Какие изменение вели в военную реформу кратко. На пути к всесословной воинской повинности: Д.А. Милютин и «закат» рекрутчины

Комплекс мер по улучшению эффективности военного управления и реорганизации армии, проведенных в царствование Александра II военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным.

Причины. Предыстория

Толчком к преобразованиям в военной сфере послужило поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов. Война продемонстрировала крупные недостатки существовавшей военной организации, прежде всего, в области комплектования сил, организации снабжения и тыловых служб, а также в деле подготовки офицеров и высшего командного состава. Военные реформы, кроме того, стимулировались происходящими в 1850-1870-е годы изменениями в военном деле.

Еще 20 июля 1855 года была организована особая «Комиссия для улучшения по военной части» под председательством главнокомандующего гвардейским и гренадерским корпусами генерал-адъютанта графа Фёдора Васильевича Ридигера, однако действительно серьезные реформы начались после того, как 9 ноября 1861 года в должности военного министра был утвержден Д.А. Милютин.

Проведение реформ

15 января 1862 года Милютин представил императору Александру II записку с изложением программы преобразований. Меры, предлагаемые военным министерством, сводились к улучшению комплектования армии, рационализации центрального и местного военного управления, повышению качества офицерского состава и перевооружению войск. В соответствии с этим планом, военный министр приступил к осуществлению реформ.

Уже в 1862 году были организованы первые военные округа на западной границе Российской империи — Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский. В 1864 году к ним добавились округа во внутренних районах империи — Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. Позже были сформированы Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. Таким образом, система военных округов охватила всю территорию Российской империи. По структуре управление военным округом напоминало военное министерство в миниатюре. Главной задачей командующего военным округом было осуществлять снабжение войск округа всем необходимым, руководить подготовкой боевых частей, а также готовить приграничную территорию к возможным боевым действиям, если военный округ находился на границе. Военные округа позволили осуществить децентрализацию военного управления и упростили систему снабжения войск.

Одновременно с введением военных округов шла работа по усовершенствованию военно-учебных заведений. Милютин преобразовал существовавшие кадетские корпуса в военные гимназии, в которых больше внимания стали уделять общеобразовательным предметам. Чтобы увеличить число подготовленных офицеров, в 1864 году были образованы юнкерские училища с двухгодичным курсом. Выпускник военной гимназии мог продолжить свое военное образование в одном из новообразованных военных училищ, которые давали уже чисто военное образование. После 1876 года прием в военное училище был открыт для всех сословий. Новое направление получили существовавшие прежде военные академии, лучшие выпускники которых попадали в корпус офицеров Генерального штаба, имевший теперь ряд преимуществ в чинопроизводстве. Для совершенствования образования офицеров было учреждено несколько специализированных военных журналов. Таким образом, достигалась одна из целей военных реформ — повысить значение образования, а следовательно, и качество офицерского корпуса.

В течение 1860-х годов шло перевооружение войск, пересмотр уставов в сторону их упрощения и большего соответствия боевой обстановке. Улучшилось положение солдат, в частности, телесные наказания были оставлены только в дисциплинарных батальонах, а возможности для коррупции в деле довольствия войск сокращались. Развитие получило дело обучения солдат грамоте.

Военные реформы сталкивались с преградами. Во-первых, постоянно чувствовался недостаток средств. Во-вторых, росла оппозиция мерам военного министерства, группировавшаяся вокруг фельдмаршала князя А.И. Барятинского и других влиятельных лиц. Помимо чисто военных аспектов, Милютин обвинялся в том, что из-за его реформ росло значение военно-бюрократического аппарата в ущерб строевым начальникам. Консерваторы видели в реформах еще один шаг к умалению значения дворянства, поскольку доступ к офицерскому званию все шире открывался лицам неблагородного происхождения.

Большое значение для военных реформ в России имела Франко-прусская война 1870-1871 годов, в ходе которой Пруссия наглядно продемонстрировала преимущества своей системы всеобщей воинской повинности. Встал вопрос о введении такой системы и в России.

