Красная бирюза. Как отличить натуральную бирюзу от подделки. Что это такое - прессованная бирюза

Подделывать бирюзу начали ещё в Древнем Египте – мастера красили стекло кобальтом, медью и другими компонентами с похожим оттенком. Позднее появились высококачественные подделки из фарфора, кости и др. В целом, использовали любые материалы с пигментацией, идентичной цвету блистательной бирюзы – измельчали до состояния порошка, перемешивали, прессовали и отшлифовывали до блеска. И сегодня на рынке присутствует многочисленное количество подделок бирюзы.


У природной бирюзы определённая твердость, плотность, цвет, люминесценция, восковой блеск, а также определённая структура, которую можно разглядеть только под микроскопом – светло-голубой фон украшен тёмно-синими дисками, а также мелкими частичками белых оттенков. В искусственной бирюзе преобладают голубоватые частицы.


Легче всего определить подделку, которая изготовлена путём поверхностного окрашивания гипса или пластмассы. Один из самых простых и проверенных тестов – проверка горячей иглой. Раскалите на огне иголку и надавите на камень. Если бирюза синтетическая, то место прикосновения обесцвечивается, либо «камень» выплавляется как парафин.


Нередко за бирюзу выдают окрашенные кварцы и минералы, которые внешне очень похожи на этот камень. Такие подделки распознать гораздо сложнее. Поскольку природная бирюза имеет обширный интервал своих физических свойств, то выявление подделки часто проводится с помощью рентгеновской электронной микроскопии и других профессиональных методик. Некоторые виды синтетической бирюзы имеют настолько похожий состав, что даже опытным специалистам приходится затрачивать определённое количество времени, чтобы отличить подделку от оригинала.


Но чаще всего бирюзу имитируют из пластмассы, поскольку это самый дешёвый способ подделки. Разоблачить пластиковую «бирюзу» достаточно просто с помощью иголки и горящей спички. Хотя стоит признать, что такие подделки отличаются совершенной окраской.

Основные способы определения подделки:

  1. Протрите камень влажной салфеткой – окрашенный материал может оставить следы краски. Если краситель качественный и не оставил следа, то можно протереть камень ваткой со спиртом. Некоторые красители невозможно распознать даже с использованием спирта.
  2. Подделка бирюзы почернеет и расплавится, если её подержать над горячей спичкой. Пластик сразу же выдаст себя характерным синтетическим запахом горелой пластмассы.
  3. Если нагревать самородную бирюзу, то камень с большой вероятностью треснет по прожилкам, поэтому необходимо проводить проверку очень осторожно и не перегреть натуральный кристалл.
  4. Окрашенный пластик легко определяется обычной иголкой – поцарапайте камень. Если он легко царапается и обсыпается стружкой или белым порошком, то это, несомненно, подделка. Природная бирюза окрашена по всей толщине камня. А у пластиковой подделки под тонким цветным слоем окажется светлая синтетическая основа.
  5. Окрашенный фаянс бесполезно царапать – стружка не образуется, а иголка может даже стираться об камень, поскольку показатели твёрдости фаянса намного превышают твёрдость бирюзы. Такой же результат получится, если поцарапать подделку, выполненную на основе разновидностей халцедона.
  6. Выбирая бусы или браслет из бирюзы, внимательно посмотрите на отверстие для нити – если внутренняя часть бусин светлее либо темнее поверхности, то это, несомненно, подделка.


Поддельный камень почти всегда портится после проверки, поэтому лучше все процедуры выполнять не с лицевой, а с обратной стороны.

Одна из главных характеристик натуральной бирюзы – это размер камня. В природе бирюза встречается небольшими кусочками. К примеру, бирюза размером с грецкий орех считается большой редкостью. Крупные камни окрашены неравномерно. Поэтому если перед вами большой камень с равномерной окраской, то это с большой вероятностью подделка. Хотя достаточно распространена прессованная бирюза, которая изготовлена из крошки натурального камня.

Ещё одна важная характеристика – цена. Бирюза – это драгоценный камень, который встречается в природе достаточно редко, поэтому украшения из бирюзы не могут стоить дёшево. Отсюда такое огромное количество подделок на ювелирном рынке.

Из чего только не изготавливают «бирюзу»? В ход идут даже окрашенные зубы и кости ископаемых животных. Иногда в продаже такой материал так и называют – «костяная бирюза». Очень часто вместо настоящей бирюзы предлагают похожие по окраске камни. Чаще всего это халькосидерит, а также десятки видов камней с разными незнакомыми названиями, которые значительно уступают оригиналу по характеристикам.


Самый качественный аналог-заменитель бирюзы – это турквенит. Он приближается по своим характеристикам к природной бирюзе, но отличается сильным фарфоровым блеском.

Характеристики бирюзы

Один большой кусок породы может дать множество равномерно окрашенных бирюзовых камней

По своему составу принадлежит к водным фосфатам меди и алюминия, который может частично замещаться окисным железом. Цвета бирюзы разнятся от голубоватых до зеленоватых тонов. Самой привлекательной является синяя бирюза без видимых включений. К достоинству таких камней относится гармоничное сочетание с золотой оправой. Но нередко бирюза обрабатывается с материнской породой, поэтому часто ней присутствуют разнообразные включения. По характеру включений выделяют следующие сорта бирюзы: прожилковая, узорчатая, вкрапленная, паутинная (сетчатая). Бирюза непрозрачна, однако камни ювелирного качества в тонких слоях просвечивают. Бирюза обладает восковым блеском и плотностью по Шкале Мооса в пределах 5-6 единиц. Плотность бирюзы от 2,6 до 2,75. Этот минерал очень хрупок, его не рекомендуется нагревать свыше 200 градусов Цельсия. Неравномерная плотность бирюзы обуславливает повышенную пористость в менее плотных образцах. Поэтому свойства бирюзы зависят от ее качества. Высокопористая бирюза исключительно матовая, она почти не полируется, ее если и обрабатывают, то почти всегда с пропиткой.

Название этого известного с древности минерала имеет персидское происхождение. Образовано оно от "фируза", что в переводе значит "камень счастья". Кто-то предполагает, что корень в другом персидском слове - piroza - "победа". Англичане именуют бирюзу - turquoise - переиначив французское словосочетание pierre turquoise - по-русски звучащее как "турецкий камень".

