К числу методов сбора анамнеза не относится. Что такое анамнез, виды анамнеза, методы его получения. Как проводится сбор данных

Anamnesis vitae (анамнез жизни) - это информация о жизни индивида, которая позволяет понять некоторые особенности организм, а также имеет важное значение для установления характера патологии и выяснения факторов ее возникновения. Доктор собирает сведения об истории жизни больного путем его опроса, следуя определенному плану.

План сбора информации о жизни больного

Рассмотрим на схематичном примере, как написать анамнез жизни. Все сведения, полученные от больного, вносятся в историю болезни в определенном порядке, включающего несколько обязательных для заполнения разделов.

Биографические данные:

  • место рождения - имеет особое значение, так как в некоторых районах распространены конкретные заболевания;
  • в каком возрасте были родители, когда родился пациент;
  • как протекала беременность - использование медикаментов в период вынашивания, перенесенные инфекционные болезни, угроза выкидыша и т. п.;
  • родоразрешение - степень доношенности, какой по счету ребенок в семье и от каких родов;
  • естественное, смешанной или искусственное вскармливание;
  • условия жизни в детском и подростковом возрасте - регион, жилищные условия, семейные обстоятельства, питание;
  • физическое и умственное развитие - какие особенности;
  • половая зрелость - время наступления;
  • факторы, которые послужили причиной патологии и условия, влияющие на течение и исход болезни - неполноценное питание, плохой уход, нарушение санитарных норм, слабое физическое развитие и др.

Перенесенные инфекции:

  • дифтерия, ветряная оспа, скарлатина, краснуха, корь, паротит, их клиника и наличие последствий;
  • простудные болезни;
  • врожденные инфекционные заболевания и хронические очаги инфекции (например, кариес, гайморит), кроме того, выясняется были ли выезды в страны, неблагополучные по эпидобстановке.

Сведения о ранее перенесенных заболеваниях.

Данные о работе на вредных производствах.

Пагубные пристрастия - токсикомания, алкоголизм, табакокурение, наркомания.

Семейно-наследственный анамнез - выясняют ближайших родственников. Например, если в семье присутствует больной туберкулезом, то есть вероятность инфицирования всех членов семьи. Кроме того, выявляется предрасположенность к фенотипическим заболеваниям. При имеющихся наследственных патологиях, которые передаются каждому новому поколению, выясняют вид носительства и степень выраженности гена, а также тип наследования.

Аллергоанамнез - есть ли аллергия у пациента или его родственников на медикаменты, продукты и др.

Каждый раздел описывается доктором подробно.

Сбор сведений о жизни

Приводя пример анамнеза жизни ребенка, стоит заметить, что он имеет некоторые особенности, которые связаны с его возрастом. Задача доктора очень подробно расспросить мать малыша о следующих периодах:

  • пренатальный - внутриутробное развитие;
  • интранатальный - от начала родов до рождения;
  • ранний постнатальный - от рождения до самостоятельного кормления;
  • сведения о жизни в младенчестве.

Важны все мельчайшие подробности, которые указывают, как осуществлялось развитие малютки. Проанализировать все вышеперечисленные этапы развития особенно важно при написании истории болезни. На примере анамнеза жизни малышей до трехлетнего возраста рассмотрим, какая еще собирается информация:

  • об особенностях воспитания;
  • о заболеваниях, которые малыш перенес в раннем возрасте, а также о наследственных патологиях;
  • бытовые условия, в которых растет и развивается ребенок;
  • вскармливание - искусственное, естественное или смешанное;
  • какие прививки были сделаны и реакция на них;
  • эпидемиологическая обстановка.

Сбор сведений о жизни детей раннего возраста

Пример анамнеза жизни ребенка раннего возраста:

  • Какой по счету ребенок и от какой беременности. Описываются все предыдущие и указываются чем закончились.
  • Течение беременности - были ли токсикозы, как проявлялись. Наличие хронических заболеваний, перенесенные инфекции, профвредности у матери, лечение в условиях стационара, прием лекарственных средств.
  • Питание и режим дня во время ожидания малютки. Была ли женщина в декретном отпуске.
  • Продолжительность и осложнения при родах, а также: когда и как закричал малыш, вес, рост, когда приложили к груди первый раз и как часто прикладывали, как сосал, на какие сутки выписали домой и вес при выписке.
  • Развитие в первые три года жизни - физическое, статики и моторики, психическое.
  • Поведение малыша в домашней и незнакомой обстановке. Отношение к окружающим его взрослым и детям.
  • Продолжительность сна.
  • Вид вскармливания, режим кормления, сроки прикормов. Рацион к началу заболевания.
  • Назначался ли витамин D и когда.
  • Когда появился первый зуб, как прорезывались другие и в каком порядке. Количество зубов к концу первого года жизни.
  • Какие и когда были операции, заболевания.
  • Вакцинация - какие прививки и реакция на них. Манту и результат.
  • Аллергические реакции.
  • Инфекционные контакты.