Всеобщая воинская повинность была введена в России 1 января 1874 года. Отныне все мужчины, достигшие 21-летнего возраста, а не только представители податных сословий, были обязаны пройти службу в армии: 6 лет непосредственно в строю и 9 лет, числясь в запасе. От воинской повинности освобождались священнослужители, преподаватели государственных учебных заведений, пансионеры Императорской Академии художеств и ряд других лиц. Были предоставлены льготы по семейному положению и по образованию. Например, окончившие курс в университетах служили в рядах всего шесть месяцев, а окончившие курс гимназий — год и шесть месяцев.

Важнейшим преимуществом новой системы было формирование обученного резерва, который позволял в сжатые сроки развернуть из 736-тысячной армии мирного времени армию в 1,6 млн солдат. Если армия времен Крымской войны выставляла 29 дивизий, то новая армия выставляла 48 дивизий и имела потенциал к увеличению этого числа. Многие меры Милютина полностью оправдали себя в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, однако та же война показала ограниченность положительного эффекта от реформ.

Мобилизация русской армии перед войной не прошла гладко. Массу нареканий вызвало тыловое обеспечение войск и некомпетентность многих ответственных лиц, включая верховное командование. Качество вооружения русской армии уступало турецкому. Несмотря на эти недостатки, военная система, выработанная в ходе реформ, без коренных изменений просуществовала в России до 1917 года.

Земская и городская реформы

Составной частью начавшихся преобразований стали реформы мест­ного самоуправления, в ходе которых государство попыталось привлечь к управлению экономикой на местах, к развитию местного хозяйства фор­мирующиеся предпринимательские слои дворянства, крестьянства, юрод­ских жителей.

Земская и городская реформы частично реанимировали екатеринин­ское обветшавшее самоуправление и преобразовали его, расширив круг его хозяйственных полномочий. Земская реформа («Положение о губерн­ских и уездных земских учреждениях» от I января 1864 г.) создала в губер­ниях и уездах систему представительных органов – уездные и губернские земские собрания. Их члены назывались «гласными» и избирались на 3 го­да в ходе двухстепенных выборов, в которых участвовало все местное на­селение, разделенное на три избирательные курии: землевладельцев (к ним причислялись собственники земли от 200–800 дес. по разным уездам), городских собственников (владельцы предприятий или домов, оцененных суммой в 500–3 тыс. рублей в разных городах), представителей кресть­янских обществ, выдвинутых предварительно на волостных сходах.

Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях избирали депутатов (гласных) в уездные собрания (от 10 до 96). На уезд­ных собраниях избирались члены губернского собрания (от 15 до 100). Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.

Земские собрания, как в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2–6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали по­стоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого оп­ределялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.

Земские органы создавались «для содействия правительству в ведении местных хозяйственных дел». Земства занимались экономикой, просвеще­нием, медицинским обслуживанием, строительством дорог, агрономиче­ской и зоотехнической помощью, общественным призрением и т.п. В ком­петенцию земских органов входило также распределение государственных и утверждение местных налогов. На земские сборы, установленные для всех категорий населения, строились школы и больницы, богадельни и ночлежные дома, дома престарелых и сирот. Земские органы работали под непосредственным контролем и в тесном контакте с государственны­ми органами. Производить сборы и проводить в жизнь решения им помогали уездные исправники, важнейшие их решения требовали санкции губернатора, который утверждал и выборы уездных земских управ. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел.



Не занимаясь политикой, земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской ин­теллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865–1867 гг., к примеру, дворяне составляли 46 % гласных, свыше 34 % крестьяне, 10,2 % купцы, оставшуюся часть делили между собой духовенство и представите­ли других сословий.

Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибал­тике, где имело место своё особое национальное управление. Они не рас­пространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губер­нии (Архангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворян­ство и помещичье землевладение.

