Кто был по национальности святой георгий. Святой великомученик Георгий Победоносец – святой из Ливанских гор. В славянской традиции

Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (†303)

6 мая (23 апреля) верующие православной Церкви отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления.

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей.

Святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности - Белит ), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.

За отличное знание военного дела Георгий уже в 20 лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) - приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».

Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.

Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды, освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа, вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.

На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине». Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Потом Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки - колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.


«Скажи Георгий, - спросил Диоклетиан, - откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» «Царь, - ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».

Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.

Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь.

Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполлона: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог - Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» - произнес Георгий. После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.

Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен». Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.

Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.

Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года , в пятницу, в семь часов вечера.

Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.

Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола - громадным змеем.


На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.
В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.

Святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.

Святой Георгий широко почитается не только в России, но и в Грузии, Арабских странах и Англии.

Он считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется "Георгией", и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание в арабских землях связано с преданиями о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Святой Георгий является также покровителем Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии".

Тропарь, глас 4:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:
Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы, и молитвами святе твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Кондак, глас 4:
Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши. Страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами святе твоими всем подеши прегрешений прощение.

Молитва 1-я великомученику Георгию:
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Молитва 2-я великомученику Георгию:
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Имя: Георгий Победоносец (Saint George)

Дата рождения: между 275 и 281 г.

Возраст: 23 года

Место рождения: Лод, Сирия Палестинская, Римская империя

Место смерти: Никомедия, Вифиния, Римская империя

Деятельность: Христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец - биография

Георгий Победоносец - любимый святой многих христианских церквей, включая русскую. При этом ничего достоверного о его жизни сказать нельзя, а главное чудо, единоборство со змеем, явно приписано ему позже. Почему же обычный римский воин из провинциального гарнизона удостоился такой славы?

Житие Георгия дошло до нас в нескольких вариантах, что не добавляет ясности биографии святого. Родился он то ли в Бейруте, то ли в палестинской Лидде (ныне Лод), то ли в Кесарии Каппадокийской в нынешней Турции. Есть и примиряющая версия: семья жила в Каппадокии, пока ее главу Геронтия не предали смерти за веру в Христа. Его вдова Полихрония с сыном бежала в Палестину, где ее родные владели обширным поместьем близ Вифлеема. Все близкие Георгия были христианами, а его двоюродная сестра Нина стала позже крестительницей Грузии.

К тому времени христианство завоевало в Римской империи прочные позиции, подрывая при этом ее идейную основу - веру в богоподобие императора. Новый правитель Диоклетиан, твердой рукой восстановивший единство державы, так же решительно взялся за религиозные дела. Сначала он изгнал христиан из сената и с офицерских должностей; удивительно, что именно в это время Георгий, не скрывавший своей веры, пошел служить в армию и сделал неимоверно быструю карьеру. Житие утверждает, что в 20 с небольшим лет он стал «тысяченачальником» (комитом) и начальником охраны императора.

Жил он при дворе Диоклетиана в Никомидии (ныне Измит), был богат, красив, храбр. Будущее казалось безоблачным. Но в 303 году Диоклетиан и трое его соратников, с которыми он разделил власть, начали открытые гонения на христиан. Их храмы закрывали, кресты и священные книги сжигали, священников отправляли в ссылку. Всех христиан, занимавших государственные должности, заставляли приносить жертвы языческим богам, отказавшихся ждали жестокие пытки и казни. Власти надеялись, что кроткие последователи Христа проявят покорность, но сильно ошиблись. Многие верующие стремились стать мучениками, чтобы поскорее попасть в рай.

Как только в Никомидии был вывешен эдикт против христиан, некий Евсевий сорвал его со стены, вовсю ругая императора, за что и был сожжен на костре. Вскоре его примеру последовал Георгий - на дворцовом празднике он обратился к самому Диоклетиану, убеждая его прекратить гонения и уверовать в Христа. Конечно, его тут же бросили в темницу и стали пытать. Сначала ему придавили грудь тяжелым камнем, но ангел небесный спас юношу.

Узнав на другой день, что Георгий выжил, император приказал привязать его к колесу, утыканному острыми гвоздями. Когда колесо стали вращать, истекающий кровью мученик молился, пока не потерял сознание. Решив, что он вот-вот умрет, Диоклетиан велел отвязать его и унести в камеру, но там ангел чудесным образом исцелил его. Увидев наутро невредимого узника, император пришел в ярость, а его жена Александра (на самом деле императрицу звали Приской) уверовала в Христа.

