Конспект комплексного занятия в группе слабослышащих детей «Весенняя прогулка. Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению план-конспект на тему Конспект индивидуа

В феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Во 2-д классе МБОУ СОШ № 49 обучается 24 учащихся, (11 мальчиков, 13 девочек). Среди них одна обучающаяся с нарушением слуха (диагноз - двухсторняя сенсоневральная тугоухость IV степени). Для девочки разработан индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании. Задача учителя – постараться найти индивидуальные формы обучения, позволяющие реализовать его актуальные коммуникативные возможности и преодолеть трудности в обучении и общении, возникающие на уроке и вне урока.

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, входит:

Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута (составляется с перспективой не более чем на месяц)

Отслеживание динамики развития ребенка

  • регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;
  • фиксация динамики развития обучающихся с нарушениями слуха в диагностических документах (дневник наблюдений, характеристика);

Взаимодействие со специалистами и родителями:

  • изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания особого ребенка и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
  • знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
  • предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
  • проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации данных детей, работе с родителями;
  • участие имеющихся узких специалистов ОУ (логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе МО учителей, проведении родительских собраний;
  • ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, логопеда с педагогом, дневник наблюдений за учащимися, написание характеристик)
  • работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок. Эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику.

В школе собраны и обобщены материалы, выявляющие особенности обучения детей с нарушениями слуха в коллективе сверстников. Разработан индивидуальный план педагогической (в том числе и коррекционной) работы со слабослышащим обучающимся, позволяющий построить наиболее оптимальный маршрут образовательной интеграции учащегося массовой школы, определяемый уровнем его речевого и психофизического развития.

В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.

На индивидуальных занятиях с особым ребёнком я использую готовые электронные материалы:

Игры для Тигры”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". http://www.logopunkt.ru/images/ss3-b.jpg Основные принципы, положенные в основу построения программы “Игры для Тигры” :

системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Ключевые достоинства:
- Методика опережающего обучения
- Красочная мультипликация и анимация
- Игры озвучены известными актерами
- Сказочные герои с яркими характерами

Мир за твоим окном” - первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы - сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина Программа “Мир за твоим окном” Программа состоит из пяти частей: “Времена года”; “Погода”, “Одежда”; “Рассказы о временах года”; “Календарь”, однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

“Кроссворды”.

  • Тренажер по математике в начальной школе.
  • “Маленький гений. Тренируем внимание”
  • “Тетрис. Математический тренажер”.

Составляю электронные приложения к урокам, коррекционным и внеклассным занятиям, интегрированным урокам, к отдельным темам уроков и занятий, праздничным мероприятиям.

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Совместная деятельность педагога, логопеда и психолога способствует постепенной успешной адаптации к школе детей с нарушенной слуховой функцией.

Литература

  1. “Мы вместе” Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009-03-16. - №1.
  2. http://logoped.far.ru/p48aa1.html
  3. http://softlus.ucoz.ru/load/igra_baba_jaga_uchitsja_chitat_igra_dlja_malyshej_dlja_obuchenija_chteniju/71-1-0-649
  4. Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО “Гуманитарный центр Владос”, 2004. стр. 551-553
  5. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ// Коррекционная педагогика. - 2008 . - №4(28).
  6. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, 1996. № 6. с.44-51
  7. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа. - 2009. -№ 2.
  8. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, 1997. с.3-15
  9. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
  10. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., 1998, 126с.
  11. Учебные проекты с использованием Мicrosoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93с.
  12. Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. с.130
  13. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр “Академия”, 2003. стр.159-163

Оглавление

Глава I

Введение …………………………………………………………………………3

1.1.Особенности развития обучающихся с нарушением слуха …………….

1.2. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха . ……………………………… ……………………………9

1.3. Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения. ……………………………………………………………………………………11

1.4 Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождении ………………………………………………………………….14

1.4. Нормативно-правовое обеспечение. ………………………………………15

Глава II Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха вусловиях общеобразовательной школы.

2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха……………………………………………… ...18

2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения дляребенка с нарушением слуха. …………………….21

2.3. Ожидаемые результаты логопедической работы. ……………………….26

Заключение ………………………………………………………………….27

Список использованной литературы. ………………………………..........28

Введение

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании .

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию .

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 3

Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Организация психолого-медико-педагогического, логопедического сопровождения включает в себя:

Работу школьного ПМПк;

Оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

Разработка индивидуальных педагогических маршрутов;

Организация педагогического взаимодействия.

В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы.

Содержание и формы работы в данном направлении следующие:

Наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

Поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

- разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (каждым из специалистов ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

Контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе;

Формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;

Ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);

Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с .

Задачи программы:

    выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

    определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

    создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;

    осуществлять индивидуально ориентированную логопедическуюпомощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

    устранять нарушения в устной и письменной речи;

    оказывать консультативную и методическую помощь учителям, родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    по интересующим их вопросам.

Принципы коррекционной работы

Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Ожидаемые результаты :

1.-Предупредить неуспеваемость по программному материалу, обусловленную различными нарушениями речи:скорректировать дефекты звукопроизношения (если они есть) ; сформировать фонематические представления, представления о звукобуквенном, звуко-слоговом составе слова;уточнить значения слов, обогатить словарный запас, развить умения пользоваться различными способами словообразования; совершенствовать грамматическое оформление речи; совершенствовать навыки связной речи;

2. – Повысить логопедическую компетентность родителей детей с ОВЗ занимающихся на логопункте по коррекции устной и письменной речи;

3. – Повысить логопедическую грамотность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, которой способствует консультативная и просветительская работа, проводимая в рамках консультаций, участие в МО, педагогических советах;

Глава 1

Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

1.1 Особенности развития обучающихся с нарушением слуха .

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение слуха – это не только количественное снижение слуховоговосприятия (человек не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы (человек ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла). Причины нарушений слуха:

Наследственные (генная предрасположенность родителей)инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикоз во время беременности; лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв(стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.); недоношенность (роды ранее 32-й нед. Беременности), родовая травма,асфиксия новорожденного; вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы кори и гриппа);острый и хронический отит, который является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;черепно- мозговые травмы ребенка.

Глухота- нарушение слухапри котором невозможно восприятие речи; тугоухость (слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено. Эти нарушения являютсястойкими и не поддаются лечению.

Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, ноне различают ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Но все равно глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.Им необходима длительная систематическая коррекционная работа.

Слабослышащие (тугоухи е) дети имеют разные степени нарушения слуха: 1-ая степень – ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Общаются дети при помощи устной речи. 2-ая степень – ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети – также шепотную – до 0,5 м. Могут испыты-вать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности. 3-я степень - дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее2 м, шепот – не слышат. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдологом и логопедом. 4-ая степень – у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слухового аппарата, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Им показано слухопротезирование. Устная речь развивается тольков условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.

Существует три способа восприятия речи детьми с нарушением слуха: слухо-зрительный, слуховой, зрительный .При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего, губы и слышать его с помощью слухового аппарата.Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушением слуха – слухо-зрительный . Слухово й способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха.(слабослышащие 1 ст.) Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное восприятие глухими детьми речи собеседника затруднено, т.к. не все звуки можно прочитать по губам. Например, звукиМ, П, Б ребенок « видит» одинаково и различить их может только при « подключении слуха»; звуки К, Г,Х не « видны» совсем - слова КОТ, ГОД,ХОД ребенок «видит» одинаково. Для того чтобы понять сказанное, он должен научиться по едва улавимым признакам угадывать произносимое собеседником и мысленно дополнять невидимые элементы речи. Слабослышащие дети затрудняются в понимании речи по ряду причин :особенности анатомического строения говорящего; специфика артикуляции говорящего(нечетка, быстрая артикуляция и др.);-маскировка губ – усы, борода и др.; тембровая окраска голоса говорящего; место расположения говорящего по отношению к ребенку(спиной или боком к ребенку); неполное « слышание» даже со слуховым аппаратом; пробелы в овладении языком;участие в разговоре двух или более собеседников; отсутствие или неисправность слухового аппарата. Глухие дети могут овладевать речью только в процессе специального коррекционного обучения. Слабослышащие могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени,накапливать словарный запас и овладевать устной речью. В целом, у данной категории детей отмечаются различные речевые расстройства: разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков; нарушения фонематического слуха; специфические особенности усвоения лексической системы языка;нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. В письменной речи преобладает дисграфия, в устной речи дислексия. Эти ошибки вызваны общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, и как следствие нарушением фонематического слуха, неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами. 1.2Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями слуха. В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи: обследование ребенка с нарушением слуха; составление перспективного плана и графика логопедических занятий;выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы); подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом слухового восприятия ребенка; проведение логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи (подгрупповых или индивидуальных);оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;проведение динамических обследований и обсуждение речевого развития детей с врачами, педагогом –психологом, учителями и родителями.Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете. Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с нарушением слуха включает в себя:-нормализацию артикуляционной моторики;развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); развитие зрительного гнозиса; коррекцию звукопроизношения;
- развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие способности словообразования и словоизменения;коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи: диалогической и монологической; развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня общего речевого развития.

