Кто такой космонавт для детей. Кто такой космонавт. Полеты советских космонавтов и космонавтов зарубежных стран на космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз» и орбитальных станциях «Салют»

Вселеннаяи haut - плавать) - человек, совершивший полет в космос на космическом корабле. Само слово «космонавт» произошло от космонавтики - науки от межпланетных путешествиях - оба этих слова, а также космодром впервые увидели свет в научном труде А. А. Штернфельда «Введение в космонавтику», опубликованном в 1937 году. Официально это слово было утверждено лишь незадолго до того, как был совершен первый космический полет: до этого представители этой профессии именовались астронавтами как в СССР, так и в США. Любопытно, что основоположник науки о космических путешествиях К. Э. Циолковский использовал в своих трудах слово «звездоплавание», что фактически является синонимом греческого слова «астронавтика».

Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт прежде всего должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для обычного человека.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Он должен обладать высоким летным мастерством, превосходно разбираться в космической технике, должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой.

Первые космонавты в США (с 1959 года) и в СССР (с 1960) набирались из числа военных летчиков и летчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, ученые и представители других профессий.

За время, прошедшее с начала освоения космоса было установлено немало рекордов. Они неоднократно переписывались и улучшались. И все же некоторые из них навечно войдут в историю.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Этим человеком был Ю. А. Гагарин , его полет продолжался 108 минут и он доказал всему миру, что человек может жить и работать в космосе.

19 марта 1965 года А. А. Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение 12 минут находился в открытом космосе.

15 января 1969 года А. С. Елисеев , Б. В. Волынов и Е. В. Хрунов на космическом корабле «Союз 5» совершили полет, в ходе которого была осуществлена стыковка с запущенным днем ранее космическим кораблем «Союз-4», а затем А. Елисеев и Е. Хрунов вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» под управлением летчика-космонавта

Профессия космонавт

Цель: формирование представлений о космосе, интереса к профессии космонавта.

Задачи:

Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос;

Развивать навыки работы с интернет - ресурсами;
- формировать коммуникативные навыки через работу в группах;

Вызвать интерес к профессии космонавта и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного;

Развивать любознательность, воображение, мышление;

Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.

Оборудование:

    компьютер с мультимедийной установкой;

    картинки и фотографии космонавтов и о космосе;

    выставка книг;

    рисунки на тему« Я- космонавт»;

    5 обручей

Раздаточный материал:

    Шарики по количеству учащихся;

    Картон белого цвета, бумага голубого цвета, клей, ножницы

Подготовительная деятельность учащихся:

    экскурсия в « Планетарий»;

    дети делятся на 3 группы и ищут стихи и информацию о профессии космонавта;

    рисунки на тему «Космос»;

    учащимся раздаётся таблица, в которой три графы: 1- знаю; 2-хочу знать; 3-узнал. Первые две графы таблицы заполняются до классного часа, третья по ходу проведения.

Ход классного часа

Эпиграф :

Все мы - дети космоса,

и умники, и глупцы. Виктория Рощина

1. Организационный момент.

Звучит песня в исполнении Валерии « Маленький принц» (Кто тебя выдумал звездная страна).

Учитель: - Ребята, назовите мне профессии, которые вы знаете.

А есть еще одна профессия - это профессия «космонавт».

2. Знакомство с профессией космонавта.

Давайте познакомимся с происхождением этого слова.

Слово « космонавт » происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». То есть получается космонавт плавает в космосе, совершая полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов.

Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.

2. Сообщение нового материала.

Ученик: - С давних пор мечтали люди

В космос полететь,

Обогнуть планету,

На Луну взлететь.

Взгляды к звездам устремляли

И в тиши ночей

Смельчаки изобретали

Путь к мечте своей

Учитель: - Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар.

А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо?

Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный).

Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И человек «конструктор» изобрел мощную, сильную космическую ракету.

