Город Верона (Verona), Италия. Мосты вероны Старинных итальянских мостов расположен в вероне

Понте-Пьетра (Ponte Pietra) – единственный в Вероне арочный мост, который был построен еще в эпоху Римской империи и сохранился до наших дней почти в первозданном виде. Название в буквальном переводе с означает «Каменный мост». Длина сооружения составляет 120 метров, ширина – чуть меньше 4 метров. Соединяя берега реки Адидже, одним концом он буквально упирается в старинную сторожевую башню.

Понте-Пьетра – первый каменный мост, построенный на территории современной Вероны примерно в 89 году нашей эры. Состоял он из пяти пролетов, выполненных в форме арок, и изначально носил название Пон-Мармореус (Pon Marmoreus) – Мраморный мост, по основному материалу, который был использован для постройки. По нему пролегала в древности Постумиева дорога, соединявшая торговый город и перевал Бреннера в Альпийских горах.

Из-за большого числа перестроек Пон-Мармореус сменил имя (и, соответственно, основной материал кладки) и стал называться Понте-Пьетра. Рядом с ним был возведен похожий арочный мост – Понте Постумио (Ponte Postumio). Вместе они единым архитектурным ансамблем обрамляли античный Римский Театр, частично сохранившийся до наших дней.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Ближе к концу Второй мировой войны немцы, отступая из полуразрушенной Вероны, подорвали в городе все мосты, включая старинный Понте-Пьетра. К счастью, сохранились фотографии и технические характеристики сооружения. Это дало возможность по окончании войны поднять со дна Адидже его фрагменты и отстроить заново, почти полностью сохранив первоначальный вид. Правда, мраморную кладку пришлось частично заменить другими материалами, в том числе красным кирпичом. В результате Понте-Пьетра приобрел довольно оригинальный облик, который и известен нынешним жителям и гостям Вероны.

Достопримечательности рядом с Понте-Пьетра

Рядом с Понте-Пьетра расположены и другие интересные . Самая главная из них – древний Римский Театр (Teatro Romano), построенный в начале 1 века нашей эры. До современности сохранились фрагменты орхестры, где находились места для знатных зрителей, сцена и часть старинного храма, который входил в состав театрального комплекса.

Неподалеку от Римского Театра расположился монастырь Сан Джироламо (San Girolamo) интересный прежде всего тем, что в его стенах находится археологический музей, имеющий довольно богатую экспозицию.

Перейдя через реку, можно оказаться рядом с церковью святого Стефана – одного из самых почитаемых небесных покровителей всей Европы и особенно Италии. По некоторым версиям, именно церковь святого Стефана служила когда-то городским храмом Вероны. Вместе с мостом эти достопримечательности образуют удивительно красивый архитектурный комплекс, которым можно любоваться почти бесконечно.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Понте делла Виттория или Мост Победы в Вероне украшен группами скульптур разных авторов. Со стороны исторического центра города автор скульптур Марио Салаццари создал их в 1934 году, а со стороны жилого района Борго Тренто – скульптор Анжело Бьянки в 1931 году.

Мост Виттория назван так в честь победы под городом Витторио Венето 4 ноября 1918 года, в решающей битве первой мировой войны на территории Италии, где потерпела поражение австрийская армия. Весь городской по ту сторону моста посвящён первой мировой войне, его улицы и площади связаны с местами и датами этой войны (улица 4 ноября, Диаз, площадь Витторио Венето и многие другие). Для создания нового моста, связывающего центр города с кварталом Борго Тренто, был объявлен конкурс. Из 40 представленных на него проектов выбрали проект совместно с Феруччо Чиприани. Основным условием проекта нового моста был бюджет, на него можно было истратить не более 2 млн. лир.

мост Виктория, 1943 год

Мост Виттория связывает исторический центр с Борго Тренто и отвечает всем поставленным условиям: простой, строгий, надёжный, монументальный, сочетающий классику и современность. Он создан из армированного железобетона, что придаёт ему необходимую прочность. Мост покрыт камнем и, таким образом, прекрасно вписывается в контекст исторического центра города. Он достаточно ровный и невысокий, потому что с ХХ века уже исчезла транспортная функция и не надо было предусматривать высокие пролёты моста для лодок и барж. Если мы сравним мосты, находящиеся рядом с Понте Виктория, то они намного выше в середине и круче, это Римский Каменный Мост – и средневековый Мост Кастельвеккио. По ним лошади сначала поднимались до середины моста, а потом спускались. Новый мост Виктория имел два пролета со стороны берегов по 32 метра, а средний – 35 метром, т.е. не намного выше, и был удобнее и манёвреннее.

