Кратер рамон в израиле. Зимнее путешествие к кратеру рамон. Экскурсия в Махтеш Рамон

Кто сказал, что зимой в Израиле нечего делать? Зима – лучшее время для путешествий, особенно если речь идет о пустыне. Сегодня мы приглашаем вас в путешествие в самое сердце пустыни Негев, где находится уникальный природный объект – эрозийный кратер Рамон.

Вид сверху на кратер Рамон. Фото: Википедия

Иногда это место называют лунным пейзажем. Скорее, его следовало бы назвать марсианским – к этому нас склоняет цветовая гамма, где преобладают цвета охры и терракота. В одном эти определения сходятся: этот пейзаж трудно назвать земным, уж слишком фантастическим кажется этот странный кратер.

И тем не менее он имеет вполне земную природу. Вначале, вследствие поднятия почвы, в твердом поверхностном слое горной породы образовались трещины. Затем в них проникла вода и образовалась гигантская полость под землей. Верхний слой истончался до тех пор, пока не случилось его обрушение, и тогда образовался кратер, который впоследствии размывали зимние дожди и наводнения. Это продолжалось миллионы лет, пока кратер Рамон не достиг своих гигантских размеров: 40 километров в длину, 9 километров в ширину и 350 метров в глубину.

Склон кратера Рамон. Фото: Википедия

Еще сравнительно недавно здесь велась добыча полезных ископаемых, пока в 1998 году не появился правительственный план сохранения и восстановления естественного ландшафта. За прошедшие с тех пор почти два десятилетия значительно увеличилась популяция диких животных, населяющих этот район.

Отступление № 1
Кратеров с именем Рамон в нашей Солнечной системе два. Один, как уже говорилось, находится в пустыне Негев, а другой – на Луне. Это небольшой ударный кратер в южном полушарии обратной стороны Луны, названный так в 2006 году в честь израильского астронавта Илана Рамона, трагически погибшего в 2003 году в катастрофе космического корабля «Колумбия».

Отступление № 2
Слово «кратер» греческого происхождения, а в современные языки пришло из латыни. Первоначально это слово обозначало чашу, сосуд, а позже стало использоваться для обозначения формы рельефа – земного, лунного и так далее. Кратеры бывают вулканические (когда в результате вулканического выброса образовалась «чаша»), ударные (возникающие в результате падения метеоритов) и эрозийные (образующиеся в результате эрозии почвы).

Ближайший населенный пункт – городок Мицпе-Рамон, расположенный в 80 километрах к югу от Беэр-Шевы. Здесь можно будет запастись провизией перед путешествием к собственно кратеру. Городок хоть и небольшой, но располагает самой большой в Израиле астрономической обсерваторией с диаметром телескопа в один метр.

Впрочем, заезжать в Мицпе-Рамон необязательно, а вот спуститься на дно кратера, если вы уже до него добрались, рекомендуется.

Там, на дне, вы увидите странный указатель «Лесопильня» («Минсара»). Не спешите искать лесные насаждения, их здесь нет. Вместо бревен и полен вы найдете на «лесопильне» каменные бруски диаметром в 10- 20 см, отдаленно напоминающие дрова. Это и есть «лесопильня» – интересное природное явление. «Поленья» – это осколки кварцевых монолитов, появившихся здесь миллионы лет назад в результате выброса магмы из земных недр.

В северной части кратера протекает ручей Ардон. Сам по себе он менее интересен, но идя по его руслу, можно наблюдать интересный природный феномен, получивший название дайки – вертикальные полосы застывшей магмы, «врезавшиеся» в другие геологические породы

Судя по этим геологическим «свидетельствам», здесь когда-то бывали и вулканические извержения. Кратер Рамон может многое рассказать о своем происхождении. Когда-то здесь было море. На это указывает Стена аммонитов – геологический слой, в котором обнаруживаются окаменелости аммонитов – морских животных глубокой древности, способных плавать. Возможно, в результате тектонической деятельности возникли трещины, куда ушла вода, и это привело к внезапной гибели животных. Найти «Стену аммонитов» будет нелегко, поскольку отсутствуют указатели. Их убрали сознательно, поскольку, несмотря на запрет, туристы отламывали окаменелости и пытались унести их с собой в качестве сувениров.

