Косные мысли. Косность мышления. «Мысль на оценку»

Инерция мышления

В одном сборнике логических задач читателям было представлено следующее задание: «Археолог нашел монету, на которой было указано, что она изготовлена в 7 году до н. э. Но коллеги сразу сказали ему, что это подделка. Как они это определили?». Сам автор в конце книги сообщил, что ему приходили письма с очень разными и, порой, странными ответами. Некоторые высказывали предположения по поводу рисунков на монетах, некоторые по поводу метала, другие – по поводу места, где была обнаружена монета. Но на деле, ответ оказался намного проще – надпись на монете «до н. э.» могла быть сделана только во время нашей эры, следовательно, – монета была подделкой.

Почему такой очевидный ответ вызвал трудности у множества людей? Подобный подход к решению задач, который основывается на предыдущем опыте или уже известных способах действий, получил название ригидности или инертности мышления.

Суть понятий «ригидность» и «инертность» мышления

Изучение инерции и ригидности мышления имеет продуктивную и длинную историю в области психологии. Систематические исследования ригидности можно проследить до гештальт-психологов конца XIX – начала XX века: Раймонд Кэттелл, Элс Френкель-Брансуик, Уильям Джеймс, Курт Левин, Авраам Лачинс, Милтон Рокеш, Чарльз Спирмен и Луи Терстоун внесли существенный вклад в изучение этого феномена. Более 100 лет систематического изучения психологической ригидности накопили большой объем исследований с некоторыми ясными и установленными результатами. Однако споры, связанные с несколькими фундаментальными аспектами этого феномена, остаются.

Что такое ригидность? Как это измеряется? И каковы причины и корреляции сопротивления изменениям? Для социальных психологов ответы на эти вопросы имеют особое значение. Ведь психологи всегда интересовались изменением поведения. Если просуммировать опыт исследований в этой области, ригидность – это сопротивление любым изменениям в поведении или суждениях.

Ментальная ригидность в психологии понимается как процесс, в котором индивид ведет себя определенным образом из-за предшествующего опыта. В области психологии ментальные наборы, как правило, рассматриваются в процессе решения проблем с акцентом на процесс отрыва от конкретных ментальных установок в формулировании понимания задачи. Нарушение умственных наборов для успешного решения проблем подпадает под три типичных этапа: а) тенденция к решению проблемы фиксированным образом; б) безуспешное решение проблемы с использованием методов, предложенных предшествующим опытом; в) осознание того, что решение требует разных методов.

Не менее важным и интересным понятием является инерция мышления. Люди часто проявляют свою естественную инерцию в процессе освоения инноваций или знаний. Они, как правило, следуют оригиналу, избирают привычные пути мышления и прибегают к их предшествующим знаниям и опыту при решении проблем. Такая рутинная стратегия решения задач называется «инерцией знаний».

Изначально понятие «инерция» было введено в области физики и использовалось для описания тенденции движения объектов. Но с 1980-х годов понятие стало применятся в разных областях, например, аутсорсинговая инерция (Мол, Котабе, 2011), инертный потребитель (Хан Х. и Ким и Э. Ким, 2011), организационная инерция (Д. Келли, Терри Л. Амбергей, Скотт А. Снелл, К. Гресов и Хизер A. Хевмен и др.). В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что инерционное поведение в процессе обучения и обмена знаниями препятствует творческому мышлению и прямо влияет на успешность выполнения заданий. Именно в таком контексте рассматривается инертность мышления.

Фактически инерция и ригидность мышления – это отказ от поиска новых путей и возможностей при решении задач или ситуаций.

Несмотря на долгую историю изучения ригидности, феномен продолжает привлекать исследователей из различных психологических дисциплин.

Концепт ригидности мышления привлек исследователей со всего мира: Африки, Китая, Восточной Европы, Индии, Японии, Мексики, Пакистана, России, США и Западной Европы.

Один из наиболее полных обзоров ригидности был представлен в часто цитируемой статье «Психологический бюллетень» Шейлы Чоун (1959) более 40 лет назад. В то время Чоун заявила: «Немногие основные темы современной психологии, по-видимому, предлагают больше перспектив, чем ригидность, и объем работы, которая проводится по этому вопросу, растет с каждым годом».

Еще одна тема, отмеченная Чоун, - это различие между функциональным и структурным подходами к ригидности, различие, сформулированное в более ранних статьях Коунина (1948) и Вернера (1946). Структурный подход рассматривал ригидность в терминах величины дифференциации между «ментальными областями». Человек с четко определенными и отчетливыми областями был очень консервативным и ригидным, а человек с менее четко определенными ментальными областями проявлял меньший уровень. Напротив, функциональный взгляд на данный феномен рассматривал его не как инструмент для организации информации, а как способ использования информации для решения проблем.

В своем обзоре 1959 года Чоун отметила, что трудно определить конструкцию ригидности. Действительно, этот термин использовался для описания ментальных наборов, установок, этноцентризма, стереотипии, отсутствия гибкости, упорства, авторитаризма и неспособности изменить привычки. В своем обзоре Чоун не смогла дать последовательного определения ригидности, отчасти потому, что среди исследователей не было единого мнения.