Тогда палачи бросили свою жертву в каменный колодец и засыпали негашеной известью. Но ангел был начеку. Когда Диоклетиан приказал принести ему из колодца кости мученика, к нему привели живого Георгия, который громко возносил хвалы Господу. На Георгия надели раскаленные докрасна железные сапоги, били кувалдами, истязали плетьми из воловьих жил - все бесполезно. Император решил, что Георгия спасает колдовская сила, и приказал своему чародею Афанасию напоить мученика водой, снимающей все чары.

Не помогло и это - более того, мученик на спор воскресил покойника, чего чародей-язычник сделать не смог, отчего с позором удалился. Не зная, что делать с Георгием, его посадили в тюрьму, где он продолжал проповедовать Христову веру и творить чудеса - например, оживил павшего вола какого-то крестьянина.

Когда лучшие люди города, включая императрицу Александру, пришли к императору просить освободить Георгия, Диоклетиан в ярости приказал «усечь мечом» не только мученика, но и свою жену. Перед казнью он в последний раз предложил бывшему любимцу отречься, и тот попросил отвести его в храм Аполлона. Император с радостью согласился, надеясь, что Георгий принесет-таки жертву солнечному богу. Но тот, встав перед статуей Аполлона, осенил ее крестным знамением, и из нее вылетел демон, громко вопивший от боли. Тут же все изваяния в храме упали наземь и разбились.

Потеряв терпение, Диоклетиан велел немедленно вести осужденных на казнь. По пути измученная Александра скончалась, а Георгий, улыбаясь, последний раз помолился Христу и сам лег на плаху. Когда палач отсек Георгию голову, вокруг распространилось дивное благоухание, и многие в собравшейся толпе тут же пали на колени и исповедовали истинную веру. Верный слуга казненного Пасикрат отвез его тело в Лидду и похоронил там в родовой гробнице. Тело Георгия осталось нетленным, а вскоре на его могиле стали совершаться исцеления.

Эта история напоминает многие жития мучеников той эпохи. Создается впечатление, что Диоклетиан только и делал, что придумывал самые изощренные пытки для христиан. На самом деле император непрерывно воевал, строил, посещал разные провинции и в столице почти не бывал. К тому же он не был кровожадным: в гонениях гораздо больше усердствовал его зять и соправитель Галерий. Да и продолжались они всего несколько лет, после чего христианство опять вошло в силу и скоро стало государственной религией.

Диоклетиан еще застал эти времена - он отрекся от власти, жил в своем имении и разводил капусту. Некоторые легенды называют мучителем Георгия не его, а персидского царя Дациана, или Дамиана, добавляя, что после казни святого он был тут же испепелен молнией. Те же легенды проявляют большую изобретательность в описании пыток, которым подвергся мученик. Например, Яков Ворагинский в «Золотой легенде» пишет, что Георгия рвали железными крючьями, «пока не вылезли кишки», травили ядом, бросали в котел с расплавленным свинцом. В другом предании говорилось, что Георгия посадили на раскаленного железного быка, но тот по молитве святого не только мгновенно остыл, но и начал провозглашать хвалу Господу.

Культ Георгия, возникший уже в IV веке вокруг его гробницы в Лидде, породил множество новых легенд. Одна объявила его покровителем сельского труда - только потому, что его имя означает «земледелец» и было в древности эпитетом Зевса. Христиане постарались заменить им популярного бога плодородия Диониса, святилища которого повсеместно превращались в храмы святого Георгия.

Праздники Диониса - великие и малые Дионисии, отмечавшиеся в апреле и ноябре, - превратились в дни памяти Георгия (сегодня русская церковь отмечает их 6 мая и 9 декабря). Как и Диониса, святого считали хозяином диких зверей, «волчьим пастырем». Он стал также покровителем воинов, как и его коллеги Феодор Тирон и Феодор Стратилат, тоже пострадавшие во время гонений Диоклетиана.

