Культура общения в современной семье. Культура общения в семье. О культуре общения в семье

Культура речи представляет собой отражение личности человека, в этом нет никаких сомнений. Она формируется личностью, но она же и формирует личность. Изменение правил общения способно привести к долгосрочным внутренним метаморфозам внутри индивидуума.

Закладывается культура речи , конечно же, в семье. Рассчитывать в этом отношении на школу совершенно бесполезно. Ежедневно подавать ребёнку дурные примеры общения в кругу семьи, рассчитывая при этом, чтобы школа по окончанию срока воспитания вернула вам джентльмена также бессмысленно, как давать фермеру семена пшеницы и требовать от него вырастить из них яблоки. Нет, что посеешь - то и пожнёшь, и "посев" культуры в голову ребёнка в данном случае происходит именно в семейном кругу.

Очень удручающе выглядит тот факт, что всякий раз, когда заводится общественная дискуссия относительно культуры общения в современных семьях, то за редкими исключениями, весь разговор идёт почему-то о матерных выражениях. Создаётся порой впечатление, что на матной прослойке, поистине великолепного русского языка, сошёлся весь свет клином.

Родители так обеспокоены употреблением своими детьми матерных слов, что совершенно не обращают внимания на проблемы гораздо более важные, касающиеся этого вопроса. В конце концов, ведь сегодня есть немало людей, притом образованных, умных и авторитетных, которые не видят в матных словах ничего особенно предосудительного и считают их лишь инструментом языка, оправданным в той мере, в коей мере оправданно его употребление в конкретном языковом моменте.

Слова сами по себе (не важно, какие), не несут в себе никакой реальной нагрузки, это всего лишь информационный код, который мы используем для обмена информацией. Культура - это вовсе не дотошное соблюдение каких-нибудь ханжеских предписаний. Тем не менее, большинство дискуссий на эту тему происходит именно о внешней, декоративной стороне, о всяческих "приличиях". А внутренняя сторона вопроса остаётся вне обсуждения, из-за чего по сути вопроса обсуждений не происходит вообще.

Ну, не желаете вы, чтобы ваш ребёнок употреблял маты в своей речи, так не употребляйте их сами, тем более при нём! Добрый пример - лучший учитель. Но гораздо важнее научить своего ребёнка культуре общения, понимаемой как культура взаимодействия между людьми.

Научиться не перебивать собеседника , было бы уже большим достижением для большинства современных воспитанников школ. Казалось бы, это одно из элементарнейших и простейших для соблюдения правил, но родители большинства детей слишком озабочены тем, чтобы бить ребёнка по губам за "грязные слова", и на обучение его азам уважительного отношения к собеседнику времени, видимо, не остаётся.

Не попустительствуйте выкрикам и попыткам привлечь к себе внимание во время разговора. Ребёнку часто кажется, что его забыли, если он какое-то время не участвует в беседе. Следует терпеливо объяснить ему, что если тебе нечего сказать, то всегда лучше промолчать, и далеко не во всех беседах, встреченных на жизненном пути, нужно обязательно принять активное участие. Внимательный слушатель получает от беседы не меньше говорящего, да к тому же не порочит себя некультурным поведением.


Примеры постоянного перебивания собеседника могут быть увидены ребёнком в наши дни повсеместно. Даже наши политики не уважают друг друга и не желают выслушивать чужое мнение, постоянно перебивая, порой очень грубо и оскорбительно. Чего же ждать от ребёнка? Остаётся только быть терпеливым и постоянно показывать ему на собственном примере, что есть культурное общение.

Также очень важно научить ребёнка никогда не говорить ничего плохого о человеке, которого в данный момент нет среди присутствующих. вообще лучше приберечь для беседы один на один с человеком, а не осуждать его при всех, разве только критикующий не желает самоутвердиться за счёт его ошибок. А уж критиковать кого-то в его отсутствие и вовсе недостойное поведение, которое вызывало презрение у всякого благородного человека ещё пару сотен лет назад. А сегодня - это практически норма, и с таким положением вещей нужно бороться. Если не хотите вырастить из сына злобного критикана (или из дочери ядовитую сплетницу), научите их, что тот, кто не осмеливается сказать что-то человеку прямо в лицо, лучше пусть прикусит язык.

Научите детей формировать свои мысли в красивые предложения. Никто не требует от них поэтического слога, но косноязычие, которое демонстрируется сегодня везде и всюду, просто пугает. Человек живёт всю жизнь, каждый день общаясь со своими сородичами, и при этом использует лишь самые бедные конструкции, при всём невероятном богатстве языка, который ему достался от многих поколений предков. Прививайте детям любовь к чтению, будьте уверены, что они прочитывают хотя бы по книге в месяц (очень мало, как для развивающегося мозга, но большинство современных детей не читает вовсе), и пусть это будет хорошая литература, которая воспитает в вашем чаде грамотную речь и красивый слог.

Уважение к собеседнику , умение воспринимать каждого человека, с которым довелось общаться, как источник информации и знаний, как интересный объект для изучения, а не исключительно сосуд для ваших архиважных мыслей и взглядов. Умение сопереживать и становиться на позицию своего собеседника, оглядывая предмет дискуссии и с его стороны и со своей. Грамотная речь и понятный слог, чёткое формулирование собственных мыслей так, чтобы их понял собеседник. Снисходительное и терпеливое отношение к человеку менее умному и образованному, уважение к нему. Искреннее желание помочь человеку, чью ошибку вы заметили, а не насмехаться над ним, раздуваясь от самодовольства. Вот что такое культура общения, которая должна быть привита ребёнку именно в семейном кругу в процессе воспитания, и в первую очередь - на личном примере. Вот о чём следует всерьёз позаботиться каждому любящему родителю, если он желает вырастить ребёнка полноценным и здоровым, открытым миру человеком.

Тема 3 «Культура общения в семье»

Взаимодействие родителей с детьми в процессе семейного воспитания осуществляется через общение.

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой.

С его помощью родители формируют моральную мотивацию поступков ребенка, включают сына или дочь в полезную семейную и общественную деятельность, обогащают опыт детских переживаний, что положительно влияет на все сферы развития личности. Следовательно, родители должны владеть культурой общения.

