Кто присматривал за львом лещенко. Лев Валерьянович Лещенко. Биографическая справка. Семья и молодые годы

Лещенко Лев Валерьянович

Лев Лещев

Эстрадный певец (баритон) и артист оперетты, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (30.09.1977).
Народный артист РСФСР (12.04.1983).

Отец - Лещенко Валерьян Андреевич (1904-2004) - кадровый офицер, воевал под Москвой. За участие в Великой Отечественной войне и дальнейшую военную службу награжден многими орденами и медалями. Мать - Лещенко Клавдия Петровна (1915-1943).
Свою самостоятельную трудовую деятельность начал сразу после окончания школы, поступив рабочим сцены в Государственный Академический Большой театр СССР (1959-1960). Затем, до призыва в армию, работал слесарем-сборщиком на заводе точных измерительных приборов (1960-1961).
В сентябре 1964 года, успешно сдав экзамены, стал студентом ГИТИСа.
1969 год стал годом перехода из студентов в артисты. Лев Лещенко - полноправный член коллектива Московского театра оперетты. Здесь он играет много ролей, но Лещенко - артист, зная цену своему певческому дару, хочет настоящей большой работы. И эту возможность он получает 13 февраля 1970 года: успешно пройдя конкурс, Л. Лещенко становится солистом-вокалистом Гостелерадио СССР.

Победа на Сопотском фестивале с песней "За того парня" породила моду на Льва Лещенко, он становится знаменитым.
Новый импульс популярности певцу принесла песня В. Харитонова и Д. Тухманова "День Победы", исполненная им впервые в год 30-летия Победы, и которую сам певец до сих пор считает одним из самых принципиальных своих достижений. Многие шлягеры, ставшие теперь уже классикой отечественной эстрады, исполнил именно Лев Лещенко. Уже стали хрестоматийными кадры завершения Олимпиады: под звуки песни Александры Пахмутовой «До свиданья, Москва» в небо улетает Олимпийский Мишка. Показаны многотысячные Лужники и крупно - плачущие лица гостей и спортсменов. Песню исполняли Татьяна Анциферова и Лев Лещенко.
В 1980-1989 годах продолжает интенсивную концертную деятельность в качестве солиста-вокалиста Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР "Росконцерт".
В 1990 году он создал и возглавил театр эстрадных представлений "Музыкальное агентство", которому в 1994 году был присвоен статус государственного. Основной вид деятельности театра - организация гастрольно-концертных мероприятий, презентаций, творческих вечеров.
Преподает в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия имени Гнесиных). Многие его ученики стали известными артистами эстрады: Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева, Варвара и многие другие.
За годы творческой деятельности Львом Лещенко выпущено свыше 10 пластинок, компакт-дисков и магнитоальбомов.
В 1999 году на площади Звезд ГЦКЗ "Россия" заложена именная звезда Льва Лещенко.
В 2001 году была издана книга Льва Лещенко «Апология памяти», в которой артист рассказывает о своей жизни и своих современниках - выдающихся людях искусства, спорта и политики.

призы и награды

Премия имени Ленинского комсомола (1978) - за высокое исполнительское мастерство и активную пропаганду советской песни.
Премия имени Московского комсомола (1973).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (30 января 2012).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 февраля 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (31 января 2002).
Орден Дружбы народов (1980).
Орден «Знак Почёта» (1985).
Лауреат IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1970).
Лауреат конкурса «Золотой Орфей» (1972, Болгария).
Первая премия на фестивале в Сопоте (1972, Польша).
Премия ФСБ в номинации «Музыкальное искусство» за творческий вклад в патриотическое воспитание российских граждан (2008).
«Золотой Граммофон» (2009).
Народный артист Республики Южная Осетия (26 августа 2010).
Почётный гражданин Курской области (2012).
Специальная премия Президента Республики Беларусь «Через искусство к миру и взаимопониманию» (2012).

Известный сегодня певец Лев Лещенко, биография которого будет нами рассмотрена в этой статье, родился в семье офицера. Мало кто знает о том, что будущий артист с годовалого возраста рос без матери, что работал слесарем, что несколько лет подряд безуспешно пытался поступить в театральный. Несмотря на все испытания судьбы, он достиг поставленных целей, и сегодня биография Льва Лещенко интересует миллионы людей, почитающих его творчество.

Непростое детство будущего артиста

Родился Лев Валерьянович в семье кадрового офицера в городе Москва 1 февраля 1942 года. Мама мальчика умерла, когда ему не было и года, отец большую часть времени был занят на службе, поэтому воспитывался он дедушкой и бабушкой, у которых он часто гостил, второй женой Валерьяна Андреевича, пока у нее не появились собственные дети, адъютантом отца — старшиной Андреем Фисенко. Можно сказать, что мальчик рос «сыном полка»:обедал с солдатами в столовой, днем наблюдал за их учениями, а вечером в общем строю маршировал в кино. И даже носил военную форму на три размера больше.

