К вопросу о международной правосубъектности государственно-подобных образований. Государство - основной субъект международного права Международно-правовой статус субъектов федерации

(квазигосударства) являются производными субъектами международного права, поскольку также как и международные организации, создаются первичными субъектами – суверенными государствами.
Создавая , государства наделяют их соответствующим объемом прав и обязанностей. В этом и состоит принципиальное отличие квазигосударств от основных субъектов международного права. В остальном, государственно-подобное образование обладает всеми признаками, присущими суверенному государству: собственной территорией, государственным суверенитетом, высшими органами государственной власти, наличием собственного гражданства, а также способностью выступать в качестве полноправного участника международных правоотношений.
Государственно-подобные образования являются, как правило, нейтрализованным и демилитаризованным.
Теория международного права выделяет следующие виды государственно-подобных образований :
1) политико-территориальные (Данциг – 1919 г., Западный Берлин – 1971 г.).
2) религиозно-территориальные (Ватикан – 1929 г., Мальтийский Орден – 1889 г.). В настоящее время субъектом международного права является только одно религиозно-территориальное государственно-подобное образование – Ватикан.
Мальтийский орден признан суверенным военным образованием в 1889 г. Его местопребывание – Рим (Италия). Основной целью Ордена является благотворительность. В настоящее время Орден установил дипломатические отношения с суверенными государствами (104), означающими его международное признание. Кроме того, Орден имеет статус наблюдателя при ООН, собственную валюту и гражданство. Однако этого недостаточно. Орден не располагает ни своей территорией, ни собственным населением. Из чего следует, что субъектом международного права он не является, а его суверенитет и способность участвовать в международных отношениях, можно назвать правовой фикцией.
Ватикан, в отличие от Мальтийского ордена обладает практически всеми признаками государства: собственной территорией, населением, высшими органами власти и управления. Особенность его статуса заключается в том, что цель его существования – представление интересов католической церкви на международной арене, а практически все население является подданными Святого престола.
Международная правосубъектность Ватикана официально подтверждена Латеранским договором 1929 г. Однако еще задолго до его заключения институт папства получил международное признание. В настоящее время Святой Престол установил дипломатические отношения со 178 суверенными государствами и другими субъектами международного права – Европейским Союзом и Мальтийским орденом. Следует отметить, что весь объем международной правосубъектности, предоставленной Ватикану осуществляет Святой престол: участвует в международных организациях, заключает международные договоры, устанавливает дипломатические отношения. Сам Ватикан является только территорией Святого Престола.

Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

К ним в первую очередь относят так называемые «вольные города» и свободные территории.

В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация.

Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии в 1990 г. действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии.

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме.

Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство, скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права.

Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.

Таковыми, в частности, являлись вольные города, а в настоящее время - Ватикан.

Вольные города. Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и ганзейские города (в состав Ганзейского союза входили Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Дерпт, Ревель, Амстердам, Кенигсберг, Киль, Штральзунд и др.- всего 50 городов). В XIX и XX вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций. Например, статус Кракова был установлен в ст. 4 Российско-австрийского договора, в ст. 2 Российско-прусского договора, в дополнительном Австро-российско-прусском договоре от 3 мая 1815 г.; в ст. 6-10 Заключительного акта Венского конгресса от 9 июня 1815 г.; в Конституции вольного города 1815/1833 гг. Впоследствии договором от 6 ноября 1846 г., заключенным Австрией, Пруссией и Россией, статус Кракова был изменен, и он вошел в состав Австрии.

Статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в Польско-Данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в соглашении от 24 октября 1921 г. и в решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впоследствии польским правительством).

Статус Триеста был предусмотрен в разд. III ч. 2 Мирного договора с Италией 1947 г. и в приложениях VI-X к нему. В октябре 1954 г. Италия, Великобритания, США и Югославия парафировали текст Меморандума о взаимопонимании, на основании которого Италия получила во владение зону А (Триест с окрестностями), за исключением небольшой части территории, отнесенной к зоне В, которая осталась в Югославии.

Статус Иерусалима был определен резолюцией Генеральной Ассамблеи № 181/11 от 23 ноября 1947 г. (эта резолюция в силу не вступила)2.

Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обладали полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъемлемым признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализация.

Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. После окончания Второй мировой войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная единица Западный Берлин. Правительство СССР по согласованию с правительством ГДР в 1958 г. предложило придать Западному Берлину, находившемуся на территории ГДР, статус демилитаризованного вольного города, способного осуществлять международные функции в условиях гарантии со стороны четырех держав: Великобритании, СССР, США и Франции

Международно-правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним соглашением, подписанным правительствами Великобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. В соответствии с этим документом Западный Берлин имел единственный в своем роде международно-правовой статус. Государственно-политическое устройство Западного Берлина определялось Конституцией, вступившей в силу 1 октября 1950 г. Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, аккредитованный при соответствующих властях правительств США, Великобритании и Франции. СССР с согласия правительств этих стран учредил Генеральное консульство. Западный Берлин имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки постоянных жителей в различные районы ГДР и т. д. ФРГ представляла западные секторы Берлина в международных организациях и конференциях. Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соответствии с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина. Ватикан. В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. Главная цель Ватикана - создать условия независимого правления для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других организациях. Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви - папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

Правосубъектность международных (межправительственных) организаций и государственно-подобных образований

Международная межправительственная организация представляет собой объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов.

При исследовании правотворческой роли международных организаций следует учитывать особенности их правосубъектности. В международном праве не сразу сформировалась единая позиция относительно международной правосубъектности международных организаций. В настоящее время практически все юристы-международники, занимающиеся исследованием деятельности международных организаций, придерживаются мнения о наличии у них международной правосубъектности. Однако, поскольку международные организации относятся к вторичным субъектам международного права, лни обладают специфической правосубъектностью. Например, С.А. Малинин считает, что правосубъектность международных организаций, сфера их действий, функции и полномочия зависят от воли государств-учредителей и ограничены рамками учредительного акта. Отсюда, по его мнению, можно сделать ряд общих выводов о нормотворческой деятельности международных организаций: установление в отношении всех их конкретного объёма полномочий по участию в нормотворческом процессе не представляется возможным; конкретные степень и формы такого участия определяются государствами-учредителями применительно к данной организации в каждом конкретном случае в момент её создания и в итоге зависят от выполняемых ею функций, поэтому объём полномочий, предоставленных данной международной организации в области правотворчества, можно выяснить лишь на основе тщательного анализа её учредительного акта.

Любая межправительственная организация является субъектом международного права. Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в её правовом положении, в объёме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности.

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют своё гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Таковыми, в частности, являются вольные города и Ватикан.

Вольным городом называется гогсударство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Например, статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в польско-данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений.

Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.).

В 1929 г. на основании Лютеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан. Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма и его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. Главная цель Ватикана - создать условия независимого правления для главы католической церкви. Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви-папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов.

Соответст­венно межд. правосубъектность - юридическая спо­собность лица быть субъектом МП.

Межд. правосубъект­ность: фактическая и юридическая.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.

Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:

· территория, на которой она бы могла самоопределиться;

· политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации;

· воинские формирования;

· признание при межд. организациях.

Производные субъекты МП (создаются первичными). Пра­воспособность производных субъектов МП оговаривает­ся в договорах об их создании.

1. Межд. организации.

· межд. межправительственные организации - основа­ны на межправительственных соглашениях. Существуют как уни­версальные (носят всемирный характер (ООН)) и региональные (объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.));

· межд. неправительственные организации (так назы­ваемые органы народной дипломатии) - основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). В основе их создания лежит договор, как правило, с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформи­руются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета.

Права государства как субъекта МП:

1. право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени­ем признанных МП иммунитетов;

2. равноправие с другими государствами;

3. право на коллективную и индивидуальную самообо­рону против вооруженного нападения.

Обязанности госу­дарства:

1. воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

2. воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;

3. уважать права человека;

4. устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;

5. решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;

6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения про­тив территориальной целостности и политической незави­симости или иным образом, несовместимым с МП;

7. воздерживаться от оказания помощи другому госу­дарству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупрежде­ния или принуждения;

8. воздерживаться от признания территориальных при­обретений другого государства, действующего в на­рушение обязательства неприменения силы;

9. добросовестно выполнять свои обязательства.

Межд.-правовое признание - это акт государства, ко­торым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Теории межд.-правового признания:

· конститутивная - акт признания дестинатора (адресата призна­ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Недостатки: на практике новые образования могут вступать в межгосу­дарственные отношения и без признания, не­ясно - признания скольких государств необходимо для того, чтобы новое образование приобре­ло межд. правосубъектность.

· декларативная - признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатиру­ет факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания:

1. Признание де-факто (de facto) - фактическое призна­ние государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

2. Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

3. Признание (разовое) «ad hoc» - признание государства для конкретного случая.

Виды признания:

· традиционные виды признания: признание госу­дарств, признание правительств;

· предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые мо­гут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была за­хвачена революционным путем.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом . Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.