Кратер Рамон изобилует не только геологическими аттракциями, но и историческими объектами. Один из них – руины древнего набатейского караван-сарая, находящегося на «Пути благовоний». Этот торговый путь связывал юг Аравийского полуострова со странами Средиземноморья и Месопотамии. Такие постоялые дворы находились на пути верблюжьих караванов через каждые 30 километров – именно такое расстояние способен преодолеть верблюд за день пути. Караваны перевозили пряности, шелка и драгоценности. Но самым важным товаром были ароматические смолы. Значительная часть «Пути благовоний» пролегала через территорию современного Израиля.

В 2005 году решением ЮНЕСКО участок «Пути благовоний» на территории Израиля был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии. Этот участок включает в себя руины четырех набатейских городов: Авдат, Халуца, Мамшит и Шивта.

Источник фотоиллюстраций – Википедия.







Небольшой город Израиля Мицпе Рамон, едва насчитывающий 6000 жителей, возник в начале 50-х годов в прошлом веке. Поселение обосновали строители шоссе №40, пересекающего всю пустыню Негев от Эйлата до Беер Шевы и продолжающегося на север вплоть до Кирьт Малахи. Если изучить карту внимательнее, южнее города заметен огромный рубец. Это кратер Рамон. На иврите произносят Махтеш Рамон. Именно на краю этой достопримечательности Израиля и пустыни Негев и стоит городок.

Кратер образовался не в результате падения метеорита, а после длительного вымывания дождевой водой нижних, относительно рыхлых, слоев почвы. Верхние слои, каменистые и более крепкие, постепенно осаждались, образовав кратер Рамон.

Горная пустыня богата на, необходимые для строительства дорог и зданий, песок, щебень, гипс, гранит. Под огромным давлением тектонических плат двух континентов обнажились пласты различных пород.

Из Тель-Авива в Эйлат можно попасть не только по этой дороге. Среди водителей более популярна трасса №90. Путь через Мицпе Рамон менее загружен, дорога более извилиста и проходит среди гор. Пейзажи действительно меняются за каждым изгибом шоссе. Поэтому на ней часто можно увидеть спортсменов – велосипедистов.

Если ехать из Беер Шевы в Эйлат то, не доезжая 300 метров до Мицпе, с левой стороны в районе заправочной станции, видны поля из солнечных батарей. Действительно, в Негеве преобладает солнечная погода, а дожди большая редкость, поэтому использовать этот вид энергии рентабельно. Этим занимаются и многие кибуцы Израиля. Подобные установки видны с 90-й трассы у кибуцев Ктура, Лотан, Самар и других.

Обычно дважды в неделю трасса №40 оживляется. В четверг люди едут в Эйлат на Красное море, а в субботу вечером возвращаются.

Расстояния между городами:

От Мицпе Рамон до Тель Авива 65 км,

до Эйлата (Красное море) 150 км,

до Иерусалима 200 км,

до Беер Шева 84 км,

до кибуца Сде Бокер 38 км,

до Эйн Бокек (Мертвое море) 135 км,

до города Ашдод 165 км,

Расстояние до города Нетания 222 км.

Многие израильтяне выбирают именно этот путь, отказываясь от шоссе № 90 из-за еще одной достопримечательности Израиля. Сразу за городом, у начала спуска по серпантину на дно кратера, есть обзорная площадка. Действительно, вид с нее на огромную холмистую и разноцветную впадину красив. Но эта площадка больше известна гостеприимством ее хозяев – вегетарианцев.

Дело в том, что место обзора, где город Мицпе Рамон заканчивается, а начинается кратер Рамон, давно облюбовали горные козлы. Дикие животные давно привыкли к людям. Их не только фотографируют, но и кормят. Рацион у этих горных козлов намного богаче, чем у их собратьев, ищущих растения в скудной каменистой пустыне.

