I 330 замятин мы. Тайна места действия

По характеру I - 330 «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст». Латинское I (не русское «и») в зрительном плане представляет эту элегантность, угловатость, стойкость (стойкий, сильный характер), резкость I-330, что усиливается и такой деталью, как «острые белые зубы». В то же время при произнесении гласный звук [i] звучит по-женски мягко и нежно, как бы нейтрализуя графическую резкость буквы I.

Героиня - еретичка, бунтарка, революционерка. Она находится среди заговорщиков, цель которых - захватить строящийся космический корабль «Интеграл». Под ее влиянием и Д-503 перестает быть добросовестным винтиком государственной машины.

Все в I-330 являет собой вызов Единому Государству - установленному порядку, стандарту, унифицированному миру. Ее фантазии в одежде воспринимаются как своеволие, как вызов, свидетельствуют об осознании личностного начала. Героиня будоражит воображение Д-503, пробуждает в нем способность любить, думать, сомневаться. Переодевания I-330 играют важную роль в романе. Вот какой (не в юнифе) видит ее Д-503 во время одной из первых встреч: она «была в коротком, старинном ярко-желтом платье, черной шляпе, черных чулках. Платье легкого шелка - мне было ясно видно: чулки очень длинные, гораздо выше колен, - и открытая шея…» Столкновение черного и желтого - это классическое обозначение тревожности, драматичности ситуации, необходимости перемен.

В начале романа D - 503 видит крест на своем лбу, а затем он видит дважды этот крест на лице I - 330 - «И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у висков темные брови - насмешливый острый треугольник, обращенный вершиною вверх - две глубокие морщинки, от носа к углам рта. И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х - как крест: перечеркнутое крестом лицо.

I подняла голову, оперлась на локоть. По углам губ - две длинные, резкие линии - и темный угол поднятых бровей: крест.

Я молча смотрел на ее лицо: на нем сейчас особенно явственно - темный крест.» «Раздражающий «Х»» прочитывается и как «икс» - символ неизвестного для Д-503, и как крест, что подтверждает последующая гибель I-330. I - 330 и заканчивает свою жизнь восхождением на Голгофу. Ее крест, ее распятие - это «цивилизованная» машина Благодетеля. Знаком безгрешности, чистоты I-330 после ее смерти - «распятия» является «химически чистая вода» - единственное, что осталось после того, как несгибаемая героиня была уничтожена, а при испытании «Интеграла» погибло десять нумеров, но от них остались лишь «сажа и крошки».

Е. Замятин использует в своем романе и русские, и английские литеры, что придает интернациональный характер персонажам и выводит проблематику произведения за рамки только советской истории XX века. По-английски «I» означает «я», что говорит о полной противоположности героини заглавию романа, идее безличностного тоталитарного государства.

В романе Мы главный герой Д-503 представляет собой с самого начала образ человека подчиненного тоталитарной системой, для него невероятно трудно выходить за какие-то рамки, хотя он и способен размышлять более-менее свободно. Тем не менее, Д-503 является ограниченной личностью, которая подчиняется действующему устройству общества.

I-330 наоборот свободолюбивая личность, которая не терпит навязываемых рамок и действует в своих собственных интересах и согласно собственным чувствам. Она более настоящая чем главный герой и чем многие другие люди в Едином государстве. Именно благодаря этой героине Д-503, как он пишет сам, обретает душу, которую считает болезнью.

На самом деле фактор довольно интересный, феномен обретения души имеет довольно глубокие корни в человеческой культуре. К примеру, известный мистик Гурджиев, который был практически современником автора Мы, говорил о потребности заслужить душу, то есть не давал каждому человеку такого свойства. Согласно этому мистическому учению, душа – следствие духовного прогресса и достается только тем людям, которые собственным трудом и усилиями становятся в конечном счете настоящими людьми.

Таким образом замятинский тоталитаризм является инструментом, который приводит к обратному – деградации, регрессу и утрате души. Безусловно, его мир является перевернутым, ведь только таким может быть мир, где душа – болезнь. При этом согласно логике этого мира I-330 перевернута и является фактически если не сумасшедшей, то точно антиобщественным элементом и диссидентом.

