Храм николая чудотворца что под вязами. «Возрождение храма апостола Иоанна Богослова, что под Вязом, – дело чести для властей столицы. Кто приходил к вам на эти уличные богослужения

Массивное и величественное здание церкви господствует над всеми окружающими заданиями. Даже новая застройка ХХ века по соседству не задавила его и не преуменьшила значение в формировании облика Новой площади. Однако кресты на храм и колокольню вернулись совсем недавно.

Точная дата строительства первой церкви неизвестна, но как существующая она упоминается уже в 1493 году. В следующий раз она появляется в источниках по прошествии почти века – в 1585 году, как деревянная. Тогда же становится известно и ее прозвище – «под вязом», по крупному дереву, которое росло рядом с алтарем храма до 1775 года. К началу XIX века старое церковное здание обветшало, но начать его перестройку помешала Отечественная война 1812 года. Лишь в 1825 году (эта дата до сих пор заметна на фронтоне над алтарем) начались строительные работы по проекту архитекторов С.П. Обитаева и Л.П. Карлони, продлившиеся 12 лет и завершившиеся в 1837 году.

Возведенное в стиле ампир, двухъярусное здание нового храма получило сразу шесть престолов – весьма крупная цифра для приходской церкви. Наверху – главный престол во имя Иоанна Богослова с двумя приделами по обе стороны: Обретения Главы Иоанна Предтечи и Евангелиста Луки. Внизу – центральный придел Покрова Пресвятой Богородицы и боковые приделы святого Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. Церковь выходит на Новую площадь своим восточным фасадом с алтарем, который вследствие такого парадного расположения был оформлен в виде массивного шестиколонного портика с рустовкой в нижней части и лишен выступов. Боковые фасады декорированы скромнее. Особую торжественность зданию придает высокий световой купол, украшенный ионическими колоннами и увенчанный традиционной для православных храмов главкой. В 1840-х годах церковь получила новую колокольню, почти сравнившуюся по высоте с куполом храма благодаря вытянутому шпилю с крестом. С севера и с юга от храма на Новую площадь выходят симметрично поставленные ампирные двухэтажные дома причта с лавками на первом этаже: соединенные с церковью при помощи двух арок ворот с фигурными завершениями, они образуют вместе с нею законченный ансамбль.

В 1925 году храм был закрыт – одним из первых в округе – и приспособлен сначала под архив, а затем под коммунальный музей, превратившийся в 1934 году в Музей истории и реконструкции Москвы. Церковь лишилась главы и шпиля колокольни, внутри появились межэтажные перекрытия, почти все убранство оказалось уничтожено, за исключением некоторых фрагментов лепнины. Вплоть до переезда музея в здание Провиантских складов на Зубовском бульваре церковь была закрыта. Лишь в 2011 году здесь возобновились богослужения, тогда же храм получил статус домовой церкви при Российском православном университете имени Иоанна Богослова. Ведется реставрация, в процессе которой уже воссозданы утраченные завершения храма и колокольни, предполагается также вернуть утраченный облик интерьерам.

Церковь. Действует.
Престолы:Иоанна Богослова, Луки Евангелиста, Обретения Главы Иоанна Предтечи, Покрова Пресвятой Богородицы, Митрофана Воронежского, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1825 и 1837.
Cайт: .
Адрес:Москва, Новая площадь, 12
Координаты:55.757595, 37.627843
Проезд:м. "Китай-город", "Лубянка"
Деревянная церковь на этом месте известна с конца XV века. Вяз, давший ей название, рос у алтаря до 1775 года. В 1658 церковь перестроена в кирпиче, а в 1825-37 сооружен нынешний храм в стиле "ампир". Колокольня пристроена в 1840-х гг. На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном - Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1925 г. храм был закрыт, его основной объем лишился барабана с главой, а колокольня - шпиля. С 1934 в нем разместился Московский коммунальный музей, позже переименованный в Музей истории и реконструкции Москвы; современное название - Музей истории города Москвы. В начале 2004 года Градостроительный совет при мэре Москвы утвердил перемещение Музея истории города в здание на Страстном бульваре, при этом здание храма должно было быть возвращено Православной Церкви. Это решение, запланированное на 2004 год, выполнено не было.
В воскресенье 9 октября 2011 года, в день престольного праздника церкви во имя святого Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, 12) - храма Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, будет совершена первая за 85 лет Божественная литургия.

