах Германии и Польши, вскоре охватила весь мир. Философ Н. Бердяев писал, что

в военном «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все перемешивалось, человек мог быть «разодран в клочья», уничтожались великие культурные ценности.

2) Рост промышленного производства планеты. По сравнению с началом XX века, индекс производства сегодня возрос более чем в 50 раз. Мировой ВВП составляет около 13 триллионов долларов. По прогнозам ученых, к 2050 году он увеличится в 10 раз. Константин Циолковский (1857–1935) еще в позапрошлом веке предрекал, что человек станет самой могучей силой на планете. При этом человек воздействует на природу намного сильнее самых неистовых природных стихий и часто не может контролировать вызванные своей деятельностью изменения.

3) Глобальный кризис вызван также неравномерным уровнем развития промышленности и культуры в различных странах. Тем не менее, благодаря передовым информационным технологиям, таким как телевидение, спутниковая связь, интернет, любая информация об открытиях и событиях становится доступна в любом уголке земного шара. Между тем, люди, имеющие доступ к этой информацией, находятся на различных ступенях цивилизации: племена, пребывающие в родоплеменных отношениях, живут в паре часов пути от мыса Канаверал или космодрома Байконур, откуда человечество исследует космос. Поэтому в мире остро стоит проблема владения ядерным оружием и имеется угроза ядерного терроризма.

Пути решения глобальных кризисов

Некоторые ученые предполагают гибель человечества уже в течение ближайшего столетия. Однако, оглядываясь на историю, можно делать не столь пессимистические выводы. Человечество способно находить компромиссные решения даже в самых сложных ситуациях. Например, удалось избежать атомной войны между СССР и США во время Карибского кризиса в конце XX века.

В 1960-1970-х годах создавалось множество центров, объединяющих ученых-футурологов для изучения философии глобальных проблем. Один из самых известных – Римский клуб, исследующий взаимосвязь всех аспектов жизни человека в двух направлениях: экономического развития и человеческих взаимоотношений.

В докладе «Пределы роста» (1972) ученые Дж. Форрестер и Д. Медоуз говорили о необходимости немедленной экономической и экологической стабилизации, глобального равновесия, в связи с чем человечеству нужно пересмотреть саму структуру своих потребностей.

В 1974 году М. Месарович и Э. Пестель опубликовали доклад «Человечество у поворотного пункта». Они считали, что мир – не просто единое целое. Мир походит на организм, в котором каждый элемент обладает своими специфическими чертами. Индустриальное общество, в котором экономика являлась определяющим фактором развития, осталось в прошлом. Поэтому человечеству необходим качественный скачок в развитии цивилизации, а не дальнейшее наращивание промышленной мощи (количественное развитие).

Предлагаем презентацию по данной теме:

Один из основателей Римского клуба Аурелио Печчеи утверждал, что рост промышленного потенциала и индустриализации в реальности не более, чем миф, за которым скрывается множество глобальных проблем.

Выход А. Печчеи видит не только в проработке юридической базы, усиливающей ответственность за экологические преступления, внедрения экологосберегающих производств, использовании экологических чистых источников энергии. Главное – «внутренняя трансформация» самого человека. А. Печчеи принадлежит идея «нового гуманизма» – гармонического равновесия между человеком и природой, создания новых культурных ценностей, который следует сделать фундаментом мировоззрения всего населения Земли. Это приведет к культурной эволюции человеческой цивилизации, появлению «обновленного человека»

«Новый гуманизм» характеризуют три аспекта:

  • чувство глобальности;
  • стремление к справедливости;
  • неприятие насилия.

В центр этой концепции философии глобальных проблем поставлена целостная человеческая личность и ее неисчерпаемые возможности. Человечеству необходима «беспрецедентная культурная перестройка», трансформация сознания каждого без исключения.

