Кто такой профессор мориарти. Герой Профессор Мориарти. Экранный образ антигероя

Мориарти – злодей конца викторианской эпохи, глава одной из самых влиятельных преступных сетей во всей Европе – больше похож на пресвитерианского священника, готового отвесить благословение любому грешнику, нежели тому, кто с легкой руки отправляет неугодных ему людей к праотцам.


Профессор Джеймс Мориарти – заклятый враг Шерлока Холмса (Sherlock Holmes), гениальный преступный элемент, которого лондонский сыщик называет "Наполеоном уголовного мира". Сам же Артур Конан Дойл (Arthur Conan Doyle) использует это выражение, ссылаясь на реального злого гения Адама Уорта (Adam Worth), послужившего одним из прототипов Мориарти.

В оригинальной холмсиане, в рассказе "Последнее дело Холмса" ("The Adventure of the Final Problem"), профессор Мориарти, злодей конца викторианской эпохи, глава одной из самых влиятельных сетей преступников во всей Европе (Europe), падает вместе с детективом со скалы. Шерлок считал, что венцом его деятельности должно было стать устранение Мориарти, чьи злодеяния отравляют общество. Однако читатели, включая саму королеву Викторию (Victoria), были просто возмущены тем, что Мориарти утащил Шерлока за собой в могилу. Дойлу ничего не оставалось, как "воскресить" любимого сыщика.

Мориарти – мстительный, независимый, харизматичный и уверенный в себе мужчина, раскрывающий безжалостные стороны своей личности, как только что-то выводит его из себя. Он уважает интеллект Холмса и говорит, что для него вступать в схватку с людьми такого уровня – настоящее интеллектуальное удовольствие.

Давая характеристику своему злейшему врагу, Шерлок называет Джеймса Мориарти человеком благородного происхождения, с отличным образованием и феноменальными математическими способностями. Выясняется, что в 21 год Мориарти написал трактат о биноме Ньютона, чем прославился на всю Европу. Затем он получил кафедру математики в провинциальном университете и, как полагает детектив, мог бы достичь еще больших высот. Однако гений, в чьих жилах течет кровь преступника, из-за своего больного ума и наследственной склонности к жестокости вскоре стал предметом темных слухов – и был вынужден подать в отставку и убраться в Лондон (London).

В рассказе "Долина ужаса" ("The Valley of Fear") Мориарти назван интриганом всех времен и народов, организатором всей чертовщины и головным мозгом криминального мира, омрачающим судьбы народов. И в то же время сам Шерлок поражен, насколько гениальна тактика его лютого врага, написавшего "Динамику астероидов" ("The Dynamics of an Asteroid"), потрясающую книгу, которую не посмел раскритиковать ни один ученый, несмотря на запятнанную репутацию самого автора. Оскверненный врач и оклеветанный профессор – такова личина Мориарти, и Шерлок называет это гениальным ходом.

Желая раскрыть некоторые подробности внешности "Наполеона уголовного мира", Конан Дойл описывает человека с худым лицом, седой шевелюрой и высокопарной речью. Преступник больше похож на пресвитерианского священника, готового отвесить благословение любому грешнику, нежели тому, кто с легкой руки отправляет неугодных ему людей к праотцам. Мориарти – владелец несметных богатств, тщательно скрывающий свое реальное финансовое положение. Шерлок считает, что деньги профессора раскиданы, по меньшей мере, по двадцати банковским счетам, а основной капитал припрятан где-нибудь во Франции (France) или Германии (Germany).

В рассказе "Пустой дом" ("The Empty House") Холмс утверждает, что Мориарти заполучил мощную пневматику от слепого немецкого мастера, некоего м-ра фон Гердера (von Herder). Это оружие, напоминавшее по виду простую трость, выстреливало револьверные патроны на длинные дистанции и почти не издавало шума, что делало его идеальным для занятия снайперских позиций. Проворачивая свои грязные дела, профессор-злодей предпочитал устраивать "несчастные случаи", будь то инцидент, когда Шерлок чуть не погиб от падения каменной кладки или от несущейся на бешеной скорости конной повозки.

Любители приключений лондонского гения частного сыска предполагали, что прототипом Мориарти мог послужить не только Адам Уорт. Кто-то увидел в вымышленном злодее американского астронома Саймона Ньюкомба (Simon Newcomb). Этот наделенный талантом выпускник Гарварда (Harvard), с особыми познаниями в математике, прославился на весь мир еще до того, как Конан Дойл принялся сочинять свои рассказы. На сравнения наталкивал и тот факт, что Ньюкомб заработал репутацию злобного сноба, пытающегося разрушить карьеру и репутацию своих конкурентов из ученого мира.

Под подозрение также попали преподобный Томас Кей (Thomas Kay), математик и астроном Карл Фридрих Гаусс (Carl Friedrich Gauss) и фений Джон О"Коннор Пауэр (John O"Connor Power). Наконец, известно, что Конан Дойл использовал свой бывший Стонихерст Колледж (Stonyhurst College) в качестве вдохновения, когда прорабатывал детали холмсианы. Среди сверстников писателя в этом учебном заведении было два мальчика с именами Мориарти.

Наверняка все наши читатели видели популярный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Имеется в виду советская версия с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Одна из колоритных фигур - зловещий профессор Мориарти тоже, конечно, запомнился зрителям. Но мало кто знает, что актёр, сыгравший эту роль, наш земляк. И живет он не в Москве, не в Питере, а в Самаре. Наш корреспондент встретился с заслуженным артистом России Виктором Евграфовым и попросил ответить на ряд вопросов.

Виктор Иванович, что-то давно вы не радовали нас, зрителей, своим появлением в кино. Неужели не приглашают?