По факту I-330 – не просто носительница духовного начала, но и проповедница души. Она распространяет любовь и именно благодаря любви способна совершать пробуждение таких как Д-503. Весьма символична гибель этой героини, которая подобно Христу с Голгофы взирает на других людей из Газовой камеры и даже замечает там Д-503.

Более того, она понимает: возможно именно Д-503 ее предал, но ничего не делает, а только улыбается, сохраняя любовь. Эта фигура представляет собой типичный символ подлинной любви, архетип спасителя человечества, судьба которого, несмотря на положительную роль, чаще всего трагична.

Сочинение на тему И-330 в рассказе Мы

Картина тоталитарного общества в романе Замятина описывается через примеры отдельной личности. Такой способ является не просто удобным для писателя, он выбирается сознательно, чтобы посмотреть на то какой становится личность в тоталитарном обществе. Только подобный антропоцентрический способ описания тоталитарной действительности позволяет выявить суть этого устройства.

Ведь утопия всегда останется утопией только на бумаге, если не будет давать счастье в душе каждого отдельного человека. Хотя любое воплощение утопии, так или иначе, обречено на провал, ведь, когда перспектива из далекого идеала становится чем-то близким и осязаемым, то утрачивает свои свойства перспективы. Говоря об утопии, следует более конкретизировать данное утверждение – идеал и создан для того чтобы быть недостижимым и создавать вектор движения.

Поэтому обитатели романа Замятина по большей части несчастливы. Она просчитали счастье, избавились от болезни души и хотят строить действительность в рамках умственных построений.

По сути, эти люди не являются живыми в полном смысле этого слова. Тут автор использует довольно простой прием, он лишает этих людей и Д-503 в частности души. Они бездушные существа, то есть (согласно, например, превалирующей в западном сознании христианской концепции) не люди.

I-330 является противоположностью этого тоталитарного общества в его основе. Она представляет собой жизненность и близость к миру настоящего, к настоящему счастью и, конечно, она одна из немногих обладает душой. Более того, I-330 способна пробуждать душу в других, как делает для Д-503.

Вступительное описание ситуации романа требовалось для того чтобы точнее понять фигуру I-330, которая воплощает собой протест против безжизненного тоталитарного общества, причем протест всем своим существом. Эта героиня и воплощает собой на самом деле малодостижимый идеал, она также неуловима и непредсказуема, но в этой динамике, она приближается к подлинному счастью, нежели любой другой слуга режима как Д-503. Замятин в этой героине воспроизводит идею людей, которые всегда будут против общепринятой системы, но не для того чтобы просто протестовать, а для того чтобы приближать других к настоящему счастью, а не суррогату на который только и способна ограниченная мысль, пытающаяся сделать счастье не личным достижением, а общественным и доступным благом.

Несколько интересных сочинений

    Двадцать первый век – это век информационных технологий, где возможно абсолютно все. Иногда так хочется представить, что это действительно так. Что любой человек может делать то, что он хочет

  • Сочинение по произведению Старуха Изергиль Горького

    Максим Горький является, пожалуй, самым известным российским классиком. Его произведения известны во всем мире. В своих творениях Горький поднимал безумно важные вопросы.

  • Образ и характеристика Толстого в рассказе Толстый и тонкий Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является господин по имени Михаил, представленный писателем в образе Толстого.

  • Образ и характеристика Стельковского в повести Поединок Куприна

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Поединок» направил все внимание читателя на те проблемы, которые царят в армии во все времена. Он осмелился показать армейскую жизнь со всеми ее пороками и недостатками

  • Анализ рассказа Шукшина Калина красная

    Произведение является одним из самых колоритных в творчестве писателя и повествует о жизни простых деревенских людей с их самобытными и неимоверно сложными судьбами.