Направления коррекционно- логопедической работы. Основные направления коррекционной работы: диагностическая работа. коррекционно - логопедическая работа. консультативная работа.- просветительская работа. экспертная работа. 1.3 Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения Диагностическая работа своевременное выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями разной этиологии и степенью речевых расстройств, нуждающихся в логопедической помощи; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности ребенка, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи; выявление нарушений в устной и письменной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; наблюдение за уровнем и динамикой развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционной работы. Коррекционно - логопедическая работа. выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

Организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

1 этап - подготовительный .

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. 2. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти. 3. Развитие фонематического восприятия:узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов к фраз; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциаций слогов; дифференциаций фонем; развитие навыков элементарного анализа и синтеза. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Устранение недостаточности речевой моторики: воспитание точных движений губ, языка;укрепление мышц языка, преодоление вялости или напряжённости губ, языка, отработка новых упражнений к каждому новому звуку; работа над речевым дыханием. нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); 2 этап - формирование первичных произносительных умений навыков. 1. Уточнение произносимых звуков. 2.Постановка звуков: постановка свистящих звуков с, сь, З ЗЬ, аффрикат, постановка шипящих Ш.Ж.Ч.Щ; постановка сопоров Л, Ль Р , Рь.; 3. Автоматизация навыка произношения звука на речевом материале (в слогах, словах, фразах, потешках, сказках у тексте).

4.Развитие умения дифференцировать произношения звуков, сходных по артикуляции или по звучанию: т вердые~мягкне, глухие-звонки, шипящие-свистящие, Р – Я,. Рь–Ль 3 этап- введение поставленных звуков в самостоятельную речь (формирование коммуникативных умений и навыков); 4 этап - работа над лексико-грамматическим строем и связной речью: 1.Расширение и уточнение пассивного и активного словаря по темам, дать обобщающие понятия. 2.Подбор к словам синонимов и антонимов. 3.Работа над слоговой структурой слова. 4.Падежные формы имен существительных (дифференциация Им.п.. ед, ч. и мн. ч.„ отработка В. п., Р. п., Д. Тв. я, П. п., предложно-падежные конструкции, надежные формы мн ч.) 5. Согласование существительных и прилагательных (Им. п, м. р. и ж р., Им, п.. ср р., косвенные падежи).
6 Глагол (наст. вр. ед. ч. и мн. ч., изменение по родам, лицам и числам в прощд, будущее время); 7. Наречия. 8. Словообразование (уменьшительно-ласкательные. формы существительных и прилагательных; образовав. прил, от сущ. .(относительные к притяжательные); образование приставочных глаголов, образование родственных слов}. 9.Работа над предложением: (составление простых нераспространенных предложений; введение в речь распространенных предложений; работа над сложными предложениями) 10.Работа над связной речью (составление рассказов-описаний; пересказ короткого и длинного текста с иллюстрациями ; составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине, самостоятельный рассказ на заданную тему ).

11.- коррекцию нарушений процессов чтения и письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;способствовать формированию необходимых навыков для письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе; создать базу для успешного овладения орфографическими навыками;своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; развивать психические процессы, коммуникативные навыки. Консультативная работа. разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии; оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа. различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям, учителям начальных классов), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями; объяснить, как речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми с ограниченными возможностями здоровья учебной программы по русскому языку и чтению;

