«Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! Взявшие меч, мечом погибнут Кто сказал с мечом

Настоятель храма протоиерей Василий Гончар рассказал нашему корреспонденту о храмовых иконах:

История иконы Иоанна Крестителя очень необычна. В самом начале жизни храма она была принесена женщиной из семьи, в которой икону передавали по наследству. Икона эта одного из порушенных камчатских храмов, она сильно пострадала: была обгоревшей, и лика невозможно было различить. Нам тогда представлялось, что это икона Спасителя, и мы её разместили на подобающей такой иконе месте. Но с момента появления в храме она стала обновляться, и мы теперь видим, что на иконе изображён Иоанн Креститель. И её определили над исповедальней, ведь Предтеча призывал всех к покаянию. И то, что икона Иоанна Крестителя за эти годы обновилась – это маленькое чудо, и прихожане храма относятся к этому очень трепетно.

Икона Божией Матери «Порт-Артурская»:

Ровно за два месяца до начала русско-японской войны 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел поговеть старик-матрос Федор, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица. Божия Матерь успокоила охваченного страхом матроса и поведала, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут большие испытания и потери. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая покровительство и победу русскому воинству

Фото: Подлинная икона Божей матери Порт-Артурская на Камчатке

Когда пришло известие о начале войны, монахи и богомольцы Киево-Печерской лавры, знающие о видении матроса, собрали по пятачку (более от одного лица не принимали) на материалы для изготовления иконы. За работу мастера ничего не взяли. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Есть у нас в храме дорогая моему сердцу икона Божией Матери «Порт-Артурская», копия её сделана с подлинной иконы, которая сегодня находиться в одном из храмов г. Владивостока. Когда задумывался крестный ход по морским границам Российского государства, было первоначально предложено совершить его с подлинной иконой. Тогда ещё архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин дал согласие передать икону Божией Матери «Порт-Артурская» на время северного перехода, но после его окончания икону следовало вновь вернуть во Владивосток.

Нас такой вариант не устраивал, потому что хотелось, чтобы икона после столь продолжительного крестного хода осталась в нашей епархии. Еще мы задумали, чтобы на иконе была изображена наша Авачинская бухта, три брата и вулканы. Но без благословения Патриарха такие вещи совершать не позволительно, поэтому мы обратились к приснопамятному Патриарху Алексию и получили разрешение: «Благословляется, не изменяя вида Богородицы», то есть нам дозволялось изменить только вид бухты. Иконописные мастерские писать её не соглашались: икона необычная, да и написать её нужно было в короткие сроки. Для иконописцев мне пришлось готовить целый пакет документов и фотографии сопок, вулканов, бухты. Её закончили за неделю до начала крестного хода.

Фото:Икона Божией Матери Порт-Артурская храма свт. блгв. кн. Александра Невского

Наша икона Божия Матерь «Порт-Артурская» прошла три океана и десять морей, 200 тыс.500 морских миль или 20,0 тыс. километров, пересекла Охотское море, побывала в Магадане и завершая крестный ход, вернулась с военными кораблями на Камчатку. Теперь она пребывает в нашем храме.

Икона свт. блгв. князя Александра Невского: Нам была подарена, но она была большого размера и в нашем маленьком храме нам негде было её разместить, и мы подарили её воинскому храму св. апостола Андрея Первозванного в Рыбачий. На тот момент у нас уже была храмовая икона, на которой князь Александр Невский изображён с мечом в руках. Это ведь он сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

Фото Светланы Лигостаевой. Храмовая икона свт. влгв. кн. Александра Невского

Но на иконе оружие – это скорее символ. Но когда мы говорим о защите Отечества, когда оно пребывает в опасности, то и служители церкви берутся за меч. Преподобный Сергий Радонежский благословив князя Димитрия, впоследствии Донского русскому воинству дал двух схимонахов – Александра Пересвета (бывший боярин Брянский) и Андрея Ослябю (бывший боярин Любецкий). Оба они были до принятия монашества опытными воинами и погибли на поле Куликовом. Поединок между Пересветом и Челебеем был больше духовной битвой, нежели физической.

Фото: Поединок Пересвета и Челебея

«…В понимании русских людей Куликово поле явилось «судным местом», где два войска собрались не просто помериться силами, но где должен был произойти Суд меры и правды Бога над человеком, где решался вопрос: быть ли Русской Земле и Русскому государству?»

