Как возникла первая религия. Что такое религия — ее функции и виды, мировые (христианство, ислам, буддизм) и национальные религии. Когда появилось древнее христианство

Страница 1

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия – продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик–Коба и Тешик–Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик–Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические

детерминанты. Их обычно называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.


30.09.2014

Многие люди благодаря вере в высшие силы имеют надежду в будущее. Во всем мире существует много различных религиозных течений. Каждое из них имеет собственные истоки и учения. Не смотря на это можно проследить некоторые основные закономерности возникновения религии.

Почему в жизни людей возникла необходимость в религии

Причины появления религии определить очень сложно, так как ее зарождение происходило много веков назад. Правда, специалисты уверенны, что люди, таким образом, стремились найти причину своего появления на свет, а также определить свое предназначение. Рассматривая эту точку зрения, можно считать религию философским фундаментом, который послужил толчком для дальнейшего формирования личности человека. Изначально люди, населявшие планету, объясняли свое существование мифами и сказаниями, но со временем этого стало мало. Поэтому и появилась целая система разъяснения мира и всего того, что в нем происходит. Благодаря религии у людей появилась возможность:

— урегулировать общественные отношения;

— сплотиться;

— найти смысл жизни.

Каким образом религия повлияла на существование людей

Религия – это своеобразный регулятор человеческих отношений. В те времена, когда религии еще только зарождались, общественный строй был совершенно другой и не имел практически ничего общего с тем, который существует сейчас. Для людей не существовало ни правил, ни законов, ни запретов. Целью человечества было формирование и моральных и нравственных убеждений, которые помогли бы регулировать отношения в обществе. Такие функции и возлагались на религию. Ведь если человек осознает, что за содеянные проступки он будет наказан, то это будет провоцировать его на соблюдение установленных правил и норм.

Второй причиной возникновения религии стало, то, что людям необходимо было сплочение. Даже незнакомые и чужие друг другу люди, имеющие одну веру, становятся одним целым. Таким образом, можно было избавиться от враждебности. Самым наглядным примером этому является возникновение христианства на территории Руси. Государство, которое было раздроблено, объединилось при помощи религии в одно целое.

Также религия имеет огромное значение и с точки зрения психологии. Ведь человеку намного прочее существовать с верой в то, что его жизнь имеет какую-то цель и ею что-то управляет. Тот, кто обращается к религии, непременно испытывает потребность в покровительстве и помощи.


Христианство является самой крупной мировой религией. Больше всего людей по всему миру приняли христианскую веру. Их количество превышает двух миллиардов. Около двух тысяч лет назад на палестинской земле стала...



Религия является неотъемлемой частью жизни для многих людей. Однако существуют такие религиозные учения, которые сложно понять здравомыслящему человеку. Иногда даже появляются сомнения в том, что последователи...



Религиозный человек всегда воспринимался обществом немного с опаской. Почему так происходит – ответить очень сложно. Но факт остается фактом – религия и общество это понятия трудносовместимые, сейчас мы разбереся...

Ученые сходятся во мнении, что зачатки современной религии могли появиться около ста тысяч лет назад. Этот факт подтверждается многочисленными археологическими находками, а также теми наскальными рисунками, которые были сделаны первобытным человеком. Не понимая сути многих природных явлений, наши предки относили их к числу сверхъестественных. Солнце, луна, ветер, молния, огонь, гром, дождь, животные, реки, море и океан, по их глубокому убеждению, имели божественное происхождение, а значит, им нужно было поклоняться. По той же причине люди считали своими родоначальниками медведя и волка, а поэтому их чтили, и делать им жертвоприношения. Только в этом случае они могли быть благосклонны к людям. Если же человек заболевал, то считалось, что его душой овладели злые духи, и для их изгнания нужно обращаться за помощью к Богам.

Человек познавал мир в процессе длительной эволюции. Он научился добывать огонь, приручил животных, освоил науку земледелия, создал орудия труда, и т д. Но все это произошло не сразу. Вселенная неохотно открывала человеку свои тайны. И хотя современная наука смогла объяснить большинство природных явлений, та же тайна возникновения жизни, по сей день остается не разгаданной. На этот счет существуют лишь различные гипотезы, и не более того. Ну а все то, что не поддается объяснению, человек относит к высшим, божественным силам. Вот так и появляется религия, которая дает свои ответы на многие вопросы, интересующие человека.

Но вернемся к нашим предкам, которые жили в невероятно трудных условиях. Они не понимали, почему дающая им пищу река, вдруг выходила из берегов, и затапливала их жилище, почему ураган уничтожал посевы зерновых, почему летом выпадал град. Им была непонятна причина возникновения лесных пожаров. Они считали, что таким образом Боги наказывают их за совершенные грехи. Именно беспомощность и незнание сути происходящего заставили человека уверовать в сверхъестественные силы, что, в конечном итоге, и привело к появлению религии. Люди обращаются к Богам с молитвой и просьбой, веря в то, что они сумеют защитить их от злых духов и темных сил

Именно по этой причине и появились такие религиозные течения, как фетишизм, магия, колдовство, тотемизм. В их основе лежит возможность существования души человека отдельно от его тела. Ну а раз так, то человеку открыт путь к бессмертию.