Городская реформа проводилась по принципу земской («Городовое поло­жение» утверждено в 1870 г.). В городах создавались бессословные город­ские думы – распорядительные органы – и городские управы в качестве их постоянного исполнительного органа. Функции и подконтрольность этих органов были аналогичны земским. Строились они на чисто буржуазной, цензовой основе, без учета сословной принадлежности. В выборах участ­вовали все плательщики городских налогов, начиная с 25-летнего возрас­та, разделенные на 3 разряда. Каждый разряд состоял из собственников, уплачивавших по 1/3 общей суммы налогов: крупных, средних, мелких. Каждый разряд давал 1/3 членов Думы. Естественно, что представительст­во первых двух категорий собственников (владельцев недвижимости) бы­ло большим. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей, участвовавших в выборах.



Городские думы и управы действовали в течение 4 лет. В составе дум работало от 30 до 72 депутатов (в Москве – 180, в Санкт-Петербурге – 250). Городской голова, возглавлявший управу, и члены её избирались Ду­мой и получали жалованье. В компетенцию городского управления вхо­дило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство боль­ниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. К кон­цу столетия городское самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Избирательное право, введенное в России реформами, ещё не было прямым, всеобщим и равным. Оно покоилось на разделении избирателей по полу, имущественному (для собственников) и возрастному цензу, мно­гостепенности (для крестьян). И все же оно стало более демократичным, чем прежде. Избирательным правом обладали крестьяне, в которых цар­ское правительство видело опору своей власти. Женщины же, не получив активного права, имели пассивное избирательное право. Их имуществен­ным цензом могли пользоваться по доверенности мужья и сыновья.

Военная реформа

Внутренние (отсталость русской армии от армий стран Запада, обна­ружившаяся в Крымской войне) и внешние (появление по соседству с Рос­сией новой, милитаризованной бисмарковской Германии) обстоятельства заставили правительство Александра II провести военную реформу. Она проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина и включала в себя ряд важных мер, в том числе реорганизацию военного ведомства (создание военных округов и централизацию военного управления), усиление боеспособности войск (перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием), улучшение системы подготовки военных кадров, введение нового военного устава, проведение воен­но-судебной реформы. В ходе этих преобразований были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в кото­рые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Сокращался срок дей­ствительной военной службы.

Но центральным звеном военной реформы стало изменение феодально-сословной структуры армии и принципов комплектования вооруженных сил . Уставом «О воинской повинности» от 1 января 1874 г. в России вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность . Закон распространил военную службу на лиц мужского пола всех сословий, дос­тигших 21 года. Новый порядок бессословного призыва в армию позволил России при сокращении срока действительной военной службы создать крупные обученные резервы. Это значительно облегчало содержание ар­мии и позволяло в случае войны отмобилизовать значительную обучен­ную военную силу.

Введение всеобщей воинской обязанности не означало, однако, что все лица м.п., достигшие 21 года, подлежали призыву в армию. В войска на действительную службу призывалась лишь часть военнообязанных. Суще­ствовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы (не призывались единственные сыновья, кор­мильцы престарелых родителей и др.) Судьбу остальных определяла же­ребьевка. От военной службы освобождались также отдельные народности Крайнего Севера (по физиологическим причинам), народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа (в силу образа жизни и других причин, в том числе нежелания вручать последним оружие). От военной повинности освобождались служители культа, хотя значительная их часть находилась в войсках, некоторые сектанты, по законам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась аль­тернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (во время военное).

Срок службы определялся в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет в сухопутных войсках и в 7 и 3 года во флоте. Продолжительность службы, однако, напрямую зависела от уровня образования. Окончившие высшее учебное заведение должны были служить всего 6 месяцев, гимна­зию – 1,5 года, городское училище – 3 года, а начальную школу – 4 го­да. В этом заключался серьезный стимул для юношества к получению об­разования. Реализацию его обеспечивала реформированная система на­родного образования. В России кроме государственных и церковно­приходских школ стали действовать земские и воскресные училища, целью которых признавалось «распространение первоначальных полезных зна­ний». В гимназии и прогимназии принимались дети лиц всех сословий и вероисповеданий.

