Имам Малик ибн Анас – вождь Медины. Анас ибн малик

Появился на свет в Медине в 93 году и являлся выдающимся исламским правоведом и мыслителем. Предки его были выходцами из Йемена и занимались торговлей. Члены семьи будущего мыслителя хорошо знали коранические науки и хадисы, чему и его обучали с раннего детства. Первым учителем Малика ибн Анаса стал его дядя Абу Сухайль. Потом молодой Малик 13 лет обучался в кружке известного ученого Ибн Хурмуза, умершего в 117 году хиджры.

Особенно Малика ибн Анаса интересовали и фетвы его ближайших сподвижников. Однако он не ограничивался только этим, но и осваивал разнообразные мировоззренческие проблемы того времени. Также он скрупулезно постигал учения существующих философских школ. Много он узнал благодаря своему учителю Ибн Хурмузу. Большие познания почерпнул Малик во время посещения собраний Джафара ас-Садика.

Страдая тяжкой хронической болезнью, практически не покидал Медину и вскоре стал ее самым авторитетным факихом. Занимаясь в основном торговлей шелковыми тканями, он отказывался от каких-либо административных назначений.

Малику были присущи праведность, высокие моральные качества, простота в общении. Отличался скромностью, имел превосходную память, никогда не стеснялся публично заявить, что он что-то не знает. Имам Малик игнорировал нововведения и был осмотрителен в вынесении фетв. Благодаря старанию и отличным умственным способностям он в 17 лет имел отличные исламские знания и начал преподавать. Только после того, как 70 ученых подтвердили его пригодность, он начал давать фетвы. В Медине Малик получил титул «Имам Дар аль-хиджра» («имам Дома переселения»).

Он был принципиален в защите своих убеждений, почти не принимал участия в диспутах и был твердо убежден, что «наука - это не драка между баранами и петухами». Малик никогда не отвечал людям, которые задают вопрос, только для того чтобы поспорить.

Малик ибн Анас не ограничивался и всячески старался развивать правоведческую науку, которая основывалась на независимом мнении ученого. Длительное время он давал уроки в мечети Пророка, но в связи с болезнью стал проводить занятия у себя дома. Большое внимание уделял проблемам мировоззренческого и доктринального характера.

У Малика ибн Анаса была дочь и два сына: Фатима, Яхья и Мухаммад, а также внук - Ахмад ибн Яхья. Впоследствии сын Яхья также стал известным ученым, давал уроки по хадисам и ездил в Египет.

На закате жизни имам Малик старался быть в одиночестве и даже не ходил на пятничные молитвы. Скончался имам 14 числа месяца раби аль-авваль 179 года мусульманского летоисчисления.

Islam-today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Ислам отличается от любой другой религиозной системы присущим для него плюрализмом мнений и практик.

Наличие различных богословско-правовых школ открывает для мусульман возможность выбора наиболее предпочтительного для себя способа реализовывать на практике закрепленные в священных источниках обязанности. Один из таких способов - следование мазхабу имама Малика ибн Анаса.

Биография имама Дома переселения

Основатель влиятельной суннитской богословско-правовой школы появился на свет в Медине в 93 году по Хиджре (717 год по Милади). В его роду было много образованных людей, прекрасно разбиравшихся в религиозных вопросах. В частности, дед имама Малика - Амир - был известен тем, что выступал в качестве одного из приближённых к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) ансаров, то есть мединских сподвижников. Вообще, практически вся жизнь основателя мазхаба прошла в Медине, за что он даже удостоился почётного прозвища «имам Дар уль-Хиджра», которое можно перевести как «имам (или предводитель, вождь) Дома переселения».

