Логопедический час на тему грибы. Летний речевой досуг в старшей логопедической группе. А что же можно сделать из грибов

Досуг «Дары леса»

Описание работы. Сценарий летнего речевого досуга предназначен для использования логопедами, музыкальными руководителями и воспитателями с детьми старшего дошкольного возраста. Данную разработку можно рекомендовать для использования в коррекционной логопедической группе. Речевой материал рассчитан на участие всей группы детей с учётом индивидуальных особенностей каждого.
Цель: закрепление представлений детей о дарах леса: ягодах и грибах.

Коррекционно-образовательные задачи :
- повысить речевую активность детей;
- активизировать словарь детей по теме.

Коррекционно-развивающие задачи :
- развивать координацию речи с движением;
- развивать пальчиковую моторику;
- развивать связную речь.

Воспитательные задачи :
- развивать воображение, умение перевоплощаться и импровизировать;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- развивать коммуникативные навыки.

Материалы : диск с музыкальными файлами, шапочки грибов, костюм ёжика, шапочки-маски землянички и солнечного лучика, картины с летними пейзажами, декорации леса: пенёк, деревья, кусты.

План.
1. Чтение стихотворения «Что такое лето?» М.Ивенсена.
2. Загадка о ягоде.
3. Инсценировка стихотворения «Земляничка».
4. Пальчиковая игра «За ягодами» Н.Нищева
5. Подвижная игра "Ягодка-малинка".
6. Загадка о грибе.
7. Сценка «Ёжик и грибы».
8. Игра «Съедобный - не съедобный».
9. Подвижная игра. «За грибами» Н.Нищева
10. Чтение стихотворение «Летом всё прекрасно»

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на праздник, посвященный лету.
А что же такое лето?...
Сейчас мы узнаем, послушав стихотворение, которое подготовили нам ребята.
1. Выходят дети читают по строчке стихотворение.
1 ребёнок. Что такое лето?
2 ребёнок. Это много света,
3 ребёнок. Это поле, это лес,
4 ребёнок. Это тысячи чудес.
5 ребёнок. Это быстрая река,
6 ребёнок. Это в небе облака,
7 ребёнок. Это яркие цветы,
8 ребёнок. Это синь высоты.
9 ребёнок. Это в мире сто дорог,
Для ребячьих быстрых ног.

2. Ведущий. Летом лес нас радует своими богатствами. Давайте угадаем, что вырастает в лесу.
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Ягода)
3. Звучит музыка, выходит девочка-земляничка и мальчик-лучик солнца, читают стихотворение .
Земляника возле пня
Всем сказала: «Нет меня!»
Оглянулась и потом
Притаилась под листком.
Солнца луч ее нашел.
Закричал: «Нехорошо!
Обманула! Ай! Ай! Ай!
Земляничка, вылезай!»
Покраснела ягодка
И сказала: «Ябеда!»
4. Ведущий . Ребята, давайте приготовим с вами наши пальчики и узнаем, какие ещё ягоды растут в лесу.

Пальчиковая игра «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, (Пальчики обеих рук "здороваются".)
В лес идем мы погулять, (Пальчики "шагают".)
За черникой, (Загибают по одному пальцу.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке принесем.

5. Подвижная игра "Ягодка-малинка".
Ход игры.
За малиной в лес пойдем, (Дети идут в хороводе, взявшись за руки.)
в лес пойдем,
Спелых ягод наберем, наберем. ("Собирают ягоды".)
Солнышко высоко, (Показывают солнышко.)
А в лесу тропинка. (Показывают тропинку.)
Сладкая ты моя, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Ягодка малинка.
После игры дети садятся на стульчики. Часть детей, принимающих участие в сценке, уходят одевать костюмы.

6. Ведущий. Послушайте, ребятки, загадаю вам загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)

7.Сценка"Ёжик и грибы".
Звучит музыка, появляется ёжик, проходит по залу, останавливается, читает стихотворение.
Ёжик.
Я веселый серый еж.
На кого же я похож?
На мешок с иголками,
Что лежит под елками.

Ёжик идёт по полянке, ищет грибы.
Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Сыроежка.
Сорви меня и съешь-ка,
Я, братец, сыроежка.
В желтой шляпке,
С белой ножкой.
Ты возьми меня в лукошко.