Культура – это очень многогранное и емкое понятие, но когда мы говорим – культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином.

Культура общения – это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил – показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе.

Знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность это коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

Коммуникативные способности – способности, свойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общение с другими личностями, и психологическую совместимость деятельности. Способность человека понимать других людей (стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность), способность к самовыражению личности (стремление быть понятым другими, культура речи), способность адекватно влиять на партнеров по общению (требовательность, такт, вежливость, дисциплинированность).

Коммуникативные знания – это знания о том, что такое общение, каковы его виды, закономерности развития.

Коммуникативные умения – это речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно, разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребность в общении появляется у ребенка с самого рождения.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повешенной чувствительностью к общению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Барьеры общения между детьми и родителями

Важной задачей внутрисемейного общения является формирование верных взаимоотношений с детьми, которые способствуют развитию их личности. Неверно организованные взаимоотношения между детьми и родителями часто выступают причиной возникновения различных барьеров, которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье. Вот, наиболее типичные из них.

Барьер «занятости»

Он характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом, и им «некогда» обратить внимание на собственных детей, которые просто им мешают. Это вызывает отчуждение ребёнка и ведёт к некоторому отстранению от собственных родителей. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды, но на любом этапе развития личности ребёнка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений. Дети и родители как бы живут разной жизнью, в результате семья как воспитательная система «не работает», даже если родители, в общем, положительные люди.

Решение : расставьте приоритеты. Что действительно важно в Вашей жизни? Будет ли это важно через год, два, пять?

Барьер «взрослости»

В данном случае понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребёнка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интересов, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком, для ребёнка иногда составляет смысл жизни. Очень верно об этом говорил когда-то выдающийся педагог Я. Корчак, подчёркивая, что, нам, взрослым, необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки.

Решение : помните – всему свое время. Сегодня Ваш ребенок не может так же осмыслить и проанализировать все, что происходит в его жизни. Но с Вашей помощью он обязательно со временем этому научится.

Барьер «старого стереотипа»

Сущность его заключается в том, что родители как бы ни видят и ни ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребёнка. Скажем, родители привыкли видеть своего ребёнка маленьким, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которому постоянно нужно подсказывать, руководить поведением, давать оценку и т.д., а сын или дочь давно выросли и требуют совершенно другого уровня отношений.

Решение: доверять ребенку, «отпускать» его от себя – наивысшая родительская мудрость!

Барьер воспитательных традиций

Смысл этого барьера, его отрицательные воспитательные последствия заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся в их семьях. В результате возникает некоторое несоответствие между педагогическими средствами в семье и изменившейся личностью ребёнка. Все мы, взрослые, ощущаем, что дети стали более информированными, изменилась система их потребностей, культурная ситуация в семье, возникли новые средства информации. И если раньше отец и мать были для ребёнка важнейшими источниками информации в течение многих лет, то сегодня претензии родителей на абсолютный авторитет в сфере информации несостоятельны.

Решение: утверждать собственный авторитет в другой области.

Барьер дидактизма

Он характеризуется тем, что родители постоянно, по каждому поводу поучают собственных детей. Каждый шаг ребёнка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. Ребёнка это приводит в состояние постоянной напряжённости, что, в свою очередь, формирует нервозность. Подобные родители – воспитатели выглядят довольно занудливо. Воспитательные отношения, которые нужно постоянно создавать, просто подменяется здесь ежеминутными нравоучениями, что формирует у ребёнка внутреннюю установку на ожидание поучений.

Решение: подумайте, готовы ли Вы всю жизнь «шагать вперед» вместо своего ребенка? Что ждет Вас через 10 лет?

Ваши модели отношений к ребёнку выступают в качестве образца для организации общения его с другими людьми. Поэтому проанализируйте систему ваших семейных взаимоотношений и, если чувствуете, что какой-то из перечисленных барьеров возникает, стремитесь его последовательно преодолеть. Если считаете, что Ваших знаний или сил недостаточно, обратитесь за помощью.

Самая распространенная жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.

Культура речи

Культура речи ребенка вырабатывается, прежде всего, в его семье. Речь , грамматически правильной, состоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если , но, ни в коем случае не стоит упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей.

Не следует говорить слишком громко, впечатление, что громкая , обманчиво. Если ребенок кричит или повышает голос, не пытайтесь его перекричать. Вы достигните большего результата, если в ответ, наоборот , может быть, даже перейдите на шепот. Шепот воспринимается как доверительная форма общения, а значит, является своеобразным приглашением перейти от «военного» противостояния к столу «мирных переговоров».

Психологические техники общения в ситуации детско-родительских отношений

Существуют определенные психотехнические навыки, помогающие улучшить взаимоотношения с детьми. Мы рассмотрим три таких навыка.

Первое правило общения родителя с ребенком – принятие его таким, какой он есть, без условий и требований. Ребенок должен жить с ощущением, что он в любом случае любимый, желанный и дорогой, даже если он поступил неправильно.

При этом выражать свое недовольство можно и нужно – но не самим ребенком, а конкретными его действиями. Не «Ты плохой», а «Ты поступил плохо», а еще лучше «Мне плохо от того, как ты поступил». Последнее – это техника «Я-высказывание».

«Я-высказывание» – это способ конструктивного выражения своих негативных эмоций без оскорбления ребенка. Такое сообщение вызовет наименьшее сопротивление со стороны ребенка.

«Я-высказывание » важны, чтобы дать детям понять, что чувствуют родители, и при этом не принижать ребенка через порицание и стыд. У ребенка есть шанс самостоятельно сделать вывод о своем поведении и скорректировать его.

Алгоритм построения «Я-высказывания»:

а) Безоценочное описание ситуации, вызвавшей Ваши негативные чувства, например, «Когда ты не предупреждаешь меня о том, что задерживаешься после тренировки…».

б) Описание чувства, которое Вы испытываете: «… я чувствую злость, раздражение…», или «… я испытываю беспокойство…».

в) Называние причин Ваших эмоций: «… ведь мы договорились о том, что…».

г) Предпочтительный выход из этой ситуации: «… я рассчитываю на то, что ты будешь предупреждать меня о том, что задержишься».

Грамотно сформулированные «Я-сообщения» помогут Вам выразить свое недовольство, «спустить пар», высказать свои желания, но при этом не будут восприняты ребенком негативно.

Второй психотехнический навык – поддержка ребенка. Этот навык является основой формирования у ребенка уверенности в себе, укрепляет самооценку. Поддерживая ребенка, взрослый, сосредотачиваясь на позитивных сторонах своего чада, помогает поверить ему в свои силы, способности.

Поддержка значительно отличается от похвалы. Когда мы хвалим ребенка, мы оцениваем положительно его успехи. Поддержка – знак внимания ребенку тогда, когда он оказывается в ситуации неуспеха. Таким образом, родитель дает ребенку следующее послание: «Я верю в тебя, в твои способности, ты сумеешь преодолеть эту трудность», при этом, родитель опирается на его сильные стороны, а не подчеркивает промахи.

Это можно сделать, используя фразы: «Я горжусь тобой», «Помнишь, у тебя не получалось, а ты смог справиться, значит и в этот раз получится», «На ошибках учатся» и т.п. Можно поддержать ребенка прикосновением, улыбкой.

И, пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться – это активное слушание.

Для того чтобы правильно общаться с ребенком, чтобы ему хотелось делиться своими трудностями, переживаниями, существует навык, называемый техникой активного слушания. Такая техника дает ребенку ощущение собственной значимости, нужности, дает ему возможность выразить вои чувства, самому разобраться в сложившейся ситуации.

Активное слушание – это сложное коммуникативное умение, смысловое восприятие речи.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего, его послушать.

Что это значит активно слушать ребенка?

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Цель техники – дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.

Правила активного слушания

Правило 1 . Если Вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы Ваши глаза находились на одном уровне. Избегайте общения, находясь в другой комнате, спиной, смотря телевизор или лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку говорит о том, насколько Вы готовы его слушать и услышать.

Правило 2 . Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы Ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

Сын (с мрачным видом): «Не буду больше дружить с Димой!»

Родитель: «Что-то случилось…»

Возможные неправильные реплики: «Что случилось?» «Ты что, на него обиделся?»

Казалась бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна. Иногда это все лишь тонкая интонация, а реакция на нее бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок ответит: «Ничего!», а если Вы скажите: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

Правило 3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой Вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что Вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать Вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

Приемы активного слушания:

а) Поощрение . Заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать ребенка. Здесь важна доброжелательность, отсутствие оценочных мнений.

Поощрение ребенка позволяет настроиться на беседу. Здесь могут быть использованы невербальные методы – улыбка, кивание, доброжелательный взгляд. И вербальные – слова «Да», «Продолжай, пожалуйста», «Я тебя внимательно слушаю», «Это интересно».

б) Повторение. Заключается в повторении фраз ребенка, словесная концентрация на основных моментах беседы. Родителю необходимо повторить сказанное им, подтверждая, что ребенок был услышан «Не хочешь больше с ним дружить», «Ты больше не хочешь ходить в школу». Родитель, который может повторить слова ребенка, дает понять, что он очень внимателен к тому, что ему сказал ребенок и помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях.

в) Уточнение . Заключается в уточняющих вопросах, направленных на конкретизацию и выяснение чего-либо из сказанного. «Я тебя правильно понимаю?», «Ты это хотел сказать?», «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?». Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей ребенка.

г) Обозначение чувств. Заключается в проговаривание чувств, которые испытывает ребенок «Ты на него обиделся», «Ты чувствуешь себя расстроенным», «Тебя огорчила эта ситуация».

д) Обобщение. Заключается в подведение итогов речи ребенка. Родитель дает понять, что внимательно слушал ребенка, и понял его основную мысль «В общем, ты решил, что…», «В нашей беседе мы пришли к тому, что…», «Из всего услышанного мною получается…».

Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею непросто овладеть. Освоение этой техники требует от родителей терпения, искреннего желания понять своего ребенка. Однако этот способ быстро завоюет Ваши симпатии, как только Вы увидите следующие результаты:

Исчезнет или, по крайней мере, ослабеет отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений;

Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

В основе рассмотренных навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признании его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».

Такое общение, помогает найти взаимопонимание и повышает эффективность совместной деятельности.

Типы традиционных родительских высказываний.

Рассмотрим типы традиционных родительских высказываний (автоматических ответов) – настоящих помех на пути активного слушания ребенка. А также с тем, что слышит в них ребенок.

а). Приказы. «Сейчас же перестань!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!», «Чтобы я больше этого не слышала!».

В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и оставление «в беде».

В ответ дети обычно сопротивляются, обижаются, упрямятся.

б) Угрозы, предупреждения . «Смотри, как бы ни стало хуже!», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Если ты не прекратишь плакать, я уйду!», «Не придешь домой вовремя, пеняй на себя!».

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик.

Приказание и угрозы вызывают у ребенка страх, переживание, тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей.

Кроме того, любая угроза или предостережение как бы «приглашает» ребенка исследовать ее серьезность и реальность ее осуществления, т.е. провоцируют ребенка нарушить запрет.

в) Нравоучения, мораль. «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых».

Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину и стыд, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.

Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия.

г) Советы, готовые решения. «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом, давать их детям. Часто приводим в пример себя:

«Когда я был в твоем возрасте...» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!».

Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.

Такая позиция родителей – позиция «сверху» – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

д) Доказательства, нотации . «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».

И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером».

е) Критика, обвинения . «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».

Данные фразы вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Давайте проследим, что может слышать ребенок в течение дня: «Вставай», «Сколько можно валяться?», «Посмотри, как у тебя заправлена рубашка», «Опять с вечера не собрал портфель», «Не хлопай дверью, малыш спит», «Почему опять не вывел собаку (не покормил кошку)? Сам заводил, сам и следи», «Опять в комнате черт знает что!», «За уроки, конечно, не садился», «Сколько раз говорила, чтобы мыл за собой посуду», «Устала напоминать про хлеб», «Гулять не пойдешь, пока...», «Сколько можно висеть на телефоне?», «Ты когда-нибудь будешь ложиться спать вовремя?!»

Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще полученных от самых близких людей. Чтобы как-то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он чего-то стоит. Самый первый и легкий способ (он, кстати, подсказывается родительским стилем) - это подвергнуть критике требования самих родителей.

Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?

Первый и главный путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребенку добрые слова. Например:

«Спасибо, что ты сходил в сад за братом», «Хорошо, что ты пришел, когда обещал», «Мне нравится готовить с тобой вместе».

Иногда родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.

ж) Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».

Чем плоха похвала-оценка?

Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее «А почему ты меня сегодня не похвалила?».

Наконец, он может заподозрить, что Вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

з) Обзывание, высмеивание. «Плакса», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!».

Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.

Подобные высказывания оказывают воздействие на самооценку ребенка. Наиболее неблагоприятными эффектами являются формирование чувства отверженности и эмоционального неприятия, незащищенности, низкая степень самопринятие, оборонительно-агрессивная, враждебная позиция.

В таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама, какая?», «Ну и буду таким!».

и) Догадки. «Я знаю, это все из-за того, что ты...», «Небось, опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...», «Я вижу тебя насквозь».

Подобные высказывания вызывают у ребенка защитную реакцию, желание уйти от контакта. И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»?

к) Выспрашивание, расследование. «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».

Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все же лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Вместо: «Почему же ты злишься?» – «Я чувствую, что ты злишься».

л) Сочувствие на словах. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Ничего, пустяки!» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание значимости событий или преуменьшение его переживания.

м) Уход от разговора, отшучивание. Сын «Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю». Отец «Как много между нами общего!».

Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».

Ребенок чувствует эмоции окружающих, нуждается в поддержке, принятии и признании со стороны родителей. Активное слушание – идеальный для этого инструмент. А пытаться на месте решить, подавить или обосновать проблему ребенка – это путь к конфликтам!

Главная > Учебное пособие

Глава 16

Культура общения в семье

16.1. Психология и этика семейных взаимоотношений
Факторы, способствующие укреплению семьи Семья – социальное явление, и в ней осуществляются определенные функции. Большинство исследователей основными считают следующие функции семьи: репродуктивная, или функция деторождения. Не полагаясь на волю рока, супруги сами решают вопрос о сроках появления первого ребенка, о количестве детей в семье, т.е. проблему продолжения рода, с повторением и унаследованием детьми определенных генетических свойств и признаков родителей; воспитательная функция. Воспитание детей – обязанность семьи совместно с дошкольными учреждениями и школой. Родители активно участвуют в воспитательных программах школы, которые помогают им своевременно узнать специфические особенности поведения детей в разные периоды их жизни; хозяйственно экономическая функция. Она включает в себя деятельность всех членов семьи как бытовой кооперации. Сюда входит ведение домашнего хозяйства с целью удовлетворения ряда потребностей в пище и одежде, уборка квартиры, оказание материальной помощи нетрудоспособным членам семьи, уход за малолетними детьми, ведение подсобного хозяйства, работа на приусадебном участке, в саду, огороде, распределение ролей и обязанностей в ведении домашней работы; функция общения. Выражается в постоянных эмоционально насыщенных контактах, взаимоподдержке, взаимодоверии всех членов семьи, обеспечивает личности психологический комфорт. Семья решает и многие другие вопросы: охрана здоровья, организация отдыха, культурного просвещения и т.д. В итоге между супругами, родителями и детьми устанавливаются отношения как материальные, так и духовные, скрепленные законом, моралью, нравственными нормами. Элементов, скрепляющих семью, достаточно много. У семьи как первой ячейки общества есть несколько оснований: брак, или кровное родство, общность опыта, взаимная моральная ответственность. Прочность семьи во многом зависит от ответственности каждого ее члена. Ответственность в семье – умение держать слово, быть предельно точным в выполнении своих обещаний. Однако нередко приходится сталкиваться с безответственностью, необязательностью. Наиболее распространенные виды безответственности членов семьи: 1) расточительство; 2) разные бюджеты у мужа и жены; 3) отдельно друг от друга проведение свободного времени, не согласованное с другими членами семьи. К примеру, родители не знают, где их дети, каков характер их прогулок, жена не знает друзей мужа, муж не интересуется, куда пошла жена в выходной день, кто ей звонил, с кем она договаривалась о встрече, и т.п.; 4) раздельное проведение отпуска. Супруги аргументируют такой выбор необходимостью «отдохнуть друг от друга». Это спорный вопрос. Но не вызывает сомнений тот факт, что длительные и частые расставания вредны для благополучия семьи. Теряется, подчас рвется та нить между мужчиной и женщиной, которая подкрепляется ежедневным общением, обоюдным вниманием, общими заботами и трудностями. Нередко такой отдых друг от друга заканчивается разводом. Наиболее предпочтительно отдыхать всей семьей. Свободное время – одна из величайших ценностей, скрепляющих семью. Итак, семью скрепляют любовь и привязанность, дружба всех ее членов между собой и родственные чувства, наличие детей, ежедневная забота о них и их воспитание, организация хозяйства, экономической жизни и быта семьи в целом, ответственность друг за друга, сознание долга за качество и благополучие своей семьи. Если подобным вопросам молодожены уделяют достаточно много внимания и занимаются ими всерьез, семья обязательно будет крепкой. Оптимальное количество детей в семье Ответ не может состоять в простой количественной рекомендации, скажем, двое или четверо. Многое зависит от условий жизни семьи, здоровья супругов, их возраста, времени вступления в брак и т.д. Однако общие рекомендации все-таки существуют. Первый ребенок необходим молодой семье для самоутверждения, для повышения своего социального положения, упрочения семьи и перехода брака в новое качественное состояние. Второй ребенок нужен семье для того, чтобы семья была полноценнее, чтобы каждый из детей имел близкого человека на всю жизнь – брата, сестру. Второй ребенок выравнивает и ошибки воспитания первого ребенка, сам воспитывается в лучших условиях. Единственный ребенок, даже при самых совершенных педагогических умениях, знаниях родителей, как правило, вырастает эгоистом, ибо на одного малыша приходится внимание и любовь четырех, а иногда и шести взрослых. Такой ребенок с самого раннего детства становится центром внимания, он – лучший, исключительный. Человек, даже самый маленький, очень быстро привыкает к исключительному положению. Важно соблюдать и интервал между рождениями детей. Лучше всего, чтобы разница между первыми двумя детьми не превышала пяти лет. В противном случае интересы детей будут слишком различаться, они растут не вместе, а параллельно, рано расходятся во взглядах и нередко вырастают далекими. А это противоречит главной цели – вырастить близких, родных, преданных друг другу людей. Семье желателен и третий ребенок. Он может быть рожден с разрывом во времени между первыми двумя детьми примерно в семь лет. Такой ребенок вносит в семью заметное обновление, заполняет дом проблемами молодой семьи, повышает настроение, сплачивает и сближает всех членов семьи. Старшие дети активно включаются в помощь матери по уходу за малышом, тем самым приобретая так необходимые в дальнейшем для своей собственной семьи навыки и умения. Немаловажный фактор в пользу трех-четырех детей и такой: многодетная семья более прочная, и супруги в ней, как правило, удовлетворены друг другом, дети получают коллективистское воспитание, они рано приобщаются к труду, ценят взаимопомощь, взаимовыручку и др. Супружеская дисциплина Дисциплина в семье равнозначна ответственности за семью. В общепринятом смысле слова понятие «дисциплина» относится к трудовой деятельности. Мыслится, что дома, в семье, человек может снять напряжение, быть менее дисциплинированным. Но так только кажется. Дисциплина в семье, конечно, отличается от производственной, и ей принадлежит особая роль, вернее, несколько ролей. Есть дисциплина в организации и ведении домашнего хозяйства, в форме выражения чувств, в этике общения и т.п. В каждой семье могут быть запретные темы для разговора. Кроме того, есть и общая дисциплина, обязательная для каждого человека, состоящего в браке (что-то такому человеку нельзя делать, будучи женатым или замужней). Разумеется, такие отношения, понимание обязанностей, осознание и освоение ролей формируются не сразу (в каждой семье есть свои нюансы). Для создания здорового микроклимата в семье необходима и финансовая дисциплина. Часть конфликтов происходит или из-за неумения вести бюджет, или из-за нежелания подчиняться финансовой дисциплине. Издержки, связанные с нарушениями финансовой дисциплины, не сводятся только к экономическим потерям. Нередко они переходят в потери морального характера. Экономические потери могут привести к разочарованию в партнере, к охлаждению, равнодушию, а то и к брезгливым, отталкивающим отношениям. Благополучие семьи в зависимости от участия в нем супругов Современная семья имеет ограниченное время для «созидания» своего благополучия в доме, всего 4–5 ч (в будние дни). И в это короткое время идет напряженная трудовая вахта у семейного очага, так как надо много успеть, чтобы удовлетворить многообразные потребности каждого. От того как здесь складываются взаимоотношения между супругами, зависит не только устойчивость, но и благополучие брака. Семья – это труд или целесообразная деятельность супругов по удовлетворению их потребностей в пище, комфорте, отдыхе, общении, самоутверждении, продолжении рода, воспитании детей и т.д. Вот почему именно здесь надо искать причины неблагополучия многих семей, ибо труд супругов в домашнем хозяйстве – это плодотворная сфера, которая дает почву и питание для устойчивости и благополучия семьи. Самым эффективным типом организации домашнего труда является вариант, когда оба супруга несут одинаковую нагрузку. О равенстве, справедливости в семейном быту догадывались еще древние мыслители. Так, Тацит утверждал, что главное в семье – это не любовь супругов друг к другу, а их любовь к супружеству, т.е. к нелегкой работе двоих в одной «упряжке». Карьера и счастливая семейная жизнь – может ли руководитель совместить их? Исследования показали, что три четверти всех руководящих сотрудников болеют профессиональным заболеванием – «служебным двоеженством». Симптомы заболевания всегда одни и те же – частые командировки и хронические задержки на работе, появление дома с портфелем, полным служебных бумаг, систематический пропуск семейных торжеств и т. д. и т. п. Чем выше поднимается руководитель по служебной лестнице, тем острее проявляются эти симптомы. Зачастую руководители сознательно тормозят свою карьеру, умеряя честолюбие ради возможности уделять семье больше времени и внимания. Для растущего числа менеджеров понятие «жизненный успех» включает не только продвижение по службе, но и гармонию в семье. Руководитель, который не сумел распознать и разрешить возникшую перед ним проблему «служебного двоеженства», реально рискует физическим и душевным здоровьем. Если его жизнь незаметно для него самого превращается в сплошную цепь конфликтов между интересами семьи и работы, то он все чаще будет испытывать стрессовое состояние, которое в конечном счете ослабит его нервную систему, подорвет его здоровье. Жизнь свидетельствует, что человек, который идет в своей семейной жизни на любые жертвы ради интересов работы и карьеры, перекладывая на плечи жены воспитание детей и связанные с этим проблемы, в конечном итоге зачастую горько потом жалеет об этом. Преуспевая как руководитель, он проигрывает как отец. Один из опасных периодов – появление в семье молодого руководителя первого ребенка. В этот период жена, которая обычно сама имеет хорошее образование, а нередко занимает и определенное служебное положение, резко меняет свой образ жизни и на год два оказывается привязанной к дому и ребенку. Она скучает, становится раздражительной, требует к себе повышенного внимания. С другой стороны, молодой руководитель должен утвердить себя на службе, ему необходимо доказать свое право и способность руководить другими людьми. Обычно в такой ситуации люди вынуждены жертвовать интересами работы и карьеры во имя интересов своей еще довольно хрупкой семьи. Аналогичное положение складывается и тогда, когда дети взрослеют и уходят из дома, оставляя в жизни матери трудновосполнимый пробел. Если этот пробел не удается компенсировать усиленной работой, активной общественной деятельностью или другими заботами (собака, дача и т. п.), то жена неизбежно потребует от мужа большего внимания. Такая ситуация очень опасна, так как может привести к распаду семьи, лишенной скрепляющего элемента – детей. Чтобы сберечь для компании хорошего руководителя и избавить его от стресса, руководство должно пойти ему навстречу, не перегружая работой или командировками до тех пор, пока жена не освоится с новой ситуацией. Ряд американских компаний, как уже отмечалось, позволяет и даже рекомендует своим руководящим работникам раз или два в год брать с собой в командировку жену. Если руководитель осознал, что он заболевает «служебным двоеженством», значит, он на полпути к выздоровлению. Для того чтобы пройти остаток пути и добиться равновесия между интересами семьи и работы, очень полезно придерживаться следующих пяти правил: 1. Планируйте все свое время. Домашнее время тоже может и должно быть вами организовано и распланировано. Очень полезно планировать проведение выходных дней, когда вы поступаете в распоряжение жены и детей и должны компенсировать им тот недостаток общения с вами, который возник из за задержек на работе в течение недели. 