Когда Льву было шесть лет, отец женился во второй раз на доброй и милой женщине Марине. Она очень хорошо относилась к мальчику, но времени на его воспитание у нее катастрофически не хватало: на попечительстве Марины находилось два родных племянника, а позже родилась и собственная дочь.

Биография Льва Лещенко: образование и определение профессии

Петь будущего артиста научил дедушка. Левушка пел, а дед играл на старинной скрипке, которая издавала волшебные звуки, после которых мальчику, как он вспоминает, снились музыкальные сны. Они, наверное, и послужили толчком к музыкальной карьере. Когда Лев озвучил свои планы относительно профессии, отец, который видел сына офицером, поддал их критике. Еще в школе Лев пел на школьной сцене, но никто не думал, что это перерастет в нечто большее.

Биография Льва Лещенко: на пути к цели

Сразу же после школы парень идет работать: сначала в театр рабочим, потом на завод слесарем. Несколько попыток поступить в ГИТИС не принесли успеха и по достижении Лещенко вынужден идти служить родине. Будучи солдатом, Лев не забывал о своей детской мечте и даже смог стать солистом армейского ансамбля песни и пляски. Демобилизовавшись, Лещенко снова направляется в театральный. Профессора, уже знающие юношу в лицо, согласились его прослушать, несмотря на то что уже давно закончились. Так будущий артист стал студентом. Когда он был на втором курсе, уже никто не сомневался в том, что Лещенко — прирожденный актер и певец. Все увидели его талант.

Биография Льва Лещенко: звездный час

Об артисте узнали, когда он в 1972 году стал победителем на песенном конкурсе в Сопоте. О нем узнала вся страна. Открытое лицо, обаятельная улыбка и честный взгляд молодого исполнителя в белом элегантном костюме с бабочкой покорили практически всех. С тех пор у артиста началась жизнь, о которой он мечтал с детства. За время своего творчества он был награжден многими премиями и наградами, удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР.

Лев Лещенко: биография

Дети — единственная мечта артиста, которой не суждено было сбыться. Ни один брак Льва Валерьяновича не подарил ему потомков. Первой женой артиста была певица но Льва быстро разочаровала безразличность жены к и они расстались. В 1978 году он женился во второй раз на Ирине Багудиной, с которой они вместе живут до сих пор.

Замечательный артист, певец и педагог Лев Лещенко в 2017 году, в феврале отметил свое 75-летие. Несмотря на возраст Лев Валерианович много времени отдает репетициям. А о самочувствии и здоровье скромно молчит – мало кому известно, что несколько лет назад певец перенес сложную операцию позвоночника. Но это все мелочи, ведь жаловаться Лещенко не привык, и со всеми жизненными перипетиями справляется самостоятельно.

Военное детство

Лев Лещенко появился на свет в феврале 1942 года – военное время было тяжелым, голодным, но об этом Лев Валерианович не любит вспоминать. По его словам, мальчишкой был рад любой заботе – хорошо, когда было что кушать и что носить, ведь проблемы были не только с питанием, но и с вещами.

Первая серьезная потеря в жизни Левушки случилась, когда ему не было еще и двух лет – умерла мама. Мальчика растила бабушка, которая часто забирала в Рязань. Отец Лещенко – кадровый офицер вскоре после смерти матери женился и в московской квартире появился еще один ребенок – сестра Валя. Мачеха тепло относилась к пасынку, поэтому и сам Лещенко о новой супруге своего отца всегда отзывался с добротой.

Первое время семья жила в московской коммунальной квартире, где Левушка любил посещать интеллигентных соседок. Они поили его чаем и угощали докторской колбасой. Спустя годы отцу выдали двухкомнатную квартиру в сталинском доме. По соседству проживало много спортсменов и тренеров, которые сразу отметили спортивное телосложение подростка и отправили на стадион «Динамо». Первые шаги в спорте – водное поло. Но этот спорт не стал любимым у молодого человека. Лещенко переходит в секцию баскетбола и влюбляется в командную игру. До сих пор именно баскетбол остается любимым спортом певца. А около дома на участке имеется баскетбольное кольцо, куда в свободное время артист любит побросать мячи.


Еще одна юношеская страсть – пение. Лев Лещенко пел всегда, часто выступал на школьной сцене, посещал хор в Доме пионеров. После окончания школы выбор падает на театральный вуз, но тут его ждет неудача. Чтобы пропущенный год не пропал зля, Лев устраивается работать в Большой театр рабочим сцены. Ему все равно хотелось быть поближе к театру хотя бы таким способом. Долго поработать не удалось, отец не одобрил выбор профессии и отправил сына на работу слесарем-сборщиком. После была армия. А после возвращения со службы настойчивый юноша снова атакует ГИТИС и… поступает.

Путь к успеху

Карьера начиналась с Театра Оперетты, куда Леву приняли во время обучения его на втором курсе института. Он работал актером небольших ролей, так что вряд ли на начинающего артиста тогда обращали внимание. Но Лещенко не сдавался, и уже в 1970 году его назначают солистом Гостелерадио СССР.


