Имя существительное. Грамматические признаки Грамматические признаки изучает

  • Выпишите из 3-го и 4-го абзацев по три словосочетания на каждый способ связи. Определите их значени.

    Война-это письма, которые ждут и боятся получать, это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, к уничтожению и смерти. Это погибшие молодые жизни, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия.
    В войну мое поколение научилось любить и верить, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в мирные дни кажеться обыденным: случайно увиденная на улице улыбка женщины, парной майский дождик в сумерках, смех ребенка и первое самостоятельное решение.

  • Шёл по Улице, Переулку, Площади. дошёл до Улицы, Переулка, Площади. находится на Улице, Переулке, Площади. рассказ об Улице, Переулке, Площади. 1)Указать падежи в которых употреблены слова. 2)Отметьте приставку и предлог. 3) Выделяя окончания, надпишите признаки от которых они зависят.
  • 2. Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить: Признак (свойствен - свойственен) этому растению, бочки с пробитыми (днами - доньями), больной (полоскает - полощет) горло, (пропуски – пропуска) из-за болезни, (не морщь – не морщи) лоб, куртка (на мехе – на меху), щека всё ещё (пухла - пухнула), не купила (туфель - туфлей), (двое – два) компьютер(аов), (ордеры – ордера) на квартиру
  • 6. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, выражение. Назовите тип ошибки, объясните, в чем она заключается. Дайте исправленный вариант.
    А) Неоднократно отмечалось в печати об ограниченном ассортименте товаров.
    Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
    В) Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются.
    Г) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
    Д) Я сломала каблук у правого туфля.
    Е) Он занимал выборочную должность.
    Ж) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
    З) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
    И) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
    К) Интересующих вас лиц вышлем почтой.
  • ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ

    ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

    Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)

    Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.

    По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные
    (красный флаг), относительные (гранитный монумент) и притяжательные (лисья нора).

    Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся (белый снег, новые проблемы, темными ночами).

    Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода.

    Имена прилагательные бывают в полной: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин.) и в краткой форме: Облетевший тополь серебрист и светел. (.Есенин.) (только качественные).

    В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого, например: В морские глубины пробьется, взойдет на Эльбрус и
    Казбек. И всюду победы добьется советский простой человек. (В. Лебедев-
    Кумач) — определения морские, советский, простой выражены именами прилагательными в полной форме.

    Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Его походка 6ыла небрежна и ленива. (М. Лермонтов.) — именная часть составного сказуемого выражена краткой формой прилагательного: небрежна, ленива.
    Будучи сказуемым, прилагательное согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в роде и числе: Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода! (А. К. Толстой.)

    Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень: Короче становился день… (А. Пушкин.) (ср. короткий — короче — кратчайший).

    КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

    Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
    А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни. (В.
    Шукшин.) Сегодня ночь светлее. Вчера была самая светлая ночь. форме
    (прямой, угловатый, кривой, круглый) размеру
    (узкий, низкий, огромный, крупный) цвету
    (красный, лимонный, багровый)
    Качественные при — свойству (прочный, вязкий, хрупкий) лагательные обозначают вкусу (горький, соленый, кислый, вкусный) признак предмета по: весу (тяжелый, увесистый, невесомый) запаху
    (ароматный, пахучий, приторный) температуре
    (теплый, прохладный, жаркий) звуку
    (громкий, оглушительный, тихий) общей оценке (важный, вредный, полезный)

    Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы: веселый — весел; веселая — весела; веселое — весело; веселые — веселы.

    Полная форма изменяется по падежам, числам и родам.

    Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые.
    При образовании кратких форм прилагательных мужского рода в их основах может появляться беглый гласный о или е (если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука): долгий — долог, крепкий — крепок, теплый — тепел, умный — умен и др.

    Прилагательное достойный имеет краткую форму мужского рода достоин. От прилагательных, оканчивающихся на -нный, образуются краткие формы мужского рода на -ен и -енен, однако в современном русском языке формы на -енен активно вытесняются формами на -ен: существенный — существен (не
    «существенен»), болезненный — болезнен (не «болезненен»). Лишь в некоторых случаях правильной является форма на -енен: искренний — искренен, низменный
    — неизменен, откровенный — откровенен. Отдельные краткие прилагательные не имеет формы мужского рода, реже — женского рода, еще реже имеют только форму множественного числа:

    Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд, должен, надобен: Ах, Чацкий, я вам очень рада. (А. Грибоедов.) А разве пригожий Лель горазд на песни? (А. Островский.) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А. Пушкин.} Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. (И. Крылов.)

    Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами (товарищеский, дельный, передовой, умелый, вороной, сиреневый), обозначающие высокую степень признака
    (сильнейший, малюсенький), и прилагательные, входящие в состав терминологических наименований (глубокий тыл, скорый поезд). Иногда прилагательные полной и краткой формы имеют разные значения

    Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень (очень смуглый, очень веселый), иметь антонимы (длинный — короткий). Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной(состоит из двух слов).

    Степени сравнения прилагательных

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ

    Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например:
    Разговоры становились звонче, несвязнее и веселее. (А. Пушкин.)