С раннего детства Малик ибн Анас посвящал всё своё время образованию и внимательно относился к наставлениям своих преподавателей. Большой интерес у него вызывали хадисы. Проживание в Медине способствовало удовлетворению его запросов в полной мере - он проводил много времени, слушая рассказы сахабов и табиинов. Не забывал при этом и о развитии в рамках других направлений исламского права и богословия. Имам Малик прекрасно разбирался в коранических науках, провёл кодификацию норм фикха. Венцом его обширной деятельности стала книга «Аль-Муатта» - сборник хадисов, в котором собраны одни из самых достоверных и ценных изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.) и связанные с его личностью истории. Эта работа стала своеобразным ориентиром для множества последующих поколений мусульманских учёных.

Параллельно занятиям наукой Малик ибн Анас промышлял торговлей, что обеспечивало ему независимость от власть имущих, которые периодически просили его исполнять некоторые государственные обязанности. Безвылазное проживание в Медине великого имама, помимо его большой любви к городу, было обусловлено также проблемами со здоровьем. Основатель маликитского мазхаба умер в 179 году по Хиджре (803 год по Милади). Ему тогда было 86 лет.

Особенности мазхаба имама Малика

Характерной чертой мазхаба имама Малика ибн Анаса является то, что в его рамках крайне трепетное и почтительное отношение выражается к тем изречениям Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), которые передавались через ансаров. В рамках этой богословско-правовой школы опыт мединцев пользуется большим вниманием. Кроме того, маликитский мазхаб имеет важную общую черту с в плане особого акцента на разум как один из источников и принципов выведения правовых решений. Помимо Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.) для нахождения ответов на практические вопросы, связанные с религией и обычной жизнью, маликиты обращаются к множеству других методов и источников. Их суть требует отдельного прояснения.

1. В Коране внимание уделяется, прежде всего, тем аятам, смысл которых точен и очевиден.

2. В обращении с Пречистой с унной Малик ибн Анас активно применял метод суждения. Так, например, если хадис-ахад (изречение, передаваемое одним человеком) не противоречил ясным кораническим аятам и/или хадисам мутаватир (в правдивости этих изречений и деяний Пророка (с.г.в.) нет никаких сомнений) и машхур (общеизвестные хадисы, не дотягивающие до степени мутаватир), то он также принимался в качестве источника права.

3. Действия мединцев . Те традиционные деяния, которые совершались ансарами и не противоречили Корану и сунне, считаются в рамках маликитского мазхаба более предпочтительными, чем хадисы-ахад.

4. Суждения сахабов и табиинов могли рассматриваться как источник лишь в том случае, если в них не содержалось противоречия всем вышеперечисленным. При этом они не могли приравниваться к сунне.

6. Истихсан - исправление богословско-правового решения, введённого киясом и доставляющего неудобства в новых условиях.

7. Истислах - выведение общественно полезного суждения, когда основные источники исламского права не содержат необходимых указаний по актуальной проблеме. Этот метод впервые предложил сам имам Малик. Фактически истислах представляет собой один из подвидов истихсана, который не может применяться без кияса.

Важнейшим принципом маликитского мазхаба является утверждение: всё, что не ведёт к поощряемому - разрешено; всё, что может привести к запретному - запрещается. В арабском языке этот принцип имеет собственное терминологическое обозначение - истисхаб.

Зародившись в Медине, мазхаб имама Малика ибн Анаса распространился и на других территориях Земного шара. В настоящее время приверженцы этой богословско-правовой школы проживают главным образом в Северной (Египет, Тунис, Алжир, Марокко) и Тропической Африке (Нигерия, Мали), а также странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт). Постепенно мазхаб находит своё распространение и в Европе из-за продолжающихся миграционных потоков. При этом на родине имама Малика - в городе Медина - приверженцев его богословско-правовой школы было не так много ни тринадцать веков назад, ни сейчас.