«Берёт» грибок (ребенок - сыроежка встает за ежиком) ,идут дальше.

Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Лисичка.
Хоть зовусь лисичка,
Лисе я не сестричка.
Шляпка рыжая, не спорю.
Ножка тоже рыжая.
А расту я под сосной,
Прячусь под иголками,
Но не знаюсь с волками.

«Берёт» грибок (ребенок-лисичка встает за сыроежкой), идут дальше.

Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Белый гриб.
На пригорке у дорожки
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб - большой и важный.
«Берёт» грибок (ребенок - белый гриб встает за лисичкой), идут дальше.

Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я подосиновик.

«Берёт» грибок (ребенок-подосиновик встает за белым грибом), выходят на серединку зала.

Ведущий.
Ёжик все грибы собрал,
и в свой домик убежал.
А сейчас, мы проверим, как вы знаете грибы.
8. Дети встают в круг, проводится игра «Съедобный - не съедобный». Ведущий называет грибы, если гриб съедобный, дети хлопают в ладоши, а если нет, грозят пальцем.

Далее ведущий предлагает детям «превратиться» в животных и отправится в лес за грибами.
9.Подвижная игра. «За грибами»
Ход игры.
Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (Бегут.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут, изображая медведя.)
Мухомор раздавил.
10.Ведущий. Наш праздник подходит к концу.

1 ребёнок. Летом всё прекрасно:
Небо чисто, ясно.
2 ребёнок. И порхают птицы
с самого утра.
3 ребёнок. Если дождь на улице –
Мы не будем хмуриться,
Все:
Потому что лето - лучшая пора.

Звучит музыка, дети уходят.

Образовательная область : речевое развитие;

Вид деятельности : непосредственно-образовательная деятельность;

Возрастная группа : старшая;

Тема:

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Учить согласовать числительные с существительными в роде и числе;

Учить образовать однокоренные слова.

Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, поднос, крупные плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», грибов, корзинки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды»,

Предварительная работа. Повторение игры «По ягоды».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по лексической теме

«Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область : речевое развитие;

Вид деятельности : непосредственно-образовательная деятельность;

Возрастная группа : старшая;

Тема:

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды »

Учить согласовать числительные с существительными в роде и числе;

Учить образовать однокоренные слова.

Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

- -воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, поднос, крупные плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», грибов, корзинки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды»,

Предварительная работа. Повторение игры «По ягоды».

Ход деятельности.

1.Организационный момент.

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов.

Логопед. Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете, и пройдите за стол.

Дети берут по одному грибу и встают рядом со своими стульчиками, стоящими вокруг стола. Логопед помещает на наборное полотно картинку-загадку (приложение № 1).

Логопед. Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб на картинке-загадке.

Трое детей садятся.

Логопед. Почему ты не села, Аришка?

Ребенок. У меня лисичка. Ее нет на картинке.

Логопед. Верно. Садись. А какие грибы есть у меня на картинке, но их нет у вас?

Дети. На картинке есть опята.

Логопед. Правильно. Вот какие вы внимательные! А теперь разделите названия своих грибов на слоги и прохлопайте их.

2. Упражнение «Раздели на слоги».

1 -й р е б е н о к. Бо-ро-вик.

2-й ребенок. Му-хо-мор.

3-й ребенок. По-до-си-но-вик.

4-й ребенок. Ли-сич-ка.

Логопед. Молодцы. Вы справились и с этим заданием. А у кого из вас было самое длинное слово? Дети. У Маши.

Логопед. Давите прохлопаем его все вместе.

Дети. По-до-си-но-вик.

Логопед. Сколько слогов в этом слове?

Дети. Пять слогов.

Логопед. Отлично. Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и узнаете их на картинках. Сегодня мы с вами начнем разговор о лесе, о грибах и ягодах, которые он нам дарит осенью, о том, как нужно вести себя в лесу.

3. Упражнение «За грибами».

Логопед помещает на коврограф плоскостные изображения грибов, которые выбрали дети.

Логопед. Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете?

Дети. Подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь.

Логопед помещает плоскостные изображения названных грибов на коврограф.

Логопед. Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему?