Мицпе Рамон популярен у любителей эко туризма в Израиле в этих краях необычна, а виды на кратер в лучах заката всегда особенны.

Поэтому в небольшом городке есть достаточное количество отелей и других видов жилья, всего около двух десятков. Самым лучшим считают Beresheet Hotel сети Isrotel, находящийся на краю кратера.

Из роскошных хвойных лесов Поволжья, перенесёмся в пустыню Негев, где просторов не меньше, вот только они совсем другие.
Негев самая большая пустыня в Израиле, занимает около 50-60% территории нашей маленькой страны. Похоже на то, что точных же размеров её никто не знает.

По форме Негев похож на треугольник, один из углов которого направлен на юг к Красному морю. Стороны его на востоке и западе ограничены границами страны.
С севера от Негев находится: Прибрежная равнина, Иудейские горы и Иудейская пустыня! – граница между пустынями весьма условна.
По всей вероятности, отсюда и разночтения..

Из Википедии:
"С точки зрения геологии - это плато, расположенное на высоте 600-800 метров над уровнем моря. Для этого пустынного района, сложенного известняками,
характерны различные формы аридной денудации. Так, только в Негеве существуют так называемые «махтэшим» эрозионные кратеры.
Это глубокие овальные впадины с ровными отвесными краями.. "

Об одном таком кратере я и поведу свой рассказ.

Расстояние, до Красного моря, которое мне необходимо преодолеть на машине, порядка 360-380 км и зависит от выбранного пути.
Их не так уж и много. Можно проехать через Иерусалим, вдоль Мёртвого моря – это самый длинный путь и по нему я езжу редко.

.. в надежде, а вдруг кому-нибудь пригодиться..

Если нет желания искупаться в Мёртвом море, то всё же лучше ехать по пустыне Негев, минуя г. Беэр-Шева. После неё есть варианты:
Первый, по трассе № 25-ой через г. Димона с выездом на однополосную трассу №90.
Этот маршрут самый загруженный, так как является основным со всеми вытекающими:
Междугородные автобусы, колонны грузовых и легковых машин, полиция и т.д.

Кроме этого, в 40 км от г. Димона на ней есть затяжной и очень крутой спуск, на котором уши закладывает, что весьма неприятно.
Это происходит потому, что приходится спускаться с нагорья, расположенного на высоте 600-метров к Мёртвому морю находящемуся
на отметке – 400 метров ниже уровня моря. И того, крутой спуск с серпантином на 1200 метров.
Далее 180 км. по пустыне Арава - дороге довольно прямой с чрезвычайно однообразными и унылыми пейзажами.

Второй вариант через Мицпе-Рамон для меня предпочтителен, поскольку 40-я трасса менее загружена и более живописна.
Как и все горные дороги, она состоит из спусков и подъёмов, которые не столь круты как в первом варианте.
А пейзажи, открывающиеся за "поворотом" не дают задремать, что весьма важно при длительной езде.
- Всё-таки пять часов "за рулём", не так уж и мало.

На спуске у кратера Рамон. Здесь я останавливаюсь всегда, с целью полюбоваться необычными видами.

Утёс Рамон! - Его высоту в этом месте определить на глаз не берусь, но на группу людей стоящих наверху приходится смотреть, задрав голову.

Минут через десять.. спуск первой пары с утёса успешно завершён. Кстати, такое здесь вижу впервые.
- Сам утёс состоит из песчаника, это хорошо видно на этом снимке. Кажется, что ещё немного и он рассыпется, и это при том, что ему не одна сотня лет.

Вид на кратер Рамон, при максимальном увеличении моего объектива. До противоположной южной горы чуть меньше 6 километров.
Ширина кратера колеблется от 2 до 10 км. ‏Формой он напоминает вытянутый треугольник с широкой частью на востоке.
Длина кратера около 40 км, глубина от 300 до 500 м. При этом, дно кратера находится на отметке в 500 м над уровнем моря.

Спуск по верёвке с помощью карабинов - одна из основных техник альпинизма. А здесь, ещё одно развлечение для проезжих туристов.