Анас ибн Малик ибн Назар аль-Хазражи аль-Ансари - великий сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Родился в Медине и ещё в детстве принял Ислам. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) прозвал его Абу Хамзой. Он служил Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) в его доме, когда ему было десять лет. Он прожил долгую жизнь и передал около 2286 хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Жизнь с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям)

Анас ибн Малик рассказывал: «Моя мать взяла меня за руку и направилась к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и сказала: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), все люди из ансаров, будь то женщина или мужчина, сделали тебе подарок. Я не могу тебе подарить ничего, кроме моего сына, возьми его, он будет служить тебе, как ты пожелаешь, и сделай ему дуа!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) поцеловал Анаса между глазами и сказал «О Аллах, увеличь ему имущество детей, надели благодатью и введи в Рай!». Сподвижник стал отцом восьмидесяти мальчиков и двух девочек, одну из них звали Хафса, а другую Умму Амр. Когда он умер, общее количество детей и внуков насчитывало сто двадцать человек, в другой версии говорится, что сто.

«Я служил Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел», - говорил Анас. Первое завещание от него было такое «О сын мой, храни тайное и будь верующим!». Моя мать и жёны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) спрашивали меня о тайном, но я никогда не рассказывал.

Однажды днём, когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спал, он вспотел, и тогда пришла мать Анаса ибн Малика с сосудом и стала собирать пот в сосуд, от этого Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) проснулся и спросил: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Твой пот мы используем как благовоние, это самый прекрасный запах из всех!»

Сражения

Мухаммад ибн Абдулла аль-Ансари сказал: «Анас ибн Малик, будучи ребёнком и находясь в служении Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), отправился вместе с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) на сражение при Бадре».

Передаётся Абу Кулябой от Анаса: «Я участвовал с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) в сражении при Худайбии, совершил с ним малый хадж -Умру, большой Хадж, участвовал в завоевании Мекки в сражениях при Хунайне, Таифе и Хайбаре».

Сказал Исхак ибн Усман: «Я спросил Мусу ибн Анаса, сколько раз Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) участвовал в сражениях? Он ответил, двадцать семь сражений, восемь сражений, в которых провёл около месяца, девятнадцать сражений, в которых провёл несколько дней. Я спросил, сколько раз Анас ибн Малик участвовал в сражениях и он ответил, что в восьми сражениях» . Анас ибн Малик был одним из метких стрелков.

Знания

Сказал Катад: «В день, когда Анас ибн Малик умер, Маврук сказал, что сегодня ушла половина знаний. Его спросили о смысле сказанного. Он ответил, когда появлялись разногласия по поводу хадиса, мы говорили, пойдёмте к тому, кто слышал это от самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)», т.е. к Анасу ибн Малику. Анас ибн Малик своим детям сказал: «О дети, закрепляйте знания с книгой Аллаха».

Достоинство

Передаёт Сабит о том, что как-то он пришёл к Анасу ибн Малику и спросил:

Твои глаза видели Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)?

Анас ибн Малик ответил: «Да!».

Сабит поцеловал его глаза.

Ты ходил по делам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)?

Сабит поцеловал его ноги.

Ты лил воду на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)?

Сабит поцеловал его руки.

Затем Анас ибн Малик сказал: «О Сабит, я лил воду Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) для омовения», тогда Сабит сказал Анасу: «О юноша, совершай омовение полноценно и увеличится твоя жизнь, распространяй салам и увеличатся твои благие деяния, читай много Коран и в Судный день встанешь подобно двум пальцам» (подобно указательному и среднему пальцам).

Смерть

Есть разногласия по поводу даты смерти. В одной версии говорится, что Анас ибн Малик аль-Ансари умер в 90 году по хиджре, в другой версии говорится, что в 92 или в 93 году. Прожил он 103 года, по другим версиям 110 или 107. Умер в местности Таиф - в четырёх километрах от Басры, там же и похоронен.

Статья подготовлена по книгам Усуду Габату и Мухтасару Тариху Димашк.

Анас ибн Малик ибн Назар аль-Хазражи аль-Ансари является великим сподвижником Пророка (мир ему и благословение). Он родился в Медине и ещё в детстве принял Ислам. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) прозвал его Абу Хамзой. Он начал услуживать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в его доме с десятилетнего возраста, прожил долгую жизнь и передал около 2286 хадисов.