Сбор сведений о жизни детей старшего возраста

Пример анамнеза жизни ребенка 12 лет и старше:

  • По счету какое дитя в семье.
  • Развитие в раннем детстве.
  • Поведение в домашней обстановке и коллективе. Школьная успеваемость, склонность к каким учебным предметам имеет.
  • Пагубные пристрастия.
  • Перенесенные оперативные вмешательства и болезни.
  • Вакцинопрофилактика.
  • Аллергоанамнез.
  • Инфекционные контакты.

Семейный анамнез

Выше рассмотрены примеры анамнеза жизни ребенка в разном возрасте. Однако к ним относится и сбор сведений о семье. Доктор выясняет следующую информацию:

  • Возраст и информация из паспорта обоих родителей.
  • Состояние здоровья официальных опекунов и близких родственников с обеих сторон.
  • Наличие в семье инфекционных, онкологических, психических, аллергических, нервных, эндокринных патологий.
  • Вредные привычки родителей - табакокурение, алкоголизм.
  • Профессиональные вредности.
  • Составляется генеалогическая карта. Объем этого исследования определяет доктор.

Некоторые особенности заполнения истории болезни

История болезни ребенка ведется с начала поступления пациента в учреждение здравоохранение стационарного типа. Это так называемый протокол обследования больного ребенка. В котором отражены основные виды исследований, заключения специалистов, предварительный, основной, дифференциальный и окончательный диагноз, различные сведения о больном, в том числе и анамнез жизни ребенка. Пример заполнения этой части истории болезни выглядит следующим образом. Информация для этого раздела есть в направлении, оформленном в поликлиническом учреждении, выписке из амбулаторной карты малыша или истории развития ребенка, в записях доктора при поступлении в стационар, где отражены результаты первичного осмотра. Для сбора анамнеза жизни малыша до трех лет доктор опрашивает его родителей:

  • Количество беременностей, чем закончились, состояние здоровья и возраст детей. Если есть умершие, то выясняется причина смерти и возраст.
  • Антенатальный период - состояние здоровья будущей мамочки в период вынашивания малыша, перенесенные болезни, фармакотерапия.
  • Течение родов - преждевременные, срочные, их длительность, осложнения.
  • Реакция малютки - когда закричал, громкий или слабый крик.
  • Вес и рост при рождении.
  • Когда приложили новорожденного к груди, как сосал, как взял грудь.
  • На какие сутки мать с малышом были выписаны. Масса тела малютки при выписке.
  • Болезни в период новорожденности.
  • Развитие: физическое в первый год жизни, статики и моторики, психическое.
  • Вскармливание, частота кормления грудью. С какого возраста введен прикорм. Характер питания к моменту настоящей болезни.
  • Когда появились первые зубы, их количество к началу второго года жизни.
  • Перенесенные заболевания, операции, травмы, осложнения и последствия.
  • Прививки, указывается возраст, когда была проведена вакцинация и реакция на ее введение.
  • Наличие аллергии.
  • Инфекционные контакты.

Пример анамнеза жизни пациента старше трех лет:

  • По счету какой ребенок в семье.
  • Развитие в раннем детстве.
  • Поведенческие характеристики.
  • Перенесенные болезни, травмы, операции.
  • Вакцинопрофилактика и туберкулиновые пробы.
  • Аллергические реакции.
  • Инфекционные контакты.

Пример анамнеза жизни в терапии

При сборе сведений у индивида с подозрением на патологию почек обращают внимание на следующую информацию:

  • Утоняются факторы риска возникновения патологии почек - длительное проживание в неотапливаемом помещении, регулярные переохлаждения, работа на сквозняке или на улице.
  • Перенесенные заболевания половой сферы, сахарный диабет, туберкулез.
  • Выясняется, не связана ли работа с подъемом тяжестей, длительной ходьбой, ездой, так как это негативно отражается на течении болезней почек и провоцирует приступы почечной колики.
  • Наследственность - были ли аномалии почек, амилоидоз, мочекаменная болезнь у родственников. Интересуются у женщин о беременности, т. к. она может быть провокатором нефропатии или обострения хронической патологии.

Сведения о больном стоматологического профиля

Анамнез жизни пациента для врача имеет важное значение, так как он позволяет с большей достоверностью оценить настоящее состояние больного и сделать прогноз терапии. Пример анамнеза жизни больного, поступившего в стоматологическую хирургию:

  • Доктор опрашивает индивида об условиях быта, отдыха, труда, рационе, физической нагрузке.
  • Сведения о здоровье родителей.
  • Течение беременности и родоразрешения.
  • Вредные привычки.
  • Наследственные патологии в части врожденных пороков челюстно-лицевой области.
  • Развитие в детстве, вид вскармливания, перенесенные инфекционные и другие заболевания, результаты терапии.
  • Учитывается акушерский анамнез.
  • Перенесенные заболевания, их течение, лечение и исход также учитываются.

