Как называются люди которые выращивают растения? Как вырастить экзотические растения в собственном саду Как люди выращивают растения сада

Каждый знает, что такое сад. Значение этого слова не вызывает сомнений, однако в чем его отличие от парка, какие бывают их виды и когда они возникли - не всякий сможет ответить на эти вопросы. А меж тем традиция организовывать сады сформировалась еще в глубокой древности.

Сад: значение слова

Как только человечество перешло к и начало создавать первые подобия жилищ - возникла идея выращивать возле них растения и фруктовые деревья.

Так появились первые сады. Постепенно садоводство превратилось в настоящее искусство. С эпохи Ренессанса и вплоть до начала XX в. для состоятельных людей сад стал выполнять роль места для отдыха и прогулок, а не источника продуктов питания. А вот для крестьян он всегда был (и остается!) местом для выращивания фруктов и орехов, а также помогал зарабатывать дополнительные деньги.

Сегодня слово «сад» означает отведенную человеком территорию, на которой по определенной схеме высаживаются многолетние фруктовые деревья, а также кусты, иногда растения и цветы. В редких случаях огороды тоже называются садами. Так, в английском языке для слов "сад" и "огород" используется один термин - garden.

В старину неотъемлемой частью сада был пруд, который являлся источником воды, а также выполнял декоративную функцию. Сегодня, благодаря различным системам полива и орошения, необходимость в пруде как источнике влаги отпала.

Еще одним традиционным атрибутом садов является пасека. Пчелы опыляют все цветы в саду, способствуя хорошему урожаю, а также добывают мед.

Виды садов

В первую очереди сады делятся на частные и промышленные.

Частный сад, как правило, устраивается согласно вкусу своего владельца. В то время как промышленный отличается значительными размерами и располагается так, чтобы было удобно ухаживать за растениями с помощью машин. В таких местах растут специально подобранные деревья и кусты, а лица, ухаживающие за ними, не допускают, чтобы смешивались разные сорта.

По виду растений выделяют однородные сады и смешанные.

Также есть следующие виды:

  • Ботанический сад - это территория, на которой выращиваются растения с научной целью. Также они играют роль своеобразного «живого» музея, где каждый желающий может увидеть различные виды флоры (в том числе и редкие или недавно выведенные растения) и даже приобрести себе некоторые из них.
  • Фруктовый (плодовый или плодово-ягодный) сад - это место, где растут только плодовые деревья и кусты. Такой вид считается самым древним.
  • Декоративный сад служит для удовлетворения эстетических нужд своего владельца. Иными словами, растения здесь выращиваются не для пищи, а больше для красоты. Есть три подвида декоративных садов: японский, китайский и зимний. Последний отчасти напоминает оранжерею или теплицу, однако отличается от нее, поскольку является частью дома и используется для сохранения неморозостойких растений.

Чем отличается сад от парка?

Парк и сад - это два довольно близких между собою понятия, ведь они оба - творение рук человеческих.

Однако есть существенное отличие. Растения, посаженные в парке, да и само его оформление, служат для удовлетворения эстетических нужд человека: отдохнуть или прогуляться - но не для выращивания пищи. Иногда в парках садят фруктовые деревья, но это скорее исключение, нежели правило.

Самые известные сады в истории

Традиция выращивания садов довольно древняя, поэтому история знает их немало, а один даже был признан вторым чудом света. Речь идет о Семирамиды, построенных в Вавилоне по приказу царя Более чем через тысячу лет, при императрице Екатерине II, в Российской империи, по аналогии с вавилонским чудом света, был создан Висячий сад Малого Эрмитажа.

В Древнем Риме родоначальником садовой культуры стал полководец Луций Лукулл. Он создал легендарные Сады Лукулла, восстановленные через века семейством Медичи.

Садовая культура Рима, ставшая прародительницей европейской, опиралась на наработки Древнего Египта. Несмотря на неблагоприятное климатическое положение, страна фараонов славилась своими садами. Помимо обычных, у них были дворцовые, храмовые и даже могильные их виды.

