Гор бог, энергетический канал бога Гора (посвящение, инициация) — Храм Истины. Египетская мифология: бог Гор Миф о горе боге солнца

Считался покровителем охотников. Предания о нем сохранились с тех пор, когда главным занятием для мужчин была добыча пропитания. Изначально Гору поклонялись воинственные охотники, которые со временем установили свое господство над другими племенами. Он считался могущественным богом неба и солнца. Бог-сокол Гор часто изображался с головой этой птицы. Считалось, что это символизировало победу и огромную силу. В более поздние периоды его изображали как солнечный диск с распростертыми соколиными крыльями.

Зачатие и рождение Гора

Бог Гор в древнем Египте имеет отдельную мифическую историю о своем зачатии. Его отцом и матерью были Осирис и Изида. В те времена битва за власть была довольно жестокой. У Осириса был брат - Сет, который и убил его еще до зачатия Гора, дабы завладеть страной. Хотя, по одной из легенд, Сет считался не дядей, а братом Гора. Но Изида своей магией вернула к жизни мужа, чтобы успеть зачать ребенка. Но Сет на этом не успокоился, и второй раз кровожадно убил Осириса, расчленив его тело. Таким образом он рассчитывал, что воскресить его больше не будет возможности. Изиде пришлось скрываться в папирусовых топях Нила, чтобы выносить и родить Гора, так как Сет мечтал убить и ее вместе с ребенком.

По легенде, когда родился древний бог Гор, в это время на востоке загорелась яркая звезда. Изида защищала сына своей магией, пока тот не достиг юношеского возраста. За это время он не только успешно обучался сам, но и помогал обретать знания другим. В 30 лет Гор принял от Анубиса духовное посвящение. Согласно легендам, у молодого бога было 12 учеников, с которыми он вместе исцелял больных.

Гор становится полноправным египетским царем

Сначала Гор сразился в поединке с Сетом. Так он отомстил за смерть отца. Во время битвы у Гора был поврежден глаз. Сет одержал маленькую победу, вырвав божественное око у молодого бога. Но Гор не уступил в поединке, и забрал око обратно, а заодно прихватил и мужское естество противника. Своим глазом бог сумел оживить отца. После чего Осирис смог передать ему свой трон. Затем Гор завоевал весь Египет. После победы над Сетом его признали полноправным царем. В результате молодой фараон стал олицетворением победы, силы и правосудия.

Гор и Сет

По одной из легенд, Сет олицетворял ночь и тьму, а Гор - солнце и свет. По преданиям, их сватка была не единственной, а длилась постоянно. Они сражались, расходились и через некоторое время снова вступали в бой. Начиналась схватка обычно с восходом солнца, когда побеждал Гор. А заканчивалась она вечером, когда начиналась власть Сета, и он отправлял бога в подземное царство. Они оба олицетворяли борьбу света и тьмы, добра и зла.

Ясновидящее око Гора

Гора изображали с головой сокола и большим (неповрежденным) глазом. Гор - египетский бог - имел ясновидящее око, которое помогало ему видеть правду. Египтяне верили, что он мог прикладывать свой глаз к человеку, и тот обретал ясное зрение и видение самых сложных ситуаций. Также ему открывались все способы исправления даже самого наихудшего положения. Считалось, что магия Гора заключалась в умении «видеть глазами любви» - смотреть на окружающих с чистыми помыслами и светлым сердцем.

Имена и ипостаси Гора

Бог Гор имел множество имен. Его называли Хором, Гарендотом, Гаройресом, Гаром, Гармакхетом, Гарпократом, Горусом, Гар-па-Неб-Тауй, Ра-Хамкте и Гарсейсисом.

Бог Гор имел и несколько ипостасей. Он был и царем богов, и владыкой небес. Его звали солнечным богом и земным фараоном. Гора считали пастырем Божьим, истиной, агнцом Господним. Это своеобразная египетская троица, состоящая из сокола, земного фараона и владыки небес. Гора рисовали как бога света, вступающего в борьбу с силами зла. В храме города Эдфу он был изображен стоящим на ладье Ра, с гарпуном, которым поражал любую нечисть. Иногда образы Гора и Ра сливались в одно целое.

Воспитание Гора

Пока Гор подрастал, он находился под покровительством почти всех богов. Больше всего ему благоволил Тот. Его считали богом магии, мудрости и письменности. Молодой царь смог получить, таким образом, прекрасное воспитание. Впоследствии Гор приобрел огромную власть в Египте. Но управление страной без госаппарата было затруднительным.

