Конспект занятия «Экскурсия в океанариум. Океанариум – Морской аквариум на Чистых прудах Oбобщение и повторение изученного

Официальное название заведения «Океанариум – морской аквариум». Океанариум открылся в 2000 году в здании старинного особняка и стал первым большим аквариумом в Москве с морскими обитателями. Удобное расположение в центре города недалеко от станции метро «Чистые пруды» делает его доступным всем школьникам города.

Это огромный комплекс, состоящий из 300 бассейнов, в которых собрано несколько тысяч видов морских обитателей нашей планеты.
В океанариуме воссоздана среда тропических морей и коралловых рифов, различных рек и озер. Каждый аквариум – это настоящее жилище водного обитателя с максимально точно воспроизведенными естественными условиями. Есть здесь и огромные коралловые рифы с живыми цветными кораллами.

Экскурсии для школьных групп

В океанариуме организуются групповые и индивидуальные экскурсии для учеников с 1 по 11 классы.

Экскурсии представляют собой увлекательный урок биологии, в ходе которого дети узнают много интересных фактов из жизни морских животных. Услышат ответы на различные вопросы: Являются ли кораллы живыми существами? Бывает ли у акул икра? Есть ли крылья у летучей рыбы? Носит ли халат рыба-хирург и многое другое. В процессе экскурсии можно погладить черепах, подержать в руках морскую звезду.

Два раза в неделю в океанариуме проводится удивительное шоу – кормление акул. Это мероприятие пользуется огромной популярностью у посетителей.

Отзывы

  • (12/23/2014) by oblako77

    Объект:

    Были с группой детей 6-11 лет в Океанариуме на Чистых Прудах.

    Нужно сказать, что некоторое время назад с классом старшей дочки мы посещали Океанариум в ТРЦ РИО на Дмитровском шоссе, поэтому мне было с чем сравнить. И теперь, собираясь в поездку, я волновалась, что после Риовского великолепия и простора, Океанариум на Чистых не произведет большого впечатления. Но беспокойство было напрасным.

    Океанариум на Чистых Прудах небольшой. Располагается в подвальном помещении. Площадь небольшая, но все чистенько, очень тепло и приятно пахнет морем:)

    Животных нет. Только рыбы и кораллы. Маленькие акулы, скаты, черепахи, пираньи и множество мелких разноцветных рыбок. Рыбки в аквариумах повторяются, но в каждом аквариуме создана своя неповторимая обстановка, видно, что обитатели тщательно подобраны.

    Есть несколько интересных аттракционов: комната-батискаф с прозрачным полом. Прямо под ногами посетителей плавают штук 10 больших скатов – детям очень понравилось. Еще есть аквариум с проходом. Залезаешь туда и оказываешься в окружении хищных пираний – можно сделать эффектные снимки. А еще каждому ребенку разрешили подержать в руках морскую звездочку и загадать желание. Дети это обожают.

    Нашу большую группу из 32 человек разделили пополам. У каждой был свой экскурсовод. Оба экскурсовода нам понравились. Рассказывали интересно, следили за реакцией детей, охотно отвечали на вопросы. Нужно сказать, что в тот день в Океанариуме было не очень много посетителей. В основном родители с детьми. Экскурсии проводятся только для организованных групп, поэтому одиночные посетители постоянно старались присоединиться к нашим группам и послушать рассказ. Да, с экскурсией ходить по Океанариуму намного интереснее. Это именно то место, куда можно привезти класс детей.

    Фотосъемка платная – 150 рублей за 1 фотоаппарат. За фотографированием следят. Пришлось купить в каждую группу по билету.

    Вообще, экскурсией все остались очень довольны. Дети вышли воодушевленные. Этакий тихий островок релакса в самом центре Москвы. Созерцание мерно покачивающихся в воде кораллов и рыбок умиротворяет. Напоследок дети накупили сувениров.

    Если бы меня спросили, в каком Океанариуме мне понравилось больше? Отвечу честно – не знаю. Они разные. На Чистых прудах – камерный, там по-домашнему уютно и душевно. С младшими школьниками я бы отправилась туда. Океанариум в ТРЦ РИО располагает большими площадями. Кроме рыб, там много животных, а недавно появился еще и Экзотариум.