При получении информации о семейном анамнезе анализируется наличие у родственников аутоиммунных и аллергических патологий, опухолей злокачественного течения, психических расстройств, сифилиса, туберкулеза.

Заполнение медицинской документации

Сбор анамнеза или по-другому опрос пациента начинается с вопросов, которые необходимы для заполнения истории болезни. На примере анамнеза жизни рассмотрим, какие сведения интересуют доктора:

  • Некоторые сведения биографии о больном.
  • Перенесенные в течение предыдущих периодов жизни заболевания.
  • Пагубные пристрастия.
  • Наследственные факторы.

Во всех из вышеперечисленных пунктов доктора будут интересовать те вопросы, которые непосредственно связаны с настоящим патологическим процессом. Поэтому в зависимости от профиля заболевания перечень вопросов может отличаться.

Схема сбора анамнеза

Благодаря четко разработанной схеме, каждый доктор при составлении истории болезни может воспользоваться примером анамнеза жизни взрослого:

  • Где родился.
  • Возраст родителей в момент рождения.
  • Характер протекания беременности.
  • Информация о родах.
  • Тип вскармливания.
  • Перморбидные состояния: рахит, гипотрофия и др.
  • Физическое и умственное развитие.
  • Сроки полового созревания.
  • Причины, в результате которых возникла болезнь, условия, влияющие на ее течение, и исход.
  • Детские инфекционные заболевания.
  • Частота простудных болезней.
  • Врожденные патологии, в том числе и инфекционные.
  • Условия труда и наличие профессиональной вредности.
  • Вредные пристрастия.
  • Самочувствие близкой родни.

Сведения о жизни пациентов мужского пола

Какие вопросы при опросе доктор задает сильной половине человечества, рассмотрим на примере анамнеза жизни мужчины. План сбора информации для оформления истории болезни:

  • Жизнеописание - место и год рождения, в какой семье родился, какой по счету ребенок, как развивался и рос.
  • Образование.
  • Служба в армии, участие в боевых действиях.
  • Находился ли в местах лишения свободы.
  • Имеются ли интимные проблемы.
  • Семейное положение.
  • Трудовой анамнез - с какого возраста и где начал трудовую деятельность, условия и режим работы, ночные смены, профессиональные вредности.
  • Жилищные условия, сколько человек проживает вместе.
  • Нахождение в неблагоприятных по экологии местностях.
  • Рацион, режим питания.
  • Пагубные пристрастия - с какого возраста курит, употребляет спиртосодержащие напитки или их подделки и в каком количестве, прием наркотических, токсических веществ.
  • Заболевания, которые были диагностированы ранее, травмы, контузии, операции и ранения перечисляются в хронологическом порядке и с указанием возраста, когда они были. А также описывается длительность лечения, наличие осложнений. Если переливалась кровь или ее компоненты, то описывают была ли реакция на эту процедуру.
  • Вакцинопрофилактика - какие прививки сделаны, когда, дата последней. Перенесенные инфекционные, венерические болезни, туберкулез, гепатит.
  • Была ли аллергия и на какой аллерген, сезонность в случае ее наличия.

  • Информация по листкам временной нетрудоспособности, их продолжительности за текущий год. Имеется ли инвалидность и какой группы, ее причина и дата установления.
  • Самочувствие близкой родни. Имеется ли отягощенная наследственность, наличие онкологической, сердечно-сосудистой, эндокринной патологии, психических заболеваний, алкоголизма. Наличие в анамнезе попыток суицида, нарушения психического здоровья, туберкулеза или сифилиса.
  • Пример анамнеза жизни эпидемиологический - возможный источник инфекции, путь заражения, иммунный статус. Выявляются контакты с инфекционными больными. Пребывание в эпидемически неблагополучной местности. Участие в охоте на диких животных, уход за ними и контакт.
  • Половой анамнез - случайные связи, отсутствие защищенного секса, частота смены партнеров. Венерические и инфекционные патологии у партнеров.
  • Использовались ли при лечении методы нетрадиционной медицины, иглорефлексотерапия, тибетская медицина, лечение у знахарей и шаманов, эффективность такого альтернативного метода лечения.