Брошь и отполированные бусины из бирюзы из шахты Аризонская Спящая Красавица. Бирюза именно такого цвета и гладкой поверхности наиболее ценится коллекционерами.

Ацтеки считали бирюзу закаменевшими слезами небесной богини. Бирюза была для них символом здоровья, процветания и любви. Испанцы времен Конкисты называли бирюзу "ацтекским камнем". А вот у мексиканских индейцев бирюза была "камнем войны", ею инкрустировали черепа поверженных врагов. В наши дни такие экспонаты демонстрируются в нью-йоркском музее североамериканских индейцев. У некоторых этих племен осколки бирюзы играли роль денег.

Бирюза цвета синего неба считается "молодой", такой цвет вызывает наличие ионов меди. За яркий синий цвет бирюзу естественно называли "небесным камнем". Бирюза зеленоватого оттенка считается "старой". Такой оттенок придают камню соединения железа, порой окрашивая минерал в желтовато-зеленые или яблочно-зеленые оттенки. Бирюза, как правило, устойчива к выцветанию от света, но высокая температура может изменить ее цвет и нарушить поверхностный слой.

Древние египтяне уже 6000 лет назад вырезали из бирюзы символизирующие мир фигурки скарабеев.

Ацтеки инкрустировали ей ритуальные маски. Американские индейцы вырезали из минерала фигурки животных - амулеты удачной охоты.

Качество бирюзы оценивают исходя из трех параметров: цвета, текстуры поверхности и наличия или отсутствия матрицы - включений материнской породы. Наиболее ценным считается синий цвет средней интенсивности, хотя некоторые покупатели отдают предпочтение зеленовато-синему, а современные дизайнеры смело включают в модели украшений бирюзу цвета авокадо и зеленого лайма. Большинство разновидностей бирюзы не имеют включений материнской породы, но встречаются образцы, на поверхности которых как бы располагаются пестрые или темные пятна, а иногда тонкие прожилки соединяют их, образуя как бы паучью сеть. Такие камни из-за своей относительной редкости также привлекают коллекционеров. Чаще всего бирюзе придают форму кабошона, круглых бусин, реже - форму ореху, но никогда не гранят, а только полируют. В арабских и персидских странах камни отличного качества иногда оправляют в золото.

Имитации бирюзы

Еще в 16 веке Агрикола писал о легкости подделки бирюзы. В наши дни самым распространенным способом подделки бирюзы является прессование окрашенного в синий цвет фосфата алюминия.

Они имеют очень схожий с настоящей бирюзой внешний вид и соответствующие плотность и твердость. Однако, в отличие от природного камня, эти подделки плавятся уже в пламени паяльной горелки. "Прессованная" бирюза изготавливается из слабоокрашенной или рыхлой бирюзы. Сырье измельчают, а затем прессуют с полистироловой смолой. Существуют также имитации из окрашенного обожженного гипса или алебастра. "Венская" бирюза производится совместным дроблением, нагреванием и прессованием смеси из малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты.

Мошенники не оставляют попыток усилить цвет бирюзы пропиткой ее берлинской лазурью. Но бирюза обладает лишь поверхностной проницаемостью, нетрудно на поверхности "улучшенного" обнаружить это искусственное окрашивание.

Низкокачественную бирюзу часто пропитывают парафином или воском, скрывая несовершенства полировки. В прошлом за бирюзу часто выдавали ондолит - ископаемую слоновую кость. Следует знать, что минералы варисцит и лазулит изредка обнаруживают сходство с бирюзой; оба они представляют не содержащие меди водные фосфаты алюминия. Плотность лазулита выше (около 3,1), а варисцита - ниже (около 2,4), чем у бирюзы. За нее также часто выдают окрашенный говлит из Калифорнии.

Любителям дешевой бижутерии следует знать, что в мире существует множество материалов, имитирующих их любимую паутинную бирюзу. Связующей массой в них являются синтетические пластмассы или коллоидальный кремнезем.

Синтетическая (искусственная) бирюза

Настоящая искусственная разновидность бирюзы не была известна вплоть до 1972 года, когда П. Жильсон открыл производство своей синтетической бирюзы. В отличие от александрита бирюза никогда не стоила дорого, так что главный побудительный мотив для ее синтеза не может преследовать коммерческих целей.

Эта бирюза подверглась детальному анализу Роберта Уэбстера. Он отметил, что по цвету синтетический образец скорее похож на бирюзу американского происхождения, чем на более качественную - иранскую. Зернистая структура искусственной бирюзы легко отличается от структуры природного минерала. Ее характерной особенностью является образование синих частичкой на беловатом фоне. Однако исследователь добавил, что материал Жильсона имеет очень приятный внешний вид, а также пригоден для высококлассной полировки. Необработанная искусственная бирюза Жильсона умеренно-синего цвета (марки "Клеопатра") и интенсивного синего (марки "Фарах") продается в зависимости от ее качества по цене в пределах 135 - 750 долларов США за килограмм сырья. Полированные бусы искусственной бирюзы идут по 8 долларов за карат, что в шесть раз дешевле высококачественной природной бирюзы.

Месторождения бирюзы

На этом фото показаны включения бирюзы в материнскую породу иранского происхождения.

Месторождения бирюзы находятся в странах бывшего СССР - Узбекистане, Таджикистане, Казахстане. Присутствуют они и на Кавказе, в Иране. В США бирюза обнаружена в округах Кларк и Эсмеральда штата Невада, в округах Лейк, Сагуач, Минерал и Конейос Колорадо, в округе Сан-Бернардино в Калифорнии, в округе Калберсон штата Техас и в округах Лос-Серрильос и Джерилла штат Нью-Мексико; также хорошие кристаллы добывают в штате Виргиния. Есть месторождения в Чили, Эфиопии, Австралии, Китае (в районе Тибета), Израиле. Бирюзу, добываемую на Синайском полуострове, в прошлом называли "египетской". Древними районами добычи там считаются Серабит-эль-Хадем и Вади-Могара.

Самая красивая синяя бирюза добывается на рудниках, расположенных в окрестностях Нишапура в провинции Хорсан в Иране. Она встречается в одной породе с лимонитом, которая заполняет трещины и пустоты в брекчированных порфировых трахитах. Если обломки бирюзы очень малы, то в этих случаях их не обрабатывают по отдельности, а распиливают вместе с сопровождающим ее лимонитом и продают как паутинную бирюзу.