По мнению А. Печчеи, такая «человеческая революция» – это единственная настоящая возможность выхода из социокультурного кризиса современного мира.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Отсутствие теории адыгства имеет другие, еще более масштабные негативные следствия: заметно снизилось качество восприятия и оценки адыгской культуры в целом. В трудах наших ученых (философов, социологов, литературоведов, языковедов, фольклористов) она предстает как набор плохо организованных и неупорядоченных элементов, без этических ориентиров и опор, составляющих ее смысловую доминанту, без "зашифрованных" в адыгстве системных связей и отношений. Вне поля зрения оказались, помимо адыгства, такие тесно с ним связанные базовые ценности, как готовность действовать в интересах другого - хьэтыр, эмпатия - гущIэгъу, благодеяние - псапэ, способность или искусство понимания - зэхэщIыкI, искусство находиться среди людей - цIыху хэтыкIэ, чувство меры - мардэ, этический иммунитет личности - цIыхум и нэмыс, этический страх - шынэ-укIытэ и др. Преобладает, одним словом, умозрительный подход.

Однако и попытки преодолеть его, обращаясь к новым теориям, понятиям, не спасают положения, если нет достаточно глубокого анализа повседневной практики этического мышления и поведения. Чаще всего это только отдаляет от нас живую картину адыгской действительности.

Мне видится во всем этом непростительно беспечное и расточительное отношение к ценностям культуры. Игнорирование роли адыгства в динамике социальной жизни, в формировании базовой личности общества равносильно игнорированию роли конфуцианства в китайской или буддизма в индийской культурах.

Угрожающие формы и масштабы приобретает в этих условиях профанация духовного наследия. Адыгская Культура, в том виде, как она официально преподносится, реализуется, транслируется и в малой степени не отвечает мощной заявке, которую сделала в свое время культура феодальной Черкесии. Во всем: в характере поселений и жилищ, в одежде и в поведении, в музыке и танцах, в поэзии и прозе - признаки упадка. И, пожалуй, в первую очередь - это упадок вкуса. Адыгская, и прежде всего кабардинская, культура утратила свойственную ей красоту и гармонию, величавую сдержанность и законченность. Насколько велика традиционно значимость адыгства в этической рационализации мира и в конструировании социальной реальности, настолько велики и губительны следствия его вытеснения на периферию духовной жизни. Без всякого преувеличения это гуманитарная катастрофа, на что все чаще и чаще, и вполне справедливо, обращают внимание некоторые исследователи (Болотоков 1995; Унежев 1997). "Самая страшная опасность для любой нации, - пишет В. X. Болотоков, - таится в уничтожении генофонда и национального духа, когда народ, отказываясь от сознательного национального мышления, предпочитает погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращенным и разложившимся сбродом" (Болотоков 1995: 111).


Налицо, иначе говоря, основательное расстройство преемственности социальных практик, кризис социальной, и прежде всего этнической идентичности. В вопросе о том, как трактовать, осваивать, развивать культурные традиции, нет необходимой ясности, твердо установленной позиции, что сводит к минимуму эффективность нравственного воспитания и образования. И это неудивительно: в ту нишу сознания (дискурсивного и практического), которую традиционно занимает адыгство, вторгается и постепенно разрастается, оттесняя этику, пустое пространство морального невежества, негативизма, апатии.

В итоге теряют смысл и дискредитируются многие культурные инициативы и конструктивные идеи. На наших глазах меняются к худшему представления о нравственном, эстетическом качестве и гигиене повседневного мышления, общения, поведения. Адыгcкий социум не ощущает в полной мере своего активного и зримого присутствия в мире, в его действиях нет, как прежде, спокойной уверенности, стремления и готовности выявить себя в облагороженной форме. Изменился к худшему даже внешний облик адыгов, утрачена, предана забвению традиционная "культура себя", согласно которой устанавливалось, как и в соответствии с какими критериями человек должен заботиться о себе, "строить", "конструировать" свой внутренний мир, свою внешность и поведение - свою публичную идентичность. Распущенность и самопопустительство - неизбежные следствия самой тенденций упадка и дискредитации культуры.