Почему же? Приглашают. Дело в другом. Мне не всё равно, кого играть и у кого играть. Терпеть не могу плохое кино и себя в плохом кино. Отказываюсь от некоторых предложений. Но если, читая сценарий, вижу, что получится серьёзная, качественная картина, то соглашаюсь. Например, три года назад мне предложили сняться у режиссёра Николая Досталя в телевизионном сериале «Завещание Ленина». Скажу честно, не жалею об этой работе. Лента, снятая по мотивам произведений Варлама Шаламова, - историческая драма. Это не развлекаловка, а серьёзное философское произведение, заставляющее людей не только переживать но, заглядывая в прошлое, думать о будущем, о добре и зле. Сила киноискусства заключается в том, что она должна вызывать у зрителя потребность задать себе вопросы, которые до этого он либо не задавал вовсе, либо всячески пытался
от них уйти.

Но ведь одна из ваших главных ролей - злодей Мориарти. Тяжело было перевоплощаться?

- Я подошёл к поставленной задаче серьёзно. Начал размышлять о судьбе героя. Почему он такой негодяй, что в нём не так? И придумал! Профессор должен иметь комплексы. Какие? Скорей всего, порождённые физической ущербностью. Придумал себе небольшой горбик, прямой немигающий взгляд. Гримёр Ленфильма Людмила Елисеева, удивительная женщина, мою идею поняла с полуслова и преобразила меня лучше некуда. Увидев, режиссер тут же утвердил меня не в качестве дублёра-каскадёра, а на роль самого Мориарти.

Каскадёра?

Ну да. Изначально роль Мориарти предназначалась Смоктуновскому. Я был приглашён в качестве его дублёра, то есть для постановки драки с Шерлоком Холмсом. Естественно, меня переодевали в тот же костюм, гримировали. Но режиссёру Игорю Масленникову больше понравился мой образ.

А образование у вас актёрское?

Да. Я закончил ГИТИС, курс Владимира Андреева. Правда, поступил туда сравнительно поздно, в 25-летнем возрасте, после службы в армии.

С детства хотели быть артистом?

Нет. Я вырос в семье военного. Отец был летчиком. Естественно, как и большинство мальчишек моего поколения, мечтал об офицерских погонах. Почему всё же выбрал искусство? Много причин. Одна из них - возможность ощутить реинкарнацию при физической жизни. Но актёрство - плодородная почва не только для перевоплощения, но и для самопожертвования: только умирать в кадре мне приходилось 13 раз.

Не страшно?

Мне нравились эти сцены. Ведь работа закончена, я умер в фильме, и она, эта роль, больше не будет меня преследовать. Ведь до этого я жил тем киношным героем, а в жизни реальной образовывалась какая-то пустота.

И чем же она заполнялась?

Еще одним перевоплощением - каскадёрством.

Так все же кем себя больше чувствуете, актёром или трюкачом?

Актёром, безусловно! Каскадёрство - это, скорее, отдушина. Хобби. Впрочем, им я тоже занимаюсь серьезно, профессионально.

Кстати, а почему же вы не служите, как большинство артистов, в каком ни будь театре? Нет желания?

Желание было. Более того, я начинал с питерского ТЮЗа. Будучи студентом очень мечтал работать у Шукшина. Увы, мастер рано ушёл из жизни, а Андреев меня почему-то к себе не взял.

Впрочем, я отвлёкся. Возвращусь к ответу на вопрос. На самом деле актёр театральный и киношный по сути - разные профессии. Профессия киноактёра включает несколько нюансов, которые отсутствуют в театральной профессии. Во-первых, умение мгновенно мобилизоваться и сыграть маленький кусочек от начала и до конца. Это могут быть даже одна реплика, один жест или просто взгляд. Главное - какой!

В кино ты тоже, разумеется, волнуешься, но, в отличие от театрального актёра, делаешь это не на протяжении двух-трёх часов, когда имеешь возможность отладить роль, а перестраиваясь мгновенно. И наконец, если на сцене артист на протяжении нескольких спектаклей может работать над ролью, углублять её, в кино такой возможности у него нет - он может взять дублем, но только сейчас и только здесь.

В ТЮЗЕ кого играть приходилось?

В том-то и дело, что роли мне предлагали даже не второстепенные, а третьестепенные.

А вы, наверное, мечтали сыграть Гамлета?

Представьте себе, да, хотел. Нет, не хотел - мечтал! А кто из артистов не мечтает? Другой вопрос - роль эта не всем под силу, это вершина актёрского мастерства: сыграл принца датского - значит, ты состоялся как артист.

И как, в итоге удалось сыграть этого персонажа?

Нет. Я учил роль, готовился. Очень надеюсь, что кто-то из моих учеников сыграет. Среди ребят, которых я подготовил, есть очень талантливые. Старался им передать то, чему меня в свою очередь учили настоящие мастера. К сожалению, глядя на нынешнее кино, невооружённым глазом видно, что мы утрачиваем великую школу Станиславского.

Что, по-вашему, быть преподавателем?

Это значит вкладывать свою душу в учеников, которые есть продолжение меня самого. Впрочем, актёра нельзя до конца научить. В театральном вузе отношения учитель-ученик строятся на уровне души. Как педагог я, конечно, могу преподать технологию: как говорить, как двигаться на сцене. В сценическом искусстве есть свои приёмы и секреты, но главное - божья искра.

Где вы сейчас преподаёте?

В настоящее время я доцент кафедры режиссуры и массовых представлений Института современного искусства. Готовлю молодёжь по профессии «актёр драматических театров и кино».

А почему молодёжь не идет в театр?