Понятие ригидности как одномерной конструкции датируется концом 1800-х годов и позднее было сформулировано Спирменом (1927), который назвал ее «ментальной инерцией». До 1960 года были выведены различные по своей форме и содержанию определения ригидности. В качестве примера можно привести формулировку Гольдштайна: «исполнение в недостаточной степени», Вернера: «отсутствие изменчивости ответа», «неспособность изменить свое понимание задания, когда того требуют объективные условия», «сопротивление переходу от старой к новой дифференциации».

Полезной разработкой с 1959 года был «Открытый и закрытый ум» Рокетаха (1960). Подводя итог широкому кругу подходов к конструкции, Рокетах определил ригидность как сопротивление изменениям убеждений, взглядов или личных привычек. Полезность этого определения – его многомерный характер. Ригидность – это не просто «упорство» поведения в определенной задаче, а разделение на когнитивные и поведенческие компоненты.

Но есть одно важное различие между персеверацией и привычкой. Привычка – типичная картина поведения, то есть поведенческий набор, в то время как ригидность – это еще и когнитивные установки, предшествующие поведению. Примеры привычек могут включать в себя ежедневные процедуры, такие как прохождение маршрутов от работы до дома. Сами по себе привычки не являются ригидными, это происходит только тогда, когда поведенческий паттерн продолжает сталкиваться с давлением.

История изучения эффектов ментальной ригидности и инерции

В процессе изучения этого феномена большое внимание уделялось изучению способа решения мыслительных задач. В традиционных экспериментах К. Дункера изучалась способность испытуемых применять привычные предметы непривычным путем. Задача была такова: имелась коробка с кнопками, свеча и спички. Свечу нужно было закрепить так, чтобы воск не капал на пол или стену (Рис 1).

В ходе исследования выяснилось, что большинство людей практически не способны разделять предмет и привычную функцию, которую он выполняет. Дункер писал: «…инертное мышление, по крайней мере в некоторой своей части, является препятсвием или затормаживанием непривычных действий».

Но особый интерес при изучении данного явления имеет эффект Лачинса или эффект установки . В классическом варианте эксперимента испытуемым предлагалось три сосуда разного объема и бесконечный запас жидкости. Производя реальные или мыслительные манипуляции с сосудами, испытуемый должен был в конечном итоге получить исключительно определенный объем жидкости в каждом сосуде. Изначально, участникам предлагался ряд задач, решить которые можно было только одним единственным способом – так называемые установочные задачи. Затем, предлагались задания, которые уже имели два варианта решения, причем новый вариант решения был значительно легче предыдущего. В конечном счете, большинство испытуемых решали эти задачи одним привычным для них способом, который они применяли в начале испытания. Если же экспериментатором давалась установка на поиск нового способа решения задания, участники тратили намного больше времени для поиска нового пути решения проблемы.

Выявленный феномен привлек внимание многих исследователей, которые впоследствии выявили множество факторов, ослабляющих или усиливающих эффект Лачинса. Так, количество решенных задач с использованием только одного варианта решения значительно уменьшается, если перед началом исследования на доске написать выражение «Не будь слепым!». Если же время или количество попыток ограничено, что приводит к повышению тревожности, действие эффекта значительно возрастает.

Также было установлено влияние мотивации на инерцию и ригидность мышления. То есть, чем больше у испытуемого выражена мотивация на достижение успеха, тем чаще он будет использовать вариант, который неизбежно приведет его к успешному решению задачи.

В следующей серии исследования группе была предложена задача со всадниками (Рис 2).

Нужно было расположить карточки таким образом, чтобы все всадники одновременно оказались на лошадях. Нюанс этого испытания состоял в лишних деталях – искривленных спинах лошадей. Зачастую, испытуемые пытаются поместить всадников на спины лошадей перпендикулярно, а нужно расположить их параллельно друг другу.

Таким образом, множественные исследования показали, что ригидность, стереотипизация, инерция мышления используются нами, прежде всего, для экономии времени и энергии. Действительно, чтобы каждый раз не принимать решения, которые касаются самых мелочных вопросов, мы действуем по ранее намеченному плану, избавляя себя тем самым от постоянного анализа ситуаций. Но, в то же время, «мыслительная лень» часто блокирует или нивелирует творческий потенциал, нестандартные подходы к задачам.

Основные закономерности и способы преодоления психологической ригидности и инертности

Анализ литературы позволил вывести основные «эффекты », которые задействуются при типовом инертном и ригидном мышлении.

6 основных

Причины возникновения

Основное проявление закономерности и примеры

Способы устранения

Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы.

Склонность доверять только «проверенным» методам решения задач, узкий кругозор и низкая эрудированность, наличие большого количества штампов и шаблонов выполнения задач, консерватизм, низкий творческий потенциал.

Неспособность анализировать ситуацию со всем множеством взаимосвязанных факторов, кроме тех, которые воспринимаются привычно, сложность в использовании привычных предметов «непривычным путем».

Пример: эксперимент К. Дункера

«…испытуемым давали коробку с кнопками и свечу; задача – прикрепить свечу к стене так, чтобы она располагалась вертикально и нормально горела. Испытуемые придумали множество хитрых способов, причём некоторые были совершенно невероятны по изобретательности и сложности. Однако большинство испытуемых не смогли догадаться, что нужно вынуть кнопки из коробки, прикрепить её к стене, а затем поставить в неё свечу. Когда другой группе испытуемых в том же эксперименте вначале показывали пустую коробку и кнопки, высыпанные на стол, это подсказывало им правильное решение, и они находили его быстрее».

