Исследовательская работа на тему: «Проблема Школьных Неудач. Детские неудачи: как к ним правильно относиться Список использованной литературы

«Страшная это опасность – безделье за партой;

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает».

В.А. Сухомлинский

Каждый из нас мечтает в жизни добиться каких-то высот, состояться как личность, в общем, стать успешным. Что же такое успешность? На мой взгляд, успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья и др. Если попытаться построить логическую цепочку достижения успешности в жизни, в частности получения интересной и престижной работы, она может выглядеть так: - Что бы получить профессию необходимо поступить и успешно учиться в ВУЗе. - Для поступления нужны знания и умения их применять.

А хорошие знания можно получить, если упорно и успешно учиться в школе. Казалось бы, нехитрая цепочка получается. Но следуют данной цепочке лишь некоторые. А что же остальные? Почему они учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние

К внешним причинам

    Социальные , т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

2. Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях

3. Влияние извне – улицы, семьи и т. д.

К внешним причинам

    Главная внутренняя причина неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников , вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

    Низкое развитие интеллекта , что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

    К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения : у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

    И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся .

К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

    пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

    пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

    недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

    ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

    трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости.

Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

    наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

    Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

    тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

    диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

    диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.

Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый - перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания, т.е. многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение .

Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету . Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл . Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Большое количество пропусков по болезни.

Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье .

Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников , их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Всякая неискренность только ухудшает взаимоотношения, искренность и понимание учителя, в конечном счете, породит искренность и взаимоотношение со стороны любого учащегося.

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания. Конечно же, основная масса учителей – это трудоголики. Но есть и другой учитель. При хорошо подготовленном учителе многие неуспевающие учащиеся вполне могли бы успевать, но их относят к разряду лентяев или неспособных.

Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие, например, по математике или физике.

Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям.

Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья . К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха

Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают.

Требования к учителю, работающему с проблемными детьми

    создавай в классе благоприятный психологический климат

    не раздражайся, будь терпелив и настойчив

    требуя, учитывай реальные возможности ученика

    каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы

    учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку

    учи посильным приемам регуляции поведения

    диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучения

Как итог – притча.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

Верно! – удивился человек.

Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

Меня больше радуют твои перышки...

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

    общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

    частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

    неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

Пути устранения школьной неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

    Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

    Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

    Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле».

Литература

    Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ‑ Издательство: Рассказов А.И., 2002. – 304 с.

    Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. – Изд-во: КАРО, 2008. – 144 с.

    Колисниченко Н.В. Тестовый контроль знаний. ‑ Издательство: РАГС, 2008. – 44 с.

    Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. /Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Рстов н/Д, 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)

    Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. – Издательство: Академия, 2008. – 208 с.

Оборудование: доска, мел, компьютер, ММ-проектор, экран.

Технологии: мини-проект, технология группового обучения.

Учебный проект создается студентами с целью выработки обоснованной авторской системы диагностического комплекса (технологии контроля) по управлению образовательным процессом. По окончании работы демонстрируются фрагменты диагностических комплексов и педагогически обоснованных управленческих решений оптимизации образовательного процесса.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи ‑ решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Технология группового обучения (работа в статических и динамических парах, взаимообмен заданиями, взаимопроверка и контроль и др.). Подобное организационно-методическое решение позволяет детально проработать ситуацию педагогического контроля в малых группах, а также закрепит знания и опыт применения технологии сотрудничества.

В данном случае преподавателю следует выступать в роли куратора. Куратор (от лат. curator) ‑ тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

Вопросы для обсуждения

    Какие методики оценки образовательного процесса наиболее значимы: качественные или количественные? (в сравнении с другими производственными процессами).

    Насколько возможно оценить все (абсолютно все!) компоненты, стороны образовательного процесса при помощи технологий контроля?

    Насколько педагог может предупредить причины неуспеваемости?

    Каков инструментарий коррекционной работы для преодоления неуспеваемости учащихся по вашему предмету?

    Что важнее для человека отметка или оценка на этапах учебной деятельности (в школе), учебно-профессиональной деятельности (в профессиональном учебном заведении), профессиональной деятельности (на производстве)?

    В чем состоит основание мнения, что троечники успешнее на производстве, чем отличники? и т.д.


Цель нашего исследования – узнать, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать. Задачи исследования: Собрать теоретическую информацию по теме; Опросить учащихся 3-5, классов и преподавателей Мийнальской школы; Проанализировать полученные результаты и сделать выводы; Дать рекомендации, как избежать детских неудач. Методы исследования: Анализ теоретической информации; Опрос и анкетирование.


Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним. Объект исследования: учащиеся 3-5, классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ». Гипотеза исследования: Для учащихся 3-5 и классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же; Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.


Что такое школьные неудачи? Толковые словари дают следующее определение неудачи: «Неудача – это отсутствие удачи, неуспех, провал» (Ушаков). Для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.


Почему же дети так плохо учатся? Одни отстают, потому что боятся, другие – потому что испытывают скуку, а третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Поскольку неуспеваемость – явление довольно распространенное в современной школе, мы считаем выбранную тему особенно актуальной.


Типы школьных неудач (по А.К. Дусавицкому) Знаниевый тип; Личностный тип; Поведенческий тип. Школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента.


Чтобы выяснить, что такое школьные неудачи и можно ли их избежать, мы провели опрос среди учащихся 3-5 и классов и преподавателей Мийнальской школы. опрос В ходе опроса мы получили следующие результаты результаты




На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных в этих классах ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Положительным является тот факт, что 100% опрошенных считают, что неудач в учебе можно избежать.


Опрос старшеклассников (10-11 классы) в опросе участвовало 44% от общего количество опрошенных 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками; 31,25% учеников класса вообще не связывают свои неудачи со школой; И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками. 56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко. И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени. Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.


Отношение к школьным неудачам Школьники 3-5 классов Школьники классов Родители (со слов учеников) Учителя 60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить; 40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;68,75%СтаршеклассниковБолезненно переживают свои неудачи; 31,25% неудачи вообще не беспокоят. Этот показатель ниже, чем у учеников 3-5 классов, видимо СтаршеклассникиБолеесознательны. 90% родителей поддерживаю т своего ребенка, когда он сталкивается с неудачей; 10% родителей наказывают школьников за плохие оценки; 100% опрошенных преподавател ей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратит ь неудачи.


Опрос преподавателей Интересно, что лишь 25% преподавателей считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. 50% опрошенных считают, что неудача школьника – неспособность адаптироваться; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт;


Обнадеживает тот факт, что 100% опрошенных преподавателей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратить неудачи. Интересно, что в то время как подавляющее большинство (100 и 87,5%) опрошенных школьников винит в своих неудачах себя, то взрослые называют такие причины: Проблемы в семье (25%) Общество в целом (62,5%) И дети и взрослые (12,5%)


Выводы Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Подавляющее большинство винит в неудачах в школе себя. Практически все опрошенные считают, что неудач в школе можно избежать. 100% учителей и 90% родителей готовы поддержать школьников и помочь им избежать неудач. Неудач можно избежать, если: Быть внимательнее, упорнее, контролировать себя; Наладить хорошие отношения с одноклассниками и учителями; Не стесняться попросить помощи.


Список использованной литературы: Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г. Дусавицкий А.К. – Формула интереса. // Школьный психолог. // 1сентября., 28/5 2002г. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных мето­дов и форм обучения, новых педагогических технологий, про­блемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимиза­ции учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический конт­роль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются методы диагностики: беседы учите­ля с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допу­щенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический конси­лиум - совет учителей по анализу и решению дидактических, педагогических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, на Западе группы выравнивания. Преимущества последних в том, что

занятия в них проводятся по результатам серьезной диагности­ки, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспита­тельная работа, которая включает и работу с семьей школьника, она является частью социально-педагогической, психологической работы с трудными учащимися.

Задания на усвоение и проверку

1. Допишите предложения.

Контроль знаний имеет такие виды: текущий, ... , ... . К методам контроля относятся наблюдение, ... , ... , дидак­тические... , метод... работ. См. текст 16.1.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактиче­ский тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запу­щенность. См. текст 16.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспе­ваемости: - педагогическая профилактика,

Педагогическая терапия,

- .......................... . См. текст 16.2.3.

Слова для вставки: периодический, итоговый; устный, пись­менный контроль, тесты, практических; педагогическая диагно­стика, воспитательное воздействие.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

17. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

17.1. Принципы образовательной политики

Под системой образования понимается совокупность образо­вательных программ и стандартов, сеть образовательных учреж­дений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-эконо­мическим, политическим строем, культурно-историческими, на­циональными особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В насто­ящее время в РФ действуют такие принципы:

Гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

общедоступность образования и адаптивность системы обра­зования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учрежде­ниях;

свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учрежде­ний. См. Закон РФ об образовании, ст.2.