Пример анамнеза жизни женщины

Сбор сведения о жизни женщины имеет некоторые особенности, собирается по схеме:

  • Жизнеописание, начиная с младенчества.
  • Патологические состояния, которыми переболел индивид, начиная с детства, в том числе психические, венерические, онкологические, вирусные, нервные, эндокринные.
  • Операции и травмы.
  • Гинекологический анамнез - сколько было беременностей, родоразрешений, абортов, когда начались месячные, их регулярность, дата последней менструации, время, когда начался климакс.
  • Наличие аллергии и тип аллергена.
  • Было ли нахождение на больничном листе в течение текущего года, их длительность, есть ли инвалидность и по какому заболеванию.
  • Были ли переливания крови и когда, причина.
  • Семейное положение.
  • Условия трудовой деятельности и быта.
  • Вредные привычки - прием спиртосодержащих напитков, наркотиков, табакокурение.
  • Наследственные патологии.

Как видно на этом примере, анамнез жизни женщины охватывает более широкий круг вопросов.

Заключение

Анамнез жизни - это своего рода история заболевания, дающая социально-биологическую характеристику индивиду. Результатом его анализа является постановка диагноза, а также прогноз. В нем содержится информация и о трудовой деятельности, и об условиях проживания. И если они происходят в неблагоприятной, в экологическом плане, регионе или в инфекционном очаге, то это поможет доктору быстрее определиться с диагнозом и выявить воздействие негативных факторов (стрессовых, химических и др.) на организм индивида. Врача в первую очередь будут интересовать сведения, которые каким-либо образом связаны с развитием болезни. Например, работа на вредном производстве снижает устойчивость организма индивида и существенно ослабляет иммунную систему. Таким образом, анамнез жизни позволяет оценить индивидуальные особенности организма, что несомненно важно для выбора методов терапии и профилактики осложнений.

Анамнез (anamnesis; греч. anamnē sis воспоминание) - совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Анамнез как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного .

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов. В современной клинической медицине анамнез продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии анамнез по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Используя анамнестический метод, врач обязан следовать правилам деонтологии (см. Деонтология медицинская ). Во время сбора анамнеза должно быть достигнуто взаимопонимание и доверие между врачом и больным, гарантирована врачебная тайна. Сбор анамнеза проводится в отсутствие других больных. Необходимо вначале выслушать самого больного - все, что он считает необходимым сообщить врачу, а затем задавать вопросы, не навязывая при этом свою характеристику симптомов и не подсказывая возможный ход развития болезни. Важно добиться получения достоверных сведений, что возможно при адекватном отношении больного к своей болезни. Иногда со стороны больного возможны диссимуляция, аггравация или симуляция; от опыта врача зависит умение распознать эти отклонения, выяснить их мотивацию. При обследовании больных, находящихся в крайне тяжелом или бессознательном состоянии, а также глухонемых используют сведения, получаемые от родственников больного и других знающих его лиц. В случае онкологического, венерического заболевания, туберкулеза, а также при экспертном обследовании анамнез обязательно дополняется данными медицинской документации.

Основные разделы анамнеза - анамнез болезни и анамнез жизни, каждый из них собирается по определенному плану.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) - сведения о возникновении и течении болезни. Устанавливают время и последовательность возникновения жалоб, характер начала болезни. Надо иметь в виду, что иногда болезнь после появления некоторых симптомов может затем длительно не проявляться, а в дальнейшем возникает осложнение, ошибочно принимаемое за начало болезни. Устанавливают причинные и способствующие развитию болезни факторы, повод для первого обращения к врачу, результаты проведенных исследований и установленный диагноз. Далее выясняют в хронологической последовательности течение заболевания, изменение субъективных и объективных признаков болезни в периоды обострений, длительность ремиссий. Короткий анамнез болезни дает основание подозревать острое заболевание или злокачественный процесс, а рецидивирующее течение - хронический процесс чаще воспалительного или аллергического характера. Устанавливают характер и последовательность появления новых симптомов, осложнений, динамику трудоспособности больного. Узнают, в какие лечебные учреждения обращался больной, какие применялись методы лечения, их эффективность. При возможности выявляют название и дозы применявшихся лекарств, оценивают их адекватность, эффект, переносимость, проявление побочных действий (фармакологический анамнез ). Эти сведения обеспечивают преемственность в лечении на новом этапе болезни.

Анамнез жизни (anamnesis vitae) - сведения, характеризующие физическое, психическое и социальное развитие обследуемого, излагаемые в определенной последовательности. Объем этих сведений варьирует в зависимости от условий, в которых больному оказывается медпомощь. В неотложной ситуации выясняются только основные моменты, необходимые для диагноза и лечения. В целом, чем подробнее собран анамнез жизни, тем более понятен врачу больной с его индивидуальными особенностями, знание которых помогает уточнению диагноза и прогноза болезни, тактики лечения, профилактических рекомендаций. Необходимыми разделами анамнеза жизни являются: физическое и психическое развитие в детстве и юности; семейная жизнь и бытовые условия; вредные привычки; профессиональный анамнез ; перенесенные заболевания; аллергологический анамнез ; наследственность. У женщин собирают также акушерский анамнез .