Решение задач привычным и удобным способом, избегание поисков новых вариантов решения проблемы.

Пример:

«На одном из семинаров по теории изобретательства

была предложена слушателям такая задача: «Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньше, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена». Слушатели – высококвалифицированные инженеры, заявляли, что они не берутся решать эту задачу: - Тут квантовая физика, а мы - производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся... Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: «Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?» Задача была решена мгновенно».

Всесторонний анализ задачи, поиск нескольких альтернативных вариантов решения. Сопоставление переменных не только с личностным опытом, но и с фактической стороной задачи.

Методы преодоления психологической инерции, выявленные Г. С. Альтшуллером и пр.

Трактование ситуации или проблемы, исходя из опыта других людей

Экономия времени и энергии. Люди склонны доверять чужим суждениям касательно вопросов, в которых они сомневаются или не знают ответа. Опыт других людей в удачном разрешении задач переносится на свою проблему или ситуацию.

Сокращение времени на принятие решения или формирования мнения, исходя из опыта, полученного другими людьми в схожих ситуациях.

Пример: К.С. Станиславский об актерских штампах

«…Так, например, любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, прижиманиями к сердцу и своей, и чужой руки (так как принято считать, что человек любит сердцем), коленопреклонениями (причём красивые и благородные опускаются на одно колено, чтобы быть картиннее, а комики – на оба, чтобы быть смешнее), закатыванием глаз кверху (при возвышенных чувствах, к которым причисляется любовь, смотрят кверху, то есть на небеса, где находится всё возвышенное), страстными движениями (нередко граничащими с членовредительством, так как влюблённый не должен владеть собой), кусанием губ, блеском глаз, раздутыми ноздрями, задыханием и страстным шёпотом, резко выделяющим свистящие «сссс...» (быть может, потому, что в самом слове «страсть» их много), и другими проявлениями животного сладострастия или слащавой сентиментальности. Волнение выражается быстрым хождением взад и вперёд, дрожанием рук при распечатывании писем, стуком графина о стакан и стакана о зубы при наливании и питье воды. Спокойствие выражается скукой, зеванием и потягиванием. Радость – хлопанием в ладоши, прыжками, напеванием вальса, кружением и раскатистым смехом, более шумливым, чем весёлым. Горе – чёрным платьем, пудреным лицом, грустным качанием головы, сморканием и утиранием сухих глаз. Таинственность - прикладыванием указательного пальца к губам и торжественно крадущейся походкой».

Анализ проблемы или ситуации с использованием своего «ощущения» для решения задачи, отход от общепринятых стандартов.

Стереотипность мышления

Низкий интерес к новой информации, которая может существенно повлиять на восприятие ситуаций или объектов, экономия времени при принятии решений, низкий познавательный интерес.

Экономия времени и мыслительных процессов при восприятии ситуации или формировании мнения, решения, отношения.

Пример:

«На детских рисунках Спенсера тень какого-нибудь предмета изображалась всегда чёрной. Молодой рисовальщик видел на своём небольшом веку, разумеется, множество теней, и так как он не имел на этот счёт никаких заранее установленных мнений, а в большинстве виденных им случаев тень приближалась к чёрному цвету, то глаз его неспособен был различить противоположные случаи. Так дело шло до восемнадцати лет. Тут Спенсер встретился с одним артистом-дилетантом, который стал ему доказывать, что тень бывает не чёрного, а нейтрального цвета. Молодой человек спорил, приводил в доказательство свое собственное наблюдение, но наконец должен был сдаться. Тут только глаза его прочистились, и он убедился, что до сих пор орган зрения обманывал его, докладывая, что тень всегда чёрная; он увидел, что она бывает весьма часто цветная. Прошло несколько времени, и чтение популярного сочинения по оптике навело его на раздумье о причинах цветных теней. И когда, вследствие этого, у него составилось определённое понятие о тенях, глаза его стали очень явственно различать оттенки их. Поняв, что цвет тени зависит от цвета всех окружающих предметов, способных испускать лучи и отражать свет, он увидел очень ясно, что, например, в лунную ночь, возле газового фонаря, карандаш, помещённый перпендикулярно к листу бумаги, даст две тени: пурпурно-голубую и жёлто-серую, производимые отдельно горящим газом и луной».

Неумение переносить знания в смежные или другие области.

Пример:

Ученые-микробиологи ставили тысячи опытов, чтобы найти пути победы над болезнетворными бактериями. Но проведению опытов часто мешала плесень. Там, где она появлялась, микробы сразу гибли. Микробиологи отчаянно боролись с плесенью, берегли от нее лабораторную посуду. И только через 20 лет английский исследователь Флеминг пришел к выводу, что плесень содержит какое-то вещество, уничтожающее микробов, и его можно использовать для лечения болезней. Так появился пенициллин.

Всестороннее рассмотрение задачи или ситуации, развитие мышления путем решения логических задач, упражнений, переформулировка задач, развитие ассоциативного мышления, нестандартное применение обычных объектов или терминов.

«Мысль на оценку»

Высокая тревожность, неадекватное отношение к критике, неуверенность в себе и своих силах, неспособность объективно анализировать неудачи.

Привычка излагать и генерировать идеи и мысли строго шаблонами и стандартами, за которые ранее получали похвалу.

