Какое животное использует орудие труда чаще всего. Орудия животных и орудия труда человека. Знаешь ли ты, что


Прежде всего, важно подчеркнуть, что орудием, может быть любой предмет, применяемый животным для решения определенной задачи в конкретной ситуации. Орудие труда же непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. Они изготовляются впрок еще до того, как возникнет возможность или необходимость их применения. Сама по себе такая деятельность биологически бессмысленна и даже вредна (трата времени и энергии «впустую») и может оправдаться лишь предвидением возникновения таких ситуаций, в которых без орудий труда не обойтись.

Это значит, что изготовление орудий труда предполагает предвидение возможных причинно-следственных отношений в будущем, а вместе с тем, как показала Ладыгина-Котс, шимпанзе неспособен постичь такие отношения даже при подготовке орудия к непосредственному его применению в ходе решения задачи.
С этим связано и то важное обстоятельство, что при орудийных действиях обезьян за орудием совершенно не закрепляется его «рабочее» значение. Вне конкретной ситуации решения задачи, например до и после эксперимента, предмет, служивший орудием, теряет для обезьяны всякое функциональное значение, и она относится к нему точно так же, как и к любому другому «бесполезному» предмету. Произведенная обезьяной с помощью орудия операция не фиксируется за ним, и вне его непосредственного применения обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия. В противоположность этому не только человек хранит изготовленные им орудия, но и в самих орудиях хранятся осуществляемые человеком способы воздействия на объекты природы.

Более того, даже при индивидуальном изготовлении орудия имеет место изготовление общественного предмета, ибо этот предмет имеет особый способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Каждое орудие человека является материальным воплощением определенной общественно выработанной трудовой операции.
Таким образом, с возникновением труда связано коренное изменение всего поведения: из общей деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, не направляемое непосредственным биологическим мотивом и получающее свой смысл лишь при дальнейшем использовании его результатов. В этом заключается одно из важнейших изменений общей структуры поведения, знаменующих переход от естественной истории мира животных к общественной истории человечества. По мере дальнейшего развития общественных отношений и форм производства такие действия, не направляемые непосредственно биологическими мотивами, занимают в деятельности человека все большее и большее место и наконец приобретают решающее значение для всего его поведения.

Подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на предмет не непосредственно эффекторными органами (зубами, руками), а другим предметом, т. е. обработка изготовляемого орудия труда должна производиться другим орудием (например, камнем). Находки именно таких продуктов деятельности (отщепи, зубила) служат для антропологов истинными свидетельствами наличия у наших предков трудовой деятельности.

Самые различные животные используют орудия в разнообразных ситуациях, в частности для добывания пищи и для защиты Элкок дает превосходный обзор использования орудий, связанного с питанием, и предлагает следующее определение: «Использование орудий состоит в манипуляциях с каким-либо неодушвленным предметом, созданным вне собственного организма животного и повышающим эффективность его действий, направленных на изменение положения или формы какого-либо другого предмета». Если принять это определение, то такие формы поведения, как взаимодействия между особями и ловля добычи с помощью паутины, нельзя считать использованием орудий.

Примеров использования животными орудий можно привести великое множество. Мы уже говорили о применении морскими выдрами камней для вскрытия раковин моллюсков и об использовании шимпанзе деревянных палочек для чистки зубов друг другу. Рыбы-брызгуны направляют струйки воды на находящуюся на суше жертву, с тем чтобы сбросить ее в воду, где ее можно будет изловить. Разные виды птиц используют прутики или колючки кактусов для извлечения насекомых из коры или других недоступных мест. Сообщалось о том, что некоторые птицы разбивают яйца других птиц, сбрасывая на них камни, а затем выедают содержимое.

Ван Лавик-Гудолл описывает у шимпанзе два интересных примера изготовления орудий (обработка предметов, которые затем используются в качестве орудий). В одном случае ветви или стебли растений сначала очищаются от боковых веточек и вводятся в гнезда термитов; прилипших к такому прутику термитов обезьяна поедает. В другом случае шимпанзе пережевывают листья, сжимают их в комки и используют в качестве губки, добывая из древесных дупел питьевую воду.

Ясно, что формы поведения, связанные с использованием орудий, возникали независимо много раз и что они часто представляют собой лишь незначительные модификации в существующем репертуаре поведенческих актов соответствующих животных.

Томас Броер (Thomas Breuer) и его коллеги из Общества сохранения дикой природы (Wildlife Conservation Society) наблюдали за дикими гориллами в национальном парке Конго (Nouabalé-Ndoki National Park) и впервые зафиксировали факт использования этими приматами инструмента, никак не связанного с пищей.

На глазах исследователей самка гориллы по кличке Лея (Leah) пробиралась через созданный слонами заболоченный водоём. Обезьяна зашла в воду по пояс, потом вернулась на берег и нашла длинную палку.

Этим инструментом Лея стала проверять глубину - тыкать палкой перед собой, нащупывая ею дно. Пройдя таким образом приблизительно 10 метров, горилла вернулась на сушу к своему детёнышу.

Большинство примеров использования инструментов крупными приматами, так или иначе, связано с пищей. В неволе гориллы бросают объекты и используют палки, чтобы извлечь что-нибудь съедобное из труднодоступных мест, но в дикой природе горилл с инструментами до сих пор никто не замечал. Не говоря уже о применении их с целью, вроде определения глубины.

Вороны демонстрируют одну из самых сообразительность в мире животных. В арсенал их находчивых трюков входят манипуляции с палками и ветками, чтобы достать насекомых из бревен, сбрасывание грецких орехов перед движущимися машинами, чтоб расколоть скорлупу, и даже использование бумажной макулатуры в качестве грабель или губки. Был зафиксирован случай, когда 2-3 вороны играли плотно скрученным кусочком бумаги в футбол на одной из крыш.

Слоны обладают отличительной способностью использовать инструменты при помощи своих гибких хоботов. Они чешут спину палками, обмахиваются листьями, отгоняя таким образом мух, жуют кору, чтобы сделать ее достаточно пористой для впитывания питьевой воды.

Около года назад группа ученых под руководством Эрика Паттерсона из университета Джорджтауна в Вашингтоне (США) обнаружила, что бутылконосые дельфины (Tursiops truncatus aduncus), живущие в заливе Шарк в Западной Австралии, используют для охоты на придонную рыбу орудия.

Голодные дельфины срывали морские губки, которыми изобилует дно залива, и "надевали" их на заостренную часть морды. После этого они ворошили придонный слой отложений и вспугивали окуней. Эти рыбы плавают достаточно медленно и зарываются в ил, отплыв на безопасное расстояние. Губки служат для дельфинов "перчаткой", которая защищает их от ранений.

В новой статье группа Паттерсона приводит итоги 22-летних наблюдений за сообществами дельфинов в заливе Шарк, согласно которым владение навыком использования губки оказывается важным для социальных отношений внутри них.

"Тенденция к общению со сходными по признаку использования орудий особями стала очевидна по результатам анализа... (В частности), самки-"губочницы" предпочитают скорее с "губочниками" нежели с не-"губочниками", как люди, которые также предпочитают иметь дело с людьми своей субкультуры", - говорится в статье.

По мнению ученых, это вновь показывает, что использование губок в качестве орудия является культурным навыком.

Осьминоги считаются самыми умными беспозвоночными на планете, и они часто импровизируют с орудиями труда. Этот осьминог на фото носит с собой две половинки ракушки и в случае опасности закрывает их и, таким образом, прячется. А другой вид осьминога отрывает щупальца медуз и размахивает ими как оружием во время нападения.



Использование орудий в своей жизнедеятельности считалось привилегией человека. Оказалось, что это не так. Животные тоже могут использовать всевозможные готовые предметы окружающей среды и могут изготовлять орудия сами.

Дятловый вьюрок, добравшись до хода насекомого, летит на поиски кактусовой колючки. Вооружившись, он берет колючку за один конец и засовывает её в отверстие, пытаясь выгнать из убежища насекомое. Если же оно «упрямится» и не желает вылезать, вьюрок накалывает его на острие колючки и затем уже вытаскивает свое лакомство.

Бывают случаи, когда хищным птицам, для того чтобы справиться с жертвой, бывает недостаточно их мощных орудий - клюва и когтей. И тогда на помощь приходят подручные средства. Стервятникам только с помощью камней удается разбить крепкие страусиные яйца. Птица берет камень в клюв и очень метко бросает его в яйцо. Так может повторяться несколько раз, до тех пор, пока яйцо не треснет и из него не потечет обильное питательное содержимое.

морская выдра или калан - для того чтобы одолеть створки моллюска или колючки ежа, использует камень. Он ныряет и достает со дна плоский камень размером с кулак. Затем поворачивается на спину, кладет камень себе на грудь и, крепко зажав ракушку в лапках, сильно бьет ее об импровизированную наковальню. Понравившийся камень носит с собой под мышкой.

Шимпанзе с помощью крепкой палки проделывает отверстие в термитнике, отрывает тонкий стебель травы, смачивает его слюной и просовывает в проделанное отверстие. К мокрой травинке налипают бросившиеся на заделку дыры термиты, которых шимпанзе аккуратно достает с помощью травинки и препровождает в рот.

Если же орудие лова по какой-то причине не подходит, шимпанзе его подправляет. Так, если на ветке имеются боковые побеги, обезьяна удаляет их. Если же это стебель травы и он загибается, то она отгрызает кончик зубами. Для усиления некоторых своих действий шимпанзе используют камни.

Дельфины разрывали губки и оборачивали кусочками носы, очевидно, для того, чтоб избежать царапин во время охоты на морском дне

Муравьи и осы, обрезая листья, используют их в качестве емкостей для транспортировки еды и воды. А одиночные осы разбивают комки земли при помощи маленьких камешков

Развитие способностей

Использование животными различных орудий может быть инстинктивным, результатом разумного мышления, а также зависеть от множества других факторов.

Птицы и млекопитающие с крупным мозном - приматы, дельфины, слоны, вороны - легко обучаются, подражая привычкам других особей своего вида. Подражение - кратчайший путь, ведущий к использованию животными орудий труда. Видя, что деятельность отдельной особи особенно результативна, ей начинают подражать другие животные. Приматы начинают пользоваться орудиями ещё будучи детёнышами, во время игр.

Если у животного не было опыта общения с различными предметами в детском возрасте, скорее всего, позже оно не будет их воспринимать как орудия. Некоторые птицы обучают своих птенцов вскрывать раковины малюсков.

Орудия труда

В природе идёт безжалостная борьба за выживание. В процессе эволюции части тела некоторых животных превратились в своеобразные орудия труда, помогающие им выжить. У редкой мадагаскарской руконожки (или айе-айе) на передних конечностях имеются необычайно тонкие средние пальцы, которыми животное извлекает из древесины насекомых и достаёт мякоть из кокосовых орехов.

Когда слон просто трётся о ствол дерева, чтобы почесать зудящую часть тела, он ещё не пользуется орудием. Однако учёные наблюдали слонов, которые отламывали ветки и использовали их для того, чтобы почесать зудящее место на теле. В этом случае мы уже смело можем говорить об использовании орудий.

Млекопитающие

Из всех млекопитающих лучше всего пользуются различными орудиями труда приматы. Форма большого пальца и развитый мозг позволяют им применять орудия в разных сферах.

Шимпанзе разгоняют ветками грязь с поверхности воды, чистят шерсть охапкой листьев, а из спрессованных листьев делают губку, с помощью которой извлекают воду из труднодоступных мест. Подобной губкой они собирают остатки мозга из черепа добычи. Шимпанзе исследуют гнёзда диких пчёл при помощи палок, а термитов и муравьев извлекают травинками. Детёныши перенимают полезные навыки у опытных животных, участь у них обрабатывать ветки для определённых целей. Калан также пользуется особыми орудиями труда.

Он охотится там, где другие морские млекопитающие уже собрали легкодоступный корм. Калан ловит маллюсков, раковины которых он научился открывать. В качестве наковальни животное пользуется поднятым со дна плоским камнем. Поднявшись на поверхность, калан переворачивается на спину и кладёт камень на грудь, приступая к разделке маллюсков и иглокожих.

Птицы

Птицы быстро перенимают повадки других животных, что не является отражением их ума, а скорее говорит о природном любопытстве. Орудиями пользуется несколько видов птиц. Некоторые из них пользуются необычными методами, которые являются наследственными. Например, солнечная цапля приманивает рыбу движением перьев по воде и даже бросает ей кусочки пищи. Подобное поведение даёт эффективный результат, поэтому оно передаётся из поколения в поколение. Солнечные цапли, обитающие вблизи часто посещаемых мест туристами, собирают остатки после пикников и бросают их рыбам.

Древесный дятловый вьюрок извлекает насекомых из под коры деревьев при помощи палочекили кактусовых колючек. Старые птицы обычно пользуются наиболее подходящими орудиями.

Голубую сойку в лабороторных условиях научили доставать корм даже при помощи клочков газеты. Этот навык у неё переняли сойки, выросшие в природных условиях.

Как шимпанзе пользуются орудиями труда

Шимпанзе по своей генетике близки человеку. Во время наблюдения растущих в неволе детёнышей шимпанзе люди могли сравнить, насколько развитие их способностей отличается от развития способностей у детей. Обезьяны ловко пользовались предметами повседневного обихода, такими, как горшки, чашки, столовые принадлежности, двери, ключи, мебель, книжки для раскрашивания и игральные карты. Сначала они учились этому даже быстрее, чем дети. Шимпанзе различали, какими предметами в каком случае необходимо пользоваться. Они раскладывали на подносах предметы, сортируя их по цвету, величине и форме. Это говорит об их развитом абстрактном мышлении. Кроме того, шимпанзе хорошо сравлялись с решением практических задач. Ученые провели серию экспериментов, поместив за решётку клетки банан, достать который обезьяна могла только воспользовавшись положенной в клетку палкой. Примечательно, что у испытуемых обезьян уже был опыт общения с палкой. В конкретных ситуациях обезяны прибегали к помощи палок разной дины. В самом сложном эксперименте животные должны были сами сделать длинную палку, соединив две короткие. Способностями к обучению обладают также крысы, кошки и даже голуби. Но только приматы могут правильно пользоваться нужными орудиями труда и подходить к решению задач творчески. Уникальными способностями обладают дельфины, которые так же, как шимпанзе и гориллы, узнают своё отражение в зеркале.

Знаешь ли ты, что...

  • Стервятник разбивает яйцо, держа его в клюве и ударяя о камни. На крупные страусиные яйца он бросает камни сверху. Такое поведение характерно для всех африканских стервятников: птицы учились этому друг у друга.

  • Осьминог - очень умное животное. Своё жилище-башню, сложенное из камней, он закрывает большим камнем. Здесь он не только прячется от врагов, но и выглядывает из под крышки в поисках добычи.

  • Прежде всего следует подчеркнуть, что орудием может быть любой предмет, применяемый животным для решения определенной задачи в конкретной ситуации. В отличие от этого орудие труда непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении.
    Кроме того орудия труда изготовляются впрок, то есть еще до того, как возникнет возможность или необходимость их применения. С точки зрения «биологического смысла» такая деятельность вредна так как «впустую» затрачиваются время и энергия, и только предвидение возникновения таких ситуаций, в которых без орудий труда не обойтись, оправдывает эту деятельность. Это означает, что изготовление орудий труда предполагает предвидение возможных причинно-следственных отношений в будущем.
    Современные человекообразные обезьяны, как показала Ладыгина-Котс, неспособны постичь такие отношения даже при подготовке орудия к непосредственному его применению в ходе решения задачи. Это связано с тем, что при орудийных действиях обезьян за орудием совершенно не закрепляется его «рабочее» значение. Для обезьян предмет, служивший орудием при решении задачи в конкретной ситуации, вне этой ситуации теряет всякое функциональное значение, и они относится к нему точно так же, как и к любому другому «бесполезному» предмету. Кроме этого, произведенная обезьяной с помощью орудия, операция не фиксируется за предметом, и обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия.
    Человек же, напротив, не только хранит изготовленные им орудия труда, но и в самих орудиях хранятся осуществляемые человеком способы воздействия на объекты природы. Каждое орудие человека, даже индивидуально изготовленное, является материальным воплощением определенной общественно выработанной трудовой операции, закрепленной за этим орудием. Орудие труда имеет особый способ употребления, который был общественно выработан в процессе коллективного труда и закреплен за ним.
    Подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на предмет не непосредственно эффекторными органами (зубами, руками), а другим предметом, то есть другим орудием (например, камнем).
    Обезьяны в процессе манипулирования биологически «нейтральными» предметами, как отмечает Фабри, хотя и воздействуют иногда одним предметом на другой, но при этом обращают внимание лишь на изменения объекта непосредственного воздействия, но не на изменения, происходящие с «обрабатываемым» («вторым») объектом. В этом отношении обезьяны ничем не отличаются от других животных.
    Предметные действия обезьян по своей сущности прямо противоположны орудийной трудовой деятельности человека, при которой наиболее важными являются изменения предмета труда (гомолога «второго объекта»).
    Следует отметить, что с начала эпохи позднего палеолита резко затормозилось биологическое развитие человека, его физический тип приобрел очень большую устойчивость своих видовых признаков при этом отмечен значительный прогресс в развитии материальной культуры и психической деятельности. В отличие от этого у древнейших и у древних людей наоборот отмечалась чрезвычайно интенсивная биологическая эволюция, которая выражалась в большой изменчивости морфологических признаков, а техника выделывания орудий труда развивалась чрезвычайно медленно. Согласно теории Рогинского в человеческой эволюции социально-исторические закономерности появлялись у древнейших людей вместе с зарождением трудовой деятельности, при этом на протяжении большого периода продолжали действовать унаследованные от животного предка биологические закономерности. Постепенное накопление новых социальных закономерностей стало определяющим в жизни и дальнейшем развитии людей. Видообразующая роль свелась на нет, а ведущую роль приобрели социальные закономерности. В результате этого в позднем полеолите появился человек современного типа – неантроп, для которого биологические закономерности окончательно теряют свое ведущее значение и уступают свое место общественным.
    Можно предположить, что первые трудовые действия выполнялись еще в старой «животной» форме, представленной, сочетанием «компенсаторного манипулирования» и обогащенной им же орудийной деятельностью, а впоследствии новое содержание предметной деятельности (труд) приобрело и новую форму в виде специфически-человеческих трудовых движений, не свойственных животным.
    Исходя из выше изложенного можно сделать следующее заключение:
    1) с возникновением труда связано коренное изменение всего поведения;
    2) из общей деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяются специальные действия, не направляемые непосредственном биологическим мотивом и получающие свой смысл лишь при дальнейшем использовании их результатов;
    3) такие действия, занимают в деятельности человека все большее и большее место и, наконец, приобретают решающее значение для всего его поведения;
    4) в результате происходят важнейшие изменения в общей структуре поведения и осуществляется переход от естественной истории мира животных к общественной истории человечества.

    Использование орудий в своей жизнедеятельности долгое время считалось привилегией человека, это было одним из главных отличий «самого разумного существа на Земле» от всего остального животного мира. Оказалось, что это не так. Животные тоже могут использовать всевозможные приспособления в повседневной жизни. Как животные пользуются орудиями — удивительно, причем они используют не только готовые, подходящие для их целей предметы окружающей среды, но и могут изготовлять орудия сами.

    Об этих интересных фактах постоянно рассказывают на экскурсионных поездках в Турции, где много смышленых экзотических животных. Вас заинтересовал тур в эту удивительную страну — большой выбор на kari-ochi.com.ua/tours/kemer/ — изучите внимательно!

    Среди галапагосских вьюрков, сделавшихся знаменитыми после революционных открытий Чарльза Дарвина, пожалуй, самым знаменитым является дятловый древесный вьюрок. Эта птичка из отряда воробьиных не перестает удивлять ученых и наблюдателей своей орудийной деятельностью. Свое видовое название «дятловый» этот вьюрок получил за некоторое сходство с настоящим дятлом в способе добывания пищи.

    Так же как и последний, дятловый вьюрок в поисках своей излюбленной пищи - насекомых и их личинок - лазит по стволу и постукивает по нему клювом, прикладывает голову, прислушиваясь, не зашевелилось ли там потревоженное стуком насекомое. Если же тонкий слух вьюрка услышит то, что его интересует, он отдирает кору и находит там ход. На этом сходство способов добычи пищи дятла и дятлового вьюрка заканчивается.

    Дятлового вьюрка не наделила таким крепким клювом и таким длинным языком, как у дятла, поэтому он действует так: добравшись до хода насекомого, вьюрок летит на поиски кактусовой колючки. Вооружившись, вьюрок берет колючку за один конец и засовывает в отверстие, пытаясь выгнать из убежища насекомое. Если же оно «упрямится» и не желает вылезать, вьюрок накалывает его на острие колючки и затем уже вытаскивает свое лакомство.

    Бывают случаи, когда хищным птицам, для того чтобы справиться с жертвой, бывает недостаточно их мощных орудий - клюва и когтей. И тогда на помощь приходят подручные средства. Стервятникам только с помощью камней удается разбить крепкие страусиные яйца. Птица берет камень в клюв и очень метко бросает его в яйцо. Так может повторяться несколько раз, до тех пор, пока яйцо не треснет и из него не потечет обильное питательное содержимое.

    Среди тех немногих животных, которые постоянно используют орудия для удовлетворения каких-то жизненных потребностей, и морская выдра, или калан. Питаются эти животные моллюсками и морскими ежами, и те и другие заключены в защитные оболочки, с ними не справишься одними лишь зубами и когтями.

    Как животные пользуются орудиями — для того чтобы одолеть створки моллюска или колючки ежа, калан использует камень. Он ныряет и достает со дна плоский камень размером с кулак. Затем калан поворачивается на спину, кладет камень себе на грудь и, крепко зажав ракушку в лапках, сильно бьет ее об импровизированную наковальню. Понравившийся камень калан носит с собой под мышкой.

    Известны случаи использования животными различных предметов в лечебных целях. Охотникам доводилось видеть, как раненый делал из листьев растения, называемого «овечий хвост», тампон, которым закрыл кровоточащую рану. В литературе описаны случаи, когда шимпанзе для прекращения кровотечения прикладывала к ране листья, содержащие дубильные вещества.

    Не менее интересные факты можно привести из жизни пернатых. Так, видели бекасов, делавших тампоны из своих нежных перьев и затыкавших ими огнестрельные раны на груди. А однажды наблюдали и вовсе невероятный случай: бекас с мастерством хирурга наложил себе на сломанную лапку своеобразную «ортопедическую шину».

    Вначале птица приложила с двух сторон к сломанному месту две небольшие щепочки, покрытые слоем перьев, а затем сверху обернула лапку листьями. Для большей надежности «повязка» была пропитана клейким веществом. В другом эпизоде, описанном естествоиспытателем Маченом, у бекаса лапка была сломана в ступне. Раненый бекас не только соединил две сломанные косточки, но и перевязал лапку мхом и перьями, а сверху обмотал ее сухой травой, пропитанной клейкой слюной.

    Самки шимпанзе (самцы реже) не прочь полакомиться термитами, но для того, чтобы достать их через тонкие щели надежного убежища - термитника, - у них нет длинного тонкого языка, как у муравьедов. Но у них есть умная голова и умелые руки. Как животные пользуются орудиями — Шимпанзе с помощью крепкой палки проделывает отверстие в термитнике, отрывает тонкий стебель травы, смачивает его слюной и просовывает в проделанное отверстие. К мокрой травинке налипают бросившиеся на заделку дыры термиты, которых шимпанзе аккуратно достает с помощью травинки и препровождает в рот.

    Если же орудие лова по какой-то причине не подходит, шимпанзе его подправляет. Так, если на ветке имеются боковые побеги, обезьяна удаляет их. Если же это стебель травы и он загибается, то она отгрызает кончик зубами.

    Для усиления некоторых своих действий шимпанзе используют камни. С помощью камня, например, шимпанзе разбивает орехи и добирается до их лакомого содержимого. В Гвинее шимпанзе для разбивания орехов используют два камня. На один камень, более плоский, они кладут орех, а затем при помощи другого, округлого, камня наносят удары по ореху.

    Используя палку как рычаг, обезьяна успешно передвигает большие камни, которые лапами не поднимешь. Ученым доводилось видеть в природе, как шимпанзе добывает себе воду из недоступных мест.

    Российские ученые в природных условиях Псковской области, куда обезьяны вывозились на лето, наблюдали, как шимпанзе обследовали соломинками черепаху, перекатывали с помощью палочки личинок дубового шелкопряда, с помощью небольших палочек обследовали ежа, бросали палками в аквалангиста, напугавшего их.

    Использование орудий для различных жизненных потребностей возможно только при соответствующем уровне развития животного, низкоорганизованные животные не способны «понять» выгодность в некоторых случаях применения орудий.

    Вместе с тем было бы абсолютно неправильным считать животных, использующих орудия труда, самыми умными. Те из них, которые применяют предметы окружающей среды для удовлетворения каких-то своих жизненных потребностей постоянно, «научились» этому в процессе эволюции, и только этот способ позволил им занять собственную экологическую нишу.

    Так, калан только тогда смог перейти на употребление морских моллюсков и морских ежей, когда какой-то из его далеких предков «догадался» разбивать их твердые покровы с помощью камня. Волк не использует орудий в процессе своей жизнедеятельности, но это ни в коей мере не означает, что он глупее калана. Использование орудий возникает из потребности в них, а у волка такой потребности нет. Природа наделила его всем необходимым сполна, чтобы успешно добывать себе пропитание без различных дополнительных средств. Со своей жертвой волк успешно справляется с помощью зубов, оставаясь при этом одним из самых смышленых животных.

    Как животные пользуются орудиями мы рассказали, правда — это удивительно?