Изобразительное искусство древней руси. Изобразительное искусство Древней Руси МХК. Разработала Манаева В.Г. Презентация на тему изобразительное искусство древней руси

Богоматерь Оранта. МозаикаОбразу Богоматери на Руси
всегда придавали гораздо
большее значение, чем
Деве Марии в католической
церкви. У каждого образа
Божьей Матери свое
значение. Церковные
предания хранят истории
создания, появления на
Руси икон с образом
Пресвятой Богородицы как
высокочтимых.

Богоматерь. Оранта

«Нерушимая Стено!
Матерь всего сущего,
великая Берегиня,
Заступница людская,
Оранта». Такими
эпитетами наделил
русский народ образ
Марии.

Богоматерь Владимирская

Объятия Богоматери и
Божественного Младенца
раскрывают полноту
Божественной любви,
высшим проявлением
которой и является жертва,
приносимая Христом для
спасения людей. Именно об
этой жертве напоминает
изображение престола с
орудиями страстей на
обороте иконы,
выполненное в начале XV
века.

Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей

Икона "Богоматерь
Владимирская" принадлежит к
числу наиболее древних и
прославленных святынь русской
Церкви. История Владимирской
чудотворной иконы теснейшим
образом связана с историей
русского государства, именно с
ней предание связывает
возвышение Северо-Восточной,
а затем и Московской Руси. Как
свидетельствуют древние
летописи и литературные
сказания, через эту икону
Богоматерь нередко оказывала
чудесную помощь и
покровительство Владимиру,
Москве и всей земле Русской.

Новгородская живопись.

Ангел Златые Власы. Икона

В этом поэтически
одухотворенном
образе безвестный
иконописец раскрыл
свое представление
о красоте.

Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине

По монументальности и
могучему живописному
темпераменту фрески
Феофана Грека
занимают особое место
в мировом искусстве
XIV века. Согласно
канону, в куполе храма
изображен ХристосПантократор. Суров и
грозен Бог.

Старец Макарий Египетский. Фреска

Грандиозный образ Макария
Египетского запоминается
навсегда. Разителен
контраст темного лика,
темных ладоней,
обращенных в молитве к
Богу, и белых волос и
длинной, белоснежным
потоком спадающей бороды.
Вместо человеческого тела светящийся белый столп,
чудесным образом
преображенная
человеческая природа.

Чудо Георгия о змие. Икона.

Особой любовью
новгородцев пользовался
святой Георгий, отважный
всадник-воин, поражающий
копьем чудовище-дракона. В
сознании людей того
времени Егорий Храбрый,
как называли его в народе,
был воплощением светлого
начала, поражающего
враждебную человеку силу,
часто в нем видели
бесстрашного ратоборца,
защитника Родины.

Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в. .

Икона "Битва новгородцев с
суздальцами (Чудо от иконы
"Знамение")" происходит из
Успенской церкви села
Курицкое на озере Ильмень.
В основе этого
оригинального
иконографического типа
лежит предание об иконе
"Богоматерь Знамение",
чудесным образом
оказавшей помощь
Новгороду при осаде его
суздальскими войсками в
1170 году.

Изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества

Дмитрий Солунский. Икона

В истории Русской
Православной Церкви воинская
тематика всегда занимала
важное место, это проявлялось
в особом почитании тех святых
мучеников, которые по роду
занятий своих были воинами
В образах мучеников-воинов
отразилось идеальное
представление о мужестве,
беззаветной храбрости, вере и
верности своему Отечеству,
ведь это было Отечество
православное, а ратный подвиг
в православных странах
рассматривался как
высочайшая форма служения
христианина.

Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль. Фрагмент стены

Творчество Рублева и Дионисия.

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с коленопреклоненными ангелами

Гимном Богородице, заступнице Русской земли
звучат фрески, исполненные Дионисием в церкви
Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. .

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с ангелами

Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай

Дионисий существенно
изменяет образ человека:
фигуры сильно удлиняются,
голова, руки и ноги
подчеркнуто уменьшаются. В
этом отразилась
аристократичность вкусов
царственной Москвы.
Гармония, абсолютное
внутреннее равновесие,
праздничное любование
характерно для творчества
Дионисия.

Распятие. Дионисий

Икона "Распятие"
происходит из
праздничного ряда
иконостаса
Троицкого собора
Павло-Обнорского
монастыря близ
Вологды.

Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей

В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили
фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси
- Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов
лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда",
которое занимало западную часть трех нефов собора.

Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей

Несмотря на отсутствие
каких-либо
исторических
свидетельств, иконы
Звенигородского чина
рассматриваются
большинством
исследователей как
произведения Андрея
Рублева.

Троица Рублев Андрей

"Да будут все
едино, как Ты,
Отче, во Мне, и
Я в Тебе, так и
они да будут в
Нас едино".

