Какое оборудование ставить на крузер мк 1. Cruiser Tank Mk.II - Средние танки - Сухопутные войска - Каталог статей - Weapons of War, Оружие войны. Экипаж стандартный-премиум для Активных-действий

Официальное обозначение: Cruiser Tank Mk.I
Альтернативное обозначение: A9
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно производился в течении 1936-1937 гг.

Новый 1936 год британский RTC (Royal Tank Corps – Королевский Танковый Корпус) встречал далеко не в лучшем виде. В то время как потенциальные противники налаживали серийное производство танков самых разнообразных типов в Великобритании ещё в значительной мере ощущались последствия экономического кризиса. Из десятка перспективных конструкций сравнительно большими сериями выпускались только лёгкие танки фирмы Vickers. В отношении танков других классов ситуация сложилась более тяжелая – выпуск средних танков Medium Mk.II был прекращен ещё в 1934 году, а на смену тяжелым танкам Mk.V так никого и не выбрали. Дело было даже не в сложности конструкции. Основной вопрос заключался в стоимости готовой продукции. Именно по этой причине фирма Vickers так и не получила заказов на серийное производство трехбашенных танков Medium Mk.III (A6) и пятибашенных А1Е1. Тем не менее, представители RTC не оставляли надежд получить действительно современные танки и такая возможность им представилась в 1934-1936 гг.

Одним из главных факторов, побудивших Генеральный Штаб уделить больше внимания переоснащению бронетанковых сил, стали маневры Красной Армии, на которые приглашались представители «враждебных» стран. Эффект от массированного использования легких танков БТ и Т-26 был просто огромным – в 1935 году британцы связались с Дж.У.Кристи с целью приобретения прототипов и документации по его машинам, что дало начало серии крейсерских танков под индексом А13. Вместе с тем, представители британской военной миссии было немало удивлены наличием трехбашенных танков Т-28, количество которых было далеко не единичным. Прекрасно понимая, кто является «прародителем» этих машин, в Генштабе решили срочно наверстать упущенное. Правда, финансирования по-прежнему не хватало и от разработчиков потребовали предоставить более дешевый проект многобашенного крейсерского танка под индексом А9 .

Техническое задание было выдано генерал-инспектором RTC фирме Vickers-Armstrong в конце 1934 года, которая в инициативном порядке уже вела работы над новой машиной. Предполагалось, что танк будет иметь одну главную и две пулеметные башни, оснащаться коммерческим бензиновым двигателем, а его масса не должна превышать 10 тонн. В общем, требования задавали тон на максимальное удешевление конструкции.

Разработкой проекта занялся сэр Джон Карден, хотя задача перед ним стояла весьма сложная. Было решено сохранить концепцию Medium Mk.III, но сделать его конструкцию более лёгкой. Корпус танка А9, таким образом, полностью заимствовал компоновку предыдущей модели. В носовой части продольно размещались две пулеметные башни цилиндрической формы, в которых устанавливалось по одному 7,71-мм пулемету Vickers. Для посадки пулеметчиков был предусмотрен люк в крыше башни. Сектор обстрела для каждой из башен составлял примерно по 120°.; Между башнями, по продольной оси корпуса и немного выдвинув вперед, расположили место механика-водителя на головой которого была установлена коробкообразная рубка. В лобовом листе рубки имелся смотровой прибор, защищенный бронированной панелью. Крыша рубки собиралась из двух бронелистов, передний из которых представляла собой люк, откидывающийся вперед по ходу движения.

Среднюю часть корпуса занимало главное боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня. Передний, кормовой и бортовые бронеплиты соединялись под небольшими углами наклона, что придавало башне форму усеченной пирамиды. В лобовом листе башни устанавливалась маска для 2-фунтового орудия QF 2 pdr (метрический калибр 40 мм) и спаренного с ней 7,71-мм пулемета Vickers. С левой стороны находился телескопический прицел No.24B Mk.I. Боекомплект состоял из 100 выстрелов и 3000 патронов. Крыша главной башни получила передний наклонный бронелист. В заднем горизонтальном бронелисте были сделаны вырезы под командирский люк с перископическим прибором Vickers (слева), рядом с которым также находился кронштейн для установки фары дальнего света, и двухстворчатый люк для заряжающего (справа). В кормовой части башни была сделана небольшая ниша, предназначенная для установки радиостанции No.9 или No.11 со штыревой антенной. Связь внутри танка обеспечивалась телефонной системой. Поворот главной башни впервые в британском танкостроении осуществлялся при помощи гидравлической системы Nash and Thompson, в то время как пулеметные башни могли вращаться только вручную. Также впервые в боевом отделении был установлен вытяжной вентилятор.

Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. Для прототипа танка А9E1 был выбран бензиновый 6-цилиндровый двигатель Rolls-Royce «Phantom» II объемом 7,67 литра с жидкостной системой охлаждения. По бортам от него расположили вентиляторы, воздушные фильтры и топливные баки на 327 литров. Мощность от двигателя передавалась на механическую коробку передач Meadows 22, обеспечивавшей 5 скоростей движения впереди и одну заднюю скорость. Запуск двигателя производился при помощи стартера с питанием от электросистемы с напряжением в сети 12 Вольт. Танк комплектовался дополнительным бензиновым мотором, который мог использоваться как для запуска основного двигателя, так и для зарядки аккумуляторных батарей и привода вытяжного вентилятора.

Весьма интересной конструкцией отличалась ходовая часть танка А9, в разработке которой участвовали инженер С.Хортсманн и капитан Роки, работавшие в то время на фирме Slow Motion Suspension Co.Ltd. Поскольку многокатковая схема была сложной в производстве и имела тенденцию к повышенному износу основных элементов, было решено применить меньшее количество опорных колёс, увеличив их диаметр и оснастив резиновыми бандажами. В результате, на каждый борт танка приходилось по две тележки с тремя опорными катками каждая, оснащенные блокированной балансирной подвеской со спиральными пружинами и гидравлическим амортизатором. Первый каток передней тележки (как и третий каток задней тележки) имел диаметр 24 дюйма (610 мм), в то время как два других – по 19,5 дюймов (495 мм). Ещё одним нововведением, впоследствии вызвавшем много нареканий, стало использование наружных барабанных тормозов, установленных на ведущих колесах цевочного зацепления. Гусеничные цепи состояли из стальных одногребневых траков шириной 315 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя опорными роликами с каждого борта.

