Красная армия разбила войска барона унгерна. Кем был барон Унгерн фон штернберг? «Жизнь есть сон»

Как известно, трагедия Белого дела заключалась в первую очередь в том, что большая часть его руководства не принесла покаяние за клятвопреступление марта 1917 года — измену Государю Императору Николаю II. Не было в полной мере осознано и страшное Екатеринбургское злодеяние. В связи с этим идеология Белого дела продолжала оставаться большей частью непредрешенческой, а то и республиканской. При том, что подавляющая часть офицеров, солдат и казаков, воевавших в рядах Белой армии, оставались по убеждениям монархистами.

Еще летом 1918 года герой Первой мировой войны, генерал от кавалерии Ф. А. Келлер отказался от предложений посланцев А. И. Деникина вступать в Добровольческую армию, заявив, что он убежденный монархист и не согласен с деникинской политической платформой "непредрешенчества" и Учредительного собрания. При этом Келлер прямо заявил: "Пусть подождут, когда настанет время провозгласить Царя, тогда мы все выступим". Такое время наступило, увы, слишком поздно. Тем не менее нельзя не отметить, что монархическая составляющая становилась в Белой армии все сильнее, причем на фоне постоянно ухудшающейся обстановки на фронтах войны с красным Интернационалом. Уже осенью 1918 года генерал Ф. А. Келлер в Киеве начал формировать Северную Псковскую монархическую армию. В своем обращении к солдатам и офицерам генерал заявил:

За Веру, Царя и Отечество мы присягали сложить свои головы, настало время исполнить свой долг… Вспомните и прочтите молитву перед боем — ту молитву, которую мы читали перед славными нашими победами, осените себя Крестным Знамением и с Божьей помощью вперед за Веру, за Царя и за целую неделимую нашу родину Россию.

Святейший Патриарх Тихон благословил Келлера просфорой и иконой Божьей Матери Державная. Однако вскоре генерал Келлер был убит петлюровцами. Помимо Келлера, убежденными монархистами в рядах Белой армии были генерал-майор М. Г. Дроздовский, генерал М. К. Дитерихс, генерал В. О. Каппель, генерал-лейтенант К. В. Сахаров и другие.

Среди этих военачальников особое место занимает генерал Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг. Это особое место определяется тем, что Унгерна, стопроцентного монархиста, трудно назвать лидером Белого движения. Ненавидя большевизм и ведя с ним непримиримую борьбу, Унгерн никогда не признавал ни власти верховного правителя адмирала А. В. Колчака, ни генерала А. И. Деникина. Воспринимая монархию как Богом данную власть, Унгерн видел ее и в русском Самодержце, и в китайском Богдыхане, и монгольском Великом хане. Его целью было воссоздание трех империй, которые стали бы щитом от богоборческого Запада и пришедшей от него революции. "Мы боремся не с политической партией, — говорил Унгерн, — а с сектой разрушителей современной культуры".

Для Унгерна Колчак и Деникин были такими же порождениями западной цивилизации, как и большевики. Поэтому от любых форм сотрудничества с ними он отказывался. Более того, колчаковцы были потенциальными противниками Унгерна. В случае успешных их действий и захвата Москвы к власти пришли бы республикански настроенные генералы.

Западная и большевистская пропаганда изображала Унгерна полупомешанным садистом. Современные биографы Р. Ф. Унгерна пишут, что плоды фантазий советских историков, а "также стремление выдать желаемое за действительное и показать противников Советской власти в самом неприглядном свете и легло в основу мифов о бароне Унгерне".

Как свидетельствовали уже в эмиграции соратники:

Барон Унгерн являлся исключительным человеком, не знавшим в своей жизни компромиссов, человеком кристальной честности и безумной храбрости. Он искренне болел душой за порабощаемую красным зверем Россию, болезненно воспринимал все, что таило в себе красную муть, и жестоко расправлялся с заподозренными. Будучи сам идеальным офицером, барон Унгерн с особой щепетильностью относился к офицерскому составу, который не миновала общая разруха, и который в некотором числе проявлял инстинкты, совершенно не соответствующие офицерскому званию. Таких людей барон карал с неумолимой строгостью, тогда как солдатской массы его рука касалась очень редко.

Р. Ф. Унгерн происходит из старинного немецко-балтийского (остзейского) графского и баронского рода. Семья баронов Унгерн-Штернбергов принадлежит роду, ведущему происхождение со времен Аттилы, один из Унгернов сражался вместе с Ричардом Львиное Сердце и был убит под стенами Иерусалима. Когда допрашивающий Унгерна большевик спросил издевательским тоном: "Чем отличился ваш род на русской службе?", барон спокойно ответил: "Семьдесят два убитых на войне".

С детства Роман Унгерн хотел быть похожим на своих предков. Он рос скрытным и нелюдимым мальчиком. Некоторое время он обучался в Николаевской ревельской гимназии, но из-за слабого здоровья его выгнали. Тогда родители решили отдать юношу в какое-нибудь военное училище. Роман был определен в Морское училище Петербурга. Но началась русско-японская война, Унгерн бросил учебу и изъявил желание принять участие в боях с японцами. Но опоздал, война завершилась.

После войны 1904-1905 годов Унгерн поступил в Павловское военное училище. Кроме военных дисциплин, которые изучались здесь особенно тщательно, преподавались общеобразовательные: закон Божий, химия, механика, литература, иностранные языки. В 1908 году Унгерн окончил училище подпоручиком. В этом же году он решил перевестись в Забайкальское казачье войско. Просьба его была удовлетворена, и барон был зачислен в 1-й Аргунский полк в казачье сословие в звании хорунжего. Во время службы на Дальнем Востоке Унгерн превратился в выносливого и лихого наездника. Сотник того же полка характеризовал его в аттестации: "Ездит хорошо и лихо, в седле очень вынослив".

По словам людей, знавших Унгерна лично, его отличали необыкновенная настойчивость, жестокость и инстинктивное чутье. В 1911 году хорунжий Унгерн Высочайшим указом был переведен в 1-й Амурский казачий полк, где он возглавил конную разведку. Вскоре старания энергичного офицера были замечены, и на четвертом году службы его произвели в сотники. По воспоминаниям однополчан, барон Унгерн "не был знаком с чувством утомления и мог подолгу обходиться без сна и пищи, как бы забывая о них. Он мог спать вповалку с казаками, питаясь из общего котла". Полковым командиром Унгерна был еще один барон — П. Н. Врангель. Впоследствии, уже в эмиграции, он писал про Унгерна:

Такие типы, созданные для войны и эпохи потрясений, с трудом могли ужиться в обстановке мирной полковой жизни. Худой и изможденный с виду, но железного здоровья и энергии, он живет войной. Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины, и против воинского воспитания — это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида.

В 1913 году Унгерн подал в отставку, покинул армию и отправился в Монголию, объясняя свой поступок желанием поддержать монгольских националистов в борьбе с республиканским Китаем. Вполне возможно, что барон выполнял задание русской разведки. Монголы Унгерну не дали ни солдат, ни оружия; он был зачислен в конвой русского консульства.

Сразу же после начала Первой мировой войны Унгерн-Штернберг немедленно отправился на фронт в составе 34-й Донского казачьего полка, действовавшего на Австрийском фронте в Галиции. На войне барон проявил беспримерную отвагу. Один из сослуживцев Унгерна вспоминал: "Для того чтобы так драться, надо или искать смерти, или точно знать, что ты не умрешь". За время войны барон Унгерн был пять раз ранен, но возвращался в строй. За подвиги, храбрость и отвагу был награжден пятью орденами, в том числе Св. Георгия 4-й степени. До конца войны войсковой старшина (подполковник) Р. Ф. Унгерн фон Штернберг стал кавалером всех российских орденов, которые мог получить офицер подобного звания (включая Георгиевское оружие).

В конце 1916 года, после очередного нарушения воинской дисциплины, Унгерн был удален из полка и отправлен на Кавказ, а затем в Персию, где действовал корпус генерала Н. Н. Баратова. Там барон участвовал в организации добровольческих отрядов из ассирийцев, что снова наводит на мысль о принадлежности Унгерна к разведке. В ее же пользу говорит и то, что Унгерн свободно владел китайским и монгольским языками. Сомнения вызывает и "хулиганский" характер действий Унгерна. Вот, например, что говорилось в его аттестации: "В полку известен как хороший товарищ, любимый офицерами, как начальник, всегда пользовавшийся обожанием своих подчиненных, и как офицер — корректный, честный и выше всяких похвал… В военных действиях получил 5 ранений. В двух случаях, будучи раненым, оставался в строю. В остальных случаях лежал в госпитале, но каждый раз возвращался в полк с незажившими ранами". А генерал В. А. Кислицын утверждал: "Это был честный, бескорыстный человек, неописуемой храбрости офицер и очень интересный собеседник". Как-то эти слова расходятся с образом "хулигана" и "дебошира".