Несмотря на то, что я здесь не впервые, фантастический вид на кратер завораживает. Осмотревшись и сделав несколько снимков, возвращаюсь в машину.

На это раз мы спешим, впереди 160 км пути. А нужно ещё устроиться в гостинице, выбрав номер по душе, что получается далеко не всегда.

После сравнительно некрутого спуска с серпантином мы въехали на плато горной долины. Проехав по ней с километр, я съехал на обочину и остановился.

Мне понравился классический вид этих мест. К тому же, хотелось запечатлеть одну из гор с плоской, усечённой вершиной, так называемых "столовых гор", коих здесь немало.

По другую сторону дороги просматривался невысокий плоский массив гор, похожий на чьи-то строения. А если включить воображение, то и на что-то ещё.
Чего здесь не найти, так это деревьев и населённых пунктов. Ни того ни другого, на многие километры.

Дорога была пустынна, лишь изредка проносились небольшие колонны легковых машин. Пропустив эти машины, тронулись с места и мы.
Впереди нас ожидал перевал с серпантином через очередную горную цепь. По пути с интересом смотрели по сторонам от дороги, она была по-своему живописна.
Через два с половиной часа мы добрались до пункта назначения. Но об этом в другой раз.

На въезде в Мицпе-Рамон. Обратно мы поехали тем же маршрутом, дабы как следует познакомиться с городом и поглядеть на всё с самого верха.
Судя по фото, можно подумать, что город находится на пересечении дорог. На самом деле, все эти дороги внутренние, городские.
В эту часть каменистой пустыни можно добраться лишь по одной и единственной дороге - № 40.

Справа от въезда.. На скале, с глубокими трещинами, нависающей над дорогой надпись: "Дорога пробита инженерными войсками в апреле 1953"

И вот я на утёсе Рамон. Внизу стоянка машин. Обычно, люди делают несколько снимков на телефон, или "селфи" на фоне кратера и продолжат свой путь.
У самого края вижу крюки для верёвок, вбитые в камень. Их здесь несколько - наверное, для страховки. Скалолазов на этот раз поблизости не наблюдалось.

Сам Мицпе-Рамон весьма невелик, это даже не город, а посёлок городского типа с населением в 5000 человек.
Основан в 1951 одновременно с прокладкой в этом месте шоссе. Расположен возле древнего кратера "Махтеш Рамон".
Климат пустынный, сухой, засушливый. Годовое количество осадков не превышает в среднем 100 мм.

Небольшой торговый центр на утёсе. Из окна кафе расположенного в этом здании открывается отличный вид на кратер.
В этом плане нам не повезло, в нём шла уборка. Пришлось перекусить вкусным мороженым, купленным в соседнем магазинчике.

Слева от торгового центра, почти у самого обрыва расположен Информационный центр. В нём есть всего понемногу: информация об образовании кратера,
о геологии этих мест, о флоре и фауне и многое другое. Ещё, довольно интересная экспозиция посвящённая израильскому астронавту Илану Рамону
и его сыну Асафу.
Отец трагически погиб в 2003 году при катастрофе космического корабля "Колумбия". А старший сын Асаф, мечтавший стать космонавтом,
стал военным лётчиком и погиб в сентябре 2009 года в катастрофе истребителя F-16.

На крыше Центра оборудована смотровая площадка с панорамным обзором окрестностей.

С утёса Рамон возвышающегося на 1035 метров над уровнем моря открываются роскошные неземные пейзажи, меняющие цвет в зависимости от освещённости.
Вдали по центру виднеется гора Ардон, считается центральной точкой кратера. Она на 300 метров ниже утёса, на котором нахожусь я, но не менее популярна среди туристов.
На неё свершают групповые восхождения, чтобы полюбоваться восходами и закатами, остаются возле неё с ночёвками, дабы посмотреть на звёзды.
На ней есть Астрономический кемпинг. Говорят, нигде так хорошо не виден Млечный путь как здесь. Эти места "Клондайк" для фотографов.