После первого места на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады о Лещенко заговорили. Его популярность растет, певца узнают, а его песни напевает вся страна. Самыми популярными композициями можно назвать:

  • «Почему ты мне не встретилась».
  • «Белая берёза»,
  • «Нам не жить друг без друга»,
  • «Господа офицеры»,
  • «Не плачь, девчонка»,
  • «Соловьиная роща»,
  • «Родительский дом»,

С конца 70-х Лещенко часто приглашают выступать перед членами политбюро. Ходили слухи, что сам Брежнев любит слушать песни молодого исполнителя. Поэтому ежегодные награды, которые получает певец с приходом к нему широкой известности, не удивляют никого.

Первые проблемы начались с перестройкой. В 1989 году артист не получает приглашение на «Песню года» – это случается впервые и совершенно неожиданно. Он понимает, что нужно задуматься о нормальном заработке и создает «Музыкальное агентство». Агентство Лещенко занимается организацией концертных программ, творческих вечеров и песенных презентаций. Иными словами это было первое агентство в стране, которое занималось корпоративами. Параллельно Лев Валерианович начинает преподавать в вузе. Среди его учениц Варвара, Катя Лель и Марина Хлебникова.


Агентство успешно работает и сейчас, поэтому артист занят сегодня музыкальным бизнесом, который приносит ему неплохой доход. На сцене Лев Лещенко появляется не часто, но каждый его выход – это подарок для слушателей.

Испытания любовью

Первой женой была Альбина Абдалова, певица, выступавшая в молодости в коллективе Утесова. Они познакомились в институте, часто вместе проводили время, много гуляли, Лев делал приятные подарки, но и женитьбе долго речь не шла. Через несколько лет отношений Лев и Альбина расписались. Семейная жизнь не была идеальной – Лещенко думал только о карьере, Альбина также много времени посвящала пению. Возможно, семью сплотили бы дети, но Альбина по её собственному признанию решилась на несколько абортов, так как понимала неготовность мужа к отцовству.


В 1976 году Лев Валерианович встречает девушку Ирину – дочь дипломата, которая выросла за границей и мало интересовалась советской эстрадой. До знакомства с певцом девушка о нем ничего не знала. Лев поразил её своим вниманием, опекой и любовью. С момента встречи с Ириной первый брак Лещенко распадается, а спустя два года отношений Ира и Лев решают пожениться. О своих чувствах к жене певец говорит постоянно. Конечно, иногда артисту приписывали любовные отношения с коллегами по сцене, но супруга относится к таким разговорам философски, а порой они попросту вместе подшучивают над сплетнями.

Детей у семьи нет. По признанию самого певца, он очень жалеет, что им не удалось родить ребенка. Взять приемного ребенка оба супруга не смогли, честно признаются – побоялись по многим причинам. Но за годы совместной жизни научились чувствовать себя комфортно только вдвоем, ценить и любить друг друга.

Что кроме сцены?

Помимо творческой деятельности Лев Лещенко снимался в кино. Первые роли были эпизодические, затем появились более серьезные предложения. Из наиболее заметных кинолент можно отметить следующие:

  1. Зайцев, жги!
  2. Старые песни о главном 3.
  3. Военно-полевой романс.
  4. Старые песни о главном.

В начале 2000-х Лещенко пишет автобиографическую книгу «Апология памяти», в которой описана его жизнь и жизнь современников.


Сегодня певец живет в своем загородном доме вместе с любимой женой, занимается музыкой и верит в светлое будущее отечественной эстрады.

Откуда происходит род Льва Лещенко? Как проходило воспитание будущего артиста? Песни какого исполнителя Лещенко любил петь в юности? Почему Льва Валерьяновича не хотели принимать в ГИТИС, и как ему все же удалось поступить на курс? Какие песни, исполненные артистом, стали всесоюзными хитами и принесли ему известность? Правда ли, что ученицей Лещенко была Катя Лель? Что артист считает главной наградой за свое творчество? Какими видами спорта увлекается Лев Валерьянович, и в чем секрет его популярности?

Детство и юность

Лев Лещенко появился на свет в Москве 1 февраля 1942 года. Его дед был родом из села Низы Харьковской губернии, которая в то время была частью Российской империи. В 1900 году он переехал в Курскую губернию, где устроился бухгалтером на завод. Дед Лещенко был музыкальным человеком: пел в церковном хоре, играл на многих инструментах.

Отец Льва Валерьяновича переехал в Москву в 1931 году. Пройдя Финскую войну, а затем Великую Отечественную, он дослужился до звания подполковника и был награжден многими орденами. Родная мать артиста умерла через год после родов, поэтому его воспитывала мачеха Марина Михайловна. В детстве Лещенко много времени проводил с отцом: ходил на стрельбище, обедал в солдатской столовой, учился маршировать. Когда отец был занят работой, за ним присматривал старшина Андрей Фисенко.