Я связываю все это с системным, и в том числе этническим, кризисом, в котором находится адыгcкое общество. Этнический кризис, как я его представляю,- состояние социума, при котором существенно меняются, приходят в упадок или резко снижают свою действенную силу его этновоспроизводящие признаки и механизмы: язык, культура, психология, национальная государственность, территория, этнонимические обозначения и т.д. Иссякают, иначе говоря, ресурсы: воспроизводства этнической системы, ослабевает контроль за соответствием сознания и социальных практик основным параметрам социальной идентичности. Плохо воспроизводится в этих условиях базовая личность общества.

Этнический кризис, как явствует из вышеизложенного, знаменует определенный рубеж в биографии, в историческом развитии народа, когда осуществляется эволюционный выбор - между прежней и новой идентичностью, а порой - между бытием и небытием, жизнью и гибелью этноса. Но это не единовременный акт, а процесс, который длится иногда десятилетия, даже столетия. Он имеет свои стадии (стадии кризиса), свои спады и подъемы и является в этом смысле определенной эпохой в истории народа.

Таким, весьма напряженным и драматичным, периодом стали в истории адыгского народа последние три столетия. Это период стагнации, разрушения и затем медленного угасания адыгской цивилизации, связанный, - конечно, не во всем, но во многом, - с началом и эскалацией, ходом и последствиями русско-кавказской войны. В числе основных звеньев кризиса, четко обозначившихся к настоящему времени, я выделяю особо:
1) геодемографический кризис;
2) кризис национальной государственности;
3) этнонимический кризис;
4) кризис языка;
5) кризис культуры и базовой личности (См. об этом: Бгажноков 1999).

Однако и в таких весьма неблагоприятных условиях адыгская этика выполняет - по инерции, главным образом - возложенные на нее регулятивные функции. Это, говоря иначе, система принципов и навыков структурирования социального пространства и организации деятельности, получившая название габитуса (от лат. habitus - состояние, свойство, расположение, характер) (См. об этом: Bourdieu 1990: 53). Габитус адыгства приспособлен объективно к достижению определённых результатов, но иногда без видимой сознательной нацеленности на эти результаты. С другой стороны, перед нами такое измерение бытия социума, в котором границы настоящего раздвинуты настолько, что вмещают в себя прошлое и будущее. Адыгская этика - не столько часть истории народа, сколько постоянно действующий механизм преобразования прошедшего и будущего в настоящее. Предрасполагая к правильному, удачному - сообразующемуся с наличной ситуацией и с опытом прошлого - переходу из одних состояний в другие, она помогает справляться с непредвиденными, постоянно меняющимися жизненными ситуациями и проблемами.

Габитус адыгства - неотъемлемая часть основной (базовой) личности адыгского общества. В массе черкесского населения трудно найти человека, не признающего этику высшей культурной ценностью, не сознающего свою к ней причастность. Как самое тяжкое обвинение или обидный упрек воспринимается фраза: Адыгагъэ пхэлъкъым - "Нет в тебе адыгства". Известны структурные единицы, принципы, - механизмы адыгской этики. Таких механизмов, дополняющих и усиливающих друг друга, очень много, но наибольшее значение приобретает человечность - цIыхугъэ. Вслед за человечностью выделяются: почтительность - нэмыс, разумность - акъыл, мужество - лIыгъэ, честь - напэ. На почве этих Ценностей и возникает адыгство, как внутренне согласованная система принципов культурной самоорганизации личности и общества.

Не получив научного обоснования и представления, оставаясь практически нелегитимным институтом, адыгство существует реально - в многообразии морально-этических понятий и категорий, в логике моральных суждений и оценок, используемых в практике повседневной жизни. Это виртуальная и вместе с тем ультимативная реальность, предопределяющая тенденцию и формы развертывания актуальной реальности. Адыгство служит мерилом духовно-нравственного качества жизни, смысла и назначения бытия человека в мире.