Февральский переворот Унгерн встретил крайне враждебно, тем не менее присягнув, как и большинство офицеров Императорской армии, Временному правительству. В июле 1917 года А. Ф. Керенский дал указание есаулу Г. М. Семенову, будущему атаману, сформировать в Забайкалье добровольческие части из монголов и бурят. Семенов взял с собой в Сибирь Унгерна, который в 1920 году сформировал подчиненную лично себе Азиатскую конную дивизию из русских, монголов, китайцев, бурят и японцев. Унгерн, зная, что многие крестьянские восстания в Сибири выдвигали своим лозунгом "За Царя Михаила", поднял штандарт с вензелем Императора Михаила II, не веря в убийство Великого князя Михаила Александровича большевиками. Также барон собирался вернуть престол монгольскому Богдо-гэгэну (священному правителю), который у него отняли китайцы в 1919 году. Унгерн утверждал:

Сейчас думать о восстановлении царей в Европе немыслимо… Пока возможно только начать восстановление Срединного Царства и народов, соприкасающихся с ним до Каспийского моря, и тогда только начать восстановление Российской монархии. Лично мне ничего не надо. Я рад умереть за восстановление монархии хотя бы и не своего государства, а другого.

Барон Унгерн провозгласил себя наследником Чингисхана. Он оделся в желтый монгольский халат, поверх которого носил русские генеральские погоны, а на груди у него был Георгиевский крест.

Унгерн никогда не признавал власти верховного правителя адмирала А. В. Колчака. Фото: ТАСС

В 1919 году красные разбили войска Колчака, в октябре 1920 года потерпел поражение атаман Семенов, и Унгерн со своей дивизией (1045 всадников, 6 орудий и 20 пулеметов) ушел в Монголию, где хозяйничали китайские революционеры (гоминьдановцы), которые в ту пору были союзниками большевиков, щедро снабжавших их военными советниками. Повсюду в Монголии китайские солдаты грабили русские и бурятские поселения. Китайцы отстранили от власти и арестовали духовного и светского повелителя Монголии Богдо-гэгэна Джабдзавандамбу (Джебцзундамбу) Хутухту. Арестовав монгольского "живого бога", китайские генералы хотели лишний раз продемонстрировать всю безраздельность своей власти над Монголией. 350 вооруженных до зубов китайцев охраняли Богдо-гэгэна, находившегося с супругой под арестом в своем Зеленом дворце.

Унгерн задумал освободить столицу Монголии Ургу и пленного Богдо-гэгэна. В то время в Урге находилось до 15 000 (по некоторым сведениям, даже до 18 000) китайских солдат, вооруженных до зубов, при 40 артиллерийских орудиях и более чем 100 пулеметах. В рядах наступавших на Ургу передовых частей барона Унгерна насчитывалось всего девять конных сотен при четырех орудиях и десяти пулеметах.

Штурм Урги начался 30 октября и продолжался до 4 ноября. Не сумев преодолеть отчаянного сопротивления китайцев, части барона остановились в 4 верстах от Урги. Унгерн организовал умелую агитацию среди монголов с целью убедить их подняться на борьбу за освобождение Богдо-гэгэна.

Генерал-лейтенант Михаил Дитерихс

Среди бела дня барон Унгерн в своем обычном монгольском одеянии — красно-вишневом халате с золотыми генеральскими погонами и орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия на груди, в белой папахе, с ташуром в руке, не обнажая шашки, беспрепятственно въехал в занятую китайцами Ургу. Он заехал во дворец Чен-И главного китайского чиновника в Урге, а затем, проехав через консульский городок, преспокойно вернулся в свой стан. Проезжая на обратном пути мимо ургинской тюрьмы, барон заметил китайского часового, уснувшего на посту. Возмущенный столь вопиющим нарушением дисциплины, Унгерн отхлестал заснувшего часового. Проснувшемуся и насмерть перепуганному солдату Унгерн по-китайски "довел до ума", что часовому на посту спать запрещено и что он, барон Унгерн, лично наказал его за проступок. После этого он спокойно поехал дальше.

Этот "необъявленный визит" барона Унгерна в змеиное гнездо произвел в осажденной Урге колоссальную сенсацию среди населения, а китайских оккупантов поверг в страх и уныние. Суеверные китайцы не сомневались, что за дерзким бароном стоят и помогают ему какие-то могущественные и сверхъестественные силы.

В конце января 1921 года Унгерн осуществил освобождение из плена Богдо-гэгэна. 60 тибетцев из казачьей сотни Унгерна перебили китайскую охрану, взяли на руки Богдо-гэгэна (он был слеп), его жену и бежали с ними на священную гору Богдо-Ула, а оттуда — в монастырь Маньчжушри. Дерзкий увоз Богдо-гэгэна с женой у них "из-под носа" окончательно привел китайских солдат в состояние паники. Призывы Унгерна к борьбе за независимость Монголии и изгнание "красных китайцев" были поддержаны широчайшими слоями монгольского общества. В войско барона валом повалили монгольские скотоводы-араты, настрадавшиеся в кабале у китайских ростовщиков. 3 февраля 1921 года барон Унгерн отобрал специальный Ударный отряд из забайкальских казаков, башкир и татар и лично повел его в наступление на предместье Урги. Ударный отряд, как таран, сокрушил сторожевые посты "красных китайцев" и очистил от них предместье города. Деморализованные "гамины" поспешно бросились отступать на север. Отступая к советской границе, китайская солдатня вырезала сотни русских, в том числе женщин и детей. Искусным маневром барону Унгерну, имевшему всего 66 сотен, т. е. около 5 000 штыков и сабель, удалось взять "в клещи" многократно превосходивших его численностью китайцев. Столица Монголии была освобождена.

Советские историки любили живописать ужасы расправ Унгерна над "мирным" населением Урги. Они действительно имели место и оправданий им нет. Однако, во-первых, как говорится, "чья бы корова мычала", а во-вторых, надо учитывать, чем эти расправы были вызваны.

Урга управлялась красной управой, во главе которой стояли русские и еврейские коммунисты: священник Парников — председатель и некто Шейнеман — его заместитель. По инициативе управы русские офицеры, их жены и дети, проживавшие в Урге, были заключены в тюрьму, где содержались в нечеловеческих условиях. Особенно страдали женщины и ни в чем не повинные дети. Один ребенок застыл от стужи и голода, и тюремная стража выбросила закоченевший детский трупик за тюрьму. Мертвого ребенка изгрызли собаки. Китайские заставы ловили бегущих из Урянхайского края от красных русских офицеров и конвоировали их в Ургу, где красная управа помещала их в тюрьму.

Узнав об этом после освобождения Урги, Унгерн приказал присутствовавшим старшим офицерам:

Я не делю людей по национальностям. Все — люди, но здесь я поступлю по-другому. Если еврей жестоко и трусливо, как подлая гиена, издевается над беззащитными русскими офицерами, их женами и детьми, я приказываю: при взятии Урги все евреи должны быть уничтожены, вырезаны. Кровь за кровь!

В результате были убиты не только евреи, входившие в красную управу, но и ни в чем не повинные мирные жители — в основном торговцы и их семьи. Справедливости ради, следует добавить, что число убитых евреев не превысило 50 человек.

В Урге Унгерн отдал следующие приказы: "За мародерство и насилие над жителями — смертная казнь. Всем мужчинам явиться на городскую площадь 8 февраля в 12 часов дня. Не исполнившие этого будут повешены".

Унгерну достались колоссальные трофеи, в том числе артиллерия, винтовки, пулеметы, миллионы патронов, лошадей и более 200 верблюдов, навьюченных добычей. Его войска стояли всего в 600 верстах от Пекина. Китайцы были в панике. Но Унгерн пока что не собирался переходить границу. Поход на Пекин с целью восстановления престола свергнутой династии Цин планировался им, но на более позднее время, уже после создания панмонгольской державы.

Барон Унгерн принял монгольское подданство, но он никогда не принимал буддизма, вопреки многочисленным легендам и слухам на этот счет! Доказательством этому, помимо всего прочего, служит женитьба Унгерна на цинской принцессе, которая перед свадьбой приняла равославие с именем Мария Павловна. Венчание состоялось в Харбине по православному обряду. На штандарте Унгерна было изображение Спасителя, надпись: "С нами Бог" и императорский вензель Михаила II. В благодарность за освобождение Урги Богдо-гэгэн присвоил Унгерну звание хана и княжеский титул дархан-цин-вана.