Есть две версии образования кратера. Первая, вследствии эрозии почв; вторая, из-за падения метеорита. Местная наука придерживается первой,
при этом не может объяснить наличие аномальных геологических пород, которых больше нет нигде на поверхности земного шара.
В 1998 году правительство Израиля объявило весь район кратера "Махтеш Рамон" национальным заповедником.
До этого в котловине велась бесконтрольная добыча полезных ископаемых.

В связи с этим останавливаться на ночёвку можно далеко не везде. При желании, в интернете можно найти список разрешённых ночных стоянок.
Как и карту светового загрязнения Израиля, которая тоже существует. Кстати, раз в год, в один из августовских дней, в Мицпе-Рамон отключают уличное освещение.
Помню рассказ моего приятеля, очевидца этого события:
" Яркие звёзды, слегка мерцающие на чёрном покрывале ночи, опустились прямо голову! - ничего подобного не видел в своей жизни, ощущение невероятное ".
Хотел бы испытать это и я, к сожалению, дни каждый раз меняют..

Работы в Мицпе-Рамон мало, поэтому большая часть жителей, так или иначе, связана с индустрией туризма. В связи с этим здесь можно многое, только успевай платить.
Например: прокатится на джипе по кратеру, полетать на вертолёте или на воздушном шаре; переночевать в жилищах бедуинов, либо в палатках под звёздным небом,
с арендой телескопа и знатока астрономии; заказать пеший маршрут, по великому множеству троп.
А с утра с позапускать воздушных змеев, они здесь летают как нигде. Можно погулять и одним, без проводника.

НО, при этом нужно помнить - пустыня не терпит самоуверенных и беспечных людей.
Так этим летом, в районе северных отрогов кратера, погиб молодой мужчина 30-ти лет, от обезвоживания.
После ночёвке в палатках, ранним утром, пока группа спала, решил прогуляться один.. и заблудился.
В этот же день, около 4 часов пополудни его нашли, но было уже поздно.

Впереди ещё одна смотровая площадка, а справа Hostel.

Кстати, гостиницы здесь одни из самых дорогих в Израиле. В этом нет ничего удивительного. Кроме необыкновенных видов, благодаря расположению и удалённости
от других городов, это место располагает к уединению и медитации. Именно поэтому сюда стекаются люди разных духовных практик.
Мне и самому захотелось побыть у кратера в часы восхода или заката, а ещё лучше ночью. Посидеть на смотровой площадке "Вид с балкона" (מצפור המרפסת),
с час другой, созерцая и ни о чем не думая. Что ж, может быть.. как-нибудь в другой раз..

В общей сложности были мы в Мицпе-Рамон не более часа. Перед отъездом решил сделать ещё один снимок. Подошёл к краю утёса и..
В который раз этот странный кратер удивил меня, став совсем уж не земным, каким-то сюрреалистическим. Да и небо, стало плотным и посерело.
Сразу и не догадаешься, где это то место, на луне или на марсе? Судя по цветовой гамме, в которой преобладают цвета охры и терракота,
этот пейзаж больше похож на марсианский. Хотя, там не был, могу и ошибиться.

Могу лишь добавить: Кратер «Махтеш Рамон» - крупнейший из трёх эрозийных кратеров в пустыне Негев, и в нём есть породы возрастом более 200 миллионов лет.
Да, и эти места не безжизненны.
В них водятся: нубийские горные козлы, леопарды, полосатая гиена, песчаные лисы, суслики и т.д. А ранней весной цветут горные тюльпаны.

И несколько слов в заключение: В хорошую погоду там всё замечательно, чистейший горный воздух и приятный ветерок даже в самую жару.
Как и в любой пустыне, случаются песчаные бури, и весьма прохладные ночи. Зимой бывает очень холодно, иногда выпадает снег.
Итак, самое главное угадать с погодой. Впрочем, как и везде.