Cлайд 1

Cлайд 2

Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией. Основу крестовокупольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест. Крестовокупольная система перекрытия.

Cлайд 3

В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и посад и окружив их новой системой оборонительных сооружений – огромными валами и рвами. На территории города насчитывалось более десяти деревянных и каменных церквей. В 1037 г. начато строительство Софийского собора. Вид древнего Киева. Реконструкция.

Cлайд 4

XI в. Реконструкция. Софийский собор построен сыном Владимира Ярославом Мудрым (1037- 1050). София Киевская – пятинефный собор крестовокупольной системы, на востоке ограничен пятью апсидами, увенчан 13 куполами, под центральным куполом двенадцатиоконный барабан, который заливал светом огромное пространство. Ступенчато пирамидальный облик храма выгодно отличает собор от однотипных византийских церквей. Собор Св. Софии. XI в.

Cлайд 5

Одной из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 986 -996 гг. в честь Пресвятой Богородицы. На сооружение храма ушла десятая часть княжеских доходов (отсюда и название). Церковь рухнула во время осады Батыя. Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986 – 989 гг. Киев.

Cлайд 6

купол барабан закомара абсида портал арочное окно Одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольной системы

Cлайд 7

Cлайд 8

Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом. апсида

Cлайд 9

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода. закомара

Cлайд 10

Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). арка

Cлайд 11

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г. XI – XII в. на Руси – период феодальной раздробленности. В это время образуются новые княжества со своими художественными школами. Выделяются два центра: Новгород и Владимиро – суздальское княжество. Новгородская церковь Спаса Нередицы отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.

Cлайд 12

Cлайд 13

Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение владимирских зодчих. В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.

Cлайд 14

Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Легкость удлиненных форм создает впечатление невесомости. Храм посвящен Покрову Богородицы. 1 октября – празднование Покрова. У славян это день благодарения земли за урожай. Церковь Покрова на Нерли В Боголюбове. XII в.

Cлайд 15

"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм Покрова на Нерли. Оказалось, что размеры его относятся примерно как 2:3:5:8, т. е. совпадают с числами Фибоначчи, а высота храма и его длина составляют золотую пропорцию. Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Аркатурный пояс

Cлайд 16

На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Cлайд 17

Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Сохранилось предание о том, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нём.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иконопись Изобразительное искусство Древней Руси

Феофан Грек Сведения о жизни (ок. 1340 – 1410 гг.)

Троица Ветхозаветная. 1378 г. фреска в северо-западной угловой камере на хорах

Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" 90-е годы XIV века. Москва, Государственная Третьяковская Галерея 1378 г. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В честь Феофана Грека назван кратер на Меркурии В честь Феофана Грека выпущена памятная монета Банка России

Энергичная, стремительная манера письма Суровый, грозный аскетизм Колорит красно-желто-коричневый Резкие пробелы, «перистые» линии Техника светотени (для эффекта объемности изображения) Особенности техники Феофана Грека:

Андрей Рублёв Сведения о жизни (около 1340/1350 - 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо - Андрониковом монастыре)

Троица. 1425-1427 гг.

Спас в силах. 1408 г. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

В творениях Рублева царят тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души Преобладают нежные и легкие краски, придающие евангельским сценам исключительное очарование Главное внимание Рублев сосредоточил на человечности переживаний, внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте Особенности техники Андрей Рублева:

Дионисий Сведения о жизни (ок. 1440 – 1503 гг.)

Ферапонтово. За покоем ТВЕРДЫНИ. Начало XVI в.

Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» на северной стене собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502

Московская школа живописи Произведения отличаются утонченным пропорциями удлиненных фигур, стремление к грандиозности и изяществу нежные, светлые оттенки (ок. 40 оттенков) Особенности техники Дионисия:

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Повторитель – обобщающий урок Тема: Искусство Древней Руси. Иконопись.

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей 14- 16вв, развить зрительную память, умения мыслить, анализировать визуальный материал, делать выводы, воспитать любовь и уваже...

Искусство

Составитель Ладова Л.А., 2015 г.



Крещение Руси

Древняя славянская культура + Византийская культура

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Строительство храмов письменность

роспись храмов

АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА


Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота . Одновременно закладывается собор Успения Богоматери . Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

_______________________________________ ______

Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.


Собор святой Софии в Киеве (София Киевская)

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне



Золотые ворота в Киеве

Магдебургские ворота в Новгороде


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.

Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи , у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский , Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.

В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси .

Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.


Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли , заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.


После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков ) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь ).

На смену плинфе пришел дешевый плитняк , который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.

____________________________________________________


КАНОН – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

ФРЕСКА – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

МОЗАИКА – изображение или орнамент из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и т.д.




Христос Вседержитель (собор св. Софии Киевской

Богоматерь Оранта (собор св. Софии Киевской


Благовещение «Устюжское» . XII век.

Апостолы Пётр и Павел . Икона середины XI века. Новгородский музей.


Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.