Природная бирюза - довольно распространенный минерал, хотя образцы высокого качества редки.

Мистические свойства бирюзы

Бирюза превосходного качества как синее свежее весеннее небо настраивает на оптимистичный лад.

В эпоху Средневековья бирюзу почитали сильным оберегом от яда. Современное мифотворчество предписывает ее смелым людям, борцам со злом. Украшения из бирюзы соответствуют по характеру воинам - тем, кто готов рисковать за победу. С времен глубокой старины бирюзой инкрустировали гарды ножей и мечей. Украшения с бирюзой характеризуют человека как бесстрашного воина, сильного духом и нахрапом. Считалось, что камешек бирюзы на шее охранит всадника от падений. Также по легендам, бирюза улучшает стрелку или охотнику глазомер, поэтому кусочками бирюзы украшали раньше луки, а в наше время - ружья. Бирюза по поверьям финансистов обеспечивает успех в денежных делах. Говорят, что бирюза поддерживает мир в семье, устраняет причины супружеских ссор, поэтому некогда в России из бирюзы даже вырезали .

Бирюза - камень Тельцов и Стрельцов, планет Юпитера и Венеры. Девам она категорически противопоказана.

Лечебные свойства бирюзы

Бирюза обладает энергетикой Инь. Наиболее активной признают небесно-голубую бирюзу. Если украшение из нее стало тусклым, то это может служить указанием на начало болезни. Бирюза улучшает зрение, изгоняет бессонницу, избавляет от ночных кошмаров, успокаивает головные боли.

Индийские литотерапевты называют бирюзу важнейшим стимулятором горловой чакры, этот минерал по их утверждениям положительно влияет на голосовые связки, а также на щитовидную железу. Монгольские ламы признавали бирюзу индикатором здоровья человека: ее цвет отражает состояние владельца.

Тускнеющий или зеленый камень может послужить первым сигналом начавшегося заболевания (но помните, что цвет камня портится под воздействием мыла, спиртов и спиртовых духов, жиров). Предполагается, что цвет бирюзы может восстановиться, если ее станет носить совершенно здоровый человек с сильной аурой. Целебными природными свойствами обладает только настоящая бирюза. Ее имитации и искусственные камни не дают никакого эффекта.

Элуэлл Д. Искусственные драгоценные камни. - М.: Мир, 1986.

  • Рид П. Геммология. - М.: Мир, 2003.
  • http://www.gia.edu/
  • Как отличить натуральную бирюзу от подделки?

    Парадоксально, во всем мире бирюзовые рудники неуклонно сокращают добычу по причине истощения, а количество изделий с «бирюзой» и размеры вставок в украшениях постоянно увеличиваются. Для примера, Узбекистан с конца 60-х годов XX века являлся основным поставщиком бирюзы для ювелирной промышленности СССР . По состоянию на 2011 год, по сведениям автора, добыча бирюзы в Узбекистане не ведётся вообще.

    Еще пару десятков лет назад, покупая украшение из бирюзы, никто не мог даже предположить, что в изделии может быть не натуральный камень, а имитация. Сегодня, в начале XXI века, наблюдается противоположная картина - большинство покупателей нисколько не сомневаются, что любые ярко-синие вставки в украшениях и есть настоящая бирюза, а всё остальное - неизвестно что, но уж точно не она: «Мы что бирюзу настоящую не знаем!?»… Вряд ли этому стоит удивляться. Мы восторгаемся вкусами, полученными с помощью химии, потребляем продукты, изменённые на генном уровне, одеваемся в одежду, получаемую из нефти. Мир стал синтетическим и искусственным настолько, что приглушённая и утончённая натуральность отвергается нами как несовершенство.

    Написать статью о бирюзе меня побудили многочисленные заметки на разных сайтах, полемика на форумах, различия в терминологии и в переводах, «просветительские» опусы от продавцов камней, «объясняющие», что считать настоящим, а что нет, где каждый пытается обелить своё и очернить конкурентов. К сожалению, большая часть информации в виртуальном пространстве мало приближает нас к ответу на вопрос: что перед нами, красота природы или человеческого разума? Хочу предупредить, в данной статье, как впрочем и в любой другой, вы также не найдёте однозначного ответа. Всё же я надеюсь, что приведённые здесь сведения позволят сориентироваться в этом сложном вопросе и помогут избежать заблуждений и грубых ошибок при выборе украшений.

    Итак, бирюза, очаровательный камень более других самоцветов окружённый ореолом мистических поверий и бесконечного шарлатанства.

    Свойства.

    Бирюза один из самых изменчивых минералов. Мы все знаем и используем применительно к цвету слово «бирюзовый», но не задумываемся, насколько оно неполно характеризует цвет природной бирюзы. Ведь кроме классической бирюзовой существует белая, голубая, зеленая, салатная, желтая, коричневая бирюза, а также различные промежуточные оттенки и комбинации цветов. Окраска бирюзы может меняться в пределах одного месторождения и даже в пределах одного фрагмента сырья.

    Кроме равномерно окрашенной встречается бирюза с цветовыми переходами, вкраплениями, сеткой из других минералов - так называемая «бирюзовая матрица».

    Иногда вмещающая порода придаёт бирюзе свой тон - рыжеватый, черный, коричневый или более темные оттенки зеленого и синего цвета. Такая пестрая бирюза высоко ценится, прежде всего, коллекционерами, сетчатой бирюзы, так же как и камней с вмещающей породой, неоднородной и переменно-окрашенной с каждым годом становится всё меньше.

    Бирюза самого яркого и насыщенного «бирюзового» цвета на мировом рынке ювелирных камней считается идеальной. Цвет такой бирюзы называется «королевский синий» («Royal Blue»). Подавляющее большинство месторождений в мире не содержит такой бирюзы вообще и лишь на некоторых рудниках она встречается в количестве не более 100 грамм на тонну (!) более низкосортной. Тем не менее, в дело идет практически вся добываемая бирюза, невзирая на качество. Конечно, никто не использует мелоподобную субстанцию неопределённого бледного цвета в украшениях. Такое сырьё либо "улучшают" (стабилизируют), либо используют в качестве основы для производства так называемой восстановленной бирюзы.
    Кроме цвета различается бирюза по плотности и твёрдости. Обычно эти две характеристики связаны. То есть чем выше твёрдость, тем плотней камень и тем выше он ценится. Понятно, что более твёрдые камни будут меньше царапаться и стираться в процессе эксплуатации украшений.
    Еще одно свойство - пористость. В той или иной степени она присуща любой бирюзе. Разумеется, монолитные агрегаты менее пористы и потому ценятся выше.