Честно скажу, как добраться туда на общественном транспорте - не знаю. Мы в тот наш приезд в Израиль брали напрокат машину. Бронировали из России одну, но в итоге в прокате нам дали другую, "Мазду 2". Мне она как-то не очень понравилась. Во-первых, стекла задних дверей высокие. Поэтому тогда еще 2-х летняя Анюта, сидя в детском кресле, еле-еле дотягивалась до них и временами, лишенная обзора, ныла. Во-вторых, спинка заднего сидения складывается только целиком. Из-за такой ее конструкции залезть из салона в багажник было очень трудно. А багажник у нас был забит сумками с едой и водой и коляской и прочими анютиными вещами. Останавливаться же на дороге не всегда получалось (я покажу, какие там бывают дороги).


В общем, съездив с утра пораньше за машиной в Иерусалим и вернувшись в Маале-Адумим за Аней и мужем, мы выдвинулись на юг. Примерно до Кумрана за рулем был наш израильский товарищ, у которого мы частенько останавливаемся, дядя Юра (более известный в еврейских кругах как Ури Линец), а потом водительское место доверили мне. Это был мой первый опыт вождения машины за границей (да и вообще, опыт вождения был небольшой), поэтому было очень волнительно.
Дальше наш маршрут пролегал так. По 90 дороге почти до конца Мертвого моря, потом по 25 дороге. Дороги там в отличном состоянии, несмотря на то, что постоянно что-то расширяют и строят новые развязки. Говорят, что атлас автомобильных дорог Израиля прошлого года в текущем может уже кое-где не соответствовать действительности. На 90 дороге пару раз попадались израильсике блокпосты. Ребята подходили к машине и вместо проверки документов что-то спрашивали у дяди Юры. Когда мы поинтересовались, о чем был разговор, он скзазал: "Да ни о чем. Они спросили: "Ма иньяним?"- "Как дела?". Я ответил: "Барух Ашем"- "Слава Б-гу". Говорят, что именно по акценту в этой фразе, можно отличить араба". Вот такая интересная деталь, а может просто байка.
Дальше, на 25 дороге, стали попадаться предупредительные щиты "DANGEROUS CURVES" и "USE LOW GEAR" со значком уклона. Так я доехала до нашей первой остановки. Если я правильно помню по прошествии 2 лет, это был поворт налево после пересечения с 228 дорогой. Еще 5 км и мы сделали привал. Здесь частенько отдыхает народ, даже специально сделаны навесы.

Но если вы думаете, что люди специально сворачивают с дороги, чтобы проехав несколько километров, посидеть в тени, вы ошибаетесь.
Вокруг раскинулись (или рассыпались?) разноцветные пески.


А это над арабской мирной хатой... аэростат над ядерным центром около Димоны.


Пока мы гуляли по пескам, какой-то бедуин привел верблюда.


Но поскольку вид у него (верблюда) был потрепанный, кататься мы на нем не стали, просто показали Ане невиданного раньше зверя и поехали дальше.
Чтобы посмотреть маленький кратер, мы свернули сначала на 206, а потом на 225 дорогу. Кратер меня не особо впечатлил, может быть потому, что за рулем я не могу рассматривать окрестности. Гораздо большие впечатления я получила он серпантина, когда мы стали выезжать из кратера. Больше всего мне хотелось, чтобы на встречу нам никто не попался, потому что как можно разъехаться на такой дороге, я не представляла. На обратном пути я наотрез отказалась вести машину, чтобы рассмотреть, от чего у меня сердце уходило в пятки. Вот не самые "страшные" фотки того серпантина.


Прошу заметить - полоса одна! Попадется навстречу грузовик и что делать? Если только ехать (не дай Б-г задним ходом!) до такого места, тут хоть "обочина" перед отбойником есть.


Ну а это сам маленький кратер.


В Йерухаме мы свернуи налево на 204 дорогу, потом за Сде Бокером выехали на 40-ю и через несколько километров свернули в . Место потрясающее, но о нем как-нибудь потом. Мы с мужем и Аней прошли Эйн Авдат пешком снизу вверх, а дядя Юра объехал его на машине по дороге. Наверху он подобрал нас и через примерно полчаса мы въехали в Мицпе Рамон припарковали машинку и пошли смотреть на кратер. Кратер это или не кратер, от метеорита он возник или просто от просадки пород - это не важно. Главное - вид!