Пример: В. М. Дорошевич:

«….половину курса (русского языка) они посвящают главнейшим образом на то, чтоб изучить, где надо ставить и где не надо ставить букву, которая совсем не произносится. Вторая половина курса посвящена изучению «древних памятников» и того периода литературы, который никого уж не интересует. Всё, что есть живого, привлекательного и интересного в «предмете», исключено. Мертвые сочинения, вместо того, чтоб развивать, приучать мыслить, приучат к «недуманию». И в результате... Три четверти не в состоянии мало-мальски литературно писать по-русски. Привычка к шаблону в области мысли».

Работа с тревожностью, вызываемой негативными оценками труда или идей, формирование адекватного отношения к критике.

Влияние терминов и названий на восприятие и оценку

Анализ «текстовой» стороны проблемы или ситуации, принятие решений исходя из лингвистического значения слова.

Восприятие лингвистических формул и концептов оказывает прямое влияние на дальнейшее поведение людей.

Пример: Б. Уорф

«…Фактор обозначения проявлялся ранее всего тогда, когда мы имели дело с языковым обозначением, исходящим из названия, или с обычным описанием подобных обстоятельств средствами языка. Так, например, около склада так называемых gasoline drums - «бензиновых цистерн» - люди ведут себя соответствующим образом, т.е. с большой осторожностью; в то же время рядом со складом с названием empty gasoline drums - «пустые бензиновые цистерны» - люди ведут себя иначе: недостаточно осторожно, курят и даже бросают окурки. Однако эти «пустые» (empty) цистерны могут быть более опасными, так как в них содержатся взрывчатые испарения. При наличии реально опасной ситуации лингвистический анализ ориентируется на слово «пустой», предполагающее отсутствие всякого риска. Возможны два различных случая употребления слова empty; в первом случае оно употребляется как точный синоним слов null, void, negative, inert (нулевой, порожний, ничтожный, неактивный), а во втором – в применении к обозначению физической ситуации, не принимая во внимание наличия паров, капель жидкости или любых других остатков в цистерне или в другом вместилище. Обстоятельства описываются с помощью второго случая, а люди ведут себя в этих обстоятельствах, имея в виду первый случай. Это становится общей формулой неосторожного поведения людей, обусловленного чисто лингвистическими факторами».

Анализ лингвистической стороны задачи с минимальным использованием «укоренившихся» словесных шаблонов.

Усложнение решения задач

Попытка выделиться и «отойти от шаблонов», сделать «не как все», часто возникает из-за демонстративности поведения, желания быть в центре внимания.

Несмотря на то, что в большинстве случаев инертность и ригидность мышления проявляется в упрощении решения ситуаций и следовании шаблонов, стереотип «сделать не как все» занимает такое же прочное место в сознании многих людей.

Пример:

«…Абрахам Лачинс, начиная с 1942 года, использовал методику, известную из различных интеллектуальных тестов: испытуемому говорится, что в его распоряжении имеется три сосуда различной ёмкости и неограниченное количество воды; затем предлагается, манипулируя этими сосудами (на бумаге или реально), отмерить строго определённое количество воды. «Эффект Лачинса» достигался следующим образом: испытуемым давалась установочная серия из пяти задач, решить которые можно было только одним и весьма сложным способом. Затем предъявлялись задачи, которые имели два решения – очевидное и сложное. Оказалось, что большинство испытуемых пытаются решить новые и несложные задачи наработанным сложным (!) способом... Эффект усиливается под влиянием стрессовых факторов (тревожность, жёсткий лимит времени и т.п.), и не зависит от уровня интеллекта испытуемого».

Варианты решения задачи должны нести правильную нагрузку со стороны практического применения, а не простого отличия их от других, более простых способов.

Представленная таблица составлена на базе литературы, проработанной И. Л. Викентьевым .

4 из 6 приведенных выше закономерностей были в свое время описаны еще Ф. Беконом (1561-1626) – так называемые ошибки мышления . «Стереотипность мышления» - идолы пещеры, «Влияние терминов и названий на восприятие и оценку» - идолы площади, «Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы» - идолы рода, «Стереотипность мышления» - идолы театра.

Проблема представлена в первом приближении, и таблица пока еще не содержит в себе исчерпывающего количества примеров и закономерностей, полностью строящего модель этого сложного явления, что еще раз подтверждает остроту и перспективность изучения темы инерции мышления. Поэтому для полного понимания явления необходимо более детальное и глубокое обобщение проблемы путем анализа литературы (поиска примеров), которое в нашей таблице, к сожалению, представлено не в полном объеме.

Таким образом, анализируя таблицу, стоит понимать, что инертность мышления часто закрывает путь для новых изобретений, подходов, идей. Творческий потенциал и созидание могут приравниваться к нулю, если человек закрыт для новой информации и мыслит исключительно «для своего удобства».

При пояснении понятия ригидности и инерции часто приводят пример с Аристотелем. Когда-то в одном из своих трактатов он написал, что у мухи 8 ног. Такого мнения придерживались веками, пока кто-то не решил их пересчитать. Их оказалось 6.

Список литературы:
  • 1. Тайны мышления: популярная психология, М., «Мой Мир», 2005 г.
  • 2. Станиславский К. С., О различных направлениях в театральном искусстве / Моё гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек, М., «Правда», 1990 г.
  • 3. Дорошевич В. М., Русский язык / Дорошевич В.М., Антология сатиры и юмора России XX века, Том 48, М., «Эксмо», 2006 г.
  • 4. Михайловский Н. К., Что такое прогресс? / Избранные труды по социологии в 2-х томах, Том 1, СПб, «Алетейя», 1998 г.
  • 5. Бенджамин Уорф, Язык и мышление, в Сб.: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2008 г
  • 6. Альтшуллер Г. С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1969 г.
  • 7. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психол. 1980. № 1. С. 31-38.
  • 8. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 199-221.
  • 9. Майер Н. Об одном аспекте мышления человека // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 300-314.
  • 10. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 279 с.
  • 11. Cowen Е . L. The influence of varying degrees of psychological stress on problem-solving rigidity // J. of Abn. and Soc. Psychol. 1952. N. 47. P. 512-529.
  • 12. Luchins A. S. Mechanization in prblem-solving // Psychol. Monogr. 1942. V. 54. N. 6 (248).
  • 13. Luchins A. S., Luchins E. N. Rigidity of behavior. Eugene, Oregon, 1959.
  • 14 Luchins A. S., Luchins E. H. Wertheimer"s seminars revisited. Problem-solving and thinking. V. 3. Albany, 1970. 439 p.
  • 15 Maltzman I., Fox J., Morriset L. Jr. Some effects of manifest anxiety on mental set // J. Exp. Psychol. 1953. N. 46. P. 50-54.
  • 16. Rees H ., Israel H. An investigation of the establishment and operation of mental sets // Psychol. Monogr. 1935. V. 46. N. 6 (210). Van de Geer I. P. A psychological study of problem-solving. Ch. III. Haarlem, 1957. 214 p.
  • 17. Викентьев И. Л. Инерция мышления по Г.С. Альтшуллеру // http://vikent.ru/enc/691
  • 18. Викентьев И. Л. Ошибки мышления по Фрэнсису Бэкону // http://vikent.ru/enc/692
  • 19. Викентьев И. Л. 57 материалов по теме инерция, ригидность мышления // http://vikent.ru/enc-list/category/139

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


КОСНОСТЬ - моральное качество, характеризующее рабскую приверженность человека отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, прогрессивное. диктуемое актуальными потребностями современности (ср. Чувство нового). В моральном отношении К. выражается в нравственном догматизме и абсолютизме. Косный человек следует укоренившимся в его сознании догмам и предрассудкам и враждебно относится ко всему тому, что противоречит укладу его жизни и устоявшимся представлениям. Как индивидуальное качество того или иного человека К. может быть отчасти объяснена особенностями его психики, его неспособностью легко отказаться от привычных форм поведения и мышления. Однако происхождение К- как общественного явления следует искать в консерватизме устоявшихся общественных отношений и привычек, а также в интересах тех социальных групп, к-рые сознательно выступают против всего того, что грозит изменить их положение. В этом отношении К. - отличительная черта господствующих классов, заинтересованных в сохранении отживающего общественного строя. Отдельные проявления косности и консерватизма в социалистическом об-ве связаны с пережитками бюрократизма и формализма, с нежеланием нек-рых работников усложнить характер своей деятельности, лишиться привычного и спокойного уклада жизни, потерять свое общественное положение и уступить место людям, отстаивающим новое. Сама природа социалистического об-ва такова, что требует непрестанного развития и совершенствования способов практической деятельности во всех сферах общественной жизни, отрицания старых и утверждения новых форм труда, руководства, мышления. Поэтому непримиримо относится ко всяким проявлениям К.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "КОСНОСТЬ" в других словарях:

    косность - См. лень … Словарь синонимов

    КОСНОСТЬ - КОСНОСТЬ, косности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к косный1. Косность ума. Косность привычек. || Умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность. Обывательская косность. «Люди паралича и косности.» Достоевский. 2. То же, что … Толковый словарь Ушакова

    косность - КОСНЫЙ, ая, ое; сен, сна. Тяготеющий к чему н. привычному, невосприимчивый к новому, консервативный (в 1 знач.). К. ум. К. образ жизни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Косность - ж. отвлеч. сущ. по прил. косный I Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    косность - косность, косности, косности, косностей, косности, косностям, косность, косности, косностью, косностями, косности, косностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    косность - динамизм мобильность расцвет … Словарь антонимов

    косность - к осность, и … Русский орфографический словарь

    косность - (3 ж), Р., Д., Пр. ко/сности … Орфографический словарь русского языка

    косность - Syn: консерватизм, консервативность, закоснелость, рутинерство, рутинность, реакционность Ant: прогресс, развитие … Тезаурус русской деловой лексики

    косность - КОСНО, КОСНОСТЬ см. Косный … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Айн Рэнд , На протяжении нескольких десятилетий этот роман остается в списке бестселлеров мира и для миллионов читателей стал классикой. Главный герой романа, Говард Рорк, ведет борьбу с обществом за… Издатель: Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга , Купить за 2600 руб
  • Не бойся друзей. Том 1. Викторианские забавы «Хантер-клуба» , Василий Звягинцев , Недружественное и откровенно враждебное окружение не оставляет Россию в покое, в какой бы из реальностей она ни находилась. Становится все более очевидным, что мирное в данный момент… Серия: Одиссей покидает Итаку Издатель:

Будьте мудры, как змеи и просты как голуби

ВЫ не задумывались, дорогие друзья, почему змею называют мудрой?

По разным причинам и одна из них: при своем движении она максимально объективна, что позволяет без труда огибать препятствия. Вот бы нам приобрести такую гибкость, ну хотя бы гибкость мышления 🙂

Как-то в один солнечный денек разговорились пара чаек и сотня моллюсков, прилипших к корпусу рыболовецкого судна.

Чайки, скользя по водной глади, воодушевленно делились впечатлениями о том, как разнообразна жизнь и как приятно наслаждаться этим разнообразием. Ракушки-прилипалы подозрительно переглядывались и между собой усмехались, типа, во заливают.

А чайки не то чтобы хвастались, они безо всяких стремлений убедить делились своей радостью и благодарностью за чудное мироустройство.

- Как здорово, что есть ветер! Удивительно, где он зарождается и куда перемещается? Этот же поток воздуха поднимает птиц высоко-высоко, смотря откуда даже огромные суда уменьшаются до черных пятен. И этот же ветер позволяет нам летать низко-низко, едва не касаясь водной глади. Он же вздымает огромнейшие волны и он же способен нежно перемещать облака, создавая живописные сumulonimbus capillatus.

- Какой еще capillatus… Мы не на столько глупы и доверчивы, чтобы поверить в эти россказни. Мы прожили дольше вас и проплыли сотни километров. Никакой ветер мы не видели да и видеть не хотим…

Гибкость мышления. О чем это мы

Попробуйте грамотно воспитать сына и вы поймете, что это требует большую гибкость мышления, чем для управления государством **Из невысказанного Марией

Давайте, друзья, снова начнем с определений.

Гибкость мышления определяется как способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения. Это некое умение свободно распоряжаться исходным материалом, устанавливать ассоциативные связи и видеть ситуацию в развитии: раскладывать ее на составляющие, перераспределять.

Она подразумевает готовность взглянуть на задачу под иным углом и суметь спрогнозировать возможные варианты исхода того или иного решения. Такой образ мышления способствует многоуровневому познанию и всестороннему пониманию, отличная основа для .

Чтобы стало понятнее, что такое гибкость мышления приведу пример противоположного понятия: умственная ригидность и инертность.

Заторможенность и неповоротливость мыслительных процессов, ярко выражающаяся в скованности и затрудненности при переключения с одного вида деятельности на другой. Неповоротливость и косность мысли мешает людям грамотно и рационально соотносить общие правила и исключения из них.

Не секрет, что 80% из всего, что мы делаем в будничные дни обусловлено нашими привычками. Потому нам порой трудно спокойно реагировать на возникающее вне пределах наших привычек. Мы удивляемся, возмущаемся, раздражаемся, гневаемся вплоть до атакующей агрессии.

Кто-то при появлении сторонних новых идей, людей, методов, подходов занимает “тихую” позицию. Так зарождается ксенофобия и подобные ей болячки, например, предубежденность, хроническая тяга к нелепому приписыванию и сплетням.

Гибкость мышления vs косности

Большая часть столкновений в отношениях объясняется косностью мышления, но люди предпочитают другие объяснения **Переживший нокаут

Гибкость мышления помогает избегать агрессивной конфронтации. Сговорчивость и дипломатичность в спорной ситуации — свидетельство гибкости — способны настроить оппонентов на миролюбивый лад.

А как вы поясните этот темный термин “косность мышления”? Что до меня, так это, друзья, неподвижный и закаменевший разум, не способный двигаться вперед. Она первейший враг знания и жизненных перемен.

Косное мышление атрофировано, застойно, консервативно, оно впадает в ступор при необходимости принять новое решение. Все новое и неизведанное вызывает у косности страх.

Противостояние косности и гибкости в мышлении ведется не одно тысячелетие. Вспомним лишь восемнадцатый век, когда врачу, прописывающему при лихорадке хинин, грозили лишением диплома. А прививку от оспы парижский медицинский факультет характеризовал как «легкомыслие”, “преступление”, и даже “средство магии”.

Косный человек утопает в жизненной рутине, наслаждаясь отсутствием перемен. Беда косности в недостатке чувства меры в своей привязанности к рефлекторным привычкам, отдельным объектам и ситуациям. Игнорируя основополагающие принципы, не зная меры в своем предпочтении, она попросту теряется в многогранном мире.

Хотим мы того или нет, основой нашей жизни являются перемены. Даже весь организм человека на клеточном уровне много раз обновляется за свою жизнедеятельность. И порой такое обновление приносит дискомфорт. Скажите, друзья, станет ли мудрый человек сопротивляться такому обновлению?

Все хотят перемен, но все боятся как бы чего не случилось **Витебский Аист

Почему мы гневаемся и кричим? Чаще всего из-за страха. Мы опасаемся, что придется изменять себя, свои устоявшиеся убеждения и привычки. Ведь тогда может обнаружиться ошибочность всего того жизненного пути, который уже пройден. Нас страшит чужой укор в нашей несостоятельности.

Если неожиданные перемены без стука ввалились в нашу жизнь, надо просто признать не комфортную для нас правду. Но мы порой отсиживаемся в «окопах» жизни пока «танк» перемен не начнет нас утюжить. И сидим до последнего, когда второе дыхание уже на исходе, а помощи все еще не видно.

