Кто освобождается тунеядстве в беларуси последние. Что принес беларуси "налог на тунеядство". О рассмотрении обращения

«Приняли аврально». У чиновников спросили, не противоречит ли конституции «тунеядский» декрет 59 16 июля 2019 в 21:06 Независимый профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) обратился к властям с вопросом, соответствует ли конституции президентский декрет № 3 — декрет по содействию занятости населению.

Власти ввели изменения по тунеядцам. Какие новшества появились 149 29 мая 2019 в 08:33 В Беларуси ввели изменения для не занятого в экономике населения. Так, некоторых исключили из числа иждивенцев, а также ввели персональную ответственность за данные в тунеядской базе.

При каких условиях попавшим в тунеядскую базу сделают перерасчет по жировкам? Комментарий специалиста 14 28 мая 2019 в 14:47 Не занятым в экономике белорусам, которым по экономически обоснованным тарифам выставили платежи за горячую воду, могут сделать перерасчет. Что для этого нужно сделать и куда обращаться, рассказали в администрации Советского района Минска.

Жительнице Бобруйска не дали больничный на ребенка, потому что муж работает в Польше. Это законно? 438 14 мая 2019 в 14:19 В конце апреля у жительницы Бобруйска Алеси Горбатенко заболел семилетний сын, она вызывала врача, который поставил диагноз «ветряная оспа». Когда Алеся, которая на тот момент работала в продажах, попросила выписать ей больничный по уходу за ребенком, ей отказали. Аргументация была такая: отец мальчика работает за границей.

Власти создают общую базу обучающихся. Из нее будут передавать информацию в «тунеядский» список 94 3 мая 2019 в 13:29 В Беларуси создают единую базу данных обучающихся в учреждениях образования. Такая база данных создается для ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике.

«Лучший трест. Ну что, идем?» — «Нет». Как работает комиссия по тунеядцам в самом богатом районе 35 29 апреля 2019 в 16:00 FINANCE.TUT.BY побывал на одном из заседаний комиссии по «тунеядцам» в Солигорске и посмотрел, как помогают трудоустраиваться безработным.

Сколько иждивенцев насчитали в регионах и сколько белорусов получили «тунеядские» жировки 45 10 апреля 2019 в 22:34 FINANCE.TUT.BY посмотрел, как число не занятых в экономике отличается по регионам и сколько человек получили жировки со счетами за подогрев воды по полным тарифам.

Больше 16 тысяч минчан получили «тунеядские» жировки. Как изменились суммы в платежках 148 9 апреля 2019 в 18:53 Еще 1195 минчан, которых предварительно отнесли к не занятым в экономике и которые должны были оплачивать подогрев воды по экономически обоснованным тарифам, исключили из соответствующей базы.

Домохозяйку, которая доказывала в суде, что ее унижает статус тунеядки, освободили от 100%-ной коммуналки 103 8 апреля 2019 в 13:15 Гомельчанку Марию Тарасенко, которая подавала иск в суд против «тунеядской» комиссии, которая приравняла ее к «не занятым в экономике», освободили от оплаты коммуналки по повышенным тарифам.

В базе данных тунеядцев оказалось огромное количество жителей Бреста. Чем власти могут им помочь? 26 4 апреля 2019 в 08:24 В марте жители города, которые не заняты в экономике и являются плательщиками за услуги ЖКХ, получили «потяжелевшие» жировки.

Экономист раскритиковал декрет о тунеядцах и спросил, почему его не отменяют. Что ответили власти 102 3 апреля 2019 в 12:13 Экономист Ярослав Романчук по случаю «Большого разговора» с президентом 1 марта поинтересовался, почему власти не отменяют декрет по не занятым в экономике.

Когда быть тунеядкой — унизительно. В Гомеле суд рассматривает иск домохозяйки к местным чиновникам 146 15 марта 2019 в 21:25 15 марта в суде Железнодорожного района Гомеля начался процесс так называемого не занятого в экономике против государства. Свои права отстаивает домохозяйка Мария Тарасенко.