Дно кратера


И по этому дну проложено множество туристических маршрутов. Только туда еще спуститься надо.


Но мы обязательно туда когда-нибудь спустимся. Даже за то время, что там были, мы видели потрясающую игру красок, света и тени. А если туда на целый день, чтобы с разных точек, да при разном освещении, а может еще и ночью...
Ну вот так мы повздыхали, построили планы и двинулись обратно.
По пути встретили группу бегунов-экстремалов (а может это солдаты марш-бросок по пустыне тренируют)


Иногда в наших походах мы оставляли ЦАХАЛ далеко позади, но по песку, в жару я бы с ними тягаться не рискнула. Тем более среди них есть еще более быстрые, чем эти.
Авангард.


А вот верблюдов, несмотря на знаки, мы не встретили:(


(Заборчик из колючки справа - это все тот же ядерный центр).
Обратно по тем же дорогам с заездом в Эйн Бокек. Нельзя же было проехать мимо Мертвого моря не искупавшись.
Кстати о Мертвом море и фотографии. На южном бассейне есть какая-то солиперерабатывающая фабрика. Она и днем замечательно смотрится из-за разноцветных соляных гор, а вечером при свете прожекторов - вообще фантастика. Но мы как всегда очень торопились...(

Израильская пустыня Негев - одно из самых привлекательных на Ближнем Востоке мест посещения туристов. Тут Вы найдете подлинный мир приключений. Маршруты, посвященные изучению дикой природы и наблюдению за птицами, знакомству с горными монастырями и археологическими находками, встреча с сердечными и гостеприимными бедуинами.

В Негеве есть что посмотреть, и начать стоит с двух интереснейших Туристических центров. В Араде посмотрите аудиовизуальную презентацию, посвященную осадкам в пустыне и проблеме хранения воды в
этом регионе, не пропустите модель Тель-Арада - самого древнего поселения на территории Синая и Южного Негева.

В туристическом центре Мицпе Рамон акцент сделан на геологии региона, и подобное введение лишь обогатит поездку в район кратеров, как, впрочем, и по пустыне Негев в целом.
Если библейские истории будоражат вашу фантазию, вам будет интересно отдохнуть в "Шатре Авраама" на вечеринке под названием Бедуинская фантазия или на праздниках набатейских караванщиков, устраиваемых в центре пустынного туризма.

С обрывистых склонов кратера Рамон открывается незабываемый вид на гигантскую впадину Махтеш-Рамон. Кратер Рамон - самый большой из трех кратеров пустыни Негев. Его длина - 35 километров, ширина 10 километров и глубина почти 500 метров.Здесь можно разом охватить взором древнейшие геологические периоды, которые пережила наша планета. На краю и на склонах кратера обнаружены следы доисторических стоянок человека и поселения набатеев I - IV веков.

Набатеи - этим именем называется у греческих и римских писателей семитическое племя, владевшее в ранние времена римской империи обширной страной к Востоку от Иордана и доходившей к Северу до верховьев Евфрата.

"Дорога ладана" – древние города в пустыне Негев - Халуза, Мамшит, Авдат и Шивта, которые внесены в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 2005.

Четыре древних набатейских города вместе с окрестными крепостями и сельскохозяйственными ландшафтами в пустыне Негев, расположены вдоль дороги, по которой перевозили к Средиземному морю ладан и пряности.

Халуза
Город Халуза является древним набатейским городом на северо-западе центральной части пустыни Негев, который был когда-то частью набатейской "Дороги ладана". Есть упоминание о Халузе во многих древних источниках. Еще Птоломей называет его в Географии как западный город в Иордании. Халуза обозначен и на древних картах в 71 римской миле от Иерусалима.
Сегодня добраться до руин города по пустыне можно только на джипе, т.к кругом пески.