Первый прототип крейсерского трехбашеного танка А9Е1 был готов в апреле 1936 года. Испытания пилотной модели показали, что выбранный тип двигателя не позволяет достичь заданных характеристик и его заменили на AEC Type 179 объемом 9,64 литра и мощностью 150 л.с. Эта силовая установка также использовалась на автобусах и хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации. Впоследствии удалось достичь максимальной скорости 40 км\ч и дальности хода по дорогам с твердым покрытием 240 км. Радиус полного разворота не превышал 7,92 метра. Это вполне устроило представителей RTC, рекомендовавших танк к серийному производству. Впоследствии прототип А9Е1 был оснащен 15-фунтовой мортирой.

Серийное производство танков А9 начали разворачивать с июля 1936 года, но поставки производились в течении 1937 года. Было налажено две сборочные линии на предприятии Vickers и на предприятии Harland & Wolff в Белфасте, где собрано 50 и 75 машин соответственно. В том же году было проведено изменение системы обозначений и танки А9 получили новое обозначение .

Часть танков была выпущена в модификации Mk.ICS (Close Support). Эти машины оснащались 3,7-дюймовой (94 мм) гаубицей с длиной ствола 15 калибров, вместо стандартной 2-фунтовой пушки, и являлись танками огневой поддержки. Боекомплект для орудия, соответственно, был сокращен до 40 выстрелов, причем в его состав входили только осколочно-фугасные и дымовые снаряды, но теперь к пулеметам имелось 5000 патронов. Боевая масса возросла до 12700 кг, хотя в целом на характеристики танка это не повлияло. В некоторых источниках указывается, что дальность хода сократилась до 202 км.

Массовая эксплуатация крейсерских танков А9 началась только с 1939 года, когда угроза войны с Германией была очевидна как никогда. Первым боевым соединением, получившим на вооружение машины этого типа стала 1-я танковая дивизия (1st Armored Divsion), формирование которой началось в тот же период. Дивизия имела весьма разношёрстый состав и состояла из 2-й и 3-й танковых бригад, каждая из которых имела в своём составе по три полка. Так, во 2-ю бригаду входил 2-й гвардейский драгунский полк «Queen Bays», 9-й уланский и 10-й гусарский полки, являвшиеся число кавалерийскими соединениями. В то же время, 3-я танковая бригада комплектовалась из 2-го, 3-го и 5-го танковых полков. Соответственно, взгляды на использование танков у «танкистов» и «кавалеристов» были несколько разными, что на первых парах приводило к взаимному недопониманию. Тем не менее, процесс обучения прошел успешно и личный состав 1-й танковой дивизии на маневрах 1939 года показал хорошую подготовку.

В мае 1940 г. 1-ю танковую дивизию перебросили во Францию, где им предстояло сражаться в составе Британских Экспедиционных Сил. Интересно, что до 10-го мая британцы располагали на континенте в основном только легкими танками Mk.VIb и бронемашинами различных типов. Первые подразделения 2-й танковой бригады начали выгружаться в Гавре только 16-го мая, в то время как 3-я бригада выгрузилась в Шербуре 24-го мая, причем не в полном составе – тремя днями ранее в Кале, вместе с 30-й пехотной бригадой, прибыл 3-й танковый полк. По прибытии выяснилось, что помимо разных мест высадки дивизия оставила на британской земле практически всю приданную ей пехоту, артиллерию и саперов.

Несмотря на то, что собрать 1-ю танковую дивизию в полном составе не удалось, полковник Эванс уже 16-го мая получил приказ выдвигаться на линию Аррас – Амьен, куда отходили союзные войска. Крейсерским танкам предстояло совершить 300-киломерный марш, на что британцы явно не рассчитывали. Обе бригады действовали фактически разрозненно и соединить их вместе удалось лишь 27-го мая у Абвилля, где союзное командование запланировало проведение мощного контрудара. Не располагая собственной пехотой и артиллерией британцы запросили помощи у французов, но те, выделив небольшие силы, так и не смогли согласовать свои действия с союзниками. В итоге, танки пошли в бой в гордом одиночестве и хотя им удалось добиться частичного успеха в первой фазе сражения, под конец дня разгром стал очевиден. В общей сложности после провала наступления у Абвилля британцы недосчитались 120 из 180 танков. При этом было подбито 69 «крейсеров», что стало самой тяжелой потерей. Впоследствии потрепанные соединения 1-й танковой дивизии вели оборонительные Нормандии, а последние танки А9 были задействованы для прикрытия эвакуации в Шербуре и Дюнкерке.

Действовавший отдельно от 3-й танковый полк, оснащенный крейсерскими танками А9 и А13, был направлен на усиление гарнизона Булони. В это же время немцы совершили глубокий рейд в тылы союзников и, когда танки ещё находились на марше между двумя городами, противник уже ворвался в Булонь. Понимая, что пути отхода почти отрезаны, 22-го мая командование приказало полку развернуться и следовать назад. Марши в обе стороны проходили под постоянными воздушными налётами Luftwaffe, что никак не благоприятствовало сохранению боеспособности. Не располагая данными о передвижениях противника командир полка послал на разведку роту легких танков Mk.VI, которая погибла в полном составе не доставив никакой информации. Утром 23-го мая, в окрестностях городка Сен-Омер, состоялся встречный танковый бой между частями 3-го танкового полка и 1-й немецкой танковой дивизии. Несмотря на то, что около половины немецких танков составляла легкие Pz.II, сражение завершилось очередным разгромом британских сил. Потеряв 12 «крейсеров» и примерно такое же количество легких танков полк был вынужден отступать к Кале, где в окружении сражались остатки союзных войск. По состоянию на 24-е мая защитники города располагали 12 легкими и 9 крейсерскими танками, которые в оставшиеся двое суток сдерживали натиск танков Гудериана.

Общие потери крейсерских танков А9 обеих модификаций в ходе французской кампании оцениваются в 24 единицы. При встречах с немецкими танками Pz.III и Pz.IV быстро выяснилось, что снаряды 40-мм пушки малоэффективны против их брони. В то же время защищенность крейсерских танков Mk.I оказалось явно не адекватно текущим требованиям — бронелисты толщиной 10-14 мм прекрасно пробивались бронебойными «болванками» даже 37-мм короткоствольных немецких танковых орудияй. Частично это удалось исправить на танках серии Mk.II (A10), но в целом положение оставалось плачевным вплоть до появления А27 «Cromwell». Использовать крейсерские танки Mk.I на острие «ударного клина», равно как и в качестве машин непосредственной поддержки пехоты, было ошибочным, но во время боёв за Францию эта была вынужденная мера, хоть как-то сдержавшая продвижение немцев.