Нельзя не вспомнить о садах Версаля, которые растянулись более чем на 900 га. Этот комплекс, находящийся недалеко от Парижа, является живой иллюстрацией того, на что способна человеческая фантазия при достаточном финансировании.

Что касается Великобритании, то здесь разведение садов является национальной традицией, поэтому их там очень много и некоторым более 300 лет.

Другие значения слова «сад»

Это название довольно часто фигурирует и в иных значениях. Так садом именуется одна из букв арабского алфавита. Также один из самых известных философов и извращенцев в истории носил имя - Донасьен Альфонс Франсуа де Сад.

Кроме того, Садом называется одна из польских деревень и два украинских поселка.

Помимо всего прочего, есть масса названий и понятий, аббревиатуры которых формируют слово «САД»: систолическое артериальное давление, строительство автомобильных дорог, сводная авиационная дивизия и т. п.

Сады, как и леса, является легкими планеты и поэтому чем больше их появляется, тем лучше. Хочется надеяться, что в современном мире садоводческая культура не исчезнет, а только усовершенствуется, и на Земле ежегодно будут насаживаться новые и прекрасные сады.

Закрепить знание о классификации растений;

Познакомить учащихся с видами растений в саду и огороде;

Дать представление о пользе растений;

Расширить знания учащихся о культурных растениях;

Развивать практические умения учащихся;

Стимулировать развитие познавательных способностей;

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Уметь различать фрукты и овощи;

Закрепить знания учащихся о культурных и дикорастущих растениях.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, картинки с изображением фруктов и овощей, музыкальная запись.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что растения принято делить на культурные и дикорастущие.

Посмотрите внимательно на картинку (изображены яблоня, томатный куст, листья салата, вишневое дерево и сосна)

Какое растение здесь лишнее? Объясните свой выбор.

Лишняя - сосна. Она дикорастущая. Остальные растения относятся к культурным. Их выращивает человек.

Знаете ли вы историю появления культурных растений?

Человек пробовал плоды разных растений. Те, которые нравились, люди стали высаживать возле своих домов. Они ухаживали за ними, поливали, рыхлили почву, удобряли и подкармливали растения. Постепенно такие растения привыкли, что о них заботятся. Так появились культурные растения.

III. Подготовка к восприятию темы

Где выращивает человек растения?

(В саду, в огороде, в парках, на клумбах, в скверах, на улице, дома)

Сегодня мы отправимся в виртуальную прогулку.

Работа с презентацией. На слайде изображение корзины. Учитель загадывает загадки. После того, как дети отгадывают загадку, появляется изображение.

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом
. (Редис)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд
. (Вишня)

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает
. (Лук)

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож
. (Груша)

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки
. (Огурец)

Само с кулачок,
красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
откусишь - сладко
. (Яблоко)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют
. (Помидоры)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом
... (Картошка)

Мы сложили все плоды в одну корзину. Но растут они в разных местах. Попробуйте разделить плоды на две группы. Какое общее слово можно подобрать к каждой группе?

Учащиеся разделяют фрукты и овощи.

Дополните каждую группу. Какие еще фрукты и овощи вы знаете?

Где растут фрукты? А овощи? (Фрукты растут в саду, овощи - в огороде.)

Догадались ли вы, о каких растениях мы сегодня будем говорить?

IV. Объяснение новой темы

Тема урока: Растения сада и огорода

Мы поговорим о том, какое значение имеют фрукты и овощи для человека. А также узнаем много интересного о плодах в разных странах.

Вспомните, какие фрукты растут у нас. (яблоки, вишни, груши, персики, абрикосы, сливы, нектарины), а какие растут в других странах.

1) Игра "Угадай фрукт"

Учитель зачитывает описание фрукта. Учащиеся должны догадаться, о чем идет речь.

Оно растет на дереве. Оно может быть красное и зеленое, желтое и даже бордовое. Оно круглое, но встречается и вытянутая форма. (Яблоко)

Этот плод растет в саду, на дереве. Он фиолетового цвета. (Слива)

2) Работа с презентацией

Есть много фруктов, которые нам привозят из других стран. Посмотрите на карту.