Потому что в так называемые «лихие 90-е» произошла культурная контрреволюция. Всё идёт из детства. А кто занимается детьми? Почти никто. Взять те же школы. Где кружки юных техников, натуралистов, театральные? Дети не хотят сострадать, переживать, они приходят домой, включают телевизор и смотрят какую-то чернуху про убийства. «Шедевры» нашего ТВ - «Камеди клаб» и «Дом-2», которым надо попросту придать статус теленаркотиков. А Букины? Ведь в этом сериале мы видим дискредитацию семейных отношений. У зрителя формируется потребность в том, чтобы его развлекали, чтобы кто-то на экране раздевался, хотя телевидение должно заставлять людей прежде всего думать.

То же происходит из-за многочисленных сериалов в отношении милиции (нынешней полиции) и армии, где людей в погонах пародируют, попросту издеваются над ними. В итоге у современных молодых людей нет примера для подражания, нет героя нашего времени.

Часто ли вам приходилось сталкиваться со стражами правопорядка?

Конечно! Я частый гость в милицейских подразделениях. Меня приглашают на творческие встречи в коллективе. Я выступал в Тольятти, Самаре, Центре профессиональной подготовки ГУВД. Аудитория очень тепло меня принимала. Пользуясь случаем, хочу внести предложение. Сотрудникам, особенно оперативникам, нередко приходится перевоплощаться, играть те или иные роли, причём не только во время разработок, но и при беседах с людьми, а вот актёрского мастерства им порой не хватает. Думаю, какие-то азы этого искусства в учебных заведениях системы МВД преподавать стоило бы.

Действительно, я разработал систему упражнений для восстановления организма. Произошло это не от хорошей жизни. В 1995 году на съёмках совместного советско-американского фильма «Дети капитана Гранта» мне нужно было сделать трюк: прыгнуть с реи парусника. Высота была нешуточная. По ошибке коллеги, второго постановщика трюков, я получил тяжелейшие травмы. Врачи буквально собирали по кусочкам мои поломанные рёбра и позвоночник. Было серьезно повреждено лёгкое. Я начал разрабатывать собственную методику восстановления здоровья. Аналога ей нет. В её основе - многовековые приёмы труда русского крестьянина, которые сохранились в нашей генетической памяти. Когда-то дед, а он был лесничим, демонстрировал мне некоторые приёмы работы с палкой. Суть их заключается в том, что с помощью этого нехитрого приспособления можно целенаправленно развивать те или иные мышцы. Плюс к этому специальный массаж, позволяющий активировать нужные энергетические центры. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Беседовал Евгений КАТЫШЕВ

Фото Дмитрия ЛЫКОВА

P.S. Несколько лет назад в Новой Зеландии была выпущена серия монет с героями советского сериала фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Нумизматическое чудо, достоинством в два доллара каждое, существует пока в восьми тысячах экземплярах. На монетах присутствуют изображения следующих персонажей: Шерлок Холмс (Василий Ливанов), доктор Ватсон (Виталий Соломин), сэр Генри Баскервиль (Никита Михалков), профессор Джеймс Мориарти (Виктор Евграфов).

Главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.

Чернов Светозар

Адам Уорт - прототип профессора Мориарти

Адам Уорт - прототип профессора Мориарти

В декабре 1893 года очередной номер журнала «Стрэнд», как известно, поверг в траур всех британских поклонников Великого Детектива: безжалостный автор свел его на краю Рейхенбахского водопада со злым гением лондонского преступного мира профессором Мориарти и похоронил обоих на дне пенящейся пучины.

Конан Дойл не пожалел красок для описания противника своего героя:

Он - Наполеон преступного мира, Уотсон. Он - организатор половины всех злодеяний и почти всех нераскрытых преступлений в нашем городе. Это гений, философ, это человек, умеющий мыслить абстрактно. У него первоклассный ум. Он сидит неподвижно, словно паук в центре своей паутины, но у этой паутины тысячи нитей, и он улавливает вибрацию каждой из них. Сам он действует редко. Он только составляет план. Но его агенты многочисленны и великолепно организованы. Если кому-нибудь понадобится выкрасть документ, ограбить дом, убрать с дороги человека - стоит только довести эго до сведения профессора, и преступление будет подготовлено, а затем и выполнено. Агент может быть пойман. В таких случаях всегда находятся деньги, чтобы взять его на поруки или пригласить защитника. Но главный руководитель, тот, кто послал этого агента, никогда не попадется: он вне подозрений.

Дойл наделил своего профессора склонностью к математике - чертой, которую подсмотрел у своего друга генерал-майора Дрейсона. (Впрочем, у энтузиастов-холмсианцев есть на примете и другие кандидатуры.) Считается, что имя свое профессор получил от некоего Джорджа Мориарти, о котором в 1874 году то и дело писали лондонские газеты в связи с совершенным им покушением на жену. Предположение это кажется маловероятным, поскольку фамилия Мориарти была достаточно распространенной - даже среди преступников упомянутый Джордж был не единственным Мориарти. В прессе той поры эта фамилия встречается достаточно часто. Да и вряд ли Конан Дойл стал бы ворошить криминальную хронику, чтобы выбрать имя для своего злодея. К тому же существовали и другие Мориарти. Например, в 1880-х некто Джеймс Мориарти был казначеем Земельной лиги. А в июне 1893 года появилось сообщение в печати о назначении преподобного Джеймса X. Мориарти капелланом и военно-морским инструктором на учебный корабль «Боскоуэн» в Портленде.

Сам Конан Дойл в повести «Долина страха» вложил в уста Шерлока Холмса сравнение профессора со знаменитым «ловцом воров» и главой преступного синдиката Джонатаном Уайльдом, повешенным в 1725 году. Однако есть все основания полагать, что неуловимый король лондонского преступного мира профессор Мориарти основными своими чертами обязан отнюдь не Джонатану Уайльду Великому, а знаменитом) Адаму Уорту, о чем - согласно одному из ранних холмсоведов Винсенту Старрету - сам сэр Конан Дойл упоминал в беседе с доктором Греем Чандлером Бриггсом.

Чем же таким был славен Адам Уорт - почему Дойл выбрал именно его в качестве прототипа злого гения? Надо думать, писатель выбрал его прежде всего за невероятную изворотливость ума. Деяния реального «Наполеона преступного мира» нисколько не уступают злодействам вымышленного Мориарти, и не один сыщик мечтал засадить его за решетку. Однако судьба Уорта не схожа с судьбой Мориарти в главном - своего Шерлока Холмса у него не было, и жизнь он закончил совершенно иначе.

Родился Адам Уорт в 1844 году в нищей семье немецких евреев и в пятилетием возрасте вместе с родителями эмигрировал в Америку. В 14 лет он убежал из дома, некоторое время жил в Бостоне, затем в 1860 году попал в Нью-Йорк. В самом начале Гражданской войны он записался в армию северян добровольцем, был ранен шрапнелью в сражении при Манассасе (так называемой второй битве на реке Булл-Ран) и оказался в списке павших на поле боя. Это навело его на мысль вербоваться в различные полки под вымышленными именами, чтобы получать назначенные добровольцам деньги. В конце концов его вычислили агенты Национального детективного агентства Аллана Пинкертона, занимавшиеся розыском дезертиров, и ему пришлось бежать в Нью-Йорк.

В середине 1860-х Ныо-Йорк слыл одним из самых коррумпированных и преступных городов мира: там было полно продажных политиков и полицейских, ирландских и еврейских иммигрантских банд, сутенеров и проституток. Начав как обычный карманник, Уорт вскоре собрал шайку и добился доверия самых известных нью-йоркских скупщиков краденого, став руководителем, организатором и финансистом грабежей, которые совершали его люди. Попавшись на ограблении фургона «Адамс экспресс компани», он несколько недель провел в знаменитой тюрьме Синг-Синг (штат Нью-Йорк). После чего решил, что печальный опыт не должен повториться, и нашел себе покровительницу - Марм Мандельбаум, самую удачливую скупщицу краденого в Ныо-Йорке. Под ее руководством и защитой он стал грабить банки и складские помещения. Точно так же, как дойлевский Мориарти, Уорт достигал желаемого благодаря интеллекту и сделал своим принципом следующий: человек с мозгами не имеет права носить огнестрельное оружие. Всегда есть способ, и гораздо лучший, добиться того же самого с помощью ума. За всю жизнь он ни разу не прибегал к насилию и, в отличие от своего литературного конкурента, запрещал делать это другим. Успешный побег из тюрьмы «Белые равнины» медвежатника Чарлза Булларда, организованный Уортом и еще одним его приспешником по просьбе Мандельбаум, не только упрочил его авторитет в преступном мире Нью-Йорка, но и сдружил его с Буллардом, с которым они стали компаньонами.

Первым делом этой пары было дерзкое ограбление Бойлстоунского национального банка, совершенное в Бостоне 20 ноября 1869 года. Под видом продавцов укрепляющих средств они сняли помещение рядом с банковским хранилищем, разобрали стену, взломали сейф и вынесли миллион долларов наличными и в ценных бумагах, после чего бежали в Англию. Здесь Адам Уорт, впервые назвавшийся Генри Раймондом - именем покойного редактора «Нью-Йорк таймс» (под каковым и жил до конца своих дней), занялся грабежом ростовщических лавок.

В июне 1871 года, после разгрома Парижской Коммуны, он перебрался со своей бандой в Париж. Здесь неподалеку от Гранд-опера они с Буллардом открыли «Американский бар», ставший одним из главных послевоенных центров увеселений парижской публики. На первых двух этажах предлагались вполне законные развлечения: шикарный ресторан с французской кухней и американской выпивкой, читальный зал с французскими и иностранными газетами. А вот на третьем этаже был оборудован подпольный игорный дом с рулеткой и карточными столами. В случае полицейской облавы он при помощи специального механизма мгновенно превращался в обычное, правда, очень просторное кафе. «Американский бар» посещали сливки общества, находившиеся по обеим сторонам «баррикады»: Уорт с одинаковым радушием встречал как банкиров и светских жуиров, так и знаменитых медвежатников, фальшивомонетчиков и мошенников, зачастую становившихся исполнителями его тщательно продуманных грабежей. Концом «Американского бара» было посещение этого заведения Уильямом Пинкертоном, одним из двух братьев Пинкертонов, возглавивших детективное агентство после смерти их отца. В агентстве, нанятом Банковской ассоциацией после ограбления бостонского Бойлстоунского банка, было собрано большое досье, содержавшее сведения обо всей преступной карьере Уорта. Вследствие чего зимой 1873 года ему пришлось закрыть свое заведение, а все имущество и оборудование перевезти в Лондон, где он и решил обосноваться.

Все под тем же именем Генри Раймонда Уорт снял апартаменты в Мейфэре - самом фешенебельном районе Лондона, - в доме № 198 по Пиккадилли, откуда и руководил своими подручными. Дело было поставлено на широкую ногу. Он и его помощники тщательно планировали грабежи банков, железнодорожных касс, почтовых отделений, складов, домов богатых горожан. За полтора десятка лет Адам Уорт создал в Лондоне настоящую уголовную империю. Исполнители, которых всегда нанимали через цепочку посредников, никогда ничего не знали об организаторах. Известно им было только то, что заказ поступил «сверху», дело продумано до тонкостей и будет хорошо оплачено, вот и всё. Попавшись с поличным, они даже при желании не могли никого выдать.