В школе Лев Валерьянович пристрастился к искусству. Он посещал хор в доме пионеров, духовой оркестр, кружок художественного слова. Услышав, как юноша поет, учителя посоветовали ему бросить все кружки и заняться только пением.

Любимым исполнителем Лещенко был Утесов, песни которого он неоднократно пел на школьных вечерах.

После окончания школы Лев Валерьянович попытался поступить в театральный, но безуспешно. Около года он был рабочим в Большом театре, а затем слесарем-сборщиком на заводе. Когда будущего артиста призвали в армию, он надеялся, что станет моряком. Однако благодаря "стараниям" отца, Льва отправили служить в танковые войска в Германию. Свою службу он закончил в ансамбле песни и пляски, где пел в квартете и сольно.

В 1964 году Лев Лещенко снова пришел поступать в ГИТИС. Его фельетоны были признаны бездарными, но комиссия сжалилась и приняла его на курс. Учеба так преобразила юношу, что вскоре уже никто не сомневался в его способностях. На втором курсе Лещенко впервые ступил на сцену Театра оперетты, сыграв роль грешника в постановке "Орфей в аду". Так началась стремительная карьера артиста.

В 1966 году Лев Лещенко стал полноправным членом Московского театра оперетты. Однако он хотел большего: настоящих гастролей, выступл

ений на большой сцене, признания публики. Мечта артиста осуществилась в 1970 году, когда он стал солистом Гостелерадио СССР. Началась интенсивная творческая деятельность: выступления у микрофона радио, записи советских и народных песен, сотрудничество с Большим симфоническим оркестром.

Лев Лещенко стремительно набирал популярность и вскоре стал заметной фигурой на советской эстраде. Первую известность ему принесла песня "За того парня", с которой в 1972 году он получил премию на Сопотском фестивале. А по-настоящему знаменитым Лещенко стал в 1975 году, впервые исполнив песню Тухманова и Харитонова "День Победы". Эта композиция стала визитной карточкой артиста и прочно вошла в золотой фонд советской эстрады.

В 1977 году Льву Лещенко было присвоено звание заслуженного артиста, а через несколько лет – Народного артиста РСФСР. Он был на пике славы, когда в 1980 году в день завершения Олимпиады вместе с Татьяной Анциферовой исполнил песню "До свидания, Москва". Под звуки его голоса в небо улетал Олимпийский Мишка.

Лещенко не потерял популярность

аже после распада СССР. В 1990 году он организовал театр "Музыкальное агентство", который стал заниматься организацией концертов, гастролей, творческих вечеров, презентаций. Благодаря усилиям театра был выпущен фильм "Юбилей… Юбилей… Юбилей…", телевизионная картина "Военно-полевой романс", программа "10 лет МЧС России".

Кроме концертов и гастролей, Лев Лещенко преподает в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В свое время его учениками были Варвара, Ольга Арефьева, Катя Лель, Марина Хлебникова. Также Лев Валерьянович часто выступает в дуэте со своим другом Владимиром Винокуром.

За свою карьеру Лещенко выпустил более 10 альбомов. Он является автором книги "Апология памяти", в которой подробно рассказал о своей жизни, семье, друзьях, современниках. В его историю попали многие выдающиеся люди искусства, спорта и политики. В 2002 году артист был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. По словам Льва Валерьяновича, ему очень приятно получать такие награды, но главной наградой для него всегда будет любовь и признание

Лев Лещенко состоял в браке дважды. Со своей первой женой – певицей и актрисой Аллой Александровной Абдаловой – он прожил с 1966 по 1976 год. В 1978 году артист женился на Ирине Павловне Багудиной, с которой живет до сих пор. Детей у Льва Валерьяновича нет, и он об этом сильно жалеет. Артист любит активный отдых – занимается теннисом, плаванием, баскетболом. Является почетным президентом баскетбольного клуба "Триумф" города Люберцы.

Очень редко Лев Лещенко появляется в кино. В основном он играет эпизодические роли или выступает в роли самого себя. Его самой большой работой является музыкальный телефильм "Военно-полевой романс" (1998), который был снят в формате "Старых песен о главном" специально ко Дню Победы.

Лев Лещенко всегда отличался мягкими чертами лица, доброй улыбкой, подтянутой фигурой. Его мягкий, низкий баритон бархатного тембра покорил не одно женское сердце. Благодаря своей внешности и голосу артист советской эпохи остается популярным и сегодня – в реалиях совершенно другого мира. Наверное, это и есть настоящий талант

Лев ЛЕЩЕНКО

Л. Лещенко родился 1 февраля 1942 года в Москве (на 2-й Сокольнической улице) в семье военнослужащего. Его детство выпало на первые послевоенные годы, о которых он вспоминает так: «Меня воспитывала приемная мать - замечательная женщина! Жили мы в старом московском дворике, и жили очень дружно. Если у кого-то во дворе появляется велосипед, на нем по очереди катаются все ребята двора. Если кто-то покупает косном, приходят смотреть все соседи. И радость каждой покупки - общая. Ну а если ты голоден, а родители еще на работе, кто-нибудь из соседок обязательно тебя накормит. Жили, конечно, трудно, но открыто, щедро друг для друга».