Жировки по новым тарифам, очередной удар по долларизации, ограничения для тунеядцев. Изменения марта 41 28 февраля 2019 в 06:30 С 1 марта белорусам будут по новой схеме начислять платежи за некоторые жилищно-коммунальные услуги, а также позволят открывать счета в иностранных банках без разрешения Нацбанка. Подробности — в нашем обзоре.

В тунеядской базе осталось 425 тысяч человек. Депутаты раскритиковали декрет по иждивенцам 97 27 февраля 2019 в 15:13 В Минтруда рассказали, сколько белорусов осталось в базе не занятого в экономике населения.

Расходы на администрирование взимания налога с граждан, неработающих 183 дней в году, вряд ли превысят собранную в результате сумму. Так стоило ли вводить "налог на тунеядство"?

15 ноября в Беларуси - срок уплаты "налога на тунеядство". Так в стране назвали декрет президента "О предупреждении социального иждивенчества", подписанный 2 апреля 2015 года. Согласно ему, белорусы, не участвующие более полугода в финансировании госбюджета, при этом не имеющие оснований для освобождения от налогов, обязаны заплатить сумму в 20 базовых величин.

Опрошенные эксперты уверены, что экономический и воспитательный эффект несопоставим с расходами по сбору налога. Но замминистра финансов Максим Ермолович, отвечая на вопрос, сколько государство потратило на администрирование "налога на тунеядство", на Октябрьском экономическом форуме заявил: "Поверьте, - немного".

"Цели собрать деньги не было"

Цель введения налога, на взгляд эксперта Центра экономических исследований BEROC Екатерины Борнуковой , была "скорее воспитательная". Чиновники хотели либо заставить граждан, которые официально не работают, зарегистрироваться на бирже труда, либо выйти из тени работающих неофициально. Они высчитали, что в Беларуси 400 тысяч граждан трудоспособного возраста, которые не числятся ни на какой работе, и тут же заявили, что все они - потенциальные плательщики нового налога.

По логике властей, предполагалось также заставить платить налоги зарабатывающих с помощью маятниковой миграции, например, в России, где учет работающих белорусов не ведется, поясняет эксперт.

Она обращает внимание на то, что под декрет подпадают и женщины, выбравшие для себя роль домохозяек. Количество зарегистрированных безработных в Беларуси действительно выросло, но реальной картины безработицы официальные данные все равно не отражают, по ее оценке, они в четыре-пять раз выше.

"50000 - это выстрел в воздух"

Понять, сколько денег собрали, невозможно, это усиленно скрывают, констатирует Борнукова. По ее мнению, есть основания не доверять чиновникам, утверждающим, что сейчас IT-технологии позволяют организовать сбор налога и выявление подлежащих его уплате относительно дешево. Ведь речь идет о сведении большого количества баз данных (то есть по многим критериям человек может не платить этот налог), и работа чиновников стоит денег.

Известно, что извещения на уплату налога налоговые службы разослали 50 тысячам граждан, однако, сомневается эксперт, вряд ли все они заплатят, и впереди еще много трат, в том числе "на отлов" плательщиков.

Сравнивая ситуацию в Беларуси с международной практикой налогообложения, Борнукова указывает на то, что государство, по сути, наложило на своих граждан штраф за то, что они не работают, а это является нарушением прав человека, принуждением к труду. В конечном счете, полагает она, сам факт существования этого налога позорит страну на весь мир.

Принципиально согласен с Екатериной Борнуковой и главный редактор белорусской "Экономической газеты" Леонид Фридкин: "Новый налог вводили под предлогом восстановить социальную справедливость и пополнить бюджет, а заодно припугнуть "теневиков". Однако и то, и другое вряд ли получилось: цифры не бьют. Налоговая нашла 50 000, остался вопрос - где еще 350 000?"