И так, мы пришли к выводу, что своим возникновением религия обязана непониманию сути происходящих процессов, и бессилию человека перед природой. Произошло это в тот момент, когда люди стали мыслить отвлеченно. В процессе различных рассуждений и домыслов, они придумали объяснения тем или иным природным явлениям, которые, конечно же, были далеки от реалий. Вот так человек, не понимая того, создал для себя мир сверхъестественных существ, наделенных мифической силой, способных управлять миром. Он уверовал в то, что духи, Боги, и темные силы реально существуют. Ну а раз так, то им нужно поклоняться. Ведь они могут, как помочь человеку, так и навлечь на него беду. И хотя в современной религии нет ничего плохого, она воздействует на сознание человека, и мешает ему познавать мир. А всему виной страх перед Природой и происходящими в ней процессами.

Именно религия вселила в душу человека веру в Богов и духов. Со временем все это трансформируется и видоизменяется. Подобно людям, которые стали делиться на бедных и богатых, духи также начинают делиться на сильных и слабых. В результате от основной религии отпочковываются различные религиозные течения, которые по – своему трактуют те или иные природные явления. И хотя многие религиозные понятия со временем получили научное объяснение, большинство человеческих заблуждений по – прежнему имеют религиозный характер. Вот и получается, что религия становится нужной человеку лишь тогда, когда дает ему ответы на насущные вопросы, касающиеся основ мироздания, и только в том случае, если человек в таких объяснениях нуждается.

Подобная трактовка была поддержана многими христианскими мыслителями и получила свое дальнейшее развитие в различных богословских и философских трудах, в том числе и отечественных исследователей. Ощущение связи с миром духовным или, выражаясь словами протоиерея Сергия Булгакова, «переживание связи с Богом и опознание Бога» составляют суть религиозного опыта человека. При этом, как указывал мыслитель, «понятие “божество, бог” берется <...> в самом широком и неопределенном смысле, объемлющем различные религии, как формальная категория, применимая ко всевозможному содержанию. Существенным признаком, установляющим природу религии, является объективный характер этого поклонения, связанный с чувством трансцендентности божества» .

Итак, «религия, – продолжает данную мысль другой известный отечественный философ , – есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении , в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости» . , давая определение религии, также отмечал, что «религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом» .

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

На этот вопрос протоиерей Сергий Булгаков предлагает следующий ответ: «Народный, экзотерический буддизм, которому, собственно, и обязана эта религия обширностью своего распространения, отнюдь не ограничивается одной “нетовщиной”, но содержит в себе элементы конкретного политеизма, даже фетишизма. Сверх того, – и это самое главное, – буддийское ничто, небытие, нирвана, всеединство безразличия <...>, отнюдь не представляет собой только отрицательного понятия, но вполне подходит под наше общее определение Божества. <...> Это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение» .

Данный образ, указывающий на пребывание Творца в непосредственном и постоянном диалоге с , является вместе с тем выражением подлинного боговедения, свойственного человеку в тот период.

Если применить к религиозному сознанию первых людей религиоведческую терминологию, то необходимо сказать, что их представления были монотеистичны. Впрочем, здесь необходимо сделать важное уточнение: этот монотеизм был не абстрактным философским построением, а живым ощущением, проистекающим из личного духовного опыта.

Драма греха не только сделала преступником Божественной заповеди, но и исказила его природу и помутила сознание. Один из величайших богословов Древней Церкви святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, уподобляет произошедшее с внутренним состоянием человека после грехопадения зеркалу, которое перестало отражать Создателя. Душа, «закрыв в себе множеством столпившихся телесных вожделений, не видит уже того, чтó дóлжно умопредставлять душе, а носится повсюду и видит одно то, что подлежит чувству» .

Прямым следствием подобного искажения стало уклонение от богозаповеданных истин изначальной религии, возникновение политеистических культов, где Создатель Вселенной представал пред людьми в самых разнообразных и причудливых культовых образах. В результате произошло то, что замечательно описал апостол Павел в своем послании к римлянам: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки " ().

Форм политеизма (многобожия) на протяжении истории человечества существовало великое множество. Однако в данном случае наша задача будет состоять не в том, чтобы описать все имевшие место на земле религиозные феномены, а охарактеризовать наиболее распространенные и активные в своих проявлениях религии. И для того, чтобы иметь возможность дать представителям этих традиций ответ о своей вере с кротостью и благоговением (), необходимо ясно представлять основные вехи в истории религиозной традиции, а также содержание ее ключевых доктрин, ритуальных и этических норм.

Христиане, будучи наследниками и хранителями богозаповеданной веры, открытой во всей возможной для нас полноте Господом Иисусом Христом, вместе с тем не являются единственными представителями традиции, восходящей через Ветхий Завет к изначальному монотеизму. Прежде чем приступить к рассмотрению политеизма, следует сказать о двух ключевых религиях, вместе с м имеющих отчасти общий ветхозаветный корень. Это иудаизм и ислам. Об этих трех монотеистических религиях и пойдет речь в настоящем разделе.

Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Ответ

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики - как мы могли бы их себе вообразить - сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.