Под началом барона насчитывалось 10 550 солдат и офицеров, 21 артиллерийское орудие и 37 пулеметов. Тем временем на севере к границам Монголии подошла 5-я Красная армия. Генерал-лейтенант Унгерн решил нанести по ней превентивный удар и 21 мая 1921 года издал свой знаменитый приказ №15. В нем говорилось: "Пришли большевики, носители идеи уничтожения самобытных культур народных, и дело разрушения было доведено до конца. Россию надо строить заново, по частям. Но в народе мы видим разочарование, недоверие к людям. Ему нужны имена, имена всем известные, дорогие и чтимые. Такое имя лишь одно — законный хозяин Земли Русской ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ".

1 августа 1921 года барон Унгерн одержал победу у Гусиноозерского дацана, взяв в плен 300 красноармейцев, 2 орудия, 6 пулеметов, 500 винтовок и обоз. Наступление белых вызвало большую обеспокоенность большевистских властей так называемой Дальневосточной республики. Обширные территории вокруг Верхнеудинска объявили на осадном положении, была проведена перегруппировка войск, прибывали подкрепления. Надежды Унгерна на всеобщее восстание не оправдались. Барон решил отступить в Монголию. Но монголы не хотели больше воевать, вся их "благодарность" быстро рассеялась. Утром 20 августа они связали Унгерна и повезли к белым. Однако вскоре на них наткнулась разведгруппа красных. Барон фон Унгерн попал в плен. Так же, как и судьба А. В. Колчака, участь барона была предрешена еще до начала суда телеграммой Ленина:

Советую обратить на это дело побольше внимания, добиться проверки солидности обвинения, и если доказанность полнейшая, в чем, по-видимому, нельзя сомневаться, то устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять.

15 сентября 1921 года в Новониколаевске состоялся показательный процесс над Унгерном. Главным обвинителем на процессе был назначен Е. М. Губельман (Ярославский), будущий глава "Союза воинствующих безбожников", один из главных гонителей Церкви. Все дело заняло 5 часов 20 минут. Унгерну предъявили обвинение по трем пунктам: действия в интересах Японии; вооруженная борьба против советской власти с целью реставрации династии Романовых; террор и зверства. В тот же день барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг был расстрелян.

Спустя годы стала гулять легенда о "проклятии Унгерна": якобы многие, кто имел отношение к его аресту, к суду, к допросам и его казни, погибли либо в годы гражданской войны, либо в ходе сталинских репрессий.

(При написании статьи использовались материалы Интернета).

Монголы называли барона Унгерна "белым богом войны". Он мечтал восстановить империю Чингисхана и спасти монархию во всем мире. В своих устремлениях барон был парадоксален и смел, но его предали свои же офицеры.

Наследник Атиллы, пиратов и тевтонцев

Полное имя барона Унгерна - Роберт-Николай-Максимилиан (Роман Фёдорович) фон Унгерн-Штернберг. Родился будущий "белый бог войны" в Австрии, во время одного из родительских путешествий.

Род Унгернов происходил от Ганса фон Унгерна. В 1269 году он был вассалом рижского архиепископа.

Про своих предков барон Унгерн говорил: "Я происхожу из древнего рода Унгерн фон Штернбергов, в нем смешались германская и венгерская - от гуннов Аттилы кровь. Мои воинственные предки сражались во всех крупных европейских битвах. Принимали участие в крестовых походах, один из Унгернов пал у стен Иерусалима под знаменем Ричарда Львиное Сердце. В трагически закончившимся походе детей погиб одиннадцатилетний Ральф Унгерн" .

Также в роду у барона были тевтонские рыцари, и, как он сам уверял, странствующий рыцарь по прозвищу "Топор", рыцарь-разбойник Ральф Унгерн и алхимик XVII века Вильгельм Унгерн, которого называли не иначе как "брат Сатаны".

Вероисповедание

К вопросам веры Роман Унгерн подходил со свойственной ему оригинальностью. В протоколе допроса барона Унгерна он называет себя человеком верующим в Бога и Евангелие и практикующим молитву. Это косвенно подтверждают и письма Унгерна, в них нередко встречаются цитаты из Священного писания.

Однако во время беседы с писателем-оккультистом Фердинандом Оссендовским, Унгерн рассказывал: "Свою жизнь я провел в сражениях и за изучением буддизма. Дед приобщился к буддизму в Индии, мы с отцом тоже признали учение и исповедали его ".

Барон Унгерни исповедовал буддийское философское учение читтаматра, одно из течений Махаяны, распространенное среди тибетских лам. Одно из его положений гласит, что реальность является игрой ума и плодом воображения.

Другой барон, Врангель, вспоминал про Унгерна, отрешившегося от реальности: "Оборванный и грязный, он спит всегда на полу среди казаков своей сотни, ест из общего котла и, будучи воспитанным в условиях культурного достатка, производит впечатление человека, совершенно от них оторвавшегося "

По части буддизма барону Унгерну удалось добиться высокого статуса среди монгольских лам: в феврале 1921 года, после взятия Унгерном Урги, они признали его аватаром Махакалы, шестирукого бога войны и разрушения.

В поисках войны

Военная карьера Романа Федоровича также складывалась нетривиально. В 1902 году отчим отдал его Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Унгерн же с детства отличался своеволием и отсутствием всяческого понятия о дисциплине.

Через три года неровной учебы, его выгоняют из корпуса, но начавшаяся Русско-японская война не дает 20-летнему барону усидеть на месте - он поступает вольноопределяющимся 1-го разряда в 91-й Двинский пехотный полк, который так и не оказывается на фронте.

Унгерн в буквальном смысле жаждет войны, она манит его. Барон переходит на пополнение в 12-й Великолуцкий полк, едет в Манчьжурию, но ко времени его прибытия боевые действия заканчиваются и там.

В ноябре 1905 года Унгерн получает звание ефрейтора. С 1906 по 1908 - учится в Павловском военном училище, закончив которое зачисляется в 1 Аргунский полк Забайкальского казачьего войска в чине хорунжего. В полку он опять чудит: устраивает пари, участвует в дуэлях. В 1910 году над ним все же проходит суд чести, Унгерн переводится в 1-й Амурский казачий полк.

Через два года его производят в сотники, но барон делает очередной "финт": подает в отставку и отправляется в Монголию. Едет один, без припасов и постели. Формальная цель Унгерна – присоединиться к монгольским повстанцам в их борьбе против Китая. После прений и уверений в добронравии Унгерну разрешают служить только сверхштатным офицером в конвое русского консульства. Начинается Первая мировая война, будущий "белый бог войны" мчится ей навстречу.

На Первой мировой, дорвавшись, наконец, до фронта, Роман Унгерн проявляет чудеса храбрости, граничащей с фанатичным фатализмом. Про него говорили: "Либо он хочет умереть, либо совершенно уверен, что пули его не берут". За свои подвиги барон Унгерн был награждён пятью орденами, в том числе и св. Георгия 4-й степени с надписью "За храбрость".

В сентябре 1916 года Унгерн получает повышение: из сотников его производят сначала в подъесаулы, а затем и в есаулы. Тогда к нему прилепится одно из прозвищ "подъесаул-барон". Казалось бы - служи, но Унгерн не может просто служить, он попадает в очередную скандальную историю (пьяный избил коменданта), итогом которой становится отправка на Кавказский фронт. По одной из версий, его отравил туда недолюбливавший "казака-буддиста" Врангель.

На Кавказском фронте Унгерн проявил инициативу. Вместе со своим другом Георгием Семеновым он создает добровольческие отряды ассирийцев. Серьезного влияния на ход войны они не оказали: Первая мировая плавно перетекала в войну Гражданскую. Унгерн с Семеновым снова едут в Забайкалье.

Идея фикс: монархист

Унгерн был "воином мира". И убежденным монархистом. Для него идея монархии была идеей фикс.Он мечтал об обновлении Евразии под монархическими знаменами, уверовал в то, что именно азиатские народы лучше всего пробудить и направить против "загнивающего Запада" и проказы революции.

Черный барон мечтал о создании державы, которая бы объединила кочевников Востока от берегов Индийского и Тихого океанов до Казани и Астрахани. Её первой крупицей должна была стать Монголия, опорой - Китай, правящей династией - дом Циней, который китайцы свергли во время Синьхайской революции 1911-1913-го годов. Революции барон Унгерн ненавидел так же сильно, как верил в монархию.

"Белый бог войны"

В Даурии Унгерн установил жесткий режим личной власти. Бывший хулиган, теперь он свято верил в дисциплину, бывший алкоголик, он ввел в своей дивизии "сухой закон". Любой нарушитель закона, вне зависимости от чина и ранга, подвергался самым жестоким наказаниям. В Гусиноозерском дацане за грабеж обоза Унгерн выпорол всех лам (из протокола допроса).