Жизнь с Пророком (мир ему и благословение)

Анас ибн Малик рассказывал: «Моя мать взяла меня за руку и направилась к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: « Аллаха (мир ему и благословение), все люди из ансаров, будь то женщина или мужчина, сделали тебе подарок. Я не могу тебе подарить ничего, кроме моего сына, возьми его, он будет служить тебе, как ты пожелаешь, и сделай ему дуа!». Пророк (мир ему и благословение) поцеловал Анаса между глазами и сказал «О Аллах, увеличь ему имущество детей, надели благодатью и введи в Рай!». Сподвижник стал отцом восьмидесяти мальчиков и двух девочек, одну из них звали Хафса, а другую Умму Амр. Когда он умер, общее количество детей и внуков насчитывало сто двадцать человек, в другой версии говорится, что сто.

«Я служил Пророку (мир ему и благословение) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел», – говорил Анас. Первое завещание от него было такое «О сын мой, храни тайное и будь верующим!. Моя мать и жёны Пророка (мир ему и благословение) спрашивали меня о тайном, но я никогда не рассказывал».

Однажды днём, когда Пророк (мир ему и благословение) спал, он вспотел, и тогда пришла мать Анаса ибн Малика с сосудом и стала собирать пот в сосуд, от этого Пророк (мир ему и благословение) проснулся и спросил: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Твой пот мы используем как благовоние, это самый прекрасный запах из всех!»

Сражения

Мухаммад ибн Абдулла аль-Ансари сказал: «Анас ибн Малик, будучи ребёнком и находясь в служении (мир ему и благословение), отправился вместе с Пророком (мир ему и благословение) на сражение при Бадре».

Передаётся Абу Кулябой от Анаса: «Я участвовал с Пророком (мир ему и благословение) в сражении при Худайбии, совершил с ним малый хадж – Умру, большой Хадж, участвовал в завоевании Мекки в сражениях при Хунайне, Таифе и Хайбаре».

Сказал Исхак ибн Усман: «Я спросил Мусу ибн Анаса, сколько раз Пророк (мир ему и благословение) участвовал в сражениях? Он ответил, двадцать семь сражений, восемь сражений, в которых провёл около месяца, девятнадцать сражений, в которых провёл несколько дней. Я спросил, сколько раз Анас ибн Малик участвовал в сражениях и он ответил, что в восьми сражениях». Анас ибн Малик был одним из метких стрелков.

Знания

Сказал Катад: «В день, когда Анас ибн Малик умер, Маврук сказал, что сегодня ушла половина знаний. Его спросили о смысле сказанного. Он ответил, когда появлялись по поводу хадиса, мы говорили, пойдёмте к тому, кто слышал это от самого Пророка (мир ему и благословение)», т.е. к Анасу ибн Малику. Анас ибн Малик своим детям сказал: «О дети, закрепляйте знания с книгой Аллаха».

Достоинство

Передаёт Сабит о том, что как-то он пришёл к Анасу ибн Малику и спросил:

– Твои глаза видели Пророка (мир ему и благословение)?

Анас ибн Малик ответил: «Да!». Сабит поцеловал его глаза.

– Ты ходил по делам Пророка (мир ему и благословение)?

– Да!

Сабит поцеловал его ноги.

– Ты лил воду на Пророка (мир ему и благословение)?

– Да!

Сабит поцеловал его руки.

Затем Анас ибн Малик сказал: «О Сабит, я лил воду Пророку (мир ему и благословение) для омовения», тогда Сабит сказал Анасу:

«О юноша, совершай омовение полноценно и увеличится твоя жизнь, распространяй салам и увеличатся твои благие деяния, читай много Коран и в Судный день встанешь подобно двум пальцам» (подобно указательному и среднему пальцам).