Это не снимает ответственности за изучение внутреннего устройства адыгской этики, за ее объективацию, сигнификацию, легитимизацию. Ослабленное этническим кризисом адыгское общество не воспроизводит в полном объеме габитус адыгства, что нарушает преемственность социальных практик, негативно сказывается на всех сферах деятельности. Нельзя полагаться на стихийное, не сопровождающееся стратегическим расчетом действие заключенных в этике механизмов духовного производства. Необходимо выработать систему долгосрочных мер осмысленного и целенаправленного использования ресурсов адыгской этики. Этому, как было сказано, должно предшествовать научное исследование ее специфических свойств и возможностей. Нужно показать в деталях, как именно устроен механизм адыгства и как действует он в типовых социальных условиях.

Актуальность этой задачи еще и в том, что адыгский этнический социум находится в состояние неустойчивого равновесия и неопределенности: когда трудно предсказать, что ожидает его в будущем, какие пути развития будут избраны. В такие периоды, называемые точкой бифуркаций (Пригожий 1985: 118), возникают некоторые параметры новых решений, в том числе и сознательно инициированных. Я уверен, что наилучшие условия создает для этого экспериментальный диалог с природой и обществом, основанный на гуманистических принципах адыгской этики. Необходимо познать и освоить адыгство как главный и незаменимый ресурс и механизм культуры мира, как систему универсальных и невероятно эффективных возможностей социального становления и развития.


Урок 1 Глобальный этнический кризис

Урок 1

Глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Сформировать представление об этническом кризисе как глобальной проблеме человечества.

2. Рассмотреть анатомию этнического кризиса через призму географии.

3. Развивать навыки работы с текстом учебника: разделять главную информацию и второстепенную, переформулировать своими словами, систематизировать.

4. Развивать навыки работы в группе: обмен информацией, выработка совместного решения, представление классу.

5.Воспитывать интерес к окружающему миру и событиям, в нем происходящим.

Как же такое стало возможно: просвещенный XXI век,

мультикультурный мир, глобальная сеть Интернета,

«Аль-Джазира», Си-эн-эн, кварки, плазма, тайны ДНК

и космоса, а человечество не стало ни толерантнее,

ни гуманнее, ни умнее, и религия не смягчает нравы,

а становится дополнительной линией раскола социума.

Валерия Новодворская, журналист

«Новое время», № 6, 2006.

Активизация познавательной деятельности

Учащимся предлагается вспомнить ранее изученный материал

Что представляет собой современный мир?

Какой он? Какие тенденции для него характерны?

Тенденции:

1. «Сужение мира» - возможность более быстрого перемещения в пространстве, временное «сокращение» расстояний за счет технических возможностей современного транспорта.

2. Формирование устойчивых экономических связей между странами мира на двух уровнях: международном и транснациональном. Международные связи осуществляются между государствами на уровне глав государств, правительств и других государственных организаций. Транснациональные связи осуществляются на уровне транснациональных корпораций через сеть их дочерних компаний и филиалов.

3.Глубокое развитие и проникновение систем коммуникаций (связи) во все сферы жизни человека.

Вывод: Данные тенденции приводят к тому, что мир становится компактным, доступным, прозрачно-просматриваемым. Мир сжимается до точки.

Наряду с тенденциями объединения и интеграции, в мире наблюдаются процессы регионализации: подъем национализма и «суверенизации». Прослеживается тенденция к самоопределению, самоидентификации стран и народов. Наблюдается разрастание и углубление национально-этнических проблем.

Новый материал

Приведите примеры «горячих точек» планеты.

Работа с картой «Горячие точки планеты».

Проблема этнического кризиса носит глобальный характер.

Подтвердите, что проблема действительно носит глобальный характер. (Для нее характерны все три черты: она возникла в результате развития общества, она препятствует дальнейшему развитию человечества и угрожает существованию мирового сообщества, она может быть решена только усилиями всех стран мира.).