Унгерн разрывался между любовью к монархии и ненавистью к революции. Уже задумав освободительный поход на Ургу, он осенью 1920 года вступает в столкновения с войсками Дальневосточной республики. Силы неравны, Унгерн скрывается в монгольских степях, снова сколачивает отряд и дважды пытается штурмовать Ургу, но тщетно. Он снова отступает, но с целью сбора подкрепления.

Под его знаменами оказываются русские, буряты, монголы, буддистские священники и монахи. Владыка Тибета - Далай-Лама XIII назвал Унгерна борцом за веру и прислал в помощь полк гвардейцев. Такое расположение Далай-Ламы было вызвано тем, что китайцы арестовали "живого Будду" - ургинского первосвященника и правителя Монголии Богдо-Гэгэна. Монголы поверили в силу барона. С конца 1920 года 35-летнего Романа Унгерна уже называли Цаган-Бурхан, "бог войны".

Доблесть

Урга была освобождена 2 февраля 1921 года. До этого, во время осады, барон Унгерн выводил китайцев из себя: его агентами среди бела дня удалось вызволить из плена Богдо-Гэгэна, а сам Унгерн без охраны и прикрытия наведался в город, а напоследок отходил своей бамбуковой тростью уснувшего часового. После этого один из китайских генералов, Го Сунлин, посчитал удачу Унгерна знамением и бежал из осажденной Урги вместе с 3-х тысячным отборным кавалерийским корпусом.

Унгерн взял Ургу, стяжал славу, получил много золота и титулы: цин-вана, князя 1-го ранга, и наивысший, ханский, со званием "Возродивший государство великий батор, командующий". Ещё освобожденный Богда-Гогэн дал Унгерну право носить монгольский халат-курму священного жёлтого цвета. В нем он на самой знаменитой своей фотографии.

Предательство

"Белый бог войны" весной 1921 года пошел со своей Азиатской дивизией на север - бороться с большевиками и возрождать империю Чингисхана. Он надеялся на поддержку со стороны Семенова, но старый друг на этот раз никакого интереса к миссии барона не проявил, поскольку до этого признал отряд Унгерна партизанским и разошелся с бароном идеологически.

Красные все чаще оказывались сильнее. Барону снова пришлось вернуться в Монголию, но он понимает недостаточность своих ресурсов для борьбы и решает уйти в Тибет - поступить на службу к Далай-Ламе.

Этим планам не суждено было сбыться. Офицеры Азиатской дивизии организуют заговор против своего командира. В августе 1921 года Унгерн оказывается в плену у красных. 15 сентября, сразу после суда в Новониколаевске (сегодня Новосибирск), его расстреляли, хотя ещё 17 января 1920 года вышло постановление ВЦИК и СНК об отмене смертной казни в отношении врагов Советской власти.

Рассказывают, что перед расстрелом Роберт-Николай-Максимилиан фон Унгерн-Штернберг изгрыз свой Орден Святого Георгия, чтобы он не достался врагам.

В истории Белого движения нет, пожалуй, фигуры более противоречивой, чем барон Унгерн фон Штернберг. «Человек храбрый, четыре раза ранен, хорошо знает психологию подчиненных», - писал барон Врангель, составляя на барона характеристику, но тут же добавлял: «В состоянии опьянения способен на поступки, роняющие честь офицерского мундира». Сам Унгерн считал, что живет «по зову сердца и чувствами», и, где бы ни был, в первую очередь находил местных колдунов и гадалок, а с собой возил личного хироманта.

Человек войны

Роман Унгерн фон Штернберг родился в 1886 году в Ревеле. Его род по праву считался одним из самых древних не только в России, но и в Европе — пращур Романа Федоровича погиб под Иерусалимом во время Крестового похода Ричарда Львиное Сердце. Странности у Романа стали проявляться еще в детстве. Он плохо учился, не мог сосредоточиться, зато с удовольствием препарировал пойманных птиц и животных. Срывался по пустякам, а обычная мальчишечья драка с его участием превращалась в настоящее побоище. Но из Ревельской гимназии его выгнали не за неуспеваемость, а за попытку организации алхимического кружка. Что-то взорвали, что-то сожгли, а главным зачинщиком оказался Унгерн. Сам он свою склонность к мистике и всему таинственному объяснял тем, что в его роду, кроме странствующих рыцарей, священников и пиратов, были еще и алхимики с астрологами.

Но к тому и другому юноша довольно быстро остыл, и, когда учился в Морском корпусе в Санкт-Петербурге, был увлечен уже хиромантией. «Я вдруг задумался, - писал он, - для чего делать золото из камней, когда его и так хватает? И почему все люди, родившиеся в одном месте и в одно время, должны быть обязательно похожи? А линии на руке у каждого свои, и я похожих не встречал».

Однокурсники барона потом вспоминали, что на первых курсах он постоянно рассматривал руки товарищей, пытаясь определить черты их характера, но неожиданно бросил - и даже говорить о своем увлечении не хотел. Оказалось, что как-то Роман предсказал одному из студентов скорую смерть, и тот действительно умер.

«Меня называют жестким, иногда свыше меры жестоким, но я никогда не говорю человеку о грядущей беде, давая ему прожить счастливо до ее прихода».

Впрочем, с учебой у барона и на новом месте не сложилось. От отчисления его спасла начавшаяся война с Японией. Унгрен записался добровольцем в пехотный полк. И хотя повоевать тогда не удалось, цель барона сформировалась: «Я человек войны, - писал он в письме другу, - а на море - воюй не воюй - крови можно так и не увидеть».

После войны Унгерн поступает в Павловское пехотное училище, а по его окончании добивается назначения в Забайкальское казачье войско.

Среди казаков

Кавалеристы редко принимают в свои ряды представителей других родов войск. Для того чтобы оказаться после пехотного училища в казачьем войске, барон Унгерн был вынужден использовать семейные связи, но поначалу ему все равно пришлось нелегко. Только отчаянная смелость молодого человека изменила отношение казаков и помогла барону обрести уважение.

Во время службы в Забайкальском казачьем войске, когда Унгерн через не могу осваивал джигитовку, он пристрастился к алкоголю и наркотикам. К этому периоду относятся и первые упоминания об имевшем якобы место сумасшествии барона. Он заводится с полуслова, высказанное ненароком в его адрес замечание может привести к скандалу, а то и к дуэли. При этом понятие чести приобретает у него болезненный оттенок. Однажды, выпив больше, чем надо, он поспорил с однополчанином, что преодолеет верхом на лошади расстояние от Даурии, где была расквартирована часть, до Благовещенска, что составляло 400 верст по непролазной тайге. Наутро присутствовавшие при заключении пари офицеры попытались Унгерна отговорить, но тот, прихватив с собой только ружье и несколько патронов, отправился в дорогу.

Барон Унгерн-Штернберг выиграл.

«Я счастлив пролить кровь…»

Возможно, неистовый барон так бы и закончил жизнь в пьяной драке, на безумной дуэли или в когтях медведя, пересекая на спор Сибирь, но началась война, и он с неописуемым восторгом отправился на передовую. «Мой Бог - война, моя жизнь - война, и я счастлив, что мне придется пролить кровь за Россию!» - писал Унгерн кузине.

На войне барон проявлял чудеса смелости. Он лихо ходил в атаку, не жалел ни противника, ни себя, но за три года войны не получил даже незначительного ранения. «Для того, чтобы так драться, - писал один из сослуживцев Унгерна, - надо или искать смерти, или точно знать, что ты не умрешь».

Однако жестокость барона распространялась не только на противника, но и на однополчан. К примеру, он мог до полусмерти избить солдата, которого заподозрил в трусости, или оскорбить и вызвать на дуэль офицера, чьи манеры ему не понравились. Закончилось трибуналом. Напившись, Унгерн избил адъютанта своего командира - барона Врангеля - и был осужден на три года тюрьмы.
Революцию Роман Унгерн-Штерн­берг встретил в Петропавловской крепости.

Без пощады и жалости

Из тюрьмы он вышел только в сентябре 1917 года по ходатайству атамана Семенова, с которым познакомился в Забайкалье. Керенский поручил атаману формирование десяти кавалерийских полков, и своим помощником Семенов избрал барона.

Тот срочно выехал в Забайкалье, где сформировал Азиатскую конную дивизию. Но… недолго музыка играла: очень скоро Унгерн стал проявлять недопустимое для военного человека своеволие, и Семенов исключил его дивизию из своей армии. Случай удивительный, но в условиях начавшейся Гражданской войны он прошел незамеченным.

Из воззвания барона Унгерна к народу: «Я не знаю пощады, и пусть газеты пишут обо мне что угодно. Я плюю на это! Мы боремся не с политической партией, а с сектой разрушителей современной культуры. Почему же мне не может быть позволено освободить мир от тех, кто убивает душу народа? Против убийц я знаю только одно средство - смерть!»