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений. Экспертная работа. систематизация сведений о виде, структуре и динамике нарушений, включая прогноз развития, классификацию специальных образовательных потребностей, сопутствующих виду ПМП помощи; диагностику и рекомендации по освоению общеобразовательной программы; проектирование условий обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в данном учебном заведении; .внесение необходимых изменений в коррекционно-развивающий и образовательный процесс детей с речевыми нарушениями, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Этапы реализации программы Этап сбора и анализа информации ( информационно-аналитическая деятельность). Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. 1.4Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическим консилиумом; участниками сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся специалисты ПМПк: учитель, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники; своевременное выявление и комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих речевые нарушения, а также трудности в усвоении учебной программы; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима на коррекционных занятиях; использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения; использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с учетом их образовательных потребностей и речевой патологии; комплексное коррекционное воздействие на дефект ребенка в образовательном процессе; обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка: оздоровительный и охранительный режим, профилактика интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; использование современных педагогических технологий, компьютерных и информационных средств обучения, коррекционно-обучающих программ; методических и учебных пособий и рекомендаций по коррекции речи, наглядных пособий и мультимедийных, аудио- и видиомотериалов. 1.5. Нормативно-правовое обеспечение:

    Закон Российской Федерации «Об образовании»;

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

    СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

    О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

    Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

    Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

    Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы.

    Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Таким образом , формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья - это процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития. Работа по коррекции речевых нарушений у детей с нарушением слуха предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию и коррекции устной и письменной речи. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию и коррекции устной и письменной речи ребенка с нарушением слуха является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

ГлаваII

Программа

индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха.

Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию логопедической помощи ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющему речевые нарушения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии ребенка, его социальную адаптацию и гармонизации личности в целом.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ребенка-инвалида АлинаБ., обучающейся 1 класса.

Дата рождения: 14 августа 2007 года.

Заключение ПМПК:

Актуальный уровень развития соответствует

возрасту;

Тугоухость 1 степени.

ФФН.

Миопия, сходящиеся косоглазие.

Рекомендации ПМПК:

Обучение по программе общеобразовательного учреждения.

При необходимости представить на ПМПК.

Педагогическая характеристика. Алина легко вступает в контакт со взрослыми. Проявляет интерес занятиям, но быстроутомляется. Хорошо принимает помощь при затруднении в выполнении ззадания.Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. У ребенка отмечается нарушение зрения, косоглазие, снижен слух. Из- за нарушения зрения у Артёма замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе

задания . Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. Из- за нарушения зрения у Алины замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе переключения внимания, в снижении объёма и устойчивости внимания. Временные и пространственные представления сформированы. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Дыхание и голос не имеют отклонений от нормы. В речи соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами на синтагмы не всегда соответствует смыслу, темп речи соответствует нормальному; в речи не соблюдаются орфоэпические правила., Общее звучание речи с легкими дизартрическими призвуками. Звукопроизношение исправлено, но отмечаются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Алина испытывает назначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у Алины послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Счетными операциями Артем владеет, однако,плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи. При письме допускает пропуски и замены букв, как гласных, так и согласных. При чтении отмечаются ошибки в замене парных звонких – глухих согласных. Мыслительные операции развиты достаточно. Правильно выделяет лишний предмет и объясняет почему. Хорошо владеет обобщающими понятиями, правильно классифицирует. В эмоциональном состоянии ребенка отмечается: расторможенность, повышенная утомляемость, возбудимость. Навыки самообслуживания сформированы.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения:

Устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество. Учитывая индивидуально-типологические особенности развития Алины, ее образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения: развитие просодической стороны речи; развитие мелкой моторики; развитие зрительно гнозиса; слухового восприятия; дифференциация звуков речи; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие фонематических представлений; увеличение пассивного и активного словарного запаса; развитие грамматического строя речи; коррекция процессов чтения и письма; развитие связной речи; развитие психических процессов. Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными,систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Организация обучения.

Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 60 часов.

Специальные условия для усвоения ребёнком с нарушением слуха образовательной программы:

посещение коррекционно- развивающих логопедических занятий;

строгое соблюдение режимных моментов;

соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;

индивидуальный подход;

щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;

развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;

организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.

2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основные

направления

деятельнос

ти

Задачи на период

Режимы и

формы

работы

Показатели

достижения

ребенка

Формы оценки результатов работы

Развитие просодической стороны речи

- Упражнения по освоению ритмики слова;

Знакомство с повествовательной, восклицатель-ной, вопроситель-ной интонацией;

Формирование интонационной выразительно-- сти в экспрессивной речи.

Индивидуа-льные КРЗ;

Умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова, и фразы.