Но самая популярная легенда сделала его змееборцем. В ней говорилось, что близ города Ласия где-то на Востоке в озере жил змей; чтобы он не губил людей и скот, горожане каждый год выдавали ему на съедение красивейшую из девиц. Однажды жребий пал на царскую дочь, которую «нарядили в пурпур и виссон», украсили золотом и отвели на берег озера. В это время мимо проезжал верхом святой Георгий, который, узнав от девы о ее страшной участи, пообещал спасти ее.

Когда чудовище появилось, святой «ударил змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». На большинстве икон и картин змей выглядит совсем не страшным, а Георгий поражает его не слишком активно; это объясняется тем, что по его молитве рептилия оцепенела и стала совершенно беспомощной. Змей изображается по-разному - обычно это крылатый и огнедышащий дракон, но иногда червеобразная тварь с пастью крокодила.

Как бы то ни было, святой обездвижил змея, велел царевне связать его своим пояском и отвел в город. Там он объявил, что победил чудовище именем Христа и обратил всех жителей -то ли 25 тысяч, то ли целых 240, - в новую веру. После чего убил змея, разрубил его на части и сжег их. Эта история ставит Георгия в один ряд с такими мифическими змееборцами, как Мардук, Индра, Сигурд, Зевс и особенно Персей, который точно так же спас отданную на съедение змею эфиопскую царевну Андромеду.

Напоминает он и Христа, который тоже победил «древнего змия», под которым понимается дьявол. Большинство комментаторов считают, что и змееборство Георгия - аллегорическое описание победы над дьяволом, которая достигается не оружием, а молитвой. Кстати, православная традиция считает, что свое «чудо о змие» святой совершил посмертно, что делает аллегорией не только змея, но и его победителя.

Все это не мешало христианам искренне верить в реальность Георгия и совершенных им чудес. По числу реликвий и мощей он опережает, пожалуй, всех других святых. Одних только голов Георгия известно не меньше десятка; самая известная находится в римской базилике Сан-Джорджо-ин-Велабро вместе с мечом, которым был убит дракон. Хранители гробницы святого в Лоде уверяют, что подлинные мощи находятся у них, но их никто не видел уже несколько веков, с тех пор как церковь, где находится гробница, была разорена турками.

Правая рука Георгия хранится в монастыре Ксенофонта на горе Афон, еще одна рука (и тоже правая) - в венецианской базилике Сан-Джорджо-Маджоре. В одном из коптских монастырей Каира паломникам показывают вещи, будто бы принадлежавшие святому - сапоги и серебряную чашу.

Часть его мощей помещена в Париже, в часовне Сент-Шапель, куда их привез из крестовых походов король Людовик Святой. Именно эти походы, когда европейцы впервые оказались в родных местах Георгия, сделали его покровителем рыцарства и воинского искусства. Знаменитый крестоносец, король Ричард Львиное Сердце, поручил свою армию покровительству святого и поднял над ней белый стяг с красным Георгиевским крестом. С тех пор это знамя считается флагом Англии, а Георгий - ее покровителем. Покровительством святого пользуются также Португалия, Греция, Литва, Генуя, Милан, Барселона. И, конечно, Грузия - первый храм в его честь построен там еще в IV веке по завещанию его родственницы, святой Нины.

При царице Тамаре на знамени Грузии появился Георгиевский крест, а на гербе - «Белый Георгий» (Тетри Гиорги), напоминающий языческого лунного бога. В соседней Осетии его связь с язычеством оказалась еще сильнее: святой Георгий, или Уастырджи, считается здесь главным божеством, покровителем муж-чин-воинов. В Греции день Георгия, отмечаемый 23 апреля, превратился в веселый праздник плодородия. Почитание святого перешагнуло границы христианского мира: мусульмане знают его как Джирджиса (Гиргиса), или Эль-Худи, знаменитого мудреца и друга пророка Мухаммеда. Посланный в Мосул с проповедью ислама, он был трижды казнен злым правителем города, но каждый раз воскресал. Иногда его считают бессмертным и рисуют старцем с длинной белой бородой.