Слова Кровавого барона не расходились с делом. Он, что считалось немыслимым для офицера, не гнушался собственноручно казнить как большевиков, так и своих солдат, заподозренных в слабодушии. Специально для этого он даже придумал сечь не розгами, а бамбуковыми палками, после ста ударов которыми мясо отделяется от костей, и человек начинает гнить изнутри.

Из всех пыток Унгерн предпочитал «китайское наказание». Несчастного раздевали, сажали ему на живот крысу, сверху накрывали кастрюлей и ждали, когда обезумевшее животное начнет вгрызаться в тело. Барон получал несказанное удовольствие от крика обреченных на смерть людей.

И всегда, если судить по воспоминаниям, Кровавый барон отрубал у приговоренных ладони. «Они тебе больше не понадобятся», - говорил он и скармливал обрубки свиньям.

Очень скоро слава о сумасшедшем Унгерне распространилась по всей России. Белое движение чуралось его, Красное проклинало. Но Унгерн и не нуждался ни в чьей поддержке.

Женившись на китайской прин­цессе (как только барон нашел столь экзотическую невесту!), он провозглашает себя потомком Чингисхана, собирает под свои знамена азиатских князьков и объявляет поход: ни много ни мало - на Европу.

Но, несмотря на финансовую и военную помощь Японии, поход Унгерна захлебнулся в крови, монголы и японцы разбежались. Созвав на помощь казаков разгромленного атамана Семенова, Унгерн двинулся против своих бывших союзников.

Когда в разграбленной и охваченной пожаром Урге к нему обратились родственники жены и попытались урезонить барона, тот посмотрел на них одурманенными кровью и наркотиками глазами и, подняв к небу кривой мизинец, прокричал: «Мне не нужна женщина! Я повенчан с войной!»

Послов четвертовали, а принцессе отослали извещение о разводе.

Конец погони

Долго так продолжаться не могло. От сумасшедшего потомка древнего рода устали все, и в декабре 1920 года после очередной учиненной Унгерном расправы среди офицеров созрел заговор. Ночью пятеро из них ворвались в его шатер и расстреляли спящего барона.

Удивительно, но ни один из боевых офицеров в Унгерна не попал! На следующий день он, как ни в чем не бывало, вышел перед своим войском и велел четвертовать заговорщиков. Перед этим он с безумным смехом заявил им: «Вы поторопились, господа, умереть мне предстоит через год».

На Унгерна было еще несколько покушений - и все они неизменно заканчивались провалом. В конце концов его полонили монголы и, не решившись расправиться с «потомком Чингисхана» сами, сдали барона красным.

Те поначалу не поверили, что увешанный амулетами наркоман и есть тот самый Кровавый барон, о зверствах которого с ужасом говорила вся Россия. И только когда его опознали бывшие однополчане, Унгерна передали ЧК.

Судили самого жестокого и кровожадного персонажа Гражданской войны в сентябре 1921 года в Новониколаевске (Новосибирске). Обвинителем на специально учрежденном революционном трибунале выступал известный большевик Емельян Ярославский. Но ни его красноречие, ни выступления свидетелей не могли разбудить впавшего в полузабытье подсудимого. Весь процесс он просидел молча, с улыбкой разглядывая свои ладони. Будто пытался найти линию жизни и высмотреть на ней еще один год.

Решение трибунала было единогласно: «Барона Унгерна подвергнуть высшей мере наказания - расстрелу». 30 сентября 1921 года приговор был приведен в исполнение.

Владимир Креславский

Унгерн фон Штернберг Роман Федорович – родился 22.01.1885. Барон, лютеранин. Из старинного немецко-балтийского (остзейского) графского и баронского рода, включенного в дворянские матрикулы (списки) всех трех российских прибалтийских губерний. Основная кровь рода Унгернов - венгеро-славянская. Барон вырос в Ревеле у своего отчима барона Оскара Фёдоровича фон Гойнинген-Гюне. В 1896 по решению матери был отдан в петербургский Морской кадетский корпус, при поступлении в который барон меняет имя на русское и становится Романом Фёдоровичем; за год до его окончания во время Русско-японской войны оставляет учёбу и отправляется на фронт вольноопределяющимся 1-го разряда в 91-й Двинский пехотный полк. Однако когда полк Унгерна прибыл на театр военных действий в Маньчжурию, война уже закончилась. За участие в походе против Японии барон был награждён светло-бронзовой медалью и в ноябре 1905 г. произведен в ефрейторы. В 1906 г. поступает и в 1908 г. оканчивает Павловское военное училище по 2-му разряду. С июня 1908 года служил в 1-м Аргунском полку Забайкальского казачьего войска в чине хорунжего. В конце февраля 1911 года был переведён в Амурский казачий графа Муравьева-Амурского полк. В июле 1913 г. подал в отставку и уехал в Кобдо, Монголия, где служил в сотне есаула Комаровского (будущего белого генерала) сверхштатным офицером; затем вернулся к семье в Ревель (ныне Таллин, Эстония).

С началом Первой мировой войны поступил в 34-й Донской казачий полк. За время войны пять раз был ранен. За подвиги, храбрость и отвагу во время войны барон был награждён целым рядом орденов. Так осенью 1914 г. на подступах к Восточной Пруссии барон Унгерн совершил подвиг, за который был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Во время боя 22 сентября 1914 года, он, находясь у фольварка Подборек в 400-500 шагах от окопов противника, под действительным ружейным и артиллерийским огнем, дал точные и верные сведения о местонахождении неприятеля и его передвижениях, вследствие чего были приняты меры, повлекшие за собой успех последующих действий. В конце 1914 г. барон переходит в 1-й Нерчинский полк, за время службы в котором был удостоен ордена Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». В сентябре 1915 г. барон откомандировывается в отряд особой важности Северного фронта атамана Пунина, задачей которого состояли партизанские действия в тылу противника. За время дальнейшей службы в особом отряде барон Унгерн получил ещё два ордена: Орден Святого Станислава 3-й степени и орден Святого Владимира 4-й степени. В Нерчинский полк барон Унгерн возвращается в августе 1916 года. В этот период был произведен в подъесаулы, а также и в есаулы - «за боевые отличия»! В сентябре 1916 года награждается орденом Святой Анны 3-й степени. Однако за эксцесс, произошедший позднее - неповиновение и антидисциплинарный поступок - был командиром 1-го Нерчинского полка полковником бароном П. Н. Врангелем из полка удалён и переведён на Кавказский фронт в 3-й Верхнеудинский полк, где оказался вновь вместе со своим другом по предыдущему полку Г. М. Семёновым. После Февральской революции Семёнов направляет военному министру Керенскому план «использования кочевников Восточной Сибири для образования из них частей „естественной“ (прирождённой) иррегулярной конницы…», который был одобрен Керенским. В июле 1917 г. Семёнов выезжает из Петрограда в Забайкалье, куда и прибывает 1 августа с назначением комиссаром Временного правительства на Дальнем Востоке по формированию национальных частей. Вслед за ним в августе 1917 года в Забайкалье также направляется и его друг - войсковой старшина барон Унгерн, где они вместе фактически приступают к подготовке к предстоящей гражданской войне с большевиками.

После начала формирования в Маньчжурии Семёновым Особого маньчжурского отряда барон Унгерн назначается комендантом станции Хайлар с заданием привести в порядок разложенные большевистской агитацией находящиеся там пехотные части. Барон занимается поначалу разоружением пробольшевицки настроенных частей. И Семёнов, и Унгерн в это время снискали себе мрачную славу репрессиями против мирного населения, очень часто не имеющего никакого отношения к большевикам. После появления зимой-весной 1918 г. в Забайкалье многочисленных эшелонов с пробольшевицки настроенными солдатами, возвращавшимися с развалившегося германского фронта, семёновский отряд был вынужден отступить в Маньчжурию, оставив за собой лишь небольшой кусочек российской земли в районе реки Онон.

В Гражданской войне принимал участие на стороне Белого движения, командуя Инородческой конной дивизией (позднее - Туземный конный корпус, Азиатская конная дивизия) в войсках атамана Семёнова в Забайкалье. В октябре 1918 года получил звание генерал-майора. 9 декабря 1918 года барон Унгерн назначается командующим Туземным конным корпусом (позднее преобразованным в Азиатскую дивизию). Унгерн фактически является полновластным властителем Даурии и прилегающего к ней участка Забайкальской железной дороги. Во время похода в отсутствие Унгерна его замещал подполковник Л. Сипайлов, а порядок поддерживал небольшой контингент казаков и японцев. На общий исход Гражданской войны силы Семёнова и Унгерна фактически не влияли никак. В ноябре 1919 г. войска красных приблизились к Забайкалью. В марте 1920 г. красные берут Верхнеудинск и семёновцы отступают к Чите. В августе 1920 г. Азиатская дивизия барона Унгерна покидает Даурию и уходит в Монголию с целью штурмовать Ургу - столицу Внешней Монголии (ныне - город Улан-Батор), занятую китайскими республиканскими войсками. Есть версия, что дивизия Унгерна в этом движении должна была стать авангардом, вслед за которым по плану позднее должен был последовать и сам Семёнов.

Первый штурм Урги начался 26 октября 1920 г. и окончился неудачей - среди китайцев нашлось несколько решительных военачальников, сумевших удержать части от бегства, после чего проявилось китайское преимущество в огневой мощи и численности. Бои длились до 7 ноября, причем во время второго штурма унгерновцы были очень близки к успеху, но положение китайцев спасла храбрость одного из их офицеров, сумевшего увлечь отступавших китайцев в контратаку. Унгерн потерял около ста человек убитыми и был вынужден отступить к реке Керулену, где барон суровыми мерами принялся восстанавливать пошатнувшуюся после поражения дисциплину. В декабре 1920 года Унгерн вновь подходит к Урге, пополнив свои силы сотней тибетцев под командованием хорунжего Тубанова. На этот раз барон наконец прислушался к советам других старших начальников Азиатской дивизии, в том числе прибывшего от Семёнова опытного кадрового офицера - полковника Ивановского и план третьего штурма впервые разрабатывали единственным в истории отряда совещанием командиров отдельных частей.


Войска Унгерна пополнились присоединившимися к нему монгольскими и бурятскими отрядами и когда в январе 1921 года были разбиты два китайских полка на подступах к Урге - это открыло барону путь к вожделенной столице. Войска Унгерна перед третьим штурмом определялись численностью собственно Азиатской дивизии - 1 460 человек. Китайский же гарнизон насчитывал 10 тыс. бойцов. В руках у китайцев на положении заложника находился духовный и светский правитель Внешней Монголии - Богдо-гэген. Унгерн, вдохновлённый на дерзкий шаг монгольскими князьями, желавшими восстановить монархию в стране и положить конец усобицам, направил на его спасение отряд особого назначения, который и выкрал пленника из города, занятого десятитысячным войском противника. После этого Азиатской дивизией был осуществлён штурм, закончившийся взятием Урги 3 февраля 1921 года. Урга встретила Азиатскую дивизию и Унгерна как освободителей. Однако сначала город был отдан на разграбление войскам, после чего барон жестко пресекает в городе на корню все грабежи и насилия китайцев над монголами. Барон принял участие в торжественной коронации Богдо-Гегэна в феврале 1921 г. За заслуги перед правителем Унгерн был пожалован титулом «цин-вана» (сиятельный князь) и хана (обычно доступный только чингизидам по крови) со словами «Возродивший государство великий батор, командующий», многие подчинённые барона получили посты монгольских чиновников.

Унгерн обустраивает город и местную монгольскую власть (премьером марионеточного правительства был назначен «революционер со стажем» Дамдинбазар) и проявляет себя как жестокий деспотичный властитель, начав своё правление с резни, направленной против китайского и еврейского населения монгольской столицы, а также лиц, заподозренных в «левых» настроениях. Имевший место в Урге еврейский погром вылился в поголовное истребление евреев. Несмотря на это, барон осуществил ряд прогрессивных мер: открыл военную школу в Урге, укрепил монгольскую экономику (открыл Национальный банк), улучшил здравоохранение. Понимая, что в Монголии его желанным гостем мало кто считает и что руководство страны постоянно оглядывается в сторону большевиков (в 1921 году уже было понятно, что Белое дело в России проиграно и что Урге надо начинать строить отношения с большевистской Россией), барон Унгерн пытается завязать связи с китайскими генералами-монархистами, дабы с помощью их войск реставрировать династию Цин.

Вопреки ожиданиям Унгерна китайцы не спешили реставрировать ни династию, ни реализовывать план Унгерна - и барону не осталось другого выхода, кроме как двинуться в советское Забайкалье, ибо монголы в свою очередь видя, что Унгерн уже не собирается более воевать с Китаем, уже начали менять свое отношение к Азиатской дивизии. К скорейшему уходу из Монголии барона Унгерна подталкивало и предстоящее в весьма скором времени окончание захваченных им в Урге запасов. Непосредственно перед походом Унгерн предпринял попытку связаться с белым Приморьем. Он писал генералу В. М. Молчанову, однако тот не ответил барону.

21 мая 1921 года генерал-лейтенант Унгерн издал приказ № 15 «русским отрядам на территории Советской Сибири», которым объявил о начале похода на советскую территорию. Писал приказ известный польско-русский журналист и писатель Фердинанд Оссендовский. В приказе говорилось:

…в народе мы видим разочарование, недоверие к людям. Ему нужны имена, имена всем известные, дорогие и чтимые. Такое имя лишь одно - законный хозяин Земли Русской Император Всероссийский Михаил Александрович… В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна - смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать «правда и безжалостная суровость». Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить Божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем…

Цель похода барона Унгерна в Советскую Россию лежала в контексте возрождения империи Чингисхана: Россия должна была единодушно восстать, а Срединная империя должна была ей помочь изжить революцию. Однако ко времени вторжения Азиатской дивизии в Россию там уже дали немного вздохнуть крестьянству - была отменена продразверстка, замененная твердым продналогом, и началась НЭП, значительно приглушившая недовольство крестьян. А одно из самых крупных крестьянских восстаний - Тамбовское - было уже подавлено большевиками. В результате массовой поддержки Унгерну получить не удалось, что и послужило основной причиной неудачи Северного похода Азиатской дивизии. Да и сами монголы, готовые воевать с бароном Унгерном против китайцев, совершенно не были заинтересованы в походе против Советской России. Выступая в поход на север, барон Унгерн направил к атаману Семёнову полковника Ивановского с просьбой открыть второй фронт и поддержать наступление Азиатской дивизии, однако бывшие колчаковские командиры отказались подчиниться Семёнову, хотя это выступление и значительно повышало шансы на занятие белыми частями части Дальнего Востока. В Урге был оставлен подполковник Сипайлов с комендантской командой и небольшим контингентом Монгольского военного училища, а непосредственно перед городом был выставлен заслон в составе 300 всадников бурятского дивизиона с приданой ему русской пулеметной командой.

Унгерн планировал своим ударом перерезать Транссиб, взорвав тоннели на самом уязвимом прибайкальском участке магистрали. Реализация этого плана могла привести к прекращению сообщения Дальнего Востока с остальной большевистской Россией и существенно бы облегчила положение белых частей в Приморье. В конце мая 1921 года Азиатская дивизия направилась к границе Советской России. Перед походом барон Унгерн собрал наибольшие силы, какими он когда либо располагал: 1-й и 4-й конные полки есаулов Парыгина и Макова, две артиллерийские батареи, пулеметная команда, 1-й Монгольский, Отдельный Тибетский, Китайский, Чахарский дивизионы составляли 1-ю бригаду под командованием непосредственно генерала барона Унгерна численностью 2 100 бойцов при 8 орудиях и 20 пулеметах. Бригада наносила удар на Троицкосавск, Селенгинск и Верхнеудинск.

2-я бригада под командованием генерал-майора Б. П. Резухина состояла из 2-го и 3-го конных полков под командованием полковника Хоботова и сотника Янкова, артиллерийской батареи, пулеметной команды, 2-го монгольского дивизиона и японской роты. Численность бригады - 1 510 бойцов. В распоряжении 2-й бригады находились 4 орудия и 10 пулеметов. Бригаде ставилась задача перейти границу в районе станицы Цежинской и, действуя на левом берегу Селенги, идти на Мысовск и Татаурово по красным тылам, взрывая по пути мосты и тоннели.

В подчинении барона также находились три партизанских отряда: - отряд под командованием полк. Казангарди - в составе 510 бойцов, 2 орудий, 4 пулеметов; - отряд под командованием атамана Енисейского казачьего войска есаула Казанцева - 340 бойцов при 4 пулеметах; - отряд под командованием есаула Кайгородова в составе 500 бойцов при 4 пулеметах. Присоединение названных отрядов к основным силам Азиатской дивизии позволило бы нивелировать численное превосходство красных, выставивших против барона Унгерна на главном направлении более 10 000 штыков. Однако этого не произошло и барон атаковал превосходящего его войска количественно противника.

Поход начался с некоторого успеха: 2-й бригаде генерала Резухина удалось разбить несколько большевистских отрядов, однако одновременно 1-я бригада под командованием самого барона Унгерна была разбита, утратила свой обоз и почти всю артиллерию. За эту победу над бригадой Унгерна тяжело раненый в бою командующий 35-м красным кавалерийским полком К. К. Рокоссовский (будущий маршал СССР) был награждён орденом Красного Знамени. Положение Азиатской дивизии усугублялось ещё и тем фактом, что Унгерн, веривший в предсказания лам, не стал из-за негативного результата гадания вовремя штурмовать Троицкосавск, занятый тогда ещё слабым красным гарнизоном всего в 400 штыков. Впоследствии в момент начала штурма гарнизон большевиков составлял уже почти 2000 человек.

Тем не менее барону Унгерну удалось увести свои войска из-под Троицкосавска - красные не решились преследовать 1-ю бригаду, опасаясь подхода ген. Резухина и его 2-й бригады. Потери бригады барона составили около 440 человек. В это время советские войска предприняли в свою очередь поход на Ургу и, легко сбив заслоны Унгерна близ города, 6 июля 1921 года вошли в столицу Монголии без боя - генерал барон Унгерн недооценил силы красных, которых хватило и для отражения вторжения Азиатской дивизии в Сибирь, и для одновременной отправки войск в Монголию.

Унгерн, дав небольшой отдых своей бригаде на реке Иро, повел её на соединение с Резухиным, бригада которого, в отличии от войск Унгерна, не только не понесла потерь, но даже была пополнена пленными красноармейцами. Соединение бригад произошло 8 июля 1921 г. на берегах Селенги. А 18 июля Азиатская дивизия уже двинулась в свой новый и последний поход - на Мысовск и Верхнеудинск, взяв которые барон получил бы возможность выполнить-таки одну из своих главных задач - перерезать Транссиб.

Силы Азиатской дивизии к моменту выступления во 2-й поход составляли 3 250 бойцов при 6 орудиях и 36 пулемётах. 1 августа 1921 года барон Унгерн одерживает крупную победу у дацана Гусиноозерского, взяв в плен 300 красноармейцев (треть из которых Унгерн расстрелял в случайном порядке, определяя «по глазам», кто из них сочувствует большевикам), 2 орудия, 6 пулеметов и 500 винтовок, однако во время боя при Новодмитриевке 4 августа первоначальный успех унгерновцев был сведен на нет подошедшим к красным отрядом броневиков, с которым не смогла справиться артиллерия Азиатской дивизии. Последний бой Азиатской дивизии имел место 12 августа 1921 года у станицы Атаман-Никольской, когда большевикам были нанесены значительные потери артиллерией и пулеметными частями барона Унгерна - из 2000 человек отряда красных ушло тогда не более 600 человек. После этого барон решил отступить обратно в Монголию, чтобы впоследствии с новыми силами атаковать Урянхайский край. Азиатская конная дивизия нанесла красным весьма чувствительные потери - во всех вместе взятых боях она потеряли убитыми не меньше 2 000-2 500 человек. Особенно тяжелые потери красные понесли на реке Хайке и у Гусиноозерского дацана.

Замысел барона, в соответствии с которым дивизия должна была направляться в Урянхай на зимовку, не получил поддержки у чинов дивизии: солдаты и офицеры были уверены, что этот план обрекает их на гибель. Как результат в обеих бригадах возник заговор против барона Унгерна, причем в защиту командира не выступил никто: ни из офицеров, ни из казаков.

16 августа 1921 года командир 2-й бригады генерал Резухин отказывается вести бригаду в Маньчжурию и из-за этого погибает от рук своих подчиненных. А в ночь с 18 на 19 августа заговорщики проводят обстрел палатки самого генерала барона Унгерна, однако последний к этому времени успевает скрыться в направлении расположения монгольского дивизиона (командующий князь Сундуй-гун). Заговорщики расправляются с несколькими близкими к Унгерну палачами, после чего обе взбунтовавшиеся бригады уходят в восточном направлении, дабы через территорию Монголии добраться до Маньчжурии, а оттуда - в Приморье - к атаману Семёнову. Барон Унгерн предпринимает попытку вернуть беглецов, угрожает им казнью, однако те отгоняют Унгерна выстрелами. Барон возвращается к монгольскому дивизиону, который в конце концов его арестовывает и выдаёт красному добровольческому партизанскому отряду, которым командовал бывший штабс-капитан, кавалер полного банта солдатских Георгиев П. Е. Щетинкин.

Причиной ареста барона монголами послужило стремление последних вернуться домой, их нежелание воевать за пределами своей территории. Командующий дивизионом пытался ценой головы барона Унгерна заслужить себе лично прощениеу красных. План князя впоследствии действительно удался: и сам Сундуй-гун, и его люди после выдачи генерала барона Унгерна были отпущены большевиками обратно в Монголию. 15 сентября 1921 в Новониколаевске в здании Новониколаевского театра состоялся открытый показательный процесс над Унгерном. Главным обвинителем на процессе был назначен Е. М. Ярославский. Все дело заняло 5 часов 20 минут. Унгерну предъявили обвинение по трём пунктам: во-первых - действия в интересах Японии, что выразилось в планах создания «центральноазиатского государства»; во-вторых - вооружённая борьба против советской власти с целью реставрации династии Романовых; в-третьих - террор и зверства. Барон Унгерн во время всего суда и следствия держал себя с большим достоинством и все время подчеркивал свое отрицательное отношение к большевизму и большевикам, в особенности к большевикам-евреям. На суде Унгерн своей вины не признал и не высказал ни малейшего раскаяния. Барона приговорили к расстрелу и казнили в тот же день. Богдо-гэгэн, после получения известия о казни Унгерна, повелел служить молебн о нём во всех дацанах и храмах Монголии.

Барон Унгерн оставил в истории значительный след, пусть и не такой, какой надеялся: именно благодаря барону с его полным пренебрежением к опасности, смогшему увлечь в казавшийся современникам безумным поход на Ургу горстку солдат, сегодняшняя Монголия является независимым от Китая государством - если бы не было взятия Урги Азиатской дивизией, то и Внешняя, и Внутренняя Монголия так и оставались бы и сегодня всего лишь одними из многочисленных китайских провинций - так как не были бы изгнаны из Урги китайские войска и не состоялся бы повод для ввода на монгольскую территорию частей Красной армии в ответ на атаку Забайкалья Унгерном во время его Северного похода. Барон Унгерн для большевизма представлял действительную опасность тем, что чуть ли не единственный из руководителей белого движения открыто провозглашал своей целью не расплывчатую и неопределённую идею Учредительного собрания, а восстановление монархии.

15.09.1921. – Расстрелян в Новониколаевске белый генерал барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг

Он пытался победить мiровую революцию ордами азиатов

(29.12.1885-15.09.1921) – один из вождей Белого движения в Сибири. Происходил из старинного тевтонского баронского рода, известного со времен Крестовых походов. Родился в Граце (Австрия), двумя годами позднее семья его переехала в Российскую империю – в Ревель (ныне Таллин). Из гимназии был исключен "из-за плохого прилежания и многочисленных школьных проступков". В 1896 г. был отдан в Морской корпус в Петербурге; за год до его окончания во время оставил учебу, чтобы отправиться на фронт рядовым в пехотный полк, но к его прибытию на Дальний Восток война уже закончилась.

В 1908 г. окончил Павловское пехотное училище, служил хорунжим в Забайкальском казачьем войске. Там он превратился в выносливого и лихого воина, отчаянного дуэлянта. По словам, людей, знавших Унгерна лично, его отличали необыкновенная настойчивость, почти восточная жестокость и инстинктивное чутье. В 1913 г. вышел в отставку и отправился в Монголию, где увлекся воинственным буддизмом, отряды которого сражались с войсками китайской республиканской армии.
С началом служил в полку 2-й армии А.В. Самсонова, был ранен, но плена избежал. За храбрость был награжден Георгиевским крестом и дослужился до есаула, однако так и остался командиром казачьей сотни: его начальники, генерал Крымов и полковник , боялись повышать непредсказуемого барона.

В начале 1917 г. он был делегирован в Петроград на слет Георгиевских кавалеров, где в пьяном виде избил комендантского адъютанта. От тюрьмы Унгерна фон Штернберга спасла . В августе 1917 г. Унгерн примкнул к , а осенью, после его подавления, вместе со своим фронтовым другом занимался формированием добровольческих частей из бурят и монголов в Забайкалье. С этого времени, в том числе после служил под началом Семенова, который в 1919 г. произвел барона в генерал-лейтенанты.

В конце сибирской эпопеи безуспешно пытался уговорить Семенова избрать плацдармом для дальнейшей борьбы не Дальний Восток, а Монголию, с которой связывал свои далеко идущие геополитические планы. Для их осуществления Унгерн заранее, в 1918-1919 гг. сформировал свою знаменитую Конно-Азиатскую дивизию из казаков, бурят, монголов и целого десятка других народов Востока – от башкир до корейцев; фактическими же командирами были русские офицеры. С этой же целью барон женился на маньчжурской принцессе династической крови, родственнице свергнутых императоров.

В конце 1920 г. Унгерн перешел монгольскую границу, в феврале 1921 г. осадой и штурмом отбил у вдесятеро превосходивших сил китайцев монгольскую столицу Ургу (с 1924 г. Улан-Батор), затем разбил китайцев еще в двух сражениях и стал русским диктатором Монголии. Дело облегчалось тем, что он захватил у китайцев огромное количество золота и серебра из кладовых двух располагавшихся в Урге банков. После освобождения столицы состоялась коронация как монарха монгольского религиозного вождя (Богдо-Гэгэна), от которого барон Унгерн получил наивысший, ханский титул со званием “Возродивший государство великий батор, командующий”. Тибетский вождь Далай-Лама ХIII объявил барона борцом за веру против китайских оккупантов и прислал ему группу своих воинов. Монголы окружили Унгерна почетом, называли его Цаган-Бурханом, “Богом Войны”, и считали воплощением Махакалы – ламаистского божества о шести руках, жестоко карающего врагов “желтой веры”.

Это был граничивший с чудом триумф Унгерна. Но белый барон, русский казачий генерал, мечтал о воссоздании державы Чингисхана не для господства азиатов, а для сокрушения западной экспансии как источника революции и тем самым для пресечения всей мiровой революции, большевики были лишь ее острием в России, которую (свою новую родину) Унгерн стремился освободить прежде всего. То есть Унгерн надеялся победить мiровую революцию ордами азиатов.

В мае 1921 г. всего лишь с шеститысячным отрядом Унгерн вторгся на советскую территорию, бросив вызов огромному жидобольшевицкому государству. Он рассчитывал поднять антибольшевистские восстания в Сибири, надеялся также на помощь атамана Семенова. Однако восстания не вспыхнули, Семенов никакой поддержки оказать не мог. Красная Армия нанесла белым войскам Унгерна тяжелое поражение и вместе с революционными монгольскими частями заняла Ургу.

Унгерн попытался уйти в Тибет, но «монголы его обезоружили и связали, отдали своему “Цаган-Бурхану” поклоны и оставили его в юрте, а сами умчались в степь. 22 августа связанного барона обнаружил красный разъезд. Конные разведчики доставили Унгерна в штаб советского Экспедиционного корпуса. Затем его переправили в Верхнеудинск, оттуда – в Иркутск, из Иркутска, он попал в столицу Сибири – Новониколаевск. Здесь, при огромном стечении публики, 15 сентября состоялся суд. Барон был признан виновным по всем пунктам обвинения и приговорен к смерти. Вечером того же дня стрелковый взвод привел приговор в исполнение...», – пишет Станислав Хатунцев. И завершает свою статью таким суждением:

«Личность барона Унгерна сложна и неоднозначна, она (и это не красное словцо) буквально соткана из противоречий. Чистопородный тевтон, он был наделен чертами типического русского самодержца, восточного сатрапа и ясновидца; “последний рыцарь”, выходец из Средневековья, отмечен неизгладимым клеймом “железного” ХХ века; реакционер-монархист, непримиримый борец с Революцией, сам являлся пассионарием – носителем революционной идеи, только с обратным знаком, и поднял восстание против современного мiра.

Унгерн фон Штернберг стал (не мог не стать) героем или антигероем сотен, если не тысяч, произведений: от стихотворных баллад и романов до театральных пьес и кинофильмов, от философских эссе и академических исследований до легкомысленных газетных заметок и сомнительных мемуаров; самые различные авторы – от Оссендовского, Несмелова и Хейдока до Юзефовича и Пелевина – обращались к образу “даурского крестоносца”. Но все, что о нем написано, является лишь частью Унгернианы. То, что пером не схвачено, составляет не менее значительный ее пласт, пополняемый новыми и новыми мифами…».

Использована статья С. Хатунцева

Обсуждение: 14 комментариев

    Кажется, правильно писать название города через дефис - Ново-Николаевск (впоследствии и теперь - Новосибирск).

    Очень интересная информация.Читал книгу Ф. Оссендовского "Люди. Боги. Звери". Хотелось бы найти еще какую-нибудь информацию о бароне Унгерне.

    Я тоже читал об Унгерне,
    Книг о нем написано много,
    особенно в последнее время.
    В основном книги о нем это воспоминания
    его соратников, они наиболее достоверны и интересны.

    Спасибо большое за интересную информацию! Для меня Генерал-лейтенант Барон Унгерн Фон Штернберг всегда был и остаётся загадкой...

    Памяти Последнего Крестоносца

    Цаган-Бурхан, Махакала!
    Последний Белый Рыцарь!
    Надеждо Верныхъ, Похвала
    Спокойно ль ныне спится

    Тебе, весь сотканный, Арслан,
    Барон Страны почившей,
    Из боли Русской, шрамов, ран
    Арийцев? Се - убивший

    Тебя - менейка губельман
    Давно и присно проклят.
    Барон, восстань, Великий Хан
    ....Не отвечают топи.....

    "арслан" ("зверь" - тюркс.)

    По прочтении замечательной статьи выплеснулось за 10 минут. Спасибо Вам, уважаемый Михаил Викторович!

    Покорена личностью,воин от Бога, за убеждения стоит насмерть. Сильный дух прибывал в нем. Я потрясена.

    Пентакль всегда побеждал свастику...

    НЕ ОДИН РАЗ ПРОЧЕЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КНИГУ ПОВЕЛИТЕЛЬ ПУСТЫНИ.НА МОЙ ВЗГЛЯД БАРОН ЭТО ОДИН ИЗ ПОСЛЕДНИХ ИДЕАЛИСТОВ ВОЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВСЕГО МИРА.ЧЕЛОВЕК АБСОЛЮТНО БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА.ПЕЧАЛЬНО ЗАКОНЧИЛ А ЖАЛЬ.

    Вот каким настоящим Героям надо ставить памятники в России.. А сегодня поставили в центре Москвы памятник певцу-азерботу Муслиму Магомаеву.. Непонятно почему в Москве

    "Олегу" - Восторгаться кем? Психически больным человеком, присвоившим себе все мыслимые и немыслимые титулы, якобы его предков? Нет ни одного документа, подтверждающего его "аристократическое" происхождение. Более того, в царской России потомоку "баронов" - автоматом присваивалось офицерское звание - просто в силу его происхождения.Его патологическая кровожадность, и ярко выраженная шизоидная агрессия,а таке шизофреническая уверенность в том, что он "заговорён" от пуль - импонировала атаману Семёнову, у которого руки тоже были по локоть в крови русского народа.

    "Минотавру" - поддерживаю.

    Более того, посмотрите на этого Унгерна и Семенова. Они же НЕРУССКИЕ по крови: Унгерн - австриец, Семенов - полукровка-бурят.

    Революция как бич Божий смела всю нерусскую аристократию, которая не хуже татар, поляков, грабила и издевалась над русским народом.

    Правда, на смену немцам-узурпаторам пришла еврейская власть.

    Бог ттогда даст русским победу, когда у нас будет любовь к СВОИМ. И у власти будут своять СВОИ, а не чужие.

    «Минотавр» - вы совершенно невежественны в истории, поэтому лучше бы не показывали свою глупость. К вашему сведению, все титулы генерала, барона Российской империи, высшего князя и хана Монголии, мужа китайской принцессы – документированы. В этом даже большевики не сомневались… В Российской императорской армии «автоматом» никто чинов не присваивал даже членам императорской семьи. К примеру, государь-император Николай II при отце (императоре Александре III) дослужился только до чина полковника и не считал возможным производить себя в высшие чины, хотя с юности реально служил в гвардейском полку и закончил полный курс Академии Генштаба, с 1915 г. был Верховным главнокомандующим российской армии. Многие представители российских титулованных родов (в т.ч. князья-рюриковичи) поступали в армию простыми вольноопределяющимися во время войн и только после определённой выслуги или же за подвиги получали офицерский чин – если у них не было военного образования.
    При своём патриотизме «rus» также невежествен в истории своей Родины, как и «Минотавр». Да и осознанный патриот подписывается русскими буквами, а не латиницей.

    Занимаемся поиском следов или возможного места захоронения Унгерна в Новосибирске. Ежели кто-то обладает какой-либо информацией и готов помочь с поисками, включая материальную помощь (каждый запрос и скан-копия в архивах платные), просьба написать мне в Вконтакт. ссылка на анкету вк/mennr