Мчится в небе голубом

Вертолет с одним винтом,

А еще быстрей полет

совершает самолет,

А еще быстрей- вот эта

Межпланетная…(ракета)!

Сейчас я вам с помощью воздушного шарика покажу, как быстро летит космическая ракета.

Каждый учащийся берет себе по одному воздушному шарику. Надувают шарик, а потом разжимают пальцы.

Учитель: - Что произошло с нашими шариками? (Они резко взлетели вверх) .

Вам понравилось, как полетели наши шарики?

Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.

Ученик:

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски - астронавт,

А по-русски- космонавт.

Учитель: - Первым космонавтом, который полетел на космической ракете был Юрий Алексеевич Гагарин, его так и называли «Космонавт №1».

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток». С тех пор каждый год в нашей стране 12 апреля отмечается Всемирный День Авиации и Космонавтики.

Давайте послушаем в исполнении В. Трошина «Песню космонавта», которую Гагарин пел в полете.

Первой в мире женщиной космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.

В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов.

В 2014 году был совершен международный полет в космос. В космической ракете находились: Кончи Вакете, Олег Артемьев, Михаил Тбрин, Рик Мастраккио, Стив Свонсон и Александр Скворцов. Они провели различные научные исследования по международным программам (т.к. в экипаж входили представители разных стран), ими были встречены грузовые корабли, а также запущен в космическое пространство перуанский миниспутник путем выхода экипажа в открытый космос.

Учитель:- Космический корабль везет космонавта в космос.

А как вы думаете, где живет космонавт в космосе?

У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция. Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.

Сейчас существуют три основные специальности космонавтов

(1 группа) - Космонавт-испытатель . Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков..

(2 группа) - Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и после- полетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы.

(3 группа) - Космонавт-исследователь ..Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций.

Учитель:- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции?

Они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю и т. д.

В орбитальной станции - невесомость. Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.

Ученик:

В космосе веса ничто не имеет.

Все невесомым становится там.

Гиря летать, как пушинка, умеет.

Легкий, как бабочка, гиппопотам.

А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки?

Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот. Давайте с вами пофантазируем и скажем, какие блюда могут быть в этих тюбиках.

Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха и очень жарко. Поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр.

А вот космический турист –

Скафандр, как звезды, серебрист.

А как вы думаете, любой человек может стать космонавтом?

Для того чтобы стать космонавтом, надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто во время полета возникают неожиданные ситуации.

Так какие же испытания и трудности нужно пройти будущему космонавту?

(1 группа) Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку. В подмосковном Звездном городке находится Центр подготовки космонавтов. При хорошем состоянии здоровья и успеваемости можно подать заявление в отряд космонавтов, даже будучи студентом. Но стоит знать, что к проверке допускают людей с высшим образованием, физиков, биологов или военных. Артистов и бухгалтеров в космос не берут, так как на станции нужно проводить научные эксперименты и опыты.

(2 группа) Космонавт должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль и проводить ремонтные работы на орбитальной космической станции. Шанс стать космонавтом есть у людей от 27 до 30 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. Нужно иметь отличное здоровье: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек. И обязательно, свободно владеть английским языком, так как именно на нём общаются на Международной Космической станции.

(3 группа) На первом этапе по анкетам отбирают около 350 человек. Для них устраиваются зачеты по физике, математике и русскому языку. Затем претенденты проходят строгую медкомиссию, после которой остается примерно 50 человек. Самая последняя проверка проходит уже в самом центре подготовки космонавтов, здесь смотрят выдержит ли человек непростые испытнания. Например, будущего космонавта запирают на 5 дней в закрытым пространстве, где он ни с кем не может общаться и где царит полная тишина и смотрят как он себя ведёт. В итоге остается 8 самых стойких счастливчиков, которые зачисляются в отряд космонавтов на предполётную подготовку. Но и тут не все так просто. Они готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Учитель: - А как вы думаете, как общаются космонавты в открытом космосе с орбитальной станцией и с Землей? (Через рацию) .