Таким образом, российская государственная система приобретала но­вое качество, абсолютная монархия трансформировалась в неоабсолю­тизм, с присущими ему чертами буржуазного строя. Особенно заметные изменения произошли в российском судоустройстве и судопроизводстве. Они явились следствием судебной реформы 1864 г., которая ввела в Рос­сии буржуазный суд со всеми его атрибутами.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

57. Военная реформа 1874 г

57. Военная реформа 1874 г

Во второй половине XIX в. стало ясно, что армия, построенная на принципе рекрутского набора из податных сословий, неспособна сражаться против армий, имеющих прогрессивный принцип устройства. Стала очевидна и техническая слабость русской армии: поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.

Начало военной реформе было положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.

По реформе, вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди людей, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.

Изменился и срок службы. Для пехотинцев он устанавливался в 6 лет, для моряков - в 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас: на 9 лет - для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках, и на 3 года - для проходивших службу на флоте. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полугода, среднее образование - до полутора лет.

До реформы офицерский корпус комплектовался из дворян, т. е. назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности, по протекции. Поэтому общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего, была крайне слабой. Теперь офицерский корпус комплектовался людьми, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах, хотя сословный принцип сохранился - обычно офицеры были дворянами.

В связи с созданием новых пограничных округов, подчинявшихся Военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, в 1863–1864 гг. была упорядочена пограничная служба.

Военная реформа превратила вооруженные силы России в армию буржуазного типа. Однако в ней сохранились и явные феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

Из книги Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие 1. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА Статья 36. Прохождение военной службы 1. Порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами

Из книги Международное право автора Вирко Н А

Статья 40. Военная присяга и обязательство 1. Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

33. Главная военная прокуратура В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» главную военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор (заместитель Генерального прокурора РФ), который имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям,

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

55. Военная оккупация Военная оккупация – это вид временного пребывания значительных воинских формирований на территории иностранного государства в условиях состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких формирований, при котором

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Статья 46.1. Главная военная прокуратура 1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

43. Военная реформа Петра I Военная реформа – главное звено в цепи петровских государственных преобразований. В 1699 г. – начало формирования рекрутской системы набора в армию, сущность которой состояла в том, что каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

46. Военная прокуратура Военная прокуратура – один из видов специализированных прокуратур РФ; военные прокуроры осуществляют свои полномочия в Вооруженных силах РФ, а также всех прочих войсках, воинских формированиях и органах, которые созданы в соответствии с

Из книги автора

39. Военная реформа Петра Первого и учреждение полиции Первой из реформ Петра была военная. В период 1699–1705 гг. он ввел рекрутскую систему комплектования армии. Этой повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию

Из книги автора

Панин Виктор Никитич, граф (1801–1874), действительный тайный советник * * *Родился в Москве в именитой дворянской семье. Получил блестящее домашнее образование. Учебу продолжил за границей, в Йенском университете. Великолепно знал многие иностранные языки, в том числе и

Из книги автора

Курский Дмитрий Иванович (1874–1932), видный советский государственный и политический деятель * * *Родился в Киеве в семье инженера-технолога. Образование получил в гимназии г. Прилуки Полтавской губернии, а затем в коллегии П. Галагана в Киеве, которую окончил с золотой

В связи с общим обновлением русской общественной жизни стояла реформа воинской повинности. В 1874 году дан был устав о всеобщей воинской повинности, совершенно изменявший порядок пополнения войск.

При Петре Великом, как мы знаем, все сословия привлекались к военной службе: дворянство поголовно, податные сословия - поставкою рекрутов. Когда законами XVIII века дворянство постепенно было освобождено от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом низших классов общества, и притом беднейших, так как богатые могли откупаться от солдатства, нанимая за себя рекрута. В такой форме рекрутская повинность стала тяжелым и ненавистным бременем для населения. Она разоряла бедные семьи, лишая их кормильцев, которые, можно сказать, навсегда уходили от своих хозяйств.

Срок службы (25 лет) был таков, что человек, попав в солдаты, на всю жизнь отрывался от своей среды.

По новому закону к отбыванию воинской повинности призываются ежегодно все молодые люди, достигшие в данном году 21 года. Правительство определяет каждый год потребное для войск общее число новобранцев и по жребию берет из всех призывных только это число. Остальные зачисляются в ополчение. Взятые на службу числятся в ней 15 лет: б лет в строю и 9 в запасе.