Положительная динамика развития просодической стороны речи.

Развитие пространстве иных представлений, конструктивного мышления

Развитие пространственного анализа и синтеза; - развитие словесного отражения пространственных отношений; - развитие зрительно- моторной координации.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей;

Качество и количество выполняемых заданий.

Положительная динамика

Развитие

зрительного

гнозиса;

зрительной

ориентиров

ки впространстве

Развивать способность узнавать предметы наложенные друг на друга в различных положениях иизображениях; Отработка правильного применения простых и сложных предлогов в устной и письменной речи.

Индивидуа-льные КРЗ ;

Умение правильно ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать предметы впространстве. Умение правильно употреблять простые и сложные предлоги в самостоятельной речи.

Наблюде-ние в ходе занятий .

Развитие

мелкой

моторики рук

- Массаж и самомассаж пальцев и кистей рук; - пальчиковая гимнастика;

Умение хорошо выполнять задания по письму, ИЗО, трудовому обучению .

Выполне-ние заданий на уроках ИЗО, трудовой деятельно-сти без помощи взрослого; овладеть графичес-ким навыкам письма .

Развитие слухового восприятия

Создать условия для более широкого использования остаточной слуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха и особенно при формировании у них словесной речи.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей .

Достижение максимальной членораздельности речи учащихся, позволяющейнаиболее полно и дифференцированно отобразить в сопряжённых с устной речью кинестезиях фонетические средства, используемые в языке для выражения и различения смысла.

Формирование достаточно естественного звучания речи детей снарушен-ным слухом

Развитие фонематическо-го восприятия и фонематичес-ких представлений

Выделять и различать фонемы родного языка из слогов, слов, фраз. Дифференцировать звуки речи по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей .

Умение дифференцировать сходные по артикуляции звуки

Самостояте-льное выполнение заданий

Положительная динамика в усвоении фонем родного языка

Развитие фонематическо-го анализа и синтеза

Развивать умение определять место, последователь-ность и количество звуков в слове

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей.

Умение выполнять звуко- буквенный и слоговой анализ слов

Написание слуховых и зрительных диктантов

Обогащение пассивного и активного словаря.

Развитие лексико –грамматическо-го строя речи

Расширение словарного запаса путем введения имен прилагательных, антонимов, синонимов. Учить навыкам словообразова-ния и словоизмене-ния.Умение строить синтаксические конструкции.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей

Уметь описывать предметы, используя имена прилагатель-ные.

Сравнивать и классифициро-вать предметы

Уметь распростра-нять предложения определения-ми.

Анализ устных ответов и письменных работ по русскому языку и чтению

Развитие связной речи

Учить составлять устный рассказ по сюжетной картинке, серии картинок, соблюдать сюжетную линию и использовать разнообразие словарного запаса

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей.

Уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, серии. Устанавливать причинно-следственные связи; пересказывать текст.

Профилактика нарушений процессов чтения и письма

Знакомство с буквами, закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме (соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, и т. д.;Использовани е стихов, загадок о буквах;

Штриховка, обводка, лепка букв из пластилина, выкладывание из палочек;

Развитие буквенногогнозиса;

развитие восприятия формы, размера букв;

конструирова-ние (конструирование путем моделирования букв из палочек, из элементов букв ).

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей

Написание под диктовку букв, слов, предложений, коротких текстов без ошибок; понимание прочитанного текста

Диктант, анализ письмен-ных работ, беседа с учителями, родителям

Развитие психических процессов

Развитие концентрации и переключения внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти; мыслительных операций

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей

Уметь концентриро-вать внимание на изучаемом материале, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное

Наблюдать на занятиях и уроках

2.5. Ожидаемые результаты логопедической работы

В итоге логопедической работы АлинаБ. должна научиться:

    фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    четко дифференцировать все звуки речи;

    выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

    правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

    пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;

    владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;

    владеть навыками словообразования и словоизменения;

    грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;

    использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

    в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.

Результативность логопедического сопровождения ребенка с нарушением слуха отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесениемпоследующих корректив в содержание логопедической работы и в

последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.

    динамики развития ребенка с ДЦП;

    эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения;

    перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Заключение

и в индивидуальные маршруты коррекции.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

динамику развития ребенка с нарушением слуха;эффективность плана индивидуального логопедического сопровождения; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.