    1. Простая сравнительная степень — неизменяемая форма прилагательного:
    Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней. (М. Горький.)
    2. Сравнение двух предметов по какому-нибудь признаку можно выразить по- разному: Левый берег реки круче правого; Левый берег реки круче, чем правый; Левый берег реки более крутой, чем правый.
    3. Формы сравнительной степени прилагательных, образованные при помощи приставки по- (имеющей значение «немного больше»), чаще употребляются в разговорной речи.
    4. Некоторые прилагательные не образуют простую форму сравнительной степени: громоздкий, исхудалый, лишний, ломкий, массовый, отлогий, передовой, ранний, робкий, соленый и др.

    У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по падежам, числам и родам, например: После первого гола игра стала более интересной. После первого гола противник стал более агрессивным. Более смелому игроку удалось забить гол. После первого гола спартаковцы стали более решительными.

    При образовании составной формы сравнительной степени после слова более (менее) нельзя употреблять прилагательное в простой сравнительной степени. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (В. Короленко.) Суровое лицо отца стало еще более угрюмым. Нельзя сказать «более угрюмее».

    В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть определениями и сказуемыми: Что-то более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен. (Б. Полевой.) Теперь она выглядела более болезненной, чем весной.

    ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ

    Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например: Труд — самое лучшее, самое радикальнейшее лекарство. (К. Симонов.) Утром он долго выбирал среди отпечатанных снимков самые отчетливые. Наконец отложены были два наилучших.
    (Л. Радищев.)
    1. Суффикс -айш- употребляется после г, к, х, которые чередуются с шипящими ж, ч, ш. Суффикс -айш- в превосходной степени всегда находится под ударением: ближайшая деревня, строжайший приказ.
    2. Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет односложную основу (умн-ый, быстр-ый, нежн-ый), то ударение падает на суффикс (умнейший, быстрейший, нежнейший). Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет два или более слогов, ударение остается на том слоге, где оно стоит в начальной форме (красив-ый — красивейший, интересн-ый — интереснейший, ласков-ый — ласковейший).
    3. У прилагательных, имеющих в начальной форме -ск-, -и-, -ов-, -ев-, -аст-
    , -ист-, -ат-, -лив-, -к-, простая форма превосходной степени не образуется: беловатый, больной, бурливый, волокнистый, головастый, громкий, долгий, дружеский, крутой, ломкий, ласковый, молодой, родной, разговорчивый, ранний, сухой, узкий, умелый, частый и др.

    Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам: Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый верный. (Ю. Нагибин.) Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках. (Ю. Нагибин.)

    ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

    Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.

    Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов.

    Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).

    — материал: деревянная
    (ложка), глиняный (горшок)

    — количество: пятилетняя
    (дочь), двухэтажный (дом)
    Относительные — место нахождения: речной (порт), московский (житель) прилагательные — время: прошлогодний (план), январские
    (морозы) обозначают — назначение: стиральная (машина), пассажирский (поезд)

    — вес, длину, меру: метровая
    (палка), квартальный (план).

    Примечание. Не все перечисленные признаки встречаются у каждого прилагательного.

    ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

    Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу
    (отцов дом, сестрин платок, дядин совет, рыбачий поселок) или животному
    (медвежья берлога, волчий вой, оленьи рога, кошкин дом) и отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

    Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.

    1. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ов (-ев), -ин (-ын), -ий.
    2. В косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего родов у прилагательных, начальная форма которых имеет суффикс -ий (волчий, охотничий, лисий) и нулевое окончание, выделяется суффикс -й (на письме суффикс -й и окончание -а обозначаются одной буквой я [йа] (волчья), суффикс -й и окончание -э обозначаются одной буквой е [йэ] (волчье), во множественном числе суффикс -й и окончание -и обозначаются одной буквой и
    (волчьи).
    3. В современном русском языке употребляются притяжательные прилагательные, выражающие семейные отношения: дедов, отцов, сестрин, дедушкин, папин, мамин, внучкин, а также многочисленные прилагательные, образованные от уменьшительных имен: Петин, Колин, Наташин.

    ПЕРЕХОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ИЗ ОДНОГО РАЗРЯДА В ДРУГОИ

    Качественные, относительные и притяжательные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных, притяжательные — в разряд относительных и качественных, реже качественные переходят в разряд относительных.

    Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют переносное значение.

    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов: лисья нора
    (притяж. прил.) – лисий (из меха лисы) воротник (в знач. относитльного) – лисья (хитрая) речь (в значю качественного)

    Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если теряют свои признаки, а приобретают постоянное свойство предмета: кислая ягода- кислый взгляд.

    Прилагательные относительные и притяжательные в переносном значении чаще всего употребляются в художественной литературе, прилагательные качественные в переносном значении употребляются в научном стиле речи.

    ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

    Имена прилагательные изменяются по падежам, родам, числам.

    Полные имена прилагательные изменяются по падежам, числам, а в единственном числе — по родам.