Деревянная церковь на этом месте известна с конца XV века. Вяз, давший ей название, рос у алтаря до 1775 г. В 1658 г. церковь перестроена в кирпиче, а в 1825-37 гг. сооружен нынешний храм в стиле "ампир". Колокольня пристроена в 1840-х гг. На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1925 г. храм был закрыт, его основной объем лишился барабана с главой, а колокольня - шпиля. С 1934 г. в нем разместился Московский коммунальный музей, позже переименованный в Музей истории и реконструкции Москвы; современное название - Музей истории города Москвы. В начале 2004 г. Градостроительный совет при мэре Москвы утвердил перемещение Музея истории города в здание на Страстном бульваре, при этом здание храма должно было быть возвращено Православной Церкви. Это решение, запланированное на 2004 г., выполнено не было.



9 октября 2011 года, в день престольного праздника церкви во имя святого Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, 12) — храма Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, будет совершена первая за 85 лет Божественная литургия. Богослужение совершит ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) в сослужении преподавателей вуза в священном сане. На Литургии будут присутствовать представители органов власти, преподаватели и студенты РПУ и других столичных вузов, представители научной интеллигенции, православной общественности, казачества г.Москвы.

«Мы счастливы, что именно нашей университетской общине Святейший Патриарх вверил этот замечательный храм, и видим особый промысел Божий в небольшом испытании, предшествовавшем возобновлению в этом храме богослужебной жизни, — отметил ректор университета игумен Петр (Еремеев). — Последний год, проведенный нашей общиной на улице, у алтаря храма, послужил ко благу, научил нас дорожить друг другом и оценить возложенную на нас ответственность за эту духовную жемчужину Китай-города. Конечно, храм должен быть храмом. Теперь здесь будет созидаться духовный центр, а Музей истории Москвы разместится в значительно более просторных и удобных помещениях».

Храм Иоанна Богослова под Вязом с 1934 года занимает Музей истории Москвы. В здании церкви и прилегающих храмовых пристройках находились администрация музея, постоянная экспозиция по истории Москвы, выставочные залы, фондохранилища, служебные помещения.

В 1992 году власти Москвы передали храм Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование — постановлением Правительства Москвы № 661 «О передаче Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) храмов, расположенных на территории Китай-города» от 25 августа 1992 года. На церковь был оформлен охранный договор.

В сентябре 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал храм Иоанна Богослова под Вязом Православному институту святого Иоанна Богослова и назначил настоятелем храма ректора вуза игумена Петра (Еремеева). Спустя несколько месяцев на базе института Святейший Патриарх образовал РПУ — первый в стране церковный университет.

В сентябре 2010 года игумен Петр обратился к администрации музея с предложением о совместном использовании церковных посещений — до момента, пока у музея не появится возможность полностью освободить территорию храма. Однако данное предложение настоятеля храма осталось без ответа со стороны музея. Начиная с 9 октября 2010 года православная община вуза каждое воскресенье собиралась у алтарной части храма на Новой площади и служила молебен святому Иоанну Богослову.



Церковь Иоанна Богослова под Вязом расположена напротив Политехнического музея. Название произошло от росшего рядом с алтарем храма большого старого вяза. Построена в 1825-1837 гг. на месте одноименного каменного храма, сооруженного в 1658 г.

Деревянная церковь на этом месте известна с 1493 г. Скорее всего, она была связана с укрепленным острожком, находившимся за пределами посада и прикрывавшим ближайшие подступы к Москве с восточной напольной стороны.

В черту города церковь вошла в первой половине XVI вю после строительства стены Китай-города. В верхнем храме, поделенном на 4 яруса, были: главный престол - Иоанна Богослова и приделы - Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки. В сводчатом цокольном этаже были: главный престол - Покрова Пресвятой Богородицы (1829) и приделы - Николая Чудотворца (1835), Митрофания Воронежского (1834). Купол храма - на высоком световом барабане, окруженном ионическими колонками. Восточный фасад вместо традиционного алтарного выступа имеет шестиколонный портик.

В конце 1840-х гг. к западному фасаду пристроили квадратную колокольню в стиле поздний ампир. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, объединенных с церковью воротами. В 1882 г. храм был обновлен, поставлены новые иконостасы. Луковичная главка и крест утрачены. До наших дней сохранились арочные ворота с фигурными украшениями, а также северный, южный и дворовый флигели (1850) в стиле ампир. Двор монастыря имеет косоугольные очертания, вследствие чего дворовые корпуса имеют довольно причудливые планы и расположение.

В 1925 г. церковь закрыли. Внутреннее убранство уничтожено, сооружены межэтажные перекрытия, главы над храмом разобраны. Позднеампирная колокольня у западного фасада храма утратила завершение в 1930-е гг. В храме размещались архив, позже коммунальный музей. С 1934 г., после сноса Сухаревской башни, здесь размещался Музей истории и реконструкции Москвы. В 1978-1979 гг. храм ремонтировали.



