Конспект занятия в младшей группе «Жить без леса невозможно, а дружить с ним так несложно
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в лес»
Цель: закреплять знания детей о животных, живущих в лесу (белка, заяц, лиса, волк, медведь, ёж, кабан, лось).
Упражнять в узнавании их на экране, картинках, в назывании характерных признаков, особенностей питания.
Учить высказывать свои впечатления, отгадывать загадки. Активизировать словарь.
Развивать внимание, память, воображение. Воспитывать интерес к диким животным.
Ход занятия:
Дети сегодня мы с вами отправляемся в лесное путешествие. Хотите пойти со мной? (Да).
Возьмём с собой вот эту корзину.
Зашагали ножки прямо по дорожке.
Вот как мы шагаем, ножки поднимаем.
Шли мы, шли и в лес пришли.
Вот перед нами лес. Будем идти тихо, чтобы никого не спугнуть и слушать звуки леса. (аудио запись «Звуки леса»).
Как много деревьев в лесу. Отгадайте загадку:
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.(ель, сосна).
Что это? (Ёлка).
Правильно. Посмотрите это ёлка, это сосна (рассматривание на экране сосны, ели) её сестричка. А различие у них в иголочках. У ёлки иголки короткие, а у сосны длинные. Давайте потрогаем иголочки, колючие.
А теперь, понюхаем иголочки. Чем пахнет? (Хвоей).
А вот дуб (на экране дуба) лесной «житель». Высокий, ствол толстый, кора корявая, листики резные с закруглёнными кончиками. Красивые? (Да).
Давайте погладим листочки. Какие они на ощупь? (Гладкие).
Давайте понюхаем, чем пахнет? (Лесом).
Посмотрите, а в стволе дерева дыра. Видимо это чей-то домик. Кто это скачет с ветки на ветку?
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач
Вот на лету он
Шишку сорвал
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Правильно, белка (на экране). Посмотрите на белочку, какая у неё шерстка рыжая (мягкая, пушистая, тёплая). Она любит скакать по деревьям и домик это её, называется – дупло. Как называется домик у белки? (Дупло).
В домике у белки много запасов на зиму. Что она заготовила? Посмотрите в корзину и возьмите то, что ест белка.
(Дети отбирают картинки: грибы, орешки, шишки).
Что за зверь лесной
Встал как столбик
Под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Вот, он зайчик (на экране). Какая у него шубка серая, а ещё какая? (пушистая).
У зайца есть домик? (Ответы детей).
Правильно он живёт в норке. А от кого он прячется в норке? (От лисы и волка).
Давайте найдём в корзинке, чем можно угостить зайчика.
(Дети из корзины достают морковку, капусту).
Зайчик хочет поиграть.
Игра «Зайка беленький сидит» (Аудио запись)
Посмотрите, кто там прячется за деревом?
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Это лиса. Какая у неё рыжая шубка пушистая, мягкая, тёплая (на экране).
Чем мы угостим лисичку?
(Дети достают из корзины сыр, сметана, мышки).
А вот, послушайте загадку:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный.
- Правильно, это волк (на экране). У него шуба серая, тёплая. Чем, будем угощать волка? (Дети ищут угощенья для волка).
Что за треск в лесу, наверно это идёт хозяин леса, с ним страшно встречаться в лесу, потому что это:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна
Просыпается от сна.
Это медведь. Он зима спит, а летом бродит по лесу. Посмотрите, какой он большой, лохматый, мех у него тёплый и зимние морозы ему не страшны.
Какую игру мы знаем про медведя «У медведя во бору».
Игра «У медведя во бору»
Чем он питается? (мёд, ягоды, грибы).
Правильно, медведь сластёна - угостим его.
(Дети достают угощенья для медведя).
Слышите, шуршит трава, кто - то бежит.
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки – ни одной.
Это ёж (на экране). Шубка у ежа из иголок, колючая. Такого гладить страшно, почему? (Можно уколоться).
Давайте угостим ежика, что он любит. (Грибы, ягоды, яблоки).
Что у нас осталось в корзине жёлуди. Кто в лесу ест жёлуди? Посмотрите на экран, кто это? (Дикий кабан). На кого похож? (На свинью). И нос пятачком и хвост крючком, только чёрный и клыки большие.
А это тоже лесной житель - лось. Смотрим на экран.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавиц,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
Хорошо в лесу, но нам пора домой.
Где мы сегодня были, с кем встречались (карточки белка, заяц, волк, лиса, волк, медведь, ёж, кабан, лось). Всех их можно назвать одним словом – дикие животные. А почему? (они все живут в лесу). Чем угощали (карточки)?