    1. Окончания полных прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают но всех падежах, кроме именительного и винительного.
    2. Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам
    (А. Пушкин), и с родительным, если прилагательное относится к существительному одушевленному: Маша не обратила внимания на молодого француза. (А. Пушкин.)
    3. После шипящих ж, и, ч, щ прилагательные мужского и среднего рода под ударением в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончания
    -ого, -ому, -ом, в безударном положении в тех же падежах они имеют окончания -его, -ему, -ем: Савельич слушал с видом большого неудовольствия. (А. Пушкин.) Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрытие. (А. Пушкин.) Будучи принужден остаться ночевать в чужом доме, он боялся, чтобы не отвели ему ночлега где- нибудь в уединенной комнате. (А. Пушкин.) Погонщиков песня в дремучем лесу затерялась. (Я. Полонский.) Большому кораблю большое плаванье.
    (Пословица.) Свежему яблоку пятнышко не в укор. (Пословица.}

    Прилагательные женского рода после шипящих под ударением в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончание
    -ой, в безударном положении -ей: На чужой стороне и весна не красна.
    (Пословица.) И в стоячей воде утонуть можно. (Пословица.)
    4. Следует различать безударные окончания прилагательных в творительном и предложном падежах. Прилагательные в творительном падеже отвечают на вопрос каким? и имеют под ударением и в безударном положении окончание -ым
    (-им); в предложном падеже отвечают на вопрос каком? и имеют под ударением и в безударном положении окончание -ом (-ем): С хорошим попутчиком — половина дороги. (Пословица.) С попутчиком каким? хорошим. В колючем кустарнике не спрячешься. (Пословица.) В кустарнике каком? колючем.
    5. Прилагательные мужского рода на -ой (молодой, голубой) склоняются так же, как и на -ый, но всегда имеют ударные окончания (молодого, голубого; молодому, голубому; молодым, голубым; о молодом, голубом).

    Склонение полных прилагательных

    1. Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Тихо поют бандуристы славные песни о вас. (Д. Кедрин), и с родительным, если прилагательное относится к существительным одушевленным.
    2. После ж, ч, ш, щ и после г, к, х прилагательные во множественном числе имеют окончания -ие, -их, -им, -ими (большие, тихие; больших, тихих; чужими, тихими; большим, тихим).

    Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного, а также множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Когда я слышал веселый ребячий гал, то убегал со двора, не глядя на дедов запрет. (М. Горький); В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. (Н. Некрасов), и с родительным, если относится к существительным одушевленным: Охотник перенес волчьих щенков в дом.

    Фамилии людей (Иванов, Егоров, Никитин, Петров; Иванова, Егорова,
    Никитина, Петрова), образованные от собственных имен Иван, Егор, Петр,
    Никита при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные.

    Названия городов (Камышин, Калязин, Бородино, Пушкино и т. д.), населенных пунктов в мужском и среднем роде на -ов, -ев, -ов(о), -ев(о) склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных
    -ом (под Бородином, Камышином, но: с Бородиным, с дедовым ружьем и др.).

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
    http://base.ed.ru

    Части речи обладают грамматическими признаками, которыми они и отличаются друг от друга. Грамматические признаки бывают постоянные и непостоянные. Рассмотрим грамматические признаки всех частей речи с объяснениями и примерами.

    Для справки. Понятия «грамматические признаки» и «морфологические признаки» можно считать синонимами. Обычно фразу «морфологические признаки» используют в младших и средних классах, фразу «грамматические признаки» - в старших классах.

    Постоянные признаки

    Слова имеют постоянные признаки: разряд, категорию рода, тип склонения и пр.

    Категория рода охватывает все имена существительные как склоняемые, так и несклоняемые. Не определяют род у существительных, имеющих форму только множественного числа. Категорию рода имеют глаголы прошедшего времени, некоторые местоимения, сходные с прилагательными, порядковые числительные и причастие. У прилагательных категория рода непостоянная, определяется только в ед.ч.

    Склонение — изменение слов по падежам. Только у существительных различают три типа склонения. Каждый тип отличается падежными окончаниями в единственном падеже.

    Для справки. 1 скл.: существительные женского рода и мужского рода с окончаниями -а, -я; 2 скл.: мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с -о, -е; 3 скл.: женского рода с нулевым окончанием, оканчивающиеся на -ь.

    Понятия собственные или нарицательные , одушевленные или неодушевленные определяются только у имен существительных.

    Разряды качественных, относительных и притяжательных имеют прилагательные.

    Для справки. Качественные прил. могут проявлять признак в большей или меньшей степени: светлая, светлее; относительные прил. обозначают признаки через отношение к материалу, месту и пр.: железный, детский; притяжательные прил. Обозначают принадлежность к чему-либо: отцов, волчий. Разряды количественных или порядковых имеют числительные. Числительные, предлоги и союзы бывают простыми и составными.

    Девять разрядов есть у местоимений: личные, относительные, неопределенные, определительные, относительные, отрицательные, притяжательные, указательные и возвратное «себя».

    Для справки. Личные местоимения: я, ты он, она, вы, мы, они; возвратное (себя); вопросительные (кто, что, какой, чей, который, сколько, каков); относительные (те же вопросительные); неопределенные (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь); отрицательные (никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего); притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их); указательные (тот, этот, такой, таков, столько); определительные (весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой).

    Предлоги делятся на производные и непроизводные , союзы — на подчинительные и сочинительные .

    Причастия делятся на действительные и страдательные .

    Для справки. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы: -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), прошедшего: -вш-(-ш-); страдательные причастия настоящего времени: -ем-(-ом-), (-им-), прошедшего –нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

    Для справки. 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, она, оно, они.

    Вид совершенный или несовершенный имеют глаголы, причастия и деепричастия.

    Для справки. Совершенный вид отвечает на вопрос: что сделать? что сделал?; несовершенный: что делать? что делал?

    Переходность, спряжение, наклонение имеют только глаголы.

    Для справки. Переходные глаголы сочетаются с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога: пригласить гостя. Спряжение — изменение глаголов по лицам и числам, различают I спр. с окончаниями -ем, -ете, -ут (-ют) и II спр.: -им, -ите, -ат(-ят).Не стоит забывать об исключениях. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. В условном – обозначают действия, которые происходили бы при определенных условиях. В повелительном — побуждают к действию.

    Время определяется у глаголов и причастий.

    Возвратность — у глаголов и деепричастий.

    Для справки. Возвратные глаголы и деепричастия имеют суффиксы -ся-, -сь-.

    Непостоянные признаки

    Категория числа — одна из важнейших грамматических признаков, указывает на количество предметов. Охватывает практически все существительные, прилагательные, причастия, глаголы, некоторые местоимения. Категорию числа образует единственное и множественное число, которое указывает на количество предметов: ед. ч. – на один предмет, мн. ч. – на два и более.

    Категория падежа — грамматический признак, охватывает все склоняемые существительные, прилагательные, некоторые числительные, местоимения, причастия в полной форме. Категория падежа выражается с помощью падежных окончаний всех форм слова.

    Для справки. Именительный п. (Кто? Что?), Родительный п. (Кого? Чего?), Дательный п. (Кому? Чему?), Винительный п. (Кого? Что?), Творительный (Кем? Чем?), Предложный п. (О ком? О чем?).

    Для справки. Различают сравнительную простую степень: ниже, жарче; сравнительную составную: более (менее) твердый; превосходную простую: строжайший, лучший; превосходную составную: самый (наиболее, наименее) доступный, лучше всех.

    Краткую или полную форму имеют прилагательные и страдательные причастия.

    Сокращения

    В морфологическом разборе часто используют сокращения:
    - одуш. и неодуш. (одушевлённое и неодушевлённое),
    - нариц. и собств. (нарицательное и собственное),
    - числа: ед.ч., мн.ч. (единственное число, множественное число),
    - лица: 1 л., 2 л., 3 л. (первое, второе и третье лицо),
    - род: ж.р., м.р., ср.р., общ.р. (женский, мужской, средний, общий род),
    - склонение: 1 л., 2 л., 3 л., разноскл. (первое, второе, третье лицо, разносклоняемое),
    - падежи: и.п., р.п., д.п., в.п., т.п., п.п. (или им.п., род.п., дат. п., вин.п., тв.п., пр.п.).

    Транскрипт

    1 ГЛАГОЛ Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать, прийти, изобретать, отдыхать, учиться). Неопределенная форма глагола (инфинитив) начальная (исходная) форма, неизменяемая, оформляется при помощи суффиксов -ть, -ти, -чь: даритъ, смотре-тъ, зай-ти, ид-ти, нести, брес-ти, мо-чъ, бере-чъ. Постоянные: вид; возвратность; переходность; спряжение. Грамматические признаки глагола Непостоянные: наклонение (отсутствует в форме инфинитива); время (у глаголов изъявительного наклонения); лицо (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения, а также повелительного наклонения); число (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения; у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения); род (у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения). Переходные и непереходные глаголы Переходные обозначают действие, которое переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: выручить (кого?) друга, писать (что?) письмо, или в родительном падеже при указании на часть предмета: съесть хлеба, купить слив, выпить молока; при отрицании: не читать книг, не видеть сестры, не получить письма (то есть имеют при себе прямое дополнение). Непереходные обозначают действие, которое прямо не переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в косвенных падежах или винительном падеже с предлогом: плакать (без чего?) без причины, подмигнуть (кому?) прохожему, увлечь (чем?) игрой, грустить (о ком?) о лете, верить (во что?) в победу. Помните: все возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -ся/-сь) непереходные, сравните: наклонить (что?) ветку наклониться (за чем?) за яблоком.

    2 Вид глагола Глаголы несовершенного вида (что делать?) обозначают действие без указания на его внутренний предел, длительное, совершающееся или повторяющееся действие (отдыхать, идти, раскрывать, будет писать, будет рассказывать. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшее (издавал, собирал); настоящее (издаю, собираю); будущее сложное (буду издавать, буду собирать). Глаголы совершенного вида (что сделать?) обозначают действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел, указывают на завершенность действия, его результат или его начало (отдохнуть, прийти, раскрыть). Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое (пробежит, прикрепит); прошедшее (пробежал, прикрепил). Обратите внимание: в русском языке имеются двувидовые глаголы: витаминизировать, обследовать, переоборудовать, телеграфировать, транслировать, имитировать, стабилизировать, воздействовать, исследовать, организовать, велеть, венчать, женить, жениться, казнить, обещать, ранить: Положение постепенно стабилизируется (наст, вр., несов. вид). Положение скоро стабилизируется (буд. вр., сов. вид). Некоторые видовые пары имеют разные основы: взять брать, найти искать, положить класть, а также могут различаться ударением: разрезать разрезать, отсыпать отсыпать. Возвратные и невозвратные глаголы Возвратные: имеют постфикс -ся (-сь): нравиться, бояться, встретиться, отправиться. Невозвратные: не имеют постфикса -ся (-сь): встретить, прибыть, отправить.

    3 Наклонение глагола Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности Изъявительное Условное Повелительное Обозначает действие, которое реально Обозначает действие, которое может произойти при к которому говорящий побу- Обозначает действие, происходило, происходит или будет происходить: учился, учусь, буду учиться. определенных условиях или является желаемым: хотел (хотела, хотело, хотели) бы учиться. Образование: форма прошедшего времени + бы ждает своего собеседника: учи, учите. Образование: говор(ят) + и говори по[й(у]т) + пой говори + те говорите пой + те- пой те Не имеют форм повелительного наклонения глаголы хотеть, жаждать, гнить, мочь, победить, в речи используются описательные выражения: Ты должен победить. Ты должен хотеть. Для глагола ехать формой повелительного наклонения является поезжай: Поезжай быстрее. От глаголов бежать, лечь, прилечь, испечь образуются следующие формы повелительного наклонения: беги(те), ляг(те), приляг(те), испеки(те). Лицо глагола Лицо глагола указывает на отнесенность действия к говорящему или предмету. По лицам изменяются глаголы настоящего и будущего времени, а также глаголы в форме повелительного наклонения. Показателем лица глагола являются личные окончания. Запомните: глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам. Безличные глаголы Безличными называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (или предмета): вечереет, подмораживает, знобит, нездоровится. 1) имеют формы инфинитива, изъявительного и условного наклонения: в изъявительном наклонении в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени; в форме среднего рода прошедшего времени; в условном наклонении в форме среднего рода; 2) в предложениях безличные глаголы являются сказуемым; при них нет и не может быть подлежащего Во время дождя хорошо спится. К вечеру похолодало. Скорей бы потеплело.

    4 Примечание. В предложении многие личные глаголы могут употребляться в безличном значении. Сравните: Пахнет площадью Сенатской на Семеновском плацу. (Е.Евтушенко) Свежескошеиная трава приятно пахнет. Время глагола Прошедшее: действие происходит до момента речи: учи(ть)+ л, писала, шло, рисовали; обогревали, обогрели. Настоящее: действие происходит в момент речи: пишем, идешь, учит, рисуют; обогревают. Будущее: действие происходит после момента речи: будет учить, будут рисовать; обогреют, прочитаешь. Глаголы будущего времени имеют две формы простую и сложную: будущее простое время имеют глаголы совершенного вида; образуется от основы будущего времени с помощью личных окончаний; будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида; образуется с помощью вспомогательного глагола быть в личной форме и инфинитива глагола Внимание! Глаголы несовершенного вида употребляются в формах всех трех времен, глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшего и будущего. Спряжение глагола У глаголов с ударными личными окончаниями спряжение определяется по личным окончаниям. ед.ч. мн.ч. I спряжение 1-е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю); -ешь; -ет; -ем -ете, -ут(-ют) П спряжение 1 -е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю) -ишь; -ит; -им -ите, -ат (-ят)

    5 У глаголов с безударными окончаниями спряжение определяется по инфинитиву. I спряжение Все те глаголы, которые не являются глаголами II спряжения. II спряжение Все глаголы на -ить, исключая брить, стелить; 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать; 7 глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть Обратите внимание: 1) спряжение глагола нередко можно определить по 3-му лицу мн. числа: петь (они что делают?) поют -I спр., говорить (они что делают?) говорят II спр; 2) глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и бесприставочный: нести, принести несут, принесут; гладить, выгладить гладят, выгладят; радоваться, обрадоваться радуются, обрадуются. Разноспрягаемые хотеть (захотеть, захотеться) хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бежать (выбежать, забежать сбежаться, разбежаться и т.п.) бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; чтить (почтить) чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут. Особо спрягаемые дать (создать), есть (надоесть) и образованные от них с приставками и постфиксом -ся: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; ем, ешь, ест, едим, едите, едят. Примечание. При определении спряжения глагола следует учитывать его вид: обижаешь обижать (1 спр.), обидит обидеть (II спр.), слушаешь слушать (I спр.), слышишь слышать (II спр.), вылетишь вылететь (II спр.), вылетаешь вылетать (I спр.). Примечание. Некоторые глаголы в русском языке лишены отдельных грамматических форм. Не имеют: 1) форм 1-го и 2-го лица единственного числа глаголы, обозначающие действия нескольких лиц: толпиться, расползаться, галдеть; 2) форм 1 -го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего простого времени глаголы, обозначающие действия, свойственные не человеку, а животным, растениям, предметам: доиться, телиться, разрастись, отпочковаться, колоситься; 3) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы, совпадающие в произношении с другими грамматическими формами: дерзить (держу от держать); 4) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы в силу неудобства в произношении: убедить, победить, очутиться, чудить.