Оценка физического и психического развития больного в детстве, его этническая принадлежность, место рождения дают возможность заподозрить некоторые врожденные и эндемические заболевания. Для оценки психического развития больного важно уточнить, в каком возрасте он начал учиться в школе, какая была успеваемость, сколько классов окончил. Существенными для понимания больного являются сведения о его половом развитии, начале и особенностях семейной жизни. Выясняются условия жизни: характеристика жилища; материальная обеспеченность; полноценность питания (характер пищи, регулярность ее приема, периоды нарушенного питания); продолжительность и регулярность отдыха; занятия физкультурой и спортом. Уточняют, в каких местностях проживал или бывал обследуемый в течение жизни (климатический анамнез ). Активно выясняют наличие и характер вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, тонизирующих или токсических веществ; с какого возраста и в каком количестве употребляет их больной.

Профессиональный анамнез включает сведения о всех этапах трудовой деятельности, службе в армии (род войск); о возрасте, в котором больной начал работать, приобретенных профессиях, должности; имеется ли инвалидность, ее причина, группа. Необходимо составить представление о трудовом процессе и режиме труда, физических, химических и бактериологических профвредностях, санитарном состоянии помещений. Важно выяснить мнение больного о связи заболевания с тем или иным вредным фактором, влиянии его на трудоспособность. У пожилых выясняют участие в Великой Отечественной войне, с какого возраста на пенсии, занимается ли общественной работой.

Перенесенные заболевания, а также травмы, операции, контузии, ранения выясняют в хронологической последовательности, начиная с детства, отмечают их тяжесть, осложнения. Необходим анализ возможной связи настоящего заболевания с ранее перенесенной болезнью или ее лечением.

Аллергологический анамнез включает сведения о наличии аллергических заболеваний у больного и его родственников. Обязательно уточняют проявления аллергии (крапивница, отек Квинке, анафилактоидные реакции, шок, отек слизистых оболочек носа, голосовых связок, бронхообструктивный синдром и т.д.), по возможности выясняют аллерген или предполагают его отношение к какой-либо группе веществ (лекарство, летучие вещества, пищевые продукты, вакцины, сыворотки и т.д.).

При выяснении роли наследственности в развитии болезни устанавливают наличие того же заболевания или сходных болезней у кровных родственников. Выясняют возраст и причины смерти умерших родственников в предшествующих поколениях, здоровье детей больного. Уточняют наличие сходных болезней по линии только одного или обоих родителей.

Акушерский анамнез касается детородной функции женщины. Выясняются цикличность и характер менструаций, число беременностей, абортов, родов, особенности их течения, осложнения, перенесенные гинекологические заболевания, возраст наступления менопаузы. В период беременности и родов женщина обследуется всесторонне, и тогда нередко впервые выявляются скрыто протекавшие заболевания (например, пороки сердца, пиелонефрит, сахарный диабет и др.).

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам (аллергия, боли в грудной клетке, острый живот и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного ощущение уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность анамнеза оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать им желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось лечение, его результаты, наличие реакций на лекарства.

Анамнез жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и питание беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли беременность в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и рост; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял грудь в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены докорм, прикорм, витамины; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; сон, его особенность и продолжительность; прогулки, закаливание; когда прорезались первые зубы и порядок их прорезывания. Анамнез обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая анамнез жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы поведение дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась туберкулиновая проба и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные анамнеза уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на воспоминания больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный анамнез и объективный анамнез , каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, конфабуляции и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на период полового созревания, юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и генез заболевания. Следует осторожно относиться к данным анамнеза о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез . Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А. В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А. В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А. В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А. Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А. А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

от греч. anamnesis) – в психоанализе: воспоминание, восстановление в памяти пациента событий прошлого, предопределивших его заболевание.

Представление об анамнезе как воспоминании событий прошлого, оказавших воздействие на возникновение невротических симптомов, было выдвинуто Й. Брейером и З. Фрейдом в период их терапевтической деятельности, предшествовавшей становлению психоанализа. В предварительном сообщении «О психическом механизме феномена истерии» (1893) они писали о том, что истерические симптомы исчезают и больше не возвращаются, если удавалось восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов. «Восстановление в памяти события и сопутствующего ему аффекта имело целью позволить больному потом как можно подробнее описывать событие и выразить словами переживаемый при этом аффект». Для восстановления в памяти пациента события Й. Брейер и З. Фрейд использовали катартический метод: пациент вводился в гипнотическое состояние, способствующее воспоминанию событий прошлого, и заново переживал эти события; в процессе повторного переживания устранялось воздействие ранее неотреагированного первоначального представления, и ущемленный аффект возвращался в сознание, что вело, как предполагалось, к исцелению. Эти идеи были высказаны ими подробнее в работе «Исследования истерии» (1895).