На слайде карта мира. Внизу нарисованы плоды: апельсин, лимон, киви, ананас, манго, банан, дыня.

По ходу рассказа карточка с изображением плода отправляется в ту страну, где его выращивают.

Дыни - Средняя Азия.

Бананы - Юго-Восточная Азия. Бананы растут не на пальме, а на банановом растении, которое относится к травам.

Арбуз - родина арбуза -Африка. Арбузы - очень древние плоды. Известно, что еще в Древнем Египте эти ягоды помещали в гробницы фараонов.

Манго - Индия и Пакистан.

Папайя - Южная Америка

Гранат - родом из Персии (Иран). Известно, что в гранате может быть до тысячи зерен.

Ананас - Южная Америка. Это наземное растение.

3) Игра "Запасаемся на зиму"

Собрать урожай фруктов - это еще полдела. Нам нужно фрукты сохранить до наступления холодов, чтобы мы и зимой могли лакомиться сочными плодами. Как можно сохранить фрукты?

Работа с презентацией. На слайде изображение фруктов и слова (компот, джем, варенье, повидло)

Учащиеся должны соотнести картинки и слова, проговаривая фразу: "Я люблю…".

Например, "Я люблю сливовое варенье". "Я люблю яблочный компот".

Молодцы! Мы запасли фрукты на зиму. Теперь пора отправится в огород.

4) Звучит песня "Урожайная" ("Мы корзиночки несем…")

Назовите овощи, о которых пелось в песне. (огурцы, фасоль, горох, помидоры, картошка)

Какие еще овощи выращивают у нас? (Тыква, репа, редис)

Овощи нам тоже нужно запасти на зиму.

5) Работа с презентацией . На слайде изображения овощей и слова: икра, салат, соленье, хранение.

Учащиеся соотносят слова и картинки: "Из кабачков получается вкусная икра. Картофель лучше хранить в сухом и темном месте. Огурцы солят и маринуют. Из помидоров делают вкусную томатную пасту."

V. Закрепление

Вы узнали много нового о фруктах и овощах. Овощи и фрукты не только питательны. Это еще и богатый запас витаминов, которых нам так не хватает в зимнее время. Именно поэтому фрукты и овощи необходимо есть и зимой, и летом.

1) Игра "Помоги маме"

Учащиеся делятся на две группы. Одна выбирает овощи для того, чтобы приготовить борщ, вторая группа - фрукты для компота.

2) Игра "Убери лишнее"

Учащиеся получают карточки, на которым написаны по 4 слова: картофель, лук, яблоко, огурец. Лишнее - яблоко, потому что это фрукт.

3) Игра "Фразы" . Вспомните, из каких сказок эти фразы:

"Тянут-потянут, вытянуть не могут" (Репка)

"Подавился Петушок бобовым зернышком" (Петушок и бобовое зернышко)

"Жил-был принц. И захотел он взять себе в жены принцессу. Но только самую настоящую." (Принцесса на горошине)

"Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи." (Приключения Чиполлино)

4) Игра "Что приготовить"

Учащиеся по очереди называют блюда, которые можно приготовить из картошки, капусты, яблок.

5) Игра "Верю - не верю"

Учитель читает предложения. Если учащиеся согласны с утверждением, они поднимают руки.

Яблоки растут на кустах.

Лук и картофель - это овощи.

В саду растут овощи.

Сад - это участок земли, где растут фруктовые деревья.

Чеснок растет в огороде.

Кабачок - растение сада.

Вишни растут в огороде.

Огород - это участок земли, где растут дикорастущие растения.

VI. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Какое задание вам понравилось?

Что еще вы хотели бы узнать о фруктах и овощах?

VII. Домашнее задание

Подготовьте небольшой рассказ о любом фрукте или овоще. Где его выращивают, чем полезны плоды этого растения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Кемерово

Котько Наталья Андреевна,

Учитель начальных классов

2 класс. Окружающий мир

"Перспективная начальная школа".