В славянских странах Георгий (Юрий, Иржи, Ежи) любим с давних пор. В XI веке его имя получил в крещении великий князь Ярослав Мудрый, воздвигнувший в Киеве и Новгороде монастыри в честь святого Георгия и назвавший его именем два города - это нынешние Тарту (Юрьев) и Белая Церковь (Юрьев Русский). «Осенний» и «весенний» Георгий в русской традиции мало похожи друг на друга. Первый, Егорий Храбрый, он же Победоносец, - герой-воин, устоявший перед пытками «царища Демьянища» и поразивший «люту змию, люту огненну». Второй - защитник скота, даритель урожая, открывающий полевые работы. К нему в «юрьевых песнях» обращались русские крестьяне:

Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого


Если тут Георгий похож на языческого бога Велеса, хозяина скота, то в «военном» облике он больше напоминает другое божество - грозного Перуна, который тоже сражался со змеем. Болгары считали его хозяином вод, освободившим их от власти дракона, а македонцы - повелителем весеннего дождя и грома. На Его-рия Вешнего поле обрызгивали кровью ягненка, чтобы обеспечить богатый урожай. С той же целью крестьяне устраивали на своем участке трапезу и закапывали объедки в землю, а вечером катались голышом по засеянной земле и даже занимались там сексом.

Весенний Юрьев день (Эдерлези) - главный праздник балканских цыган, день чудес и гаданий. С Егорием Осенним связаны свои обычаи, но на Руси он был известен прежде всего как день, когда крепостной может уйти к другому хозяину. Отмена этого обычая при Борисе Годунове отразилась в горькой поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

О популярности святого Георгия напоминает русская геральдика: со времен Дмитрия Донского он помещается на гербе Москвы. Долгое время изображение «ездеца», всадника, с копьем, поражающего змея, присутствовало на русских медных монетах, отчего они и получили название «копейка». До сих пор Георгий изображен не только на московском гербе, но и на государственном - в щите на груди двуглавого орла. Правда, там он в отличие от старинных икон едет в левую сторону и не имеет нимба. Попытки лишить Георгия святости, представив его безымянным «всадником», предпринимают не только наши геральдисты.

Католическая церковь еще в 1969 году решила, что свидетельств реального существования Георгия как-то маловато. Поэтому его перевели в разряд святых «второго сорта», верить в которых христианин не обязан. Однако в Англии национальный святой по-прежнему популярен.


В России орден Святого Георгия был одной из высших боевых наград, которую могли получать только офицеры. Для нижних чинов в 1807 году был учрежден Георгиевский крест, на котором изображался тот же «ездец» с копьем. Обладатель этой награды пользовался всеобщим уважением, не говоря уже о полном кавалере четырех Георгиев, - таким был, например, будущий красный маршал. Два Георгия успел заслужить на фронтах Первой мировой и другой советский маршал, -символично, что именно он на белом коне возглавлял Парад Победы, почти совпадающий по дате с днем Егория Вешнего.

Вся многовековая история святого змееборца полна символов, насыщена древней мистикой и современной идеологией. Поэтому не так уж важно, жил ли на самом деле в Никомедии воин по имени Георгий и совершал ли он приписанные ему чудеса. Важно то, что его образ идеально соответствовал мечтам и чаяниям множества людей разных народов, что и сделало Георгия героем без границ.

Считается, что Георгий Победоносец был колесован по приказу императора Диоклетиана за преданность христианству, но явился ангел, положил на истерзанного Георгия руку, и последний был исцелен. Узрев чудо, многие язычники перешли в христианскую веру.

Георгий Победоносец родился в семье христиан. Когда поступил на военную службу, отличился умом, мужеством и физической силой. Георгий стал лучшим полководцем при дворе римского императора Диоклетиана.

После смерти родителей он получил богатое наследство, а когда в стране начались гонения на верующих, Георгий явился в сенат, заявил, что он христианин, и раздал все свое имущество беднякам.

Диоклетиан долго упрашивал Георгия отречься от Христа, но увидел, что полководец тверд в своей вере. Из-за этого Георгий был подвергнут страшным пыткам.

Пытки Георгия продолжались восемь дней.

В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг, по легенде, явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.

Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах с острыми гвоздями внутри. Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили плетьми так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.



«Мученичество Святого Георгия». (pinterest.com)

На восьмой день его отвели в храм Аполлона где он осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме. Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия, а прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к его ногам и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.

Георгий был причислен к лику великомучеников как бесстрашно пострадавший за христианскую веру. Победоносцем его стали называть за то, что в пытках он проявил непобедимую волю, а впоследствии неоднократно помогал воинам-христианам. Большинство из чудес святого Георгия являются посмертными.