    Оба Аквариума заслуживают внимания.

    Неважно, какой из Океанариумов вы выберите, детям понравится и там, и там. А съездить на такую экскурсию очень рекомендую как совсем маленьким школьникам, так и старшим.

С 19 сентября каждую среду Приморский океанариум открыт только для организованных групп дошкольников, школьников и студентов. Там начинают работу роект «Просветительская среда». Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на пресс-службу океанариума.

Каждую среду в течение учебного года океанариум посещают порядка 500 человек, и большинство из них школьники. На «Урок в океанариуме» приезжают школьники не только из Владивостока, но и из других населённых пунктов Приморья и даже из Хабаровского края

— Наиболее популярны «Уроки в океанариуме» для школьников всех классов, — уточнила начальник отдела экологического просвещения Наталья Мирошникова. — 13 занятий разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, из них пять — специально для младших классов. Ученики этого возраста — самые активные участники «Просветительской среды», поэтому мы расширили количество занятий для начальной школы, а для первых классов вводим занятия с игровыми модулями. Также «Уроки в океанариуме» позволяют углубиться в темы, которые мало изучают в школе, участвуя в проекте можно узнать о мире микроскопических организмов или эволюции жизни на Земле и в океане.

Занятия в рамках проекта «Урок в океанариуме» разработаны по таким предметам, как биология, окружающий мир и география. Они проходят в экспозициях, где дети могут увидеть животных в условиях, схожих с естественной средой их обитания. Все занятия проводятся бесплатно, но на них необходимо записываться заранее. Информация по записи находится на вкладке «Просветительские программы», также мы предлагаем тематические экскурсии, школьные мастер-классы и лабораторные занятия.

— У каждого занятия в океанариуме обязательно присутствует экологическая составляющая, мы рассказываем детям, как беречь и сохранять водную среду и её обитателей, — добавила начальник службы обеспечения исследований Приморского океанариума Ольга Шевченко. — Во время занятий мы показываем, каким разнообразным и хрупким может быть окружающий мир и объясняем, что каждый из нас несёт ответственность за его сохранение.

Востребованность «Урока в океанариуме» привела к тому, что со временем он вырос в большой образовательный проект «Просветительская среда», в рамках которой проходят игровые экскурсии для дошкольников, а также экскурсии для воспитанников детских домов, коррекционных школ и реабилитационных центров. Помимо этого, по средам на базе Приморского океанариума организованы занятия для студентов различных специальностей — биологов, экологов, дизайнеров, а также для иностранных студентов, изучающих русский язык. Почти 20 тысяч ребят уже приняли участие в «Просветительской среде».

Любой океан – это элемент водной оболочки Земли, часть гидросферы. Океан обладает рядом особенностей:

1. Вода в океане не пресная, а соленая.

2. Все живые организмы, обитающие в его глубинах, приспособились к жизни в соленой воде, а в пресной погибают.

3. Часть животных дышит жабрами, а часть легкими, как и живущие на суше.

4. Глубины большинства океанов не изучены, и какие секреты они таят, мы не знаем.

Вода – это вещество, которое очень быстро нагревается и хорошо пропускает солнечный свет, только слегка изменяя направление его движения.

Вот так из водной толщи выглядит Солнце. Так что обитатели морей и океанов видят окружающий мир немного иначе (изучение аквариума «Марианская впадина»).

Изучать богатый животный и растительный мир для нас с вами непросто. Почему?

Да, действительно, под водой мы не сможем дышать.

Но может нам будет достаточно периодически задерживать дыхание?

Правильно, мы должны все время дышать, а мы этого под водой делать не умеем. Это возможно только с помощью специального снаряжения. Поэтому нам необходимы акваланги (изучение аквариума «История акваланга»).

Как на суше, так и в воде, животным требуется защита от хищников. Способов не стать чьим-то «обедом» у подводных обитателей достаточно. Некоторые из них очень опасны для человека. Предлагаю вам фиксировать информацию о соответствующих животных.

Задание 1.