Тема урока:

Растения сада.

Цель:

учить наблюдать, делать выводы, обобщать; развивать коммуникативные способности учащихся, умение самостоятельно добывать учебный материал; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы. Обобщить и систематизировать знания учащихся о садовых растениях родного края, о труде людей в саду.

УУД: личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план; осознание

значимости умения решать учебную задачу.

регулятивные: усвоение понятия термина «растения сада»;

познавательные : логические действия и операции;

коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать других, планировать и согласованно выполнять

совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Тип урока

Комбинированный

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, в парах, групповая

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор

Учебник, ТПО .

Программное обеспечение

Операционная система Windows XP , Microsoft Word 2010, программа для презентаций “Power Point 2007”.

Демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.

Дополнительный раздаточный материал

    Карточки c рисунками растений

    Карточки двух цветов для обратной связи

Основные понятия

Задача. Условие. Требование.

Планируемый результат

Учащиеся должны знать:

что решение задачи зависит от правильно выбранного арифметического действия;

планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия, записывать его в тетрадь;

ХОД УРОКА

Этап урока.

Действия (слова учителя)

Действия (слова) учеников

1.Мотивация

к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Будем думать, будем знать.

Будем мыслить и решать.

Вы готовы к уроку, подравняйтесь, посмотрите все ли что Вам понадобится на уроке у вас есть.

Организуют свою деятельность.

2. Проверка дом. задания

Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке:

Какие зерновые культуры выращивают на полях?

А зачем люди вообще выращивают растения?

И как мы называем такие растения, за которыми ухаживает человек?

Ответы детей…

Рожь, овес, кукуруза, пшеница

Нужны людям для питания, для корма домашних животных,для изготовления тканей, для медицины и красоты.

Культурными

3. Определение темы и цели урока .

Слайд 1

Слайд 2

Посмотрите на экран и, подумав, постарайтесь определить тему нашего урока. О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Где растут все эти растения?

Итак, сегодня мы будем говорить о Растениях сада.

Подумайте, какие цели мы поставим перед собой.

    Познакомится с растениями сада.

    Узнать значение этих растений для человека.

    Особенности ухода в разные времена года.

Ответы детей…

4. Работа над новой темой.

Игра «Угадай растения по описанию».

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5-10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Ребята, когда нам не понятно какое-то слово, где мы можем посмотреть значение этого слова?

На экране мы можете увидеть, что означает слово сад по толковому словарю Ожегова

Давайте убедимся так ли это и рассмотрим несколько изображений сада

Итак, ребята, если мы говорим что сад – это территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками, значит сегодня мы будем говорить о деревьях и кустарниках.

И я предлагаю поиграть в игру «Угадай растения по описанию».

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Было зелёное

платье атласное.

Нет не понравилось,

выбрала красное.

Но надоело так же и это-

платье надела синего цвета.

Королевой ягод сада,

Садоводы так прозвали,

И бывает золотистой,

Чёрной, красной и душистой!

Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Пока сорвёшь –

Всю руку обдерёшь.

Кустарник. Можно уколоться. С древности сушёными ягодами лечили простуду. Любит этими ягодами полакомиться медведь.

Выводы: В саду растут плодовые деревья и ягодные кустарники.

Ребята, а зачем люди выращивают садовые растения?

В словаре

Сад – территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.

Ответы детей

Яблоня

Груша

Слива

Смородина

Крыжовник

Малина

5. Физминутка (3-5 мин)

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим, И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем, Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) Тихо сели. Продолжаем работать.

6. Работа по учебнику 101 .

Слайд 15

Ребята, Маша и Миша говорят, что как то их одноклассники поспорили за какими растениями легче всего ухаживать и решили, что это садовые деревья и кустарники, один раз посадил, а урожай снимаешь каждый год, не то, что другие растения, каждый год сади, поли, удобряй, поливай.

Ребята, рассмотрите рисунок на стр. 101 в учебнике. Что Вы видите?