Схемы ухода от нового налога отрабатываются

Кроме того, он уверен, что из найденных налоговой службой потенциальных плательщиков половина отобьется, представив оправдательные документы. Фридкин обращает внимание на то, что декрет принят задним числом, то есть в этом году еще не все запаслись необходимыми справками, но в следующем таковых будет больше. В 2016 году, по его подсчетам, государство рассчитывало собрать около 84 млн долларов, но в реальности соберет максимум 10 млн.

Уведомление о необходимости заплатить "налог на тунеядство" получили некоторые студенты, учащиеся за рубежом. Они вынуждены предоставить "оправдательные документы".

Схемы ухода от нового налога отрабатываются. Например, муж, имеющий свою фирму, может урезать свою зарплату, оформить на работу жену, положив ей минимальный заработок. Также фиктивно устраиваются на работу и в других случаях, даже не имея родственников-владельцев собственных предприятий.

Единственная возможная польза от этой кампании - выявление тех, чьи расходы превышают официальные доходы, что в будущем позволит государству предъявить им свой счет, считает Фридкин. Однако, замечает он, это можно было сделать, даже не вводя новый налог. Ведь это и так входит в обязанности налоговой службы.

"Налог на тунеядство" вредит имиджу Беларуси

Вред же от кампании, на взгляд Фридкина, очевиден. Например, государство демонстрирует свое отношение к институту брака: в развитых странах семьям предоставляется вычет, если, например, муж содержит неработающую жену. В Беларуси же в таком случае муж платит двойную цену: налог за себя и за жену.

Эксперты также указывают, что все белорусы, покупая любые товары и услуги в Беларуси, платят налоги, следовательно, уже хотя бы по одной этой причине им нельзя предъявлять претензии по статье "неучастие в финансировании госрасходов".

"Я абсолютно уверен, что расходы, связанные с выявлением "тунеядцев", и вся эта кампания повлекла за собой такие материальные и имиджевые потери для Беларуси, которые не компенсируются никакими собранными суммами", - резюмирует эксперт.

17.06.2019

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - «Налог на тунеядство», «Налог на безработных».

Подписанию Декрета предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия.

Инициатива исходила от Президента Республики Беларусь, прокомментировавшего информацию Министра внутренних дел касательно граждан не участвующих в финансировании госбюджета. Президент потребовал не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства.

Первоначально предложение вызвало неоднозначную реакцию в интернете. Отмечалось, что в Беларуси, в отличие от СССР труд, по Конституции, является правом, а не «почетной обязанностью». Исходя из этого, мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд. Высказывались сомнения в возможности собирать такой налог, т.к. значительная часть реальных безработных средств не имеет и вообще потеряла способность к труду, разве что по постоянному принуждению. Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.

Также обоснованным кажется замечание, что значительная часть свободных вакансий - это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Возможно, сейчас для страны выгоднее было бы оставить эти места незанятыми, чем платить из бюджета всю сумму зарплаты и получать обратно часть в виде налога.

Стоит упомянуть и о том, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек - тоже пополнение бюджета.

Наиболее популярным оказалось предположение, что новый закон направлен против нелегально работающих за границей, и незарегистрированных работников в частном бизнесе.

Однако, Декрет принят, его основные положения можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в , в следующем году будут обязаны уплатить налог в размере 20 . Действовать закон начинает с 1 января 2015 года, оплата налога обязательна до 15 ноября 2016 года.

Декрет принят: « В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей».

Исходя из вышеизложенного, можно понять, что неприемлемым признается не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

В Декрете дан исчерпывающий список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане : мужчины старше 60 лет, женщины - 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение - штамп о выезде в паспорте);

Также налог не будет взиматься с граждан, которые, согласно Указу, признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа или закрытого типа, в лечебно-трудовом профилактории;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, на сумму не менее 70 базовых величин;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах (список работ утверждается Совмином);
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа. Выделение участка для такой деятельности и период занятия ей должен быть письменно подтвержден местным исполнительным комитетом;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • являющиеся священнослужителями, церковнослужителями в религиозных организациях, членами монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, налога при или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

Под действие Декрета не попадают граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Налоговая выплата уменьшается на размер уже уплаченных в отчётном году налогов. Следовательно, тот, кто уже уплатил, например, размером менее 20 базовых, имеет право на уменьшение на эту сумму «налога на тунеядство».