Звучит сигнал.

Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.

Сколько, я вам рассказала о космонавтах.

Хотите отправиться в космическое путешествие?

Я вас сейчас превращу в космонавтов. Раз, два, повернись, в космонавтов превратись!

П/ игра «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам … ».

(«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет, опоздавшим места нет. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, поехали (дети занимают места в обруче по 4 человека»)

Кончился путь, приземлилась ракета!

Перед нами леса и поля!

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная Земля!

Учитель: - На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

Вы тоже, только что прилетели из космоса. Вы здоровы?

К интервью готовы?

Итог классного часа:

Как называется ваша профессия?

Кто был первым космонавтом мужчиной?

А как зовут первого космонавта женщину?

Как называлась первая ракета?

Как называется ваш космический дом?

Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?

Зачем вы летаете в космос? Что вы там делаете?

В чем вы выходите с открытый космос?

А может слабый и больной человек полететь в космос? Почему?

Вы любите свою профессию?

Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавта. Поднимите руку, кто хочет, когда вырастет, стать космонавтом?

Пробуем выразить свое отношение к профессии- космонавт, используя приём синквейн.

Космонавт.

Смелый, умный

Летает, тренируется, изучает.

Я хочу стать космонавтом!

Космос. Скафандр. Ракета.

А на память о нашем классном часе смастерим для себя космический корабль (аппликация «Ракета). Звучит «космическая» музыка.

Ученик

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться.

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.

Рефлексия:

Отметьте себя на «Лесенке успеха». Если вы все поняли и можете рассказать о профессии, связанной с космосом, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях - на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Кто нарисовал человечка на нижней ступеньке? Почему?

Кто на 2-й или 3-й ступеньке? Почему?

Кто на верхней? Почему?

Спасибо!

Ты мечтаешь стать космонавтом? Если «да», то этот рассказ для тебя!

Слово «космонавт » происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». То есть получается космонавт плавает в комосе, совершая полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов. Для того чтобы стать космонавтом надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто во время полета возникают неожиданные ситуации. Космонавтом номер один был Юрий Гагарин .

Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку . В подмосковном Звездном городкенаходится Центр подготовки космонавтов. При хорошем состоянии здоровья и успеваемости можно подать заявление в отряд космонавтов, даже будучи студентом. Но стоит знать, что к проверке допускают людей с высшим образованием, физиков, биологов или военных. Артистов и бухгалтеров в космос не берут, так как на станции нужно проводить научные эксперименты и опыты.

Космонавт должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль и проводить ремонтные работы на орбитальной космической станции. Шанс стать космонавтом есть у людей от 27 до 30 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. Нужно иметь отличное здоровье: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек. И обязательно, свободно владеть английским языком , так как именно на нём общаются на Международной Космической станции.

На первом этапе по анкетам отбирают около 350 человек. Для них устраиваются зачеты по физике, математике и русскому языку. Затем претенденты проходят строгую медкомиссию, после которой остается примерно 50 человек. Самая последняя проверка проходит уже в самом центре подготовки космонавтов, здесь смотрят выдержит ли человек непростые испытнания. Например, будущего космонавта запирают на 5 дней в закрытым пространстве, где он ни с кем не может общаться и где царит полная тишина и смотрят как он себя ведёт. В итоге остается 8 самых стойких счастливчиков , которые зачисляются в отряд космонавтов на предполётную подготовку. Но и тут не все так просто. Они готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Сейчас существуют три основные специальности космонавтов

- Космонавт-испытатель . Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков..

- Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и после- полетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы.

- Космонавт-исследователь ..Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций.

Конспект занятия по теме «Профессия космонавт»


Цель : Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос.
Задачи: Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного.
Развивать любознательность, воображение, мышление.
Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.


Оборудование: ноутбук, картинки на космическую тему, запись «космической» музыки, воздушные шарики, 2 обруча, шаблоны ракет из картона, клей и салфетки для рук.