Еще будучи ребенком, Лещенко решил, что обязательно станет артистом. Поэтому свое восхождение к славе он начал с районного Дворца пионеров, где записался сразу в два разных кружка: хоровой и драматический. В одном он с удовольствием пел, в другом с таким же упоением читал стихи. Судя по тому, что вскоре его стали брать на все районные и городские смотры художественной самодеятельности, занятия в обоих кружках шли ему на пользу.

Между тем к окончанию десятилетки Лещенко окончательно определился со своим выбором и решил посвятить себя музыке. Накупив в магазине пластинок Франко Карелли, Марио Дель Монако и других популярных исполнителей, наш герой с утра до вечера крутил их на своей радиоле, после чего с дотошностью прилежного ученика пытался самостоятельно воспроизвести услышанное. На его взгляд, получалось неплохо. В конце концов, преисполненный самых радужных надежд, Лещенко после окончания школы в 1959 году отправился в ГИТИС - поступать на отделение артистов оперетты.

К сожалению, тот поход закончился неудачей - Лещенко в институт не приняли. Видимо, на фоне других абитуриентов он выглядел не столь убедительно, поэтому экзаменаторы провалили его со спокойной совестью. Пришлось Лещенко ждать целый год, чтобы поискать счастья в новой попытке. Год прошел незаметно, тем более что все это время Лещенко не бил баклуши, а трудился сначала рабочим сцены в Большом театре, а затем ушел на завод точных приборов слесарем.

Как это ни странно, но и вторая попытка будущего народного артиста России попасть в ГИТИС завершилась провалом. Экзаменаторы вновь не нашли в нем ничего примечательного и завернули с первого же захода. После этого любой другой на месте Лещенко наверняка пришел бы к грустной мысли о несоответствии своего таланта выбранной специальности. То есть занялся бы чем-нибудь другим. Но, будучи человеком настойчивым, он поступил в соответствии со своим характером - пришел на очередные экзамены в ГИТИС через год после второго провала.

На этот раз Лещенко сдавал экзамены намного успешнее, чем в два предыдущих раза. Тур за туром он шел к заветной цели - стать студентом - и наверняка бы им стал, если бы и на этот раз случай не вмешался в течение событий. Дело в том, что к тому времени пришла пора молодому человеку служить в армии, и пришедшая из военкомата повестка наглядно это продемонстрировала. Вот и пришлось Лещенко вместо того, чтобы сесть за парту, становиться к орудийному расчету - он попал в танковые войска и в качестве заряжающего танка проходил службу в ГДР.

Стоит отметить, что занятия вокалом новобранец не прервал и в армии. Вскоре о его способностях прознало армейское начальство и пристроило Лещенко солистом в ансамбль песни и пляски. В этом качестве он и закончил свою службу в армии. А вернувшись на гражданку, он в четвертый (!) раз пришел на экзамены в ГИТИС и все-таки добил своим упорством преподавателей - несмотря на огромный конкурс (46 человек на место), его приняли на отделение музыкальной комедии (преподаватель - Георгий Павлович Анисимов).

Во время учебы в ГИТИСе в жизни Лещенко произошло сразу несколько заметных событий. Во-первых, в 1969 году, будучи студентом 3-го курса, он женился на своей однокурснице Анне Абдаловой, во-вторых, он стал пользоваться успехом как солист. Сначала его пригласили в Московский театр оперетты в качестве бас-баритона, определив ему оклад в 110 рублей (другим начинающим певцам платили всего лишь 90 рублей), а в 1970 году он получил приглашение стать солистом вокальной группы Гостелерадио СССР.

Так ступенька за ступенькой артист шел к своей славе. Причем путь этот был отнюдь не таким гладким, как может показаться на первый взгляд. Много разочарований, обид и даже трагических случайностей поджидало его на этом пути. Например, и 1970 году Лещенко едва не погиб в авиационной катастрофе. Он тогда должен был лететь вместе со своими музыкантами и популярным в те годы пародистом Виктором Чистяковым на гастроли на юг, однако Гостелерадио его из Москвы не отпустило, нкиду его участия в творческом вечере поэта Льва Ошанина. И самолет улетел без него, но до места назначения так и не долетел - разбился.