    Из-за пористой структуры бирюза способна впитывать жиры, масла и жидкости и при этом менять цвет, что, по-видимому, породило легенды об изменчивости камня при смене владельца. С точки зрения физики в этом нет никакой мистики. У каждого владельца украшений свои привычки и потому, когда один человек, к примеру, постоянно контактирует с жидкостями, то бирюза в его кольце будет напитана влагой и соответственно будет более тёмная. Если у кольца появится более «сухой» владелец, то через какое-то время камень испарит внутреннюю влагу и поблекнет. Чем не сценарий для суеверного повествования?
    Стоит отметить, насыщенность цвета натуральной бирюзы в украшениях будет меняться в любом случае в зависимости от стиля ношения и привычек владельца. В средневековье бирюзу называли «камнем мясников» из-за того, что у людей, контактирующих с животным жиром, были самые сочные бирюзовые украшения. Видимо это наблюдение в дальнейшем способствовало появлению процессов улучшения качества камней путем пропитки.

    С древних времен добыча бирюзы не могла покрыть высокий спрос на камень. И во все времена торговцы пускались на всевозможные ухищрения, чтобы повысить качество и стоимость товара. История не сохранила имен «изобретателей», когда-то придумавших методы улучшения внешнего вида бирюзового сырья, но в настоящее время многие из этих древних методов получили развитее с учетом современных технологий. В наши дни бирюзовое сырье пропитывают парафином и воском, акриловыми красками и эпоксидными смолами, бомбардируют электронами и варят в автоклавах…

    Процессы улучшений бирюзы многочисленны и применяются в зависимости от качества сырья. Обычно производители не склонны делится технологическими секретами с конкурентами и потому во многих случаях ограничиваются лишь упоминанием об изменениях, не вдаваясь в детали. На международном рынке ювелирных камней сложилась терминология, обозначающая, каким воздействиям подверглось бирюзовое сырьё.

    Терминология.

    Натуральная бирюза (natural turquoise).

    Камень без изменения химического состава и без каких-либо манипуляций по изменению твёрдости, цвета, пористости. Т.е. камень, который был найден в природе и которому придана форма в соответствии с замыслом мастера. Кроме обточки, шлифовки и полировки камень не подвергается никакой обработке. Натуральная бирюза по причине естественной пористости в той или иной степени может со временем изменять цвет из-за впитывания масел и жиров при контакте с телом человека и окружающей средой.

    Стабилизированная бирюза (stabilized turquoise).

    Натуральный камень, который был изменен химически с целью снижения пористости. Целью процесса стабилизации является предотвращение дальнейшего изменения окраски камня из-за нежелательного впитывания и последующего вымывания/испарения жиров и жидкостей. В результате стабилизации цвет камня становится насыщеннее. Эффект аналогичен повышению яркости окраски, к примеру, ткани при намокании или потемнению поверхности дерева при увлажнении. Стабилизация методом пропитки воском, жирами или маслами применялась издревле. И до сих пор пропитка парафином является одним из наиболее доступных методов повышения внешних характеристик натурального сырья . В промышленных условиях чаще применяется пропитка эпоксидной смолой или полистиролом.

    Облагороженная или улучшенная бирюза («color-treated turquoise)», «color-enhanced turquoise», «color-infused turquoise» - примерный перевод: «пропитка цветом», «улучшение цвета», «вымачивание в красителе»).

    Натуральная бирюза, пропитанная красящим химическим составом с целью улучшения цвета. В некоторых случаях в состав пропитки кроме красителя вводят вещества повышающие твёрдость камня. Облагороженная бирюза обычно выглядит более сочно, нередко с характерным пластиковым блеском. Процессы облагораживания и стабилизации близки. И в первом и во втором случае используется пористость бирюзы и способность к впитыванию химических составов. Иногда в американских публикациях пропитку маслом или парафином (воском) выделяют в отдельный метод облагораживания (waxing and oiling), а пропитку красителем называют окрашиванием (dyeing).

    Восстановленная или прессованная бирюза (reconstituted turquoise) - практически не производится в настоящее время (прим. редакции - 05.2014).

    Это бирюзовая крошка, некондиционные обломки и прочие отходы бирюзы, связанные эпоксидной смолой или полистиролом и спрессованные в куски пригодные для обработки. Нередко в связующий полимер добавляют краситель.

    Синтетическая бирюза (synthetic turquoise).

    В наше время сложно найти ювелирный камень, который бы не синтезировали в лабораторных условиях. В ряде случаев синтетические камни практически неотличимы от своих натуральных собратьев ни по химическому составу, ни по физическим свойствам. Бывает, стоимость синтетических аналогов соизмерима со стоимостью природных камней. Это обусловлено тем, что многие процессы синтеза весьма трудоемки, а некоторые нерентабельны для получения ювелирного сырья.
    Вспомним хотя бы историю синтеза алмазов. Впервые синтетические алмазы получили шведы еще в 1953 году, однако синтезировать алмазы ювелирного качества удалось в СССР лишь в конце 1960-х, а вывели рентабельную синтетику на рынок бриллиантов только в начале 2000-х производители из США.

    Попытки синтезировать бирюзу также имеют долгую историю. Вот что об этом можно прочесть в книге Т.И. Менчинской «Бирюза» :
    «Синтетическая бирюза впервые получена М. Гофманом в Германии в 1927 г. По твёрдости, плотности и химическому составу практически соответствует природной бирюзе. В 1972 г. синтетическая бирюза получена во Франции. Этот синтетический материал однороден, имеет прекрасный бирюзово-голубой цвет и ближе всех синтетических имитаций к лучшим образцам иранской бирюзы. Кабошоны из этой искусственной бирюзы неотличимы от природной даже при точных исследованиях. [...] По основным физическим свойствам искусственная бирюза идентична природным разностям. Отличия существуют в микроструктуре. [...]
    Синтетическая бирюза, практически неотличимая от природной, получена в конце 70-х гг. во Всесоюзном научно-исследовательском институте синтеза минерального сырья Е.Е. Лисициной. Синтезированы как однородные разности яркого голубого цвета различных оттенков, так и разности с характерными текстурными особенностями, близкие к сетчатой или паутинной бирюзе. По химическому составу эта бирюза аналогична природной.»