Добровольно сообщившим с 01.05.2015 до 31.05.2016 года о своем «тунеядстве» в налоговую инспекцию предоставляется скидка в размере 10%. Этим лицам следует уплатить налог в срок до 1.06.2016 года. Остальные «тунеядцы» должны платить полную сумму налога, но, до 15.11.2016.

В начале марта 2017 действие налога приостановили. Налоговым поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил налог. В случае если человек будет тунеядцем, то уплаченные деньги пойдут в зачет за этот год.

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов будет проводиться контроль декларирования доходов и имущества граждан, а также соответствие реальных доходов и расходов сведениям, имеющимся у налоговых органов без предоставления деклараций.

Формы и методы контроля расходов и доходов граждан определяются Правительством и другими органами по его поручениям.

При установлении сотрудниками ИМНС превышения расходов гражданина над доходами, информация о которых имеется у налоговых органов, а также в тех случаях, когда получение дохода не подтверждено, Министерство по налогам и сборам письменно требует от гражданина информацию об источниках доходов.

Гражданин обязан в течение 30 календарных дней предоставить письменные пояснения по запросу. Пояснения, предоставленные после истечения указанного срока, не принимаются во внимание. Лицо, подавшее пояснения вправе предоставлять документы, подтверждающие сведения о полученных доходах и понесенных расходах

В случае, если пояснения не представлены или не указывают источник доходов (факт несения расходов), сумма превышения расходов над доходами облагается налогом в соответствии с законодательством.

Стоит обратить внимание - в этом случае сумма требуемого налога может превышать 20 .

Также «налог на тунеядство» не является способом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. На практике уплата налога скорее привлечет внимание и станет отправной точкой для дальнейшего расследования.

В Декрете даны указания привести действующее законодательство в соответствие с нормами декрета.

О том, как нововведение будет реализовано на практике, мы узнаем еще в текущем году. Можно, однако, предположить, зная «советские» идеологические основы документа, что из того же периода будут возвращены и какие-то меры по его исполнению.

Пока, только в ожидании документа, резко возросло количество зарегистрированных безработных, вырос уровень официальной , число свободных вакансий в центрах занятости уменьшилось также в разы.

Так или иначе, Декрет принят, работа по исполнению началась, будем ожидать результата.

В Беларуси внесли изменения в законодательство о не занятых в экономике. Соответствующее постановление Совмина от 25 мая 2019 г. № 333 опубликовано 29 мая на Национальном правовом портале. С 1 января 2019 года те, кто не работает без объективных на то причин, должны оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября платить по экономически обоснованным тарифам также за газоснабжение и теплоснабжение.

15 ноября в Беларуси - срок уплаты "налога на тунеядство". Так в стране назвали декрет президента "О предупреждении социального иждивенчества", подписанный 2 апреля 2015 года. Согласно ему, белорусы, не участвующие более полугода в финансировании госбюджета, при этом не имеющие оснований для освобождения от налогов, обязаны заплатить сумму в 20 базовых величин.

Опрошенные DW эксперты уверены, что экономический и воспитательный эффект несопоставим с расходами по сбору налога. Но замминистра финансов Максим Ермолович, отвечая на вопрос, сколько государство потратило на администрирование "налога на тунеядство", на Октябрьском экономическом форуме заявил: "Поверьте, - немного".

" Цели собрать деньги не было "

Цель введения налога, на взгляд эксперта Центра экономических исследований BEROC Екатерины Борнуковой, была "скорее воспитательная". Чиновники хотели либо заставить граждан, которые официально не работают, зарегистрироваться на бирже труда, либо выйти из тени работающих неофициально. Они высчитали, что в Беларуси 400 тысяч граждан трудоспособного возраста, которые не числятся ни на какой работе, и тут же заявили, что все они - потенциальные плательщики нового налога.