Еще одна трагическая история - и вновь с музыкантами из ансамбля, в котором пел Лещенко, - произошла через два года после этой авиакатастрофы. Рассказывает сам певец: «У меня тогда в ансамбле не хватало трубача. И я попросил своего музыканта, Мишу Вишневского, найти мне подходящего парня. Он договорился с первым трубачом утесовского оркестра, тот 18 мая 1972 года должен был приехать в Москву и подписать договор. И в этот день пять моих музыкантов разбиваются. Все. Насмерть. И когда мы их хороним на Кузьминском кладбище, я там встретил свою первую жену, которая говорит: «Я знала, ты сегодня своих ребят хоронишь, я тебя не напрягала, а вот мы сегодня хороним…» И называет имя того самого трубача из утесовского оркестра, где она сама работала. Оказывается, они 18-го приехали, он пошел в магазин за хлебом, и его сбил троллейбус… И его похоронили - в тот же день, на том же кладбище, рядом с пятью моими ребятами. Вот так вот - значит, или тут, или там, на том свете, но он должен был к ним присоединиться…»

Между тем именно в 1972 году к Л. Лещенко пришла всесоюзная слава. Случилось это после того, как на международных конкурсах «Золотой Орфей» (Болгария) и в Сопоте (Польша) он стал лауреатом, исполнив песню М. Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня». Через год после этого Лещенко присовокупил к этим наградам и две премии - Московского и Ленин ского комсомола.

В 1975 году славу Лещенко приумножила песня композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова «День Победы». Читатель наверняка прекрасно знает эту песню, однако не каждому известно, что путь к успеху у нее не был таким уж простым. Первоначально ее взялась исполнять жена Тухманова певица Татьяна Сашко. Однако во время премьеры песни в Союзе композиторов ее чуть ли не освистали. Композиторы говорили, что никакого отношения к Победе эта песня не имеет, а музыка - вообще фокстрот. И только директор фирмы «Мелодия» Владимир Рыжиков поверил в песню и выпустил в свет гибкую грампластинку. Но в исполнении Сашко песня в народ так и не пошла. Тогда песню взял в свой репертуар другой исполнитель - Леонид Сметанников, но и в его устах она не обрела популярности. И только после этого она оказалась у Л. Лещенко. Певец вспоминает об этом так:

«Дело было в апреле 75-го. Главный редактор радиостанции «Юность» Женя Широков уговорил Тухманова отдать эту песню мне. Тухманов дал мне клавир, и с ним я уехал на очередные гастроли. Договорились, что попробую, если получится, запишем. И когда я впервые начал петь ее на концерте в Алма-Ате, зал неожиданно встал. С людьми творилось что-то невероятное. У меня еще не было песни, которая бы так взрывала аудиторию.

После концерта звоню Тухманову - никому ее не отдавай. Запись будет. А он отвечает - Лева, прости меня, но тут День Победы на носу, и песню уже взяли на праздничный «Огонек». Исполнитель - Сметанников. Увы, спел он неважно. Отношение к песне стало прохладным. Полгода после премьеры она пылилась на полке. До 10 ноября, когда вся страна отмечала День милиции. Меня пригласили выступить перед сотрудниками МВД. На предварительном прослушивании был заместитель Щелокова, еще какой-то мужик, отвечавший за организацию милицейского праздника. И я заявил им песню. Дескать, год 30-летия Победы, милиция тоже не стояла в стороне. Посомневались, но прослушали и дали добро. А на концерте песня имела чудовищный успех, тем более что эфир был прямым».

Вслед за этим шлягером в репертуаре Лещенко один за другим стали появляться и другие. Самыми популярными из них, ос (условно, были песни: «Соловьиная роща» (в народе ее называли: «И с полей доносится - налей!»), «Прощай», «Ни минуты покоя», «Родительский дом», «Белая береза», «Родная земля».

С последней песней случилась довольно неприятная история, о которой рассказывает Л. Лещенко:

«Собираюсь на международный фестиваль в Сопот с песней «Родная земля». Главный редактор музыкального вещания телевидения Шалашов со товарищи слушают меня. Вижу, недовольны. И вправду, Шалашов изрекает - что за песня, не могли найти получше? Тогда не мог. Кое-как утвердили. В Польше, напротив, она была принята хорошо. После Сопота предложил ее на заключительный фестиваль «Песни года». Тот же Шалашов юперь категорически запретил даже вспоминать о ней. Я к председателю Гостелерадио Лапину - что за произвол? Знаешь, говорит, там есть нежелательные восточные интонации. Какие еще интонации? Еврейством отдает, поясняет Лапин, слышится открытый призыв к земле обетованной и все в том же духе. Да и мелодия надоедливая. Словом, как я ни бился, так и не пропустили».

В те же годы произошли изменения в личной жизни певца. Его брак с Анной Абдаловой просуществовал около шести лет и в середине 70-х распался. Немалое значение при этом играло то, что Лещенко познакомился с другой девушкой - 24-летней Ириной, которая через два года стала его женой. Рассказывает сам певец:

«Мы с Ириной познакомились в Сочи, во время моих гастролей. Случайно столкнулись в лифте гостиницы «Жемчужина». Ирина показалась мне интересной и загадочной. К тому же она не знала меня как артиста, поскольку в то время училась на дипломатическом факультете Будапештского университета, а еще раньше жила с отцом в Германии. Неудивительно, что она «прошла» мимо моей персоны. Именно эхо меня и подкупило, потому что в 76-м, когда мы познакомились, я уже был достаточно популярным человеком, исполнившим «День Победы» и «Соловьиную рощу». На меня смотрели как на звезду. Естественно, часто я не мог понять, насколько такое отношение искренне. И в этом смысле незнание Ирины определило начало наших отношений. Более того, она была независима от меня - находилась в своем свободном зарубежном полете, имела право выбоpa… Виделись мы редко, переписывались, и наш роман длился почти два года. В конце концов мы поженились…»

В январе следующего года Ирина приехала из Венгрии в Москву на каникулы. Узнав об этом через ее приятельницу, Лещенко приехал к ней домой и уговорил ехать с ним на гастроли в Новосибирск. Ирина согласилась. И в течение шести дней они были вместе: днем катались на коньках, а вечером Лещенко выступал на концертах. Затем Ирина вновь улетела в Будапешт.