Заключение:

Планируемый результат- достижение ребёнком с нарушением слуха уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с нарушением слуха, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с нарушением слуха, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

Список литературы

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение,1994.

2.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.

3.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983.

4.Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специа =

листов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.

5.Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.

6.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

7.Власова Т.М., Пфафендрот А.Н., Фонематическая ритмика. – М.: Просвещение, 2003.

8. В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3

9.И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков,- М: Просвещение, 1996.

10 . Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.

11.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

12.Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.

13.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.

14.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.

15. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.

16.Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.

17. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.

18.Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6. С. 38-41

19.Рау Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1990.

20. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т.П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003.

21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.

22.. Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 130с. 23. Шипицына Л. М., Панир М., Смет Б. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 56 с

Конспект занятия по развитию речи на тему "Домашние птицы"

Занятие со слабослышащими дошкольниками старшей группы.

Данный конспект предназначен для воспитателей, работающих в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха, а также для воспитателей, работающих в общеобразовательных ДОУ, педагогов дополнительного образования и для родителей.
Цель: - обогащение словаря детей и закрепление представлений о домашних птицах.
Задачи:
- учить детей различать домашних птиц по внешнему виду, по табличкам, по чтению с губ, знать обобщающие слова;
- учить называть домашних птиц в устно-дактильной и устной форме; знать звукоподражания;
- учить детей соотносить, различать и называть детенышей;
- развивать умение детей понимать вопросы и отвечать на них;
- развивать память на основе повторений;
- воспитывать интерес к занятиям; бережное отношение к домашним птицам;
- провести динамическую паузу с целью снятия усталости и напряжения детей;

Оборудование: таблички, картинки, кукла, мешочек, фигурки птиц, листочки бумаги, карандаши, разрезные слова.

Словарь: кукла Даша, привет, домашние птицы, петух, курица, гусь, утка, индюк, будем играть «Чей детеныш?», У курицы цыпленок, у гуся гусенок, у утки утенок, у индюка индюшонок, Что там?, Кто это?, Как кричит?, Вот, У кого?, У меня., верно. Иди, как курица; лети, как гусь; иди, как петух; иди, как утка; иди, как индюк.

План занятия: 1. Организационный момент.
2. Игра: «Чудесный мешочек».
3. Игра «У кого?».
4. Игра «Сложи и напиши верно».
5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».
6. Игра: «Отгадай загадку».
7. Игра: «Чей детеныш?»
8. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Снимите аппараты. Наденьте наушники, включите наушники.
- Вот зима, вот зима, много снега намела.
Будем санки возить, будем бабу лепить.
Проговариваю за экраном, а дети опознают и повторяют.
- Слышите? - Да слышим.
- Никита Лисовин, прыгай, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
- Соня Буняева, иди, сядь.
- Что ты сделала? - Я села.
- Владик Данилов, прыгай, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
- Арсений Кутовой, беги, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
(поручения проговариваю на слух за экраном)

Что будем делать? - Будем заниматься.
- Чем будем заниматься? - Будем играть. Будем говорить. Будем думать. (проговариваем сопряженно)

2. Игра: «Чудесный мешочек».
Организую сюрпризный момент. Приходит в гости кукла, здоровается с детьми.
- Привет.
- Кто это? – Это кукла Даша.

Интересуемся, что она принесла.
- Что там?
Предлагаю каждому ребенку достать игрушку и задаю вопросы.
- Арсений, возьми. Кто это? - Это петух. Как кричит петух? - Ку-ка-ре-ку.
(курица-ко-ко-ко, гусь-га-га-га, утка-кря-кря, индюк-бал-бал).




Приглашаю ребенка к доске, прошу его поместить картинки с табличками (читает затем проговаривает) на доску.
- Кто это? - Домашние птицы.




Кукла хвалит.

3. Игра: «У кого?».
У детей на столах по две картинки. По чтению с губ, дети отгадывают у кого какая картинка.
- Будем играть.
- У кого гусь? - У меня гусь (курица, индюк, петух, утка).
- У Сони гусь. (сопряженное коллективное проговаривание).


4. Игра: «Сложи и напиши верно».
- Будем играть «Сложи верно»;
Дети складывают разрезные слова с опорой на табличку и без.



- Будем писать. Курица, индюк, петух, утка, гусь.
Дети пишут названия птиц печатными буквами.



5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».