В принципе, возможно хотя бы по той причине, что I-330 - индивидуалистка, бунтарь против коллективизма Единого Государства. Это I, таким образом, ей и принадлежит, заявляя: «Я!» Или же она служит олицетворением, как сказал бы Фихте, яйности.

Есть и еще одна причина принять такую гипотезу: Замятин был большим англоманом.

Эта буква-штрих, кроме того, соответствует облику и характеру героини, которую Д-503 при первой же встрече описывает так: «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст».

А вот еще одна любопытная трактовка, авторство которой мне установить, к сожалению, не удается; она приводится в работе В.П. Крючкова «“Еретики” в литературе» (licey.net):

«По Замятину, еретический дух - это божественный дух. Он знает, видит и говорит сегодня о том, что будет завтра. I-330 - больше, чем революционерка. Она - Мессия, Мировая душа, призванная спасти земной мир и духовно обновить человечество. Ее образ близок к образу Иисуса Христа. Имя I означает “Иисус”, цифра “33” - указывает на возраст Христа, “перечеркнутое крестом лицо” - символизирует обреченность и готовность нести свой крест всю жизнь».

«Ее образ близок к образу Иисуса Христа» - натяжка, но намекнуть на мессианство и создать аллюзию на Евангелие (разрушение «Интеграла» как разрушение Второго Храма, в каковом намерении обвиняли Христа) Замятин вполне мог: христианский контекст ему был хорошо знаком, он был сыном священника, хотя в молодости отошел от веры. Если вспомнить преломление образа Христа в литературе XX века (Камю о своем Мерсо: «единственный Христос, которого мы заслуживаем»), то гипотеза исследователя получает дополнительное обоснование, и все же я думаю, что этот контекст здесь не ключевой. Бунт I-330 - это скорее возвращение к Эдему за стеной, а не стремление к Царствию Небесному.

Спасибо за обстоятельный ответ.

С момента публикации вопроса я много думал о нём и уже окончательно пришёл к выводу, что I-330 именно [ай-330] и её имя интерпретируется как "Я". Но вот кому принадлежит это "Я" мне до сих пор непонятно. По этому поводу я рассматриваю несколько версий:

    "Я-330" это только противопоставление господствующему в Едином Государстве "МЫ". Причём это противопоставление не на уровне полюсов, а скорее "Я-330" это конкурент Благодетеля в борьбе за власть.

Вообще, мне кажется сомнительной теория о бунтарстве и мученичестве I-330 и уж тем более о её близости к образу Иисуса Христа (если уж на то пошло то Иисус по-английски Jesus). Она скорее этакий "Воланд в юбке": зло вращающее жизнь. Что касается икса/креста на её лице, то это проходит по линии неизвестной герою роковой женщины. Но образы женщин в романе это уже другой вопрос.

Ответить

Прокомментировать

I-330 – одна из главных героинь в романе-антиутопии “Мы”, женский нумер, возлюбленная Д-503 из организации заговорщиков. Это “демонический” персонаж, соблазняющий главного героя. Все в ее внешности указывает на хищническую натуру: упрямо-гибкая как хлыст, тонкая, резкая, с острыми, очень белыми зубами, кроваво-алыми губами. Она – воплощение страстной и мучительной любви, “архаической” с точки зрения нового государства. Она даже играет на давно исчезнувшем инструменте – рояле, а Д-503 она приглашает на свидание в Древний

Дом, в котором сохранилась статуя Пушкина. I-330 не подчиняется законам тоталитарно-утопического общества. Она курит и пьет ликер, предлагает остаться Д-503 у нее, не будучи на него записанным. Все это противоречит правилам Единного Государства.

Изначально Д-503 хотел на нее донести, но донос по разным причинам не состоялся, к тому же он полюбил I-330. В своих записках он отмечал, что у него появилась неизлечимая болезнь – наличие души. Он стал искать встреч с ней, мучился, если она долго не появлялась, пытался ее понять. Но все равно, что-то в их отношениях оставалось недосказанным. В День Единогласия он понял, что I-330­ в команде оппонентов. Она принадлежала к группе заговорщиков, которые пытались сместить власть в Едином Государстве, а сам Д-503 до встречи с ней был законопослушным гражданином. Он даже стал задумываться, не из-за того ли она с ним, что он – строитель и испытатель “Интеграла”.