Их встречи продолжались в течение года. Ирина в свободные дни прилетала в Москву, где артист специально снял для нее квартиру. А когда университет был благополучно закончен, Лещенко наконец сделал Ирине предложение руки и сердца, которое она, естественно, приняла.

В конце 70-х годов Лещенко уверенно входил в первую шеренгу самых популярных эстрадных певцов Советского Союза. Говорят, сам Л. Брежнев обожал слушать его песни и никогда не выключал телевизор при его появлении на голубом экране (с другими исполнителями он это проделывал частенько). В 1977 году Л. Лещенко было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Стоит отметить, что, несмотря на внешнее благополучие, которое окружало в те годы советских «звезд» кино, эстрады или спорта, душевно многие из них чувствовали себя не слишком комфортно. Взять того же Л. Лещенко. Вот его собственные слова: «У меня никаких привилегий не было. Для меня это было унизительное время. Например, могли позвать попеть на даче у какого-нибудь чиновника. «За кулисами» накрывали небольшой стол, клали пару бутербродов и ставили стопку водки.

От государства я не получил ничего, и за все пришлось платить самому. Причем приходилось выпрашивать. Машину просил, мебель просил, икру и сырокопченую колбасу просил. А сколько я ходил, чтобы построить кооперативную квартиру?! Это отвратительное состояние, когда имеешь возможности и деньги устроить свой быт, но везде надо унижаться…

То же самое и в творчестве. Раньше у меня по плану было 16 норм. То есть концертов. Меньше 16 в месяц я спеть не мог. Это называлось: «Не выполнил план». Больше 32 тоже не мог. Это называлось: «Погнался за длинным рублем». Мои заработки в таком случае переваливали бы за 500 рублей, а за этим строго следили. Иногда мы ездили на фонды, то есть выступали не на основных площадках, а где-то еще. За это нас потом таскали в прокуратуру и говорили: «Какое вы имеете право?!» Помню, меня, Винокура, Пугачеву и Ротару полтора года трясли за то, что мы давали какие-то левые концерты. Стращали тюрьмой. Чтобы другим неповадно было.

Протащить на телевидение песню, которую написал не член (оюза композиторов, было делом практически невозможным. Мне хотелось работать с Юрой Антоновым, с Женей Мартыновым, со Славой Добрыниным, никто из них не был этим членом, и, когда я приносил их песню, обязательно слышал: «Кто это?.. Мартынов?.. Но он же не член Союза!.. Добрынин?.. Ну что вы, Лева!..

Мне самому выйти за рамки образа традиционного певца никогда не давали. Я на сцене должен был быть образцом для подражания. И любой мой негеройский шаг рассматривался как побег. Почему выбрали именно меня, я не знаю. Внешность у меня, наверное, соответствовала. Ведь тогда какие классические герои были: Соломин, Тихонов… Лица должны были быть добрые, но справедливые. Мое подошло. А потом, я человек такой… не аномальный. У меня преобладает инстинкт самосохранения. Мне хотелось - и хочется - нормально жить, петь, есть… До сих пор я иногда слышу, что я «кремлевский соловей». Ну какой я соловей?! Я не пел никогда: «Наш Генеральный секретарь», и даже про БАМ у меня песни не было… И вообще, я тут свои фондовые записи прослушал, из 350 песен - 300 про любовь…»

В подтверждение слов артиста о том, что даже ему, одному из самых популярных певцов того времени, порой запрещали делать то, что он хотел делать, можно привести историю с фильмом «От сердца к сердцу», премьера которого была приурочена к летним Олимпийским играм в Москве 1980 года. Это был музыкальный фильм, авторами которого выступили Лев Лещенко и композитор В. Добрынин. Ничего крамольного в картине, по сути, не было - речь в ней шла о процессе создания песни. Однако был в фильме один изъян, который страшно возмутил цензурy, - отсутствие у артистов костюмов, которые заменили джинсы, рубашки-батники. В итоге картину уличили в проповедовании западного образа жизни и показывать запретили.

В начале 80-х годов Лещенко отправился с концертами в Афганистан. Эта поездка едва не стоила ему жизни. Однажды когда они ехали на «газике» в Джелалабад, сопровождающие их бронетранспортеры внезапно отстали, и они нарвались на душманов. Как назло, «газик» внезапно заглох, его долго не могли завести и жизнь пассажиров в течение нескольких минут висела на волоске. К счастью, все тогда обошлось и машина рванула с места раньше, чем к ней успели добежать душманы.