Эти принципы определяют основные направления, приори­теты образовательной политики и, следовательно, характер обра­зования и учебных учреждений в стране.

17.2. Образовательные учреждения

Образовательным называется учреждение, которое ведет учебно-воспитатательный процесс по определенной образователь­ной программе (о программе см. текст 10.3.2). Существуют следующие типы образовательных учреждений.

Дошкольное: ясли, детский сад.

Общеобразовательное, со ступенями (начальное, основное, среднее общее): школы, лицеи, гимназии и пр.

Профессиональное (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.

Специальные (коррекционные) для обучения детей с откло­нениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.

Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.

Другие учреждения: курсы, институты повышения квалифи­кации, переподготовки и пр.

По организационно-правовым формам образовательные учреж­дения могут быть государственными, муниципальными, негосудар­ственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Граждане могут использовать разные формы получения об­разования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат.

17.3. Органы управления образованием

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая сту­пень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление - процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирова­ния и контроля за деятельностью образовательных служб. Важ­нейшими функциями федеральных органов являются разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и атте­стация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Напомним, что государственные образовательные стандарты - это обязательный минимум содержания каждой

основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.

Кроме того, органы управления руководят выпуском учебни­ков, учебных пособий и средств, организуют подготовку и перепод­готовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Николаева Д. В.

Вынуждена признать, что детские неудачи начинаются вместе со школой. Пока вы растите свое чадо в некоем защищенном от внешних веяний пространстве, вы твердо знаете, что ваш малыш самый умный (ведь еще недели от роду он умел находить вас глазами и улыбаться только вам, не папе, не бабушке, а именно вам), самый красивый, самый чудесный ребенок на свете. А если он нагрубил вам или побил приятеля в песочнице, то вы только делаете вид, что сердитесь: «Ах, ты мой птенчик дракона!» Короче, ворона говорит вороненку: «Мой беленький!», - а ежиха ежонку: «Мой гладенький!» Все меняется, когда это настоящее, чудом доставшееся вам сокровище идет в школу. Потому что только с этого ужасного момента вы вынуждены соотносить собственные представления о своем ребенке с представлением окружающих, часто, увы, недоброжелательным.

Моя старшая дочь, кажется, от рождения разговаривала со мной наставительным тоном. Да и правду сказать, разница в возрасте не так уж была велика, всего какие-нибудь девятнадцать лет. «Мама, - говорит она с нажимом, - школа – это тюрьма!» - «Но ведь бывают хорошие школы, - робко возражаю я. - «Как бывают хорошие тюрьмы» - безжалостно заключает дочь.

Конечно, мы были очень молодыми и неопытными родителями. У нас росла умненькая самоуверенная девочка, с некоторой иронией смотревшая на окружающих и относившаяся к ним покровительственно. Как многие первые дети, которым не с кого брать пример, она называла меня по имени, и это еще добавляло обаяния ее самоуверенной манере держаться. Однажды мы были с ней в гостях в «приличном доме», и чопорная хозяйка обратилась ко мне с вопросом: «Дашенька, а кто ваш муж по профессии?» «Мой муж – режиссер», - отвечала ей я, свернув губы трубочкой и кося глазом в старании соответствовать всей атмосфере приема. Четырехлетняя Ксеня сочла нужным вмешаться: «Даша, ты что, - сказала она укоризненно и, широко улыбнувшись, обратилась к гостям, – мой папа коровник строит!» И удалилась играть с собакой, предоставив мне лепетать, что мой муж заканчивает режиссерский факультет ГИТИСа и летом, чтобы подработать, действительно подрядился вместе с приятелем строить коровник. Тогда еще здравый смысл был со мной в ладу, и мне не пришло в голову обрушить на ребенка родительский гнев за это милое простодушие.

Ее первую учительницу, Дину Георгиевну, я и сейчас, по прошествии двадцати лет не могу вспомнить без ужаса. На первом же родительском собрании выяснилось, что половина касса - необучаемые. Я тогда еще не знала часто используемый учительский прием – двоечников полкласса, но каждому отдельному родителю представляют дело так, что его ребенок – хуже всех. И вот вы уже не верите собственным впечатлениям, вы забываете о том, что ваш ребенок в последнее счастливое предшкольное лето прочел вместе с папой всего «Робинзона Крузо», что он занимается художественной гимнастикой в школе олимпийского резерва и имеет уже четвертый юношеский разряд, а помните только о том, что он «хуже всех в классе» пишет буквы. «Самый лучший в мире» в ваших глазах стремительно превращается в унылого хронического неудачника, с которым даже лучшая подруга Варя боится в школе разговаривать, чтобы не навлечь на себя гнев учительницы. Все последующее мне вспоминать стыдно и не хочется. Как я могла им поверить, как могла оказаться с ними по одну сторону баррикад, как могла хотя бы даже в редкие минуты глядеть на свою дочь их глазами, в которых совершенно очевидно застрял осколок андерсеновского кривого зеркала?!

Слава Богу, моя дочь оказалась удивительно стойким человеком, все происходившее только укрепило ее характер и закалило его, как сталь. А если бы на ее месте оказался кто-нибудь помягче?

Сегодня я не только опытный родитель школьника (наш третий ребенок заканчивает восьмой класс), но и учительница, классный руководитель выпускного класса, изучивший это учреждение изнутри.

В глазах стоит картинка. Пятый класс. Я объявляю оценки за диктант, написанный накануне. Случайно взгляд мой падает на лицо девочки за первой партой. На нем написан такой ужас – открытый искривленный гримасой рот, безумные глаза, напряженная поза. Я невольно оглядываюсь, боясь увидеть то, что так испугало ребенка. Ничего ужасного не нахожу, да и другие дети совершенно беззаботны. Оказывается, девочка так боится услышать, что у нее не пятерка. У девочки заботливая мама, в этом нет ничего необычного, у всех пятиклашек-гимназистов заботливые родители, они все исправно ходят на родительские собрания, вникают в происходящее в классе, интересуются учебой своих детей. Почему же другие ребята реагируют на свои оценки спокойно? С моей точки зрения, хоть я этого никогда не покажу, ученица эта довольно слабенькая. У девочки не развита фантазия, она не слишком хорошо понимает тексты, она не способна быстро и интересно отвечать на вопросы, с чем справляется большинство ее одноклассников. Но она обладает набором качеств, которые превыше всего ценятся в начальной школе. Аккуратная, послушная, красивый почерк, ей не занимать усидчивости для зубрежки, она неравнодушна к недостаткам и несерьезности окружающих. Такой положительный Сид из «Приключений Тома Сойера». Это случай ровно противоположный моему собственному по знаку (вместо минуса – плюс), но совершенно идентичный, по сути, мать ориентируется не на своего ребенка, а на отношение школы к ребенку и, вкусив этого отравленного зелья, начинает требовать от него все новых и новых порций похвал.

В нашей школе только что прошел последний звонок. Мой выпускной класс давал свой традиционный последний концерт. В основе сценария лежала детективная история – ЕГЭ убило образование. В качестве истца на судебном заседании выступал Здравый Смысл, который, конечно, был осужден на принудительные работы. Мне кажется, что именно здравый смысл мгновенно изменяет человеку, когда речь заходит о школе. Вы немедленно заражаетесь этим изуродованным отношением к нормальным человеческим проявлениям. Вы тотчас забываете обо всех детских книжках, когда-либо прочитанных. Не было Тома Сойера и Гека Финна, не было «Кондуита и Швамбрании», не было многочисленных свободных и опоэтизированных двоечников, мерилом личности которых становились не школьные оценки и прилежное поведение, а их человеческие качества – доброта, смелость, верность дружбе и многое другое. Ваш сын получил двойку по геометрии – какой кошмар! Прогулял урок химии – катастрофа! Он бегал по коридору, он орал на уроке, он в сердцах бормотал себе под нос, ругая учительницу дурой (сосед по парте подслушал и донес). Он потерял мобильник, он ужасно выглядит в этой школьной форме, он не может подтянуться на перекладине (все могут). Учительница математики его ненавидит. А за что ей тебя любить? Вот тут стоп, уважаемые! Каждого ребенка есть за что любить. А уж Вашего, самого лучшего на свете – особенно!

И мне надоело скромно умалчивать о главном – учитель обязан (!) любить детей. Мы боимся об этом даже вспоминать, большинство считает, что работа учителя так ужасно тяжела, а платят ему так ужасно мало, что потребовать от него, чтобы он с любовью относился к своим ученикам, чтобы он честно выбирал эту профессию, а не потому, что больше ничего не умеет, больше ни в какой ВУЗ не смог поступить и т.д., просто невозможно. Открою секрет – работа не тяжелая, платят на сегодняшний день в Москве совсем не мало. И есть хорошие учителя. Их даже немало, но все равно на всех не хватает. И достаются иным тетки, которые орут, ненавидят, унижают, а самое главное, свою неспособность научить сваливают на ребенка – необучаемый, ненормальный, распущенный! И это у них мы должны идти на поводу? С ними соглашаться? Ни в коем случае!

Конечно, нельзя в присутствии ребенка ругать его учительницу. Но у нас есть куча способов дать понять ребенку, что мнение учительницы о нем вы не разделяете. И если вам начинает казаться, что неважно, добрый ли ваш ребенок, жалеет ли он бездомных собак, есть ли у него друзья, читает ли он книжки «не по программе», а важно только, чтобы в школе его хвалили, потрясите головой, чтобы стряхнуть наваждение! Нашей дочери, например, папа рассказывал сказки, где в самый патетически-страшный момент из темноты появлялась учительница французского в медном шлеме на белом коне и произносила свой грозный клич-заклинание «Садись, два!». Этот перевод кажущихся ребенку неразрешимыми школьных проблем в игровое, сказочное, пронизанное иронией пространство, я думаю, помогало Ксене выстоять, не бояться, поверить в то, что не все, кого заперли в тюрьму, преступники.

Школа сейчас находится в плачевном положении. Все больше становится фактически неуспевающих, которым ставят тройки, чтобы отвязаться. Причем, это не больные дети, как тоже любят нам рассказывать. Это дети, которым не интересно, которые не понимают, зачем это надо, и на которых у сегодняшней школы нет управы (и, слава Богу, что нет). Это известно даже чиновникам. И они много говорят о том, что учить надо по-другому, что надо создать в школе атмосферу детской успешности. Говорят на своем «псевдонаучном волапюке», произносят слова, которые понять и выговорить обычному человеку затруднительно: «создание в школе детско-взрослой общности, мыследеятельностный подход к педагогике, методы трансляции инновационных технологий» и т.п. Сказать можно что угодно, но опыт показывает, что множество педагогов гораздо комфортнее себя чувствует в обстановке традиционного урока, в расстановке сил «я – учитель, ты – дурак», опускаться (опускаться ли, а, может, наоборот, подниматься?) на детский уровень они категорически не согласны. Делать что-либо вместе с детьми (детско-взрослая общность) неспособны.

Опять пример из жизни. Мне очень трудно привлечь одиннадцатиклассников к участию в генеральной уборке школы. У меня нет способов их заставить, нет методов, которые дадут немедленный результат. А школа должна быть убрана к определенному дню и часу. Я говорю своим ученикам, что если не уберут они, буду убирать я. Это не производит на них желаемого впечатления, так как к лживым угрозам, которые никогда не выполняются, потому что выполнены быть не могут, они уже давно привыкли и не воспринимают их всерьез. В назначенный день приходит очень малое число моих «приближенных», которым одним заведомо не справиться с объемом работы. Я ползаю по коридору вместе с ними, отмывая черные полосы, я вместе с ними драю батарею и стенку, я ношусь с ведром и грязной тряпкой и делаю все, чтобы эта уборка поскорее закончилась. Через полчаса меня вызывают к директору.

Дарья Вильямовна, правда ли, что вы убираете вместо детей, вы не должны этого делать.

Сначала я выскакиваю из кабинета директора, как человек, уличенный в чем-то постыдном, но по дороге задаю себе вопрос, а что собственно, плохого я сделала, какой неподобающий пример подала своим ученикам? И возвращаюсь к директору с этими вопросами. В кабинете сидит учительница, которая тотчас же разрешает мое недоумение.

Разве вы не понимаете, мне дети задают вопрос, а почему Дарья Вильямовна убирает за своих учеников, а вы за нас нет, что я им должна отвечать!

Возмущение коллеги беспредельно. Только непонятно, почему за неумение дипломированного специалиста отвечать на заданные детьми вопросы спрашивают с меня. Я терпеть не могу педагогические хэппи-энды, но иногда они происходят в реальности. На следующую уборку приходят некоторые из тех, кто яростно сопротивлялся, в том числе Кирилл Архипов, который потешает публику стонами: «Я сам не верю, что пришел убирать!»

Или вот запись, которую я сделала недавно в своем «Дневнике классного руководителя».

У нас в школе прошла «проектная неделя». Честное слово, плевать, как это называется, но то, что вопреки злобному шипению о «непрохождении программы» некоторых моих (крамольная мысль – ленивых?) коллег, целую неделю продолжался пир раскрепощенного познания, по школе носились воодушевленные дети, и нерегламентированно по часам создавались какие-то иной раз вовсе удивительные проекты, было здорово!

Я, как всегда, была не в курсе всего происходившего до последней минуты, пока, придя в школу, не обнаружила на стене в холле списки распределения всех детей по группам. Мимоходом удивилась тому, что Алена оказалась в группе, кажется, по математике, Соня – по химии, а Даша и Ксюша – по географии. На уроке они взмолились – хотим в вашу группу. Пришлось бежать к Светлане Петровне, уговаривать ее спешно создать группу номер семнадцать. А еще на прошлой неделе Алена бомбардировала меня злобными высказываниями Набокова о Достоевском, не скрывая торжества – вот какой у меня авторитетный единомышленник, попробуйте теперь со мной поспорить. А Ксюшка написала разгневанное письмо Корнею Чуковскому, статью которого об Оскаре Уайльде я ей дала почитать, и даже сообщение, что Чуковский давно умер, не остудило ее пыл.

Начальство быстро придумало, как увязать наши стремления и общую тему проектной недели, и мы отправились в поход за такой программой по литературе, которая бы устраивала всех и привлекала детей к чтению. Даша нарисовала чудные картинки, на одной из которых Алена, неумело держа топор, заносит его над головой Достоевского, на другой Ксюшка душит Корнея Чуковского, а за ее спиной стоит отомщенный Оскар Уайльд. Поначалу мы немного ошалели от свалившегося на нас неслыханного счастья – целую неделю говорить и спорить о литературе. Нам казалось, что времени у нас вагон, потому на второй день мы отправились на выставку Тернера в Пушкинский музей, которая явно не имела прямого отношения к теме нашей проектной работы. К концу недели стало ясно, что мы не успеваем, и в режиме аврала работали все. Что не успевали в школе, брали домой (добровольные домашние задания в силу необходимости, а не принуждения), каждый делал то, что было по силам и по душе, Ира Голикова, оказалась непревзойденным знатоком современной молодежной фантастической повести и накатала нам целый рекомендательный список с краткими аннотациями. Проблема, поставленная мной, изначально звучала так: почему дети не читают? Но она буквально с первых же встреч была яростно атакована и стала уточняться и обрастать причинами и следствиями. Выяснилось, прежде всего, что дети читают, только, как сказало большинство опрошенных, не всегда «по программе». (Все проекты требовали социологических опросов, поэтому и у нас на пороге постоянно появлялись делегации с самыми неожиданными вопросами). Всю неделю в школе не было неудач!

Неудачи были только у меня. Вроде того, что, отправившись со своей группой в офис издательства «Самокат», я хотела, чтобы они уловили дух элитарности и атмосферу инкубатора, в которой рождаются книги. А когда вышли, Алена спросила: «Я не поняла, зачем мы туда ходили-то?» А вот мой сын Сева унюхал «атмосферу» и теперь сам ездит общаться с редакторшами (подозреваю, не последнее дело, что они молодые и славные), ревниво отказывая мне в сопровождении.

Сложно, думая о проектной неделе, отделить в своем завравшемся сознании подлинные ощущения от тех, которые должны быть представлены на всеобщее обозрение во время всевозможных публичных актов рефлексии на многочисленных педсоветах. Но все равно ощущение осталось, как от полета. Боюсь, что больше ничего подобного не повторится, потому что даже энтузиазма нашего «зама по науке», Зои Павловны, не хватит на то, чтобы отмести «весомейшие аргументы» против подобного времяпрепровождения. Главный аргумент – детям после этого очень «трудно входить в рабочий ритм», т.е. возвращаться к рутинному и скучному отбыванию наказания.

Создается впечатление, что я любуюсь собой, что выставляю себя в качестве примера для подражания. Ничего подобного! У меня очень мало способностей быть «вместе с детьми», я их в себе старательно культивирую, потому что знаю – только так можно сделать надзирателя соратником, пусть даже тоже заключенным в этой тюрьме под названием школа.

Вчера Ксеня читала своим дочкам чудную сказку Дмитрия Седова. О том, как у одной мамы был сын людоед. Каждый день он ловил в лесу ребеночка и просил маму зажарить его на ужин. А мама объявляла этого очередного ребеночка потерявшейся сестренкой или братиком людоеда. Кончается сказка словами: «Семья постепенно растет, и людоеду теперь приходится работать на трех работах, чтобы кормить младших братьев и сестер». И это все о детских неудачах и неудачных детях.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Николаева Д. В. Вынуждена признать, что детские неудачи начинаются вместе со школой. Пока вы растите свое чадо в некоем защищенном от внешних веяний пространстве, вы твердо знаете, что ваш малыш самый умный (ведь еще недели от роду он умел нахо