Святой Георгий — один из самых почитаемых святых Грузии и считается ее небесным защитником. В средние века греки и европейцы называли Грузию Георгией, поскольку там практически на каждой возвышенности стояла церковь в его честь. День Святого Георгия официально объявлен в Грузии нерабочим.

Деревянная церковь Георгия Победоносца, построенная в 1493 году, считается самой старой деревянной церковью в России, которая стоит на своем историческом месте.


Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

С именем Георгия Победоносца связано появление города Москвы. Когда у великого киевского князя Владимир Мономаха родился сын, он назвал его Юрием. Небесным покровителем его стал Георгий Победоносец, а на княжеской печати изображён был святой Георгий спешенный и вынимающий меч (змея на том изображении не было). По преданию Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир и по дороге остановился погостить у боярина Кучки. Приём князю не понравился, и он сначала решил было казнить боярина, но возлюбив его владения, дал повеление основать там город Москву. А в герб новому городу дал образ своего небесного покровителя.

Георгий Победоносец считается покровителем русского воинства. Георгиевская лента появилась при Екатерине II вместе с орденом Святого Георгия — высшей воинской наградой Российской империи. А в 1807 году был учрежден «Георгиевский крест» — причисленная к ордену Святого Георгия награда в Русской Императорской Армии (знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля).

Ленточки, раздаваемые в рамках акции «Георгиевская ленточка», посвящённой празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, называют георгиевскими, ссылаясь на двухцветную ленту к ордену Святого Георгия, хотя критики утверждают, что на самом деле они больше соответствуют гвардейским, так как означают символ победы в Великой Отечественной войне и имеют оранжевый цвет полосок, а не жёлтый.

Даже абсолютно неверующий и не имеющий ни малейшего отношения к православию человек некоторых христианских святых знает, что называется, в лицо. Возьмем, к примеру, святого Николая. Огромному количеству детей по всему миру знакома личность по имени Санта-Клаус. А ведь это и есть святитель Николай Мирликийский, по мнению католиков. Или, скажем, Георгий Победоносец. Это имя у многих россиян на слуху, а если и нет, то уж видим его мы все без исключения ежедневно – на обратной стороне монет определенного достоинства. День памяти великомученика Георгия Победоносца приходится на 23 ноября по новому стилю.


Происхождение и детство великомученика Георгия Победоносца

Георгий Победоносец появился на свет в семье зажиточных, но благочестивых и богобоязненных людей. Местом рождения его стал город Бейрут, расположившийся у подножия гор Ливанских, в малоазиатском регионе под названием Каппадокия.

Отец Георгия был мучеником, лишившимся жизни за веру в момент, когда святой находился едва ли не в младенчестве. После смерти мужа мать угодника Божия покинула кров, перебравшись к себе на родину, в Палестину. Там добродетельная вдова продолжила воспитывать ребенка своего в одиночестве. Она же сделала все, чтобы Георгий получил блестящее образование.


Прошло время, и из маленького мальчика вырос умный, сообразительный, смелый и благочестивый юноша. Он стал военным и быстро из рядового превратился в военачальника. Вскоре талантливого юношу заметил сам правитель римский Диоклитиан и сделал того одним из своих советников. Все это время Георгий исповедовал христианство и не отрекся от истинной веры после получения новой должности. Однако никто, тем более император, об этом даже не догадывался.

Признание

Когда период правления Диоклитиана подходил к концу, венценосный язычник счел своим долгом сохранить возрождаемое им на протяжении долгих лет могущество римской столицы. Он приказал созвать в Никомидии совет Сената, на котором объявил, что каждый должен приложить усилия для уничтожения христианства. Отныне правители всех регионов империи имели полное право учинять расправу над последователями Христовой веры.


Святой Георгий тут же отреагировал на заявление императора. Он раздал богатство свое сирым и нищим, а сам явился к представителям Сената и признался, что исповедует христианство. Кроме того, святой выступил против решения Диоклитиана и стал склонять присутствующих к обращению в Иисусову религию. Услышав такие речи, император начал увещевать Георгия, уговаривать одуматься и принести жертву языческим божествам. Однако угодник Божий наотрез отказался изменить единому Господу. На этот раз император пришел в сильный гнев. Правитель отдал приказ страже бросить Георгия в тюрьму. Те, вооружившись копьями, стали вытеснять святого из зала, но не сумели причинить ему боли, поскольку сталь оружия приобретала мягкость в соприкосновении с телом праведника. В конце концов, Георгий все же оказался в темнице, причем в колодках на ногах и с камнем на груди.