Докажите, что проблема этнического кризиса касается каждого человека.

(Терроризм стал одной из форм проявления глобального этнического кризиса. Жертвами террористических актов становятся люди разных национальностей, вероисповедования и жизненных принципов.).

Организация работы в группах.

Работа в группах.

В каждой группе по 5 человек.

Продолжительность работы в группах 15-17 минут.

Каждая группа получает задание.

1. Познакомьтесь с текстом учебника с.226-233. Задания между членами группы распределите самостоятельно:

Текст «Принцип тождественности государственных и национальных границ» и «Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций», с.226-227.

Текст «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений», с.228-229.

Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств», с.229-230.

- «Экология и этнические распри», «Другие факторы, «провоцирующие» вспышки национализма», с.230-232.

- «Трайбализм - старая болезнь Африки», с.232-233.

2. По ходу чтения выделите главное в тексте, установите взаимосвязи и закономерности, при необходимости сделайте записи в тетради.

3. Приготовьтесь представить результаты своей работы группе.

4. Рассмотрите рисунок 41 на с.224. Ответьте на вопросы.

Какие причины, по-вашему мнению, чаще всего в современном мире провоцируют этнические конфликты? Попытайтесь систематизировать причины конфликтов по регионам. Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Можно ли систематизировать формы проявления по регионам? Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Обобщение

На обсуждение в классе выносятся вопросы о возможности систематизации факторов и форм проявления этнических конфликтов. Заслушиваются варианты систематизации, аргументы.

Возможные выводы:

1. Фактор во многом определяется возрастом населения, что зависит от демографической ситуации в стране, этнической мозаикой территории, новейшими политическими процессами, происходящими на данной территории.

2. В развитых странах формы проявления этнического кризиса носят преимущественно «мирный» характер, тогда как в развивающихся странах – вооруженное противостояние. Обсуждается вопрос, почему в Европе формы выражения перерастают из мирных в вооруженные. (Возможно, это объясняется высокой численностью иностранных граждан. Вместе с миграцией иностранцев «мигрируют» и формы выражения.).

Один из вариантов систематизации


Домашнее задание:

Группа 1.

Внимательно ознакомьтесь с текстом темы 12 «Глобальный этнический кризис». Составьте как можно более полный словарь понятий и терминов. Используйте дополнительную литературу и возможности Интернета.

Группа 2.

Составьте каталог Интернет-ресурсов по «горячим» точкам планеты. Составьте краткую аннотацию к ссылкам. Систематизируйте информацию. Способ систематизации выберите сами.

Группа 3.

Составьте библиографический каталог информационных материалов (статей, сообщений) по теме «Глобальный этнический кризис», подтверждающих существование проблемы в мире. Составьте краткую аннотацию к каждой библиографической ссылке.

Группа 4.

Подтвердите, что этнические конфликты существуют на территории России. Информационные сообщения оформите в виде таблицы (форму и содержание определите сами).

Группа 5.

Составьте перечень способов урегулирования этнических конфликтов в мире. Оцените их достоинства и недостатки. Результаты работы оформите в удобной для работы форме.

Урок 2

Глобальный этнический кризис. Презентация результатов работы в группах.

Задачи:

1. Расширить знания по теме, используя результаты работы групп.

2. Развивать навыки работы с устной информацией: восприятие, выделение главного, фиксирование.

Представление результатов работы группы

Порядок сообщения:

1. Представьте классу задание.

2. Действия по выполнению задания.

3. Результаты выполнения задания.

Порядок представления групп:

1. Словарь понятий и терминов.

2. Библиографический список информации СМИ.

3. Каталог Интернет-ресурсов.

Более подробно рассматриваются результаты работы групп по выявлению территорий этнического напряжения в России. Каждый член группы делает подробное сообщение. Отвечает на уточняющие вопросы.