А зачем же:

1)Зачем стволы деревьев обвязывают еловыми ветками?

2)Зачем вешают скворечники и кормушки для птиц?

3)Зачем белят стволы деревьев?

4)Зачем стряхивают снег с веток?

5)Почему в сильные морозы садовые растения надо окучивать снегом?

6)Зачем садоводы снимают с деревьев засохшие листья?

Обсуждение в парах

Разрешите спор одноклассников Маши? Можно ли согласиться с тем, что садовые растения требуют меньше ухода, чем огородные?

- Выберите время года, когда трудятся садоводы в саду.

Вывод: Все культурные растения требуют ухода.

Ответы детей

Представление своих ответов от пары

Ответы детей

7. Закрепление полученных знаний

А сейчас ребята я предлагаю создать макет сада нашей местности.

Практическая работа у доски.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Каковы были цели нашего урока?

Мы достигли целей?

Какие выводы мы сделали?

Ответы детей (поднимают карточки)

- В саду растут плодовые деревья и ягодные кустарники.

- Растения сада, как и другие группы культурных растений, приносят пользу человеку.

- Все культурные растения, включая растения сада, требуют ухода.

9. Домашнее задание

Учебник стр. 100 – 101, ПТ стр.44, № 61

Обсуждение домашнего задания

Вопросы детей

Красивый красочный сад от весны до поздней осени — это ли не мечта. Но проводить все свое время на участке, рассаживая клумбы и ухаживая за газоном, хочется далеко не всем. Как минимизировать усилия, чтобы наслаждаться красками сада, лежа на шезлонге с книжкой или качаясь на садовом диване-качалке? Во-первых, грамотно спланировать ландшафт и, во-вторых, подобрать растения, требующие минимум ухода.

Подумайте, какой сад вам проще содержать в опрятном виде — регулярный французский, требующий частой стрижки садовых форм, клумб, исключающих даже намек на сорняки, или слегка запущенный английский с его свободной планировкой? Логика подсказывает, что английский вариант более удобен.

Чем меньше цветочных клумб в саду, тем проще за ним ухаживать. Выберите яркие кустарники, меняющие свой вид в течение сезона. Но все же сложно представить роскошный сад совсем без цветов. А им нужен красивый фон — заложите большие площади под газон или живописную лужайку с клевером, маргаритками, живучкой. На ней не так заметны сорняки — достаточно их скосить. Кстати, маргаритки легко переносят стрижку и замечательно цветут, совсем низко над розетками листьев.

Красиво цветущий палисадник, заполняющий пространство перед фасадом дома,создаст ощущение кропотливо возделанного сада. Зато остальную площадь можно оставить под газон в окружении кустов. Вместо клумб геометрических форм создавайте миксбордеры со свободной компоновкой разных растений. Они выглядят живописнее и даже в заросшем сорняками виде смотрятся хорошо.

Выбирайте устойчивые к нашему климату растения, переносящие морозы. Сочетайте растения с разной листвой по высоте, форме и по цвету, чтобы даже в не цветущем виде сад оставался декоративным. Устраивайте миксбордеры на пересечении дорожек, чтобы усложнить образ сада.

Если на участке есть перепад ландшафта, не бойтесь создавать террасы и подпорные стенки — они обогатят картину сада, сделают его живописнее.

Замощенное патио тоже прекрасно справится с задачей создания фона для цветов, заодно будет меньше проблем со стрижкой газона — занятием, утомляющим, даже если пользоваться самоходной бензиновой газонокосилкой.

Кстати, качественная техника значительно упростит уход за садом. Кроме газонокосилки, подходящей для открытых ровных пространств, запаситесь бензиновым триммером, чтобы подрезать траву и сорняки вокруг кустарников и деревьев.

Совет по устройству газона
Как только трава поднимется выше десяти сантиметров, еженедельная стрижка (или по меньшей мере раз в две недели) будет сопровождать ваш отдых в саду. Помните, что правильная стрижка газона предполагает скашивание «змейкой», так, чтобы примятая колесами трава попала под нож косилки, идущей по встречному направлению.