В терапевтической практике З. Фрейд встретился с тем затруднением, что некоторые пациенты не поддавались гипнозу. Поскольку гипноз требовался для расширения памяти, для обнаружения патогенных воспоминаний, то З. Фрейд должен был или отказаться от таких пациентов, или использовать другие методы. Задача состояла в том, чтобы избежать гипноза и в то же время иными средствами добиться у пациентов патогенных воспоминаний. Решая эту задачу, З. Фрейд стал использовать метод «концентрации», «настойчивости» или «психического принуждения»: он уверял пациента, что тот может вспомнить события прошлого; настойчиво требовал, чтобы тот шел в своих воспоминаниях все дальше и дальше. Затем он стал прибегать к «методологической уловке»: надавливал на лоб пациента пальцами рук и настоятельно просил, чтобы тот сообщал ему все, что пришло в голову. При сложном анализе требовалось непрерывное применение надавливания рукой на лоб, так как часто у пациента всплывали воспоминания, являвшиеся средним звеном между исходными и исконными патогенными представлениями.

Терапевтическая работа заключалась, по З. Фрейду, в том, чтобы, преодолевая сопротивления пациента, раскрыть тройное расположение психического материала: выявить «пучки воспоминаний, представляющих собой линейное наслоение друг на друга и образующих определенные темы»; обнажить второй вид размещения воспоминаний, являющихся концентрическим кругом, расположенным вокруг «патогенного ядра»; добраться до материала, составляющего ядро патогенной организации.

В процессе дальнейшей терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с двумя трудностями: с одной стороны, процедура надавливания пальцами рук на лоб пациента оказывалась не всегда эффективной, так как подчас не вызывала никаких воспоминаний, несмотря на настойчивость и напор врача; с другой – порой сами пациенты говорили о том, что настойчивость, напор, давление со стороны врача не только не способствовали, но, напротив, мешали возникновению воспоминаний. Принимая во внимание эти трудности, З. Фрейд отказался от «методологической уловки» и стал использовать метод «свободных ассоциаций», открывавший простор для спонтанных воспоминаний пациента. Отказ от гипноза и использование метода «свободных ассоциаций» как раз и стали основой для возникновения психоанализа.

Благодаря методу «свободных ассоциаций» удавалось добиться у пациентов таких патогенных воспоминаний, которые уходили своими корнями в раннее детство и оказывались связанными с реальными событиями сексуального совращения, соблазнения ребенка. Основываясь на подобных воспоминаниях, З. Фрейд выдвинул теорию «совращения», объясняющую причины возникновения невроза у человека. Однако вскоре ему удалось обнаружить, что часто пациенты его обманывали, и в действительности речь шла не о реальных событиях детства, а о фантазиях, которым предавались дети и взрослые. Как правило, фантазией совращения ребенок прикрывал инфантильный период своей сексуальной деятельности. Тем не менее для понимания невроза важно, как считал З. Фрейд, выявление воспоминания о травмирующем детском переживании, независимо от того, связано ли оно с реальным событием или фантазией. Для невроза существенное значение имеет не столько физическая, сколько психическая реальность, находящая свое отражение в фантазии человека. Отсюда – одна из основных задач психоанализа, заключающаяся в воспоминании (воскрешении, восстановлении) в памяти пациента травмирующей ситуации, связанной с переживанием в раннем детстве реального или воображаемого события и доведения ее до его сознания с целью последующего сознательного, а не бессознательного, что имело место в прошлом, разрешения внутрипсихического конфликта. Анамнез становится важной, необходимой составной частью аналитической работы, ориентированной на устранение симптомов заболевания и исцеление обратившегося за помощью пациента.

Анамнез

греч. anamnesis - воспоминание) - метод исследования пациента, основанный на целенаправленном стимулировании и системном анализе его воспоминаний о своей болезни, а также как источник сведений о различных событиях его жизни, имеющих к заболеванию прямое или косвенное отношение (биография, профессия, род деятельности, характерологические особенности, образование, сведения о родительской семье и т.п.). В психопатологическом исследовании анамнез имеет исключительно важное или даже незаменимое значение до настоящего времени.

АНАМНЕЗ

греч. anamnesis - воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают А. психиатрический (особенности психического развития, преморбидные черты личности, наследственность, круг интересов и увлечений, успеваемость в учебном заведении, наличие вредных привычек и т.д.), социальный (бытовые условия, характеристика социальной микросреды, взаимоотношения в коллективе, общественное положение), фармакологический (лекарства, получаемые больным и их эффективность, побочные явления, непереносимость по отношению к некоторым препаратам), эпидемиологический (сведения о наличии в местности, где больной проживал, инфекционных заболеваниях, которые могли бы дать основания для предположения о возможности возникновения у него инфекционного психоза). В А. психиатрический входят и выделяемые как самостоятельные разделы А. болезни, жизни, наследственный, семейный.