Со стороны берегов на мосту спроектированы небольшие площадки по примеру древних мостов, для обозрения окрестностей (панорама открывается прекрасная). Позднее были построены 4 пилястра, на основании которых установлены мемориальные доски со сводками с фронтов первой мировой войны и речью Короля Викторио Эммануила III 24 мая 1915 года.

На пилястрах установили скульптурные группы. Со стороны центра в 1934 году — работы скульптора Салаццари Аллегории Победы . Классические торжественные статуи полны динамики и реализма. Реализм конных статуй привёл к курьёзу : одна синьора мне рассказала, что в одно прекрасное утро прохожие, переходя мост Виттория увидели, что лошадям ночью одели трусы. Это было в период фашизма перед второй мировой войной. Несколько лет лошади были «одеты», чтобы их анатомические подробности не привлекали внимания. Мускулы, выразительные мужские фигуры, мощные кони противопоставлены воздушным и лёгким женским аллегориям Победы и Родины . Чувственность этих скульптур вызвала полемику, но выразительность, динамизм и яркость не вызывают сомнений.

На противоположной стороне моста две группы статуй работы скульптора Анжело Бьянки .

Верона отложилась в моей памяти не так ярко, как, например, Флоренция или Милан. Тем не менее, этот город очень красив и безусловно достоин посещения хотя бы потому, что он - один из самых романтических в Италии. Любой школьник знает, что трагические события во враждующих семействах Монтекки и Капулетти из нетленного произведения Шекспира происходили именно здесь, а дома Ромео и Джульетты - чуть ли не главные достопримечаельности этого города. Но свой рассказ я начну не с них.

В Вероне очень много мест, кои необходимо посетить даже при минимуме времени, который обычно бывает у большинства туристов, приезжающих в Италию. Но еще лучше по Вероне просто гулять, разглядывая по пути каждый старинный домик и понимая, что вот эти самые камни, из которых он построен, пережили за свою долгую жизнь так много, что даже становится странно, что они все еще существуют.

...

Мадонна на стене одного из домов.

Мы поступили именно так. И лишь потом по книгам и фотографиям я постаралась восстановить самые яркие, запомнившиеся мне визуально памятники и храмы, улицы и площади Вероны, о которых и хочу рассказать сейчас.

Мест, которые мне хотелось бы увидеть еще раз в этом городе, у меня набралось девять.
Место первое - это, конечно же, римский амфитеатр или, как обычно называют амфитеатры итальянцы, - арена. Стоит он, как ему и полагается, на одной из главных площадей Вероны, где сейчас горожане отмечают все свои массовые празднества. Арена считается самым лучшим из сохранившихся памятников античного времени в городе (она была построена в первом веке новой эры) и самым крупным амфитеатром после Колизея в мире. В древнеримские времена здесь могло собираться до 30 тысяч зрителей и смотреть на гладиаторские бои, цирковые спектакли, ристалища и даже, от чего я чуть было не сползла под стол, когда прочитала, на морские бои! Для этого сцену арены ответственные за это дело товарищи целиком заливали водой!!! Позже на арене шли бои с быками, театральные и оперные представления. Размеры же амфитеатра поражают даже сейчас. Он кажется настолько грандиозным, что всякая вера в то, что он был построен два тысячелетия назад, пропадает, ибо кажется, что он не мог сохраниться так хорошо с тех пор до наших дней. Однако во времена римлян он был даже больше. Тогда у амфитеатра существовало еще и внешнее кольцо, от которого сейчас остались лишь фрагменты. Правда, в 16-17 веках зрительные трибуны амфитеатра перестроили, и сейчас они вмещают уже не 30, а 25 тысяч человек. Разумеется, итальянцы этим пользуются и до сих пор проводят здесь разные феерические шоу и концерты, используя и теперь арену по ее прямому назначению.

Место второе также для фанатов античности - Римский театр. Это еще один маленький амфитеатр, расположенный на противоположном берегу реки Адидже, на которой стоит Верона. К нему мы вышли совершенно случайно. Интересен он тем, что был построен еще до большой арены, а именно в первом веке до новой эры, и считается практически самым старым в Италии. Здесь же в то время находился центр римского поселения и, кроме самого амфитеатра, рядом сохранилось много других развалин.