Власть в Египте

Изначально всей властью были наделены только царственные особы. Так было и во времена Хеопса, и в дальнейшем - при его преемниках. Но с наступлением пятой династии государственные посты стали занимать люди не царственной семьи. В результате положение фараонов изменилось. Как следствие - концепцию о Горе, как о верховном боге, отодвинули на второй план. Вместо него божеством стало считаться солнце (Ра), а царь - просто его сыном, Рэ.

В стране начали происходить большие перемены, представления о богах стали утрачивать свою важность. Мифы и легенды обрастали новыми придуманными дополнениями. На них накладывалось новое мировоззрение. И толковались они уже по-другому.

Бессмертный бог Гор

По одной из версий, однажды Гор был предан Тефоном. Здесь мнения расходятся. Некоторые описывают Тефона как одного из учеников Гора. К такому мнению склоняется большинство современных египтологов. А есть теория, что Тефоном называли Сета. После предательства Гора распяли на кресте. Затем его похоронили и он был мертвым три дня. После этого бог Гор снова воскрес. Данная история напоминает Библию, которая рассказывает о распятии и воскресении Иисуса Христа. Бытует мнение, что в разных верах и мифологиях часто речь ведется об одном и том же персонаже.

Бог Гор в Древнем Египте, если говорить кратко, является одним из самых древних богов во всем пантеоне. Его мать - богиня Исида, а отец - Осирис. Богу Гору противопоставлялся брат Осириса по имени Сет.
Бог Гор - символ неба, царственности. Это божество знаменито тем, что каждый фараон при жизни считался его воплощением. Изображали бога в виде человека с соколиной головой, а также его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями.

Согласно мифологии, родился бог Гор после того, как был убит его отец, бог Осирис. Исида забеременела магическим образом. Существует легенда, что Гор в детстве был обычным ребенком, не отличающимся от любого другого египетского малыша. Он рос, развивался, иногда даже болел.
Предназначение бога Гора заключалось в том, что он должен был сразиться с убийцей своего отца - Сетом. Сцена их сражения - одна из самых известных легенд во всей древнеегипетской мифологии.

В самом первом поединке, состоявшимся между Гором и Сетом, Гор потерпел поражение, и лишился глаза. Лишь после нескольких последующих поединков Гору удалось вернуть свое божественное око и с его помощью воскресить отца, Осириса. Само око Гора у древних египтян стало амулетом - священное око уаджит. Люди носили его на теле в качестве оберега и даже хоронили вместе с мумиями. Также существует легенда, касающаяся рук божества. Бог Сет осквернил Гору руки. Тогда богиня Исида отсекла их и бросила в болото. Однако бог Гор обратился за помощью к богу Себеку, изображаемому в качестве крокодила, и он вернул его руки из болотных глубин. После Гор отнес их к богу Ра и тот сотворил аналогичные. Оставшаяся пара рук стала священной реликвией, которая хранилась в городе Нехен.

Также, согласно легендам, у бога Гора были собственные сыновья, однако в мифологии им уделено немного внимания. Все они напоминают мумии с головами животных - собаки, павиана, сокола и только у одного сына была голова человека. Сыновья Гора считались защитниками умерших, охраняющих внутренние органы. Именно поэтому сосуды, в которых бальзамировщики хранили внутренности умершего, были выполнены в форме сыновей божества.
Что касается культа этого божества, то поклонялись Гору во всем Египте, однако везде по-разному, в зависимости от региона. В каждой области были свои изображения этого божества и праздники в его честь. Это связано с тем, что в Древнем Египте обитало большое количество хищных птиц, и каждая из них находила отображение в образе бога Гора.

Следует отметить, что даже после окончания эпохи великих фараонов культ бога Гора в Древнем Египте оставался прежним - Птолемеи построили целый храмовый комплекс, посвященный этому божеству.

Гор или Хор, Хорус («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.

Египетский бог Гор

Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.

Египетский бог Гор

В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение — Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

ЕГИПЕТ И ЕГО БОГИ. БОГ ГОР (ХОР), АТОН И РА

ГОР (ХОР)

Гор - один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали - в более поздние периоды - в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.
По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.
Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.
Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».
Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.
В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.
Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.
В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла - крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.
Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.
Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз - чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.
Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других - Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.
«В связи с этим, - писал Р. Антее, - высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь - просто сын Рэ».
По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

РА (РЭ)

Египет - солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца - Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну - по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье.
Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя - производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее - Атум. Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески - Гелиополь, «Солнцег-рад»). И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной.
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бен-бен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»).
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут.