А Александр Невский?! Будучи известным воином, идёт и кланяется хану Батыю, он выбирает между дикими монголами и латинским Западом. Он идёт в физическое пленение к диким племенам, спасая русский народ то пленения духовного.

ВРЕЗ: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ.

Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра Невского. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины».

Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем князь Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа.

Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные. Основным принципом Великой Монгольской державы была именно широкая веротерпимость, или даже более – покровительство всем религиям

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной князем Александром. Племя Александра Невского построило Московскую державу».

Так что изображение с оружием на иконах Святых защитников Отечества и государства Русского от супостатов является данью их заслугам перед русским народом и Святой Русью.

Время создания записи: Суббота, марта 2, 2013 в 21:04 в рубрике . Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через ленту. Вы можете , или отправить со своего сайта.

Разгром Хазарии

На смену аварам пришли хазары. Они создали свое государство - Хазарский каганат, в который вошли Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Восточный Крым и Донские степи. Одно время некоторые восточнославянские племена платили хазарам дань. Сохранилось народное предание о том, как жившие на холмах у Днепра славяне в качестве дани послали хазарам по мечу от дома. Хазары решили, что эта дань - грозный признак, так как они добиваются дани, воюя саблями, заостренными с одной стороны, а с Днепра пришло обоюдоострое оружие - мечи. И действительно, уже во времена Олега и Игоря русские дружины вели борьбу с хазарами и совершали походы на Каспийское, Черное и Азовское моря, а позже русские воины нанесли сокрушительный удар хищной Хазарии.

В 965 году русские дружины под предводительством князя Святослава разгромили войска хазарского кагана в степях и овладели их городом Саркел, названным русскими Белая Вежа. Другая часть русских дружин предприняла поход на ладьях, вторглась в глубь Хазарии, взяла несколько городов, в том числе хазарскую столицу Итиль на Волге. Хазарский каганат перестал существовать. Все русские племена избавились от хазарской дани.

Русское войско того времени было весьма маневренным и выносливым. Оно не знало ни обозов, ни возов, ни котлов и передвигалось очень быстро. Святослав не скрывал своих намерений и, отправляясь в поход на врагов, обычно предупреждал их: "Хочу на вас идти". И когда мы говорим о мужестве и храбрости русских, вспоминаем слова Святослава: "Иду на вы", "Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской, мертвые не знают позора".

Русь на богатырской заставе. Разгром печенегов

В конце IX века в степях между доном и Днепром появились печенеги. Печенеги были многочисленны, воинственны, коварны, алчны, жестоки. Но теперь им противостояли не отдельные славянские племена, как во времена гуннов, авар, хазар, а обширное и могущественное древнерусское государство, столица которого - Киев - находилась в двух-трех днях пути от кочевий степняков.

Впервые печенеги подошли к русским землям в 915 году. Через пять лет произошло первое военное столкновение русских с печенегами. Летопись очень скупо говорит об этом событии, однако оно сыграло большую роль в истории Руси. Выйдя из своей Приуральской лесостепи и пройдя через всю Хазарию, разгромив венгров (угров), печенеги встретили со стороны Руси мощный отпор.

Русь оградила себя от кочевников стеной крепостей-поселений. Печенеги могли совершать набеги на Русь, грабить, уводить в плен, но завоевать русские земли, отбросить русских на север им, как показали первые же столкновения, оказалось не под силу.

С печенегами - этим коварным и страшным врагом - Русь воевала не на жизнь, а на смерть.

В 968 году, пользуясь тем, что Святослав с большинством воинов находился на Дунае, печенеги напали на Киев и окружили его. Киевляне страдали от голода и жажды. Стали искать добровольца, который бы осмелился проникнуть через печенежский стан и перебраться за Днепр, где находились русские войска. За это рискованное дело взялся один юноша. Он вышел из города с уздечкой в руках и, пользуясь знанием печенежского языка, обращался к встречным, спрашивая, не видели ли они его коня. Так он прошел через лагерь печенегов, подошел к Днепру, бросился с берега и поплыл. Печенеги осыпали его стрелами, но смелый юноша продолжал плыть. Русские направили навстречу ему лодку, и вскоре юноша предстал перед воеводой. Он сообщил, что если горожанам не будет оказана помощь завтра же, то Киев падет.