Уорт пользовался своей преступной сетью не только в собственных целях, но и совершал заказные преступления, а также оказывал «содействие» всем «коллегам»: грабителям, взломщикам, мошенникам. В брошюре, посвященной Уорту и изданной в 1903 году (уже после его смерти), Уильям Пинкертон писал: «Воры приезжали к нему за помощью. Нужно подкупить банковского служащего или изготовить отмычку? Пожалуйста. Для некоего дельца нужен опытный грабитель или фальшивые документы? У Адама Уорта есть все, что надо и на любой вкус. Он знал, где найти нужного человека для всякой работы, за что получал внушительный процент от прибыли».

Король преступников наблюдал за преступлениями, совершавшимися по его воле, словно из-за кулис: он был кукловодом, умело направлявшим своих кукол.

Его сподручные действовали по всей Европе и по приказу своей главаря могли совершить любое ограбление или подлог. Впрочем, Уорт и его приближенные не ограничивались Европой. В начале 1870-х они приобрели 34-метровую паровую яхту «Шамрок», на которой совершали дальние заморские вылазки: грабили банки на побережьях Южной Америки, Вест-Индии… В Кингстоне, на одном из складов Ямайки, его люди «облегчили» сейфы на десять тысяч долларов. Дело это едва не закончилось крахом: за яхтой Уорта пустилась в погоню британская канонерка, но так и не смогла догнать быстроходное судно преступников.

Громких дел, в которых Адам Уорт участвовал лично, известно не так уж много - он, как мы уже знаем, предпочитал оставаться в тени, перекладывая исполнение задуманного на других. Но в 1876 году он с двумя сообщниками повторил «подвиг Герострата» - совершил кражу, обессмертившую его имя. На аукционе Кристи (во время распродажи коллекции Уинна Эллиса) Уильям Агнью купил для своей художественной галереи картину Томаса Гейнсборо «Джорджина, герцогиня Девонширская» за 10 100 гиней; спустя три недели ее выкрали - портрет исчез на 20 лет. Двенадцать из этих двадцати картина хранилась в сундуке с двойным дном и сопровождала своего нового владельца повсюду, куда бы он ни отправлялся, - пока он не счел, что держать, ее при себе слишком опасно и не спрятал в 1886 году в Америке.

В 1878 году Адам Уорт и некий Меготти с несколькими сообщниками ограбили курьерский поезд Кале - Париж; в 1880 году Уорт ухитрился задержать в Южной Африке близ Форт-Элизабет вооруженный конвой, который вез с приисков необработанные алмазы, и после нескольких махинаций сумел завладеть охраняемым грузом. Далее он придумал, как сбывать эти алмазы, не прибегая к услугам перекупщиков краденого: организовал легальную продажу - что было и безопаснее, и выгоднее.

Такова была одна сторона жизни Адама Уорта. Но была и другая, внешняя: Генри Раймонд, богатый американец, интересовавшийся скачками и купивший табун из 10 лошадей, а затем еще двух жеребцов, в 1877 году приобрел в южном Лондоне, в районе Клапам-Коммон поместье, называвшееся Уэст-лодж. Там стоял внушительный краснокирпичный двухэтажный дом, а вскоре появились теннисный корт, тир, лужайка для боулинга. Раймонд устраивал шикарные званые обеды и в своей квартире на Пиккадилли, и в загородном особняке, оба жилища украсил «дорогостоящей мебелью, старинными безделушками и картинами», редкими книгами и дорогим фарфором. По словам сэра Роберта Андерсона, легко меняя личины, Раймонд-Уорт «был способен пробиться в любую компанию» - будь то в качестве богатого бездельника или крестного отца лондонского преступного мира. В 1880-е годы его ежегодные расходы достигали 20 тысяч фунтов, а доходы иногда превышали эту цифру в три раза. По подсчетам Пинкертона, гениальный преступник за свою уголовную карьеру добыл не менее двух миллионов долларов, а возможно, и все три. «Адам Уорт - наверное, единственный преступник, который добился такого огромного богатства, - утверждал один из его старых знакомцев по воровскому миру. - У него была дорогая квартира на Пиккадилли, он принимал лучших людей в Лондоне, которые знали его лишь как очень богатого человека с богемными наклонностями».

Естественно, деятельность Уорта и его людей не могла укрыться от внимания полиции, его имя хорошо было известно Скотленд-Ярду - в этом неуловимый Мориарти превосходил свой прототип. Когда в 1907 году у сэра Роберта Андерсона спросили, кто был самым ловким и изобретательным из всех известных ему преступников, он ответил без малейших раздумий: «Адам Уорт. Он был Наполеоном преступного мира. Все остальные в подметки ему не годились». Джон Шор, сперва инспектор, а позднее суперинтендант департамента уголовных расследований, дал зарок арестовать и посадить Уорта, однако сделать этого не смог. Агентство Пинкертона, нью-йоркская полиция и Скотленд-Ярд постоянно обменивались информацией о преступлениях, за которыми стоял Уорт, но найти прямые улики, которые связали бы заказчика грабежа с совершенным преступлением, никогда не удавалось.

Уорт виртуозно скрывал следы своей деятельности. Он практически никогда не встречался с теми, на кого не мог положиться целиком, а если ему все же приходилось это делать, назначал встречу в каком-нибудь восточно-лондонском притоне, куда бы не отважилась сунуться полиция. Идя на сходку со своими приспешниками, Уорт менял изысканное платье на затрапезное, а возвращаясь, заходил в железнодорожный туалет, чтобы быстро и незаметно переодеться в «джентльменский» костюм. Он подкупил нескольких сотрудников Скотленд-Ярда, которые постоянно держали его в курсе событий. «Лондон ивнинг ныос» в 1901 году писала, что «он содержал штат детективов и поверенного, а его личный секретарь был барристером».