Особое внимание обращается на способы урегулирования этнических конфликтов, систематизация которых у учебнике отсутствует. Результаты работы группы обсуждаются.

Комментирование домашнего задания

Каждому ученику предлагается рассмотреть один из этнических конфликтов более подробно и занести информацию в таблицу.

Урок 3

Россия и глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Расширение знаний по теме через работу с дополнительной информацией.

2. Развитие навыков анализа информации, ее сворачивания и представления аудитории.

3. Подведение учащихся к осознанию проблемы этнического кризиса как личностно значимой.

Вот один из самых мрачных прогнозов будущего:

если «белые» и «небелые» не научатся жить бок о бок,

унизятся до взаимных обвинений и сведения счетов,

не поймут ценности взаимопонимания, если расовые войны войдут в нашу жизнь, то XXI век станет ещё трагичнее, чем пережитый нами век минувший. Хотя, казалось бы, куда уж трагичнее.

Аполлон Давидсон, профессор МГУ

Представление классу результатов индивидуальной работы по опережающему заданию.

Сообщение «Исламизация современного мира».

Задача: по ходу сообщения сделать записи в тетради. Причины исламизации мира, центры, пути распространения, методы решения. Касается ли данная проблема России? Какие меры необходимо предпринять государству?

Организация работы в группах

Группы получают задания

Группа 1.

Задание этой группы не представляется классу,

Будет проверено учителем по окончании урока.

Группа 2.

Группа 3.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.

Группа 4.

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника. Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений. Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Группа 5.

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Изучите предложенную информацию. Предположите, какими будут итоги голосования. Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации. Результаты оформите в удобной форме.

Группы представляют результаты своей работы.

Обсуждение результатов работы групп.

Рефлексия

Напишите эссе из 5-7 предложений на тему «Может ли стать XXI век для мира и России веком национализма и сепаратизма? Что делать?». Изложите свою точку зрения, постарайтесь ее аргументировать.

Группа 4

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника.

Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области.

Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений.

Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Для справки:

Сведения о субъектах

Иркутская область

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Группа 1.

Вам предлагается исходная ситуация (страна, группа стран и др.), где может произойти этнический конфликт. Спроектируйте факторы, которые могут стать причиной конфликта, предположите формы проявления и предложите методы урегулирования. Ответ оформите в виде схемы (их может быть несколько по одной ситуации). По возможности приведите реальные примеры конфликтных ситуаций, проходящих по предложенным вами схемам.

Ситуация 1. Развивающаяся страна, имеющая полиэтнический состав населения.

Ситуация 2. Развитая страна мира, в которой быстро растет число иностранцев.

Ситуация 3. Страна, образованная в результате распада более крупной державы. Имеет многонациональный состав населения, характерно двуязычье.

Группа 5

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Изучите предложенную информацию.

Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации.

Результаты оформите в удобной форме.

Сведения о субъектах

Иркутская область

Численность населения 2 миллиона 582 тыс. человек, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Другие национальности – 8,4 %

Из числа всех бурятов на территории Усть-Ордынского бурятского округа проживает 66,6 %, остальные размещены по всей территории области.

Уровень безработицы в Иркутской области составляет 15,1 % (2002). Среднедушевой доход на одного человека составляет 1682 рубля (2002). Бедные составляют 29,9 %.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Численность населения 135 тысяч человек.

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Другие национальности – 6,0 %.

Уровень безработицы составляет в автономном округе – 14,9 %. Среднедушевой доход на одного человека составляет 473 рубля (2002). Бедные составляют 89,4 %.

Группа 2.

Существует мнение, что Калининградская область может стать территорией этнического конфликта.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает возможным конфликт в Калининградской области. Предположите, какой фактор может стать конфликтообразующим. Предложите меры по недопущению обострения ситуации.

Группа 3.

Существуют полярные точки зрения на возможность возникновения этнического конфликта в Калининградской области: одни высказываются «за», другие – «против».

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.