    Отличить синтетическую бирюзу от природной задача непростая. Ведь кроме одинакового внешнего вида они идентичны по химическому составу и физическим свойствам. Успокаивает лишь тот факт, что синтетика в действительности является бирюзой. То есть реальным минералом, а не обманом.

    Перечисленные выше методы улучшения и синтеза бирюзы основаны на манипуляциях с натуральным минералом или синтезированным в точном соответствии с природной формулой сырьём и потому, по мнению автора, к ним применим термин «бирюза». Ниже описаны имитации, в основе которых натуральной бирюзы как таковой нет вообще, и потому использование в них названия этого минерала является откровенным обманом и призвано ввести в заблуждение доверчивых и неосведомлённых покупателей.

    Имитация бирюзы другими минералами (imitation turquoise).

    Некоторые минералы схожи с бирюзой по внешнему виду и потому могут выдаваться за бирюзу в изделиях. Из них можно упомянуть фостит, рашлейчит, варисцит, хризоколлу и другие. Список схожих минералов довольно обширен и читатели могут поискать возможные имитации в Интернете.

    Некоторые минералы способны, так же как и бирюза, впитывать химические составы. Этот позволяет создавать имитации путем окрашивания. Один из наиболее известных имитирующих минералов - говлит (синонимы: силикоборокальцит, каулит, турквенит). Это минерал белого или серовато-белого цвета иногда с бурыми или чёрными прожилками похожими на бирюзовую матрицу. Легко поддается окрашиванию и потому широко используется в виде имитаций бирюзы, других ювелирных и поделочных камней, а также кораллов. Имитации из говлита очень схожи с натуральной бирюзой. Обычно выдает более сочная окраска и низкая цена.

    Встречаются имитации сложного состава, такие как «венская бирюза» - смесь малахита с гидроокисью алюминия и фосфорной кислотой; неолит или бирюза Риза - имитация бирюзы с вмещающей породой из искусственного байерита - побочного продукта алюминиевого производства; необирюза - имитация бирюзы из гиббсита и фосфата меди .

    По моим наблюдениям минералогические имитации в наше время встречаются всё реже, ввиду победного шествия искусственной бирюзы из полимерных и керамических заменителей.

    Искусственная бирюза (simulated turquoise).

    Материал, похожий на бирюзу только по цвету. Обычно в качестве замены используют пластмассу, керамику, стекло, эмаль. Искусственная бирюза - продукт химических манипуляций, обсуждать который в рамках статьи не имеет смысла.
    Стоит признать, подавляющее большинство поделок с ярко-голубыми «бирюзовыми» вставками - бижутерия, бусы, бисер, броши, сувениры, - на ценниках которых гордо красуется термин «бирюза» не имеют ничего общего ни с бирюзой, ни с минералами вообще.

    Покупая бирюзу.

    Решение о покупке того или иного изделия с бирюзой или имитацией каждый принимает сам. Кто-то предпочитает только натуральные камни, для кого-то важней цвет или размер и безразлично каким обработкам подверглось натуральное сырьё. Ну а кому-то первична низкая цена и броскость изделия и совершенно неважно, из чего оно сделано. Невежественность и безвкусие потребителей стимулирует производителей создавать откровенный поточный ширпотреб из отходов химического производства и дешёвого сырья, сомнительного происхождения. Увы, мы сами формируем предложение своим заниженным спросом, а потом пытаемся найти жемчужины в горах мусора…

    При покупке надо понимать, что приобрести изделия из натуральной бирюзы или хотя бы из улучшенного бирюзового сырья задача непростая. Обычно при продаже ювелирных изделий продавцы ссылаются на данные товарных ярлыков, которым нельзя всецело доверять. Во-первых, информация о ювелирных камнях в больших ювелирных магазинах не проверяется, а просто переписывается из сопроводительных документов. При этом камни от добычи до ювелирного магазина проходят через многие руки, и установить на каком этапе и кем была проведена геммологическая аттестация, определена подлинность, сортность, ценность практически невозможно. Во-вторых, отсутствует надлежащий международный контроль за рынком драгоценных камней, и у продавцов появляется естественное желание изменить характеристики в свою пользу. В-третьих, для определения качества и подлинности камней нужен опыт, профессиональные знания и специальное оборудование. И даже если магазин содержит в штате профессионального геммолога, то его технической оснащённости может быть недостаточно, чтобы установить подлинность и качество камня. К тому же штатный геммолог больше заинтересован в благополучии работодателя, а не в установлении истины.

    В мире существуют специальные независимые центры сертификации, в которых осуществляется всесторонняя проверка ювелирных камней с выдачей сертификата. Геммологические сертификаты являются гарантом подлинности и ценности камня. Часто экспертиза делается на партию камней, если они еще не были оправлены.

    К сожалению, нет однозначной методики, по которой можно было бы отличить натуральную бирюзу от подделок и улучшений, но при наличии некоторого опыта и внимательности можно избежать явных недоразумений при покупке украшений. Зачастую достаточно беглого осмотра минерала, чтобы отличить природную неповторимость от шаблонной имитации. В других случаях для установления истины требуется сложная геммологическая экспертиза. Приведу некоторые косвенные признаки, позволяющие отличить натуральный камень от имитаций.

    Цена.

    Натуральная бирюза не может быть дешевой. На минералогических и ювелирных рынках цена натуральной бирюзы варьируется от десятков до нескольких сотен долларов за 1 карат (0.2 грамма) и сильно зависит от качества сырья. Чем сочнее цвет, равномерней окраска и больше однородный фрагмент - тем камень дороже. Стоимость стабилизированной и облагороженной бирюзы ниже натуральной при аналогичных внешних свойствах. При покупке изделий это можно использовать как косвенный признак.

    Как правило, высокосортную бирюзу используют в дорогих украшениях в сочетании с золотом и бриллиантами. С серебром используют либо натуральную бирюзу более низкого качества, либо стабилизированную, улучшенную или восстановленную.
    Наивно предполагать, что бусы из однотонно-окрашенных крупных голубых камней и надписью «бирюза» на ярлыке по цене меньше 1000 долларов содержат натуральную бирюзу. В лучшем случае это минералогическая имитация, в худшем - керамика или пластик.