Гораздо больше времени танки А9 в Северной Африке. Воевавший в Африке 7-й гусарский полк, входивший в состав 7-й танковой бригады 7-й дивизии, одним из мервых начал получать крейсерские танки Mk.I, хотя поначалу их количество было весьма скромным. Например, в августе 1939 года полк был полностью оснащен лёгкими танками Mk.VI, но уже к апрелю 1940 года в нём числился один эскдрон крейсерских А9 (9 танков) и два эскадрона лёгких Mk.VI (48 танков). Помио этого, в составе переформированного 2-го танкового полка 7-й танковой дивизии в Западную пустыню перебросили также перебросили несколько А9. Впоследствии к ней присоединились 2-й танковая дивизия, так что к концу 1940 года танков А9 насчитывалось уже пара десятков.

В июне 1941 г. крейсерские танки А9, совместно с такими устаревшими А10 и А13, в последний раз приняли участие в крупной операции под кодовым названием “Алебарда”. Особо жестокие бои развернулись днем 16-го июня у высоты №208, где находился немецкий опорный пункт. Шедшие первыми танки Mk.I попали под обстрел замаскированных танков Pz.III и 88-мм зенитных орудий, но потеряв несколько машин британцы смогли определить позиции 15-й немецкой танковой дивизии и предприняли серию новых атак. В общей сложности, к исходу дня 2-й танковый полк потерял 10 танков, а из состава 6-го танкового полка был выбито 31 танк. Операция не принесла желаемого результата, лишь в течении двухнедельных боёв были потеряны последние боеспособные танки Mk.I. Применение британским командованием танков в этот период трудно было назвать удачным. Помимо больших потерь по техническим причинам большой урон наносил артиллерийский огонь противника.

Тем не менее, согласно зарубежным источникам, состав уже упоминавшегося 7-го гусарского полка изменился незначительно. Так, к началу августа 1941 года, полк располагал тремя типами крейсерских танков: эскдадрон «А» был полностью оснащен танками А10, в эскадроне «В» было всего 7 танков А13 (остальные ожидались), а эскадрон «С» располагал лишь половиной штатной численности и состоял из танков А9 и А10. В ходе дальнейших боёв «гусары» понесли значительные потери и танковые эскадроны были переформированы. В результате перестановок и замен все танки А9 были отправлены в тыл на хранение и впоследствии утилизированы, а эскадрон «С» получил вместо них А10. Такая же участь в течении второй половины 1941 года постигла танки А9 из других полков.

В настоящее время два сохранившихся экземпляра крейсерского танка А9 находятся в экспозиции Bowington Tank Museum (г.Бовингтон, Великобритания) и Armoured Corps Museum (г.Ахмеднагар, Индия).

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003
М.Барятинский «Крусейдер и другие. Британские крейсерские танки Mk.I — Mk.VI» (Бронеколлекция МК 2005-06)
Britain’s Cruiser Mk I, A9
А9 — музейный экспонат

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА
Cruiser Tank Mk.I образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 13042 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5791
Ширина, мм 2502
Высота, мм 2654
Клиренс, мм 401
ВООРУЖЕНИЕ одна 2-фунтовая пушка Mk.IX и три 7,71-мм пулемета Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ 100 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы, телескопический орудийный прицел, командирский перископ Vickers
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10-14 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса — 10 мм
крыша корпуса — 5 мм
днище — 7 мм
лоб башни — 14 мм
борт башни — 12 мм
корма бащни — 14 мм
крыша башни — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ AEC Type 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. при 2200 об./мин., рабочий объем 9500 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: коробка передач Meadows 22 планетарного типа (5 скоростей вперед и 1 назад), главный фрикцион и бортовые предачи, барабанные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ шесть обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное, посередине гусеницы); подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; гусеница с литыми траками шириной 267 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 241 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,43
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.9 или No.19 со штыревой антенной

После того как сэр Джон Карден закончил создание танка А9 в 1434 г., военное министерство предложило ему разработать модификацию с улучшенным бронированием и более пригодную для совместных действия с пехотой. А10, как обозначили эту модификацию, был аналогичен А9. Требования предусматривали меньшую скорость, но доведение толщины брони до 24 мм. Прототип A10 из мягкой стали построили в июле 1937 г. и передали армии для испытаний. По их результатам увеличили передаточное число коробки передач для повышения скорости хода, увеличили толщину брони до 30 мм в соответствии с пересмотренными требованиями и установили дополнительный пулемет в лобовом листе корпуса рядом с механиком-водителем.

А10 имел такие же башню и обтекаемый корпус, что и у А9. но с дополнительными бронепластинами, укрепленными болтами на корпусе и башне. Это был первый британский танк с «комбинированной броней». Как и на А9 установили гидравлический привод поворота башни, но малые башни убрали. К началу 1938 г. А10 на самом деле имел слишком легкое бронирование, чтобы стать пехотным танком. Поэтому его назвали тяжелым крейсерским танком. В июле 1938 г. разместили заказы на 100 машин - 10 Vickcers и по 45 Burmingham Railway Carrige Company и Metropoliten-Kemmel. Еще 75 заказали Burmingham Railway Carrige Company в сентябре 1939 г. Заказы выполнили к сентябрю 1940 г. А10 поставлялись в 1-ю БТД и применялись вместе с А9 во Франции в 1940 г. и в Западной пустыне до конца 1941 г. Больше заказов на А9 и А10 не выдавалось, поскольку еще в 1936-37 гг. сконцентрировали все усилия на создании быстроходного танка с ходовой частью типа Кристи и лучшим бронированием.

Модификации
Cruiser Tank Mk II.
Машина с такой же установкой 2-фунтоной пушки и спаренного с ней пулемета Vickers. В 1940 г. в лобовом листе корпуса разместили пулемет Besa. Построено 13 машин. Известен также как А10 Mk.I .
Cruiser Tank Mk IIA.
Машина с 2-фунтовой пушкой в новой маске, один пулемет спарен с пушкой. Второй - установлен в лобовом листе корпуса рядом с водителем. Последние выпушенные танки этого типа. Известен также как А10 Mk.IA.
Cruiser Tank Mk.IIA CS.
Модификация для непосредственной огневой поддержки с 3,75" (94-мм) гаубицей вместо 2-фунтовой пушки. Остальные особенности аналогичны Mk IIA. Построено 30 машин. Внешний вид башни можно увидеть на изображении крейсерского танка Mk.ICS. Известен также как А10 Mk.IA CS.

