Логопедические упражнения на звуки м и н. Конспект урока на тему "Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков М-Н" Звуки м н в развитии речи

Звук ТЬ

Звук Т

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.



Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

Практический материал по автоматизации звука Т.

1. Повторислоги.

Та-та-та Та-то-ту-ты Та-та-та-та Ат-от-ут
То-то-то Ту-то-та-ты Ат-ат-ат-ат Ыт-ут-ат
Ту-ту-ту Ты-то-ту-та Ты-ты-ты-ты От-ут-ыт
Ты-ты-ты То-та-ту-ты Ыт-ыт-ыт-ыт Ат-ыт-от

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.

Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.

Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.

3. Повтори предложения.

Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.

4. Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6. Повтори скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

7. Повтори загадки.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.

(Топор)

8. Выучи стихотворение.

Весит слон триста тонн:

Тонна - ушко,

Тоннаножка,

Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.

Долго-долго крокодил

Море синее... (тушил).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.

У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Практический материал по автоматизации звука ТЬ.

1. Повторислоги.

Тя-тя-тя Тя-те-ти-те Ать-уть-оть
Те-те-те Ти-те-тя-те Ить-ять-ёть
Те-те-те Те-ти-тя-те Еть-ють-ять
Ти-ти-ти Ти-тя-те-те Ють-ить-еть

2. Повторислова.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать,гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

3. Повторипредложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима - дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

4. Повторичистоговорки.

Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.

Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать - ать - ать - нужно в комнате убрать.

5. Повторипословицу.

Где растяпа да тетеря -

Там не прибыль, а потеря.

6. Повторискороговорку.

Грабли - грести,

Весла - везти,

Полозья - ползти.

7. Повторизагадки.

Живет внем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

8. Выучистихотворение.

Телка, телка, на хвосте метелка,

Розовый ротик, белый животик.

Где ты, телка, росла?

Как ты, телка, жила?

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли... (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь... (тишина).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.

Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.

1. Повтори слоги.

Та-тя То-те Ти-ты Ту-тю
Тя-та Те-то Ти-ты Тю-ту
Тя-та-тя То-те-то Ти-ты-ти Ту-тю-ту
Та-тя-та Те-то-те Ты-ти-ты Тю-ту-тю

2. Повтори слова.

Тук - тюк Тома - Тема Кот - котенок
Тик - так Ната - Митя Рот - ротик
Тут - Тит Ходит - ходить Картон - картина
Ток - тень Бегает - бегать Думает - думать
Тук - тюк Несут - носить Готовит - готовить
Тот - тир Готовит - готовить Строит - строить

3. Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4. Повтори чистоговорки.

Тя- та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Тому тяжко жить, кто от работы бежит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6. Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7. Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.

(Тень)

8. Выучи стихотворения.

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

(В. Лунин)

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

(Б. Тимофеев)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

Открытый урок на тему: Звуко- буквенный анализ слов. Звуки и буквы М-Н

Цели урока:

Образовательные:

    Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

    Учить выделять согласные звуки М-Н из слогов, слов, словосочетаний, соотносить звуки с буквами и символами.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа.

    Обогащение словаря (слова признаки)

    развитие фонематического восприятия и слуха

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, слуховой памяти, внимания, логического мышления

Воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, поздороваемся! Сели.

    Актуализация знаний

    Артикуляционная гимнастика

    «Слон» - «Забор»

    «Лягушка» - «Зайчик»

    «часики»

    «Качели»

    «Иголка» - «Блинчик»

    «Вкусное варенье

    «Лодочка – чашечка»

    «Маляр»

    «Грибочек»

    «Лошадка»

    Дыхательная гимнастика:

Давайте понюхаем цветочек «Ах, как пахнет!»

    Гимнастика для пальцев «Зайчики»

А теперь, давайте проведем гимнастику для пальцев.

«Зайчики»

«Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

    Развитие слухового внимания и восприятия

- Послушайте скороговорку ( айпад) и назовите звук, который часто встречается в словах.

Скороговорка:

    Не жалела мама мыла

Мама Милу мылом мыла

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила. (закрепляем на доске букву М )

Давайте, прочитаем

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок, Сеньку – с ног,

Саньку – в бок, Соньку – в лоб,

С санок все в сугроб (закрепляем на доске букву Н )

Давайте, прочитаем

- Сформулируйте тему занятия

Сегодня мы научимся выделять согласные звуки М-Н в словах, словосочетаниях и предложениях. Научимся подбирать слова признаки.

Характеристика звуков М-Н (слайд)

Давайте произнесем звук «М» ( губы сомкнуты, воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

Горлышко звенит. Звук «М» - звонкий, твердый согласный.)

При произнесении звука «Н» ( кончик языка прижат к верхним зубам. Спинка языка опущена. Воздух проходит через нос. Горлышко звенит.

Звук «Н» - звонкий, твердый согласный.

    Развитие графических навыков письма

Ребята отгадайте загадки

Отгадайте загадки:

    Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки

боится кошки. (мышь)

    Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: -Это... (гном)

Давайте поможем мышке и гномику. Начертите дорожки от одного предмета к другому, не отрывая руки от листа бумаги.

Кому мы помогли? (мышке и гному)

V . Звуковой анализ слов.

Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слово: мышка [Мышка]

- Сколько слогов ? (2)

Определи ударный слог (1 слог)

Скажите первый слог. (мыш)

Какие звуки мы слышим? (М - твердый, звонкий согласный, безударный гласный звук – Ы , твердый, глухой согласный – Ш)

Скажите второй слог . (ка)

Какие звуки мы слышим?(К - Твердый, глухой согласный звук, А - ударный гласный звук)

Сколько гласных? (2)

Сколько согласных? (3)

Вывод: Звуки мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем. Сколько гласных звуков, столько же слогов.

Определите место звука М в словах: Мышь, (в начале) дом (в конце)

Определите место звука Н в словах: Нора (в начале) гном (в середине)

    Знакомство с героями занятия (задание 2 с 18)

Рассмотрите картинку и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут? (Настенька, мачеха, Марфуша, Морозко ,)

    Активизация словаря действий.

Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка, Настенька. Вспомните и запишите, что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв М и Н в слове. (закрепляют на доске)

Метет

Носит воду

Кормит скотину

Накрывает на стол

Моет посуду

(подчеркивает фломастером буквы М и Н )

VI . Физминутка «Супер физкульминутка»

Ребята, немножко отдохнем и проведем физминутку.

    Активизация словаря признаков.

Давайте, их запишем героев сказки в тетради:

Настенька –

Мачеха –

Марфуша –

Недовольная мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Что она задумала? (Задумала погубить ее. И приказала старика отвести Настеньку в лес. Старик долго горевал и повёз любимую дочку в лес и её там)

- Подберите слова признаки к словам и запишите только те, в которых есть буквы М-Н

Настенька (какая?) – м илая, послуш н ая, добрая, трудолюбивая

Мачеха (какая?) – власт н ая, жад н ая, недоволь н ая

Марфуша (какая? – ле н ивая, упрямая.

VIII . Работа над предложением.

А теперь, составьте предложение про Настеньку.

Домашнюю, делала, Настенька, всю , работу (Настенька всю домашнюю работу делала)

Вывод : предложение состоит из слов. А слова в предложении связаны по смыслу.

Итог занятия :

- Назовите слова со звуками М и Н

Звук «М» какой?( твердый звонкий согласный)

- Звук «Н» какой? ( твердый звонкий согласный)

Тема: Дифференциация строчных рукопистных букв м-н.

Цели: - познакомить детей с буквами м-н ;

Научить детей соотносить звук, символ и букву;

Дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

Давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия;

Уточнить знания об элементах букв занятия;

УУД: обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания; развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление

Ход занятия.

1.Самоопределение к деятельности.

а)Формирование звуковой культуры речи. "Клоун", "Котёнок", "Воздушный бой".

б) Работа с трафаретами.

2. Постановка учебной задачи.

а)"Докажи словечко"

* Мы щенка в воде и мыле * В подполье, в каморке

Два часа мочалкой (мыли) Живёт она в норке,

* В чёрном поле заяц белый Серая малышка

Прыгал, прыгал, петли делал. Кто же это? (мышка)

След за ним был ттоже бел.

Кто же этот заяц? (мел)

* А петух с колючим ёжиком * Кто один имеет рог?

Режут сало острым (ножиком) Отгадайте! (носорог)

* Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это коончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими (ногами)

Назовите первые буквы в словах- отгадках.

б) Игра "Эхо"- назови первый звук в словах

Ната-н муха

нос- носок-

мак- народ-

мост- молоко-

насос- мышь-

магазин- ножницы-

в)Напиши названия картинок, выдели буквы занятия.

3. Построение проекта выхода из затруднений.

Работа с буквами м-н и звуками [м]- [н].

а) Сравнение букв занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных и строчных рукописных букв.

б) Конструирование и реконструирование букв занятия.

*сбор из разрезанных частей букв;

* работа с трафаретами букв: обвести, заштриховать;

* сбор букв из ниток, палочек

в) сравнение артикуляционой характеристики звуков и печатным их обозначением.

г)«Дразнилки»

Я проговариваю слоги и чистоговорки, а вы за мной повторяете.

Ма-на-ма-на

Ма-на-ма- наступает зима.

Мы-ны-мы- мы моем рамы.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Дифференциация в слогах.

а) письмо под диктовку

* ма, мо, на, но, ун, ом, им, ын, ым, ем, ен, ям, ём, ян, ём, ми, ни, нё, мё

б) чтение слоговых таблиц

в) назвать и записать слова в 2 столбика, выделяя разным цветом (по картинкам)

медуза ножницы

муравей небо

медведь нитки

гном телефон

мороженое вагон

г)ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите звук [м], хлопайте, а услышав звук [н] – топайте. Будьте внимательны.

М, Н, А, К, Н, О, Д, М

МА, ПА, НА, ВА, МУ, НУ

НОС, МАМА, СОН, СОМ.

д) Чистоговорки для различения м-н.

Запишите слова парами, выделяя буквы, отличающие одно слово от другого.

Спит на дне усатый сом,

Снится сому странный сон.

Миша спрятал мыло в нишу,

Чем теперь умоем Мишу?

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

Нужно мусор вымести,

Вымести и вынести.

Сами мы садимся в сани,

Сани с горки мчатся сами.

До седьмого пота Клим

Вышибаеет клином клин.

Вместе с мамой ехал мальчик

На машине в город Нальчик.

В норке мыши,

Норка в нише.

5. Самостоятельная работа.

а) Составьте словосочетания: подбери признаки и действия к словам.

б) Назови и запиши слова- названия предметов, выдели м-н.

6. Физ. минутка.

Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе(в наклоне вперёд)

Мы польём его водой, (присесть, поднять ведро и выливая воду -2 раза)

Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо-влево. руки на поясе)

Ком за комом мы кладём (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один)

Вот и вылепили дом (потянуться на носочках, руки вверх(большой дом))

7. Включение в систему знаний и повторений.

а) Записать предложения и выделить м-н разным способом.

* Умные машины делают конфеты.

* Добрые машины выдают билеты.

* Строгие машины площадь подметают.

* Сильные машины уголь добывают.

* Славные машины сеют кукурузу.

* Быстрые машины перевозят грузы.

б) "Подбери пару" -д.и.

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

в) Работа с загадками.

Напишите отгадки, выделите с словах-отгадках буквы занятия разным способом.

* Бусы красные висят, * Великан стоит в порту,

Из кустов на нас глядят. Освещая темноту,

Очень любят бусы эти И сигналит короблям:

Дети, птицы и медведи. "Заходите в гости к нам!"

(малина) (маяк)

* Раскалённая стрела * Есть всегда он у людей,

Дуб свалила у села. Есть всегда у караблей.

(Молния) (нос)

* Пять ступенек-лесенка, * Всю жизнь ходят в обгонку,

На степеньках - лесенка. А обогнать друг друга не могут.

(ноты) (ноги)

8. Рефлексия.

* Умные машины делают конфеты.

* Добрые машины выдают билеты.

* Строгие машины площадь подметают.

* Сильные машины уголь добывают.

* Славные машины сеют кукурузу.

* Быстрые машины перевозят грузы.

м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Карточка № 1

Упражнение 1

СА…ОЛЁТ, - КАРА…ДАШ.

Карточка № 2

Упражнение 2

Вставьте слоги

НО или МО МА или НА

Ты ___ма

Локо вес___

Ябрь­­ ___бор

Роз зи___

Карточка № 1

Упражнение 1

Вставьте пропущенную букву Н или М

ИР, - …ОГА, - …ОРОЗ, - ЛИСЁ…ОК,

СА…ОЛЁТ, - КАРА…ДАШ.

Карточка № 2

Упражнение 2

Вставьте слоги

НО или МО МА или НА

Ты ___ма

Локо вес___

Ябрь­­ ___бор

Роз зи___

Спит на дне усатый сом,

Снится сому странный сон.

Миша спрятал мыло в нишу,

Чем теперь умоем Мишу?

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

Нужно мусор вымести,

Вымести и вынести.

Сами мы садимся в сани,

Сани с горки мчатся сами.

До седьмого пота Клим

Вышибаеет клином клин.

Вместе с мамой ехал мальчик

На машине в город Нальчик.

В норке мыши,

Норка в нише.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

Ма - на
Ма - на - ма - на
На - ма
Мы - ны - мы - ны
На - ма - на
Мо - но - мо - но
Ма - на - ма
Му - ну - му - ну

279. Эти звуки сонорные. Артикуляция сонорного м та же, что и звуков п-б, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос, так как нёбная занавеска опущена.

Артикуляция сонорного н та же, что артикуляция звуков т-д, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос; нёбная занавеска опущена. Эти два звука - м и н называются носовыми.

По сравнению с другими звуками из группы сонорных согласные м и н не требуют особой отработки. Необходимо уделить внимание двойным м и н в словах и на стыке слов. Как правило, многие студенты, имея диалектное произношение, не произносят двойной н или м в окончаниях прилагательных типа длинный, странный, отменный, временный, а также на стыке слов, когда одно слово оканчивается на н или м , а другое начинается на тот же согласный, например:

он не знает [оннезнает]

нам мешают [наммешают]

он не понимает [оннепонимает]

нам мстят [наммстят] и т.п.

В этих сочетаниях некоторые студенты делают орфоэпическую ошибку, на которую следует обращать внимание с самого начала работы над звуками. Они смягчают конечные согласные н и м в словах типа нам, он в результате чего получается искаженное произношение: [оньнезнает], [намьмстят].

280. Для освоения правильного произношения двойных согласных н и м рекомендуем отработать следующие слова и фразы:

нам а зать

нам мажут [наммажут]

нам ы лить

нам мылят [наммылят]

нам о кнуть

нам мокнуть [наммокнуть]

нам е тить

нам метить [намметить]

намес и ть

нам месить [наммесить]

нам я ть

нам мять [наммять]

он неудачник [оннеудачник]

он неустроен [оннеустроен]

он не ошибся [оннеошибся]

он недотрога [оннедотрога]

Примечание. Обращаем внимание на то, что во фразах, в которых рядом стоят твердый и мягкий звуки н и м , один согласный произносится твердо, а другой мягко.

281. Задание

Для освоения произношения сонорных согласных м, н отработайте несколько стихотворных текстов, предварительно разобрав их по смыслу.

м, н

Если

Гавану

окинуть мигом -

Рай -

страна, страна, что надо.

Под пальмой

на ножке стоит фламинго,

Цветет колларио

по всей Веладо.

(В. Маяковский)

Она сидит перед окном;

Пред ней открыт четвертый том

Сентиментального романа:

Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей -

Роман классический, старинный,

Отменно длинный, длинный; длинный,

Нравоучительный и чинный

Без романтических затей.

(А. Пушкин)

Я шел ко дну.

Дошел до дна,

Пошел ко дну -

И не страшна -

Мне никакая глубина.

(Л. Мартынов)

Я листаю стихов моих томик,

Все привычно, знакомо давно.

Юность! Ты как охотничий домик.

До сих пор в нем не гаснет окно.

(М. Светлов)

Чем неискусней меч,

Тем он звенит грознее.

Чем неразумней речь,

Тем говорун шумнее.

(Р. Гамзатов)

282. Сонорные л и р наиболее сложные по своей артикуляции звуки. Среди студентов есть такие; у которых звук л вялый, а в звуке р нет хорошего раската - так называемый «одноударный р ».

Сонорные согласные л-ль переднеязычные, щелевые, боковые. При артикуляции л-ль зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому нёбу и несколько оттягивается назад. Воздух проходит по бокам (звук боковой). Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.