Наутро русские сели в ладьи и направились к Киеву. Приняв их отряд за рати Святослава, печенеги бросились врассыпную. Вскоре вернулся извещенный киевлянами Святослав и прогнал печенегов в глубь степей. Впервые печенеги испытали силу оружия русских воинов. Тяжелые русские мечи рассекали печенежских всадников, печенежские стрелы отлетали от кольчуг дружинников Святослава, об их стальные доспехи тупились печенежские сабли.

Печенегов отбросили далеко от Киева, но борьба с ними не прекращалась и позднее. В конце X века по рекам Десне, Трубежу, Остру, Суле и Стугне была возведена полоса укреплений, состоявшая из городов-крепостей, сторожевых вышек, завалов (засек) и т. п. Археологи раскопали и изучили некоторые из таких городов, в том числе расположенный у впадения Сулы в Днепр город Воинь, не случайно получивший свое символическое название. Это был действительно город-воин, "сторож" земли русской.

Отовсюду направлялись на пограничье со степью лучшие воины. На южных рубежах Руси создавалась былинная "застава богатырская". Ею, как щитом, оградила себя земля русская от хищных печенегов.

"Повесть временных лет" - древнейший летописный источник - донесла до нас немало народных преданий о борьбе с печенегами. Одно из них повествует о единоборстве русского юноши Никиты Кожемяки с печенежским богатырем, закончившемся гибелью печенега.

"Застава богатырская" на рубеже древнерусского государства со степью надолго запомнилась русскому народу. Она сделала свое дело: печенеги опасались нападать на Русь.

Но в 1036 году, собрав все свои силы, печенеги подступили к Киеву. Князь Ярослав Мудрый спешно выступил из Новгорода. Придя в Киев, он стал готовиться к решающей битве. Русские дружины вышли из города и выстроились в боевой порядок. Печенеги пошли на приступ. Ожесточенная битва длилась до вечера и закончилась полным разгромом неприятеля.

Борьба Руси с половцами

Но с востока надвигалась новая страшная опасность - половцы. В 1055 г. они подошли к Переяславской земле. Однако до военного столкновения дело не дошло - был заключен мир. Мир оказался непродолжительным. В 1061 году половцы напали на Переяславскую землю, разбили русские дружины, опустошили и разгромили все селения.

Более сильные и многочисленные, чем их предшественники, половцы заняли огромную территорию от Дуная до реки Урал. Они отторгли от Руси огромные массивы чернозема, разоряли и грабили села и города.

Более полутора столетий соседства Руси и половцев заполнены непрерывной борьбой.

Новый большой поход половцы предприняли на Русь в 1068 г. Русские князья, возглавлявшие киевские, черниговские и переяславские дружины, потерпели поражение. Но трехтысячная дружина черниговского князя Святослава, сражавшаяся под Сновском, разгромила двенадцатитысячное войско половцев. Много врагов потонуло в Снови, а их предводитель попал в плен.

В 90-х годах натиск половцев на Русь усилился. Половецкие ханы совершали набеги на южную Русь, осаждали Киев и Переяславль.

Одной из причин успеха половцев являлось отсутствие единства среди русских князей, враждовавших между собой и этим самым ослаблявших Русь. Объединить силы Руси для борьбы со степняками сумел князь переяславский (с 1113 года - киевский) Владимир Мономах. Прославленный своей победой над ханом Тугорканом, Мономах собрал в 1103 году у Долобска съезд князей, на котором было решено пойти на половцев.

Вышли в поход на ладьях и на конях. За порогами Днепра, у Хортицы, конные дружины двинулись на восток. Пешие рати, высадившись с ладей на берег, двинулись вслед за ними и на четвертый день подошли к реке Сутень, где обе части русского войска соединились. Половцы выслали навстречу свою разведку, но русские окружили ее и перебили. 4 апреля произошло столкновение главных сил. У половцев, как сообщает летопись, совершивших перед этим большой поход, "не было быстроты в ногах". Не приняв боя, они обратились в бегство, но русские преследовали их по пятам. Немало половцев, в том числе 20 ханов, погибло. Добычей русских стало много скота, коней, верблюдов, кибиток. "И вернулась Русь из похода с полоном великим, и со славой, и с победой великой".

Поход 1103 года положил начало ответным ударам Руси по половцам. В 1106 году их разбили у Заречска, в 1107 году у Лубен. Удар здесь оказался настолько неожиданным, что половцы, не успев даже поднять знамя, обратились в бегство, многие пустились бежать, не успев даже вскочить на коней. Победоносные походы русских следовали один за другим.