Правда, из-за землетрясений и наводнений этот амфитеатр сильно пострадал и выглядит не настолько цело и впечатляюще, как большая арена.

Место третье - мост Понте-Пьетра. Это самый старый мост Вероны, который тоже был построен в античные времена. Правда, в память о них осталось очень мало - лишь облицовка двух аркад, расположенных у левого берега Адидже.

Зато с этим горбатым и очень милым мостиком связана одна трогательная история. Во время Второй Мировой войны нацисты, отступая из Вероны, взорвали все мосты, включая и Понте-Пьетра. Но горожане как-то узнали об этом заранее, и успели замерить мост, сделать его фотографии и чертежи. Сразу после окончания войны они достали из воды все фрагменты рухнувшего моста и соединили их вновь.
Моя светлость на мостике. :)

Место четвертое - церковь Сант-Анастазия. Это самый большой храм Вероны, которому уже 800 лет, раньше он принадлежал доминиканцам.

Внутри базилики можно увидеть фрески известных мастеров, особо ценный пол из мрамора, сделанный в 15 веке. Но лично мне больше всего запомнились чаши для святой воды, которые поддерживают фигуры двух горбунов - настолько реалистичные, что просто поражаешься умению мастера.

Известно лишь, что их изготовили в 16 веке, но, кто именно, так и осталось тайной. По одной из версий, позировали неизвестному скульптору мельники с ближайших речных мельниц. Интересно, почему эти мельники были горбатыми? От тяжести мешков с мукой, которые им приходилось переносить на спинах? Или это все-таки фантазия скульптора?

Место пятое - Пьяцца-делла-Эрбе. Ее название переводится, как "площадь трав", ибо, начиная с 15 века здесь находился зеленый рынок. Кстати, рынок располагается тут и теперь. Правда, торгуют на нем не овощами, а в основном сувенирами, путеводителями и теплыми вещами, как правило, с символикой Вероны и Италии. В античные же времена на этой площади стоял Римский форум, но от него сейчас ничего не осталось. Позже Пьяцца-делла-Эрбе частично застроили разными административными зданиями, большинство из которых можно лицезреть и ныне. Здания же встречаются очень красивые. Например, Дом Маццанти. Он сразу привлекает внимание, потому что его фасад полностью расписан фресками на мифологические сюжеты. Или Арко-делла-Косте, то есть "арка с ребром", в проеме которой висит всамделишное ребро кита. На площади имеется Берлина - беседка с квадратным основанием, где чиновники торжественно вступали в свои городские должности. Правда, раньше на ее месте находился позорный столб, и я до сих пор думаю, есть ли какая-то взаимосвязь в этих двух фактах? :))
Но самое главное, что есть на Пьяцца-делла-Эрбе - это символ города и его визитная карточка фонтан мадонны Вероны, изображение которого теперь помещают во все буклеты, путеводители и книги о Вероне. Как ни странно, он не считается одним из самых старинных фонтанов Италии, так как был сооружен в середине 14 века. Но зато отличается своими изящными формами.

Место шестое - собор Дуомо, один из самых старинных храмов Вероны. Он был освящен еще аж в 1187 году, правда, в 15 веке его надстроили, расширили и сильно изменили внешний облик. Собор до сих пор считается самым главным в Вероне и, конечно, действует. Как и во все остальные, в него можно прийти на службу. Скажу честно - впечатления очень необычные: как будто переносишься на машине времени в эпоху, когда церковь была самым важным элементом в жизни каждого католика. Все слушают проповедь так же искренне, как и тогда. А еще - здесь совершенно нет туристов, что еще больше добавляет ощущения необыкновенности происходящего.

Место седьмое - Пьяцца-дей-Синьории. Когда-то она была самой главной площадью города, на которой стояли многочисленные дворцы, и где кипела общественная и политическая жизнь. Мне же эта площадь, прежде всего, приглянулась памятником Данте Алигьери, изваянном скульптором Уго Заннони. Данте после того, как был изгнан из Флоренции, прожил в Вероне, а именно в гостях у семейства делла Скалла, целых 13 лет. А потому без памятника ему Верона обойтись никак не могла.
Еще на площади есть кафе Данте со стилем, сохранившимся здесь еще с 19 века. Несмотря на цены, которые в нем гораздо выше, чем во всех остальных веронских кафейнях, мы решили зайти. И получили огромное удовольствие. Старинные картины и выдержки из "Божественной комедии" на стенах, тяжелые скатерти, спускающиеся со столиков чуть ли не до самого пола, чашки, блюдца и чайники с изображением профиля Данте, а главное - ароматный чай с настоящими васильками, который я попробовала здесь впервые и не встречала потом больше нигде.
Я за чаем.