Заполните таблицу

Название животного

Территория обитания

Способ защиты

Опасность для человека

Внимание, перед вами рыба фугу, которой удается расширять свое тело и, ощетинившись иглами, отпугнуть врага. Это, несомненно, может быть одним из самых очаровательных защитных механизмов среди всего животного мира. Тем не менее, вам не стоит попадать под чары рыбы фугу, дабы не узнать её истинную природу, когда уже будет поздно. Эта рыба просто напичкана ядовитыми нейротоксинами, которые могут убить даже человека. Паралич и удушье – основные симптомы отравления.

Предки осьминогов, кальмаров и каракатиц состязались с рыбами за морское господство на протяжении многих миллионов лет. Однако длительное соперничество так и не выявило победителя. Ловкость, скорость, острое зрение - неоспоримые преимущества этих моллюсков. Но каракатицы имеют в своем арсенале еще одно «оружие»: при малейшей опасности они выбрасывают в воду темные чернила, которые укрывают их от врагов и маскируют бегство.

- Многие животные в мире, обладающие ярким окрасом, являются весьма ядовитыми. Огненная каракатица Пфеффер не является исключением. Тем не менее в этой каракатице уникально то, что она является единственным в мире видом ядовитой каракатицы. Яд, который содержится в плоти этой каракатицы, попадает в кровь жертвы и быстро распространяется по всему телу.

- Синий кольцевидный осьминог является маленьким, размером с мяч для гольфа, но чрезвычайно ядовитым существом. Он обычно светлый по цвету, с темно-коричневыми группами по его восьми ногам и телу, с синими кругами, добавленными по верх этих темно-коричневых групп. Когда осьминог потревожен или вынут из воды, он темнеет, и кольца становятся блестящими и принимают цвет электрик, и именно это цветное изменение дает животному его название.

Его яд достаточно силен, чтобы убить крупное животное.

У самого дна можно встретить кальмаров . Они передвигаются спиной вперед. Где щупальца – это голова.

Возможно рыба-камень никогда не выиграет конкурс красоты, но она определенно получит приз «Самая ядовитая рыба». Считается, что укус рыбы-камня провоцирует наисильнейшую боль, которая сопровождается шоком, параличом, и отмиранием ткани. Если не получить скорую медицинскую помощь, исход может быть фатальным.

Рыба-камень хранит свои токсины в ужасных спинных хребтах, которые предназначены для защиты от хищников.

О детенышах морского конька заботится отец. Самец вынашивает яйца зародышей в своей брюшной сумке до момента их появления на свет. Большое количество зародышей, созревающих в отцовской сумке выживают, что способствует сохранению вида.

- Голотурии (морские огурцы) ведут малоподвижный образ жизни и кажутся жалкими, беспомощными созданиями, которые не могут убежать от опасности. Но им и не надо, оставшись наедине с врагом, морской огурец выворачивает свои внутренности наизнанку и выпускает на обидчика струю ядовитого пищеварительного сока. Некоторые виды этих созданий могут даже выбрасывать кусочки кишечника, который потом быстро восстанавливается.

- Миксины - непривлекательные морские существа обладают интересным способом самообороны, за который получили прозвище «плюющая ведьма». Узнав о приближении хищника, миксин выделяет огромное количество липкой слизи, и не повезет той рыбе, которая случайно заглотнет загрязненную воду. Ее внутренности моментально слипнуться.

Многие морские обитатели не имеют твердого скелета и передвигаются странным для нас способом.

Например, медузы цианеи , выталкивают воду. Их движение похоже на рывки. А огромные у некоторых из них щупальца как сети ловят добычу – рыбешек и рачков. Некоторые из них могу быть опасны для человека. Щупальца ядовитых медуз оставляю на нашем теле смертельные ожоги.

- Кубомедуза получила такое имя из-за своей кубической формы. За последние 60 лет, эта симпатяга унесла около 6 тысяч жизней. Ее яд считается самым смертельным в мире, токсины поражают сердце, нервную систему и клетки кожи. И, что еще хуже, все это сопровождается такой адской болью, что пострадавшие входят в состояние шока и либо тонут, либо умирают от остановки сердца.

Если сразу обработать рану уксусом или раствором уксусной кислоты, у пострадавшего есть шансы, но, как правило, в воде уксус не найти.