Выйдя из полка в запас, солдат лишь время от времени призывается на учебные сборы, настолько короткие, что они не препятствуют частным занятиям или крестьянской работе. Образованные люди находятся в строю менее б лет, вольноопределяющиеся - также.

Новая система комплектования войск, по самой идее своей, должна была привести к глубоким переменам в военных порядках. Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях и наказаниях, вводилось разумное и гуманное воспитание солдата, несущего на себе не простую сословную повинность, как было раньше, а священный гражданский долг защиты отечества. Кроме военной выучки, солдат учили грамоте и старались развить в них сознательное отношение к своему долгу и пониманию своего солдатского дела. Долговременное управление военным министерством графа Д.

А Милютина было ознаменовано рядом просветительных мероприятий, имевших целью насадить военное образование в России, поднять дух армии, улучшить военное хозяйство.

Всеобщая воинская повинность отвечала двум потребностям времени.

Во-первых , невозможно было оставить старый порядок пополнения войска при тех общественных реформах, которые вели к уравнению всех классов общества перед законом и государством.

Во-вторых, надобно было поставить русское военное устройство в уровень с западноевропейским.

В государствах Запада, по примеру Пруссии, действовала всеобщая воинская повинность, превращавшая население в "вооруженный народ" и сообщавшая военному делу значение общенародного.

Армян старого типа не могли равняться с новыми ни по силе национального воодушевления, ни по степени умственного развития и технический подготовки. России нельзя было отставать от соседей в этом отношении. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - СПб, 1999г.стр. 32

Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.

Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых не давало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертых батальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых это привело бы к "увеличению численности армии в ущерб ее достоинству", при отсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии. Которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом планировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военной службы.

Реферат

По курсу: «История отечественного государства и права»

Военная реформа 1863-1874 г.г. Реформа военной юстиции

Выполнил: студент 1 курса

специальности «Юриспруденция»,

Проверил:

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Дмитрий Алексеевич Милютин. Экскурс в историю…………...4

Глава II. Программа военных преобразований……………………………8

Глава III. Преобразования в военной юстиции……………………………9

Глава IV. Реформа военно-учебных заведений…………………………..11

Глава V. Всеобщая воинская повинность………………………………...12

Глава VI. Итоги проведенной реформаторской деятельности…………..15

Заключение………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………17

Введение.

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.

В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф.В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

Глава I . Дмитрий Алексеевич Милютин. Экскурс в историю

Дмитрий Алексеевич Милютин родился в 1816 г. в Москве. Семья воспитала сыновей в духе любви к труду, чуждому «чванному тунеядству источнику зла». В Д.А. Милютине успешно сочетались энциклопедически образованный ученый, государственный и военный деятель с широчайшим диапазоном интересов и сфер деятельности.

В 1832 г. Д.А. Милютин после окончания губернской гимназии закончил с серебряной медалью пансион при Московском университете и тотчас, переехав в Петербург, поступил на военную службу в 1-ю артиллерийскую гвардейскую бригаду фейерверкером, а через шесть месяцев в 17 лет получил первый офицерский чин, который открыл ему дорогу, благодаря блестяще сданному экзамену, сразу в старший класс Императорской военной академии. Окончив ее с малой серебряной медалью, что было показателем выдающихся способностей, Д.А. Милютин был произведен в поручики и причислен к Генеральному штабу.

К тому времени А.В. Суворов был почти забыт, и Д.А. Милютину принадлежит заслуга «создания суворовского культа. Он первый дал научную разработку суворовских принципов, благодаря которым полководец одерживал свои блестящие победы». Автор писал, что А.В. Суворов «в отношении к военному делу стоял выше своего века, никто не мог постигнуть, что он создал совершенно новый образ войны прежде, чем Наполеон дал Европе уроки новой стратегии и тактики». Он критически оценивал деятельность других военачальников, поэтому по цензурным соображениям статья «Русские полководцы XVIII столетия» не была опубликована.

В 1839 г. началась служба Д.А. Милютина в штабе Чеченского отряда на Кавказе. Д.А. Милютин принимал участие в военных операциях против горцев.