Боевое применение
Несмотря на то, что танки А9 и А10 рассматривались как временный тип их боевое применение носило достаточно широкий характер. В мае 1940 г. несколько десятков А10 прибыли в составе 1-й БТД во Францию, чтобы оказать поддержку экспедиционному британскому корпусу. В серии боёв с немецкими армейскими частями, в числе которых было 1-я танковая дивизия, британцы потеряли 31 танк этого типа. Даже учитывая тот факт, что часть машин была просто оставлена своими экипажами, общее количество потерь в боевой обстановке было немаленьким.

В апреле 1941 г. крейсерские танки вошли в состав 1-й ТБГ направленной в Грецию. В неё входили два танковых полка - 3-й Королевский (52 крейсерских танка А10) и 4-й гусарский (52 легких танка Mk.Vlb); Нортумберлендский гусарский разведывательный полк, вооруженный мотоциклами и несколькими бронеавтомобилями Daimler “Dingo”, и полк Королевской конной артиллерии с 25-фунтовыми гаубицами. Все эти части прибыли из Египта, из состава 8-й английской армии. 3-й Королевский танковый полк накануне марша к Александрии был доукомлектован танками из 5.RTR. Эти машины находились в неважном техническом состоянии, были изношены, многие требовали мелкого и даже среднего ремонта. Тем не менее, 11 марта 1941 года полк высадился в Пирее, погрузился в эшелон и отбыл к югославской границе. 1-й танковой бригадной группе было поручено прикрывать ее участок в районе Флорины.

После начала немецкого наступления танкисты 3.RTR воевали уже без передышки. Уже 10 апреля эскадрон «А» перебросили к Птолемаису, где он поддер живал легкие танки 4-го гусарского полка. 11 апреля у Флорины английские танковые части столкнулись с разведкой 40-го германского танкового корпуса. В состав последнего входили 9-я танковая дивизия и моторизованная бригада СС “Лейбштандарт Адольф Гитлер”, два английских танковых полка оказались как раз на острие немецкого главного удара. Британцы приняли бой.

Огонь 2-фунтовых пушек остановил легкие немецкие танки, а шквал свинца из пулеметов BESA заставил залечь эсэсовскую пехоту. Немцы привычно выдвинули вперед артиллерию и вызвали авиацию. Удар пикирующих бомбардировщиков Ju-87 пришелся в 300 м от английских позиций и не нанес англичанам никакого вреда. Эсэсовцы вновь пошли в атаку уже при поддержке 37-мм противотанковых пушек, огнем которых удалось подбить один А10. Одновременно немцы попытались обойти английские позиции с фланга. Несмотря на незначительные потери, страх перед окружением у англичан был столь велик, что они поспешили отойти к Птолемаису. Отступление проходило в тяжелых условиях, по плохим горным дорогам, забитым отступавшими греческими войсками. Танки ломались один за другим. Когда эскадроны “В” и “С” добрались до Птолемаиса, в них осталось соответственно 6 и 8 исправных машин.

Вечером 13 апреля позиции 3.RTR были атакованы 40 немецкими танками, 15 из которых англичанам удалось подбить. Но не из 2-фунтовых пушек танков А10, а огнем 25-фунтовых гаубиц Королевской конной артиллерии. Однако силы оказались неравны, и британцы вновь отступили. К 17 апреля в 3-м танковом полку осталось 5 исправных машин - они составили резерв бригады при обороне Фермопильского прохода. Англичанам, впрочем, не удалось повторить подвиг 300 спартанцев - немцы быстро подбили их последние танки, а затем выбили из прохода. В последующие дни экипажи, вооруженные снятыми с танков пулеметами BESA, осуществляли оборону английских позиций от немецких парашютистов. 28 апреля 180 солдат и 12 офицеров - все что осталось от личного состава 3.RTR - погрузились на транспорт и покинули Грецию. Полк потерял в Греции все свои 52 танка А10, но лишь один из них был подбит вражеским огнем! Остальные вышли из строя по техническим причинам.

Несколько танков А10 также воевали в Северной Африке в составе 2.RTR. Их неоднократно пытались использовать для поддержки наступающей пехоты и на острие танковых атак. В результате к 1942 г. в строю остались считанные единицы А10, которые отправили в резерв как только были получены более новые крейсерские танки “Crusaider” и американские M3 “Lee”.

Тактико-технические характеристики Mk.II:
Классификация: крейсерский танк
Боевая масса, т: 14,39
Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 5
История
Годы производства: 1938-1940
Годы эксплуатации: 1938-1941
Количество выпущенных, шт.: 175
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм: 5588
Ширина корпуса, мм: 2527
Высота, мм: 2654
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 30
Вооружение
Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2 pounder
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 52
Боекомплект пушки: 100
Пулемёты: 2 × 7,92 BESA
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 150
Скорость по шоссе, км/ч: 26
Запас хода по шоссе, км: 161
Удельная мощность, л. с./т: 10,4
Тип подвески: сблокированная по три, на горизонтальных пружинах
Преодолеваемая стенка, м: 0,9
Преодолеваемый ров, м: 2,45

Широко известно высказывание Уинстона Черчилля об Infantry Tank Mk . IV , он же Churchill : «Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!». Несмотря на такую оценку со стороны премьер-министра Великобритании, Churchill оказался самым «долгоиграющим» среди английских пехотных танков, умудрившись повоевать даже в Корее. Неизвестно, что английский премьер-министр говорил о танке, которому посвящена эта статья, но о качестве Cruiser Tank Mk .V , более известного как Covenanter , красноречивее всего говорит один факт из его биографии. Это самый массовый танк Второй мировой войны, никогда не участвовавший в боевых действиях.

Делали в спешке

Усиление брони на крейсерском танке Cruiser Tank Mk.III , приведшее к появлению Cruiser Tank Mk.IV, было полумерой, не способной радикально улучшить боевые свойства машины. Английскому Военному министерству было очевидно, что возможности для усовершенствования машин на этой базе практически исчерпаны. Для того, чтобы танк соответствовал ожиданиям военных, требовалась очень глубокая его модернизация, причём в кратчайшие сроки.

Военное министерство и в особенности подполковник Жиффар Ле Квесн Мартель, один из идеологов концепции крейсерских танков, не сидели на месте. Ещё в 1936 году была разработана спецификация на «тяжёлый» крейсерский танк. Дело в том, что Мартель видел на манёврах в СССР не только БТ, но и Т-28. Что интересно, сам Т-28 в своё время был создан под впечатлением от английского среднего трёхбашенного танка Medium Tank Mk.III.

За работу взялись две компании - Nuffield Mechanization & Aero, а также London Midland & Scottish Railway Company (LMS). LMS запустила программу разработки тяжёлого крейсерского танка A14, который действительно оказался похожим на Т-28. Nuffield пошла по-другому пути. Итогом её работы стала машина, по концепции больше похожая на опытный Т-29. Хотя разница по массе между двумя танками оказалась 9 тонн, в целом их характеристики оказались сходными. К началу 1939 года было построено по одному прототипу, A14 и A16. Что военные, что сами фирмы-разработчики, оказались от них не в восторге, ведь получились те же самые «крейсера», только крупнее, медлительнее и дороже.

2 февраля 1939 года была разработана спецификация на новый крейсерский танк. Согласно ей, максимальная толщина брони машины должна была составить 40 мм. Подвеска системы Кристи сохранялась, а в качестве вооружения предполагалось использовать 2-фунтовую (40 мм) пушку и пулемёт BESA. Боевая масса танка должна была примерно соответствовать массе машин на базе A13 (Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV). С появлением этой спецификации компании Nuffield Mechanization & Aero и LMS сами попросили Военное министерство отменить заказ на «тяжёлые» крейсерские танки, поскольку усиливать их броню не имело никакого смысла. Требовалась совсем другая машина, гораздо более лёгкая.

Работы по новому танку, который получил индекс A13 Mk.III, вели три компании. LMS разрабатывала непосредственно корпус и шасси, для Nuffield отводилась роль разработчика башни. Третьей фирмой, задействованной в разработке A13 Mk.III, стало двигателестроительное предприятие Henry Meadows. Отчасти такое решение было связано с нелестными отзывами, приходившими в адрес моторов Nuffield-Liberty. При этом участие в проекте A13 Mk.III не означало, что Nuffield отказывается от разработки своего собственного танка. Вместо «забракованного» A16 началась работа по более лёгкой машине, получившей индекс A15.

Проект танка A13 Mk.III был готов к середине апреля 1939 года. Вместо глубокой модернизации у LMS получился совсем новый танк, который унаследовал от предшественника лишь ходовую часть. Впрочем, даже его подвеска отличалась от таковой у исходной машины. Вместо вертикально стоящих свечей инженеры LMS установили их под наклоном, что позволило снизить высоту корпуса. При этом танк получился не только ниже, но и короче предшественника.

Благодаря элементам подвески, установленным под углом, удалось снизить высоту корпуса танка Covenanter

Помимо переделанной подвески, снизить высоту корпуса удалось и благодаря 16-литровому двигателю DAV разработки Henry Meadows. Этот 12-цилиндровый мотор мощностью 300 лошадиных сил был выполнен по оппозитной схеме, благодаря чему получилось уменьшить высоту моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалось, что работать с мотором в паре будет планетарная трансмиссия Wilson.

Стремление конструкторов к созданию максимально компактного и низкого корпуса привело к некоторым конфликтам со здравым смыслам. Радиаторам системы охлаждения в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) места не нашлось, и инженеры LMS не нашли ничего лучше, чем перенести их в переднюю часть корпуса. Радиаторы разместили слева по ходу движения, а рубку механика-водителя сместили вправо. Доступ воздуха к радиаторам осуществлялся через жалюзи, которые оказались в самом критичном с точки зрения обстрела месте. Спереди жалюзи защищал отбойник, но он прикрывал настолько узкий сектор, что его эффективность приближалась практически к нулю. Не нашлось места в МТО и воздушным фильтрам, которые разместили на надмоторной плите и для очистки совести прикрыли лёгкими кожухами. Стоит упомянуть и то, что радиаторы дополнительно охлаждались вентиляторами, которые приводились в движение… мотором поворота башни.


Оппозитный двигатель Meadows DAV, также позволивший снизить высотку корпуса

Корпус танка изначально планировалось делать сварным. Однако уже в начале лета 1939 года стало ясно, что необходимого числа сварщиков найти не удастся. Посему LMS переработала конструкцию, которая стала тяжелее на 100 килограмм. Теперь вместо сварки максимально использовалась клёпка, что для паровозостроительной компании было вполне естественным. Ещё одной особенной деталью, отличавшей детище LMS, стала «слоёная» броня. Это означало, что броневой лист состоит не из одной, а двух деталей, устанавливавшихся без зазора. Например, лобовая деталь состояла из двух листов толщиной 21 и 19 мм, причём внутренний лист был сделан не из броневой стали.

Башня, разработанная компанией Nuffield, тоже имела специфичные черты. С одной стороны, её бронелистам придали рациональные углы наклона. С другой, сделали это почему-то только с бортами и кормой. Лобовая деталь так и осталась выполненной почти под прямым углом. На этом странности не закончились. Какая-то умная голова из Nuffield решила, что командирская башенка танку ни к чему, и вместо неё в крыше установили перископ Mk.IV. Поставили этот самый перископ чётко по центру башни, в том месте, где находилась казённая часть пушки. Безусловно, как-то им пользоваться было можно, но когда возле самого подбородка находилась пушка, в бою ещё и стреляющая, командиру, вероятно, становилось слегка неуютно. Ещё один перископ был размещён справа по ходу движения, им пользовался заряжающий.

Подсластить пилюлю конструкторы решили при помощи люка. Он у башни был один, но большой. В походном положении люк откидывался назад и мог служить сидением. Помимо 2-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемёта BESA, в башне справа от орудийной установки поставили 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный миномёт. Он служил для стрельбы дымовыми гранатами.


Производство Cruiser Tank Mk.V на заводе LMS. Апрель 1941 года

Несмотря на весьма нестандартные решения, использованные при проектировании, новый танк вполне устроил Военное министерство. 17 апреля 1939 года LMS получила контракт на изготовление ста танков, получивших серийные номера в диапазоне T.7095-T.7194. При этом изначально вообще не планировалось строить прототипов, танк собирались сразу запускать в серию. Позже, однако, всё же последовал заказ на «пилотный» танк T.7195.

К сентябрю 1939 года к производству машины предполагалось подключить компании English Electric и Leyland Motors. Первая из них получала заказ на 100 танков (номера T.15295-T.15394), второй достался контракт пожирнее, на 151 машину (номера T.15395-T.15545). Танк A13 Mk.III успели принять на вооружение под индексом Cruiser Tank Mk.V ещё до того, как был построен первый экземпляр машины.

Подобная спешка объяснялась легко. Можно по-разному относиться к Невиллю Чемберлену и его действиям в Мюнхене, но он действительно принёс Англии год мира. И этот год оказался для Англии во многом решающим. Справедливо это и для её танковой промышленности. Осенью 1938 года англичанам было просто не на чем воевать. Производство новых танков только разворачивалось, а основу английских танковых воск составляли лёгкие машины 4-тонного класса, равнозначные Pz.Kpfw.I. И именно поэтому английские военные вынуждены были пойти на риск.

Надёжность? Нет, не слышали!

В ходе постройки первого экземпляра Cruiser Tank Mk.V стало ясно, что о планетарной трансмиссии Wilson следует забыть. Вместо неё пришлось ставить штатную коробку передач Meadows от Cruiser Tank Mk.IV, которую совместили с планетарным механизмом поворота Wilson. Это внесло дополнительные проблемы, связанные с охлаждением получившейся конструкции. Ещё одной потерей стал отказ от использования опорных катков из алюминиевого сплава. Хотя каждый такой каток весил почти на 10 килограмм меньше стального, пришлось идти на упрощения.


Covenanter I из состава 1-й танковой дивизии на учениях «Бампер». Сентябрь 1941 года

Между тем, первый опытный танк T.7195 всё-таки имел и алюминиевые катки, и планетарную трансмиссию Wilson. Вместо рычагов повороты в нём осуществлялись при помощи рулевого колеса. Объём моторного отделения, по сравнению с серийными танками, был увеличен, что положительно отразилось на охлаждении двигателя. Кроме того, на двух первых танках разместили установку курсового пулемёта BESA, видимо, чтобы механик-водитель в бою не скучал.

Опытный танк без башни 23 мая 1940 года прибыл на полигон в Фарнборо. На испытаниях он прошёл 802 мили (1283 км), развив максимальную скорость 60 км/ч. Поскольку на нём стояло экспериментальное оборудование системы охлаждения, проблем с перегревом обнаружено не было. Позже на танк поставили экспериментальную трансмиссию Merritt-Brown, с которой он преодолел ещё 839 миль (1342 км).

Настоящие проблемы начались с прибытием 29 сентября 1940 года второго танка, T.7095. За исключением пулемётной установки в рубке механика-водителя, эта машина полностью соответствовала серийным Cruiser Tank Mk.V. После 50 минут езды температура воды в его системе охлаждения достигла 75 градусов Цельсия, а спустя 2,5 часа - 177 градусов! Перегрев наблюдался у масляной системы охлаждения, имелись проблемы и с коробкой передач.


Типичное времяпровождение экипажей Covenanter. В данном случае «повезло» экипажу Covenanter I из 9-й танковой дивизии

Попытки исправить ситуацию привели к тому, что старт производства Cruiser Tank Mk.V пришлось отложить. Первые танки покинули заводы только в конце декабря, и до конца 1940 года их выпустили всего 7 штук. Направились они прямиком в Бовингтон, где приняли участие в войсковых испытаниях. Посыпался буквально ворох нареканий эксплуатационного характера. Максимально плотная компоновка моторного отделения привела к большим проблемам при его обслуживании. Масса замечаний касалась и удобства работы в боевом отделении. Последнее оказалось равноценно боевому отделению конкурента в виде танка Cruiser Tank Mk.VI, который как раз в это время уже пошёл в войска.

Оба танка имели проблемы и в ходовой части. Поскольку траки шириной 242,5 мм и шагом 102 мм перекочевали с более лёгкого Cruiser Tank Mk.IV, удельное давление машины на грунт выросло. Одновременно снизился и ресурс гусениц. Из-за этого началась разработка нового трака шириной 272 мм и шагом 103 мм. Испытания показали, что такие траки прочнее. При их использовании удельное давление на грунт снизилось на 10%, а число траков уменьшилось со 120 до 114 в одной ленте. Позже производился и третий тип трака, отличавшийся материалом, из которого он изготовлялся, а также переделанными пальцами.


Covenanter II из состава 9-й танковой дивизии, 1942 год. Хорошо заметно, что у танков переделаны воздухозаборники радиаторов

Несмотря на то, что проблемы с системой охлаждения не были устранены, производство Cruiser Tank Mk.V никто не отменял. LMS, Leyland и English Electric совместными усилиями выпустили в первом квартале 1941 года 81 танк, во втором уже 186, а в третьем 212 машин. Впрочем, это были далеко не те объёмы, которые хотело видеть Военное министерство. Потребность британской армии в крейсерских танках по состоянию на январь 1941 года оценивалась, ни много ни мало, в 9930 штук. Поэтому контракты по танку, который с весны 1941 года получил название Covenanter, сыпались на собиравшие его предприятия как из рога изобилия. LMS, как ни странно, произвела наименьшее число танков. Помимо выше упомянутых ста танков первого заказа, компания построила ещё 60 машин (номера T.81347-T.81406).

На долю English Electric пришлись контракты по выпуску машин следующих серий:

  • T.18361-T.18660 (300 танков);
  • T.18661-T.18760 (100 танков);
  • T.78244-T.78346 (103 танка);
  • T.81407-T.81446 (40 танков);
  • T.81447-T.81612 (166 танков);
  • T.81613-T.81862 (250 танков);
  • T.130695-T.130719 (25 танков).

В общей сложности English Electric выпустила чуть больше половины от всего объёма танков Covenanter. В случае с этой многопрофильной компанией занятным фактом является то, что параллельно с танками она выпускала бомбардировщики Hampden и Halifax.

Автомобилестроители из Leyland позже выпускали танки семейства A27 (A27L Centaur), а после войны занимались производством среднего танка Centurion. Что касается Covenanter, по этой машине компания получила следующие контракты:

  • T.23104-T.23203 (100 танков);
  • T.81863–81902 (40 танков);
  • T.81903-T.81962 (60 танков);
  • T.81963-T.82087 (125 танков);
  • T.130720-T.130769 (50 танков).

Последний контракт был заключён в августе 1941 года, но само производство шло гораздо дольше. Модификация Cruiser Tank Mk.V, она же Covenanter I, выпускалась до осени 1941 года, всего их произвели 500 штук. Танки ранних серий имели орудийную маску, выполненную по образцу Cruiser Tank Mk.IVA. Более поздние машины получили маску более удачной конструкции, которая исключала заклинивание вражескими снарядами.


Covenanter участвовал в различных экспериментах. Например, на нём испытывалось водоходное оборудование

С октября 1941 года началось производство Covenanter III. Основные отличия танка этой модификации приходились на кормовую часть корпуса. Танк получил более совершенные воздушные фильтры, а его моторное отделение сильно переделали, что улучшило ситуацию с охлаждением. Версия стала самой массовой – всего было построено 680 танков этого типа. Танки поздних выпусков получили дополнительный топливный бак, размещавшийся в кормовой части.

Компания LMS не сильно огорчилась тому факту, что общий объём контрактов по выпуску Covenanter оказался для неё небольшим. В апреле 1942 года на её заводе началась модернизация уже выпущенных танков модификации Covenanter I. Танки получили улучшенную систему охлаждения, более совершенные фильтры и другое оборудование, превратившее службу их экипажей из кошмара в просто трудную. Модернизированные танки получили индекс Covenanter II, часть танков переделали в Covenanter IICS.


Covenanter III из состава 9-й танковой дивизии на учениях, 1942 год. Хорошо заметно, насколько отличается его кормовая часть от кормы танков других модификаций

Последняя модификация, Covenanter IV, пошла в серию в июне 1942 года. Корпус машины больше напоминал корпуса Covenanter I и II. На эту модификацию установили воздушные фильтры третьего типа, такие же, как использовавшиеся на поздних Crusader . Примечательно, что танки продолжали выпускать с 2-фунтовыми пушками, в то время как и Crusader, и Cavalier оснащались 6-фунтовыми (57-мм) орудиями. Есть серьёзные подозрения, что Военное министерство к тому моменту отлично осознавало перспективы Covenanter и ставить дефицитные пушки на него просто не хотело. Часть танков было выпущено в виде Covenanter IV CS с 3-дюймовой гаубицей.

Последние танки Covenanter были выпущены в начале 1943 года. В общей сложности был изготовлен 1771 танк Covenanter во всех модификациях. 20 Covenanter I и 60 Covenanter IV позже были переделаны в мостоукладчики Covenanter Bridgelayer.

Учебная парта

Первым соединением, получившим Cruiser Tank Mk.V, стала 1-я танковая дивизия. Её танкисты к этому времени успели опробовать Light Tank Mk.VII, который был ими забракован. Новый крейсерский танк также не вызвал у них тёплых чувств. В сентябре 1941 года 1 танковая дивизия участвовала в учениях под кодовым названием «Бампер». По их окончанию дивизия сдала свои танки, получив вместо них Crusader, и отправилась в Северную Африку.


Covenanter Bridgelayer на испытаниях, 1943 год. Согласно исследованиям Питера Брауна, перед нами переделанный первый прототип A13 Mk.III

Танки Covenanter перешли «по наследству» 9-й танковой дивизии. Она была сформирована в декабре 1940 года как учебная. Надо сказать, что здесь поначалу Covenanter приняли с энтузиазмом. Это неудивительно, поскольку до того соединение имело на вооружении танки Cruiser Tank Mk.IV, уже порядком изношенные и не отличающиеся надёжностью. Впрочем, энтузиазм быстро иссяк, и к производителям пошли многочисленные отзывы о технических неисправностях. Иметь дело с Covenanter танкистам 9-й танковой дивизии пришлось до сентября 1942 года, когда их стали пересаживать на Centaur.

Ещё одной частью, которая получила танки Covenanter, стала Гвардейская танковая дивизия, сформированная в сентябре 1941 года. На вооружение гвардейцев попали более надёжные Covenanter III, которые продержались у них аж до сентября 1943 года. В мае 1943 года танки Гвардейской танковой дивизии принимали участие в учениях «Колумбус».


Уинстон Черчилль использует как трибуну Covenanter III из 9-й танковой дивизии. Май 1942 года

Последними, кто получил эти неудачные машины, оказались поляки. В 1942 году была сформирована 1-я польская танковая дивизия, которая была вооружена танками Valentine и Covenanter. С поляками связана и единственная «боевая» потеря танка этого типа. В результате ночного налёта немецкой авиации на город Кентербери в графстве Кент бомба угодила в танк, входивший в состав бронепоезда . У поляков танки Covenanter прослужили до начала 1944 года.


1-я польская танковая дивизия стала последним соединением, использовавшим танки Covenanter. Снимок сделан в начале 1944 года

Из-за огромных проблем с системой охлаждения Covenanter так и не попал на поле боя. Надо сказать, что и танки Crusader не отличались особой надёжностью. Более того, в итоге Covenanter всё-таки обошел конкурента в этом вопросе. В июле 1942 года прошли совместные испытания машин двух типов, в ходе которых Covenanter смог преодолеть 1600 километров, в то время как мотор Crusader «прожил» всего 1120 километров. Вероятно, после этого английские военные всё же решились отправить четыре танка Covenanter IV с установленными противопылевыми экранами в Африку. В бою они так и не участвовали, находясь в тренировочном лагере Аббасии (к северо-востоку от Каира). Судя по всему, их технические проблемы так никуда не делись.


Единственный известный снимок Covenanter в Африке в марте 1943 года. Танк находится в привычном состоянии – на обслуживании

Covenanter был списан из частей в феврале 1944 года. С этими танками особо не церемонились, и до наших дней в целом виде дожила всего одна машина. Это Covenanter III с серийным номером T.23140, выпущенный заводом Leyland в конце 1941 года. Машина с именем собственным Achilles входила в состав 9-й танковой дивизии. Несколько десятков лет она простояла на свалке, пока не попала в танковый музей, что в Бовингтоне – . Также сохранились два мостоукладчика на базе Covenanter.

Источники и литература:

  • Covenanter II, Covenanter III and Covenanter IV Instruction Book, 1942
  • Covenanter, Peter Brown, Tankette MAFVA Gagazine, №19–3
  • Личный фотоархив автора

Описание танка:

Британский лёгкий танк второго уровня, обладающий выбором между двумя орудиями и отличными углами вертикальной наводки. Однако техника имеет слабое бронирование и плохую динамику.

Порядок исследования модулей:

Легкий танк исследуется на Vickers Medium Mk. I за 40 опыта. Приобрести танк можно за 3 000 серебра.

1. Ходовая часть A9 Mk. II повышает грузоподъёмность и скорость поворота.

2. Орудие 40 mm Pom-Pom имеет автоматический механизм заряжения на 4 снаряда в кассете, но плохую точность.

3. Башня повышает прочность и обзор, и дает возможность установить более мощное орудие.

4. Двигатель AEC Type 179 повышает мощность на 30 л. с., из-за этого повышается максимальная скорость и динамические показатели.

5. Радиостанции WS No. 11 и WS No. 9 повышают дальность связи на 100 и 125 метров.

Экипаж:

Экипаж танка состоит из шестерых членов: Командир, Наводчик, Наводчик, Механик-водитель, Радист, Заряжающий.

Изучение умений и навыков членами экипажа для Активных-действий :

А командиру навык . Умение ускоряет ремонт поврежденных модулей, а Шестое Чувство , которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение уменьшит общую заметность танка.

Экипаж стандартный-премиум для Активных-действий:

1 2 3 4

Изучение умений и навыков членами экипажа для Засады-Снайпер :

Первым делом всем членам экипажа изучаем умение , а командиру навык . Умение уменьшит общую заметность танка, а Шестое Чувство позволит определить обнаружен ли его танк противником. Всем членам экипажа стоит изучить , которое улучшить уровень владения специальностью, изучать стоит всем членам экипажа одновременно. Командиру изучаем умение , которое увеличивает дальность обзора. Первому Наводчику изучаем умение , которое уменьшает разброс при повороте башни; и умение , которое уменьшает разброс поврежденного орудия. Второму Наводчику изучаем навык , который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа; и навык , который позволяет видеть противника дольше на две секунды в секторе орудия. Механику-водителю изучаем умение , которое увеличивает скорость поворота; и умение , которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении. Радисту изучаем умение , которое увеличивает дальность обзора; и умение , которое увеличивает дальность связи радиостанции на 20%. Заряжающему изучаем навык , который увеличивает прочность боеукладки; и умение ускоряет ремонт поврежденных модулей.

Экипаж стандартный-премиум для Засады-Снайпер:

1 2 3 4

Оборудование, снаряжение и боекомплект:

Список оборудования, которое можно установить на Cruiser Mk. I:

Оборудование для танка Cruiser Mk. I:

Для тактики Активные-действия стоит установить оборудование Усиленные приводы наводки, Улучшенная вентиляция и Просветленная оптика. На первый слот устанавливаем сложное оборудование Усиленные приводы наводки, которое увеличивает скорость сведения орудия на 10%. На второй слот устанавливаем сложное оборудование Улучшенная вентиляция, которое повышает уровень владения основной специальностью и дополнительным умениям на 5%. На последний слот устанавливаем сложное оборудование Просветленная оптика, которое увеличивает дальность радиуса обзора на 10%.

Для тактики Засада-Снайпер стоит установить оборудование Улучшенная вентиляция, Стереотруба и Маскировочная сеть. На первый слот устанавливаем сложное оборудование Улучшенная вентиляция, которое повышает уровень владения основной специальностью и дополнительным умениям на 5%. На второй слот устанавливаем съёмное оборудование Стереотруба, которое увеличивает радиус обзора через 3 секунды после остановки. На последний слот устанавливаем съёмное оборудование Маскировочная сеть, которая уменьшается заметность не подвижного танка после остановки через 3 секунды.

Список снаряжения, которое можно установить на Cruiser Mk. I:

Снаряжение:

На технику стоит устанавливать стандартный набор снаряжения: Малый рекомплект . Огнетушитель можно заменить на , который увеличит мощность двигателя на 5% и скорость вращения башни. Для турниров или когда много серебра, можно заменить огнетушитель на , который прибавит ко всем навыкам 10%.

Боекомплект:

К орудию 40 mm Pom-Pom возьмем большую часть боекомплекта бронебойных снарядов, а для более бронированных противников стоит взять не сколько подкалиберных снарядов, которые облегчат игру. Осколочно-фугасные снаряды на таком маленьком уровне нам не пригодятся. Общий боекомплект составляет 160 снарядов.

К орудию QF 2-pdr Mk. IX возьмем большую часть боекомплекта бронебойных снарядов, а для более бронированных противников стоит взять не сколько подкалиберных снарядов, которые облегчат игру. Осколочно-фугасные снаряды на таком маленьком уровне нам не пригодятся. Общий боекомплект составляет 100 снарядов.

Сборка оборудования, снаряжения и боекомплекта для Активных действий:

Сборка оборудования, снаряжения и боекомплекта для Засады-Снайпер:

Достоинства и недостатки танка:

Достоинства:

Выбор между двумя отличными орудиями;

Наличие у топового орудия автоматической кассеты заряжения;

Отличный углы вертикальной наводки;

Высокая дальность обзора.

Недостатки:

Слабое бронирование;

Плохая динамика;

Маленькая мощность двигателя;

Экипаж состоит из шестерых членов, что требует много золота;

Большое сведение между выстрелами.

Более подробная информация о технике:

Легкий танк Cruiser Mk. I уже по названию говорит это великобританской ветке. На выбор нам предоставляется два орудия 40 mm Pom-Pom и QF 2-pdr Mk. IX. Первое орудие подходит для ближних и средних дистанций, благодаря преимуществу кассетного заряжения на 4 снаряда, которого хватит уничтожить первый уровень полностью, а второму уровню оставить маленький запас прочности. Однако между выстрелами идет долгое сведение, поэтому стоит исследовать наводчиков сразу за золото, если имеется возможность. Второе орудие подходит для ведения боя на дальних дистанций, оно имеет выше пробитие и отличную точность, но скорость сведения не будет поспевать за перезарядкой, что будет вынуждать ждать тратить время на полное сведение. Отличные углы вертикальной наводки позволяют использовать рельеф местности в свою пользу. Достаточно высокая дальность обзора с маскировкой будут позволять обнаруживать противника раньше, чем он сможет вас увидеть. Броня у танка очень слабая и пробивается большинство орудиями в сражении. Хотя броня имеет слабое бронирование, члены экипажа практически не получают контузии. Экипаж состоит из шестерых членов, что заставляет тратить больше опыта на их полное прокачивание. Скорость танка довольно высокая 40 км/ч, но мало мощный двигатель не позволяет набрать эту скорость даже на ровной поверхности и сильно сказывается на подъемах в гору. Из-за такой скорости мы не будем поспевать за быстрыми союзниками, но можно сказать это не минус, для нас главное добраться до нужной позиции.

Итог:

Танк Cruiser Mk. I очень интересный танк, который принесет много впечатлений даже опытному игроку. Такой танк можно добавить в свою коллекцию для нагибание новичков и показывать им, кто профи. Полное исследование занимает очень мало времени, что позволяет быстро перейти на следующий танк.