Форма газона и организация окружающих его посадок очень важна. Чем больше отдельно растущих посадок посреди газона, тем больше времени вы потратите. Граница между газоном и сплошными посадками — еще одно важное решение для упрощения ухода.

Оптимизация стрижки газона не повод совсем отказываться от солитера посреди него. Если речь идет о дереве, сформируйте его крону на такой высоте, чтобы под ней можно было пройти свободно. Растения, которые должны отстоять друг от друга, сажайте не ближе, чем на ширину колес газонокосилки, иначе придется подстригать траву триммером, а это довольно утомительно.

Чтобы избежать засорения почвы между посадками вне газона, засыпьте почву декоративной мульчей (например, корой). Между молодыми посадками стоит закрыть землю нетканым материалом и присыпать гравием — это избавит от прополки сорняков и вездесущей травы. Или же, если свежие посадки кустарников и многолетников требуют заполнения пространства между молодыми растениями, можно использовать яркие однолетники.

Что посадить в саду
Откажитесь от посадки однолетников через рассаду — выбирайте такие, которые легко развиваются без ухода, не требуют предварительного проращивания, долго и ярко цветут, а также рассеваются на следующий год самосевом: эшшольцию (Eschscholzia), мак-самосейку (Papаver rhoеas), лен однолетний (Linum grandiflorum), василек (Centaurea), льнянку (Linaria vulgaris), календулу (Calendula officinalis).

Луковичные цветы: закопал и забыл
Тюльпаны и гиацинты — волшебные весенние цветы, которые радуют глаз в начале сезона. Но представьте, что будет на их месте летом, как только цветы отцветут? Сохнущие листья, которые вы еще и не сможете отрезать, чтобы не лишать луковицу таким образом накапливаемых полезных веществ. А ведь после полного отсыхания листьев надо успеть выкопать луковицы на просушку. А в конце лета или начале осени придется заново посадить их.

Поэтому все, что нужно ежегодно выкапывать для просушки или для зимовки в помещении и потом заново сажать (тюльпаны, гиацинты, анемоны, гладиолусы, крокосмии, а также клубневые георгины) — лучше, увы, не сажать.

Лучше выберите такие луковичные, которые хорошо будут расти, если их вообще не выкапывать. Прекрасные, хоть и не такие крупные цветы: пушкиния (Puschkinia), сцилла (Scilla), мускари (Muscari), бродиэя (Brodiaea), белоцветник (Leucojum, цветет весной и летом), крокусы (Crоcus) — весенне цветущие и осенне цветущие, камассия (Camassia) — эффектные синие цветы, цветущие в начале лета, декоративные луки, украшающие сад шарами цветов на высоких ножках в середине лета. Обязательно посадите много лилий — азиатских и ЛА-гибридов. А от восточных воздержитесь, они гораздо хуже зимуют в средней полосе России. Уход за этими цветами минимальный — подкормка удобрением для луковичных.

Если очень уж хочется тюльпанов — посадите дикие видовые: они довольно необычно смотрятся. Нарциссы же на одном месте могут хорошо цвести без выкапывания около 4-5 лет. Единственная проблема — желтеющие листья, которые нельзя срезать до полного отсыхания. Поэтому выберите для них место рядом с многолетниками, которые летом прикроют их своими листьями.

Впрочем, если вы не представляете свой сад без крупных красивых тюльпанов по весне, разместите их луковицы в пластиковых сетках в земле — так будет проще и быстрее их выкопать на просушку. Разрешите себе забыть на год об этом процессе — одно лето, проведенное в земле без просушки, не нанесет такого уж страшного ущерба цветению тюльпанов в следующем году. Идеальным «укрытием» для отцветших луковичных станут хосты, пионы, лилейники.

Не стоит бояться сорняков и постоянно воевать с ними. Саду, близкому к стилю кантри, подходит легкая запущенность. Последние тенденции на выставке садов в Челси — еще одно доказательство, что сорняки могут украсить сад.

Оставляйте естественные формы, характерные для вашей почвы. Они придадут саду более естественный вид. Например, обычная садовая ромашка создает без всякого участия садовода прекрасные композиции, связывает между собой посадки. К тому же, она долго цветет и очень устойчива к жаре, засухе. Даже лопух с его огромными листьями может выглядеть эффектно, а чертополохи способны украсить своими цветами композицию с люпинами и рудбекиями.

Многолетники — только самые неприхотливые
Пионам требуются регулярные удобрения, полив перед цветением и срезание листвы перед зимой, но этот уход окупится стократ, когда сад наполнят огромные благоухающие цветы. Лилейники великолепно разрастутся на солнечном месте и, как и пионы, даже после того, как отцветут, будут выглядеть декоративно и опрятно.

Декоративная листва и красивые стрелки с белыми или сиреневыми цветами-колокольчиками хоста — идеально подойдут для полутенистых и тенистых мест (в том числе под деревьями, но не у самых стволов). Правда, хосты надо будет обрезать после первых заморозков, которые «побьют» их листья, и в октябре замульчировать на зиму землей.

Ирисы — сибирские (Irissibírica)и болотные (Iris pseudacoru), легкие в уходе — украсят влажные солнечные места сада. До наступления зимы их тоже надо будет обрезать на высоте 10 см над землей. Бородатые ирисы потребуют большего ухода: прополки, откапывания корневищ (бородатые ирисы перестают обильно цвести и начинают болеть, когда их корневища заглубляются), укрытия на зиму. Но все-таки бородатые ирисы — одно из лучших украшений сада в июне. Чтобы проще было за ними ухаживать, выберите старые проверенные сорта, быстро разрастающиеся и устойчивые к болезням.

Ромашки, люпины, рудбекии — все это очень устойчивые растения, которые красиво смотрятся и в рабатках (цветниках вытянутой формы), и отдельно в миксбордере. Их можно вырастить в саду прямо из семян.

Двулетники — турецкая гвоздика (Diаnthus barbаtus), шток-роза (Alcea rosea) — тоже подходят для рабаток и миксбордеров и очень просто выращиваются. Единственное, что надо учесть — они цветут только на второй год после посадки, а потом их надо удалить и посадить заново, иначе пышного цветения уже не будет.

Цветущие кустарники
Чтобы почти полностью избавить себя от забот по уходу за садом, создайте многослойную композицию из красиво цветущих кустарников. Расположите кустарники разного вида, высоты и формы по периметру своего сада, у забора, рядом с постройками. Чем живописнее, тем лучше — даже если какой-то из них обмерзнет за зиму, соседи скроют его неопрятный вид.

Сирень обыкновенная просто обязательно должна быть в саду, требующем небольшого ухода. В мае аромат ее цветов зальет весь сад, а о красоте пышно цветущих кустов знает каждый. Выбирайте сорта с крупными махровыми цветами — «Надежду», «Красавицу Москвы» и другие сорта Л. А. Колесникова, поражающие размерами цветов и прекрасно зимующие в Подмосковье. Единственная забота — обрезать после цветения отцветшие кисти.

Быстро разрастись на солнечном месте в огромный раскидистый трехметровый куст способен пузыреплодник. Для создания контрастной композиции с другими кустарниками и цветами выберите один из самых ярких выразительных сортов — пузыреплодник «Дьяболо» (Physocarpus Diablo) с темной листвой. В июне его покроют белые цветочки, собранные в слегка розовеющие щитки. В июне же украсит сад своими белыми цветами с ароматом жасмина чубушник (садовый жасмин).

Дерен белый (Cornus alba) в его популярной пестролистной форме красиво цветет весной, осенью выразительно розовеет, а его красные веточки эффектны даже в облетевшем зимнем саду. Сажайте дерен на влажные почвы, где он быстро развивается, и обязательно в заднюю часть композиции, иначе вскоре за ним не будет видно соседей — дерен, как и лох серебристый, довольно агрессивно ведет себя, занимая гораздо больше места, чем было отведено по плану.