В течение второй половины XII и первой трети XIII века войны с половцами не прекращались. Русские рати наносили сильные удары по их войскам. В 90-х годах XII века эти удары также следовали один за другим. После этого походы половцев на Русь прекратились. "Богатырская застава" на юге спасла Русь от кочевников. В этой тяжелой борьбе огромную роль сыграли не только княжеские дружины, но прежде всего широкие народные массы, само население южно-русских земель, жители Киева, Чернигова, Переяславля, Путивля, Рыльска, Курска и других городов и окрестных сел.

Борьба с кочевниками навсегда запомнилась русскому народу. Она нашла отражение в русском устном народном творчестве, в былинах, связанных с именами князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, надежно стоявших на "богатырской заставе".

Борьба Руси с кочевниками сыграла огромную роль в истории русского народа. Она способствовала укреплению древнерусского государства, усилению его обороноспособности.

Работает над рукописью новой книги «Речи, которые изменили Россию». В нее войдут речи многих наших великих соотечественников, включая Гагарина, Молотова, Сахарова, Менделеева.

С разрешения Радислава я хочу опубликовать одну главу о речи, которой не было...

Александр Невский
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

Великий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 победой на рыцарями Тевтонского ордена вписал свое имя в историю, как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Великий княз Новгородский и Владимирский. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1942 году Советское правительство учредило Орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу: “Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет!”. И подпись под ней: “Александр Невский”. В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас не дошли, да и не могли дойти никакие слова Александра Ярославича (Невского) — одного из великих князей Руси, наибольшим образом повлиявших на ее историю. Не дошел даже его облик. Но дошли его дела. Почему же мы приводим его в книге “Речи, которые изменили Россию”? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм “Александр Невский”, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году. Именно в этом фильме из уст исполнителя роли Александра Невского актера Николая Черкасова звучат слова: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!”. Фильм был снят под личным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными. Когда фильм вышел на экраны, он имел грандиозный успех. Но в 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили не полку, чтобы не испортить отношений с Гитлером и не возбуждать в советских гражданах негативного отношения к немцам. Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Как бы указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков”. Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так. Простых воинов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам Александр Невский бросает, как бы, чтобы те передали другим: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!”. Весьма актуально звучали эти слова в тот момент, выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, разумеется, этих слов не слышали ни те, ни другие. Но зато эти слова услышали, восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди двадцатого века, на долю которого выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто тремя годами позже. В этой, настоящей войне, как и в кинематографической, ландшафт и климат выступили “союзниками” наших войск.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. „Патриотизм — наша тема“ — стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

«Они шли на нас, имея бесчисленное количество луков и множество прекраснейших доспехов. Их стяги и одежды поражали роскошью и богатством. Их шлемы излучали свет».

Именно такими на льду Чудского озера увидели русских рыцари Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. Для многих из них это зрелище оказалось последним.

Но позвольте! Какие ещё «прекраснейшие доспехи» и «излучающие свет шлемы» у русских, когда мы с детства видели в кино - против закованных в броню немецких псов-рыцарей сражались пусть героические, но всё-таки нищеброды в посконных портах, драных тулупах и лаптях?! Оружие - подвернувшаяся под руку оглобля. А насчёт доспеха - памятный всем предсмертный вздох кузнеца-ратника: «Эх, коротка кольчужка-то…» Большое спасибо Сергею Эйзенштейну - его фильм «Александр Нев­ский » был настолько хорош, что почти подменил собой историческую правду.

Сладкая еврожизнь

И хорошо ещё, что не всю. Несмотря на расшитые петухами и бубликами клоунские рубахи новгородцев, основа осталась вполне достоверной - битва имела место, была масштабной, наши в ней одержали победу и спасли свою землю от страшного разорения и даже полного уничтожения.

Хотя кое-кто эти истины пытается оспорить. Дескать, и битва была мелкая, ничего не решающая. И немцы не такие уж и плохие, глядишь, и навели бы у нас порядок. Да и вообще Александру Невскому надо было не воевать с рыцарями, а наоборот - объединиться и вместе хорошенько накидать татаро-монголам. Ведь мог бы интегрироваться с продвинутой Европой, а вместо этого пресмыкался перед дикими степняками и признал власть Орды.