Но, кроме всех вышеперечисленных достопримечательностей пьяцца, мы не могли не обратить внимания на Палаццо-дей-Кансильо, который тоже стоит на этой площади. Правда, этот дворец больше известен под именем Лоджия фра Джокондо. Имя сие носил доминиканский монах, который, якобы, сам его построил и украсил (хотя это спорно). На карнизе палаццо водружены пять статуй. Изображают они видных веронцев древнеримской эпохи: Катулла, Плиния, Марка Ветрувия и других. Кстати, как раз на одном из дворцов пьяцца-дей-Синьории мы впервые увидели оригинал, откуда Аристотель Фиораванти перенял фигурное завершение крепостной стены Московского Кремля в виде "ласточкиного хвоста". Так, нам стало окончательно ясно, что он действительно воссоздал в Москве то, что неоднократно видел у себя на родине.

Кстати, "ласточкины хвосты" мы встречали в Вероне неоднократно. Например, они украшают въездную арку в город и даже стену дома Ромео.
Арка.

Место восьмое - Дом Ромео. С одной стороны, это легенда. Дом Ромео, построенный в 14 веке, на самом деле принадлежал вовсе не семейству Монтекки, а веронцу Карлу Ногароло. Но так повелось, что его уже давно стали считать родовым гнездом влюбленного юноши, и все туристы, да и, порой, сами веронцы этой истории вовсю верят. С другой стороны, легенда легендой, но кто из нас хоть раз в жизни не думал, что Ромео и Джульетта существовали всерьез, и их любовь была самой, что ни наесть, настоящей? Однако, как известно многим, даже не Шекспир был автором истории их любви. Мотив своей пьесы он почерпнул из новеллы Маттео Банделло, а тот, в свою очередь, из рассказа Луиджи Да Порто. Так что, о Ромео и Джульетте в Англии знали еще за долго до появления шекспировских произведений. Дом Ромео выглядит очень колоритно. Это трехэтажный особняк в готическом стиле, построенный из красного кирпича.

На стене перед входом в него висит табличка со строками из пьесы на английском и итальянском языках:
"О, где Ромео?"
"Оставь меня, я сам теперь не свой.
Я не Ромео. Он ушел куда-то!"

Сейчас Дом Ромео - обычный частный дом. Говорят, что власти Вероны давно ведут переговоры с владельцами, чтобы выкупить его и открыть в нем музей. Но владельцы пока проявляют упорство и не спешат избавляться от такой интересной собственности.
Место девятое - Дом Джульетты. Тоже, конечно же, легенда, но обставленная более романтично, чем Дом Ромео. В Доме Джульетты теперь музей, его можно посетить и даже выйти на балкон, откуда она, якобы, внимала пылким речам своего возлюбленного. Правда, мы не попали ни в музей, ни на балкон, ни даже к самому дому. Первого января, как раз тогда, когда мы были в Вероне, Дом Джульетты был закрыт. Чтобы просто подойти к нему, нужно пройти через каменную арку.

Но и арка была закрыта. Так что, нам ничего не оставалось, как вместе с многочисленной публикой (кстати, в основном русского происхождения) глазеть на дом через арку с исписанными стенами признаниями в любви, которые по традиции оставляют здесь все влюбленные.

Стена арки с записками влюбленных.


В принципе, есть еще одно место в Вероне, связанное с романтической историей Ромео и Джульетты. Это - гробница Джульетты. Она находится в крипте упраздненного монастыря капуцинов и представляет собой зал с единственным скромным и пустым каменным саркофагом. Печальная обстановка прекрасно соответствует духу последних страниц трагедии Шекспира, и, наверное, поэтому народная молва решила, что гробнице Джульетты быть именно здесь. Правда, мы к гробнице не ходили - не захотели портить себе новогодний праздник пусть романтичным, но таким грустным местом...


Рубрика: Верона

Понте Пьетра (итал. Ponte Pietra - «Каменный мост») – древний арочный мост и одна из знаковых достопримечательностей Вероны, с которой открывается очаровательная панорама города. Точный период его постройки не определен, но скорее всего, это 89 год н. э. Таким образом, возраст его – почти 2000 лет.