(Ответы детей).
Были в лесу, познакомились с лесными жителями и угостили их. Дети, какие вы были сегодня внимательные, заботливые, добрые, умные.
Ольга Краснинская
Конспект занятия в младшей группе «Жить без леса невозможно, а дружить с ним так несложно!»
Тема : «Жить без леса невозможно , а дружить с ним так несложно ».
Интеграция образовательных областей : «чтение художественной литературы» , «познание» .
Виды детской деятельности : игровая, восприятие художественной литературы.
Цель : Уточнить представление детей о значении леса в жизни людей , познакомить с некоторыми свойствами древесины, расширить представления о правилах поведения в лесу, учить видеть красоту леса , воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты : принимает активное участие в игре, умеет договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности, эмоционально реагирует на литературные произведения.
Материалы и оборудование : осенние листочки, изображения деревьев.
- Леса самое замечательное богатство нашей страны. Вот и сейчас мы с вами поговорим, о лесе нашем зеленом друге.
И так лес. А что же такое лес?
Как вы его себе представляете?
А какие деревья растут у нас в лесу?
Почему же говорят, что лес надо охранять? Почему мы должны дружить с лесом ? Для чего нам нужен лес?
Послушайте стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь
Садитесь вы за стол
А вы могли бы рассказать
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной
Вот этот стол сосновый стол
К нам из лесу пришел
А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам, какие предметы пришли к нам из леса ?
Вот видите мы никак не можем прожить без леса .
Загадки :
Зимой и летом одним цветом (ель)
В белом сарафане стояла на поляне.
Летели синицы, сели на косицы (береза)
Ходят в лес по ягоды, грибы, а загадки в лесу собирать не пробовали?
Но вначале нужно вспомнить правила поведения в лесу. Поиграем в игру «можно- нельзя» .
*ломать деревья и ветки в лесу…
*Сажать больше деревьев…
*топтать цветы…
*гулять только по тропинкам….
*рвать большие букеты цветов….
*оставлять мусор в лесу….
*Собрать мусор в яму и закопать….
*разжигать костры в лесу….
*беречь лес от пожара….
*устраивать шум в лесу….
А теперь можно отправляться в лес. Для этого нам нужно закрыть и открыть глаза. Вот мы с вами и в лесу.
Лес не каждому открывает свои двери. Он открывает их только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся.
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Что нам шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Все скажи не утаи!
Ты же видишь, мы свои…
Как-то тихо странно в лесу, давайте окликнем его хозяина –эхо может оно нам что-нибудь расскажет.
ИГРА «Эхо»
Эхо лесное. спросить я могу?
Дети : Ау, ау, ау.
Куда это листья лесные
Дети : опали, опали, опали?
Травы лесные, где вы? Не вижу…
Дети : Ниже, ниже, ниже.
Цветы луговые, а вы что пропали?
Дети : Завяли, завяли, завяли.
Птички-певички, давно ли вы пели?
Дети : Они улетели, они улетели…
Лягушки и раки куда подевались?
Дети : они закопались, они закопались…
Белки и зайцы про вас мы не знаем
Дети : мы шубки меняем, мы шубки меняем…
Так что же случилось мы тебя спросим?
Дети : Пришла сюда осень, осень, осень…
Так вот что случилось в лесу. Сюда просто осень пришла. Кстати мы с вами так заигрались, что и забыли за чем пришли. (за загадками)
А вот они.
Какое животное ест кору осины? (заяц)
Для какого животного дерево является домом? (белка)
Какое дерево дает сладкий сок? (береза)
Какая птица прилетает к нам зимой и очень любит плоды рябины? (снегирь)
Вот какую пользу приносят нам и животным лес.
Вспомним пословицу : Много леса- не губи . Мало леса – береги . Нет леса - посади .
Ребята а теперь прощаемся с лесом :
Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем !
Конспект занятия беседы на тему «Лес – многоэтажный дом» в подготовительной группе
Программное содержание:
1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.
3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.
4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.
5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.
Ход занятия
(Воспитатель входит и вносит письмо)
Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»
А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)
(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.
Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
Берегите муравейники. Не разоряйте их.
Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
Не рви цветы!
Не лови бабочек и других насекомых!
Не разжигай костёр!
Не лови и не уноси домой диких животных!
Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?
(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)
Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..
Вам понравились волшебные цветы? (да)
Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»
Вы по-очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.
(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).
Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.
Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)
Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»
Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)
Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)
Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.
Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)
Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.
Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)
Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.
Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)
Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.
А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)
Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.
Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)
Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.
Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.
(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)
Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)
Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.
(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)
Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»
Какой лесной житель самый сильный? (медведь)
Какой самый хищный? (волк)
Какой самый хитрый? (лиса)
Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)
Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)
(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.
- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)
Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.
А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.
Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)
Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.
Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)
А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)
А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)
Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.
Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.
ЗАНЯТИЕ
По образовательной области – Познание
раздел – Экология
Тема: «Берегите лес от пожара!»
2 младшая группа «Улыбка»
Воспитатель МБДОУ
Детский сад «Березка»
Олейник Н.А.
2012г.
Программное содержание :
1. Расширить, уточнить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня;
2. Познакомить детей с работой пожарных, пробудить интерес к героической службе пожарных;
3. Расширить кругозор детей, рассказать о лесных пожарах;
4. Развивать чувство эмпатии;
5. Вызвать желание помочь лесным обитателям, прививать любовь к родной природе.
Словарная работа: пожарные, спасатели, лесной пожар, пламя, каска-шлем, огнетушитель, противогаз, едкий дым.
Предварительная работа: просмотр презентации «Огонь – друг, огонь – враг», беседа «Спички детям не игрушка», просмотр презентации по стихотворению С.Маршака «Кошкин дом», инсценирование стихотворения С.Маршака «Кошкин дом».
Методические приемы: Загадывание загадок, использование художественного слова, игры, беседа, просмотр презентации, рассматривание костюма пожарного, рассказ воспитателя, эстафеты, использование музыкального сопровождения.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, физическая культура, музыка, здоровье, безопасность.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
1 часть
Воспитатель загадывает загадку :
«Шипит и злится, воды боится.
С языком – а не лает, Без зубов – а кусает» (огонь)
Воспитатель :
Правильно ребята, это огонь. Послушайте стихотворение
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Но бывает огонь и другим-
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым
И жесток он, и грозен, и страшен.
На прошлом занятии мы с вами говорили, о том, когда огонь наш враг, а когда друг. Кто может сказать, для чего же нам нужен огонь? (Ответы детей )
А в каких случаях следует огня опасаться? (Ответы детей )
Воспитатель :
Сегодня я вам расскажу о злом огне, который приносит горе и беду лесным обитателям. Мы поговорим о лесных пожарах. Давайте вспомним, кто же живет в лесу?
(Дети перечисляют диких животных, птиц и насекомых )
Просмотр презентации, сопровождаемый рассказом воспитателя.
Воспитатель:
Покажу картинку вам
Дети посмотрите:
Что художник рисовал?
Ну-ка, объясните!
Показ детских рисунков и обсуждение содержания рисунков
По окончании просмотра презентации дети с помощью воспитателя делают вывод.
2 часть
Воспитатель:
Если вдруг случился пожар, к кому мы обратимся за помощью?
Конечно к пожарным. Пожарные смелые, сильные, ловкие и находчивые. Они всегда спешат на помощь. Для несения своей нелегкой и опасной службы у каждого пожарного есть специальная форма, которую они одевают при выезде на вызов. Давайте посмотрим, в какой форме трудятся пожарные.
(Рассматривание формы пожарного )
Воспитатель :
Ребята, а вы хотите быть такими как пожарные, ловкими, сильными, смелыми и находчивыми? Давайте поиграем в пожарных и узнаем, кто же из ребят окажется самым смелым, ловким, сильным и находчивым.
3 часть
Эстафеты
Дети иду, маршируя по кругу, воспитатель читает стихотворение
Раз, два, три, четыре
Три, четыре, раз, два.
Кто шагает дружно в ряд?
Защитников леса веселый отряд!
(Дети маршируют вокруг по залу под музыкальное сопровождение «Марш»)
Перестроение в 2 колонны
(Эстафеты проводятся под музыкальное сопровождение)
1) «Спасем из пожара лесных обитателей»
Надеть каску-шлем, пройти по лежащей на полу лестнице на руках и ступнях, взять одну игрушку и бегом вернуться к своей команде.
2) «Потушим лесной пожар»
Надеть каску-шлем, взять ведерко, пройти по скамейке, проимитировать выливание воды из ведра и бегом вернуться к своей команде.
Воспитатель:
Молодцы ребята, все вы смелые, ловкие и находчивые. Спасли всех лесных жителей и потушили лесной пожар.
Запомните ребята:
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери
Не шути дружок с огнем
Чтобы не жалеть потом.