Кончина

Есть разногласия по поводу даты смерти. В одной версии говорится, что Анас ибн Малик аль-Ансари умер в 90 году по хиджре, в другой версии говорится, что в 92 или в 93 году. Прожил он 103 года, по другим версиям 110 или 107. Умер в местности Таиф – в четырёх километрах от Басры, там же и .

Статья подготовлена по книгам «Усуду Габату» и «Мухтасару Тариху Димашк».

مالك بن أنس ‎

Биография

Его полное имя: Абу Абдуллах Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу Амир ибн Умар ибн аль-Харис ибн Гайман ибн Джушайль ибн Амр ибн аль-Харис аль-Асбахи. Даты его рождения, приводимые биографами, колеблются от 708 до 716 года. Он родился в районе Зи Марва в Джарфе близ Медины. Утверждение Ибн Сада аль-Багдади о том, что Малик ибн Анас провел в утробе матери три года (Ибн Кутайба говорил о двух годах), скорее всего основывается на заявление самого Малика о возможной длительной продолжительности беременности его матери .

Его предки занимались торговлей и принадлежал к племени Химьяр , входивших в Бану Тайм ибн Мурра (Тайм Курайш) . Отец Малика был мастером по изготовлению стрел. Малик с детства обучался кораническим наукам у своих родственников, среди которых был его родной дядя Абу Сухайль Нафи. Его дед был прославленным знатоком хадисов, считался одним из подлинных рассказчиков (рави) и умер когда Малику было десять лет . Малик изучал фикх у Рабии ибн Абдуррахмана; 13 лет провёл в кружке Абдуррахмана ибн Хурмуза, обучаясь у него и его учеников, в том числе Ибн Шихаба аз-Зухри . Малику посчастливилось посещать собрания Джафара ас-Садика , у которого он почерпнул большие познания.

Среди его учителей также были:

Особый интерес у Малика ибн Анаса вызывали хадисы Пророка и фетвы его сподвижников. Большое значение в его становлении сыграло то обстоятельство, что живя в Медине, он мог общаться с потомками многих сподвижников пророка Мухаммада. Он был знаком с доктринами и методологическими подходами, присущими хариджитам , мутазилитам , зейдитам , имамитам и другим группам. Он тщательно изучал учения различных философских школ .

Со временем стал самым авторитетным факихом Медины , которую он почти не покидал из-за тяжёлой хронической болезни. Занимался торговлей шелковыми тканями. Отказывался от любых административных назначений .

Малик обладал высочайшими моральными качествами, праведностью, простотой в общении. Перед тем, как рассказать хадис, он обновлял омовение , совершал двухракаатный намаз , затем садился, расчесывал бороду и использовал благовония, оказывая тем самым почтение хадисам Пророка. Имел отличную память, был скромен и не стеснялся публично заявлять о том, что он чего-то не знает. Имам Малик был очень осторожен в вынесении фетв и презирал нововведения . Благодаря своим развитым умственным способностям и старанию он уже к 17 годам приобрел большой багаж исламских знаний начал преподавательскую деятельность. Давать фетвы он начал только после того, как семьдесят учёных засвидетельствовали его пригодность к этому . В Медине ему дали титул «Имам Дар аль-хиджра», то есть «имам Дома переселения» .

Он был принципиален при защите своих убеждений и однажды даже был подвергнут телесному наказанию за отстаивание положения «клятва, данная по принуждению, недействительна». Он мало участвовал в диспутах и считал, что «наука - это не драка между петухами и баранами» . Когда он видел, что человек задает вопрос, чтобы поспорить, он никогда не отвечал таким людям .

У Малика ибн Анаса было два сына и дочь: Яхья, Мухаммад и Фатима. А также один внук - Ахмад ибн Яхья. Сын Яхья впоследствии также стал великим ученым, ездил в Египет и давал уроки по хадисам.