Впрочем, такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой - Ра появился из первозданного цветка лотоса - Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине III тысячелетия до н.э., а позже упростилась, и теперь уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).
Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса - розового, как восходящее Солнце.
Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.
Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере.
Конечно, все это не означает, будто египетские жрецы три-четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений. Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в древности действующий вулкан в дельте Нила? Или перед нами свидетельство о том, что египетские мореходы знали о существовании вулканических островов Средиземного моря? Или в далекой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской?
В данном случае для нас главное - подчеркнуть, какие проблемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей.
Следует еще раз напомнить, что приведенная выше генеалогия богов Великой Девятки во многом условна и отражает одно из мнений. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего - с Гором (в упомянутой генеалогии - праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже - с младенцем Гором, сыном Исиды.
Алогичность подобных мифов вряд ли объясняется пренебрежением египтян к правилам мышления. Скорее всего, образы богов изменялись в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, в связи со сменой правящих династий), от тех главных целей, которые ставили перед собой авторы (или ставили перед авторами заказчики текстов, рисунков). Египтяне сознавали, что речь идет о чем-то до конца непостижимом, о догадках и фантазиях, символах и аллегориях. В таких случаях логика отступает на задний план.
Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно стави- " лись после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его - золотом, волосы - ляпись-лазурью». Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» - стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей).
В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. (Мысль не только оригинальная, но и странная; не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?) Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождестатается с фараоном, а недовольные им люди - с населением страны.
С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол-Сехмет.
Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи.
Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.)
Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту - богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.)
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие (очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, - от лучистой солнечной энергии).
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом - великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей.

Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях.

О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и темный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические"знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии - мнимого искусства определять судьбы людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.
Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990-1780 гг. до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в Себек-Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек - крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще более странно, что в то же время существовал и божественный Амон-Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род.

Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность.
Так произошло в переходный период 1640-1550 г. до н.э. Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно-философских революций в истории человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.

АТОН

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра
Около 1375 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек
Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?
Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.
Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Ато-ном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.
О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):
Великолепно твое появление на горизонте,
Воплощенный Атон, жизнетворен!
На небосклоне восточном блистая,
Несчетные земли озаряешь своей красотой.
Над всеми краями,
Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.
Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,
Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.
Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.
На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.
Когда исчезаешь, покинув западный небосклон
Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.
Очи не видят очей.
В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.
Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.
Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.
Тьмой вместо света повита немая земля,
Ибо создатель ее покоится за горизонтом.
Только с Заходом твоим вновь расцветает она.
Подобно Атону, сияешь на небосклоне,
Мрак разгоняя лучами.
Празднуют Верхний и Нижний Египет
Свое пробужденье.
На ноги поднял ты обе страны.
Тела освежив омовеньем, одежды надев
И воздев молитвенно руки,
Люди восход славословят.
Верхний и Нижний Египет берутся за труд.
Пастбищам рады стада.
Зеленеют деревья и травы.
Птицы из гнезд вылетают,
Взмахом крыла явленье твое прославляя.
Скачут, резвятся четвероногие твари земные.
Оживают пернатые с каждым восходом твоим.
Корабельщики правят на север, плывут и на юг.
Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.
Перед лицом твоим рыба играет в реке.
Пронизал ты лучами пучину морскую.
Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М.Э. Матье:
Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,
Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.
О бог единый,
Нет другого, подобного ему!
Ты создал землю по своему желанию, ты один,
Людей, всякий крупный и мелкий скот,
Все, что ходит по земле ногами,
Все, что в вышине летает на своих крыльях...
Ты творишь миллионы образов из одного себя,
Города, селения, поля, дорогу и поток...
Ты в сердце моем,
Нет другого, познавшего тебя...

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано: «Ты в сердце моем, / Нет другого, познавшего тебя».
Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.
Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.
И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра»
Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп-ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.
Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.
Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой исто рая - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.
Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:
«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».
Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь... когда я не обладал имуществом... И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам... хотя я и был на последнем месте... (раньше) я просил хлеба».
Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.
...Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.
Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Который хранит предания о времени, когда охота была самым главным для мужчин занятием. В более поздние периоды он изображался человеком с орлиной головой или солнечным диском с открытыми соколиными крыльями.