2. Интересуйтесь семейными делами. Никогда не говорите, что вы слишком устали и не можете выслушивать, чем члены семьи занимались в течение дня или во время вашей командировки. Даже если вы действительно устали. Если вы не пытаетесь найти время, чтобы послушать рассказы о маленьких семейных победах и поражениях, как вы сможете потом претендовать на то, чтобы жена и дети разделили с вами ваши проблемы? 3. Знакомьте членов семьи с вашей работой. Жена и дети интересуются тем, что делается у вас на работе куда больше, чем вы думаете. Поэтому не ленитесь рассказывать им о своих делах и заботах. Только не надо при этом все время жаловаться. Нежелание многих молодых людей пойти по стопам отца и выбрать карьеру служащего является прямым следствием того, что многие годы они постоянно слышали от своих отцов жалобы на «ужасный день, который они сегодня провели на работе». 4. Поддерживайте постоянную связь с семьей во время командировок. Всегда оставляйте дома подробный маршрут своих поездок и (если возможно) названия гостиниц, в которых вы будете останавливаться. Чаще звоните домой: оплачивать телефонные счета куда легче, чем создать новую семью. 5. Периодически анализируйте свои семейные цели. Для этого как минимум раз в год попытайтесь разобраться, какие цели стоят перед вашей семьей, перед каждым из ее членов, нет ли противоречий между чьими либо индивидуальными целями и интересами семьи. Столкнетесь ли в ближайшем будущем с какими либо серьезными проблемами вы или члены вашей семьи? Если ваша компания может составлять годовые и даже пятилетние планы, то почему бы вам не попытаться сделать то же и для своей семьи? Такие планы, в частности, помогут увязать интересы карьеры и семейной жизни. Культура общения в семье Поведение супругов, их самооценка, дисциплина, такт – вот примерный круг вопросов, составляющих культуру общения в семье. Попытаемся высказать конспективно некоторые советы по культуре семейного общения. Итак, рекомендуется: 1) не поступать по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы окружающие тебя близкие люди поступали по отношению к тебе; 2) не отказываться от своих обещаний. Все семейные обязательства сильны своей нравственной силой и непременно должны выполняться. Нарушение данного слова в семье приводит к снижению запаса прочности в человеческих отношениях. Уверенность в супруге – одна из главных цементирующих основ семьи. Если тебе абсолютно во всем доверяют, такое доверие надо оправдывать; 3) посмотреть на конфликтную ситуацию со стороны. Попытайтесь встать на место другого человека и мысленно оценить, как это выглядит; 4) избегать случайных разногласий, не спорить по мелочам, не отстаивать свою правоту во всех случаях и любой ценой; 5) не заострять внимание на любой оплошности близкого человека, через некоторое время случайная оплошность приобретает уже другую окраску, а нейтрализовать срыв уже значительно труднее. Культура общения, так же как культура проявления чувств всех членов семьи по отношению друг к другу, всегда социально обусловлена. Однако нередко именно в семье происходят нарушения культуры общения. Таких нарушений много, но главные, типичные, на наш взгляд, следующие: 1) уверенность в непогрешимости своих нравственных позиций, упрямство («Я сказал, значит, так и будет»), категоричность суждений; 2) пользование привилегиями за счет других членов семьи. Подростки нередко считают, что все другие члены семьи обязаны отменно их кормить, красиво одевать, обслуживать, давать деньги на личные расходы; 3) формализм в общении. Подмена подлинного общения его символами, когда члены семьи по существу не общаются, им не о чем поговорить, мнение друг друга неинтересно. Сохраняется лишь внешний этикет: утром сказать «доброе утро», вечером – «спокойной ночи», за обедом – «спасибо». Такое общение не может объединять семью, крепить ее родственные связи. В семье существуют два вида отношений. Во-первых, отношения, основанные на любви, привязанности. Это прежде всего отношения между мужем и женой, родителями и детьми, между отдельными родственниками. Общение близких людей в семье характеризуется теплотой и искренностью, если все члены семьи действуют в направлении укрепления отношений старых и новых членов семьи. Во-вторых, отношения по необходимости. Это прежде всего отношения с родственниками. К примеру, я люблю жену, но не люблю тещу, однако понимаю, что в интересах семьи с ней необходимо поддерживать хорошие отношения. Семья не существует без общения ее членов. Общение в дружной семье – потребность. Разлука обычно рассматривается как труднопереносимая неприятность. В семье в действиях одних и тех же людей присутствуют одновременно и ролевое, и неформальное общение. Ведь в семье мы не просто личности, а носители определенных социальных ролей, а социальная роль (жены, невестки, мужа, зятя) требует продуманного поведения. Все виды общения в семье носят неформальный, дружеский характер. Супруги могут молча сидеть в одной комнате, и все равно они общаются. Но чаще всего, общаясь в семье, мы решаем коммуникативные задачи. «Что сказать» и «как сказать» зависит от того, где, с кем, при каких обстоятельствах складывается само общение (между супругами наедине или в присутствии детей; дома, на улице или в кругу друзей и т.д.). Таким образом, форма общения требует учета обстоятельств, ориентации. Недопустимо, чтобы общение в семье сводилось к минимуму. В семье такая атмосфера вызывает чувство обиды. Если такая сухость проявляется, скажем, к жене со стороны мужа, то она воспринимает это как ухудшение отношений и даже как охлаждение чувств. Особенно нежелательна небрежность в период интимных отношений. Довольно распространены случаи, когда супруги духовно близки и даже у них немало общих интересов, но большая занятость за пределами семьи, динамизм жизни нередко переносятся на сферу интимных отношений. Это чревато отрицательными последствиями для супругов. Первой от таких отношений обычно страдает женщина. Она охладевает, но брак продолжается. Скоро это почувствует и мужчина, что приводит к взаимной неудовлетворенности. Брак может сохраниться, но радости от встреч супруги уже не испытывают. Супруги периодически также должны интересоваться мнением друг друга: «Итак, мы уже прожили две недели или год – подведем итоги: ни разу не поссорились, не одалживали деньги, зарплаты хватало, ни разу не заболел ребенок»; «Что не удалось, что было огорчительного, что можно исправить, что нужно потерпеть – давай подумаем вместе». Для корректировки поведения полезно мысленно проиграть ту или иную ситуацию. Словом, семейное общение требует определенных умений: 1) быстро ориентироваться в ходе общения; 2) спланировать, а если нужно – и перестроить свою роль, поведение, правильно выбрать содержание акта общения («Ничего не говори, помолчи, поешь, отдохни – потом будем разговаривать»); 3) обеспечить обратную связь; нельзя все время говорить одному Уметь выслушать – едва ли не самое главное этическое требование в семье. Разовые неудачи семейного общения не следует рассматривать как непоправимый разрыв отношений. Необходимо перестроиться, продумать неудачный контакт, оценить возражения супруга (супруги) и продолжить общение в следующий свободный вечер на новом уровне. Умные супруги всегда сами отыщут причину неудачи. Основа общения в семье – глубокое, правильное понимание своей роли, сознательное и целенаправленное освоение и выполнение ее. Со вступлением в брак у людей сразу же возникают новые социальные роли, связанные или с выполнением определенных функций (муж, жена), или с появлением новых социальных связей (зять, невестка). Немного позднее появляются ответственные роли отца и матери. Все роли в семье выбираются их носителями в основном добровольно. Правда, нередки случаи, когда появляется нежеланный ребенок, а молодые люди не представляют себя в роли отца, матери. Культура общения в семье начинается с осознания человеком своих прав и обязанностей. Человек сам должен определить позиции по отношению к той роли, которую он добровольно избирает, вступая в брак. Это самоопределение выражается прежде всего в отношении к людям, для которых уготована данная роль (жена для мужа, мать для детей, невестка для свекра или свекрови и т. д.). Социально -психологическая совместимость и ее элементы Народная мудрость остро и точно подметила главное в семье – общность, единство, взаимопонимание, когда муж и жена выступают как единое целое. Но такой союз не складывается сам по себе. Основа социально-психологической совместимости – наличие общего мировоззрения. В условиях равенства супруги прежде всего должны быть единомышленниками. При создании семьи вступают во взаимодействие два типа личности, два характера, два темперамента, две психологические структуры, две индивидуальности. Точно так же, как неповторима каждая личность, неповторима и та семья, которая в каждом конкретном случае создается мужчиной и женщиной. Каждая семья имеет свое лицо, которое не есть арифметическая сумма черт характера каждого супруга, а есть нечто интегральное, сформированное под воздействием общения двух индивидуальностей. Таким образом, помимо единого мировоззрения важно наличие общих ценностных ориентаций в развитии семьи. В отдельных случаях они могут основываться на договорных началах. Какие-то направления в развитии семьи можно оговорить еще до брака, предотвратив тем самым в дальнейшем осложнения, обиды и конфликты. К примеру, где и как будет жить молодая семья? У родителей или самостоятельно, в городе или селе, будут ли молодожены продолжать учебу и в какой форме (дневной, вечерней или заочной), должны ли быть в семье дети и сколько, в первый год брака или спустя определенное время? Такие вопросы требуют договоренности, согласия и могут быть обсуждены заранее, определяя плановое развитие семьи в соответствии с интересами обоих супругов. Главная черта семейной психологии, накладывающая отпечаток на весь строй семейной жизни и определяющая ее лицо, – солидарность всех членов, но прежде всего супругов. Солидарность определяется единством целей и выступает как в форме сопереживания, так и в форме заступничества. Супруги, постоянно общаясь, вырабатывают способность воспринимать представления, формировать идеи, взгляды, в результате они непроизвольно становятся общими. Так постепенно вырабатывается общая позиция семьи.
  1. Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей. Содержание

    Учебное пособие

    В пособии раскрыты теоретические вопросы управления предприятием в условиях кризиса: понятие «кризис», классификация кризисов и причины их возникновения, основные виды кризисов жизнедеятельности организации и возможные пути выхода из них.

  2. Учебное пособие предназначено для студентов экономических вузов всех форм обучения, аспирантов, преподавателей, может быть полезно работникам инвестиционной сферы. © Попков В. П., Семенов В. П., 2001 © Издательский дом "Питер", 2001

    Учебное пособие

    П 41 Организация и финансирование инвестиций. - СПб: Питер, 2001. - 224 с.: ил. - (Серия "Ключевые вопросы").ISBN 5-318-00354-0В книге подробно рассмотрены особенности становления и развития инвестиционных процессов в коммерческой

  3. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,

    Учебное пособие

    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2 .

  4. Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, аспирантов, интересующихся вопросами управления

    Учебное пособие

    Рецензенты: Зав. кафедрой бухгалтерского учета Забайкальского института инженеров железнодорожного транспорта, д.э.н., профессор Л.С. ВигандтЗав. кафедрой мировой экономики Читинского института Байкальского университета экономики и права, к.

  5. Учебное пособие

    дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество (Фонд Сороса) и рамках

Светлана Давыдова
Консультация для родителей Культура общения в Семье

Консультация для родителей

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Давыдова С. И. ,

воспитатель МБДОУ детский сад №62 «Золотой улей» ,

город Старый Оскол Белгородской области

«Счастье дается только знающим» . Эти слова И. Бунина в полной мере можно отнести к родителям . Любить детей, мало, надо знать их, а этому надо учится.

Многих родителей как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью…

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи . От него зависят и прочность семьи , и душевные качества ребенка, и даже наше долголетие.

Родители для ребенка – камертон : как они прозвучат, так он и откликнется.

Если мы плохо относимся например, к своим родителям , того нужно ждать и от своих детей.

В древней притче говорится : «Сын схватил старенького отца и потащил его на съедение к крокодилам. Его сын побежал за ним. «Зачем?» – спросил отец : «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…» .

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях . И дело даже не в вежливости, ибо она по сути внешнее проявление культуры . Речь идет о нехватке культуры внутренней , и нагляднее всего ее уровень виден на детях.

Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить какие у него родители , как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье .

В культурной семье никто никогда ни на кого не кричит, даже не повышает голоса, ибо каждый видит в другом - личность.

Культура ребенка рождается в семье , ее не смогут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом» , подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

А. С. Макаренко писал : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - всего это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Выражения «доброе утро» и «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте» , «до свидания» , произносимые приветливо, с улыбкой.

Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

Неплохо приучать ребенка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких - то учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы сами так?

Слова - приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.

Такие слова, как «здорово» , «чао» , «здрасте» , «будь» , и т. п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным словам вы, конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не со взрослыми.

Приучите ребенка, когда ему понадобиться вещь, принадлежащая другому члену семьи , товарищу, спрашивать разрешение. Например : «Мама, разреши взять твою косынку?» , «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека, а вежливая форма почти гарантирует успех.

«Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал «о волшебной силе» слова «пожалуйста» , обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам.

Но есть еще слово «спасибо» , которое ребенок может усвоить уже к двум годам.

С четырех лет дети должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме родителей , бабушки, дедушки - самых близких родных).

Стоит задуматься над тем, что в некоторых семьях «мамка» , «папка» - обычное обращение. В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама» , «папа» , не избегая, конечно, и ласкательных форм : «мамочка» , «папочка» .

А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка» , «дедушка» , «бабуся» , «дедуся» или «баба» и «дед» .

Мы уже подчеркивали значение примера родителей в овладении ребенком правилами речевого поведения. Однако и взрослые не всегда знают, какие выражения, обращения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот, например, широко распространенные последнее время обращения к незнакомому человеку по признаку пола режут ухо многим из нас. Как часто мы слышим : «Женщина, вы уронили перчатку» , «Мужчина, вы выходите» . Распространенные обращения «гражданин» , «гражданка» во многих ситуациях звучат слишком официально и не всегда применимы. К счастью, в последнее время стали употреблять слова «сударь» , «сударыня» , «господа» … Но эти слова с трудом входят в наш лексикон.

Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же не ими выдуманными. Если в семье ребенок то и дело слышит «растяпа» , «дурень» , «разгильдяй» , «негодник» , эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему не людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.

Обратите внимание ребенка на то, что не следует поправлять говорящего взрослого, указывать на речевые ошибки, неточную передачу событий или какие - то другие промахи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Уроки нравственности в семье» Семья – это слово родное! Сколько там света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными За все их заслуги, за все их дела! Детство –.

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно – оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной.

Консультация для родителей: «Культура поведения как компонент психического здоровья детей» «Культура поведения как компонент психического здоровья детей». С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений.

Консультация для родителей «О слове, о речи, о культуре общения» Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном.

| План проведения занятий на учебный год | Брак и семья

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 30
Брак и семья




В любом человеческом обществе семейно-брачные отношения регулировались самим общественным устройством и нередко государственными законами. В разных общественных формациях существовали специфические для мужчин и женщин виды деятельности, разделение труда и разные социальные функции. Все это имело одну задачу - обеспечение смены поколений.

История человечества, всех составляющих его народов представляет непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений в рамках любой их общности означает наступление конца ее истории. История любого человеческого общества начинается и продолжается до того времени, пока люди поддерживают систему воспроизводства новых поколений, т. е. рождения и воспитания здорового поколения, способного обеспечить дальнейшее продвижение общества по пути цивилизации.

Семье всегда отводилась решающая роль в воспроизводстве населения. Человек рождается, как правило, в семье, растет, воспитывается, готовится к взрослой жизни. 

Запомните!

Семья - это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины.

Брак - это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям.

В большинстве современных государств законы требуют соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В Российской Федерации законным признается брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Для формирования стабильных брачных отношений в современном обществе выделяют ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов. К ним относят психологический, физический, физиологический, культурный и материальный.

Психологический фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата. Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу, любви к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали. Очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни.

Психологическая совместимость - это похожесть характеров, взглядов, темпераментов, привычек супругов, когда они дополняют друг друга.

Физический фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха.

Физиологический фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни, способствует их духовной и физической близости.

Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами.

Материальный фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака.

Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую семейную жизнь. Но, к сожалению, это зачастую не случается.

Исследования причин распада некоторых семей указывают на недостаточную подготовленность молодежи к семейной жизни психологически и морально.

Внимание!

Современные молодые люди, чтобы создать семью и обеспечить счастливую семейную жизнь, должны овладеть прежде всего культурой общения.

Основы культуры общения закладываются в подростковом возрасте. Первое, что должны понять и усвоить молодые люди, прежде чем принять решение вступить в брак и создать семью, - это разница между физическим влечением и глубокой, духовной любовью, когда избранник (избранница) может стать в жизни лучшим в мире другом и когда вдвоем будет лучше, чем с кем бы то ни было. Если эти чувства появились, то, значит, есть первооснова для создания благополучной семьи.

Кроме того, чтобы различные невзгоды и трудности не разрушили эти чувства, каждый супруг должен постоянно развивать в себе свои положительные качества: доброжелательность, критическое отношение и требовательность к себе, заботливость, ответственность, взаимное уважение и культуру поведения. Нужны постоянные усилия, чтобы развить в себе многие качества, необходимые для совместной жизни.

В заключение отметим, что счастье человека и счастье в семейной жизни требуют больших сил и душевных затрат для формирования культуры общения. Жизнь семьи - это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сестрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, и благополучие нашего общества и государства.

Вопросы

1. Что такое семья и в чем ее значение для воспроизводства населения страны?

2. Как оформляется в РФ семейный союз мужчины и женщины?

3. Какое влияние оказывает на возможность создания благополучной семьи культура общения между мужчиной и женщиной?

4. Какой брак в Российской Федерации признается законным?

5. Какие положительные качества должен развивать у себя каждый супруг для сохранения семьи и поддержания в ней здорового морального климата?

Задание

1. Назовите основные факторы, характеризующие взаимоотношения супругов в современном обществе.

2. На известных вам примерах сформулируйте свое понимание культуры общения в семье, которая, по вашему мнению, будет способствовать счастливой супружеской жизни.