В 1983 году Л. Лещенко присвоили звание народного артиста РСФСР.

В первые годы перестройки для Лещенко наступили не самые лучшие времена. Как вспоминает певец: «Тогда появилась своеобразная тенденция в музыкальной тусовке: стало резко отвергаться все старое. Считалось, что все, чего мы достигли, незаслуженно, что все сфабриковано той жизнью, которой требовались такие артисты. Да, в принципе так оно и было. Нас сформировала действительность, главенствующая в те годы идеология. Но ведь даже самая бездарная идеология выбирает для своих проповедей самых талантливых людей. Всегда самые плохие пьесы несли в хороший театр. Плохие роли давали выдающимся актерам, которые своим мастерством вытянули бы их.

И вот музыкальная тусовка замерла: «Что же эти бездарные старые певцы, «кремлевские соловьи» - Кобзон, Лещенко и прочие, прочие, - что они будут делать сейчас?» А сейчас они все равно оказались наиболее профессиональными исполнителями. Мы выжили и в этой ситуации. Ведь, посмотрите, сейчас вообще не осталось профессионалов (и не только на эстраде).

На Западе в бездарность просто никто не вложит ни цента! Там те же богатые люди создают «звезд» для того, чтобы потом на них зарабатывать, потому действуют наверняка. Наши же «новые русские», часто обладая дурным вкусом и недостатком воспитания, вкладывают деньги в своих девочек и протеже не для заработка, а для собственного удовольствия, куража. Обидно, что тем самым они воспитывают дурной вкус и у публики…».

Отмечу, что, будучи преподавателем в Гнесинском институте на эстрадном факультете, Лещенко в 1997 году отобрал себе в ученики… одного студента. Остальные как будущие певцы оказались несостоятельными.

Сегодня Л. Лещенко творчески так же активен, как и двадцать лет назад. Он записывает новые песни, выпускает компакт-диски, снимается в клипах. Живет с женой Ириной в Москве и ил даче за городом (там же живет и его теща, у которой на участке растет 48 (!) сортов овощей, фруктов и ягод). В личном автопарке певца два автомобиля: «Мерседес-300» и «Ауди-Д-квадро».

Из последних интервью JI. Лещенко: «Детей у меня нет. Сначалa не хотелось, некогда было, не до этого. Теперь бы - и до того, но уже поздно. Вот и вся история…

Мыс Вовкой Винокуром в неформальной обстановке очень веселые ребята. Туляем, водку пьем, хулиганим, к девчонкам пристаем…

Жена меня не ревнует. Просто я уже в таком возрасте… Мне уже за 50, и это все лишено какого-либо смысла…

Есть одно качество, которое я считаю одним из самых больших пороков. Оно одинаково плохо для мужчин и для женщин. Это жадность. От жадности почти все неприятности. Жадность я не принимаю никогда…»

В материале использованы фрагменты интервью, взятых у к роя публикации журналистами: О. Сапрыкиной, Ю. Гейко (Комсомольская правда»), А. Сидячко («Мегаполис-Экспресс»), И Зубцовой («Аргументы и факты»),

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Лев ЛЕЩЕНКО В первый раз Лещенко женился в самом конце 60-х, когда учился на 3-м курсе ГИТИСа. Его женой стала выпускница того же института Алла Абдалова. Их первая встреча состоялась в 1964-м году. Именно тогда первокурсник Лещенко воочию увидел студентку, о которой в ГИТИСе

Из книги Петр Лещенко. Все, что было… Последнее танго автора Лещенко Вера

Хроника жизни и творчества Петра и Веры Лещенко 1898, 3 июля – в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Одесской области Украины) родился Петр Константинович Лещенко.1899, апрель – с матерью и ее родителями переезжает в Кишинев.1906–1915 – поет в солдатском церковном и

Из книги Мои Великие старухи автора Медведев Феликс Николаевич

«Я становлюсь знаменитой…» (из дневников Т. И. Лещенко-Сухомлиной) Из двух томов воспоминаний Татьяны Ивановны я выбрал лишь некоторые записи, которые, как мне показалось, наиболее точно и тонко, а главное, увлекательно и с юмором, показывают наши добрые дружеские

Из книги Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой автора Толкунова Валентина Васильевна

Стихи Татьяны Лещенко-Сухомлиной из моего архива Он был усталый. Грустный. Злой. Не друг, не брат и не любимый. Но чем-то очень дорогой. Такой, что мне хотелось мимо Скользить, не подымая глаз, Благоухать улыбкой зыбкой И петь, в душе храня рассказ О рыбаке с лукавой

Из книги автора

Народный артист России. Лев Лещенко Думая о Вале Толкуновой, я возвращаюсь к воспоминаниям ранней молодости, к самому началу жизни. Я кончал институт, параллельно работал в Московском театре оперетты стажером, чуть позже – артистом, и мы несколько раз пересекались в