В одном из боев Д.А. Милютин был ранен пулей в плечо с повреждением кости. За участие в боевых действиях Д.А. Милютин был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени и Св. Владимира 4-й степени.

Вернувшись в Петербург в чине капитана, Д.А. Милютин вступил в должность квартирмейстера 3-й гвардейской пехотной дивизии. С 1843 г. он - обер-квартирмейстер войск Кавказской линии и Черноморья. Опыт личного участия в боевых действиях, подкрепленный академическим образованием, позволил ему написать в помощь войскам «Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, строений и деревень и других местных предметов», которое в то время было высоко оценено офицерами.

В 1845 г. Д.А. Милютин был назначен на должность профессора Императорской военной академии по кафедре военной географии. Через некоторое время он пришел к выводу о научной несостоятельности курса военной географии в программе академии вообще: «Чем больше я читал и обдумывал, тем более убеждался в том, что составлять специальную военную науку из одних чисто географических знаний - немыслимо». И Дмитрий Алексеевич становится основоположником новой дисциплины - военной статистики, которая учитывала с военной точки зрения все многообразие различных сведений о государстве, его территории, населении, государственном устройстве, финансах, вооруженных силах и т. д.

Появлению нового курса предшествовала публикация двух обстоятельных статей: «Критическое исследование значения военной географии и статистики» и «Первые опыты военной статистики». Вторая работа была отмечена в 1850г. Демидонской премией. Для введения в курс академии нового предмета понадобилось всего два года.

Обращаясь сегодня к военно-научному наследию Д.А. Милютина, следует отметить, что по существу, он принял эстафету от Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, поддержал военную школу, в том числе Василия Никитича Татищева, досконально изучившего древние истоки русской истории. Военная география и военная статистика составляли в интерпретации Д.А. Милютина начала геополитики и заняли с его легкой руки четверть всего учебного времени.

Академия Генштаба стала при нем авторитетнейшей кузницей научных кадров страны, и ее диплом был наиболее предпочтителен при назначении на любую государственную должность. Этому способствовало открытие к двум существовавшим курсам в академии третьего, на который зачислялись офицеры, проявившие исключительные способности на первых двух курсах. Они получали звание «офицер Генштаба», особые знаки различия, ряд преимуществ по службе.

Широкая эрудиция и научный подход к разрешению военных проблем выдвинули Д.А. Милютина на должность директора Канцелярии военного министерства при военном министре В.А. Долгоруком. Сменивший его Н.О. Сухозанет, возможно, видел в Милютине соперника и не позволил ему активно включиться в работу военного министерства. И осенью 1856 г. новый командующий Отдельным Кавказским корпусом князь А.И. Барятинский предложил Д.А. Милютину пост начальника Главного штаба Отдельного Кавказского корпуса (в дальнейшем - Кавказской армии).

Реорганизация управления войсками и военными учреждениями края, выполненные по предложениям Д.А. Милютина, сыграли положительную роль, а после пленения Шамиля в 1859 г. при штурме аула Гуниб, в котором принимал личное участие Д.А. Милютин, Кавказская война была закончена. В значительной мере именно Д.А. Милютину русская армия была обязана успешным завершением Кавказской войны. За боевые заслуги он был награжден орденами, произведен в генерал-лейтенанты и вскоре удостоен звания генерал-адъютанта.

По предложению А.И. Барятинского Д.А. Милютин в 1860 г. был назначен товарищем военного министра, а после назначения Н.О. Сухозанета наместником в Царство Польское, он был утвержден военным министром.

Двадцатилетняя его служба на этом посту была тесно связана с проведением глубокой военной реформы. Необходимость ее была обусловлена поражением русских в Крымской войне и реформированием армий Западной Европы.

Глава II . Программа военных преобразований.

От системы снабжения, при которой провиантские и комиссариатские департаменты были рассадниками злоупотреблений, армию перевели на снабжение Главным интендантским управлением, и резко сократили число чиновников. Были созданы неприкосновенные запасы на всех уровнях снабжения. Архаичная система хозяйства полка - боевой единицы русской армии, при которой командир полка единолично и безотчетно распоряжался расходованием полковых сумм, была заменена системой траты средств только на основании составленной предварительно сметы. Согласно закону, контроль хозяйственной деятельности осуществляли провиантские комиссии и выборные хозяйственные комитеты.