Конечно же, привычных для нас на земле деревьев, в подводном мире нет. Их заменяют кораллы . Кстати, это животные. Причем, очень маленькие, не больше рисинки. А то, что мы видим – это их дом. Каждая «веточка» выстроена одним маленьким животным.

Кораллы разнообразны по цвету. Они бывают красными, розовыми, белыми и черными. Растут кораллы даже на очень большой глубине.

Подводные скалы заселены огромным числом водорослей и животных, напоминающих цветы.

Например, актинии. Это подводные «цветы». Всю свою жизнь они проводят на одном месте. Перемещаются только на панцире рачков. Их безвредные на вид лепестки – щупальца хватают проплывающую мимо рыбешку, креветку или рачка парализуют своим ядом, а затем съедают. Пищей для них могут служить и мельчайшие рачки. Некоторые виды отфильтровывают частички пищи из воды.

Не приносит вреда яд актиний только коралловым рыбкам. Они смело снуют между щупальцами и прячутся там от врагов. Например, рыба- клоун («В поисках Немо»).

На самом коралловом рифе и в его пещерах. Обитает великое множество рыб. Одни из них ярко окрашены, другие же наоборот стараются замаскироваться.

Вид окраски чаще всего зависит от способа охоты. Чтобы напасть на жертву из укрытия - лучше стать незаметным на окружающем фоне.

Например, мурена. Она имеет острые как бритва зубы и нападает всегда внезапно из пещерок в рифе.

А если рыбка питается кораллом, то и прятаться незачем. Кораллы неподвижны.

А эта безобидная на вид рыбка, Крылатка-зебра чернополосая, известна своим драчливым нравом. Защищая свою территорию, она может откусить плавник незваному гостю.

По поверхности рифа то и дело снуют стайки ярких рыбок: желтые токелау, бирюзовые хирурги, полосатые рыбы-бабочки, рыбы-попугаи, королевская грамма и другие. Из – за этого риф напоминает оживленный город.

Ближе ко дну можно встретить более крупных хищных рыб, передвигающихся по одиночке: рыба наполеон, камбала, электрический скат, морской удильщик и другие. Мастерами донной маскировки можно назвать камбалу и электрического ската. Если они лежат без движения, то проплывая над ними сверху, животных можно даже не заметить. Их способ охоты – скрытая маскировка и нападение.

В толще воды непрерывно движутся большие косяки рыб, например, сардины, мойва. Своим блеском и резкими движениями они сбиваю с толку врага, хищник просто не может выбрать конкретную добычу.

Самый опасный хищник в океане – это акула. Эти древние животные имеют идеальную, для охоты форму тела. У акулы обострено обоняние. Она чувствует запах 1 капли крови за несколько километров. А, расположенные в несколько рядов зубы, остры как бритва, и растут в течение всей жизни. Даже чешуя имеет шипы, способные разрезать кожу только прикосновением.

Настоящие красавицы донного мира – это морские звезды. Эти хищницы активно передвигаются по дну в поисках пищи. Рот у них расположен на внутренней поверхности тела.

По морскому дну медленно передвигаются моллюски с раковинами на спинах и без них: рапана, харпа, мурекс, гигантский стромбус.

На вид, мраморная улитка-конус выглядит красиво. Капля ее яда способна убить 20 человек. Признаки укуса: сильная боль, опухоль, онемение, в серьезных случаях наступает паралич и отказ дыхания. Противоядия не существует.

На дне можно встретить множество рачков и крабов:рак-отшельник, камчатский краб, краб голова самурая и т.д.

В глубинной толще океана можно столкнуться с древнейшим его обитателем – это наутилус. Живой динозавр, доживший до наших дней.

Ромела Арушанян
Конспект занятия «Экскурсия в океанариум»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №69 «Золотой ключик» .

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе на тему

«Экскурсия в океанариум »

Составила и провела :

Воспитатель

МБДОУ д/с №69

«Золотой ключик» .

Арушанян Р. Р. -

Интегрированное занятие «Экскурсия в океанариум » во второй младшей группе

Интеграция образовательных областей :

Познавательная,

Речевая,

Художественно-эстетическая

Тема : «Экскурсия в океанариум » (конспект интегрированного занятия )

Цель : расширять первоначальные знания детей о морях и океанах и обитателях морского дна.