Предположим, на автомобильной трассе мы пробили колесо. Что будем делать? Менять колесо. Неужели менять? Неужели перемены?

А что если старые ограничивающие установки подвели, что если теперешний уровень сознания “прокололся” и вынуждает нас включить “аварийку” и съехать с трассы?

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация **С. Ежи Лец

Как развивается гибкость мышления

Если вы, дорогие друзья, загорелись желанием добавить своему мышлению гибкости, начните с небольшого: с изменения своих привычек. Дайте новому три недельки и оно заменит старое.

Делайте каждый день что-нибудь по-новому, какие-то мелкие действия: сделайте наконец-то зарядку, приветствуйте коллег пожеланием доброго утра, с улыбкой покидайте рабочее место.

Со временем ваши новые действия станут автоматическими. Вы начнете изменяться и сделаете шаг навстречу переменам.

Второй момент, на который надо обратить внимание — пересмотреть некоторые свои принципы и убеждения. Или вы думаете, что привитое нам в 10 лет не нуждается в обновлении в 30?

Не страшитесь вопросов “почему” и “каким образом”. Фундаментальная истина от них не пострадает. Она даже любит, когда в ней периодически удостоверяются.

Очистите свой путь от окаменелых догм. Приготовьте его для свежего опыта, несущего новые подарки.

Третий момент. Грамотно используйте воспоминания. Как окрыленность от былых побед, так и самобичевание за прошлые поражения сужают горизонты. Лучше сосредоточивайтесь на сегодняшнем дне, точнее, на деталях сегодняшнего дня.

Лучше видеть глазами, чем бродить душою **Царь Соломон

Упражняйтесь. Развивая гибкость мышления , разрывайте в своем сознании временные связи. К примеру, представьте серьезный диалог компании людей из разных эпох. “Пригласите” поучаствовать в нем людей, живших до нашей эры.

Пробуйте менять привычные пространственные связи. К примеру, представьте травинку-авторучку или вилку-расческу.

Мысленно смените привычные функциональные связи. К примеру, коттедж, возникший в пустыне без строителей (для эволюционистов это плевое дело 🙂).

Пробуйте мысленно синтезировать объекты. К примеру, придумайте ответ на загадку “лежит между грядками и шевелит пятками”. Не получается? Ну как же… Это межгрядочный пяткошевелитель.

Суть всех упражнений заключается в выборе непривычного и нестандартного. Если вы успешно поупражнялись, можете оценить гибкость своего мышления , пройдя тест

Используйте 3 минуты для составления слов. Чем больше существительных, тем лучше. При результате больше 26 слов, можете дальше статью не дочитывать. Гибкости вашего мышления можно позавидовать 😀

Ну, а при меньшем результате настраивайте себя на открытость всему новому, новым переживаниям, впечатлениям, опыту. Кто-то из мудрых мира сего говаривал, что движение — это жизнь. Тот, кто подвижен, в том больше жизни и у того всегда острый ум и гибкое мышление . Так что, дорогие друзья, больше жизни.

Как тело без духа мертво, так и мышление без движения мертво **Позитивная психология отношений

Не надо бояться метаморфозы. Необходимо в переменах видеть ростки развития. Новое не просто насаждается в вашу жизнь извне, оно как бы произрастает изнутри, проламывая «асфальт». Принимайте перемены с легким сердцем.

Ваша гибкость мышления — следствие вашей природной счастливой живости

Людей обычно удивляет, что творческая личность может выдвигать оригинальные идеи в одной области, и быть косной, даже сверхконсервативной (гораздо больше, чем средний человек) в другой области…

«Теперь возникает вопрос - почему же такие талантливые и независимые в суждениях люди, как Виппер , впадают в такие грубые ошибки переоценки личностей, как в данном случае? Эти ошибки нельзя объяснить просто законом диалектического развития исторической мысли, так как Ключевский , казалось бы, дал действительно правильный синтез.

Я много размышлял над этим вопросом по разным случаям, так как при переписке со многими умными, талантливыми людьми я натыкаюсь постоянно на какую-то, если можно так выразиться, «цитадель» в мышлении, в которую никакие рациональные аргументы не попадают. С Гурвичем нельзя говорить о Канте, с Беклемишевым и Кузиным - о Данте и Шекспире, с Холодным - о Дарвине, с моим новым корреспондентом Мордухай-Болтовским (математик) - о наличии нецелесообразности и т.д. Но в стороне преподносимые им аргументы. Я это объясняю тем, что почти во всяком человеке глубоко вкоренилась необходимость опираться на что-либо прочное, абсолютно достоверное в том или ином смысле: без чего-то абсолютного, какого-то совершенного авторитета, какой-то веры, выходящей за пределы чистого разума, трудно жить людям даже с высоким интеллектом.

Я лично считаю себя свободным от такого тяготения, я из породы очень немногочисленных «подлинных нигилистов» в точном определении Базарова (т.е. людей, которые решительно всё подвергают критике своего разума). А у нас обычно и сейчас считается: прочёл человек две-три довольно безграмотных антирелигиозных брошюры, усвоил их все как непреложную истину и воображает себя страшно свободомыслящим человеком. Может быть, такое тяготение к авторитету и не бессмысленно: оно укрепляет мысль человека в определённых направлениях и закрывает ей свободу в других, а когда во всех направлениях свобода - естественно, получается растекание мысли по древу, значительное бесплодие, чему примером является твой же почтенный португалец. Но я думаю, что в небольшом количестве люди подобные мне необходимы, хотя в большом количестве это - вещь нестерпимая.