Мамшит
Мамшит - древний город, располагавшийся на севере пустыни Негев.
Город расположен на холме, и сверху хорошо просматриваются окрестности, изрезанные руслами ручьев и запрудами, устроенными жителями древнего города для того, чтобы в сезон дождей можно было собирать и хранить воду в количестве, достаточном на жаркие и сухие летние месяцы.

Мамшит был основан в I веке н. э. на пересечении главных торговых путей Набатейского царства. Большая часть сохранившихся до наших дней зданий была заложена здесь во II веке. Тогда же было построено самое большое из раскопанных до сих пор строений, площадь которого составляет 1600 квадратных метров. Внутренние дворики и конюшни, находившиеся на заднем дворе, ясно указывают на то, что дом принадлежал богатому человеку. Археологи обнаружили в одной из комнат настоящий клад - около 10,5 тысячи серебряных монет, отчеканенных между 222 и 275 годами н. э.

Авдат
Руины древнего набатейского города Авдат находятся на высоком холме на пересечении дорог Иерусалим - Эйлат и Петра (Иордания) - Газа).Он был заложен в 3 веке до нашей эры. Город назван по имени местной царской династии, которое совпадало также с именем местного, не главного бога. Набатеи - этим именем называется у греческих и римских писателей семитическое племя, владевшее в ранние времена римской империи обширной страной к Востоку от Иордана и доходившей к Северу до верховьев Евфрата.

Набатеи называли себя преемниками Навата, сына Измаила, рожденного в свою очередь, от Авраама и рабыни Агарь. Цивилизация набатеев особенно процветала в период между I веком до нашей эры и первой половиной I века нашей эры, когда благодаря контролю за караванными путями, ведущими из Персидского залива и Йемена, через их царство, в Дамаск и Газу, им удалось значительно обогатиться. Этим путем возили благовонья, пряности и наркотики. (Отсюда название этой дороги - "Дорога ладана")

Набатеи обладали необычайно высокой культурой ирригации и сохранения воды, которой пользуются в Негеве и по сей день. Здесь изготовлялась тончайшая керамика. Набатийско-римско-византийский город Авдат, возможно не был самым крупным городам Негева, но,скорее всего, был самым важным.

Город возник в III веке до н.э. в месте слияния двух дорог из набатейской столицы Петры и от красного моря из Эйлата. На развалинах Авдата выделяются акрополь, лежащий на самой вершине выступа горы, и Нижний город - город пещер в уступах скал.

Акрополь представляет собой большой прямоугольный комплекс, окруженный стеной, которую начали строить еще в набатейский период, а закончили в последующие эпохи. Большие участки стены сохранились практически полностью.

Если подняться на Акрополь по следам древних караванов, то посреди пути в стороне можно увидеть римскую погребальную пещеру. Она построена на могиле Абадаса. Археологи, пришедшие сюда 40 лет назад, не нашли тела, но надписи позволили предположить, что здесь хоронили жриц таинственного культа.

В Авдате археологи обнаружили уникальный завод по изготовлению керамики. Его площадь составляла 140 кв. метров. В одном помещении готовили глину, в другом работали гончары, в третьем занимались обжигом. Керамику искусно украшали узорами из замысловатых цветов.

Под акрополем на склонах горы был расположен город пещер - Нижний город, где жило большинство жителей Авдата.
Весь город был окружен стеной, но укрепления не спасли город во время арабского нашествия. После этого в X веке Авдат опустел.

Шивта
Древний город Шивта - один из самых красивых городов в западной части Негева.
Находясь в стороне от торговых путей, в отличие от других набатейских городов Шивта не был ни торговым, ни военным центром. По-видимому, основной деятельностью его жителей было сельское хозяйство.
Основан город в I веке до н.э., его расцвет пришёлся на IV век н.э., т.е. на конец византийского периода, незадолго до прихода арабов.

Колоссальные руины Шивты относятся к I и II векам до н.э. Среди руин - гигантские резервуары для сбора и хранения воды, давильни винограда, остатки церквей византийского периода.
Город не был окружён забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города. Вся Шивта была двухэтажной. Подземные пещеры соединялись друг с другом и выходили за город.