Подобным мечтателям не худо напомнить, что произошло с теми славянскими народами, которые всё-таки имели неосторожность повестись на сладкие речи немцев о сытой совместной жизни в тогдашнем Евросоюзе - Священной Рим­ской империи. Скажем, племени слезан ещё повезло - от них на карте хотя бы осталось имя Силезия, о чём, правда, редко вспоминают. А о племени бодричей не вспоминают вовсе. И поделом - их князья прогнулись под германского императора, и аккурат ко времени Александра Невского эта некогда славян­ская земля называлась Мекленбургом, а население, от знати до простолюдинов, говорило и верило по-немецки.

Конечно, русский князь не мог процитировать стихотворения Сергея Михалкова : «Не допустит наш народ, чтобы русский хлеб душистый назывался словом «Brot». Но, судя по всему, историю знал крепко. И мыслил примерно теми же категориями, что советский поэт. Да и немцы вели себя на захваченных у него землях вовсе не как паиньки, чему свидетельством - хроника Ливонского ордена: «Ни одному русскому мы не дали уйти невредимым. Кто защищался, тот был убит, кто бежал, тот был настигнут и убит. Слышны были крики и причитания. В той земле повсюду начался великий плач». Нет, татары убивали и жгли не меньше. Но хотя бы не переименовывали русские города и не сажали в них свою админист­рацию, не внедряли на Руси многожёнство и не заставляли всех массово пить кумыс и есть конину. Немцы же, едва взяв Псков, посадили там двух импер­ских чиновников, начали вводить свои законы, внедрять свои обычаи и даже язык.

Войны в старинных доспехах. Реконструкция. Фото: www.russianlook.com

Сиговая смерть

Можно ли с такими договориться? И, главное, против кого? Против тех самых татар, от которых ровно за год до Ледового побоища это прославленное и блистательное рыцарство бежало без памяти, роняя штаны. Да так лихо, что вся Европа замерла в ужасе: «Значительный страх перед этими варварами охватил даже отдалённые страны, Францию и Испанию. В Англии из-за паники надолго прекратилась торговля с континентом». А «всемогущий» император Священной Римской империи в ответ на требование Батыя о покорности униженно писал: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества». Между прочим, поражение рыцарей действительно было тяжёлым - в той битве с татарами погибло шесть братьев Немецкого ордена, три рыцаря-послушника и два сержанта. Это много, учитывая, что по немецкому обычаю за каждым братом-рыцарем стояли не десятки его подчинённых, как во Франции, а от одной до нескольких сотен.

Их логика была прозрачна - что не вышло с татарами, должно выйти с разбитыми и обескровленными русскими, которых уже лет пять как режут монгольские орды. Может быть, они действительно ожидали встретить сброд мужиков-лапотников с дрекольем? Вполне допустимо, если судить по несколько ошарашенному тону автора Ливонской хроники: «В королевстве Руссия люди оказались очень крутого нрава. Они не медлили, они собрались в поход и поскакали на нас. Многие были в блестящей броне, их шлемы сияли как хрусталь». Эти «сияющие шлемы» и прочее богатство произвели на немцев неизгладимое впечатление. Конечно, желание содрать их с русских трупов было велико, но вышло немножко по-другому: «Там было убито 20 братьев-рыцарей, а 6 взято в плен». Мало? Напомним - в битве с татарами орден потерял вчетверо (!) меньше.

Конечно, потерпеть такое поражение от «славянских варваров» было очень стыдно. Поэтому в этой хронике мы чуть ли не впервые встречаем знакомую многим байку из серии «немцев трупами завалили». Тогда она, правда, звучала немного иначе: «Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек». Забавно, что 700 лет спустя потомки этих самых рыцарей, намалевавшие себе кресты на танковых башнях, точно так же бежали, размазывая кровавые сопли, из тех же самых мест. И точно так же жаловались на русское оружие и «прекрасные доспехи»: «У них был танк Т-34, а у нас не было, это нечестно!» Да, был. А в далёком 1242 г. у нас был князь Александр Невский, который гнал немцев по озеру чуть ли не семь вёрст. И загнал часть удирающих в то место, где месяцем раньше малые ребята ловили сига. Оно так и называется - сиговица. Лёд там очень тонкий, с полыньями. Так что кое-кто из рыцарей действительно сыграл на дно Чудского озера - легенды и мифы в отличие от побеждённых редко врут.

5 апреля 1242 года произошло сражение, по праву вписанное в скрижали блестящих российских военных побед, и в настоящее время известное как Ледовое побоище.

В битве на льду Чудского озера русская дружина под предводительством князя Александра Невского разбила армию рыцарей Тевтонского ордена.

В честь этого события предлагаем освежить в памяти самые известные высказывания Александра Невского.