Скорее всего, вначале это был бог племени воинственных охотников, которые сумели установить господство над соседними племенами. Их главный вождь уподоблялся соколу, «владыке небес» и воздушного океана. Предположительно, Гор стал местным богом Иераконполе (регион Верхнего Египта), а когда вождь покорил всех своих врагов, он стал первым фараоном Древнего Египта. Гор -сокол стал олицетворением царской власти.

Правда, цари второй династии называли себя «Гор и Сет». Но скорее всего, это означало, что Верхний и Нижний Египет имели равные права (хотя Верхний значительно превосходил Нижний в экономическом развитии).

Гор выступал сразу в нескольких ипостасях: как царь богов, владыка небес, солнечный бог и как земной царь, фараон. Согласно Р.Антесу «Гор является самой настоящей троицей, которая состоит из небесного владыки, земного фараона и сокола».

Правда уже в то время было очевидно различие между небесным и земным царем. Согласно текстам, найденным в Пирамидах, для преодоления данного противоречия была придумана следующая мифологическая цепочка (что-то вроде круговорота жизни). После своей смерти на земле Гор , по данной версии, воскресал в образе бога Осириса, чем и обеспечивал себе бессмертное существование.

В одном из мифов и легенд о сотворении земли Гор был сыном Осириса и Изида, которые рождены Нут и Гебом. Однако злобный Сет убил собственного брата и завладел ненадолго его троном. Гор вырос, окреп и вызвал на бой Сета. И победил, после чего его признали полноправным царем Египта.

Складывается такое впечатление, что данный миф повествует о борьбе между египетскими фараонами Нижнего Египта (который находился под покровительством Сета) и Верхнего Египта (который почитал Гора ). Поначалу первенствовали вожди Нижнего, которые впоследствии потерпели поражение. Тем более, что согласно одной из версий, Сет был даже не дядей, а родным братом Гора .

В поздних мифах и легендах Гор изображается богом света, который вступает в борьбу с силами зла и мстит за смерть Осириса, своего отца и охраняет божественную власть фараонов.

На рельефе храма в городе Эдфу Гор изображался стоящим на солнечной ладье Ра и гарпуном поражающий врагов света, истинные олицетворения тьмы – бегемотов и крокодилов. Иногда образы Ра и Гора сливаются вместе.

Согласно некоторым мифам, Исида родила Гора от покойного Осириса и воспитываласына на берегах Нила. После того, как Гор вырос он явился на божественный совет, чтобы доказать свое право властвовать над Египтом.

Сет вступил в схватку с ним и поначалу даже одержал небольшую победу – вырвал глаз, чудесное Око (которое в других мифах фигурирует как Око Бога Ра). Но Гор не уступил, и в последующей борьбе вырвал у Сета то, что делало его мужчиной. Забрав Око обратно, Гор дал проглотить его отцу и тот ожил, чтобы передать трон сыну.

Когда Гор воспитывался в дельте Нила, ему покровительствовали практически все боги, а больше всех – Тот, бог магии, письменности, счета и мудрости, Предположительно в молодости Гор получил прекрасное образование. Став царем единого Египта, Гор (как земной фараон) получил невиданную доселе власть. Однако управление Египтом без организации путей связи, а также без необходимого госаппарата было крайне затруднено.

В связи с этим, согласно Р.Антею, высшие посты в то время занимали члены царской семьи. Так было во времена фараона Хеопса, при его потомках и, несомненно, намного раньше до его царствования. Однако с началом пятой династии все переменилось – важные посты стали занимать люди нецарского происхождения. Данная перемена указывает, что положение царя немного изменилось. Одновременно с этим миф о Горе как о главном боге был заменен на другой, где ему отводилась уже второстепенная роль, а главным богом признавался Амон Ра , а фараон – это его сын.

По мнению Антеса, подобная перемена была вызвана, скорее всего, недовольством ряда царских родственников, которые управляли страной. В стране происходили значительные перемены в системе управления, хозяйствования и центральной власти. Архаичные представления о большом количестве богом начали утрачивать свои позиции. Племенная организация, вместе со всеми богами-покровителями – осталась в прошлом. Египетская мифология наполнялась – прежние легенды заменялись новыми, отражающими новое мировоззрение. Успехи астрономии показали значительное значение Солнца для земной жизни.