    6 Основы глагола Формы большинства глаголов образуются от двух основ основы инфинитива и основы настоящего (будущего простого времени). Основа настоящего времени может быть вычленена у глаголов несовершенного вида, а основа будущего простого времени у глаголов совершенного вида, ср.: строят построят. Чтобы найти основу инфинитива, необходимо отбросить показатель инфинитива суффиксы -ть, -ти, например: уме-ть, нес-ти. Чтобы найти основу настоящего (будущего простого времени), необходимо отбросить окончание у глаголов в форме 3-го лица множественного числа: надева[й ут], ле[т"-ат]. От основы инфинитива образуются следующие формы: прошедшего времени (смотре-л); условного наклонения (смотре-л бы); причастий прошедшего времени (смотре-вш-ий); деепричастий совершенного вида (просмотре-в). От основы настоящего времени образуются следующие формы: настоящего времени (листа[й-у]); повелительного наклонения (листай, пиш-и); причастий настоящего времени (листа[й-ущ]ий); деепричастий несовершенного вида (листа[й-а]). Морфологический разбор глагола Порядок разбора I. Часть речи. II. Начальная форма (неопределенная форма глагола). III. Постоянные морфологические признаки: 1) вид; 2) переходность; 3) возвратность; 4) спряжение. IV. Непостоянные морфологические признаки: 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) число; 4) лицо (если есть); 5) род (если есть). III. Синтаксическая роль. Образец письменного разбора И месяц светит, когда солнца нет. (Поговорка) Светит глагол, н.ф. светить, несов.в., неперех., невозвр., 2 спр.; в форме изъявит, накл., наст, вр., ед. ч., 3 лица; простое глагольное сказуемое. Правописание личных окончаний глаголов В безударных личных окончаниях глаголов написание е или и зависит от спряжения глагола: I спряжение буква е: брить бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться борешься, борется, боремся, боретесь. II спряжение буква и: обидеть обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться молишься, молится, молимся, молитесь.

    7 Обратите внимание: 1) глаголы I спряжения: а) сеять сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; блеять, веять, лаять, лелеять, реять, хаять, каяться, маяться, надеяться; б) выздороветь выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют; заиндеветь, плесневеть; в) стлать, стелить стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют; 2) непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные II спряжения: обессилеть (неперех.) обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (перех.) обессилит, обессилим, обессилите, обессилят. Правописание суффиксов глаголов 1) -ирова-, -изова-, -изирова-: (всегда с и) балансировать, гримировать, характеризовать, идеализировать, стандартизировать; 2) -ене-/-ени-: производные от суффиксов -е- "делать таким, каким обозначает производящее имя прилагательное" и -и- "делаться, становиться каким-л. в соответствии с основой прилагательного", следовательно, в непереходных глаголах пишется суффикс -ене- : леденеть, деревенеть, костенеть, остолбенеть, оцепенеть, обездолетъ; в переходных -ени-: леденить (кровь), искровенить (руки); 3) -ыва-/-ива-, -ова-/-ева-: для выбора правильного суффикса и соответственно правильного написания важно учитывать следующее: глаголы с суффиксами -ыва-/-ива- образуются от приставочных глаголов совершенного вида и составляют с ними видовую пару: разведывать разведать, расстегивать расстегнуть, закручивать закрутить. При изменении слова эти суффиксы сохраняются в формах 1-го лица: разведывать разведываю, разведываем, раскорчёвывать раскорчёвываю, раскорчёвываем, расстёгивать расстёгиваю, расстёгиваем, закручивать закручиваю, закручиваем; глаголы с суффиксами -ова-/-ева- образуются главным образом от бессуффиксных существительных, данные суффиксы являются активным средством приспособления к русской глагольной системе заимствованных основ: советовать, командовать, дрейфовать, рекомендовать, атаковать, горевать, танцевать. При изменении суффиксы -ова-/-ева- в формах 1-го лица в основном не сохраняются: советовать советую, советуем, горевать горюю, горюем. Используя прием подстановки формы 1-го лица, следите за правильностью образования данных форм от глаголов совершенного или несовершенного вида: от глагола совершенного вида образуется форма 1-го лица будущего времени: раскорчевать раскорчую (! не раскорчевываю несов. в., наст, вр.); от глаголов несовершенного вида образуется форма 1-го лица настоящего времени: корчевать корчую, корчуем. Запомните слова с суффиксами -ева-, -ва-, для которых прием подстановки формы 1-го лица неэффективен: застревать, затмевать, намереваться, обуревать, продлевать, увещевать.