Ход занятия:

Дети под «космическую» музыку и садятся на стульчики полукругом перед монитором.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями, назовите мне профессии, с которыми мы уже познакомились? (ответы детей).
- А есть еще одна профессия, о которой мы сегодня с вами будем говорить. Послушайте загадку и я, надеюсь, вы догадаетесь, о ком она.

Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто скажите, это?

Правильно, космонавт!

Сегодня мы поговорим о профессии «космонавт». Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.


Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо? (Ответы детей). Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный). Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И вот люди изобрели мощную машину.

Отгадайте, какую машину люди изобрели?

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться,
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета.)

А изобрели ракету, ученые конструкторы, под руководством главного конструктора ракетно-космических систем, академика С.П. Королева.

(Повторить)


1 «Космическая ракета» Воспитатель:

Сейчас мы с помощью воздушных шариков посмотрим, как быстро летит космическая ракета. Надуваем шарики, а потом разжимаем пальцы.

Что происходит шариком? (Он резко взлетел вверх) Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.

2 «Первый космонавт» Воспитатель:

Первым космонавтом, который полетел на космической ракете, был Юрий Алексеевич Гагарин (повторить)

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.


- Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» (повторить с детьми)Полет продолжался совсем не долго – всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток. Приземление Гагарина было произведено на колхозном поле неподалеку от одного из районных центров Саратовской области - города Энгельса. В районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час.

3 «Первая женщина космонавт»

16 июня 1963 года - в космос отправилась первая женщина - Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.

Ребята, а вы хотели бы полететь в космос?

Конкурс. Построить ракету.

Чтобы лететь в космос, нам нужны ракеты. Мы с вами должны их построить. Итак, кто быстрее построит ракету, тот первым и полетит путешествовать по планетам. Ребята на столе, собирают ракеты (мальчики под названием «Восток», а девочки «Восток 6»)

Физ. минутка.

«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам … ».


Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Раз, два, три, четыре, пять, будем в космос мы взлетать. Полетели (дети занимают места в обруче).

4 «Орбитальная станция» Воспитатель:
- Космический корабль везет космонавта в космос.
- А как вы думаете, где живет космонавт в космосе? (Ответы детей)
- У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция (дети повторяют хором). Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.
В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов, и это могут быть космонавты из разных стран.

5 «Скафандр» Воспитатель: - Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха, поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр (повторить).

В настоящий момент созданы и испытаны в реальных условиях три типа космических скафандров. Это аварийно-спасательные скафандры, скафандры для выхода в открытый космос и скафандры для работы на поверхности небесных тел. Последний тип скафандров использовался при полетах на Луну.
Все космические скафандры имеют герметичную оболочку и систему обеспечения космонавта кислородом, систему поглощения углекислого газа и паров воды. Теплоизоляция скафандра обеспечивается многослойной оболочкой, а система подогрева или охлаждения его обычно выплавлена в виде трубок, по которым циркулирует жидкость-теплоноситель. В шлеме космического скафандра находится устройство связи, а также системы подачи питьевой воды и (при необходимости) пищи. В скафандре есть и система датчиков, позволяющая следить за физическим состоянием космонавта. Таким образом, скафандр является не только «космической одеждой» но, по существу, маленьким индивидуальным космическим кораблем, обеспечивающим жизнедеятельность и работу человека в космосе.

6 «Работа на орбитальной станции» Воспитатель:
- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции? (Ответы детей).

Они занимаются исследовательской деятельностью: изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю. Условия невесомости дают возможность проводить самые разнообразные эксперименты, немыслимые на земле, исследования позволяют задуматься о сооружении в недалеком будущем орбитальных заводов.

Рано или поздно человечеству придется начать освоение околоземного пространства – вначале Луны, а затем и других планет. Уже сегодня ведущие космические державы разрабатывают проекты создания лунных городов и разработки недр спутника Земли.