Роберт Андерсон рассказал об одном из способов, которые использовал Адам Уорт, он же Генри Раймонд, чтобы обеспечить себе алиби. «Мой друг, врач, практикующий в одном из богатых лондонских предместий, рассказал мне как-то о некоем замечательном пациенте, который, хотя и жил в роскоши, чрезвычайно страдал от ипохондрического синдрома. Время от времени моего друга-доктора срочно вызывали - пациент лежал в кровати, хотя, судя по всему, был совершенно здоров. Однако всегда настаивал на том, чтобы ему выписали рецепт, который слуга тотчас относил аптекарю… Я, надо думать, рассеял недоумение моего собеседника, объяснив ему, что эксцентричный пациент был королем преступников. Генри Раймонд знал, что за его перемещениями следит полиция, и заподозрив, что его заметили в опасной компании, мчался домой и притворялся больным. Свидетельство доктора и записи в аптекарских книгах могли служить подтверждением того, что в час, когда полиция будто бы видела его на месте преступления, он лежал дома больной».

Все кончилось в начале 1890-х, когда Уорт отправился во Францию выручать из тюрьмы своего бывшего дружка Булларда, но тот скончался до его приезда. По каким-то известным только ему причинам Уорт решился самолично поучаствовать в весьма опасном ограблении бельгийского инкассаторского фургона в Льеже. Местные банки получали большую часть денег из Швейцарии, откуда деньги доставлялись по железной дороге в определенные дни и часы. Два человека забирали из депо несгораемые ящики с купюрами и развозили их по банкам на простом двухколесном фургоне. У банка этот фургон находился без охраны минуты три, но Уорт счел, что при наличии хорошего лома этого вполне достаточно, чтобы вскрыть три-четыре ящика и изъять содержимое. 5 октября 1892 года он и двое его людей попытались это осуществить, но сообщники, не предупредив главаря об опасности, сбежали, и «Наполеона преступного мира» арестовали жандармы. В марте следующего года он предстал перед судом.

Поскольку он отказывался называть свое настоящее имя, бельгийская полиция разослала запросы зарубежным коллегам. И нью-йоркский департамент полиции, и Скотленд-Ярд уверенно опознали в нем Уорта. Это же сделал и его старый конкурент - «барон» Макс Шинберн, желавший заработать себе досрочное освобождение. А вот Детективное агентство Пинкертона, обладавшее самым большим досье на «короля грабителей», предпочло отмолчаться, что впоследствии сыграло немалую роль в его судьбе. Уорт категорически отрицал причастность к различным инкриминировавшимся ему преступлениям, а свой последний грабеж называл жестом отчаяния - у него якобы кончились средства к существованию. Его приговорили к семи годам заключения и отправили в Лёвенскую тюрьму.

Скорее всего Конан Дойл впервые услышал о существовании Уорта в июле 1893 года, когда уже принял решение избавиться от Холмса. 24 июля «Пэлл-Мэлл газетт» опубликовала статью, в которой раскрывала тайну дерзкой кражи семнадцатилетней давности, совершенной Уортом в галерее Агнью. Материалом для статьи стало интервью, взятое у Адама Уорта внештатным журналистом Марсендом из «Пэлл-Мэлл» в бельгийской тюрьме; тот сумел выудить у заключенного (который принял Марсенда за адвоката) признание, что эго именно он, Генри Раймонд, а в действительности Адам Уорт, «le Brigand International», выкрал в 1876 году знаменитую картину «Джорджина, герцогиня Девонширская» Гейнсборо. В статье описывалась жизнь Уорта и его преступления, что произвело на Лондон впечатление разорвавшейся бомбил. Поразило это и Конан Дойла.

Впрочем, его профессор даже внешне мало походил на Уорта, который был крепким, невысоким - всего 154 сантиметра, - носил бакенбарды. Дойлевский Мориарти, напротив, был настоящим викторианским злодеем: «Он очень тощ и высок. Лоб у него большой, выпуклый и белый. Глубоко запавшие глаза. Лицо гладко выбритое, бледное, аскетическое - что-то еще осталось в нем от профессора Мориарти. Плечи сутулые - должно быть, от постоянного сидения за письменным столом, - а голова выдается вперед и медленно, по-змеиному, раскачивается из стороны в сторону». Такая личность значительно лучше подходила на роль могильщика Шерлока Холмса. Великий Детектив погиб, и на десять лет Конан Дойл забыл и о Шерлоке Холмсе, и об Адаме Уорте.

Между тем Уорт был жив: в 1897 году, больной и растерявший всех бывших сообщников, он вышел из тюрьмы - на два года раньше срока. Некоторые члены его шайки отошли от дел, другие умерли, третьи сидели в тюрьме. Никто не встречал его дома: один из двух подельников по неудачному льежскому ограблению, которому Уорт поручил опекать жену и детей, воспользовался его отсутствием и принудил его жену Луизу к сожительству, методично спаивая ее и приучая к потреблению опиатов. Он постепенно распродавал имущество Уорта: яхту, лошадей, алмазы, а когда Луиза Раймонд превратилась в законченную алкоголичку и наркоманку, забрал все до последнего пенни и скрылся. Сошедшая с ума жена Уорта была помещена в психиатрическую лечебницу, а детей отправили в Америку к брату Адама.