- Иди, как курица.
- Лети, как гусь.
- Иди, как петух.
- Иди, как утка.
- Иди, как индюк.
Дети двигаются, подражая движениям и звукам домашних птиц.



6. Игра: «Отгадай загадку».

Сопряженно проговариваем загадки, дети отгадывают, называя птиц.

Надуется, натужится, Длинная шея, Квохчет: «Ко-ко-ко».
Начнет болтать, Шипеть умеет, Детей созывает,
По чудному лопотать. Щиплет за пятки. Всех под крыло собирает.
Кричит: «Га-га-га».

Хвост с узорами, Пестрая крякуша, ходит вразвалочку.
Сапоги со шпорами. Крякает: «Кря-кря-кря».
Поет: «Ку-ка-ре-ку».



7. Игра: «Чей детеныш?»
Индивидуальная работа у доски.
Показываю картинку. – Кто это? – Это цыпленок.
- У кого? - У курицы цыпленок. (У гуся гусенок. У индюка индюшонок. У утки утенок.)
- Это домашние птицы. (сопряженно)
Кукла хвалит детей.

Анна Банникова
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха

Цель : Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация носового [н] с ротовым [т]; различение на слух названий нескольких предложений; развитие слухового восприятия .

Словарь : говори с ударением, не делай вдоха, говори правильно, делай один вдох.

Оборудование : звукоусиливающая аппаратура, картинки, таблички.

Ход занятия:

Организационный момент :

Надень наушники. [Па-па-па] –за экраном. (-Я слышу хорошо.)

Будем заниматься, говорить, будем слушать. (-Будем заниматься, говорить, будем слушать. (сопряжено проговаривает) .)

Работа над слитностью произношения.

Смотри и слушай, я покажу :

па ПА па Упала

Скажи сама. (па ПА па Упала.)

Смотри и слушай, я покажу

Па ПА па Лопата

Скажи сама. Па ПА па Лопата

Смотри и слушай, я покажу :

папапапа Папа

Лопата упала.

Повтори сама. (Ребенок повторяет )

Молодец.

Работа с картинкой «комната» , работа над слитностью фраз.

Будем еще говорить и слушать.

Покажи стул. (Вот стул.)

Покажи стол. (Вот стол)

Молодец, говорила, старалась.

Дифференциация носового [н] с ротовым [т].

(карточки со словами и слогами, картинки) .

Ребенок читает с карточки .

Тата-на Тата-Ната На-та

Говори хорошо звуки Н и Т.

Барабан лопата

Гармонь стул

Санки машина

(По ходу занятия педагог следит за произношением)

Работа над развитием слухового восприятия .

Что это? (картинка) (Ручка.)

Что это? (картинка) (Карандаш)

Что это? (картинка) (Бумага.)

Что это? (картинка) (Тетрадь)

Слушай (на слух )

[Бумага] (Вот бумага.) за экраном

[Тетрадь] (Вот тетрадь.)

[Карандаш] (Вот карандаш)

[Ручка ] (Вот ручка.)

[Дай бумагу] (на)

[Дай ручку] (на)

[Дай карандаш. ] (на)

Итог занятия .

Ты занималась хорошо, слушала внимательно, сними наушники и иди в группу.

Используемая литература

Дидактические игры для дошкольников. «Восприятие и обучение» Носкова Л. П., Головчиц Л. П. С-П. 2010

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. «Конспекты занятий по развитию речи » М. -2011.

Публикации по теме:

«Посуда». Конспект индивидуального занятия для ребёнка с ЗПР Конспект индивидуального занятия для ребёнка имеющего ЗПР. Тема: «Посуда». Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -закрепить знания ребёнка.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе для слабослышащих детей Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе слабослышащих. Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста, имеющим проблемы речевого развития Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития. «Городские птицы» Цели занятия:.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Цели: – автоматизация ставящегося звука Ж в слогах, словах и предложениях; – развитие просодической стороны речи; – воспитание культуры.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [л] Цель: Постановка изолированного звука [л] Задачи: 1. Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме. 2. Формировать.

Цель: учить детей правильно произносить в речи звук «С» на материале слогов, слов, фраз, в связной речи; формировать навык составления слов из слогов и деления слов на слоги, умение выделять ударный слог; учить различать и опознавать на слух малознакомый речевой материал, развивать слуховую догадку; развивать связную речь, способность к речевой коммуникации; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться успехам своих товарищей, сопереживать.