Работают космонавты по 10 часов в сутки.

7 «Невесомость» Воспитатель:
- В орбитальной станции - невесомость (повторить с детьми). Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.Понятие как «невесомость», на самом деле нам хорошо знакомо. Мы испытываем ее каждый раз, просто подпрыгнув - в момент, когда летим вниз, и наша скорость становится, равна ускорению свободного падения. Мы испытываем невесомость, качаясь на качелях - в тот момент, когда они на секунду застыли, перед тем как опуститься вниз. Мы испытываем невесомость на борту корабля, качаясь на волнах. Космонавт же находится в состоянии невесомости все время, пока он на орбитальной станции.

8 «Сон космонавта» Сон по расписанию занимает 8 часов, но на практике многие отдыхают всего 4-5 часов, и этого им достаточно. Спать приходится в масках для сна и с берушами, (это специальные затычки для ушей) чтобы не мешал шум многочисленных механизмов .

Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристегнутые ремнями. А если их не пристегивать, то из-за состояния невесомости они будут летать.

Релаксация.

А давайте мы тоже попробуем поспать, как космонавты в состоянии невесомости. (Дети под музыку, изображают позы спящих космонавтов)

9 «Космическая еда» Воспитатель:

А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки? (Ответы детей)
- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот, какие блюда могут быть в этих тюбиках. (Ответы детей)

На прием пищи космонавтам отводится 2-2,5 часа в сутки.

10 «Возвращение на землю» Воспитатель:

Космонавты могут находиться в космосе очень долго, от нескольких месяцев, до года.
- Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

А как возвращаться космонавтам ведь ракета их сгорела в космосе?

А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.
- На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавтов. Давайте проверим, насколько вы были внимательны и что запомнили.

11 «Закрепление материала»

Воспитатель задает следующие вопросы:

Кто построил первую ракету?

Кто был первым космонавтом и как называлась его ракета?
-А как зовут первого космонавта женщину и как называлась ее ракета?
- Как называется дом космонавтов?
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- Как едят космонавты? Как спят космонавты?

Молодцы!


12 «Заключительный» Воспитатель:
Может быть, кто-то из вас тоже захочет стать космонавтом?

Сначала нужно хорошо учиться в школе, затем окончить высшее учебное заведение. А потом уже идти в космонавты.

В России космонавтов готовят в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке, недалеко от Москвы. В процессе подготовки космонавту приходится бывать в различных организациях и предприятиях, имеющих отношение к космонавтике, там он и получает дополнительные знания.

Космонавтами могут быть абсолютно здоровые физически люди, которые умеют плавать, бегать, кататься на лыжах с приставкой «быстро». Но богатырей в небожители тоже не отбирают. Лучше, если это будет человек среднего телосложения, весом от 50 до 90 килограмм и ростом не больше 190 сантиметров.

На сегодня весь список российских и советских космонавтов - 116 человек. Вроде не так и мало, но ведь это всего лишь сто человек со всей страны.

Тяжелый, кропотливый труд требует постоянного напряжения воли, нервов и громадной внутренней дисциплины. Но мы можем гордиться нашими космонавтами – смелыми людьми и прекрасными профессионалами, приносящими огромную пользу своей стране.

Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.

Алексей Стейнерт

Профессия космонавт

Введение

«Человечество не останется вечно на Земле,

но, в погоне за светом и пространством, сначала

робко проникнет за пределы атмосферы, а затем

завоюет себе все околосолнечное пространство».

К. Э. Циолковский


Когда мне предложили написать эту книгу, я согласился, не раздумывая: что может быть интереснее, чем писать о романтичной и овеянной ореолом героизма профессии космонавта! О ней мечтают дети, задумываются подростки и нет-нет да и фантазируют взрослые, сидя день за днем на работе, уткнувшись в экраны мониторов. Но действительно решаются пройти нелегкий путь к космосу единицы. В чем причина? Неужели желающих приобщиться к этой героической профессии почти нет? Или люди настолько не верят в свои силы, что даже попробовать стать космонавтами боятся? На самом деле, все не так просто и однозначно. Профессия космонавта считается в нашей стране закрытой для посторонних в силу исторических причин, корни которых уходят во времена становления космонавтики в СССР.