    Несколько слов о бирюзе более низких сортов. Обычно такая бирюза традиционно используется в национальных изделиях американских индейцев, в тибетских украшениях, в поделках мастеров Ближнего Востока и Средней Азии. Это может быть натуральная бирюза с неравномерной и «нестандартной» окраской, сетчатая, с вкраплениями вмещающей породы и т.п. Подчас такая бирюза выглядит весьма оригинально, при этом имеет относительно невысокую цену и главное - рождена природой. Пример - Бирюза в серебре Тибет

    Величина камней.

    Встретить крупный фрагмент высококачественной бирюзы большая удача. Вставки из высокосортной натуральной бирюзы не могут быть большими. Фрагменты величиной с грецкий орех и более чрезвычайно редки. Большие фрагменты обычно неравномерно окрашены и либо распиливаются на более мелкие однородно окрашенные куски, либо облагораживаются каким-либо из перечисленных выше способов. Если в дорогом изделии красуется равномерно окрашенный камень насыщенного бирюзового цвета величиной с миндальный орех, то скорей всего это облагороженная, синтетическая или восстановленная бирюза. В свою очередь бирюза с неравномерной окраской, пятнистая, сетчатая, с вкраплениями породы и т.п. обычно используется в виде крупных вставок, позволяющих в одном фрагменте показать все оттенки необычного натурального минерала.


    Цвет.

    Чем насыщенней цвет, тем больше вероятность, что это в лучшем случае облагороженная или синтетическая бирюза, в худшем - пластиковая имитация. Самая дорогая первосортная бирюза обладает равномерным насыщенным цветом. Более бледная ценится ниже. Крупные и однородные камни неклассической окраски тоже могут иметь высокую стоимость, особенно коллекционные образцы. По мнению автора, изделия из натуральной бирюзы неравномерного окраса выглядят подчас более выигрышно по сравнению с однотонными бирюзовыми камнями, вызывающими сомнения в их подлинности и ассоциирующиеся с дешёвыми имитациями или химическими улучшениями.

    «Презумпция виновности».

    Перефразируя народный старательский постулат - «если вы сомневаетесь что перед вами золото, значит это точно не золото», - не стоит считать натуральной никакую бирюзу, в натуральности которой вы сомневаетесь. Если вас уверяют в обратном, то предложите представить доказательства или попросите разрешения провести испытания камня.

    К сожалению, выявить стабилизированную и синтетическую бирюзу или минеральные имитации куда сложнее. Без специальных лабораторных исследований это не всегда под силу даже профессиональному геммологу.

    Заключение.

    По мнению автора, даже самые невзрачные, но натуральные камни гораздо ценнее облагороженных и измененных минералов. Натуральный камень это часть природы - естественная, единственная, неповторимая. Невозможно найти два одинаковых камня, так как природа не способна на унификацию и тиражирование, в отличие от человека, который своими действиями пытается улучшить творение природы сделать его внешне идеальным и… обезличивает камень, приближая по виду к куску крашеной пластмассы.

    По данным «International Gem Society» только 0.1% добываемой в мире бирюзы относится к высшему сорту и менее 3% ювелирных украшений с бирюзой содержат именно натуральную бирюзу. Потому не стоит обольщаться по поводу ювелирных камней в украшениях, заполнивших рынки постсоветского пространства. Наверняка статистика соотношения натуральных камней к всевозможным имитациям и подделкам здесь еще печальней. Ассортимент изделий с «голубыми камнями» велик и продолжает расширяться и можно сделать выводы, что покупателям важна не натуральность и естественность природной красоты, а скорей яркость, величина и цена. Спрос, как известно, порождает предложение и желание удовлетворить этот спрос любым, даже нечестным путем. Оттого эта неестественная синева во всевозможных украшениях на прилавках магазинов бижутерии и мишуры, предлагаемая по бросовым ценам.

    В ювелирных магазинах мне лишь несколько раз встречались изделия с натуральной или неотличимой внешне синтетической бирюзой. Это были золотые украшения с соответствующей ценой. Подавляющее же большинство украшений и изделий со вставками из «бирюзы», продаваемых как в солидных магазинах, так и сувенирных лавках не имеют с натуральным камнем ничего общего.
    Как же быть любителям утонченной естественной красоты натуральных камней и ценителям художественных изделий истинных мастеров и честных ювелиров? Увы, на это вопрос нет однозначного ответа. Можно лишь посоветовать быть осторожными. Не покупать ювелирные украшения и самоцветы в сомнительных местах, спрашивать сертификат, консультироваться со специалистами и знатоками…

    Статья о подделках бирюзы на нашем сайте - Подделки бирюзы

    Список использованной литературы:

    1. Менчинская Т.И., «Бирюза», изд. 2. - М.: Недра, 1989 г.

    2. http://en.wikipedia.org/wiki/Turquoise

    3. http://www.mindat.org/min-4060.html

    4. http://www.skystonetrading.com

    5. Госкомгеологии РУз, ГП «Геологический музей».

    6. Сергей Денин, http://protey-wood.com/

    Первыми, кто научился имитировать бирюзу, были египтяне. Интересно, что изготовлением поддельной бирюзы занимались еще в Древнем Египте, где мастера использовали стекло, окрашенное кобальтом, а также спек карбоната кальция, соды, кремнезема и медных компонентов для изготовления материала, похожего на бирюзу, ещё в 5 тысячелетии до нашей эры.

    Позже появились поделки из цветного стекла, фарфора; из кости, пропитанной солями меди, окрашенные пластические массы (сначала - галалит и целлулоид), и другие простые имитации.

    Голубой и синий материал разных тонов иногда измельчали в порошок и затем прессовали вместе с порошком или крошкой натуральной бирюзы, добиваясь «природной» неоднородности камня.

    Природная бирюза отличается от имитирующих ее минералов и других материалов физическими свойствами (твердостью, плотностью, цветом, люминесценцией, восковым блеском и др.). Под микроскопом структура поверхности природной бирюзы имеет характерный вид: на светло-голубом фоне наблюдаются темно-синие диски или беловатые обломки и включения.

    В синтетической бирюзе при достаточно большом увеличении на более светлом фоне наблюдаются угловатые голубые частицы. Линия абсорбции, характерная для природной бирюзы, отсутствует в спектрах поглощения синтетической бирюзы и имитаций. Тест горячей иглой может выявить облагороженную бирюзу: в месте прикосновения горячей иглы выплавляется парафин или камень обесцвечивается. Пластмассы и смолы от горячей иглы плавятся.

    Синтетическая бирюза отличается от природной текстурой (под микроскопом) и различным характером взаимодействия с разбавленной HCl.

    Поскольку бирюза характеризуется довольно широким интервалом физических свойств, ее идентифицируют комплесным исследованием с применением рентгеновских, спектральных (в ИКи видимой областях) методов и электронной микроскопии (наблюдаются пластинчато-призматические микрокристаллы).

    Сегодня искусственная бирюза для украшений используется чаще всего. Она изготавливается из алюмофосфатов меди, из окрашенных синтетических пластмасс и керамических материалов с красящими добавками (иногда в качестве добавок используются отходы натуральной бирюзы), а также имитацией служит хризоколла, варисцит и покрашенный в голубой цвет говлит.

    Особенно тяжело (что касается определения имитации и подделки) дело обстоит именно с бирюзой, так как ее подделывают не только поверхностым окрашиванием пластмасс и гипса, то также и красят похожие минералы, например говлит и различные кварцы . Сейчас даже научились создавать синтетическую бирюзу, которая очень похожа по составу на натуральную, и даже опытные геммологи не могут точно ее идентифицировать.

    Итак, поначалу - нужно внимательно рассмотреть дырочки-отверстия (бирюза пористая): если внутри отверстия материал белый, это подделка.

    Можно потереть камень влажной салфеткой и посмотреть, не останется ли на ткани краска, но это не очень надёжно - краситель может быть и крепкий. Или попробуйте хорошенько потереть ваткой, пропитанной спиртом. Если камень окрашен, ватка запачкается. Но данный метод выявляет только поверхностную дешевую прокраску.

    Можно подержать бирюзу над спичкой: если будет чернеть и плавиться, если появится характерный пластмассовый запах - значит это пластик под видом бирюзы. Все действия надо осуществлять с обратной стороны камня, так как в основном проверка приводит к повреждению камня.

    Попробуйте поцарапать бирюзу иголкой. Если камень не царапается, а об него стирается иголка, то перед вами скорее всего имитация из фаянса, стекла или халцедона (когда твёрдость камня больше 5,5 по Мосу, такого не может быть у бирюзы).

    Если бирюза царапается слишком легко, стружкой или белым порошком - это пластик. Белые полосы под верхним цветным слоем тоже сомнительны, так как природная бирюза окрашена по всей глубине.

    Накалите иголку и коснитесь камня. На облагороженной бирюзе (крашенной, пропитанной смолами или воском) в месте прикосновения изменится окраска или же выступит капелька пропитки. Пластиковые имитации начнут плавится с характерным запахом горелой пластмассы. Одонтолит издает запах жжёной кости.

    Хорошим критерием "природности и натуральности" бирюзы является её размер и цена. Размер более половины сантиметра - это уже достаточно большие вставки, они говорят о том, что это либо пресовка из крошки, либо имитация. Помните, что ювелирная природная бирюза - редкий и дорогой минерал, к тому же в природе встречается лишь маленькими кусочками, вряд ли из него будут делать бусы.

    Цена изделия даже с небольшой вставкой из природной бирюзы начинается в среднем от 200 долларов, все что дешевле - не бирюза!

    Заменителем бирюзы, как уже было сказано, могут служить также кости или зубы ископаемых животных. Их окрашивают солями железа или меди. При окрашивании железом получается синий цвет, а зеленый будет, если окрасить медью. Такие кости хорошо режутся, полируются, и изделия из них часто продают, как бирюзу. Так что, если вы видите такое непонятное название - бирюзу костяную, или бирюзу западную, будьте уверены, что к натуральной бирюзе это имеет мало отношения.

    Сегодня есть немало камней, продаваемых под видом бирюзы . Чаще всего предлагают халькосидерит, алюмохалькосидерит, рашлеит, фостит (фаустит), вардит, варисцит, хризоколла, донтолит, стелларит и т.д. Многие из них уступают бирюзе по качествам. Окрашенный ховлит (силикоборокальцит), гораздо ярче, легче и мягче бирюзы. Часто предлагаемые из США кварц и окрашенный халцедон прозрачнее и обладают меньшей плотностью.

    Но некоторые из "дублеров-аналогов" обладают хорошими характеристиками. Например, турквенит - очень достойный заменитель бирюзы (месторождения его сильно истощены), по некоторым характеристикам превосходит даже облагороженную бирюзу. Он не трескается от нагревания, не меняет цвет, не боится воды и света. В сущности, от бирюзы турквенит отличается лишь фарфоровым блеском (в отличие от воскового или шелковистого блеска, свойственного натуральной бирюзе).

    Варисцит и лазулит

    Варисцит и лазулит - минералы, сходные с бирюзой; оба они представляют собой водные фосфаты алюминия, но не содержат меди. Плотность лазулита составляет 3,1 г/см3 (больше, чем у бирюзы), твердость - 5,5, показатель преломления 1,61 - 1,64. Иногда лазулит называют "голубым шпатом". В отличие от скрытокристаллической бирюзы он представлен тонкозернистым материалом.

    У варисцита плотность около 2,4, твердость - 4 - 5, показатель преломления до 1,57. Окраска зеленая, темно-зеленая, голубая, желтая. Блеск стеклянный. Образует корочки, желвачки, редко кристаллы октаэдрического облика. Спайность отсутствует. Наиболее распространенные разности варисцита развиваются в виде глазков, что не характерно для бирюзы.

    Высококачественный варисцит такая же редкость как и хорошая бирюза, если не более редкий.

    Окрашенные минералы:

    Окрашенный ховлит - силикоборокальцит, легче бирюзы и мягче ее. Цвет окрашенного материала может быть очень ярким, цена на него значительно ниже.

    Окрашенные кварц и халцедон - материал, значительно более дешевый, чем бирюза, предлагается американскими поставщиками. Эти камни прозрачнее бирюзы, легче (плотность 2,63 г/см3), с меньшим показателем преломления - 1,53 и большей твердостью (6,5 - 7).

    Органические соединения:

    Одонтолит. В прошлом за бирюзу часто выдавали одонтолит - ископаемую слоновую кость, окаменелые зубы или кости ископаемых животных, частично замещенные фосфатами железа или меди и окрашенные в синий и в зеленый цвет. Внешне материал очень похож на бирюзу. Показатель преломления одонтолита 1,57 - 1,63. Твердость 5. Плотность выше 3 г/см3. Вскипает от соляной кислоты. В шлифах видна первичная органическая структура минерала.

    Надежным способом отделения бирюзы от поделочных материалов органического происхождения является способность органики к горению.

    Искусственные минералы и материалы:

    Удачные подделки получаются при прессовании осадка фосфата алюминия, окрашенного в синий цвет при помощи олеата меди, поскольку он имеет почти такой же внешний вид, твердость и плотность, как и бирюза. В отличие от природного камня искусственный материал плавится в пламени паяльной трубки.

    "Венская бирюза" - это имитация, получаемая путем совместного дробления, нагревания (больше 100 о C) и прессования смеси малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты . Формула этого материала отличается от бирюзы. Твердость спрессованной бирюзы около 5. Плотность 2,4, при насыщении водой увеличивается до 2,6 г/см3. Показатель преломления 1,45. При нагревании эта подделка чернеет или сплавляется в черное стекло, а не растрескивается, как бирюза.

    "Синтетическая бирюза" (неолит) - распространена с 1957 года. Камень приятного внешне голубого цвета, иногда с извилистыми прожилками "основной массы". Это смесь байерита и фосфата меди, а основная масса - аморфное соединение железа. Байерит - побочный продукт алюминиевого производства, по составу аналогичен гидраргиллиту. Твердость около 4. Показатель преломления 1,55. Плотность 2,4 г/см3. Практически неолит идентичен венской бирюзе.

    Искусственная бирюза , состоящая из мелких зерен голубого и белого материала, сцементированных алкидной смолой была создана В 1953 г. в Америке. Твердость этой бирюзы около 2,5. Плотность 1,85 г/см3. В отдельных образцах твердость достигает 3,5, а плотность 2,39 г/см3.

    Стекло и эмаль - впервые использовались как имитации египтянами за 5 тыс. лет до н. э. для получения материала, похожего на бирюзу. Стеклянные бусы голубого цвета были найдены в усыпальнице Тутанхамона (1350 до н. э.), они были окрашены кобальтом. Современные стеклянные бусы также делают под бирюзовые. Эмали, имитирующие бирюзу, представляют собой слега обесцвеченное силикатное стекло с примесью смеси окислов металлов. Большинство имитаций из стекла имеет более высокую плотность по сравнению с природной бирюзой.

    Пластик - это конечно самая дешевая имитация бирюзы. Из него отливают кабошоны, иногда с характерным для бирюзы рисунком паутины. Но окраска пластиковых изделий слишком совершенная. Они легче, мягче, не пористые и без характерного воскового блеска, наоборот - блестят глянцево. При использовании коллоидного кремнезема, в качестве связующей массы плотность получаемого материала равна 2,65.

    Дуплет. За бирюзу часто также выдают и дублет из халцедона и стекла.

    В настоящее время в ювелирных изделиях используется и синтетическая бирюза .

      Давайте разберёмся, какие разновидности натуральной бирюзы существуют в природе и чем они отличаются?

      Капризная бирюза

      Камень хрупкий, ломкий, боится солнечного света, перегрева, переохлаждения и любых химических реагентов. Ее можно смазывать животным маслом, изредка мыть в воде комнатной температуры.

      Что такое бирюза?

      Бирюза относится к гидратированным фосфатам меди и алюминия. Это полудрагоценный и поделочный камень с богатой цветовой палитрой – от лазурно-голубого до бледно-зелёного цвета. Непрозрачна, имеет восковой блеск.

      Залегает гроздями округлых конкреций, скрытокристаллическими формами, мелкими круглыми зёрнами, прожилками и корочками, похожими на налёт. Конгрегации исчерчены тёмными прожилками.

      Бирюза высоко ценилась с древности, потому что и в прошлом крупные месторождения отсутствовали. Это породило немало историй о её происхождении. В Азии считали, что в бирюзу превращаются кости людей, умерших от несчастной любви. Сейчас бирюза добывается на медных рудниках в качестве побочного продукта.

      Как умирает бирюза?

      «Живёт» минерал недолго - несколько лет. Если с камнем обращаться бережно, может дожить и до 150 лет, но это большая удача и редкость. Именно поэтому в Тибете её считали живым существом в минеральном обличии.

      С такими свойствами бирюза сложна в обработке, создании украшений и его эксплуатации. В необработанном виде цельную бирюзу найти сейчас почти невозможно.

      Камнерезы и ювелиры используются различные способы укрепления и продления жизни самоцвета.

      Укреплённая бирюза

      Повышенная мягкость свойственна бирюзовой породе. Пористую, ломкую бирюзу пропитывают специальными прозрачными смолами и составами, в результате чего получается укреплённая бирюза. От капризных и неудобных свойств природной бирюзы она избавляется не полностью, может выгореть на солнце, но уже в значительно меньшей степени. Современные методы укрепления минерала настолько совершенны, что такая бирюза вообще ничем внешне не отличается от природной.

      Облагороженная бирюза

      Облагороженная бирюза – это «усовершенствованная» бирюза укреплённая. Обычно под облагораживанием бирюзы подразумевают подкрашивание и придание блеска бирюзовой породе. Облагороженная бирюза очень яркая, глянцевая, обладает насыщенным цветом. Несмотря на «пластмассовый» вид, этот технологический тип бирюзы достаточно дорог. Для её изготовления требуется только высокосортный минерал.

      Прессованная бирюза

      Отходы высокосортной цельной бирюзы идут на производство бирюзы прессованной (восстановленной). Бирюзу измельчают в порошок, а затем с помощью специальных цементов скрепляют и прессуют.

      При этом получается продукт полностью натуральный, и притом более прочный, чем цельная бирюза: устойчивый к световым и температурным воздействиям, долговечный и дешёвый.

      Когда вы создаете украшения из натуральной бирюзы, обращайтесь с ним бережно, не оставляйте под прямыми лучами солнечного света, во влажном месте. Не стирайте его порошками, мылом или другими чистящими средствами в горячей воде.