Дети. Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

Логопед убирает изображения грибов.

Логопед. А какие еще несъедобные грибы вы знаете?

Дети. Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

Логопед. Молодцы. Вы хорошо знаете съедобные и ядовитые грибы. С вами можно идти за грибами. А теперь давайте посчитаем сколько и каких грибов остались в корзине

4. Упражнение «У кого сколько?»

Логопед раздает детям по корзинке в которых по несколько грибов.

Логопед. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.

1-йребенок. Я нашел три подберезовика.

2-й ребенок. Ау меня два груздя.

3-й ребенок. Я нашла четыре волнушки.

4-й ребенок. А я нашла пять лисичек.

5. Упражнение «Соберем семейку».

Логопед приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте подберем слова одной семейки к слову гриб. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб?

1-йребенок. Грибок.

Логопед. А как можно назвать очень большой гриб?

2-й ребенок. Грибище.

Логопед. Как называют суп из грибов?

3 -й ребенок. Грибной.

Логопед. Как называют человека, собирающего грибы?

4-й ребенок. Грибник.

Логопед. Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы?

1-йребенок. Грибница.

Логопед. Как можно ласково назвать гриб?

2-й ребенок. Грибочек.

Логопед. Отлично. Молодцы!

6 . Подвижная игра «По ягоды».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг.

Логопед. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?

Дети. Клюкву.

Логопед. Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Мы шли-шли-шли,

Маршируют по кругу, держат руки

на поясе.

Много клюквы нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Опять маршируют по кругу.

Мы опять идем искать.

Наклоняются, правой рукой касают-

ся носка левой ноги, не сгибая колен.

Логопед. Вот сколько клюквы мы набрали. А какие еще лесные ягоды вы знаете, но собирают их летом, а не осенью?

Дети. Земляника, малина, черника, голубика, ежевика, брусника, морошка.

7. Упражнение «Поваренок»

Логопед предлагает подойти к мольберту.

Логопед. Ребята посмотрите как много у повара пустой посуды, а у нас много ягод, давайте поможем повару сделать домашние заготовки: морсы, варенья, компоты, кисели, джемы.

1-йребенок. Я сварю земляничный морс

2-й ребенок. Я сварю черничное варенье.

3 - й ребенок. Я сварю ежевичный кисель.

4-й ребенок. Я сварю брусничный компот.

8. Игра «Подскажи словечко».

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Логопед. Еще одна игра на внимание и на знание названий грибов. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый,как Петрушка,

Ядовитый...

Дети. Мухомор.

Логопед. Посмотрите-ка, ребята.

Тут - лисички, там - опята,

Ну а это, на полянке,

Ядовитые...

Дети. Поганки.

Логопед. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это...

Дети. Сыроежки.

Логопед. Очень хорошо. Какие же вы молодцы!

9. Работа с карандашами.

Логопед раздает листы с заданием, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Что вы видите на листе?

Дети. Мы видим лесные ягоды.

Логопед. Перечислите их названия

Дети. Малина, черника, земляника.

Логопед. Послушайте загадку. О какой она ягоде?

На полянке у дорожки

Красные горошки.

Кто мимо пройдет -

В рот себе кладет.

Дети. Это земляника.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Она растет у дорожки на низких кустиках и похожа на маленькие красные горошки.

Логопед. Возьмите красный карандаш и обведите землянику по контуру, а потом раскрасьте ее. Для того чтобы раскрасить «воротничок» у ягодки, вам потребуется зеленый карандаш. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание логопеда, а он оценивает их работу.

10. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.

приложение №1


Конспект логопедического занятия.

Лексическая тема «Грибы»

Цель:

Уточнить знания детей о грибах;

Коррекционно-образовательные задачи данной НОД:

Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Грибы» (гриб, грибники, белый, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, опята, ножка, шляпка, съедобный, ядовитый, искать, собирать, жареные, вареные, саленые, замороженные, сушенные). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, словоизменение). Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Дифференциация свистящих звуков.

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой, и общей моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Развитие связной речи по теме;

Здоровьесберегающие технологии:

1. Дыхательная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

4. Массаж лица

Оборудование: видео «Уроки Тетушки Совы», предметные картинки с изображением грибов, ноутбук, звуки природы на носителе (дождь) и звук гудка паровоза, магнитофон, презентация «Грибы», коврики из фетра, геометрические фигуры из фетра (треугольники - 6 шт., полукруг, маленький круг - 2 шт.), грибы из фетра, картинки грибов для штриховки, простые карандаши, картинка ежа, мяч, корзинки с цифрами 2,3,4,5; зеркала, ребус для слова «опята» .

Ход занятия

Логопед - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сообщение я получила сегодня на электронную почту от лесных зверят.

Видео «уроки Тетушки совы»

Логопед - Но оказалось, что это не легкая задача. Звери не смогли выполнить его, потому что не знали какие грибы можно собирать в лесу. Хотите поможем лесным зверям выполнить их домашнее задание. Для этого нам нужно отправиться в лес, а как же нам туда добраться?

Дети предлагают варианта.

Раздается звук паровоза.

Логопед - Что это за звук? А давайте отправимся в лес на паровозе.

Дети становятся в «паровозик». Дыхательная гимнастика «Паровозик».

Слайд №1. Лес.

Логопед - Вот мы с вами и попали в лес. А вы знаете, как называются люди, которые собирают грибы? Мы с вами станем грибниками. А хотите, я расскажу вам историю, как наш Язычок ходил в лес за грибами? Проходите на стульчики, садитесь удобно и слушайте.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед - Однажды осенью Язычок собрался в лес за грибами. Он взял большую корзину (упр. Чашечка) и отправился в лес. По дороге Язычок увидел ручеёк (упр. Ручеёк). Он подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в нем. Язычок долго ходил по лесу и, наконец, увидел чудесную полянку (упр. Лопаточка), а на ней много-много грибов (упр. Грибочек). Язычок перебегал от одного грибочка к другому (упр. Часики). Набрав полную корзинку (упр. Чашечка), Язычок вернулся домой.

Логопед - Язычок собрал много грибов. Пора и нам их собирать. Давайте пройдем на лесную полянка и начнем уже искать грибы.

Логопед - Ребята, а какую погоду любит грибы, как вы думаете? - Молодцы (включается звук дождя). Вот и у нас в лесу дождь пошел.

Самомассаж

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий - кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть - кулачками потирают крылья носа.

Логопед - После дождя в лесу появилось много грибов. Ну что пойдем их искать? Проходите на полянку.

Дети садятся на стульчики перед монитором.

Логопед -

Под еловой лапой колкой
Притаились два грибка.
Крепышей под темной елкой
Вижу я издалека.
Ножки белые, как сахар,
Шляпки темные, как шелк.
Долго мама будет ахать:
«Где ж ты их, дружок, нашел?»

Логопед - Что за гриб притаился под елочкой?

Появляется на экране изображение белого гриба.

Логопед - Правильно, Белый гриб. А как вы узнали? Как думаете, нужно лесным зверям брать такой гриб?

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

Логопед - Что за гриб? (Подберезовик) Как вы догадались? (Ответы детей) А этот гриб нужно брать в лесу?

Логопед - Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

Логопед - Как вы думаете почему? Такой гриб зверям брать нужно?

Логопед - Давайте еще посмотрим, может быть, найдем еще грибы.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

(Появляется картинка подосиновика)

Логопед - Что за гриб? Как вы его узнали? Что скажем лесным зверям?

(Появляется на мультимедийной доске картинка мухомора)

Логопед - Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Этот гриб точно нужно взять зверям!

Дети - Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что - то не нужно человеку, это может быть необходимо кому -то другому.

Логопед - А какой еще ядовитый гриб можно встретить в лесу?

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится!

(Появляется на мультимедийной доске картинка бледной поганки)

Логопед - Что мы о нем скажем?

Логопед -

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай!

Это … (сыроежки)

(Появляется на мультимедийной доске картинка сыроежки)

Логопед - Такой гриб нужно брать в лесу?

Логопед - А название следующего гриба мы свами должны отгадать.

Ребус «опята». Звуко -слоговой анализ слова.

Логопед - Много мы грибов увидели. А вы все названия запомнили? Я сейчас проверю. Я приготовила картинки грибов, которые мы с вами уже нашли. Назовите, пожалуйста, грибы, в названиях которых есть звук «Р». А теперь грибы, в которых есть звук «Л».

Игра «Найди звук». Звуковой анализ слова.

Логопед - Ребята, а кто ещё в лесу любит грибы? (Появляется изображение ежа) Посмотрите, кто заглянул к нам на полянку. Давайте пройдем за стол, возьмем наши волшебные коврики и на них, с помощью геометрических фигур, вы выложите ёжика. А затем помогите ему собрать немного грибов.

Лоскутный конструктор.

Дети выкладывают ежа на ковриках из геометрических фигур (треугольники, полукруг, круг) и собирают грибы из кусочков фетра.

Логопед - Молодцы, а теперь скажите мне, пожалуйста, какие грибы нашел ваш ёж и сколько их. Отвечаем, начиная со слов «Мой ёж собрал...»

Согласование существительных с числительными.

Логопед - Ёж нашел грибы, а давайте проверим какие вы внимательные. Я дам вам картинку, а вы найдите на ней Белый гриб и заштрихуйте его сверху вниз.

Штрихование сверху вниз.

Логопед - Молодцы, а теперь давайте пройдем на ковер и немного поиграем.

Физ. минутка. Подвижная игра «За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (дети идут по кругу.)

Белочки скакали, (прыжки на месте)

Рыжики срывали. (приседают, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала, (бегут по кругу)

Лисички собирала. (собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки, (показывают ушки, попытки прыжков)

Искали опятки. (руки в стороны - удивление, поворот головы)

Медведь проходил, (ходьба по кругу как мишка)

Мухомор раздавил. (поднимают ноги, по возможности поочередно)

Логопед - Хорошо, теперь проходим за стол. Грибов мы много повстречали, давайте теперь их в корзинку собирать. Но не в одну, а в 4. Посмотрите, на корзинках цифры: 2, 3, 4, 5. Мы будем делить название гриба на слоги и ложить его в корзинку с нужной цифрой.

Слоговой анализ слова.

Логопед - Хорошо, все грибы мы разложили. Давайте выйдем на полянку и еще поиграем. Грибов мы собрали очень много, а давайте подумаем, как мы можем их сохранить на зиму.

Словоизменение. Ига в мяч.

Логопед - Если мы их посушим, то какие они станут? Если мы их сварим, то какие они станут? Если мы из засолим, замаринуем, заморозим, пожарим. Если приготовим суп, как он будет называться?

Логопед - Молодцы, а теперь давайте все повторим. (Пальчиковая гимнастика)

Дети в лес грибной пошли

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили, Засолили, засушили.

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

Логопед - Молодцы, вспомнили все грибы правильно. (Раздается гудок паровоза).

Логопед - Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами помогли лесным зверям выполнить их домашнее задание. Они теперь точно знают, какие грибы можно собирать в лесу, а какие нет. А вы, ребята, все запомнили?

Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.

Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.

Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика «Грибочки», динамическая разминка «На поляне дуб зеленый».

I. Оргмомент.

Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются. Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

II. Основная часть.

1. Беседа по теме

Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.

Задание: Рассматривают картинки и называют съедобные и ядовитые грибы. Отмечают особенности их строения (шляпка, ножка). Закрепляют в словаре обобщающее понятие «грибы».

2. Упражнение на дыхание «В осеннем лесу».

Педагог предлагает детям представить, что они в осеннем лесу, ощутить его запахи. Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются), выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».

3. Загадки про грибы

Педагог читает загадки, дети их отгадывают.

Глубоко был спрятан он.

Раз, два, три, и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

(Белый гриб.)

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись

возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются... (лисички).

Конечно, не белый

Грибок – я попроще,

Расту же обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик

На нем серый кафтанчик

Шапка красненькая.

(Подосиновик)

Посмотрите-ка, ребятки,

Тут лисички, там опятки.

Ну, а это - на полянке

Ядовитые... (поганки).

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор.)

4. Зрительная гимнастика

После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:

«Грибочки»

Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)

Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)

5. Динамическая пауза

Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.

«На поляне дуб зеленый»

6. Упражнение «Посчитай-ка».

На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).

7. Игра с мячом «Один много».

Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.

III. Заключение.

Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.

Мишанина Анастасия
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Грибы»

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы »

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти.

Коррекционно-воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

I. Организационный момент

1. -ой ребятки, посмотрите, на какую поляну мы попали с вами! А Давайте соберем только грибы !

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки с грибами (на доске) . Рассказать (уточнить, где растут грибы (в лесу, в чаще, на пеньках, в траве, что готовят из грибов (салат, икру, запеканку, суп) .

Ребята, посмотрите на картинки! Что это такое у нас с вами? Правильно это грибы ! Давайте их назовем (мухомор, поганка- ядовитые грибы , лисички, белый гриб (боровик,опята, сыроежка. Ребята, посмотрите, все знают это дерево? Правильно, это береза. А под ней растет только один гриб , а называется он подберезовик. Давайте скажем это слово : в одну ручку положим-под, в другую береза и соедим. Что у нас получится? –правильно! Подберезовик! А это дерево называется осина и под ним тоже растет только один гриб- подосиновик (аналогично)

Ребятки, А где растут грибы ? А что мы можем приготовить из грибов ?

Посмотрите ребята, гриб можно разделить на части : Это шляпка гриба , а это ножка гриба . (макет)

Игра «Чего не стало?»

Посмотрите ребята на картинки. Давайте еще раз повторим названия грибов ! А сейчас закроем все глазки. Ой ребята…посмотрите. вам не кажется, что здесь что то исчезло? Давайте вспомним какие у нас грибочки были ? Чего здесь не хватает?

Игра с мячом «Один - много»

Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете

говорить много.

Гриб – грибы поганка - поганки

Мухомор – мухоморы лисичка - лисички

Подберезовик-подберезовики

Опенок-опята

Упражнение «Сложи гриб » (из палочек,спичек)

Посмотрите на картинку, возьмите столько палочек, сколько вам понадобится для того, чтобы сложить такой же грибок .

Игра «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый… (мухомор)

Собирай,не мешкай,

Посмотрите-ка,ребятки :

Тут лисички,там опятки.

Ну а это на полянке,

Ядовитые…. (поганки)

Вдоль лесных дорожек,

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Это… (сыроежки)

Физкультминутка «За грибами »

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы » .

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы » .

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы »

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

«Математическая загадка»

Я прочитаю вам загадку, но не простую. Вы послушайте и посчитайте, сколько грибов я нашла .

Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,

Две лисички, боровик и зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов ? У кого ответ готов? (5)

Работа в тетрадях (раскрашивание грибов )

Ребята, вы узнали этот гриб ? Да,верно!это мухомор! Давайте мы с вами его раскрасим! А какие цета нам понадобятся? Ребята, а мухомор какой гриб (сьедобный\несьедобный)

Какого цвета мы раскрасим шляпку?

Ваши пальчики устали! Давайте проведем для них зарядку!

Пальчиковая гимнастика «Грибы »

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать .

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Составление описательных рассказов о грибах .

Где растет?

Строение.

Цвет, форма.

Величина.

В каком виде употребляем?

III. Окончание занятия

О чем мы с вами сегодня говорили?

О каких грибах узнали ? Какими они бывают?

Где они растут?

Из каких частей состоят грибы ?

Вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии .

Задание воспитателям :

1. Закрепление грибов , их разновидностей.

2. Закрепление новых слов : подосиновик, подберезовик.

3. Закрепление «Где растут грибы

4. Закрепление «Что можно приготовить из грибов

5. Закрепление структуры гриба .

Публикации по теме:

Тема: «Игрушки» (старшая группа) Цель: формирование представлений об игрушках. Задачи: образовательные: уточнить, расширить и активизировать.

Конспект комплексного логопедического занятия для детей с ОНР и ФФН 5–6 лет по лексической теме «Водоплавающие птицы» Цель: 1. Формирования связной речи. Задачи: 1) коррекционно-образовательные: - актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.

Посуда. Задачи: 1. Уточнить и активизировать словарь по теме. 2. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах,.

Конспект НОД в подготовительной группе по лексической теме «Лес. Грибы, деревья» Интеграция образовательных областей: речевое; социально-коммуникативное; художественно эстетическое. Ход НОД: Самомассаж лица. (массаж выполняется.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.