…12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космическое пространство. После этого события СССР на некоторое время оставил далеко позади в гонке по освоению космоса своего основного конкурента – США. Гагарин стал национальным героем «Страны Советов», сделав карьеру космонавта мечтой множества советских школьников. Следующие космические рекорды также были за СССР: в том же 1961 году совершил полет самый молодой космонавт – 25-летний Герман Титов. В 1963 году отправилась в космос первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. А в 1965 году первый выход в открытый космос совершил Алексей Леонов. Всех этих событий было более чем достаточно, чтобы СССР получил статус космической сверхдержавы. Профессия космонавта стала в ней элитной, престижной и желанной. США смогли достойно ответить на советские рекорды лишь восемь лет спустя, когда 21 июля 1969 года на поверхность Луны ступили астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Программа, инициированная президентом Джоном Кеннеди, достигла успеха – но оказалась столь сложной и затратной, что после нее американцы ни разу не решились на повторение лунной «авантюры».

Уже в 70-х годах XX века космонавты стали героями всемирного масштаба. Само собой, что получить такое звание было очень непросто. Однако подход к набору космонавтов в СССР и США серьезно отличался. Стать астронавтами НАСА могли люди как гражданских, так и военных специальностей – главное, чтобы они соответствовали ряду критериев и сумели пройти жесткий конкурсный отбор со множеством требований. В целом, это логично: понятно, что военным (особенно летчикам) космическая подготовка будет даваться легче. Но ведь в космосе нужны не только военные: там есть потребность в инженерах и врачах, биологах и физиках – одним словом, в людях разных специальностей. И в НАСА это понимали всегда. Однако в нашей стране еще со времен СССР профессия космонавта считалась уделом избранных счастливчиков из военно-космической отрасли, попасть в которую гражданскому лицу – к примеру, врачу или инженеру – было просто невозможно. И большинству людей оставалось лишь мечтать о космонавтике, периодически пересматривая какие-нибудь «Звездные войны»…

При этом даже если человек принадлежал к военно-космической отрасли, соответствовал всем необходимым требованиям и горел желанием стать космонавтом, не было никакой гарантии, что он вообще сможет принять участие в наборе в отряд космонавтов. Все дело в том, что никто не знал правил игры: их вообще не было. Нельзя было прийти и попросится в космонавты – людей в космос набирали, что называется, указом сверху. Если тебе повезло и ты попал в поле зрения экспертов – тогда возможности были. Шансом на билет в космос могло стать нужное знакомство. Но все равно это было делом случая. И в таком режиме советская, а потом и российская космонавтика существовала десятки лет.

Все изменилось лишь под 2012 год, когда Роскосмос впервые в истории России объявил открытый конкурс на набор в отряд космонавтов. Были обнародованы критерии отбора и требования к кандидатам, перечни личных и медицинских документов, представляемых на рассмотрение конкурсной комиссии. Теперь по правилам судьбу кандидатов решают эксперты Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, представители ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», а также сотрудники Института медико-биологических проблем Российской академии наук (РАН).