АНАМНЕЗ

от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т. е. катамнез). В случае душевнобольных история болезни, по словам Б. В. Зейгар-ник, "представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы "продольный" срез его жизни". (Б. М.)

АНАМНЕЗ

В переводе с греческого означает "вспоминать", или "воспоминание". 1. Припоминание или способность вспомнить прошлые события. 2. В медицине, персональная история болезни в изложении пациента. Первоначально термин использовался исключительно в отношении утверждений пациента относительно конкретного расстройства и его мнения о важных событиях, предшествовавших этому расстройству, и, с его точки зрения, имеющих к нему какое-то отношение. Многие другие, особенно психиатры, используют этот термин для обозначения любых и всех аспектов истории болезни пациента, включая информацию, полученную и не от пациента, такую как биографические данные, сообщения членов семьи и т.д. Ср. с катамнезом.

АНАМНЕЗ (ANAMNESE)

Анамнез, или предварительная беседа, в обычном медицинском понимании касается прошлых страданий и болезней. Для Милтона Эриксона это означало нечто совсем другое.

К вопросу: «Когда вы почувствовали себя плохо?» - он не забывал добавлять: «А когда вы хорошо себя чувствуете?» или «Опишите мне, что требуется для того, чтобы стало лучше...» и т. д. Он был убежден, что упоминание о позитивном опыте должно вызывать благоприятные ассоциации и на этом следует акцентировать внимание.

Эриксон также считал, что разрешение симптома может не иметь никакой связи с причиной его возникновения. «Следовательно, прошлое не интересовало его с точки зрения поиска в нем причин страданий или симптомов, как ключа к выздоровлению. Как изменить прошлое, исходя из существующей реальности - вот в чем существо вопроса; прошлое - это непосредственно то, что должно быть пересоздано с помощью расширения и усиления скрытых возможностей, проявляющихся при общении с терапевтом. Другими словами, прошлое нужно не расшифровывать, а переплавлять под нажимом будущего» (Roustang, 1990).

«Вероятные ресурсы и описание мироощущения пациента - вот что его в конечном счете интересовало» (Van Dick, 1980). Во время сбора анамнеза «терапевт знакомится с объемом жизненного опыта пациента, с его навыками, которые могут быть использованы в дальнейшем. Пациенты являются пленниками систем, не позволяющих им использовать собственные возможности в своих интересах. Этот навык у людей пока еще не на высоте» (Erickson & Rossi, 1979).

Отметим также, что сбор анамнеза для любого гипнотерапевта - это момент, который стараются использовать для того, чтобы установить контакт с пациентом.

И, наконец, в гипнозе минимум анамнеза позволит уберечься от необдуманных действий (см. предосторожности в гипнозе).

Анамнез

Совокупность сведений, полученных от больного, его родственников и знакомых, а также по имеющимся медицинским документам, о начале и последующем развитии его заболевания (anamnesis morbi), а также о его наследственности и особенностях жизни: врожденные особенности, развитие в детском возрасте, перенесенные и хронические заболевания, подверженность профессиональным и бытовым токсическим воздействиям и пр. (anamnesis vite).

АНАМНЕЗ

психологический) (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Понятие А. поначалу применялось в медицинской психологии. Здесь с самого начала выделяют «объективный» и «субъективный» А., т. е. получение сведений от окружающего больного людей и от самого больного. В настоящее время понятие А. вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Заимствование термина А. из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов. Сбор и анализ анамнестических данных является одним из важнейших в арсенале психологических методов изучения личности. Это подтверждается известным высказыванием В.Н. Мясищева о том, что полностью и всесторонне личность может быть изучена «только на основе всей истории жизни личности, поэтому история личности является основным методом и материалом для ее изучения». Весьма близким к анамнестическому методу является биографический метод, который довольно часто, как отмечает М.А. Котик, используется для психологического анализа несчастных случаев и ошибок операторов. Анамнестическое исследование в психологии труда и инженерной психологии предваряет применение многих других методов. Так, личностный подход проявляется в том, что любое психологическое явление рассматривается в связи с другими явлениями и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность, во-вторых, личность человека рассматривается как одно из детерминант его поведения, в-третьих, понимание личности в целом и отдельных проявлений человека возмож- «т но только с учетом истории ее развития. В психологии используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный А. осуществляется в форме бесед с другими людьми, хорошо знающими обследуемого специалиста; 2) субъективный А., т. е. беседа с самим обследуемым; 3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, результатов деятельности и др. Основная задача практического психолога на производстве - установить факторы, определившие тот или иной путь психологического развития, т. е. значимые обстоятельства жизни человека и степень их влияния на изменение психики.

В перевод с греческого «анамнез» - это воспоминание. Значение данного слова относительно медицины - информация о текущем и прошлом состоянии здоровья пациента, изучение факторов, на него влияющих. Анамнез проводят врачи при первом обращении пациента и, в большинстве случаев, уже после него ставится диагноз. Информация, полученная от больного, помогает не только определить причину заболевания и недуга без каких-либо дальнейших процедур и исследований, но и назначить необходимое лечение. Таким образом, анамнез (что это такое, мы рассмотрели выше) является универсальным диагностическим методом, используемым в любой области медицины. Данная статья посвящена рассказу о нем.

История (анамнез) заболевания

При анамнезе заболевания лечащий врач может выявить:

  • дату начала болезни и то, как она началась;
  • ход течения;
  • какие уже применялись и что удалось выяснить;
  • каким было лечение и каковы его результаты.

Об общей картине заболевания позволяет узнать анамнез. Что это дает врачу? Как уже говорилось ранее, опрос пациента дает начальное представление того, о каком недуге идет речь. Если больной обратился с описанными симптомами впервые, то врач задает вопросы о том, что он делал для их устранения. Если признаки повторные, то врач узнает у клиента то, насколько они частые (обострения, рецидивы и прочее), каким было лечение при первичном их появлении. Анамнез заболевания дает врачу необходимую информацию для постановки диагноза.

История (анамнез) жизни

Рассказ пациента о своей жизни, привычках позволяет определить причину возникновения симптомов. Анамнез (что это является эффективным средством диагностики, доказано не раз) собирается следующим образом:

  1. Общие сведения:
  • место рождения (возможно, что заболевания вызвано территориальными особенностями);
  • наличие преморбидных состояний;
  • возраст родителей на момент рождения больного;
  • ход течения беременности (угрозы выкидыша, перенесенные заболевания) и роды;
  • условия жизни в детские годы;
  • степень умственного и физического развития;
  • половая зрелость.

2. Информация о перенесенных заболеваниях и инфекциях:

  • инфекционные заболевания в детском возрасте;
  • врожденные заболевания;
  • и вызванные ими осложнения.
  1. Сведения о контакте с токсичными и вредными веществами (например, по работе).
  2. Информация о вредных привычках (алкогольная, никотиновая и наркотическая зависимость).
  3. Сведения о здоровье родителей.

Анамнез жизни помогает врачу узнать условия возникновения болезни и ее причины.

Выводы

На основе полученных данных врач устанавливает:

  • пораженные органы или системы организма;
  • дату начала болезни;
  • ее характер, форму (острая, хроническая, подострая);
  • ход болезни (обострения, стабилизация, улучшение);
  • причины, спровоцировавшие развитие заболевания;
  • методы лечения (препараты, терапия);
  • результаты лечения.

Таким образом, можно подвести итог: анамнез (что это такое, мы узнали в самом начале статьи) дает практически полную картину развития и прогрессирования заболевания.

Сексологический (греч anamnesis - воспоминание), совокупность сведений о жизни больного и развитии у него болезни, связанной с половой сферой, полу чаемых путём опроса больного или из других источников. Сексологическая энциклопедия

  • анамнез - [от гр. воспоминание] – описание условий, предшествовавших заболеванию; медицинская биография больного Большой словарь иностранных слов
  • анамнез - анамнез м. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. Толковый словарь Ефремовой
  • Анамнез - (греч. anamnesis - воспоминание) сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни. Большая советская энциклопедия
  • анамнез - Анамнез, анамнезы, анамнеза, анамнезов, анамнезу, анамнезам, анамнез, анамнезы, анамнезом, анамнезами, анамнезе, анамнезах Грамматический словарь Зализняка
  • анамнез - АНАМНЕЗ [нэ], а, м. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • анамнез - анамнез, -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  • Анамнез - (греч. anamnesis - воспоминание) совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц. Криминалистическая энциклопедия
  • Анамнез - (греч. anamnesis – воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают... Толковый словарь психиатрических терминов
  • анамнез - АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis - воспоминание), совокупность сведений, сообщаемых лицом, ухаживающим за животным или доставившим его для лечения. Цель А. - выяснить причину и характер заболевания. Ветеринарный энциклопедический словарь
  • анамнез - АНАМНЕЗ а, м. anamnèse f. <�гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС-2. - Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамнез; БАС-1 1948: анамнез. Словарь галлицизмов русского языка
  • АНАМНЕЗ - (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). Большой психологический словарь
  • Анамнез - Описание прошлой жизни больного и история его болезни с самого начала ее, притом как внешних (объективных) проявлений ее, так и всех ненормальных ощущений, которыми она сопровождалась. А. имеет большое значение для распознавания (диагноза) болезни. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • анамнез - Ана́мнез/. Морфемно-орфографический словарь
  • анамнез - АНАМНЕЗ Совокупность сведений о здоровье человека, истории его болезней, жизни, спортивной подготовке, сообщаемые самим человеком или знающими его людьми. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов