Какой вид искусства побуждает человека к действию. "влияние изобразительного искусства на психику человека". Музыка - отдельный вид искусства

23Фев

Неотъемлемой составляющей нашей культуры является искусство. Благодаря музыке, живописи и литературе мы не только познаем что-то новое, получая эмоциональное удовольствие, но и начинаем совершенствоваться развивая свой внутренний духовный мир. Все давно знают, на что способно искусство — оно может творить чудеса! И этому есть множество подтверждений.

Еще с самых древних времен люди знали о том, что искусство можно использовать в лечебных целях. На сегодняшний день в медицине широко применяется музыка в лечении психологических заболеваний. Она способна пробудить в человеке новые чувства и умиротворить его.

Музыку можно применять не только при лечении, но и при образовании. Есть множество композиций, прослушивая которые у человека появляются способности к изучению таких точных наук как: математика, физика, иностранные языки и тд. Классическая музыка способна открыть в человеке чувство спокойствия и расслабленности. В таком состоянии изучение чему-то новому, восприятие и запоминание информации происходит намного лучше.

Однако музыка, это всего часть искусства. Большую роль в нашей жизни также играет мир красок. Мы это можем увидеть на Art of Russia http://artofrussia.ru/ , где отлично показано, как изобразительное искусство способно хорошо влиять на человека. Оно помогает проявить новые эмоции, побуждает к творчеству, успокаивает нервную систему, а также способно заряжать новой жизненной энергией.

В медицинской практике широко применят изобразительной искусство в лечебных целях. Создаются специальные мероприятия, где люди могут выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания в творчестве.

Независимо от того, будем ли мы слушать превосходную музыку, смотреть на изящную картину, или восхищаться другим произведением искусства — в любом случае мы сможем найти в нем то, что будет необходимо нам и нашей душе в минуты радости или невзгод.

В современном обществе наметилась четкая тенденция на развитие логики. Сухое логическое мышление необходимо для усвоения информации, продвижения по карьерной лестнице, получения высокого социального статуса. Часто даже в общении с окружающими люди строят диалог исходя из рационального расчета, а это абсолютно не способствует зарождению искренних отношений.

На этом фоне очень недооценивается роль чувств и эмоций. О том, что эмоциональная сфера также нуждается в развитии, многие даже не задумываются. В результате личность получается дисгармоничной. Она твердо стоит на ногах, но внутри чувствует пустоту, делает все правильно, но без души.

Именно из-за того, что люди так мало внимания уделяют своим эмоциям, на улице огромное количество прохожих с «пустыми глазами» и грустными лицами. Мы тщательно «задавливаем» собственные переживания, пытаясь быть рассудительными, реагировать адекватно. Если поступать так постоянно, происходит накопление груза неотреагированных переживаний . Они никуда не деваются, а находят выход через болезни (преимущественно психосоматические), постоянную неудовлетворенность, раздражительность и опустошенность. Исправить столь плачевную ситуацию поможет искусство.

Целебная сила искусства

Искусство – сфера человеческой жизнедеятельности, которая касается «струн души». Рисуя, музицируя, занимаясь лепкой, написанием стихов и прозы, созданием аппликаций и рукоделием, человек дает выход накопившимся переживаниям, страхам, психическому напряжению. Ученые доказали, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более стрессоустойчивые, они лучше усваивают новую информацию, имеют более гибкое мышление, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам, находят оптимальные решения в нестандартных ситуациях и замечают прекрасное в повседневных ситуациях, бытовых вещах. Подобный эффект оказывает и пассивное восприятие произведений искусства: прослушивание любимой музыки, просмотр фильмов, чтение книг, восприятие картин.

Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит даже во взрослом возрасте. Его интенсивность напрямую зависит от образа жизни. Система образования, рабочая обстановка практически всецело направлены на развитие левого полушария мозга, поэтому нужно самостоятельно развивать полушарие правое, отвечающее за эмоциональную сферу. Для этого важно заниматься творчеством. Многие говорят, что не умеют рисовать, поэтому нет смысла тратить на это время. Но главное не безупречный результат, а сам процесс творения. Поэтому не стоит себя ограничивать, необходимо найти интересную сферу деятельности и творить, «выливая» накопленный багаж эмоций в творчество.

Эффективные арт-методы, позволяющие быстро избавиться от негативных переживаний:

  1. «Рисовалка».

Возьмите карандаши (ручки либо фломастеры для данной цели не подходят). Из набора уберите все темные оттенки. Затем возьмите лист формата А5 и начните заполнять белое пространство яркими красками. Это позволит отвлечься от негативных мыслей и немного расслабиться.

  1. Гармонизация состояния.

Чтобы гармонизировать работу правого и левого полушария (эмоции и логику), возьмите карандаш либо ручку в две руки и одновременно начинайте рисовать одинаковые символы. Это могут быть геометрические фигуры, орнаменты, простые рисунки. Сначала это сложно будет сделать, но спустя несколько попыток результат улучшиться. Нарисуйте так 5-7 символов. Это позволит стабилизировать состояние и взглянуть на проблемную ситуацию с нового ракурса.

2012-06-16 Никита Мелихов Версия для печати

Никто не будет спорить с тем, что искусство играет познавательную, воспитательную, коммуникативную роли в формировании человека. С давних времен искусство помогало человеку осознавать и преобразовывать действительность, представляя ее в образах и тем самым связывая ее в единое целое. При этом у человека развивалось абстрактное и образное мышление - развивалась фантазия. Советский философ Э. Ильенков говорил: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» .

Нельзя не брать во внимание тот факт, что искусство с ранних лет принимает непосредственное участие в формировании сознания у ребенка (да и в течение всей жизни тоже). Музыка, литература, театр, изобразительные искусства - все они воспитывают в человеке чувственность и нравственность. Такие качества как дружба, совесть, патриотизм, любовь, справедливость и т.п. развиваются благодаря искусству. Более того, самое мышление было бы невозможно, без развития чувственного восприятия: «Способность логически мыслить, то есть оперировать понятиями, теоретическими определениями в строгом согласии с нормами логики, не стоит ровно ничего, если она не соединяется с равно развитой способностью видеть, чувственно созерцать, воспринимать окружающий мир» .

Конечно, при всем этом, искусство нередко выполняло функцию развлечения. И, казалось бы, если спокон веков искусство использовалось как для просвещения, так и для отвлечения, то и сейчас нет повода для беспокойства. Сегодня также остаются и создаются еще хорошие книги, фильмы, музыка, при ознакомлении с которыми человек приобретает возможность приобщиться ко всему наработанному человечеством опыту, тем самым развивая свои собственные способности. Только вот если брать не отдельные произведения искусства, а тенденцию развития (или деградации?) современного искусства, то она все заметнее отклоняется в сторону отречения от всех предшествующих наработок человечества, превращая искусство в индустрию развлечения и отвлечения человека о проблемы развития своих творческих способностей.

Пожалуй, каждый, хоть раз зайдя в музей современного искусства, думал о том, что, будучи ребенком, и то лучше рисовал. Известный художник Д. Поллок, брызгал и лил краску на фиброкартон, считая спонтанный творческий процесс важнее результата. Эти кляксы, стоят 140 млн. долларов, сегодня это одна из самых дорогих картин в мире. Об известном «Черном квадрате» писатель постмодернист В. Пелевин отзывался в одной из своих книг: «Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни - света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой - таков смысл полотна». Подобные беспредметные, ничего не изображающие картины даже личность автора делают бессмысленной, они говорят: «каждый увидит что-то свое».

Советский философ, посвятивший много времени изучению вопроса о влиянии искусства на человека, М. Лифшиц писал: «Основная внутренняя цель такого искусства заключается в подавлении сознательности сознания. Бегство в суеверие - это минимум. Еще лучше - бегство в немыслящий мир. Отсюда постоянные усилия разбить зеркало жизни или, по крайней мере, сделать его мутным, невидящим. Всякому изображению нужно придать черты чего-то «непохожего». Таким образом, изобразительность убывает, в итоге - нечто свободное от всяких возможных ассоциаций с действительной жизнью» .

В современном изобразительном искусстве существует множество разных направлений. Авторы некоторых направлений наделяют свои работы «глубоким» смыслом, который на самом деле является только формой, отображающей личные переживания и мимолетные чувства творца. Известный сюрреалист С. Дали писал о своей картине «Мягкие часы»: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена» . Такие работы не несут ничего полезного для остальных людей, потому что они являются отображением моментов самочувствия художника, которые вряд ли могут иметь значение за пределами этого исчезающего момента. «В старом искусстве было важно любовное, добросовестное изображение реального мира. Личность художника более или менее отступала на задний план перед его созданием и тем возвышалась над собственным уровнем. В новейшем искусстве дело обстоит как раз наоборот - то, что делает художник, все более сводится к чистому знаку, знамению его личности. «Все, что я нахаркаю, все это будет искусство, - сказал известный немецкий дадаист Курт Швиттерс, - ибо я художник». Одним словом, то, что сделано, вовсе не важно. Важен жест художника, его поза, его репутация, его подпись, его жреческий танец перед объективом кинематографа, его чудесные деяния, разглашаемые на весь мир» .

Прочитав книгу какого-нибудь современника, сидишь, порою, и думаешь «какие же идеи хотел донести автор?» Зато теперь даже и в книге для детей можно узнать, «как делаются дети» и какими словами лучше выражаться. С кинематографом дело обстоит так же, если не хуже. Фантастические боевики, «заумные» детективы, невероятные приключенческие романы - подобные фильмы штампуют, как на конвейере. Настоящие человеческие чувства и переживания отходят на второй план, сейчас в моде красивая форма, культивирующая вульгарное, наглое поведение, эгоистичность, отрицание каких-либо идеалов. Чего только стоят бесконечные эротические сцены, давящие только на физические человеческие потребности? И в остальных видах искусства, к сожалению, ничего качественно нового не появляется. Современные музыкальные исполнители или те же сценаристы-постановщики театральных спектаклей переделывают старые произведения на новый лад, совершенно искажая, а точнее, по возможности и вовсе элиминируя оттуда смысл. В этом зачастую и состоит весь их смысл.

Разве можно воспитать нормально развитого человека основываясь на таком искусстве? Современный человек читает вульгарную литературу, смотрит жестокие фильмы, слушает разрушающую музыку и при этом он сам становится вульгарным, жестоким и слепым. Наш современник не может нормально оценить ситуацию и найти из неё выход, ведь «чтобы мыслить об окружающем мире, этот мир нужно видеть» . Создавая работы, не отображающие ничего, кроме самочувствия художника на момент создания этой работы или же подменяя искусство красивой формой, не несущей никакого смысла вообще, творец губит возможность человечества приблизиться ближе к пониманию окружающей действительности, природы, общества, человека, да и самого себя тоже. А ведь «истина есть сходство наших представлений, или понятий, с самой вещью. Она должна быть основанием каждого произведения изящных искусств» . По этому поводу также писал В.И. Ленин: «Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.»

Сейчас, пожалуй, каждого, кто решает заниматься творческой деятельностью и старается при этом не умереть с голоду, напутствуют такой фразой: «сначала заработай себе имя, а потом имя будет работать на тебя». Капитализм строго диктует свои условия: хочешь жить - продавай себя. Что же лучше всего продается? Вымышленные мифические утопии, абстрактные сюрреалистические картины, завлекающие, чарующие пейзажи, без какого-либо глубокого подтекста. Создаются такие работы, которые отупляют и уводят мысли в небытие. Почему? Никакой выгоды нет в том, чтобы рисовать несправедливость существующего мира, нет никакой выгоды в освещении проблем современного общества. Потому что такие произведения заставляли бы задуматься публику, задуматься о несовершенстве современного мира. Искусство теряет свою главную функцию - функцию отображения действительности, при этом оно выращивает ограниченного, бесчувственного и слепого потребителя. «Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она требует, заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее» .

Сегодня многие люди соглашаются с тем, что современное искусство является разложением старого и не выполняет созидающую роль в становлении личности. Эти люди стараются воспитывать себя и своих детей в духе классики, закрывая глаза на современную жизнь. Конечно, для нормального развития человека нужно осваивать богатства культуры, наработанные всеми предшествующими поколениями. Но для создания качественно нового в любой сфере, нужно выходить за пределы существующего. Следовательно, не стоит закрывать глаза, а наоборот - нужно обратить внимание на реальное положение дел и изменять ситуацию к лучшему.

Творцам следует направить свои усилия на то, чтобы открыть глаза человечеству: чтобы люди оглянулись вокруг, чтобы их сердца забились, чтобы они почувствовали существующую несправедливость и все вместе начали искать решение существующей проблемы.

2.Войцехович И. «Опыт начертания общей теории изящных искусств», М., 1823.

3.Дали С. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим ».

4.Ильенков Э. В. «Об эстетической природе фантазии».

5.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е, т.45.

6.Лифшиц Е.М. «Искусство и современный мир», М., 1978.

Влияние живописи на психологию человека.

Учеными доказано, что живопись обладает определенным влиянием на эмоциональное настроение человека. Поэтому при выборе картины обязательно следует это учитывать.

Британские исследователи выяснили, что живопись благотворно влияет не только на духовное и интеллектуальное развитие человека, но и на его психическое здоровье. Созерцание творений великих мастеров вызывает состояние, подобное влюбленности.
Как объясняют ученые из Университетского колледжа Лондона, это связано с активизацией одних и тех же участков мозга. При просмотре картин и взгляде на любимого человека в организме наблюдается всплеск дофамина, отвечающего за чувство удовольствия и способствующего возникновению приятных ощущений.

Профессор нейробиологии Семир Зеки провел серию экспериментов, которые позволяют наблюдать за работой мозга. Добровольцам показывали 28 картин, одновременно с этим сканируя работу их головного мозга. Участникам были представлены работы известных мастеров, в частности Сандро Боттичелли, Клода Моне и Джона Констебля. Как установил ученый, усиление кровотока наступило в участках мозга, которые ассоциируются с любовью.
Ученые обнаружили, что при созерцании произведений искусства люди могут испытывать чувства, схожие с теми, что появляются при взгляде на любимого человека.
Кроме того, по его словам, созерцание картин улучшает самочувствие.

В каждом произведении искусства заложен большой заряд энергии. Эта энергия обязательно вызовет на контакт зрителя. Важно, чтобы этот энергетический потенциал совпадал с потенциалом человека, иначе будет наноситься большой вред здоровью.

Цветовая гармония не может быть регламентирована никакими правилами. Цветной круг - это первоисточник, в котором установлен основной порядок цветов.
Подробнее о некоторых влияниях цветов на человека:
Активные цвета (желтый и красный) всегда имеют преимущество перед пассивными (синим и зеленым), поэтому они желательны лишь в небольших дозах. Желтый и красный запоминаются сильнее - возможно, это является следствием наблюдения над природой.
Не нужно забывать, что геометрические формы связаны с красками строгими законами гармонии, и что краски могут "высказываться", как и геометрические формы. Это становится ясным из энергетической концепции - излучение формы и волновой природы цветообразования. Поэтому, на наш взгляд, треугольник символизирует движение, сильное желание вырваться, что является подобным созерцание красного цвета.
Голубой пытается сконцентрироваться или замкнуться в идеальную форму круга, а желтый цветок пытается выйти за свои пределы.

Подобные связи цветов и форм встречаются в абстрактных художественных произведениях.

Известно, что Ван Гог придавал дополнительным цветам большой выразительности (красно-зеленый для весны, сине-оранжевый для лета, желто-фиолетовый для осени и черно-белый для зимы). В. Кандинский утверждал, что живопись может влиять на человека так, как музыка
Мы живем в мире самых разнообразных форм. Некоторые из них линейные или шаровидные, другие - геометрические, подобные паутине, третьи - аморфные, как облака, постоянно меняются. Многие формы притягивают глаз, скажем, экзотическая орхидея, спираль морской раковины или даже ветви деревьев. Если какая форма повторяется, создается узор, который также может выглядеть очень красиво. Свет придает особую привлекательность телам различных форм. Он подчеркивает детали, предоставляет краски текстуре и создает у человека определенное настроение.

Для цвета имеет значение время дня. Мы переживаем в течение дня переход цвета от желтого через оранжевый, пурпурно-красный до темного.
В природе существует натуральный ряд развития цветов. Если перед лучом света находится что-нибудь мутное, то он кажется желтоватым, если же мутное размещенное перед темным, то темное кажется светло-голубым, переходящим в темно-синий. Поэтому небо кажется нам голубым, независимо оттого, что в нем нет ничего голубого.
Если мы входим сначала в желтую комнату, а затем в красную, то вас охватывает вдохновение; при возвращении из красной комнаты в желтую, нам кажется, что мы становимся легкими.
Порядок смены цветов в пространстве очень важен для нашего настроения.
Восприятие картин зависит от композиции, формы, освещение и цветов. Однако следует иметь в виду, что произведения искусства воздействуют на зрителя также своей энергетикой, которая зависит от многих факторов.
Любителям искусства известно, что около одной картины стоять приятно и легко, будто веет возбуждающе, свежий воздух, а другая создает ощущение напряжения и дискомфорта. На одной и той же картине могут быть участки, как с положительной, так и с негативной энергетикой. Однако суммарная энергетическая многослойность различных элементов сюжета картины может создавать у зрителя ощущение неземного излучения.
Великие живописцы, находясь в состоянии творческого экстаза, работали на сильном всплеске биоэнергетики, которая через кисть руки переходила на краску и холст с наложением мыслей и эмоций мастера. Это и есть та магия искусства, которая способствует духовному и часто физическому оздоровлению человека.

Многим известно, что произведения искусства (картины, скульптуры, декоративно-прикладные изделия) несут в себе определённый заряд энергии. Поговорим о живописи, так как именно картины в интерьере дома или офиса несут особенно большой энергетический потенциал. Важно, чтобы этот энергетический потенциал совпадал с потенциалом тех людей, которые живут или работают там, где находятся картины, и ежедневно соприкасаются с их энергетикой. В первую очередь, это важно для их физического здоровья и эмоционально-психологического состояния.

Выбирая картину, мы смотрим на сюжет, композицию, стиль живописи, технику написания, цветовую гамму и т.д. При этом любителям искусства известно, что около одной картины стоять приятно и легко, будто чувствуется возбуждающий, свежий воздух, а другая создает ощущение напряжения и дискомфорта. Мощная положительная энергетика полотна может давать впечатление того, что вся картина наполнена каким-то внутренним светом. При этом на одной и той же картине (если её размеры велики) могут быть участки, фрагменты как с положительной, так и с нейтральной энергетикой. Однако суммарная энергетическая многослойность различных элементов сюжета картины может создавать у зрителя ощущение неземного излучения.

Энергетическое биополе картин можно исследовать. Например, с помощью биолокационных методов было проведено исследование картины А.Иванова «Явление Христа народу». Специалисты считают, что картины А. Иванова имеют высокую биоэнергетичность и обладают сильным положительным психотерапевтическим воздействием на здоровье людей. В ходе исследования было установлено, что энергетика Иоанна Крестителя в несколько раз превышала энергетику всех действующих лиц, кроме Иисуса Христа, радиус биополя которого более восьми метров. Биополе Иоанна Крестителя - около пяти метров, несмотря на то, что его фигура в три раза меньше, чем фигура Христа. Считается, что биополе не связано с размерами человека, а связано с его личностью, точнее с тем, что думал о своем герое художник в момент творчества.

Многие исследователи живописи в последнее время всё чаще говорят о доказуемом проникновении нематериального в реальную материю. По их мнению, живопись, также как и музыка, берут свою энергию из окружающего пространства. Художник преобразовывает эту энергию и переносит на холст. Великие живописцы, находясь в состоянии творческого экстаза, работали на сильном всплеске биоэнергетики, которая через кисть руки переходила на краску и холст с наложением мыслей и эмоций мастера. Таким образом, суммарная энергетика излучения всех цветов и наложенная на подсознание биоэнергетика дают тот неповторимый магический эффект лечебной живописи, которая способствует не только духовному, но и физическому оздоровлению человека. Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они отстраняются от пережитого, переосмысливая его, чтобы потом передать на полотне свои чувства, очищенными от мелочей. Вызванные ими переживания, преобразуясь в энергию картин, не только радуют, волнуют душу, но и лечат, восстанавливают здоровье.

По мнению британских исследователей, поход к психоаналитику смело можно заменить походом в картинную галерею. Произведения как мировой, так и современной живописи влияют на психику человека уникальным образом, считают специалисты. Ученые провели исследование, в ходе которого сканировали мозг группе добровольцев во время просмотра ими полотен великих художников, таких как Клод Моне и Сандро Ботичелли. Специалисты зафиксировали, что во время просмотра активность мозга была подобна той, что испытывает мозг человека в моменты влюбленности. Кроме того, обнаружили исследователи, в кровь испытуемых выбрасывался гормон дофамин, связанный с приятными ощущениями и удовольствием. Причем, подобная реакция возникала у испытуемых практически моментально. Эксперты считают, что результаты их научно-исследовательской работы позволяют утверждать, что созерцание живописных шедевров может помочь справиться со страхами и беспокойством и даже уменьшить болевые ощущения.

В традиционной китайской цигун-терапии есть метод, который китайский врач Шэнь Цзянь назвал «цигун любования живописью», или «терапией любования живописью». Он издревле базируется на известных методиках с использованием таких средств, как произведения живописи и каллиграфии. Средневековая литература Китая приводит немало примеров того, как созерцание полотен мастеров живописи приносило явное облегчение больным, казавшимся безнадежными. Этот метод используется китайской медициной и сегодня. Китайские медики говорят: «Помимо того, что произведения живописи и каллиграфии просто украшают пустые стены, они также создают особую атмосферу, доставляют людям эстетическое удовольствие, служат средством развития интеллекта и воспитания характера, выработки дружелюбного отношения к окружающим, что естественным образом уравновешивает нервную систему». Шэнь Цзянь описывает несколько ярких случаев из врачебной практики, когда больные так увлекались созерцанием картин, что, забыв обо всем, приходили в состояние радостного переживания, в результате чего происходили нормализация кровообращения, усиление защитных функций организма, что и приводило, в конечном итоге, к выздоровлению. Великий Авиценна в своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» также описывал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека.

Начиная с середины XIX века европейские врачи, вслед за врачами Востока, стали выступать за применение созерцания шедевров живописи как одного из лечебных, и достаточно результативных, методов. Так в одной из крупных больниц Лондона провели интересный эксперимент. Не только коридоры и холлы, но и больничные палаты клиники украсили разными по жанру и стилю картинами. Несколько лет спустя среди пациентов провели опрос, и обнаружилось, что 80% из них считают, что живопись улучшала их настроение и отвлекала от проблем со здоровьем. В другой клинике Англии попытались выяснить, как влияют шедевры живописи на пациентов отделения онкологии. Больных, после предварительных тестов, разделили на три группы, одна из которых слушала музыку, вторую окружали картины, а третья проходила обычный курс лечения. Проведя обследование, врачи отметили значительное улучшение психологического состояния у больных, слушавших музыку и смотревших на полотна художников. В I группе чувство подавленности и страха уменьшилась на 32%, во II группе - на 18%. Но у тех пациентов, которые принимали лишь лекарства, настроение осталось прежним. Не менее интересны результаты, полученные в Австралии, в Королевском госпитале Аделаиды. Дэвид Эванс провел ряд экспериментов, применив терапию искусством, и оказалось, что больным, получавшим лечебные «дозы» музыки или живописи, стало требоваться обезболивающих препаратов меньше, чем прежде. К тому же у них заметно снижалось кровяное давление.

Метод лечения живописью применяют и в России. По некоторым данным исследования групп пациентов врачами психоневрологами отмечается, что пейзажи, на которых преобладают голубой, зеленый цвета и мягкий солнечный свет, снимают у больных нервное возбуждение и помогают преодолевать состояние депрессии. Врачи говорят: «Настоящее искусство всегда даёт лечебный эффект. Оно - отличный анальгетик».

Интересны результаты исследований Леонардо Олазабаля (Бильбао, Испания), которые легли в основу его лечебных методик, о чем он не раз докладывал на научных конференциях. Он считает главным делом своей жизни исследование физики микровибраций в живописи Н.К. Рериха и его сына С.Н. Рериха. Леонардо Олазабаль использовал разные произведения живописи, в первую очередь, горные пейзажи. О горных пейзажах Николая Рериха написано много. Но для Олазабаля живописные произведения Рерихов стали предметом естественнонаучного исследования. Исходя из многолетнего опыта, он фиксирует конкретный лечебный эффект, связанный с созерцанием полотен. Он пишет: «Давайте возьмем для примера картины Николая и Святослава Рерихов. Можем взять картины, на которых изображены просто закаты и рассветы, с холмами и горами. Проведем специальный тест и увидим, что эти картины излучают высочайшие вибрации до 10 тысяч микрон». Оценивая результаты, полученные за несколько лет, ученый делает вывод: «Живопись Н.Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, даже когда мы просто смотрим на его картины. Этот лечебный эффект, однозначно, есть, хотя для наблюдателя является чем-то немыслимым, невыразимым посредством слов».

В последнее время всё больше специалистов профильных клиник и центров психологической помощи внедряют программы по методикам лечения живописью. Не требуя больших финансовых затрат, такие программы при правильной организации лечения, оказывают положительное влияние на психологическое состояние пациентов. Вероятно, что в будущем создание в медицинских учреждениях специальных комнат - арт-кабинетов войдёт в обычную практику. Пока же лечение живописью не нашло такого широкого применения в традиционной медицине, можно стать самому себе доктором и собрать в домашних условиях коллекцию современной живописи. Определить энергетический потенциал картины можно как с помощью специалистов, так и самостоятельно, исходя из личных ощущений. Задержитесь подольше у понравившейся картины, посмотрите внимательно на цвета, сюжет, постарайтесь почувствовать её энергетику, и если картина вызывает необъяснимые приятные ощущения, значит, есть совпадение энергетических потенциалов, и такая картина, находясь в доме, однозначно даст лечебный эффект.