    8 Глаголы с ударяемым -ва-ть перед суффиксом сохраняют ту же гласную, что и в инфинитиве без -ва-: развить развивать, успеть успевать. Обратите внимание на написание глаголов с историческим корнем -вед-: исповедовать, проповедовать, заведовать, но разведывать, отведывать, проведывать, наведывать, выведывать. Синтаксические функции глагола В предложении глагол чаще всего выполняет функцию сказуемого (Немного отдохнем на этой точке), глагол в форме инфинитива может выступать также в роли подлежащего (Повелевать в этом случае труд утомительный), определения (Был получен приказ (какой?) наступать), дополнения (Лейтенант всего лишь просит (о чем?) огоньку туда подбросить) и обстоятельства (А завтра снова мир зажечь вставало солнце алое).


    Правописание глаголов Правописание окончаний глаголов 1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений. Ко II спряжению относятся: глаголы на ить

    Глагол Глагол это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться Неопределенная форма глагола

    Потешнова Н.Б., учитель начальных классов ГБОУ «Школа 69 имени Б.Ш. Окуджавы» Тема: «ЧАСТИ РЕЧИ» ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Это часть речи, которая обозначает (называет) предметы, явления природы, качества, отвечает

    Самостоятельные части речи. Часть речи Вопросы, значение Морфологические признаки Синтаксическая роль 1. Существительное Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Предмет. 2.

    Деепричастие Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы. Деепричастие это особая

    ВСЕ О ПРИЧАСТИИ 7 КЛАСС Значение, морфологические признаки, образование, синтаксическая роль Чижова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ 10" г. Реутов Московской области Причастие

    Твёрдые Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с] СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Мягкие [б ] [в ] [г ] [д ] [з ] [п ] [ф ] [к ] [т ] [ с ] НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Звонкие:

    Введение ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные на согласный и -И всегда мужского рода Существительные на -А, -Я, -ИЯ женского рода Существительные на -О, -Е, -ИЕ и -МЯ всегда среднего

    Образовательный минимум 5 класс Русский язык 1 четверть 1.Язык и человек. Общение устное и письменное. 2.Стили речи (научный, художественный, разговорный) Разговорный Научный Художественный Цель (зачем?)

    Разноуровневые тесты по теме «Глагол» (4-й класс) Е.В. Яруллина Я работаю в школе 16 лет, последние 7 по программе «Школа 2100». Для проверки знаний и умений детей предлагается много разнообразных контрольных

    Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий и деепричастий» (Часть 1, задание 11) Подготовила Павлевич Нелли Дмитриевна, учитель русского

    Местоимение как часть речи Местоимение это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны

    2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а

    Зависит от 1л.ед.ч. (я) на -ую; -юю -ова, -ева танц вать-танцую рассчит..вать на -иваю; -ываю -ива, -ыва ова/ева ива/ыва суффиксы в глаголах гласная перед _л в гл.пр.вр. Правописание суффиксов (А7) суффиксы

    ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 5-м классе из расчёта 6 часов в (210 часов) и 5 часов в (175 часов) Раздел и учебника Ты изучаешь русский язык (2 ч/1 ч) расчёта в при 6 ч в

    ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

    2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

    Дидактические игры, обобщающие таблицы и схемы как средства интенсификации обучения переулок непарных [н] [н"] [ м ] улица самых звучных [ м "] [л] [л"] [р] [р"] [й"] улица звонких [а] [и] [ы] [б][б" ]

    Дата провед. Тема урока Кол-во часов Форма урока 1 Язык как средство общения 2 Роль родного языка в жизни человека Повторение курса. Слово и его звуковая оболочка.(14ч.) 3 Звуки языка. Гласные и согласные

    ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»........ 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества............ 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

    Как часть речи. Причастие как часть речи Причастие самостоятельная часть речи, называющая признак предмета (объекта) по действию, отвечающая на вопросы «какой?» и его формы. В предложении причастие выполняет

    35 Урок Сделай уроки! Повелительное наклонение (Tryb rozkazujący) Основа глагола и ударение в 1м л. ед. ч. настоящего (несов. в.) или будущего (сов. в.) Temat słowa i akcent w 1os. l. poj. czasu teraźniejszego

    Словарь терминов и понятий Фонетика: звук, буква, ударение, слог. Морфемика: морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, основа). Словообразование: способы образования слов (приставочный, приставочно

    П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

    Морфемика Морфемика раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. В морфемике решаются два основных вопроса: 1) как классифицируются морфемы русского

    Упражнения по теме "Глагол" Упражнение 1. Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7)

    Раздел Морфологические признаки глагола МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 6 класс Модуль 6: Глагол. Примерные задания 1.Что обозначает глагол? 1) действие; 2) предмет; 3) признак

    Содержание Предисловие для преподавателей... 5 Предисловие для учащихся... 8 Список сокращений... 9 Литература к теме... 10 Часть I. Словоизменительная классификация русского глагола в целях преподавания

    Тематическое планирование по русскому языку (экстернат) 4 класс. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» Тема занятия Задания 1 ТРИМЕСТР 1. Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. Слово. Предложение.

    МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

    Уважаемые коллеги! Предложенный вариант тематического планирования для изучения материала учебников «Русский язык. 4 класс: В 3 ч.» (авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова) предложен на 136

    СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 3 182 МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ 1. Предмет морфологии. Связь морфологии с фонетикой, лексикологией, синтаксисом... 4 2. Основные понятия морфологии... 5 ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ

    ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

    Правила в стихах Состав слова. Приставка. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. Корень. Общая часть Родственных слов Корнем зовется Ответ наш готов.