По оценкам Росстата, на 1 января 2017 года в России постоянно проживает около 147 миллионов человек. В 2012 году данные были несколько иными – но это не существенно. Важно другое: сколько человек со всей страны захотело стать космонавтами. Миллионы? Сотни или десятки тысяч? Увы, но нет. 8 октября 2012 года в Роскосмосе, на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов были подведены итоги первого открытого набора. Как оказалось, всего в адрес Конкурсной комиссии поступило 304 заявления от желающих принять участие в конкурсе со всей страны. К очному этапу конкурса допустили 51 человека, из которых все испытания этого этапа с положительным результатом выполнили только девять. При этом к прохождению общекосмической подготовки допустили восемь претендентов, в том числе одну женщину. Вот их имена:


✓ Федяев Андрей Валерьевич, военный летчик;

✓ Игнатов Игнат Николаевич, инженер-испытатель;

✓ Корсаков Сергей Владимирович, менеджер;

✓ Блинов Олег Владимирович, ведущий инженер;

✓ Петелин Дмитрий Александрович, инженер-конструктор;

✓ Чуб Николай Александрович, топ-менеджер;

✓ Дубров Петр Валерьевич, инженер-программист;

✓ Кикина Анна Юрьевна, радиоведущая.


304 человека, желающих стать космонавтами, в стране, занимающей девятое место по населению в мире, – показатель, безусловно, печальный. Конечно, отчасти такое положение дел может объясняться тем, что открытый набор Роскосмоса был первым в своем роде и не все, кто хотел бы полететь в космос, про него узнали. Так ли это, станет понятно во время второго набора: изначально он должен был состояться в 2016 году, но теперь его перенесли на 2017 год. Одним словом, поживем – увидим. Но все равно что-то подсказывает, что радикальной разницы в числе претендентов не будет, даже если набор в космонавты станут рекламировать по всем ключевым телевизионным каналам.

Почему? Ответ прост: закрытость профессии за долгие годы существования космонавтики в СССР, а в последующем и в России, стала отпугивать мечтающих о космосе. Мечтать-то можно о чем угодно – хоть о карьере космонавта, хоть о карьере волшебника. Но чтобы реализовать такие мечты, нужно быть уверенным, что затраты сил, времени и денег если не гарантированно приведут к заветной цели, то хотя бы дадут серьезный шанс на успех. Однако закулисье отечественной космонавтики много лет оставалось таковым, что дорога в космос открывалась везучим, тем, кто сумел оказаться в нужное время в нужном месте. Сегодня, казалось бы, правила игры поменялись (точнее, в игре появились правила). Но людям нужно к этому привыкнуть и это понять. Возможно, отношение к профессии космонавта в России изменится тогда, когда на орбиту действительно полетит первый менеджер, программист или радиоведущая. Когда эти люди будут проводить недели и месяцы на космических кораблях и орбитальных станциях, а потом станут давать пресс-конференции и получать награды из рук первых лиц государства. Все эти вещи станут реальным, конкретным примером того, что космонавтом действительно может стать КАЖДЫЙ житель России, подходящий под необходимые критерии, – и интерес к космонавтике в стране снова начнет возрождаться.

А в самом деле, почему бы и нет? Конечно, профессия космонавта – это настоящая «жемчужина» в списке героических профессий. Но люди, принадлежащие к ней, выполняют точно такую же работу, как и «простые смертные». Они так же, как и все, встают по будильнику, поддерживают гигиену, питаются три раза на дню и читают книги в свободное время (обо всех нюансах жизни в космосе будет подробно расписано в этой книге). Собственно, эта некая рутинность помогает психологически проще перенести суровую и полную испытаний жизнь вдали от родной планеты. Конечно, для работы в космосе необходимы определенные знания и уровень образования – но это приобретается и во время учебы в ВУЗах, и во время занятий в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в подмосковном Звездном городке.

Так что, пожалуй, единственный критерий, который по-настоящему закрывает человеку путь в космос, – это состояние здоровья. Если желающий стать космонавтом имеет проблемы с организмом, которые нельзя исправить при помощи медицины, тогда путь за пределы Земли ему действительно заказан. Такой человек может физически не перенести перегрузки космического путешествия – и это слишком большой риск. Но речь, опять же, идет именно о недугах. Плохую физическую форму можно сделать хорошей при должном желании и усердии. Одним словом, список причин, которые могут реально помешать человеку стать космонавтом, относительно невелик. Было бы желание и вера в свои силы.