Однако I-330 из другого мира, иррационального. Она помогает бывшей партнерше Д-503 перейти через стену, спасая ее и ребенка от Великой Операции. Она не предает ни одного из других заговорщиков, когда ее пытают в Газовой камере. А увидев там Д-503, она лишь молча улыбается. Она знает, что ее казнят на следующий день и что возможно именно Д-503 выдал ее и ее соратников из “Мефи”, но ничего не говорит.


Другие работы по этой теме:

  1. Д-503 Д-503 – главный герой и повествователь в романе Е. И. Замятина “Мы” (1920), автор записок, талантливый инженер, математик и строитель “Интеграла”. Это житель фантастического...
  2. О-90 О-90 – одна из героинь романа-антиутопии Евгения Замятина “Мы”, постоянная партнерша строителя “Интеграла” Д-503. Она внешне напоминает свой нумер: круглая, розовая, небольшого роста, синеглазая,...
  3. Роман написан в жанре антиутопии, и главной темой является драматическая судьба личности в тоталитарном обществе. Автор показал, что общество не может существовать построенным по схемам,...
  4. Далекое будущее. Д-503, талантливый инженер, строитель космического корабля “Интеграл”, ведет записки для потомков, рассказывает им о “высочайших вершинах в человеческой истории” – жизни Единого Государства...
  5. О чем предупреждает автор своих современников и потомков? Роман “Мы”, пожалуй, самое необычное произведение, которое я читала. И необычность эта заключается не в форме повествования,...
  6. Характеристика героя Стародум Стародум – один из главных персонажей комедии Дениса Фонвизина “Недоросль”. Его фамилия указывает на то, что он человек “старой” эпохи, то есть...
  7. Ася Ася – главная героиня повести И. С. Тургенева, младшая сестра Гагина, возлюбленная Господина Н. Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева....

I-330 – одна из главных героинь в романе-антиутопии «Мы», женский нумер, возлюбленная Д-503 из организации заговорщиков. Это «демонический» персонаж, соблазняющий главного героя. Все в ее внешности указывает на хищническую натуру: упрямо-гибкая как хлыст, тонкая, резкая, с острыми, очень белыми зубами, кроваво-алыми губами. Она – воплощение страстной и мучительной любви, «архаической» с точки зрения нового государства. Она даже играет на давно исчезнувшем инструменте – рояле, а Д-503 она приглашает на свидание в Древний Дом, в котором сохранилась статуя Пушкина. I-330 не подчиняется законам тоталитарно-утопического общества. Она курит и пьет ликер, предлагает остаться Д-503 у нее, не будучи на него записанным. Все это противоречит правилам Единного Государства.

Изначально Д-503 хотел на нее донести, но донос по разным причинам не состоялся, к тому же он полюбил I-330. В своих записках он отмечал, что у него появилась неизлечимая болезнь – наличие души. Он стал искать встреч с ней, мучился, если она долго не появлялась, пытался ее понять. Но все равно, что-то в их отношениях оставалось недосказанным. В День Единогласия он понял, что I-330­ в команде оппонентов. Она принадлежала к группе заговорщиков, которые пытались сместить власть в Едином Государстве, а сам Д-503 до встречи с ней был законопослушным гражданином. Он даже стал задумываться, не из-за того ли она с ним, что он – строитель и испытатель «Интеграла».

Однако I-330 из другого мира, иррационального. Она помогает бывшей партнерше Д-503 перейти через стену, спасая ее и ребенка от Великой Операции. Она не предает ни одного из других заговорщиков, когда ее пытают в Газовой камере. А увидев там Д-503, она лишь молча улыбается. Она знает, что ее казнят на следующий день и что возможно именно Д-503 выдал ее и ее соратников из «Мефи», но ничего не говорит.