Чтобы добыть средства к существованию, Уорт ограбил на 4000 фунтов ювелирный магазин и отправился в Америку, где обратился к Уильяму Пинкертону - он хорошо помнил, что Пинкертон отказался давать сведения о нем бельгийской полиции. Уорт просил о посредничестве в продаже картины Гейнсборо - теперь уже внуку прежнего владельца. Обмен состоялся в 1901 году. С вырученными деньгами (что, по одним сведениям, составляло порядка двадцати пяти тысяч долларов, а по другим - только пять) он возвратился с детьми в Лондон, где купил скромный дом и прожил в нем остававшиеся ему до смерти одиннадцать месяцев. Умер он 9 января 1902 года и был похоронен под именем Генри Раймонда.

В год возвращения портрета герцогини Девонширской Конан Дойл написал еще одну повесть о Холмсе - «Собаку Баскервилей», а спустя год был вынужден воскресить Великого Сыщика. Профессору Мориарти тоже пришлось еще раз скрестить шпаги с Шерлоком Холмсом - на этот раз в повести «Долина страха», действие которой происходит до роковой схватки у Рейхенбахского водопада. Толчком к появлению новой истории о Шерлоке Холмсе явилось, скорее всего, путешествие Дойла в мае - июне 1914 года в Нью-Йорк. Джеймс Хоран в книге «Пинкертоны - знаменитая детективная династия» (1967) утверждал, что в одном из трансатлантических путешествий Конан Дойл познакомился с Уильямом Пинкертоном, который здесь уже не раз упоминался. Точная дата этой встречи неизвестна, но вероятнее всего, она состоялась на борту атлантического лайнера на обратном пути писателя из Америки (в списке пассажиров парохода «Олимпия», на котором Дойл плыл в Америку, Пинкертон не числится). В пути американец потчевал Дойла рассказами о деяниях Пинкертонов, в том числе и о разгроме ирландской подпольной организации «Молли Магвайрс». Весьма вероятно, что речь шла и об Адаме Уорте, доверенным лицом которого оказался Уильям Пинкертон в деле возвращения картины Гейнсборо в галерею Агнью.

По возвращении в Англию Конан Дойл приступил к написанию «Долины страха», взяв за основу для второй части (истории «Метельщиков» и Берди Эдвардса) книгу Аллана Пинкертона «‘Молли Магвайрс’ и детективы», выпущенную в 1877 году и переизданную в 1886-м. Генеральный директор Агентства Пинкертонов Ральф Дадли утверждал в интервью, данном тому же Джеймсу Хорану, что Уильям Пинкертон пришел в ярость, прочитав «Долину страха». «Сперва он говорил, что подаст иск против Дойла, но затем остыл. Его рассердило, что Дойл, пусть даже и беллетризовавший эту историю, не посчитал нужным спросить разрешение у Пинкертона использовать его записки. Прежде они были хорошими друзьями, но с того дня их отношения стали натянутыми. Мистер Дойл послал несколько писем, пробуя уладить дело, и хотя У. А. П. посылал ему учтивые ответы, он больше не относился к мистеру Дойлу с прежней теплотой». Возможно, у Пинкертона был еще один повод для недовольства: наверное, он счел, что в первой части повести Дойл использовал уже его собственный труд - брошюру 1904 года «Адам Уорт по прозвищу Маленький Адам», в которой излагалась история Уорта.

Действительно, в «Долине страха» Конан Дойл опять прибегает к истории Адама Уорта (к эпизоду с кражей картины Гейнсборо) - в разговоре сыщика с инспектором Макдоналдом о профессоре Мориарти. Холмс спрашивает полицейского, заметил ли он картину Жана Батиста Грёза, висевшую в кабинете профессора. В ответ на недоумение инспектора по поводу того, как связано дело, которое они обсуждают, с картиной, Холмс сообщает следующее:

Даже такой прозаический факт, что в 1865 году картина Грёза «Девушка с ягненком» была продана на аукционе Портали за один миллион двести тысяч франков (что равняется более чем сорока тысячам фунтов), может подтолкнуть ваши мысли в новом направлении.

Предполагалось, что столь большая сумма, вырученная за картину, уже сама по себе напоминала читателям о краже, совершенной Уортом, но Конан Дойл еще и обыграл название картинной галереи Агнью - в оригинале картина Грёза названа по-французски: «La Jeune Fille ? I`Agneau». Далее в разговоре Холмс подводит Макдоналда к выводу, что картина попала к профессору Мориарти незаконным путем:

Она свидетельствует о том, что ее владелец - человек весьма богатый. Как он приобрел свое богатство? Он не женат. Его младший брат работает начальником железнодорожной станции на западе Британии. Научная работа приносит ему семьсот фунтов в год. И однако у него есть полотно Грёза.

И значит - что?

По-моему, вывод напрашивается.

То есть что он имеет большие доходы, и, судя по всему, незаконные?

Две мировые войны и возникновение новых, еще более могущественных преступных организаций совершенно стерли память об Адаме Уорте, а вот профессор Мориарти, в отличие от своего прототипа, благодаря таланту Конан Дойла, избежал забвения. Как воплощение зла он продолжает существовать не только в памяти читателей Конан Дойла, но и в многочисленных фильмах и книгах, споря своей известностью с другими литературными, кинематографическими и реальными преступниками.

Глава десятая РУССКИЙ ПРОТОТИП «Погиб мой умница, любящий, мягкий, добродушнейший сын-первенец, на которого я рассчитывал возложить часть своих заветов, так как знал неизвестные окружающим высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины,

Адам и Ева - Нет! - сказала Ева. - Я упряма: Я не выйду замуж за Адама! ????????????- Но почему и отчего? - ????????????Скажи мне, будь добра! ????????????- Да он калека! - у него????????????Недостаёт

Адам и Ева Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил

Форт Уорт - ковбойская столица Техаса Форт Уорт современный, большой по американским меркам (полмиллиона жителей) и красивый город. Но мы в нем не задержались, потому что торопились в его историческую часть с экзотическим названием «Скотный двор». А по-хорошему здесь

Где прототип этого ключа? По нашей гипотезе, в том же самом романе Новалиса, где фигурирует и голубой цветок. Новалис умер молодым, не закончив романа; план окончания «Гейнриха фон Офтердингена» вкратце изложил его старший друг Людвиг Тик. В конспективном изложении Тика,

Прототип Шерлока Холмса - доктор Джозеф Белл В 1876 году Конан Дойл решил стать врачом и поступил в Эдинбургский университет, где одним из его преподавателей стал доктор Белл, чья личность произвела на будущего писателя огромное впечатление.Доктор Белл в своей работе

Шерлок Холмс и Мориарти Любому, кто смотрел хотя бы один фильм о Шерлоке Холмсе, хорошо известно, что главный враг великого сыщика - профессор Мориарти. Однако из шестидесяти произведений о Холмсе, зловещий профессор появляется только… в одном. Это рассказ «Последнее

Адам Уорт - прототип профессора Мориарти Вероятно, Мориарти, как и другие герои Конан Дойла, собирательный образ. Однако основным его прототипом по мнению большинства исследователей является Адам Уорт. Во всяком случае, это именно он имел прозвище «Наполеон преступного

Джим Мориарти Каждой сказке нужен старый добрый злодей. Джим

ПРОТОТИП ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ РОМАНА Кто прототип главной героини романа? Луиза Коле или Эмма Бовари? Без всякого сомнения, и та и другая. Для Гюстава начались пять лет наслаждения и адских мучений. За это время из-под его пера выйдет самый знаменитый во всей французской

Индуизм – прототип всеобщей религии Как ни странно, но предубеждения против индуизма, которые Вивекананда силился изгладить более века назад во мнении западного общества, вовсе не исчезли. Индия стала местом паломничества для любителей йоги и тантры, а что касается

Профе́ссор Мориа́рти - персонаж цикла произведений Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, антагонист главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…
- «Последнее дело Холмса»

Холмс также говорит о Мориарти как об «одном из лучших умов Европы» и «Наполеоне преступного мира». Последнюю фразу Конан Дойл позаимствовал от одного из инспекторов Скотланд-Ярда, связанного с делом Адама Ворта - международного преступника XIX века, который послужил прототипом литературного Мориарти.
В тексте «Долины ужаса» присутствует описание внешности Мориарти:

Этот человек удивительно похож на пресвитерианского проповедника, у него такое худое лицо, и седая шевелюра, и высокопарная речь. Прощаясь, он положил мне руку на плечо - прямо отец родной, благословляющий сына на встречу с жестоким, холодным миром.
- «Долина ужаса»


Там же упоминается, что профессор Мориарти имеет легальный доход 700 фунтов в год (жалованье на университетской кафедре) и что он не женат. Данные об имени и семье Мориарти противоречивы: в «Последнем деле Холмса» профессор не называется по имени, но упоминается, что у него есть брат полковник Джеймс Мориарти, после его гибели «защищавший память покойного брата». При этом в «Пустом доме» имя «Джеймс» приписано уже самому профессору; таким образом, буквально получается, что у двух братьев одинаковое имя (в четырехактной пьесе «Шерлок Холмс», написанной при участии Конан Дойла, профессор носит уже имя «Роберт»). Кроме того, в «Долине ужаса» брат-полковник не упоминается вовсе, зато появляется другой, младший брат профессора, который «служит начальником железнодорожной станции где-то на западе Англии».

Мориарти действует лишь в двух произведениях цикла, в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893) и более поздней повести «Долина ужаса» (1914-1915); кроме того, он упоминается в пяти рассказах: «Пустой дом» (1903), «Подрядчик из Норвуда» (1903), «Пропавший регбист» (1904), «Его прощальный поклон» (1917), «Сиятельный клиент» (1924).

Персонаж был введён Конан Дойлом как способ «расправиться» с Холмсом, чтобы прекратить цикл, который сам писатель считал легковесным бульварным чтивом. Мориарти гибнет во время рукопашного поединка с Холмсом, сорвавшись с обрыва в Рейхенбахский водопад; по тексту рассказа вместе с ним гибнет и Холмс; тела обоих не найдены. Однако впоследствии Конан Дойлу из-за многочисленных протестов читателей пришлось «оживить» Холмса, объявив его кажущуюся гибель инсценировкой, которая была вызвана необходимостью скрываться, чтобы разгромить остатки организации Мориарти (см. рассказ «Пустой дом» в сборнике «Возвращение Шерлока Холмса»)

В советском сериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» роль Мориарти сыграл Виктор Евграфов (озвучивал Олег Даль). Среди исполнителей роли Мориарти в кино был и сэр Лоуренс Оливье (в фильме 1976 «Семипроцентный раствор»).
Также Мориарти появлялся в фильме «Шерлок Холмс» Гая Ричи, но его лицо не было показано, и в фильме «Лига выдающихся джентльменов», где его сыграл Ричард Роксберг.
В фильме «Шерлок Холмс: Игра теней» лицо профессора всё же показано, более того, он является важным персонажем фильма.
В сериале «Шерлок» 2010 года Мориарти впервые появляется таким образом, что ни зритель, ни персонажи не догадываются, кто он на самом деле. По возрасту он явно значительно моложе, чем в книжном оригинале. Шерлок так характеризует его в серии «Рейхенбахский водопад»: Это не человек, это паук. Он точно знает, где находятся слабые места у людей и когда на них нажать.
В честь персонажа назван астероид (5048) Мориарти, открытый в 1981 году.
Обе упомянутые научные работы Мориарти (о динамике астероида и о трактовке биномиальной теоремы) иногда упоминаются в научной литературе.