Задачи :

Развивать воображение,

Творческие способности,

Мелкую моторику рук,

Самостоятельность и инициативу воспитанников;

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Методы и приёмы : беседа, экскурсия в океанариум в д/саду (1 этаж) вопросы, ответы, игра, рассказывание, рассматривание иллюстраций,

Предварительная работа : беседы на тему : «Вода» , «Океаны и моря » , «Обитатели морского дна» , чтение энциклопедических изданий.

Словарная работа : океанариум , шторм, омывают, экскурсовод , обитатель.

Оборудование и атрибуты : выставка ракушек, макеты морского дна- в океанариум (д/сад 1 этаж) , выставка обитателей морских глубин, иллюстрации морских животных, бумага для рисования, гуашь для рисования рыб ладонью, салфетки,музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель : Какой сегодня прекрасный день. Давайте улыбнёмся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть мечта. Скажите, о чём вы мечтаете? (Ответы детей) .

Воспитатель : У меня тоже есть мечта. Я мечтаю, хотя бы один раз спустится на дно морское и полюбоваться красотою подводного мира, поэтому я предлагаю вам совершить экскурсию в одно необычное и удивительное место -в океанариум (д/сад 1 этаж) . Хотите?

Дети : Да.

Воспитатель : А экскурсоводом буду я .

Воспитатель : Но сначала приглашаю вас слушать подводного мира. (Звучит глухой шум- это рокот моря во время шторма) .

Воспитатель (крутит глобус) :

На земле четыре океана

омывают континенты, страны,

к суше разливаются морями.

В ней проложены дороги кораблями.

То штормят моря, то спят спокойно.

Ветру по моря гулять привольно.

Суши в этом мире меньше чем воды.

Под водой растут волшебные сады,

Они дивных обитателей полны

Разной формы цвета величины.

Воспитатель : Ребята, а теперь выходим из группы и дружно идем за мной. Мы с вами в океанариуме (1 этаж) . Океанариум - это большой дом для обитателей океанов и морей . А какие океаны и моря вы знаете ?: Тихий океан , Атлантический, Северно-ледовитый Индийский, Чёрное море, Красное, Жёлтое (Дети повторили после объяснения воспитателя) . Океанариум - это маленькая модель большого океана . Его создал наш бывший работник Муравьёв Виктор Виленович, своими руками с помощью кисти и краски.

Ребята, океанариум , это очень трудное для произношения слово. Давайте попробуем его повторить, помогая себе хлопками. Приготовьте руки. О-ке-а-на-ри-ум. (хлопки на каждый слог) А теперь давайте ещё раз похлопаем и посчитаем, сколько в этом слове слогов. (Дети повторяют хлопки) . Сколько слогов в этом слове? (Ответы детей.) .

Правильно в этом слове шесть слогов.

Дети, а кто может жить в океанариуме ? (Дельфины, рыбы, крабы, осьминоги)

А как можно назвать этих обитателей ласково? (Рыба - рыбонька, рыбка, краб- крабик, осьминог-осьминожек)

2. Основная часть.

Воспитатель : Ну, что ж, нам пора начинать экскурсию . Посмотрите, здесь нас ждут первые обитатели. Кто это? (Крабы)

Боком, боком, ходит краб, встретит рыбку- цап- царап!

Скажите, чем покрыто туловище краба? (Панцирем)

А с помощью чего передвигается краб? (Краб передвигается с помощью щупалец)

А что ещё есть у краба? (У краба есть клешни и глаза)

Ребята, один краб - много крабов

Ребята, посмотрите крабу очень скучно плавать одному. Давайте мы его повеселим, и поиграем в игру “Море волнуется раз».

Физкультминутка.

Море волнуется раз! (Шагаем на месте)

Море волнуется два! (Наклоны влево, вправо)

Море волнуется три!

Морская фигура замри! (Присели)

Воспитатель : Продолжаем нашу экскурсию . Ребята, отгадайте загадку :

“У кого ноги растут из головы? ” (Осьминог)

А сколько ног у осьминога? (У осьминога восемь ног)

Ребята, скажите, а что делают осьминоги под водой? (Плавают)

А что делают, когда прячутся от хищников? (Прячутся, уплывают)

Кто ещё может рассказать об осьминоге?