И ты, доченька, несомненно, в значительной мере унаследовала эту мою черту, хотя, в особенности в детстве и ты отдала дань поклонению абсолюту в лице предмета твоего обожания Ахиллеса, не выносившего никакой рациональной критики. Подумай над этим, и тогда тебе, может быть, станет ясна позиция многих современников, возводящих на пьедестал Ивана Грозного (Ахиллес тоже насчет кровопролития был не дурак).

Цитируется по: Из творческого и эпистолярного наследия А.А. Любищева (в подборке М.Д. Голубовского) в книге: Гранин Д.А., Эта странная жизнь, Тольятти, Фонд «Духовное наследие»; Центр информационных технологий, 2002 г., с. 218-219.

Все стабильно, все спокойно, ум наслаждается отсутствием перемен , отдыхает – это желание, пожалуй, встречается у многих людей, да и не мудрено. Только вот что делать, если отсутствие перемен втягивает в жизненную рутину? Выхода два: продолжать прежний образ жизни, или менять ее.

Большой преградой к переменам , может стать боязнь перемен, косность мышления . Только вот на пути к переменам встречается неизвестность. А что там? Как дальше? Что будет потом? А может лучше ничего не менять? Только вот у жизни, свои правила, которые побуждают раскачать привычный образ жизни, и жизнь просто приходиться менять.

А что делать, если образ жизни уже не устраивает, и присутствует боязнь перемен ? Страдать и ждать, что дальше будет только хуже? Можно и подождать, если на это есть время и желания, а можно и начать действовать.

Давно отметил, занимаясь психологией, что боязнь перемен , это одно из немногих, чего люди боятся более всего. Даже на сеансах психотерапии , когда люди приходят за переменами , впадают в прострацию, когда эти перемены наступают, пусть даже к лучшему. Многие клиенты даже возвращают себя в привычный образ жизни с привычными симптомами. Я иногда могу спросить человека – «чем будешь заниматься, когда от тебя уйдут симптомы»? Редко когда я могу услышать хоть один вменяемый ответ. Часто люди цепляются за привычный симптом, как за единственную, знакомую возможность существовать.

Боязнь перемен – откуда он берется?

Вот человек воспитывается и растет в определенных системах верований, эта система верований формирует костяк мышления. Костяк мышления формирует жизнь. Если что-то не соответствует системе верований, от того, как правило, человек уходит.

Например, человек проработал долго на определенном месте; условия стали тяжелыми, зарплату не платят, но боязнь перемен , не позволяет человеку принять новые решения. Даже до такого доходит, что человек продолжает ходить на работу, которая не вознаграждается.

Помнится случай, когда на одном предприятии закончились заказы, и работников отправили в отпуск за свой счет. Только вот, находились сотрудники, которые приходили на работу без оплаты. Тогда еще шутки ходили, что скоро работники будут доплачивать предприятию за выход на работу. А все из-за того, что у этого человека есть определенная система верований, которая побуждает боязнь перемен .

«Под лежачий камень вода не течет» — помните такую поговорку? Вот только сейчас вспомнил, как я в детстве искал червей на рыбалку, и достаточно их находил именно под лежащим камнем.

А, вот что я еще вспомнил про боязнь п еремен , это то, как люди искусно находят оправдания своему страху перемен . Порой даже можно услышать вполне смешные ответы, только это уж совсем не смешно.

Встречал людей, для которых перемены в жизни, это сплошной драйв. Им нравится проверять себя на «слабо», нравится отправляться в те места, о которых они ничего не знают. От таких людей, по непонятной мне причине веет силой, энергией, жизнью… Боязнь перемен , это не для них!

Встречали таких людей? Я — ДА! Многому меня научили в юношеские годы, многому я так и не успел у них научиться.

Косность мышления

Если человек дурак —

то это надолго.

Змею, по причине того, что она, держа голову прямо, способна огибать преграды, называют мудрой. Получается что мудрость, это гибкость, и в первую очередь мышления. Не способность гибко мыслить, порождает косность мышления , застой.

Хорошим примером может послужить то, если мышцы ног не тренировать, они атрофируются. Если в озеро не поступает чистая вода, то в нем образуется болото. Похожая история получается и с мышлением , только с более плачевными последствиями. Человек, обладающий косностью мышления , не может принимать самостоятельных решений, испытывает жуткую панику при необходимости принять новое решение, или найти выход из необычной ситуации. То, что выходит за приделы привычного способа жизни, вызывает ступор, и страх.

Думаю, что причиной косности мышления , является низкая активность в детстве. Еще причиной косности мышления служит тот факт, что ребенку в детстве родители запрещали принимать самостоятельные решения, ограничивали его в общении и территориальных прогулках, заставляли сидеть дома.

Я могу еще долго писать про боязнь перемен , про косность мышления , но это будет мало иметь какого смысла, пока Вы сами не ответите себе честно (если Вас это касается) на вопрос «каких перемен я боюсь, и что в этом страшного»? Ответ всегда с Вами, и не обязательно делать визит к психологу, чтоб узнать его. Статья написана 09.09.2010 года.