Великий князь Владимирский и Киевский, князь Новгородский Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им 15 июля 1240 года на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. 5 апреля 1242 года разгромом рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера князь вписал свое имя в историю как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской православной церковью в 1547 году. В 1942 году советское правительство учредило орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!». И подпись под ней: «Александр Невский». В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас дошли некоторые высказывания Александра Ярославича Невского - одного из тех великих князей Руси, которые наиболее сильно повлияли на ее историю. Однако именно этих слов он, похоже, не говорил, иначе они сохранились бы в памяти тех, с чьих слов летописцы затем по горячим следам фиксировали факты биографии Александра Невского.

Почему же мы все-таки приводим их в книге «Речи, которые изменили Россию»? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм «Александр Невский», снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году подличным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными.

Когда фильм вышел на экраны в 1938 году, он имел грандиозный успех, сравнимый разве что с успехом «Чапаева». Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины она была изъята из проката из соображений политкорректности по отношению к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить прочные связи. В 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении, и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили на полку, чтобы не потерять расположения Гитлера и не порождать в сознании советских граждан негативный облик немца-завоевателя.

Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году, и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. После начала Великой Отечественной войны «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так: простых воинов отпускают, рыцарей оставляют с целью получения выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам исполнитель роли Александра Невского актер Николай Черкасов бросает, чтобы те передали всем остальным: «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!» В тот момент эти слова звучали весьма актуально: выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, судя по всему, этих слов не слышали ни те ни другие. Зато их восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди века двадцатого, на долю которых выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. “Патриотизм - наша тема” - стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучения, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Вернемся теперь к личности Александра Невского. Как это ни странно, известно о нем не так уж и много. «Житие Александра Невского», созданное в начале 80-х годов XIII века, по размеру невелико, и не случайно Николай Михайлович Карамзин, автор «Истории государства Российского», в изложение, посвященное Александру Невскому, вставляет большие отрывки из отчетов Плано Карпини и Виллема ван Рубрука об их поездках в Орду, чтобы сбалансировать объемы различных глав своего исторического труда. Но, как говорится, что есть - то есть.

Видимо, объяснение этому лежит в том факте, что деятельность Александра Невского была посвящена в основном его взаимоотношениям с беспокойными новгородцами, c их грозными западными соседями - немцами и шведами - и с доставлявшей князю большие хлопоты Ордой. А интересы летописцев по традиции лежали в плоскости противо стояния киевских и владимирских князей, хотя, честно говоря, в историческом плане эти бесконечные интриги особого значения уже не имели. Не зря еще Андрей Боголюбский, памятуя о печальной судьбе своего отца, князя Юрия Долгорукого, отравленного киевскими боярами, отказался от притязаний на киевский великокняжеский стол.

Нас не много, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!

Однако даже то немногое, что мы знаем об Александре Невском, вызывает огромный интерес к нему как к политику и военному деятелю. Приведем два мнения, высказанных людьми, которые общались с князем. Первое принадлежит магистру Ливонского ордена Андрею Вельвену, который после бесед с Александром отметил: «Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей». Второе было выражено ханом Батыем после встречи с Александром Невским: «Правду мне говорили, что нет князя, подобного ему».

Конечно, читая «Житие Александра Невского», замечаешь, что автор его, следуя велениям своего времени, излагает речи и деяния своего героя через призму христианского, а точнее православного отношения к миру и людям, и, конечно, сам Александр думал и говорил в том же ключе. Пример тому - слова Александра Невского, сказанные им своим воинам перед Невской битвой: «Нас не много, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»

Курьез, относящийся к приписанным в атеистическое советское время Александру Невскому словам «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!», связан еще и с тем, что это высказывание очень напоминает один стих из библейского «Откровения Иоанна Богослова»: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13:10).

В завершение следует обязательно упомянуть отмеченное летописцем обращение к Александру со стороны Папы Римского Иннокентия IV, пославшего к князю двух легатов, кардиналов Гальда и Гемонта, с предложением перейти в католическую веру. В ответном письме Александр Невский написал приведенные ниже слова, не потерявшие своей актуальности и в наши дни.

Ответ князя Александра Невского папским легатам, 1251 год

От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона до Августа царя, от власти Августа и до Христова рождества, от рождества Христова до страдания и воскресения Господня, от воскресения же Его и до восшествия на небеса, от восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора, от первого Собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем.