Лирика бунина слова категории состояния в ней. Художественные особенности любовной лирики бунина. Любовная лирика Бунина

Свой творческий путь, будущий лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин, начал еще в раннем детстве. Когда юноше едва исполнилось 17 лет, известный в те времена журнал «Родина» опубликовал стих молодого поэта – «Деревенский нищий». В этом творении поэт описал жизнь обычных русских деревень, жители которых часто страдали от нужды и нищеты.

Иван Алексеевич много времени проводил за чтением литературы зарубежных и отечественных писателей, творчество которых вдохновляло юного поэта, ищущего собственный стиль в этом ремесле. Ему безумно нравились поэтические произведения Некрасова, Кольцова и Никитина. В творчестве этих авторов открыто поэтизировалось крестьянство, что было очень близко по духу Бунину.

Уже в первых творческих работах великого писателя и поэта просматривалась оригинальная манера, неповторимый стиль написания и интригующие темы, привлекающие читателя. Его лирика была умной и спокойной, сравнимой с душевным разговором близких людей. Стихи Ивана Алексеевича отражали богатый и тонкий внутренний мир молодого писателя.

Критики восхищались артистизмом и высокой техникой, наблюдаемой в лирических произведениях Бунина. Поэт чувствовал каждое слово и красиво передавал свою мысль, мастерски оттачивая каждый фрагмент поэтического произведения.

Основные лирические мотивы Ивана Алексеевича Бунина

Поэзия Ивана Алексеевича не может похвастаться особым разнообразием. Но этого поэту было и не нужно. Большинство его стихотворений имеют тематику, связанную с природой. Некоторые творения посвящаются крестьянской жизни и гражданским мотивам. Большое место было отведено теме любви и взаимоотношений.

На ведущем месте четко просматривается пейзажная лирика, написанная в мягких и нежных тонах. Поэт очень любил Орловский край, он был восхищен живописными видами натуральной природы, поэтому во многих стихотворениях Бунина присутствует лестное описание этих чудесных мест.

Бунин отчетливо соблюдал традицию русской классики, что можно заметить в ярком и насыщенном стихотворении «Осенний пейзаж»:

Снова настала осень,
И только ей я внемлю,
Падают тихо листья,
Гладя сырую землю.

Снова настала осень -
Бледных закатов проседь,
А голубой цветочек
Солнца скупого просит…

Ветер глухою флейтой
В ветках звучит понуро,
Дождь притаился где-то,
Спрятав, как сито дуло.

Люди костры сжигают,
Листья, сгребая в кучи,
А ветер нагоняет
В небе густые тучи…

Солнце на миг пробилось,
Вновь согревая душу,
Будто навек простилось -
Грустно природу слушать…

А в стихотворении «Высоко полный месяц стоит» поэт гармонично передал наблюдательность и верность полюбившейся темы:


В небесах над туманной землей,
Бледным светом луга серебрит,
Напоенные белою мглой.

В белой мгле, на широких лугах,
На пустынных речных берегах
Только черный засохший камыш
Да верхушки ракит различишь.
И река в берегах чуть видна...
Где-то мельница глухо шумит...
Спит село... Ночь тиха и бледна,

Читая это великолепное стихотворение, прослушивается особенный мотив, а само произведение звучит как спокойная и приятная мелодия. Такие шедевры, будто сливают сознание читателя с реальной природой, и чувствуется благородное воссоединение и безумная радость бытия…

В стихотворении «Оттепель» имеется особая насыщенность внутреннего содержания, передающая непоколебимую гармонию великого поэта с прекрасной природой окружающего мира.

Ивана Алексеевича всегда привлекала пейзажная застылость и состояние перехода из одной статичности в иную. Он умел улавливать отдельные мгновения этих изменений и отчетливо передавал увиденное в своей лирической поэзии.

Любовь к природе тесно переплеталась с нежным чувством и глубоким уважением к своей родине. Бунин написал несколько стихотворений на патриотические темы, окрашенные лирическим воспеванием русской природы.

Последние годы жизни, великий русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин провел во Франции. Тоска по родимому краю отчетливо просматривалась в его стихотворениях, написанных вдали от родины.

Поэт писал и на другие темы, правда, таких произведений немного, но и они привлекают читателя своей необычностью сюжетной линии. Очень интересна поэзия, основанная на религиозных преданиях, мифах и древних легендах.


Шесть золотистых мраморных колонн,
Безбрежная зеленая долина,
Ливан в снегу и неба синий склон.

Я видел Нил и Сфинкса-исполина,
Я видел пирамиды: ты сильней,
Прекрасней, допотопная руина!

Там глыбы желто-пепельных камней,
Забытые могилы в океане
Нагих песков. Здесь радость юных дней.

Патриархально-царственные ткани -
Снегов и скал продольные ряды -
Лежат, как пестрый талес на Ливане.

Под ним луга, зеленые сады
И сладостный, как горная прохлада,
Шум быстрой малахитовой воды.

Под ним стоянка первого номада.
И пусть она забвенна и пуста:
Бессмертным солнцем светит колоннада.
В блаженный мир ведут ее врата.

Философская лирика великого русского поэта

Основная творческая особенность Ивана Алексеевича Бунина – разносторонность, ведь он отлично проявил себя не только как талантливый поэт и писатель. Он был искусным прозаиком и великолепным переводчиком. Его труды гениальны и грандиозны, именно поэтому прославленный реалист обрел масштабную популярность во всем мире!

Как русский писатель смог так маневренно овладеть формой классического стиха? Многие специалисты считают, что данные достижения были обретены, благодаря профессионализму в работе переводчиком. Исключительное мастерство великого писателя основывается на удивительном поиске единственно возможного слова, образующего классическую рифму с глубоким смыслом. Его стихотворения льются как прекрасная песня, наполненная жизнью и честными эмоциями.

В его прозаических произведениях отчетливо прослушивается пессимистическая традиция. Бунин был сильно увлечен философским творчеством Федора Ивановича Тютчева , основанном на вечном источнике прекрасного и гармоничного. Это вдохновение отразилось и на лирическом творчестве Ивана Алексеевича, отличающегося предельной точностью слов и резкими прозаичными деталями.

Философская лирика Бунина основывается на русской природе, на теме любви, переплетенной в неповторимом контрасте. Позже, поэт часто путешествовал в своих воспоминаниях, и эти мысли вдохновили его на создание новых творений, связанных с мифологией.

Эти произведения передают искреннее признание земного бытия, как часть вечной истории. Писатель смело обострял фатальный итог человеческой жизни, чувство одиночества и обреченности. Некоторые поэтические произведения Ивана Алексеевича заставляют задуматься о том, что всегда было рядом, но было не замечено.

Замечательный автор всегда выделялся своей индивидуальностью, неповторимым философским взглядом на обыденные явления, искренностью и честным признанием собственных идей и мыслей, выраженных в столь красивой и звучащей форме.

«Собака»
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь… Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Художественное своеобразие лирики Бунина

Отличительной чертой лирической поэзии Бунина стало художественное своеобразие, искусное восприятие окружающей природы, человека и всего мира. Он мастерски оттачивал пейзаж, чудотворно переносил его в свои лирические произведения.

Творческая деятельность Ивана Алексеевича пришлась на эпоху модернизма. Большинство авторов XIX-XX столетия старались выразить свои мысли и чувства в необычных формах, предаваясь модному словотворчеству. Бунин не стремился к этому направлению, он всегда был предан русской классике, и свою поэзию воссоздавал в самых традиционных формах, схожих с лирическими произведениями предшествующих поэтов, таких как Тютчев, Полонский, Пушкин, Фет.

Иван Бунин постепенно преобразовывал пейзажную лирику в философию, а в его стихотворениях всегда присутствует главная мысль. В поэзии великого поэта часто уделяется особое внимание самой главной теме – жизни и смерти.

Философское направление и художественное своеобразие не затмились революционными процессами, происходящими в стране. Поэт продолжил свое творчество в избранном направлении, а все проблемы человечества смело отнес к вечным тонкостям, среди добра, зла, рождения и смерти…

Бунин всегда хотел отыскать истину, он часто обращался к мировой истории разных поколений. Поэт признавал жизнь на Земле как что-то временное, переходной промежуток между вечным бытием во Вселенной. Ему всегда хотелось заглянуть за грань реальности, отыскать разгадку человеческой жизни и обреченности смерти в конце пути. Во многих его стихотворениях особо чувствуется мрачность, жалостливое дыхание, страх одиночества и непоколебимый испуг перед трагичным исходом, которого нельзя избежать ни одному живущему на этой Земле…

Лирика Бунина многолика и безупречна. Его поэзия вдохновляет и радует, устремляет мысли читателя в неосознанное, но довольно реальное и интересное. Если изучать произведения великого русского писателя и поэта с внимательностью, можно открыть для своего восприятия очень важную истину, которую не хотелось замечать еще вчера.

С творчеством Ивана Алексеевича Бунина знакомятся все дети нашей страны, так как оно входит в обязательную программу изучения на уроке литературы. Воспринять его тонкие мысли и чувства можно не сразу, только углубленное осознание каждого слова, позволит понять и раскрыть основной смысл лирического произведения. Именно поэтому, кроме обязательных рассказов, учителю разрешается выбрать несколько произведений на своё усмотрение.

Бунин – великолепный писатель и поэт XIX-XX века, оставивший памятный след будущему поколению, запечатленный в удивительно прекрасной лирике…

А. Блок о Бунине: «так знать и любить природу мало кто умеет…»
«Бунин претендует на одно из главных мест в русской литературе...»

«Апрель»
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далекий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.

А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.

«Березка»
На перевале дальнем, на краю
Пустых небес, есть белая березка:
Ствол, искривленный бурями, и плоско
Раскинутые сучьи. Я стою,
Любуясь ею, в желтом голом поле.
Оно мертво. Где тень, пластами соли
Лежит мороз. Уж солнца низкий свет
Не греет их. Уж ни листочка нет
На этих сучьях буро красноватых,
Ствол резко-бел в зеленой пустоте...

Но осень - мир. Мир в грусти и мечте,
Мир в думах о прошедшем, об утратах.
На перевале дальнем, на черте
Пустых полей, березка одинока.
Но ей легко. Ее весна - далеко.

«Клад»
Все, что хранит следы давно забытых,
Давно умерших, - будет жить века.
В могильных кладах, древними зарытых,
Поет полночная тоска.

Степные звезды помнят, как светили
Тем, что теперь в сырой земле лежат…
Не Смерть страшна, а то, что на могиле
Смерть стережет певучий клад.

“Ищу я в этом мире сачетанъя

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звездный свет над сумраком земли.”

Иван Алексеевич Бунин - выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошел в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”.

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной...

И, убаюкан шагом конным, -

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поет в стволы ружья.

Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду, -

Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,

Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал.

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

И цветы, и шмели, и травы, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал “неправду” символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Черный камыш отсырел и дымится,

Ветер шумит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада

Меркнет, устало горя.

В трепетный сумрак озябшего сада

Льется со степи волнами прохлада-

Медленно рдеет заря.

Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма - “я”. Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.

Перед закатом набежало

Над лесом облако - и вдруг

На взгорье радуга упала

И засверкало все вокруг.

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.

Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна,

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно - и какая тишина!

Мне кажется, луна оцепенеет:

Она как будто выросла со дна

И допотопной розою краснеет.

Разделы: Литература

Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть… (И.И.Левитан.)

Оборудование:

  • Иллюстрации:
    портрет И.А.Бунина;
    репродукции картин И.И.Левитана “Весна. Большая Вода”, А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Март”.
  • Запись музыкальных фрагментов композиции “Апрель” группы “Deep Рurple”.
  • Ватманский лист со стихотворением Бунина “Догорел апрельский светлый вечер”.
  • Раздаточный материал (стихотворение А.Фета “Пришла, – и тает все вокруг…”, таблица “Типы речи”).

Цели:

  • Показать особенности лирики Бунина (сюжетность, живописность, музыкальность), проводя сравнительный анализ с лирикой А.Фета, полотнами живописцев, музыкой.
  • Выработать чуткое отношение к родной природе, к чувствам человека.
  • Работа со словом (развитие речи).
  • Повторение теории литературы: лирика, лирическое “Я” поэта, действующее лицо, тропы (эпитет, олицетворение), звуковые повторы.
  • Словарная работа: искусство, шедевр, живопись, пейзаж , палитра, эдем, чернозем, зеленя.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

И.А.Бунин – наш земляк – считается непревзойденным мастером слова. За свой талант он получил Нобелевскую премию (1931 г.) – высшую творческую награду.

Природные условия, в которых вырастает и живет человек, накладывают большой отпечаток на характер человека, его мироощущение, художественную манеру выражения чувств.

Вопрос: Каков бунинский образ Родины? Его пейзаж?

Ответ: Это природа средней полосы России. Природа воронежского края. Она неяркая, но чарующая. Ее просторы огромны. Отсюда скромность, точность бунинских эпитетов, лаконичность предложений, настроение тоски, одиночества, бесприютности. Примером тому является стихотворение “Родина”.

Чтение наизусть учащимися (1-2 человека) стихотворения И.А.Бунина “Родина”.

Работа по статье учебника о творчестве Бунина, заданной на дом.

Вопрос: Каковы особенности творчества И.А.Бунина? Что он считал важным найти в природе и отразить в стихах?

Ответы:

  1. Бунин говорил о том, что мир состоит из великого множества соединений красок и света, очень важно точно улавливать их и умело подбирать их словесный эквивалент.
  2. Не менее важным для него было наблюдение за небом – источником света. Для художника и поэта очень важно правильно изобразить небо, т.к. оно выражает настроение картины. Небо царит над всем.
  3. “А какая мука найти звук, мелодию, …”.

Учитель: И.А.Бунин был очень талантливым писателем, т.к. умел видеть оттенки разных состояний природы. Помогала вести наблюдения тяга Бунина к путешествиям.

2. Запись темы урока (“Особенности пейзажной лирики И.А.Бунина”) и беседа по теме.

Учитель: Особенности бунинской лирики определены нами. Но почувствовать своеобразие его лирики можно только в сравнении с лирикой других поэтов, полотнами художников-пейзажистов, музыкальным искусством. Его произведения сродни произведениям живописцев и музыкантов.

Вопрос: Что позволяет нам проводить такие параллели?

Ответ: Само понятие “искусство”, т.к. оно отражает жизнь, хотя и разными средствами. Творческие личности – люди глубоко чувствующие, наблюдательные. Это позволяет им создавать настоящие шедевры (образцы!), которые не забываются веками.

Вопрос: Каким образом живопись отражает явления жизни? С помощью чего?

Ответ: С помощью цвета, светотени и линий отображает реальное пространство на плоскости (на холсте).

Учитель: Задача художника очень трудна, т.к. цветов и оттенков в природе гораздо больше, чем красок в коробке. Цвет реальных предметов более насыщен, чем цвет красок.

Как видно из названия урока, речь пойдет о весне. Весна… Что происходит в природе, как она меняется от месяца к месяцу? В какие одежды одевается природа, какая цветовая гамма, палитра преобладает? На эти вопросы нам предстоит ответить, знакомясь с картинами русских художников.

Беседа по вопросам к картине Игоря Грабаря “Мартовский снег”.

  1. Какое время года изображено на картине? (Весна.)
  2. Какой месяц? (Первые дни марта.)
  3. Настроение от картины? (Радость от наступления тепла, обилия солнечного света.)

Каким образом художник этого добился? (Использованием яркой мартовской палитры. Хотя еще лежит снег, тени на нем ярко-голубые, что бывает только в марте. Яркие оттенки теплого желтого цвета напоминают нам о весенних слепящих солнечных лучах.)

Учитель: Такие деньки говорят нам о том, что зима уходит. Человек и природа пережили долгие месяцы холода, мрака, грустных мыслей. Теперь ощущаются хорошие перемены. Звон капели, как отмечают народные поверья, отгоняет злые силы.

Учитель: Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы. Один из них – А.К.Саврасов.

Беседа по вопросам к картине Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”.

  1. Какой момент весны изображен? (Конец марта.)
  2. Что на картине подсказывает это? (Грачи прилетели и уже свили гнезда. Много воды. Снег рыхлый, грязный, тает. В мрачновато-пасмурном небе идет борьба весны с зимой (по поверьям). Вот-вот пойдет снег.)
  3. Палитра? (Весенняя. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого.)
  4. Настроение? (Тревожно. Даже неуютно. Справа – лужа от талой воды. В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны.)

Учитель: Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам – деревья тянутся к небу. Небо отражается в лужах, благодаря этому пространство картины расширяется.

Учитель: Левитан – ученик Саврасова. Обратите особое внимание на картину этого художника, т.к. его манера выражения, его образы и настроения очень схожи с бунинской пейзажной лирикой. Недаром в вашем учебнике литературы помещены рядом стихотворение И.Бунина и картина И.Левитана. Именно поэтому я взяла эпиграфом к уроку высказывание И.Левитана о том, как надо отображать природу в живописи. Надо вдумчиво посмотреть, и внимательному зрителю откроется глубокая и одухотворенная красота неяркой русской природы.

Обращение к эпиграфу. Беседа по вопросам к картине Исаака Ильича Левитана “Весна. Большая вода”.

  • Какой момент весны изображен на картине? (Конец апреля.)
  • Какие композиционные детали об этом говорят? (Нет уже снега. На реках растаял лед. Много воды. “Большая вода” – живая вода, питающая землю. Деревья окутаны зеленой дымкой (от набухших зеленых почек). Солнечно. Небо светло-голубое, апрельское. На небе легкие белые облачка.)

Палитра? (Левитан рисует нежный весенний наряд земли. Теплые тона: голубой, светло-желтый, розовый, цвет молодой зелени, приглушенный коричневый .)

Какие чувства охватывают при взгляде на картину? (Светлые, добрые: приближаются теплые майские деньки, хорошие перемены. Но есть и грусть – от холода прозрачного неба, от лодки, одиноко стоящей у берега.)

Учитель: Полотна Левитана часто вызывают тоскливые чувства, чувство одиночества, печали. Сам художник так говорил об этом: “Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть, безысходность, умиротворенность”.

3. Анализ стихотворения И.А.Бунина “Догорел апрельский светлый вечер”.

Учитель: Это бунинское стихотворение особое во многих отношениях. Послушайте его, пожалуйста. (Чтение стихотворения учителем.)

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая,
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.

Вопрос: Скажите, похожа ли картина, нарисованная Буниным, на апрельский пейзаж Левитана?

Ответ: Да. Но поменялось освещение. Время суток в стихотворении – ночь.

Вопрос: Какие светила дают свет?

Ответ: Звезды. И ямы светят отраженным светом.

Вопрос: Каков предметный ряд, создающий образ апрельской ночи?

Ответ: Сумрак холодный, шум потока заглох в темноте , звезды светят, ночное молчание, осторожно летят журавли в ночи, чернозем (значение корня тоже создает ощущение темноты.)

Вопрос: Ночью все предметы имеют одинаково черный силуэт. Почему же мы видим цветную картину?

Ответ-вывод: Бунин дает в стихотворении два параллельных световых плана, а именно, весенний день и весеннюю ночь.

Вопрос: Какими художественными средствами Бунин передает краски весеннего дня?

Ответ: Словами. Тропами.

Учитель: В сравнении со стихотворением “Родина”, где Бунин рисует зимний пейзаж с помощью большого количества цветовых эпитетов-оттенков (молочно-белый, мертвенно-свинцовый и др.), в анализируемом стихотворении меньше эпитетов. Найдите их.

Ответ: Для изображения красок весны Бунин использует следующие эпитеты: светлый вечер и др.

Учитель : Вместо цветовых эпитетов Бунин подбирает цветовые существительные чернозем (очень плодородная земля, в отличие от песчаной почвы), зеленя (почки, ростки).

Вопрос: Как Бунин передает весеннее состояние природы? Что с ней происходит? Это даст нам ответ на вопрос о том, почему в народно-поэтическом сознании весна – это зарождение новой жизни. Для этого надо выстроить определенный образный ряд.

Ответ: Образный ряд: светлый вечер (день удлинился), зеленя (прорастают новые ростки на полях), (обновленный) молодой чернозем, зазеленевшая роща (новые листики), чище струится свет (и воздух чист), шум потока и ямы с водой (много воды, реки вышли из берегов), прилетели весенние птицы – грачи , возвращаются журавли .

Учитель: Бунину удалось передать также и ощущения – бодрящий (пробуждающий к жизни) холод весенней ночи.

Вопрос: Найдите эпитеты отражающие эти ощущения.

Ответ: Холодный сумрак, озябший чернозем, струится чище звездный свет (тоже создается ощущение холода, так как звезды – это холодные светила).

Учитель: Чувствуем ли мы весенние запахи: приятно-резкие, возбуждающие?

Ответ: Свежее пахнет зеленями чернозем.

Учитель: Звуки весны Бунин передает с помощью специального поэтического приема звукописи.

Вопрос: Какими способами могут передаваться звуки в поэтической речи?

Ответ: С помощью аллитерации, повторения согласных звуков (шум потока заглох, шорох деревьев), и описания звука (журавли тянутся, окликая друг друга (курлыканье)).

Учитель: Еще одна особенность бунинской лирики – ее повествовательность, эпичность (“перепутал прозу и поэзию”).

Вопрос: Мы помним отличительные особенности эпоса и лирики. В чем они?

Ответ: Проза сюжетна. Это рассказ о жизни героя (случае из жизни). Прозаическое произведение имеет особую повествовательную композицию. Лирика – выражение чувств поэта, писателя. Она не имеет сюжета.

Учитель: Попробуйте пересказать стихотворение Бунина, используя знакомую вам схему (сначала…, потом…, наконец…). Слова какой части речи могут вам помочь?

Ответ: Глаголы. Они являются отличительным признаком повествования.

Композиция стихотворения:

Вступление. Догорел вечер, сумрак лег, грачи уснули (природа спит – глаголы покоя).

Завязка. Шум потока заглох (резко, внезапно) таинственно (что-то должно произойти в природе).

Основное действие. Кульминация . (Используются глаголы движения.) Пахнет, будоражит запахом чернозем, свет струится, ямы светят (не спят), журавли летят, перекликаясь. Непрекращающееся движение и звуки апрельской ночи приводят к развязке, торопят наступление весны.

Развязка. Заключение. Весна не спит, ждет зари, дыханье затая, чутко внемлет, зорко смотрит. Утром она вступит в свои права.

Учитель: Каков лирический герой Бунина? Его лирическое “Я”?

Ответ: У Бунина, скорее, персонаж, действующее лицо – это природа, а лирическое “Я” (чувства самого поэта) спрятано в подтексте.

Учитель: Сравните стихотворения Бунина “Догорел апрельский светлый вечер” с весенним стихотворением Афанасия Фета “Пришла, – и тает все вокруг”.

Чтение стихотворения учащимися на фоне музыкального отрывка.

Пришла, – и тает все вокруг,
Все жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело
Все, что вчера томилось немо.
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало, – миновало.

Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.

Ответ-рассуждение: В стихотворении Фета лирическое “Я” уже в ритме, совпадающем с музыкальным фрагментом (торопящемся высказать чувства на одном дыхании), в восклицательных интонациях (восхищающихся, торжественных).

Бунинская интонация повествовательна, нетороплива. Человеческие чувства, одушевленность проступают в олицетворениях (сумрак лег , поток заглох , весна ждет, дыханье затая , ямы светят водой, напоминая глаза человека, который не спит, которому мешают заснуть звуки пробуждающейся природы). И природа, и человек просыпаются от зимнего оцепенения, сна, устремляются в лучшую пору жизни – весну.

Заключительное слово учителя: И.А. Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее живописных и музыкальных средств выражения. Но, как вы заметили, они могут сказать, пожалуй, намного больше. Хочется закончить урок словами еще одного бунинского стихотворения, отражающими трепетное отношение великого писателя к слову.

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения.

Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи на крестьянскую тему почти отсутствуют, если не считать "Деревенский нищий", в центре которого - образ бездомного старика, замученного нуждой. Редки и гражданские мотивы ("Джордано Бруно", "Поэт", "Над могилой С. Я. Надсона").

Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы природы Орловского края, который страстно любил поэт. Стихи о природе написаны в нежных, мягких тонах и напоминают живописные пейзажи Левитана. Яркий пример словесного пейзажа - стихотворение "Русская весна". Наблюдательностью, верностью в передаче света, запаха, цвета примечательно стихотворение "Высоко полный месяц стоит…". Пейзажная лирика Бунина выдержана в традициях русской классики ("Осень", "Осенний пейзаж", "В степи").

Ранние стихи Бунина полны ощущения радости бытия, своей соединенности, слитности с природой. В стихотворении "Оттепель" передана гармония поэта и мира:

И, упиваясь красотой,Лишь в ней дыша полней и шире,Я знаю, - все живое в миреЖивет в одной любви со мной.

Внешнее описание у Бунина не отличается яркими красками, но насыщено внутренним содержанием. Человек является не наблюдателем, созерцателем природы, а, говоря словами Тютчева, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечет меня,Не краски жадный взор подметит,А то, что в этих красках светит:Любовь и радость бытия.

Бунина привлекает не статичность, Застылость пейзажа, а вечное изменение состояния. Он умеет уловить красоту отдельного мгновения, само состояние перехода. Причем в этом отдельном мгновении поэт прозревает вечность и неуничтожимость природы ("Зарницы лик, как сновиденье…", поэма "Листопад"),

Любовь к природе нераздельно связана с любовью к родине. Это не открытый, Декларативный патриотизм, а лирически окрашенное, разлитое в описаниях картин родной природы чувство ("Родина", "Родине", "В степи", цикл "Русь").

В более поздних стихах отчетливо проступает характерная для бунинской поэзии черта:

… в радости моей - всегда тоска, в тоске всегда - таинственная сладость.

Эта тоска по красоте, гармонии, которых все меньше в окружающей жизни. Образы ночного сумрака, тоски осенней слякоти, печали заброшенных кладбищ постоянны в стихах, тема которых - разорение дворянских гнезд, гибель барских усадеб ("И снилось мне…", "Мир опустел… Земля остыла…").

Не только природа, но и древние легенды, мифы, религиозные предания питают бунинскую поэзию. В них Бунин видит мудрость веков, находит первоосновы всей духовной жизни человечества ("Храм Солнца", "Сатурн"),

В поэзии Бунина сильны философские мотивы. Любая картина - бытовая, природная, психологическая - всегда включена во всеобщее, в мироздание. Стихи пронизаны чувством удивления перед вечным миром и пониманием неизбежности собственной смерти ("Одиночество", "Ритм").

Стихи Бунина кратки, лаконичны, это лирические миниатюры. Его поэзия сдержанна, как будто "холодна", но это обманчивая "холодность". Скорее, это отсутствие патетики, позы, которые внешне выражают "пафос души".

Был первоначально известен как поэт. Точность, уникальность- с этими качетсвами входит в пейзажную лирику, продвигает ее вперед. Точность поэтического слова. Критики в один голос восторгались уникальным даром Бунина чувствовать слово, его мастерством в области языка. Множество точных эпитетов и сравнений почерпнуто поэтом из произведений народного творчества – как устных, так и письменных. К. Паустовский очень ценил Бунина, говоря, что каждая его строка четкая, как струна.

Существовали два запрета:

  1. запрет на пафос
  2. запрет на иерархичность

Его лирика – это совокупность тонких тематических граней. В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает человека. Одна из таких граней – это стихотворения о мире природы и мире человека. Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета.

Пейзаж -- пробный камень в изображении действительности. Именно в этой области Бунин особенно упорствует против символистов. Для символиста природа -- сырой материал, который он подвергает переработке.

Символист -- создатель своего пейзажа, который всегда расположен панорамой вокруг него. Бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем. Он благоговейно отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую им действительность наиболее объективно. Он пуще всего боится как-нибудь ненароком "пересоздать" ее. Но символист, изображая не мир, а, в сущности, самого себя, в каждом произведении достигает цели сразу и вполнe. Суживая задание, он расширяет свои возможности. Несомненно, что бунинский пейзаж правдив, точен, жив и великолепен так, как ни одному символисту не грезилось. Но от Бунина множественность явлений требует такой же множественности воспроизведений, что неосуществимо. Качество бунинских воссозданий само по себе еще не приводит к цели: оно требует подкрепления количеством, теоретически говоря, -- беспредельным

Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы природы Орловского края, который страстно любил поэт. Стихи о природе написаны в нежных, мягких тонах и напоминают живописные пейзажи Левитана. Яркий пример словесного пейзажа - стихотворение "Русская весна". Наблюдательностью, верностью в передаче света, запаха, цвета примечательно стихотворение "Высоко полный месяц стоит…". Пейзажная лирика Бунина выдержана в традициях русской классики ("Осень", "Осенний пейзаж", "В степи").

Ранние стихи Бунина полны ощущения радости бытия, своей соединенности, слитности с природой. В стихотворении "Оттепель" передана гармония поэта и мира.

Внешнее описание у Бунина не отличается яркими красками, но насыщено внутренним содержанием. Человек является не наблюдателем, созерцателем природы, а, говоря словами Тютчева, "мыслящим тростником", частью природы.

Бунина привлекает не статичность, Застылость пейзажа, а вечное изменение состояния. Он умеет уловить красоту отдельного мгновения, само состояние перехода.

Любовь к природе нераздельно связана с любовью к родине. Это не открытый, Декларативный патриотизм, а лирически окрашенное, разлитое в описаниях картин родной природы чувство ("Родина", "Родине", "В степи", цикл "Русь").

В более поздних стихах отчетливо проступает характерная для бунинской поэзии черта: Эта тоска по красоте, гармонии, которых все меньше в окружающей жизни. Образы ночного сумрака, тоски осенней слякоти, печали заброшенных кладбищ постоянны в стихах, тема которых - разорение дворянских гнезд, гибель барских усадеб.

Не только природа, но и древние легенды, мифы, религиозные предания питают бунинскую поэзию. В них Бунин видит мудрость веков, находит первоосновы всей духовной жизни человечества ("Храм Солнца", "Сатурн" ),

В поэзии Бунина сильны философские мотивы. Любая картина - бытовая, природная, психологическая - всегда включена во всеобщее, в мироздание. Стихи пронизаны чувством удивления перед вечным миром и пониманием неизбежности собственной смерти ("Одиночество", "Ритм").

Стихи Бунина кратки, лаконичны, это лирические миниатюры. Его поэзия сдержанна, как будто "холодна", но это обманчивая "холодность". Скорее, это отсутствие патетики, позы, которые внешне выражают "пафос души"

9Проза И.Бунина 1890-1900-х гг. Художественные особенности бунинской новеллистики. Предметная изобразительность Бунина.