    Наклонение как морфологический признак глагола Наклонение непостоянный морфологический признак глагола. Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном

    А3. Морфологические нормы. Задание А3 проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи: имени существительного; имени прилагательного и наречия; имени числительного; местоимения;

    МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского муниципального района Воронежской области Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса по теме «Глагол» ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ Подготовила: Гончарова Елена

    Раздел. Начальная школа. Учитель Билык Светлана Викторовна Памятка для работы над ошибками Наименование ошибки Знаю 1. Ударение Ударение ставится над той гласной, которая в сильной позиции при произношении.

    Открытый урок русского языка в 4 д классе (26.11.2014г.) на основе системно - деятельностного подхода в рамках нового ФГОС Тема урока: «Спряжение глаголов» (2 урок по теме) Тип урока: урок-рефлексия Цели

    План - конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Понятие о спряжении глагола. Личные глаголов и спряжения. Цель: Первичное формирование умений определять глагола по ударному личному окончанию. Планируемые

    58 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-м КЛАССЕ Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе из расчета 6 часов в неделю (204 часа) и 5 часов в неделю (170 часов)

    Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени. Язык важнейшее средство общения. Язык и человек.09 Предп. дата 2. Общение устное

    Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

    Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки України від 08.12.2010 р. 1218 ПРОГРАМА зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Русский язык ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Звуки речи.

    УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 14.10.2013 759 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения

    Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный

    Правописание приставок Согласные в приставках раз-,рас-,из-,ис-,без-,беспишутся так, как слышатся. Если корень начинается со звонкого согласного, пишется з, если с глухого - с. Приставки с гласной а: за-,

    МВД РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    МВД РОССИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Начальник Краснодарского унцверсгргета МВД России ришйй ^ А.В. Симоненко «2 У 2016 г. Программа вступительного испытания по русскому языку для лиц, поступающих

    ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Русский язык» для поступления в 2010 г. в СПбГУ на программы бакалавриата. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное владение

    Объем требований по русскому языку. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил в пределах приведенной

    Олимпиада школьников «Ломоносов» 2012 года по русскому языку Очный тур ы на задания для учащихся 10-11 классов Вариант 1 Задание I Проанализируйте приведенное ниже предложение и ответьте на следующие вопросы.

    Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ТЕКСТ» 1.1.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Русский язык 5 класс 105 часов Kuu Õpitulemused Õppesisu Kohustuslik hindamine I четверть сентябрь 1.Знают, чем отличается текст от группы предложений, определяют тему и основную мысль текста. 2.Видят

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине Русский

    Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

    Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУ имени А.А.Кулешова К. М. Бондаренко 2016 г. Регистрационный В- ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

    Программа предназначена для поступающих на все направления. Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (письмо Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. 14-51- 129ин/12

    Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык», 6 класс 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла.

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

    שיעור י"ג Урок 13 Грамматика Сопряжённые сочетания существительных Существительные муж, жена с местоименными суффиксами ед.ч. Особенности использования предлога винительного падежа, прямое и косвенное

    2 Программа вступительного (дополнительного вступительного) испытания по русскому языку. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015. Программа обсуждена и одобрена на заседании методического совета

    Каждая часть речи имеет собственные морфологические признаки. Мы расскажем, какие из них присущи имени существительному. При этом, уточним, что одни признаки являются постоянными, а также назовём непостоянные признаки.

    Что такое морфологические признаки существительного?

    Морфологические признаки существительного – это ряд грамматических категорий, которые присущи словам данной части речи и указывают на их значение в предложении. Существительное имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки.

    Имя существительное как часть речи начинает изучаться в 4 классе.

    Постоянные грамматические признаки существительных

    Постоянными грамматическими признаками существительных называют присущие словам морфологические категории, которые не меняются в зависимости от ситуации речи. К постоянным грамматически признакам существительных относятся:

    • Склонение – 1-е (папа, вода, лекция ); 2-е (поворот, зерно, Киев ); 3-е (новость, ночь, мысль ), разносколоняемые (пламя, время ).
    • Род – мужской (телевизор, договор ); женский (клубника, кошка ); средний (озеро, полотно ).
    • Одушевленность – одушевленные (дочь, Евгений ), неодушевленные (тарелка, восторг ).
    • Собственные (Днепр, Мария ) и нарицательные (река, женщина ) существительные.

    Непостоянные грамматические признаки существительных

    К непостоянным морфологическим признакам имени существительного относятся свойственные словам грамматические категории, которые изменяются в зависимости от контекста речи и места существительного в предложении.

    ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

    Непостоянные морфологические признаки существительных с примерами:

    • Падеж – И. п. (сестра, море ), Р. п. (сестры, моря ), Д. п. (сестре, морю ), В. п. (сестру, море ), Т. п. (сестрой, морем ), П. п. (о сестре, о море ).
    • Число – единственное (природа, человек, любовь ), множественное (числа, разговоры, пешеходы ).