Единственный римский мост в городе

Изначально он назывался Мраморным, но впоследствии сменил название на Каменный, т. к. мрамор в конструкции моста был вытеснен каменной кладкой. Параметры сооружения таковы: длина 120 м, ширина – почти 4 м; пять пролетов в форме арки, под которыми вода бежит со скоростью 3 м в секунду.

Мост соединяет берега реки Адидже. Несмотря на свой более чем солидный возраст и неоднократные реконструкции, он неплохо сохранился. Так, по виду пилястров легко определяется древний метод кладки opus quadratum, представляющий собой массивные каменные блоки прямоугольной формы с металлическими скрепами. Ученые обнаружили там следы реставрации, проведенной еще в античные времена. Мост Понте Пьетра присутствует на первой карте Вероны, относящейся к Х в. н. э.

Наводнения и землетрясения как часть истории

За два истекших тысячелетия на долю сооружения выпало немало природных катаклизмов и социально-политических потрясений. Река Адидже известна своими частыми и сильными наводнениями, подмывавшими устои моста. Так, наводнение 589 г. изменило русло реки, а в 727 г. уровень воды поднялся настолько, что полностью покрыл Понте Пьетра.

В 1097 г. часть моста провалилась, и ее восстанавливали камнями, которые достали со дна реки. А ведь были еще и землетрясения и, в частности, в XI-XII вв. Это только мизерная часть разрушений, нанесенных сооружению неуправляемой стихией. Каждый раз мост заботливо восстанавливали, т. к. он был важной транспортной артерией и соединял торговый город Геную с пограничным альпийским перевалом Бреннера.

Реставрация после Второй Мировой войны

Верона серьезно пострадала во время войны, и Понте Пьетра не избежал этой печальной участи. Во время отступления немцы заминировали все крупные сооружения в городе, и римский арочный мост был разрушен. Реставрация состоялась лишь в 1959 г., по фотографиям и техническим характеристикам.

Со дна реки были подняты фрагменты сооружения, а недостающие части мраморной кладки заменили другими материалами и, в частности, красным кирпичом. Благодаря ему, облик моста стал еще более живописным – таким, как мы видим его сегодня.

Достопримечательности поблизости от Понте Пьетра

По соседству с мостом есть и другие древние сооружения. Например, Римский Театр, также построенный два тысячелетия назад, у которого неплохо сохранилась сцена и орхестра. В шаговой доступности находится монастырь Сан Джироламо, где действует краеведческий музей с богатой коллекцией артефактов.

На противоположном берегу реки находится церковь святого Стефана, весьма почитаемого в Италии. Были времена, когда она служила главным городским храмом Вероны. Если взглянуть на мост с холма Святого Петра, можно наблюдать на редкость гармоничный архитектурный ансамбль, который Понте-Пьетра образует с близлежащими достопримечательностями.

Адрес: Понте Пьетра, Верона, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Понте Пьетра, что в переводе с итальянского означает «каменный мост», - это арочный мост, соединяющий берега реки Адидже. Он был сооружен в конце 1 века до н.э. через брод и изначально носил имя Пон Мармореус. Позднее, в результате многочисленных реконструкций из-за наводнений и землетрясений, он получил свое нынешнее имя. Когда-то по нему проходила знаменитая Постумиева дорога, ведущая из Генуи к перевалу Бреннера в Альпах. В древнеримские времена рядом был построен похожий мост – Понте Постумио, который вместе с Понте Пьетра обрамлял античный Римский Театр. На его сцене разворачивались величественные навахии – «морские сражения». В 1298 году по приказу Альберто I делла Скала был перестроен ближайший к правому берегу Адидже пролет. Общая длина моста составляет 95 метров, ширина – около 4 метров. На правом берегу он упирается в сторожевую башню.

В конце Второй Мировой войны пятипролетный Понте Пьетра как и другие мосты Вероны был взорван отступающими немецкими войсками, и только в 1959 году его восстановили, подняв со дна реки оригинальные фрагменты. Конечно, удалось найти не все составляющие, поэтому для реконструкции были использованы различные материалы – помимо белого мрамора использовался красный кирпич, что придало строению особую живописность. Когда-то Понте Пьетра был первым каменным мостом Вероны, а сегодня это единственный римский мост, оставшийся в городе.