Методические приёмы: рассматривание картинок, ответы на вопросы, соотнесение иллюстраций с учётом логической связи, слухозрительный способ восприятия, слуховое восприятие, аналитическое чтение.

Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, таблички, .

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в комнату и становятся в круг.

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Мы будем играть, говорить, слушать и читать.

2. Фонетическая ритмика.

У.-д. Говорите вместе со мной.

А_О_У_Э_И_Ы_Е_Ё_Ю_Я

С_А С_О С_У С_Ы С_Е С_Ё С_Ю С_Я

Солнце светит.

Солнце светит ярко.

Солнце светит очень ярко.

Детям стало жарко-жарко.

3. Игра «Кто придумает больше слов со звуком «С».

Дети по очереди придумывают слова с данным звуком и указкой пишут их по таблицам Н. Зайцева.

У.-д. Придумайте слова со звуком «С». Кто придумал, пусть напишет слово указкой.

4. Игра «Придумай слова со слогом».

Педагог берёт два кубика (большой и маленький со слогами). Каждый ребёнок получает своё задание и самостоятельно записывает слово на доске, выделяя указанный слог. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

У.-д. Прочитайте слог. Придумайте с ним слово. Запишите слово на доске, подчеркните слог.

5. Игра «Составь слово из кубиков».

Дети называют картинки, составляют данное слово из кубиков, делят слова на слоги, выделяют ударный слог, ставят ударение на данный кубик.

У.-д. Что это? (Слива, капуста, солнце, апельсин, стол, самолёт, пластилин, расчёска.) Составьте слово из кубиков. Поделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? (В слове два (три) слога.) Молодцы, отхлопайте их. Поставьте ударение.

6. Проговаривание текста с движениями.

У.-д. Говорите вместе со мной.

Солнце - слово лучистое.

Кошка - слово пушистое.

Корова - слово рогатое.

А слово арбуз - полосатое.

У.-д. А сейчас попробуем выполнить движения.

Солнце - руки около рта, слегка давящим движением руки отводятся ото рта вперёд и в стороны (круговым движением).

Слово - руки около рта, слегка давящим движением руки опускаются немного вниз, кисти вращательным движением поворачиваются вверх.

Лучистое - пальцы рук собираются в щепотку около рта, руки вверх, при их поднятии пальцы раскрыть.

Кошка - движение, имитирующее поглаживание.

Слово пушистое - волнообразное движение руки на уровне груди.

Корова - движение на звук к.

Слово рогатое - голова слегка наклонена вперёд («бодаю») и потрясти ею.

А - указательный палец вверх («внимание»).

Арбуз - движение, изображающее что-то большое, круглое, которое держим в руках.

Слово полосатое - правой рукой показать полоски на арбузе.

7. Игра «Найди другу слово».

К заданным словам дети подбирают прилагательные, подходящие по смыслу (слова записаны на табличках).

У.-д. Прочитайте слова. Подберите к ним друзей. С какими словами дружит слон? (Слива, апельсин, капуста, солнце.)

Слон - сильный, серый. Слива - синяя, кислая. Апельсин - сочный, сладкий. Капуста - вкусная, хрустящая. Солнце - лучистое, ясное.

8. Игра «Цветные предложения».

На столе лежат сюжетные картинки и таблички с предложениями, написанными на разноцветной бумаге. Педагог на глазах у детей разрезает предложения на отдельные слова и перемешивает их.

У.-д. Сейчас мы будем рассматривать картинки и составлять предложения. Возьмите картинки. Кто (что) это? Что делает(ют)? Составьте предложения из слов.

Саша и Слава сделали самолёт. Дети едут на велосипедах. Серёжа рисует собаку красками. Света и Лариса собирают в лесу грибы. Оксана пьёт апельсиновый сок.

Сколько слов в предложении? Какое самое большое (маленькое) предложение?

9. Составление рассказа на заданную тему (с опорой на текст и картинки).

У.-д. Составьте, пожалуйста, рассказ. Кто хочет его прочитать? Читайте. (Наступила весна. Растаял искристый снег. Журчат весёлые ручьи. Солнышко стало светить ярче. И настроение у нас всех хорошее.)

Молодцы! Вы составили хороший рассказ и хорошо его прочитали. А теперь давайте собираться на прогулу по нашему весеннему парку.