По логике властей, предполагалось также заставить платить налоги зарабатывающих с помощью маятниковой миграции, например, в России, где учет работающих белорусов не ведется, поясняет эксперт.

Она обращает внимание на то, что под декрет подпадают и женщины, выбравшие для себя роль домохозяек. Количество зарегистрированных безработных в Беларуси действительно выросло, но реальной картины безработицы официальные данные все равно не отражают, по ее оценке, они в четыре-пять раз выше.

"50000 - это выстрел в воздух "

Понять, сколько денег собрали, невозможно, это усиленно скрывают, констатирует Борнукова. По ее мнению, есть основания не доверять чиновникам, утверждающим, что сейчас IT-технологии позволяют организовать сбор налога и выявление подлежащих его уплате относительно дешево. Ведь речь идет о сведении большого количества баз данных (то есть по многим критериям человек может не платить этот налог), и работа чиновников стоит денег.

Известно, что извещения на уплату налога налоговые службы разослали 50 тысячам граждан, однако, сомневается эксперт, вряд ли все они заплатят, и впереди еще много трат, в том числе "на отлов" плательщиков.

Сравнивая ситуацию в Беларуси с международной практикой налогообложения, Борнукова указывает на то, что государство, по сути, наложило на своих граждан штраф за то, что они не работают, а это является нарушением прав человека, принуждением к труду. В конечном счете, полагает она, сам факт существования этого налога позорит страну на весь мир.

Принципиально согласен с Екатериной Борнуковой и главный редактор белорусской "Экономической газеты" Леонид Фридкин: "Новый налог вводили под предлогом восстановить социальную справедливость и пополнить бюджет, а заодно припугнуть "теневиков". Однако и то, и другое вряд ли получилось: цифры не бьют. Налоговая нашла 50 000, остался вопрос - где еще 350 000?"

Схемы ухода от нового налога отрабатываются

Кроме того, он уверен, что из найденных налоговой службой потенциальных плательщиков половина отобьется, представив оправдательные документы. Фридкин обращает внимание на то, что декрет принят задним числом, то есть в этом году еще не все запаслись необходимыми справками, но в следующем таковых будет больше. В 2016 году, по его подсчетам, государство рассчитывало собрать около 84 млн долларов, но в реальности соберет максимум 10 млн.

Уведомление о необходимости заплатить "налог на тунеядство" получили некоторые студенты, учащиеся за рубежом. Они вынуждены предоставить "оправдательные документы".

Схемы ухода от нового налога отрабатываются. Например, муж, имеющий свою фирму, может урезать свою зарплату, оформить на работу жену, положив ей минимальный заработок. Также фиктивно устраиваются на работу и в других случаях, даже не имея родственников-владельцев собственных предприятий.

Единственная возможная польза от этой кампании - выявление тех, чьи расходы превышают официальные доходы, что в будущем позволит государству предъявить им свой счет, считает Фридкин. Однако, замечает он, это можно было сделать, даже не вводя новый налог. Ведь это и так входит в обязанности налоговой службы.

" Налог на тунеядство" вредит имиджу Беларуси

Вред же от кампании, на взгляд Фридкина, очевиден. Например, государство демонстрирует свое отношение к институту брака: в развитых странах семьям предоставляется вычет, если, например, муж содержит неработающую жену. В Беларуси же в таком случае муж платит двойную цену: налог за себя и за жену.

Контекст

Эксперты также указывают, что все белорусы, покупая любые товары и услуги в Беларуси, платят налоги, следовательно, уже хотя бы по одной этой причине им нельзя предъявлять претензии по статье "неучастие в финансировании госрасходов".

"Я абсолютно уверен, что расходы, связанные с выявлением "тунеядцев", и вся эта кампания повлекла за собой такие материальные и имиджевые потери для Беларуси, которые не компенсируются никакими собранными суммами", - резюмирует эксперт.