Церковь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова под Вязом с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая, на ней под крышею стропила сгорели, а стенами и иконостасом с иконами цела, утварь и ризница - большая часть разграблена, а некоторая спасена. В ней, по освящению Николаевского придела, производится богослужение. Приходских дворов 5, сгорели.

Священник Василий Дмитриев, у него собственный каменный дом обгорел, дьячок Александр Андреев и пономарь Иван Павлов - собственных домов не было, а проживали в церковных каменных палатках, кои все обгорели.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.



Церковь Иоанна Богослова находится у стены на Новой площади, между Ильинскими и Владимирскими воротами. Обыкновенно называется «Иоанна Богослова, что под вязом». Здесь действительно перед алтарем церкви до 1775 г. рос громадного размера вяз.

В летописях церковь упоминается впервые под 1493 г. В 1658 г. был построен каменный храм, который в 1825 г. был разобран. Нынешний выстроен в 1837 г.

В верхнем этаже, кроме главного, престолы: Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки; внизу церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая чудотворца и Митрофана Воронежского.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.



У храма Иоанна Богослова под Вязом особенная судьба. Посвящен он любимому ученику Иисуса Христа - апостолу и евангелисту Иоанну. По просьбе Христа Иоанн заботился о Марии и относился к ней, как к своей матери. После успения Богородицы Иоанн отправился вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где проповедовал Евангелие. Иоанн Богослов является автором Апокалипсиса - последней книги Нового Завета. Иоанн стал единственным апостолом, который умер своей смертью в возрасте более ста лет. Конечно, на Руси особенно почитали «возлюбленного Христова ученика», который и на земле, и на небе был неотлучен от учителя. В Москве храмы часто освящались в честь Иоанна Богослова, которого русские люди называли апостолом любви.

Никоновская летопись при описания пожара в Москве в 1493 г. упоминает об Иоанно-Богословской церкви. Деревянная церковь неоднократно горела, но всегда находились богатые благодетели, жертвовавшие деньги на ее восстановление. Историки сходятся во мнении, что первый каменный храм на этом месте был построен в 1658 году. Название «под Вязом» произошло благодаря могучему вязу (вязы живут до 400 лет), который рос перед алтарем до 1775 года. В 1825 году Иоанно-Богословская церковь за ветхостью была разобрана до основания. Существующую ныне церковь построили в 1825-1837 годах. Через несколько лет к западному фасаду храма Иоанна Богослова пристроили квадратную колокольню в стиле позднего ампира. В едином ансамбле с церковью и колокольней были возведены дома причта, объединенные с церковью воротами. В верхнем храме, разделенном на четыре яруса, освятили три престола: главный, посвященный Иоанну Богослову, и два предельных - Обретения честной главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки. В нижнем этаже, по сообщению историка И.М. Снегирева, в XIX веке существовали приделы Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1882 году храм обновлялся, в церкви появились новые иконостасы.

В 1925 году церковь закрыли. Главы храма были разобраны, кресты сломаны, внутреннее убранство искажено сооружением межэтажных перекрытий. В 1930-е годы разрушили верхний ярус колокольни и шпиль. Несколько лет в церкви размещался архив. В 1934 году сюда въехал Музей истории и реконструкции Москвы. В 1992 году постановлением Правительства Москвы Иоанно-Богословский храм передали Русской Православной Церкви. В 2010 году решением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ильинский храм стал домовым храмом Российского православного университета.

В XVIII веке Иоанно-Богословский храм являлся важнейшей архитектурной доминантой восточной части Китай-города. Поэтому восточный, выходящий на площадь фасад вместо алтарных выступов украшен торжественным шестиколонным портиком. Массивный основной объем Богословского храма с пилястровыми портиками на боковых фасадах увенчан куполом на высоком световом барабане, окруженном рядом ионических колонн. Церковь Иоанна Богослова имеет типичные ампирные черты: выразительную рустовку нижней частей стен, строгий рисунок оконных проемов, выделенных в цокольном этаже специальными наличниками, строгую, изысканную лепнину в антаблементе восточного портика, капители изящной ионической колоннады, окружающей барабан. Ярус звона колокольни имеет одинаковую высоту с барабаном купола, а двухэтажные дома фланкируют церковь с обеих сторон. Ворота с высокими фигурными завершениями объединяют здания в целостную композицию. Вся окружающая застройка своей строгой ампирной обработкой стилистически идентична храму.