Дети : Осьминог когда сердится, меняет цвет. Может стать белым или выпускает чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов.

А что делают осьминоги друг с другом? (Играют)

Воспитатель : Продолжаем нашу экскурсию .

Ребята, кто может рассказать, из каких частей состоит рыба?

Дети : У рыбы есть голова, туловище, жабры, хвост и плавники. При помощи хвоста и плавников рыба плавает в воде, при помощи жабр она дышит.

Воспитатель : Молодцы! Всё правильно. А что еще мы видим в океанариуме . Ответы детей (водоросли, ракушки, морские звезды,морского коня)

Воспитатель : На этом наша экскурсия заканчивается и мы возвращаемся в группу.

Воспитатель : А теперь занимаемся свои места за столами. Перед вами у каждого лежит лист. гуашь в в тарелке. Мы должны нарисовать рыбки в океане . Но вместо кисточек мы используем наши пальчики и ладошки. (Показ образца) .

Воспитатель : - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Давайте покажем друг другу свои работы.

3. Итог занятия .

Воспитатель :

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? океанариуме ) .

А что мы там видели?

Каких обитателей встретили?

Что вам запомнилось интересного? (Ответы детей)

С морскими обитателями знакомы вы теперь.

Всем спасибо!

Добавлено фото с экскурсии .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Весенняя экскурсия в лес» «Весенняя экскурсия в лес» Цель: Показать детям изменения, происходящие в природе в связи с наступлением тепла (земля покрылась травой,.

Советую побывать в океанариуме. Очень интересно. Целью было пополнить свои знания и приобщить своих детей к природе водного и подводного.

Интегрированное занятие «Экскурсия в океанариум» во второй младшей группеИнтеграция образовательных областей: - познавательная, -речевая,.

Конспект интегрированного занятия «Экскурсия по телецентру» Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, упражнять в количественном и порядковом счете, ориентировке.

Недавно «Крокус Сити Океанариум» запустил новый образовательный проект - открытые уроки по биологии и географии для школьников Москвы и области, а также гостей столицы.

Первые живые организмы, которые появились миллиарды лет назад, первые насекомые Земли, пальмы времен мезозойской эры - такие экспонаты лучше действительно один раз увидеть, чем сто раз услышать о них на обычном школьном уроке!

Школьный урок в музее Москвы на примере посещения «Крокус Сити Океанариума»

Несколько лет назад в Москве был открыт новый образовательный проект — «Урок в музее» , призванный, с одной стороны, дополнить и разнообразить школьную программу, а с другой — приобщить школьников к посещению столичных музеев, выставок, парков и других учреждений культуры.

Такой школьный урок проводится в рамках изучения отдельного предмета учебной программы и строится таким образом, чтобы с максимальной пользой использовать музейную экспозицию — для всестороннего и прикладного изучения предмета.

«Крокус Сити Океанариум» сегодня также предлагает школьникам Москвы и области, а также гостям столицы новый формат посещения — проведение школьного урока по биологии и географии .

Цели учебного занятия для школьников в «Крокус Сити Океанариуме»:

  • усвоение учениками информации о единстве происхождения и едином плане строения живых организмов,
  • освоение учащимися инструментальных методов исследования в области микробиологии и цитологии,
  • развитие познавательного интереса к естественным наукам и творческого подхода к образовательной деятельности.

Скучно не будет!

Специалисты «Крокус Сити Океанариума» для проведения урока готовы взять за основу любую школьную программу. Такой урок будет отличаться от тех, которые проходят в школе. Интерактивный, в соприкосновении с живой природой.

Во время занятия школьники познакомятся с теми, кого в дикой природе увидеть практически невозможно. Акулы, барракуды, скаты, мурены, обитатели пресных водоемов со всего мира, а в «Джунглях» на третьем этаже — живые тропические растения, птицы, рептилии, бабочки, амфибии, обезьяны и даже хамелеон. Согласитесь, естественные науки нужно изучать не только в классе…