Д.А. Милютин писал: «С этого времени полковые командиры перестали смотреть на хозяйство полка, как на собственное, свое личное хозяйство». Это позволило увеличить размер солдатского пайка, оклады строевых офицеров, для улучшения их финансового положения были введены офицерские заемные капиталы и военно-эмеритальная касса.

По случаю введения всесословной воинской повинности Александр II направил военному министру именной рескрипт, в котором писал: «Тяжелейшими трудами Вашими в том деле и просвещенным на него взглядом Вы оказали государству услугу, которую ставлю себе в особое удовольствие засвидетельствовать и за которую выражаю Вам мою истинную душевную признательность. Закон, мною утвержденный и ныне обнародованный, да будет - при Вашем содействии приводиться в исполнение в том же духе, в каком он составлен». Благодарность императора и слова, обращенные им к Д.А. Милютину, могут быть распространены на всю его реформаторскую деятельность.

Глава III . Преобразования в военной юстиции.

15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в пери од войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления.

По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение.

По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра. Сохранялась особая Военная Юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще раннее, в 1863 г., в связи с Польским Восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи, с чем многие дела переходили в ведение военных суд.

В 1863 г. было утверждено «Положение о сохранении воинской дисциплины и наказаниях дисциплинарных», которое устанавливало порядок наложения дисциплинарных взысканий и определяло границы их применения начальствующими лицами. Впервые в русской армии были введены «Дисциплинарный устав» (1869) и новый устав «Внутренней службы» (1877). Дисциплинарная практика стала соответствовать правовым нормам гражданских буржуазных законов, вызванных к жизни судебной реформой в стране. Были введены офицерские суды чести и офицерские собрания.

Глава IV . Реформа военно-учебных заведений.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров.

Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.

Глава V . Всеобщая воинская повинность.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой системы комплектования армии - заменой старой, рекрутской системы всесословной (т.е. всеобщей) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60-х - начале 70-х годов XIX в.в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необходимость этой реформы диктовалась и сложной внешне политической обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом Франции Пруссией в 1870 г. и образованием в центре Европы милитаристской Германской империи, которая открыто, заявила о своих экспансионистских устремлениях.

В 1870 г. Д.А. Милютин представил Александру II доклад о введении всеобщей воинской повинности и получил его одобрение. Под председательством Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект воинского устава был готов и вынесен на обсуждение Государственного совета. 1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности" и специальный Манифест о нем.

По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. - 315 тыс.

Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брали в армию 25-30%. От действительной службы освобождались, в первую очередь, по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось от действительной службы до половины призывников. Около 15-20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий.

Как имевшие льготу, так и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а проистечении этого срока - в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до полутора лет - гимназию и до полугода - для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое.

Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

Глава VI . Итоги проведенной реформаторской деятельности.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок - пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2-4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Заключение

Реформы 50 - 70-х годов XIX в., начиная с отмены крепостного права, знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Общий ход социально-экономического развития России вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые в свою очередь дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Однако буржуазные по своему содержанию реформы 60 - 70-х годов носили не последовательный и незавершенный характер.

Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народном образовании и т.д. реформы вместе с тем ограждали сословные пре имущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные, прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В противоречивой политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние открыто заявили о себе после покушения на Александра II Д.В. Каракозова в 1866 г.

Эти тенденции замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии "контрреформ" в царствование Александра III.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Исаев И.А., История государства и права России, М., 2000.

2. История России с древности до наших дней / под редакцией Зуева М.Н., М., 1998.

3. История государства и права России. / Под ред. Титова Ю.П. М., 1999.

4. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А., История России с древнейших времен до 1917 года, М., 1998.

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории., М., 1993

6.Федоров В.А. История России 1861-1917 Полка букиниста.web:(http://polbu.ru/fedorov_rushistory/)