В последние годы жизни имам Малик предпочитал оставаться в одиночестве и даже не посещал пятничные молитвы . У него был слабый мочевой пузырь и он считал, что в таком состоянии находиться в мечети Пророка было бы неуважительно. Он не хотел открыто заявлять о своей болезни, так как считал, что это было бы подобно тому, что он жалуется удел Аллаха . Имам Малик скончался в понедельник 14 числа месяца раби аль-авваль 179 года по мусульманскому летоисчислению. Ритуальное купание совершили Ибн Канана и Ибн аз-Зубайр , а погребальную молитву возглавил эмир Медины Абдул-Азиз ибн Мухаммад. Перед смертью он произнёс шахаду и процитировал 4 аят суры Ар-Рум : «Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого » . Похоронен на кладбище аль-Баки .

Ученики

У имама Малика было большое количество учеников, среди них были даже его учителя. Кади Ийяд говорит, что учеников было более 1300. Вот список некоторых из них :

Наследие

Труды

Малику ибн Анасу приписывается несколько сочинений по мировоззренческим и правовым проблемам. Однако его авторство оспаривается некоторыми критиками .

  1. «Рисаляту Малик иля ибн Вахаб филь-Кадр»,
  2. «Аль-Мудавванат аль-Кубра»,
  3. «Рисаляту Малик филь-Акдия»,
  4. «Рисаляту Малик иля Гассан ибн Мухаммад ибн Мутарриф филь-Фатва»,
  5. «Рисаляту Малик иля Харун-ир-Рашид аль-Машхурату филь-Адаби валь-Маваиз»,
  6. «Тафсиру Гариб аль-Коран»,
  7. «Китаб ас-Сирр»,
  8. «Рисаляту Малик иля Ляйс фи иджмаи ахль аль-Мадина».

аль-Муватта

Малик ибн Анас уделял особое внимание подбору и классификации историй из жизни Пророка, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надежности. Он составил свод хадисов «Китаб аль-Муватта » (араб. الموطأ ‎), который сохранился в двух редакциях: в редакции Мухаммада аш-Шайбани (ум. в 805 г.) и в редакции Яхьи аль-Лайси аль-Андалуси (ум. около 848 г.). В этой работе он впервые собрал хадисы и сделал первую попытку их систематизации. Малик ибн Анас настолько тщательно отбирал хадисы, что не включил в свой сборник даже рассказы, приведенные его отцом и дядей Раби со ссылкой на его деда. Ещё до написания «Сахиха» аль-Бухари, Мухаммад бин Идрис аш-Шафии говорил, что «никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика». На написание книги он потратил около сорока лет .

В книге нашли отражение различные правовые аспекты проблем, на основании которых он выдавал фетвы. Некоторые ученые считают, что это скорее книга по фикху, чем по хадису . «аль-Муватта», а также переработанные версии этого свода - «Аль-Муда́ввана» (араб. المدونة ‎), выполненная Асадом ибн аль-Фуратом ат-Туниси , и «Аль-Мудава́ннат уль-ку́бра» (араб. المدونة الكبرى ‎), подготовленная Абд ас-Салям ат-Танухи , содержат изложение основных принципов маликитского мазхаба.

Дочь имама Малика, Фатима знала «Муватту» наизусть. Во время уроков она обычно вставала за дверью, и, если чтец совершал ошибку, она стучала ногтями по двери. Малик ибн Анас понимал намек и исправлял ошибку .

Убеждения

Малик ибн Анас считал, что убеждения людей состоят из веры (иман) и выражения этой веры в словах и поступках. Он говорил, что вера может усиливаться, но насчёт её ослабления ничего определённого не говорил. Считал возможным лицезрение праведниками Аллаха в раю .

Малик ибн Анас подразделял человеческие познания на три категории:

Правовые методы

Для вынесения правовых предписаний и суждений Малик ибн Анас опирался на следующие :

Общественно-политические взгляды

Малик ибн Анас считал идеальным правление первых Праведных халифов -