: налог на тень (Венеция), налог на татуировки и пирсинг (Арканзас, США) или налог на телевизоры (Германия). Несмотря на откровенную нелепость, эти налоги существуют в странах т.н. «первого мира» с относительно устойчивым уровнем благосостояния и распространяются далеко не на все категории населения, ведь не каждый житель Арканзаса носит татуировки и пирсинг, или далеко не каждый венецианец является владельцем кафе или магазина, которые облагаются налогом на тень. Но жителям географического центра Европы повезло немного меньше.

Декрет №3. Налог на «тунеядство».

2 апреля 2015 года президент Беларуси подписал декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», получивший в народе названия «декрета о тунеядцах». Данный правовой акт издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов - сообщает текст законодательного акта . От уплаты «налога на тунеядство» освобождены пенсионеры, недееспособные граждане, лица, не достигшие 18 лет, инвалиды. Сбор взимается с граждан РБ, а также лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РБ, которые «не участвовали в финансировании государственных расходов» (т.е. не работали) , либо делали это менее 183 дней. Размер сбора составляет 20 базовых величин за налоговый период (за календарный год), то есть приблизительно 236 USD по курсу на январь 2017 года. Неуплата или неполная уплата ведут к штрафу от 2 до 4 базовых величин, либо административному аресту с привлечением к общественно полезной работе. Arbeit macht frei!!! Примечательно, что труд такого задержанного за неуплату налога в период административного ареста, учитывая средства, которые государство тратит на содержание, обесценивается вдвое . К январю 2017 налоговая насчитала приблизительно 400 тысяч «тунеядцев», что не так уж мало для страны с населением приблизительно в 9,5 миллионов человек. В то время как некоторые развитые капиталистические страны собираются ввести «безусловный базовый доход», который по своей сути не приводит к решению проблемы, а только помогает сгладить капиталистические противоречия, но на его фоне взимание налога с безработных выглядит поистине средневековым мракобесием.

Участие в финансировании госрасходов и НДС

Чем обусловлена актуальность поставленной проблемы? Ведь казалось бы, декрет №3 принят уже почти два года назад и, по мнению некоторых, выражает советский принцип «кто не работает, тот не ест». Начнём с того, что 56 статья Конституции РБ, на которую косвенно дана ссылка в Декрете №3, действительно обязывает граждан участвовать в финансировании государственных расходов, но фактически граждане и без того участвуют в финансировании госрасходов путём уплаты НДС и других скрытых налогов.

Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

“Так называемые тунеядцы платят почти столько же налогов, сколько работающий человек, потому что платит прямые налоги - это акцизы, НДС, импортные пошлины. Они составляют в бюджете страны около 2/3 суммы всех налогов,” – комментирует ситуацию белорусский экономист Леонид Злотников.

Сам декрет, принятый почти два года назад, фактически вступил в силу сравнительно недавно. С ноября 2016 по январь 2017 количество «тунеядцев», обнаруженных Министерством по налогам и сборам увеличилось почти в 8 раз. До ноября в него вносились некоторые коррективы, а так же шло составление базы данных граждан, якобы не участвующих в финансировании государственных расходов. Сразу же после развёртывания полномасштабной кампании по предупреждению социального иждивенчества, в городе Рогачёве произошло самоубийство уже ставшее резонансным, причиной которому послужило так называемое «письмо счастья» (так в народе прозвали уведомление о необходимости уплатить налог). Женщина, лишившаяся работы, просто-напросто была не в состоянии уплатить сбор… и повесилась *. А тем временем Дмитрий Медведев Александр Лукашенко, заявляет о том, что денег нет, но вы держитесь всё стерпите и, по некоторым данным, достраивает себе 17-ую резиденцию. И этот трагический случай не единственный в своём роде, 3 октября 60-летний Айвар Яскевич заплатил 360 деноминированных белорусских рублей налога за «тунеядство», а 6 декабря выбросился с 5 этажа своей квартиры в Осиповичах. На столе оставил записку и квитанцию об уплате «налога на тунеядцев». Там было написано : «Я никогда не был дармоедом, насильником, грабителем, я всю жизнь честно работал».