Мучения святого Георгия Победоносца

Наутро заключенного повели на допрос. Но добиться отречения от веры юноши император и его люди не смогли. Тогда по повелению Диоклитиана святого подвергли мучению колесования. Во время пытки Георгий громко звал Иисуса Христа, а потом умолк. Решив, что мученик испустил дух, император приказал снять тело его с колеса и отправился принести языческим богам благодарственные жертвы. После его ухода вдруг сгустился мрак и присутствующие услышали глас, подобный грому, утешивший страдальца. После возник свет неземной и возле орудия пытки появился Ангел. Слуга Божий дотронулся до святого Георгия и тот получил исцеление.



Охрана, испугавшись, схватила Георгия и поволокла в капище к императору. Тот, хотя и удивился, но учинил над святым еще большие издевательства. Юношу нещадно били, бросали в тару с гашеной известью, заставляли ходить по гвоздям. В конце концов его казнили, отрубив голову. Мученическая гибель святого Георгия произошла около 303 года.

Мощи праведника положили в храме имени Господнего угодника в городе Лида, находящемся там же, на палестинских землях. В одной из римских церквей, также освященной в честь страдальца, впоследствии оказалась святая глава Георгия.

Прозвище и образы

У некоторых из вас наверняка возникал такой вопрос: почему Георгия именуют Победоносцем? Ответ на него содержится в жизнеописании праведника. Перед лицом борцов с христианством этот светлый юноша показал себя принципиальным, мужественным и невероятно смелым человеком. Ведь он не только сам открыл врагам-язычникам свою принадлежность к религии Христа, но и терпеливо сносил причиняемые ему страдания. Можно сказать, что Георгий Победоносец одержал над извергами победу духовного плана, отойдя в Царствие Божие.


Как правило, святого Георгия Победоносца изображают побивающим острым копьем змия. При этом Георгий восседает на коне белоснежной окраски. Причиной такого написания угодника Божия на полотнах послужило событие, подтверждаемое преданием. Последнее имеет самое прямое отношение к чудесам, случившимся после гибели святого. Было время, когда близ города Бейрута, откуда происходил Георгий Победоносец, в одном озере жил змий. Это страшное чудовище регулярно убивало местных жителей, которые становились в итоге его обедом. Некоторые утверждали, что внешне жуткий зверь походил на гигантскую ящерицу, другие – что похож он был на крокодила, третьи же приписывали змию все признаки удава. Чтобы змий особенно не буйствовал, обитатели окрестностей периодически устраивали жеребьевку, в результате которой очередной жертвой чудища становился молодой юноша либо красная девица. И вот, однажды жребий пал на дочь местного правителя. Девушку привязали к стволу дерева, растущего на берегу озера, и оставили на растерзание зверю. Бедная жертва оказалась абсолютно одна, еле живая от страха.

И вот змий появился из недр водоема. Он стал приближаться к девице, но вдруг перед девушкой возник прекрасный юноша на белом коне. В руках у молодого человека сверкнуло копье и тотчас же оружие полетело в чудовище, убив наповал. Таинственным юношей был, конечно же, святой Георгий Победоносец. После этого чудесного события многие жившие в округе поверили в Христа и стали христианами.



И несколько слов о приметах и обычаях. Георгия Победоносца всегда особенно чтили на Руси. Еще до революции 1917 года крестьяне в один из дней памяти святого угодника (а их и сегодня немало) открывали пастбищный сезон, а также освящали дома и окропляли святой водой скотину. Во времена крепостничества в Юрьев день, как называли тогда праздник, посвященный Георгию Победоносцу, холопы единственный раз в году могли поменять хозяина. Этот обычай существовал до начала правления Русью Бориса Годунова.

Интересная традиция существовала у лиц княжеского рода. Каждый князь считал своим долгом построить храмы, освященные во имя собственного святого-покровителя. Возведению Георгиевских церквей положил начало князь Ярослав Мудрый, получивший при Крещении имя Георгия. Первый такой храм, основанный киевским правителем, стоял недалеко от врат Святой Софии.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь - удав, крокодил или большая ящерица - неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий - покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.