История с возвращением храма апостола Иоанна Богослова, что под Вязом, целый год волновала православную общественность столицы. Но в день своего небесного покровителя Российский православный университет обрел свой настоящий дом - впервые за 85 лет в церкви на Новой площади была совершена Божественная литургия. Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) прокомментировал порталу «Православие.ру» это, без преувеличения, историческое событие.

- Отец Петр, накануне в храме прошла первая литургия. Но в то, что с момента передачи храма Церкви до первой службы прошло 19 лет, как-то не хочется верить. Это ведь рекорд, достойный Книги рекордов Гиннеса…

Действительно, в новейшей истории Церкви это редкий случай. В 1992 году вышло постановление Правительства Москвы, согласно которому храм передавался Русской Православной Церкви на правах безвозмездного пользования. Были получены Свидетельства на права пользования и Охранный договор. Единственной и, как оказалось, самой большой проблемой стало то, что Музею истории Москвы, который занимал эти помещения с 1934 года, переезжать было некуда. Тогдашние городские власти признавали, что собственное постановление надо выполнять, но за почти 20 лет до переезда музея дело так и не дошло. Например, перед празднованием 850-летия Москвы мэрия попросила Святейшего Патриарха не форсировать переезд, поскольку музей был задействован в выставочных программах, посвященных юбилею столицы. Но юбилей прошел, а музей по-прежнему был в храме, при этом сами выставки занимали в комплексе незначительные площади.

В 2006 году федеральные власти передали городу комплекс «Провиантские магазины», что на Зубовском бульваре, знаменитого архитектора Василия Стасова. Мэрия приняла решение перевести туда все экспозиции Музея истории Москвы, которые были разбросаны по центру города. Тогда все думали, что Иоанно-Богословский храм отдадут вот-вот, ведь новые площади музея превышали пространство церковных строений в десять раз. Но пришлось ждать еще два года, пока комплекс «Провиантские магазины» был отремонтирован и приспособлен под организацию выставок. Но даже после того, как новый музейный комплекс открылся, храм все равно продолжал использоваться под нужды музея. Переезд постоянно откладывался под предлогом отсутствия необходимых для этого площадей.

Когда вы стали приходить к храму и молиться на улице, многие решили, что это какая-то политическая акция, попытка оказать давление на музей.

Мы не требовали от музея освободить помещения, хотя очевидное право у прихода, как представителя Московской Патриархии, было, ведь у нас на руках были документы, удостоверяющие права пользования, и Охранный договор. Более того, мы предложили, чтобы храм на период обеспечения условий для переезда оставался частью музея. Были готовы служить по договоренности в рамках расписания работы музея с тем, чтобы пространство храма стало не только местом для молитвы, но и как бы действующим выставочным залом, показывающим традиции и культуру московской церковной жизни. Мы были готовы полностью подчиняться требованиям музея и даже не зажигать свечи за богослужением, согласно противопожарным требованиям. Нам важна была литургия и молитвенная жизнь в этом святом месте. Но руководство музея тогда нам безоговорочно отказало.

За невозможностью совершать богослужения в собственном храме мы совершали молебны апостолу Иоанну Богослову на тротуаре у алтарной стены. Начались эти регулярные воскресные богослужения 9 октября прошлого года. Так происходило и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег. И конечно, это не было демонстрацией позиции, не было каким-то публичным заявлением. Это было служение Богу и молитвенное обращение к нашему небесному покровителю. Вместе с сердечной потребностью в такой молитве это был еще и наш священный долг. Ведь Святейший Патриарх Кирилл своим указом возложил заботы по возобновлению богослужебной жизни в храме на нашу общину и на меня как на настоятеля.

- Кто приходил к вам на эти уличные богослужения?

В основном это были студенты, преподаватели и сотрудники нашего университета. Бывало, что собиралось до 200 человек, а бывало - не более 20. Мы никого не заставляли приходить на эти службы. Все молящиеся, несмотря на то, что являются прихожанами разных храмов, расположенных в разных районах Москвы, приезжали сами. К богослужениям часто присоединялись и прохожие, и студенты других вузов, расположенных неподалеку. Иногда к нам приходили помолиться сотрудники Музея истории Москвы. Они, как правило, были настроены к нам благожелательно, соглашаясь с тем, что храм совсем не подходящее место для выставочной деятельности.

- Как часто вы сможете служить теперь в этом храме?

Мы твердо намерены совершать богослужение в храме, где уже установлен престол и жертвенник, каждый воскресный день. И хотя наш храм и называют уже домовым храмом Российского православного университета, он будет открыт для всех.

Готовя первое богослужение, мы специально привезли в храм столы и стулья, чтобы в отдельной части храма сделать пространство для встреч, посвященных беседам о Православии. В стесненных пока условиях, но уже, по крайней мере, под крышей мы намерены вместе с молитвенной настраивать и общественную жизнь в храме.

- Сейчас купол весь в лесах, а верхний придел пока на ремонте. Где будут проходить богослужения?

- В нижнем храме, до революции освященном в честь Покрова Богородицы. Там у нас нет пока иконостаса, но помещение полностью пригодно для служб. На престольный праздник нам подарили несколько икон. Они станут первыми святынями храма.

Весь храмовый комплекс требует капитального ремонта. Сейчас невооруженным глазом видно, как от кирпичной стены отделяются несколько слоев штукатурки. Конечно же, весь объем площадей необходимо будет привести в порядок. Необходимо будет заменить электропроводку, да и все коммуникации. Сейчас мэром Москвы поставлена задача разработки плана реставрации всего храмового комплекса. Эта работа находится в зоне ответственности Мосгорнаследия и Мосреставрации. Храм и приходские постройки должны приобрести первоначальный вид, ведь это памятники истории и культуры. Благодаря этому храмовый комплекс на Новой площади вновь станет одним из красивейших мест в столице.

Мы благодарны мэру Москвы Сергею Собянину за его решение о переезде музея в новые здания и о реставрации храма. Именно поэтому за первым богослужением в храме все наши прихожане искренне желали ему с соработниками благоденствия и сил.

- Какие работы по реставрации уже начаты? Что, кроме здания храма, досталось вам в наследство?

За короткий период, прошедший после выезда музея, проведен ремонт фасада храма, отремонтирована кровля. Сейчас завершается возведение барабана с куполком и с крестом - по окончании этих работ храм приобретет законченный вид. Работа спорится. Общаясь с руководством Мосгорнаследия, я вижу, что серьезный настрой на решение проблем прежде разрушающегося храмового комплекса исходит из понимания властями столицы того, что возрождение храма Иоанна Богослова, что под Вязом, - это на сегодня уже дело чести.

Пока же мы служим на антиминсе из домового храма историко-филологического факультета нашего вуза. К освящению собственных престолов в храмах комплекса сможем подойти не так скоро. Работы в верхнем и нижнем храмах, по разным оценкам, могут занять от двух до трех лет.

Кроме храма, Церкви возвращаются и приходские постройки - это еще четыре небольших здания. Мы рассчитываем разместить здесь ректорат Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, а также активно создаваемый сейчас по благословению Его Святейшества факультет религиоведения, этнокультурологии и регионалистики.

- Какое место занимает храм в жизни студентов РПУ? Ведь у вас не семинария, а светское учебное заведение.

В духовных семинариях и академиях храм занимает центральное место в жизни учащихся. В этих церковных вузах для обучающихся обеспечен полный пансион, и так получается, что студенты фактически живут при храме, бывают в нем каждый день. Это, конечно, и полезно, и удобно для возрастания будущих пастырей. Но в нашем случае жизнь учебного заведения устроена несколько иначе.

Мы не можем претендовать на то, что поступивший к нам молодой человек или девушка, имея родную общину, свой приход, где они были крещены и имеют духовника, разом оставят все и придут к нам. Духовная жизнь у нас строится в условиях личной свободы и самостоятельного выбора. Но за год наших совместных трудов в вузе я замечаю, что все больше и больше студентов и преподавателей охотно приходят на общие для университета богослужения, совершаемые по значимым поводам. Это ведь замечательная возможность совместной молитвы и братского общения. Вместе с тем, я надеюсь, что создаваемая в нашем новом храме община для многих наших воцерковляющихся студентов и преподавателей станет настоящей духовной семьей.

Какова будет численность нашего прихода, сказать сейчас трудно. Мы будет делать все возможное, чтобы храм апостола Иоанна Богослова стал центром духовной жизни не только университета, но и был востребован у москвичей. В храме будут трудиться студенты и преподаватели нашего университета, петь студенческий хор. Думаю, что тем самым удастся создать атмосферу живого общения, сделать наш университет и нашу церковь центром молодежной миссии. Правда, чтобы храм стал уютным, еще предстоит сделать очень многое. Конечно, замечательно, что город будет реставрировать сам храм, но об иконостасе, иконах, разнообразной богослужебной утвари мы должны будем позаботиться сами.

С Божией помощью и покровительством святого Иоанна мы надеемся осилить все трудности. Господь уже явил нам Свою помощь и попечение - кажется, совсем недавно мы собирались на наш первый молебен на улице, а теперь, спустя всего лишь год, служим уже под сводами храма.