* Следственный комитет РБ опровергает эту информацию и причиной самоубийства называет «депрессивной состояние». О том, как капитализм связан с депрессией можете почитать на ВБ .

«Кто не работает, тот не ест». Капитализм и безработица

Что касается тех, кто безоговорочно одобряет подобные меры и вспоминает старое-доброе «кто не работает, тот не ест», то стоит осознавать, что Беларусь - страна с рыночной экономикой, а рыночная экономика была, есть и будет оставаться спутницей безработицы. Так, в экономике существует понятие «естественный уровень безработицы», и в Беларуси он составляет 6% при общем количестве экономически активного населения 4 491,7 тыс. человек, то есть почти четыре с половиной миллиона . Стоит также отметить, что процент «естественного уровня безработицы» всегда даётся либеральными (коих сейчас большинство) экономистами, можно сказать, в идеале: это тот уровень естественной безработицы, который должен быть, а не тот, который есть на самом деле. И разумеется, в условиях экономических кризисов этот процент неизбежно превышается по естественным экономическим причинам, т.е. из-за самого кризиса. Таким образом, даже при условии идеального функционирования рыночной экономики, всегда найдётся определённое количество граждан, которое будет не в состоянии найти работу и оплатить налог “на тунеядство”.

Мировая практика**

В Болгарии ещё со времён Народной Республики в уголовном кодексе сохранилась статья, которую условно можно назвать «за тунеядство». Реальных тюремных сроков за неё уже давно никому не даёт. Болгарские правоохранители применяют её для борьбы с проституцией и, как правило, дело обходится незначительными штрафами . В других странах, где процент безработных достаточно велик, такие налоги отсутствуют, хотя в Италии нетрудоустроенных приблизительно 40% . В немецком языке словосочетание "отказывающийся от работы" появилось в эпоху Третьего рейха. Это обозначение использовалось как клеймо для несогласных с режимом. Нацистские власти использовали штрафы за "отказ от работы" для преследования своих политических противников. После войны в ФРГ отказались от ограничений подобного рода. Статья 2, параграф 1 Конституции ФРГ неукоснительно соблюдаются также и в том, что касается права человека работать или сидеть сложа руки. Отсутствует подобная мера и во Франции, где безработных по официальной статистике 3,5 миллиона. В Финляндии и вовсе выгодно быть безработным. По данным в газеты "Хельсингин саномат", в среднем Финляндия тратит на содержание одного безработного 21 тысячу евро в месяц. В эту сумму входит как само пособие неработающему финну, так и различные услуги , оказываемые государством.

**По материалам .

Усиление эксплуатации

Очевидно, что налог на безработицу в Беларуси имеет две цели:

  1. Усиление эксплуатации, а как следствие - увеличение прибылей государственной (и не только государственной) буржуазии.
  2. Сохранение огромного бюрократического аппарата.

Другие логичные объяснения дать этому сложно. Фактически Декрет №3 отменяет право на восьмичасовой рабочий день, ведь для того, чтобы “вписаться в рынок” и выдержать конкуренцию, работнику придётся соглашаться на самые рабские условия эксплуатации, которые только возможны. Министерство по налогам и сборам даже не пытается это скрывать : «Конкуренция выросла, люди стали держаться за рабочие места». Условная «либерализация» политической жизни в Беларуси компенсируется авторитарными экономическими мерами. В некоторых регионах сознательными гражданами уже начался сбор подписей за отмену Декрета №3. Однако чартизм и ему подобные движения показали свою несостоятельность ещё в XIX веке. Даже при условии успешной борьбы посредством сбора подписей и отмены Декрета, естественный кризис капиталистической экономики никуда не денется, и вместо открытого принуждения к труду мы получим повседневное увеличение цен, тарифов, падение заработной платы, что по сути тоже есть принуждение к труду. Выходом являются не реформы, а полная замена существующей системы, где явное и неявное принуждение к труду исчезнет вместе такими понятиями, как безработица и эксплуатация.