Не забудьте о шиповнике — после ароматных цветов у него для украшения сада остаются яркие плоды.

Решайте сами, оценив объем необходимых осенних работ, готовы ли вы увидеть в своем саду форзицию. Этот усыпанный желтыми цветочками, еще безлиственный куст ранней весной производит большое впечатление. К осени его изящная листва окрашивается в разные цвета. Но для хорошего цветения форзиции необходимо на время подмосковной зимы спрятать ее в укрытии: осенью на форзицию придется обратить особое внимание, пригибая ее ветви к земле и укутывая лутрасилом.

Для переднего плана в композиции из кустарников и многолетников подойдут спиреи во всем их многообразии — спирея серая (Spiraea cinerea), спирея японская (Spiraeajaponica), спирея Вангута (Spiraeavanhouttei) и другие. Все они очень декоративны: красиво цветут, причем, в разное время и безо всякого ухода. Ветви невысокой спиреи серой сплошь облиты небольшими белыми цветочками по весне. Летом и даже повторно осенью (при обрезке после цветения) спирея японская цвететщитками из розовых цветочков.

Гортензия древовидная (Hydrangea arborescens) и метельчатая (Hydrangea paniculata) — украшение для полутенистых мест в саду. Она великолепно смотрится в композициях с хвойными растениями.

Барбарисы (часто встречающиеся барбарис обыкновенный Bеrberisvulgаris и барбарис ТунбергаBerberisthunbergi) цветут желтыми цветами не слишком эффектно, зато их характерные листочки и ветви с маленькими красными ягодами выглядят очень декоративно. Тем более, что на кусте остаются прошлогодние ягоды. То же самое можно сказать о бересклете европейском, чрезвычайно декоративном осенью благодаря пламенеющей листве и его особенным плодам в виде раскрывшихся ярко-розовых коробочек с оранжевыми ягодками внутри.

Ива цельнолистная «Хакуро Нишики» (SalixintegraHakuro Nishiki) — еще один декоративный кустарник, не требующий ухода, у которого не цветы, а листва достойна стать украшением сада. Белые листочки на молодых побегах этой ивы окрашиваются на солнце в бледно-розовые тона.

Деревья в цвету и не только
Обычно приходится слишком долго ждать, пока посаженные молодыми деревья проявят себя во всей красе, а посадку крупномеров осилит далеко не каждый садовод. Так что если в вашем саду уже есть большие деревья — пусть они будут основой для создания композиций из кустарников и многолетников, ведь без них в самом красивом саду сложно добиться ощущения природной роскоши и размаха.

Из того, что стоит добавить в сад, не считая красиво цветущих яблонь, вишен, слив — это черемуха обыкновенная в ее краснолистной форме. Конский каштан со свечками цветов и декоративной листвой хорош даже в виде юного деревца. Манчжурский орех (Juglans mandshurica) благодаря крупным ажурным листьям, скорости роста, отличной зимостойкости — еще один кандидат для вашего сада. Краснолистные формы дуба и клена поддержат цветом листвы пурпурные кусты барбариса, красно-коричевую листву пузыреплодника «Дьяболо».

Вечнозеленый сад
Обязательно добавьте в сад хвойные кустарники и деревья. Можжевельники разных форм прекрасно связывают между собой разные растения в миксобрдере — из одних можжевельников и туй уже можно создать декоративный сад, играя с цветом хвои (желтоокрашенные формы Aurea, белокончиковые Albospikata) и формой растений. Все эти растения легко можно найти в питомниках: более бюджетно — в виде совсем маленьких саженцев и подороже — в возрасте трех-пяти лет. Что выбрать, зависит только от бюджета.

Конечно, грамотная посадка всех этих растений и правильный набор удобрений в посадочных ямах нужной ширины и глубины — потребует много сил, но всего лишь раз. И с самым минимальным уходом такой сад через несколько лет заиграет всем богатством красок. Нужно только его дать ему немного свободы.