Лопатинский фосфоритный рудник. Лопатинские карьеры. Растительность и животные

Многоковшовые экскаваторы, фото Татьяны Воробьевой

“Эльбрус”, фото В. Завьялова, апрель 2011

"Белая гора", фото Антона Сорокина

“Байкал”

Вид с "Эльбруса"

Срытый "Эльбрус" и ласточкины гнезда

Спуск с верхней дороги на нижнюю (X17-X18)

Тропа в лесу у Шиферной

Многоковшовые экскаваторы (не на маршруте), фото Татьяны Воробьевой

Многоковшовые экскаваторы (не на маршруте), фото Татьяны Воробьевой

Многоковшовые экскаваторы (не на маршруте), фото Татьяны Воробьевой

Показать все 25 фотографий

Маршрут замечателен, прежде всего, красивыми объектами, созданными в сотрудничестве человека и природы на обширной территории Лопатинского фосфоритного рудника – рекультивированных фосфоритных карьеров к востоку от г. Воскресенск. Лопатинский рудник – крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Первые разработки начались в 1930-х гг., а наиболее активная добыча – в 1960-х. На карьерах работали огромные монстры – абзетцеры (многоковшовые экскаваторы).

Последние из этих машин еще можно наблюдать, в том числе и в работе, на действующем карьере №12 (точка для наблюдения ABSETZER, в 3 км к югу от маршрута).

Вся остальная территория рудника ныне не действует. Гряды и желоба заровняли и засадили сосновыми посадками. Теперь там очень красивый и интересный ландшафт: плоские равнины и пологие холмы, покрытые чистым и легко проходимым сосновым лесом, неожиданно перемежаются высокими песчаными буграми, крутыми склонами гряд и желобов. Многочисленные понижения заполнились водой и образовали озёра самых разных размеров и форм. На озёра приезжают загорать и купаться отдыхающие, а необычный ландшафт бывших карьеров привлекает туристов и организаторов спортивных соревнований. В районе Лопатинских карьеров проводились соревнования по ориентированию (в том числе, велосипедному), такие, как One Man Relay, ММБ, Bike-Off-Road. Предлагаемый вам маршрут Трофимово – Шиферная является одним из любимых беговых и лыжных маршрутов группы Дмитриева. Два наиболее заметных объекта на маршруте за свою характерную форму получили в узком кругу туристов громкие собственные имена: озеро “Байкал” и гора “Эльбрус” (сейчас от него уже срыли большой кусок).

Другие объекты, связанные с производством минеральных удобрений: стела в пос. Фосфоритный, посвящённая добыче фосфоритов (точка STELA), горы-отвалы из фосфогипса: Белая (BEL-GORA, видна с Осташовского поля) и заросшая Зеленая (ZEL-GORA видна из Шиферной). Белая гора (Полигон №2 “Лопатинский”) – это склад отходов производства фосфорной кислоты. Имеет высоту 80 метров и поперечник 700 метров. Хорошо заметна с окрестных полей и даже с самолёта, если вылетать из Москвы в восточном направлении. Находится в сфере внимания экологов, так как является источником загрязнения окружающей среды: частички фосфогипса развеиваются ветром и вымываются водой. До недавнего времени Белая гора активно посещалась туристами и фотографами, сейчас объект находится под охраной.

Растительность и животные

В районе Лопатинского рудника основная порода леса – сосна, которой засажены бывшие карьеры. Заболоченные понижения заросли березой. Остальной лес – смешанный (сосна, ель, осина, береза, дуб). На полянах, опушках и возле дороги много земляники.

На маршруте можно встретить характерных для Подмосковья животных: кабанов, лосей, зайцев, бобров, а в сосновом лесу – белок.

Важно знать

Ограничения и особенности

Время прохождения пешком в спокойном темпе составляет 12 ходовых часов (2-3 дня).

Существенная часть маршрута проходит по хорошим песчаным дорогам, но также имеется много заболоченных участков и луж, проходов по колее в высокой траве.

В лесах на участке от пл. Трофимово до пересечения с шоссе А-108 имеются очаги поражения елового леса короедом-типографом: сухостой и труднопроходимые завалы. Встречаются и завалы после ураганов лета 2017г. На маршруте завалы в основном пропилены, но не везде, а в пропиленных проходах могут быть глубокие лужи. На лугах – высокая трава, в том числе, крапива.

По характеру местности маршрут можно разделить на три участка:

  1. Трофимово – Усадище, 9.8 км. В основном леса – суровые, с завалами, болотами, большими лужами на дороге и комарами. Имеется завал на дороге длиной 150м, хотя есть надежда, что он будет расчищен.
  2. Усадище – Фосфоритный, 11.9 км. От Усадища до Лопатинских фосфоритных карьеров идет колея по полю. Есть небольшие заболоченности и участки с высокой травой. В районе фосфоритных карьеров начинаются хорошие песчаные дороги.
  3. Фосфоритный– Шиферная, 15.7км. Хорошие песчаные дороги, с небольшим участком по колее в высокой траве в районе р. Медведка. Наиболее интересная часть маршрута. Здесь расположены основные достопримечательности. Затем тропа идет по лесу и по окраине г. Воскресенск.

Часть маршрута, пролегающая по району Лопатинских карьеров, может быть частично или полностью включена в велосипедный маршрут, но следует учитывать, что на дорогах много песка. Остальные участки не рекомендуются для велосипеда.

Как добраться

Маршрут проложен по Воскресенскому району Московской области между железнодорожными платформами Трофимово и Шиферная Рязанского направления.

Ближайшие города: Воскресенск (~6 км), Егорьевск (~40 км), Москва (~100 км).

До пл. Трофимиво или Шиферная можно доехать на электричке от Москвы-Казанской, время в пути чуть меньше двух часов. При выборе пунктов старта и финиша рекомендуется учитывать расписание: на пл. Трофимово между электричками есть большие перерывы. Также следует учитывать, что участок Москва Казанская – Голутвин, в отличие от всех остальных российских железных дорог, имеет левостороннее движение – будьте внимательны при нахождении рядом с путями и выборе платформы для отъезда.

Недалеко от середины маршрута находится пос. Фосфоритный с регулярным автобусным сообщением на Воскресенск и Егорьевск. Поэтому можно пройти часть маршрута (Трофимово – Фосфоритный, 21.7 км, или Шиферная – Фосфоритный, 15.7 км), уложившись в один день. Также можно уехать на автобусе из дер. Берендино и Осташово. Населенных пунктов непосредственно на маршруте только два: пос. Фосфоритный и микрорайон “Коммуна” (г. Воскресенск), примыкающий к ст. Шиферная.

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекса .

Места для отдыха и ночевок

Для ночевки, отдыха и купания хорошо подходят места на берегах озер: REST1, REST2, REST3, REST4, REST5, GORN-OZERO, PERESHEEK. Также уютное место для ночевки имеется у родника (RODNIK2).

Летом в выходные стоянки у озер могут быть заняты отдыхающими, приехавшими на автомашинах.

Вода

Питьевую воду можно набрать в родниках (RODNIK1, RODNIK2), в ручье (RUCH), условно питьевую – в ручье (ZD1).

Следует учитывать, что вода в озерах фосфоритных карьеров может обладать привкусом. Воду, взятую не из родников, необходимо кипятить.

Поскольку на маршруте имеются длинные участки без питьевой воды, рекомендуется иметь при себе емкости для воды из расчета 2 литра на человека, что позволяет переночевать с ужином и завтраком в любом удобном месте, не привязываясь к воде.

Магазины

Пополнить запасы еды и питья можно в магазинах пос. Фосфоритный.

Не забыть с собой

  • Репеллент и накомарник.
  • Запасы еды и питья .
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от южного (дальнего от Москвы) конца платформы Трофимово до южного (дальнего от Москвы) конца платформы Шиферная. Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): красный скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.

Маркировка дополнена тремя информационными табличками: в начале и в конце маршрута, а также у родника (точка RODNIK2).

Сокращения: ТШ – в направлении Трофимово – Шиферная; ШТ – в направлении Шиферная – Трофимово. Фото Ольги Семенковой, Алины Токмашевой, Александра Тониса. На маршруте очень много перекрестков и развилок дорог. В легенде даны только основные – те, которые необходимы для навигации по маршруту. На остальных перекрестках и развилках следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.

0км (TROFIMOVO). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Трофимово, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы и, не переходя пути, идите по тропинке вдоль них дальше от Москвы, на юг. Будьте осторожны: поезд по ближайшему к вам пути приближается сзади (левостороннее движение!). ШТ: Конец маршрута. Электричка на Москву останавливается у левой платформы (левостороннее движение!).

0.2км. ТШ: Перед мостом через р. Натынка, у километрового столба “84” тропа отходит от путей налево и спускается вниз, к речке. ШТ: Тропа поднимается на ж/д насыпь и идет вдоль путей.

0.25км. ТШ справа/ШТ слева от тропы – труба, из которой бьет вверх вода. Вода не питьевая – выкачивается из р. Натынка. Рядом табличка с информацией о маршруте. И Т-образный перекресток: ТШ направо/ШТ налево уходит дорога. Нам прямо.

Дорога идет по красивому полю с лесополосами, за которыми прячутся канавы. Обходя эти канавы, наш маршрут выписывает S-образную змейку.

0.5км (X01). Т-образная развилка. ТШ: Нам направо, а не прямо. ШТ: Справа приходит дорога. Нам налево.

2км (X02). ТШ: Поляна справа от дороги. В конце ее – развилка: справа приходит дорога. Нам налево. ШТ:

Поляна. При выходе на нее – развилка: левее уходит дорога. Нам направо.

2.2км. Дорога пересекает болото. В этом месте на дороге большая лужа.

2.7км. На дороге большая лужа. Обход осложнен бревнами в траве.

3.8км (X03). Т-образный перекресток. ТШ: Лесная дорога выходит на улучшенную грунтовую дорогу в месте ее поворота. Нам прямо по ней. ШТ: Главная дорога поворачивает направо. Нам прямо, по лесной дороге.

4.3км (X04). Перекресток. ТШ: Наша дорога пересекает асфальт и, становясь асфальтовой, уходит в сторону дер. Щербово. А нам сразу после перекрестка надо направо, по лесной дороге. ШТ: Лесная дорога выходит на асфальт. Нам по нему налево, до перекрестка и дальше по улучшенной грунтовке.

4.5км. Т-образный перекресток. На юг (ТШ направо/ШТ налево) уходит дорога, выводящая на асфальт. Нам прямо. Севернее (ТШ слева/ШТ справа) небольшое озерцо.

4.8км (X05). ТШ: Выход дороги на Щербовское поле. Нам направо. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса. ШТ: Налево в лес уходит дорога, приходящая из дер. Щербово. Нам по ней налево.

5.05км (X06). Развилка. ТШ: Справа из леса приходит разъезженная дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса. ШТ: Дорога поворачивает налево, в лес. Нам дальше вдоль границы леса, по более слабой колее.

5.45км (X07). Развилка. ТШ: Слева, из дер. Щербово приходит дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса.

ШТ: Прямо дорога уходит в Щербово. Нам налево, дальше вдоль границы леса.

5.6км (X08). Развилка. ТШ: Направо, в лес уходит дорога. Нам по ней. ШТ: Выход дороги на Щербовское поле.

Нам налево. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса.

6.45-6.65км. Большая красивая поляна. Местами дорога заболочена.

7.8-7.95км (ZAV-X – ZAV-Y). Суровые завалы поперек дороги – последствия ураганов. Препятствие осложнено большими лужами и болотом. Есть надежда, что проход будет расчищен.

8.45км. Пересечение с ЛЭП. ТШ: Отсюда 0.75 км по прямой до другого пересечения маршрута с этой ЛЭП, до которого по маршруту идти без малого 3 км. Но срезать по ЛЭП не рекомендуем: дороги там нет, есть препятствия в виде травы, кустов и болот. А также нет оборудованного перехода шоссе А-108.

Дорога на этом участке приятная, идет по хорошему сосновому лесу. Правда, ближе к выходу на Усадищевское поле дорога сильно разбита лесовозами.

9.15км (X09). ТШ: Выход дороги на поле, развилка. Прямо дорога идет в Усадище. Нам направо, параллельно границе леса. Начинается большое поле – более 4 км, до самых Лопатинских карьеров. ШТ: Справа, из Усадища приходит наезженная дорога. Нам по ней налево, в лес. Далее лес с небольшими перерывами продолжается почти до пл. Трофимово.

9.4-9.7км. Трудный участок: колея в высокой траве, встречаются крапива и заболоченные участки.

9.73-9.87км. Пересечение шоссе А-108. Настоятельно рекомендуем не нарушать ПДД и перейти А-108 по пешеходному переходу. Это точка A108, в 60м к северо-востоку от выхода маршрута с обеих сторон к шоссе. Там же автобусная остановка “Берендино, трасса”, откуда можно уехать на автобусе в Воскресенск. Или приехать сюда из Воскресенска, если хочется исключить из маршрута трудный участок 1. ТШ: В точке X10 выход полевой колеи на асфальт (заезд в Усадище), почти к А-108. Нам направо, через А-108 и дальше на юго-восток. ШТ: После перехода А-108 отходим от него по асфальту в сторону Усадища и почти сразу (X10) сворачиваем налево, на небольшую дорожку.

10.4км (X11). Развилка. ТШ: Прямо колея уходит к железной дороге и дальше в Берендино. Нам же надо

направо. ШТ: Справа приходит колея. Нам налево, вдоль ЛЭП.

11.05км (REST1). К западу от дороги – небольшой островок соснового леса, пострадавший от низового пожара. Хорошее место для обеда: много дров, рядом в канаве есть вода, а в 100-150 м в сторону железной дороги – хороший ручей.

11.2км (ZD1). Пересечение с железной дорогой – под мостом, вместе с ручьем. При должной сноровке можно перейти, не замочив ног. В ручье можно набрать воды для обеда или ночевки. ТШ: Далее надо повернуть направо, вдоль ж/д, а вскоре (X12) – налево.

12.7км. С поля открывается вид на Белую гору (BEL-GORA).

13.1-13.3км (X13-X14). Участок по слабой колее в поле между шоссе и границей леса. Маркировка турами-треногами. Дополнительные ориентиры: ТШ – идти в угол поля; ШТ – идти на две трубы – внезапный кусок индустриального пейзажа среди большого поля.

Точка X14 – граница между большим полем и фосфоритными карьерами.

14.4км (X15). Т-образный перекресток. ТШ: повернуть направо; ШТ: повернуть налево.

14.6км (ELBRUS). Гора “Эльбрус” – высокий двуглавый песчаный бугор посреди открытой равнины и озер. Несколько лет назад он действительно был похож на Эльбрус, но сейчас кусок горы срыли, и вершина видна как двуглавая только с юго-восточной стороны. В обрыве поселились ласточки. Торопитесь посмотреть на это чудо – того и гляди, совсем сроют!

На вершину можно залезть. Наиболее пологий подъем – с северо-запада, по краю обрыва. Сверху открывается завораживающий вид на окрестные озера.

15.95км (REST2). ТШ справа/ШТ слева – стоянка со столом на берегу небольшого озера. Место отдыха. Песчаная дорога вьется по сосновым посадкам среди озер, иногда пересекая протоки между ними, подтапливающие дорогу.

17.5км (X16). Отсюда на 500м к востоку – сложный перекресток большого количества дорог в поле. Надо придерживаться приблизительного генерального направления восток-запад (по магнитному компасу, т.е. плюс 10 градусов восточного склонения), поперек ЛЭП. Ну и следить за флажками из красного скотча на ветках.

19.4км (REST3). ТШ слева/ШТ справа – пляж на берегу озера. Место отдыха и купания.

20км (X17-X18). Крутой ТШ спуск/ШТ подъем по склону между двумя плоскими равнинами. Будьте внимательны, и в X17, и в X18 – очень резкие повороты, больше 90 градусов.

20.4км. ТШ слева/ШТ справа – свежий карьер с крутыми, местами почти отвесными песчаными стенами.

20.8км (X19). ТШ: Сход с дороги направо по слабозаметной тропе. ШТ: Тропа выходит на хорошую дорогу. Нам по ней налево.

20.95км (ZD2). Пересекаем однопутную железную дорогу. Здесь со ст. Рудниковская курсирует несколько электричек в день между Егорьевском и Воскресенском, в основном в выходные дни.

21.05км (X20). ТШ: Входим в пос. Фосфоритный и продолжаем движение на юг по улице, которая вскоре

поворачивает налево (хочется срезать петлю трека и пройти прямо, но нельзя: путь преграждает частное владение), а в точке X21 снова направо. ШТ: Выходим из Фосфоритного по тропе – продолжению повернувшей направо улицы.

21.65км (X22). ТШ: Улица выходит на шоссе Егорьевск – Воскресенск. Надо пересечь его по пешеходному переходу, расположенному правее (ZEBRA+BUS), и продолжить по той стороне движение по тропе вдоль шоссе на запад. Здесь же и автобусная остановка “Стадион”, с которой можно быстро уехать в Воскресенск или Егорьевск. ШТ: Пересекаем шоссе по пешеходному переходу (ZEBRA+BUS) и почти сразу сворачиваем с шоссе налево. Дальше в точке X21 снова поворачиваем налево, а потом вместе с улицей направо.

21.8км (STELA). Стела, посвященная добыче фосфоритов. С другой стороны – стадион.

21.95-22.05км (X23-X24). Налево по улице поселка и при первой возможности снова направо, на тропу.

22.25км (X25). ТШ: Тропа вливается в дорогу. Нам дальше по ней. ШТ: Свернуть левее, по тропе.

22.6км (RODNIK1). К юго-востоку от дороги (ТШ слева/ШТ справа) родник. Место отдыха и набора воды. Там же озеро в старом карьере, заросшее ряской.

22.75км (X26). Сложный перекресток пяти дорог. Нам ТШ налево/ШТ направо.

Дорога идет по сосновому лесу на возвышенности, затем спускается в долину Медведки (ТШ).

23.45км (X27). Т-образный перекресток. Нам ТШ направо/ШТ налево. Рядом забавный бугор.

23.9км (MEDVEDKA). Старый мостик через р. Медведка. Бревна скользкие!

До и после мостика тропа идет в высокой траве и местами заболочена.

24.6км (RODNIK2). ТШ слева/ШТ справа от тропы – родник в овраге. Рядом уютное место для ночевки.

24.65км (X28). Т-образный перекресток на небольшой поляне. ТШ: Тропа выходит на дорогу. Нам по ней направо. ШТ: От дороги налево уходит слабозаметная заросшая тропа. Нам по ней.

24.95км (X29). Развилка дорог. ТШ: Справа сзади приходит дорога. Нам прямо. ШТ: Основная дорога уходит правее. Нам по левой дороге.

25.4км (REST4). ТШ налево/ШТ направо назад отходит дорога к северной оконечности озера “Байкал”. Там есть хорошее место для отдыха и ночевки.

26.35-28км (X30-X35). На этом участке маршрут проложен углами по дорогам в сосновых посадках. Правые и левые повороты чередуются.

28км (X35). Поворот к месту отдыха и купания на берегу “Байкала”. Есть стол.

28.1км-29.4км (X37-X40). Прямая просека по плавным сосновым холмам. В точках X38 и X39 – пересечения с дорогами под острым углом. Сосны растут стройными рядами. Осенью там очень много маслят. Хотя стоит ли собирать их, выросших на обогащенной фосфатами почве, – вопрос.

29.4км (X40). Развилка дороги и просеки под острым углом. ТШ: Нам дальше по дороге. ШТ: Нам левее, по просеке.

29.6км (X41). Развилка. Надо держаться ТШ левее/ШТ правее.

29.85км (X42). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее.

29.95км (GORN-OZERO). Дорога поднимается на вершину холма (с восточной стороны – сквозь выемку). В 50 метрах к югу – прекрасное место отдыха: поляна с видом на горное озеро, блестящее внизу.

30.35км (CAR). Забавный артефакт: ржавый сожженный автомобиль на просеке.

30.95км (X43). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее. Песчаная дорога все идет через ровные ряды сосновых посадок. Ее регулярно пересекают другие такие же дороги – просеки в посадках.

32.15км (X44). Перекресток, на котором надо повернуть ТШнаправо/ШТ налево.

32.6км (PERESHEEK). Перешеек между озерами – ворота фосфоритных карьеров. Здесь граница между ними и лесом у Шиферной. На озерах можно купаться. Много мест для отдыха и ночевки.

33.25км (RUCH). Тропа пересекает ручей в овраге. Здесь можно набрать воды, если ручей не пересох.

33.25-34.95км (RUCH-X45). Тропа идет по прямой просеке, пересекая в точке ZD3 (34.7км) местную ж/д ветку. На тропе встречаются заболоченные места, а после сильных осадков, судя по рассказам, некоторые участки могут быть даже подтоплены.

34.95км (X45). Развилка. Основная, она же маркированная тропа ТШ уходит с просеки налево/ШТ приходит на просеку справа.

35.45-36.65км. Маршрут проходит по хорошей грунтовой дороге.

36.45км (X46). Развилка на границе микрорайона “Коммуна”. ТШ: Входим в поселок. ШТ: Входим в лес.

36.65-37.05км. Маршрут проходит по улице поселка.

37.05км (X47). Надо пересечь под острым углом улицу и двигаться дальше вперед.

37.07-37.2км (X47-X48). Маршрут проходит по тропе, срезающей угол между улицами.

37.2-37.35км (X48-X49). Идем по улице параллельно железной дороге. В точке X49 – табличка с информацией о маршруте и ТШ начало/ШТ конец маркировки.

37.4км (SHIFERN). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Шиферная, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Конец маршрута. Касса на островной платформе (на Москву), магазин есть в 200 м от противоположного конца платформы. ШТ: Начало маршрута. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы, перейдите, если надо, на левую сторону (если Шиферная – не конечная остановка для электрички, то переходить не надо) и выйдите по тропинке на улицу поселка. Будьте осторожны: на ж/д левостороннее движение!

Информационная справка
Несколько сот милиионов лет назад на месте нынешней Московской области простиралось море, в котором среди прочей живности обитали хищные рептилии и причудливо скрученные в раковины аммониты. Те времена давно прошли, о них напоминают лишь меловые отложения, которые выходят на поверхность недалеко от Москвы, создавая удобные условия для добычи фосфоритов.

Лопатинский рудник является частью Егорьевского фосфоритного месторождения. Месторождение открыли в двадцатых годах прошлого века (в то время велась активная разведка), и уже в 1932 году началась добыча. Уникальность заложения заключалась в мягкости пород и поверхностном типе заложения, которое не требовало рытья шахт, однако обуславливало применение специальной техники для добычи - циклопических размеров многоковшовых экскаваторов ("абзетцеров").

находки Лопатинского рудника - фото сайта ammonit.ru

Абзетцеров бывает великое множество - выбор той или иной модификации диктуется условиями добычи. В Егорьевском месторождении использовали три вида и если вы родились не в шахтерском городке, сейчас вам станет интересно.

Первый вид абзетцеров двигался на гусеницах. Представьте себе махину высотой с добротный трехэтажный дом, которая движется подобно танку. Впечатляет? Второй вид был еще круче - это был пятиэтажный дом, достигавший в длину 150 метров, двигавшийся по рельсам, и вдобавок снабженный путепередвигателем для самостоятельного передвижения рельс. Третий вид был поскромнее - 6-7 метров в высоту (чаще всего это так называемый "драглайн" - однковшовый экскаватор), но этот малый был снабжен шагающим ходом.

Посмотреть на всю эту невероятную технику - было первой причиной за которой мы собрались на Лопатинский рудник.

Вторая причина заключалась в уникальном ландшафте тех мест. Тут стоит сказать несколько слов о том, как происходит добыча фосфоритов многоковшовыми экскаваторами. Карьер рудника это длинная (от 0,5 до 5 км) глубокая ступенчатая траншея, по одной из ступеней которой движется абзетцер (либо гусеничным ходом, либо проложены рельсы). Параллельно ему проложен второй ряд рельсов - по ним движется вагонеточный состав. "Многоковшовым" абзетцер называют по той причине, что в своем составе он имеет многоковшовую ленту, которая вскрывает относительно мягкую породу и по длинной стреле (до 70 метров) сбрасывает их в вагонетки состава.

фото с сайта dustyroads.narod.ru

Достигнув конца траншеи, абзетцер вместе с рельсами переходит на параллельную сторону карьера и добыча начинается с начала. В результате такой разработки получались длинные параллельные трашеи, шириной от 50 до 100 метров, глубиной до 50 метров и протяженностью до 5 километров. После выработки, карьер затапливали, а его берега засаживали параллельными рядами сосен. Иногда карьеры засыпали, образуя обширные песчаные поля, которые также засаживались ровными рядами сосен.

Можете себе представить насколько невероятный ландшафт сформировался за 70 с лишним лет добычи? - Десятки глубоких параллельных друг другу вытянутых озер с кристалльно чистой водой, ровные ряды высоких сосен, и все это, если взглянуть на спутниковую карту, расположено в невероятном геометрическом рисунке! Все это делает Егорьевское местопрождение одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье.

Сегодня Лопатинский рудник по большей части заброшен. Многие старые карьеры засыпаны, или затоплены. Техника брошена, заржавела и большей частью разобрана и вывезена. Фосфориты в основном добывались для нужд сельского хозяйства, и с развалом СССР данный вид удобрений оказался невостребованным по причине повсеместной стагнации посевных работ. Семь из восьми карьеров закрылись, последний оставшийся сегодня используется для добычи песка и тоже уже находится за гранью вымирания.
--

Наши приключения
Уже не вспомню как родилась идея побывать на Лопатинском руднике. Я и о месте-то таком не слыхивал. Но помню, что когда впервые увидел фотографии гигантских стальных рудодобывающих монстров в справочнике достопримечательностей Подмосковья, загорелся все это увидеть своими глазами.

Идея несколько месяцев то возникала на повестке, то забывалась, ждали подходящей погоды. И вот такой день настал. Светило яркое солнце, воздух прогрелся настолько, что можно было купаться. Календарь показывал 8 мая, шел 2010-й год.

Как обычно, никаких особых предварительных приготовлений - посмотрели карты, наметили маршрут, забросили в машину фототехнику и направились в сторону Воскресенска. Собралось нас трое - Макс, Маша и я. В тот день ранним утром я купил новый широкоугольный объектив - Tokina 11-16 f/2.8, лучшего случая обстрелять технику было и не придумать.

Было не до конца понятно как пробиваться на территорию карьера, поэтому всю дорогу пока Макс крутил баранку я с телефона гуглил карты. Решено было добраться до Воскресенска, въехать в город, проследовать до его южной окончености и попробовать попасть на территорию заброшенных карьеров через микрорайон "Южная часть" и деревню "Новоселки". Дорогу до места назначения частично опущу - ничего интересного)

Воскресенск оказался очень нестандартным городом, что и обусловило некоторые сложности при возвращении обратно (указатели на Москву отсутствуют как вид). Воскресенск расположен на реке Москве, в 80 км к юго-востоку от столицы. Город имеет сложную планировочную структуру, состоящую из шести обособленных жилых образований, разделённых промышленно-складскими зонами, транспортными трубопроводами и притоками Москвы-реки. Промышленных образований не просто много, а невероятного много, весь город буквально напичкан химическими заводами.

Проезжаем город, минуем последний железнодорожный переезд и...

Поскребывая днищем машины по колдобинам и почти "на брюхе", мы выбираемся на широкую карьерную дорогу, по которой время от времени проносятся МАЗы, и делаем нашу первую остановку.

Обратите внимание, на спутниковом снимке рядом с местом остановки располагается ряд небольших параллельных друг другу "надрезов", как будто кто-то царапнул когтистой лапой. Это небольшой затопленный карьер.

День стоял погожий и жаркий, поэтому местные дачники вовсю там купались. Мы же с интересом знакомились с первым карьерным представителем. На снимке ниже - вышеупомянутый карьер.

Заполненные водой траншеи перемежаются горками высотой 3-4 метра.

Их облюбовали большущие муравьи, превратив в гигантские муравейники. Мы эту фишку сразу не просекли, поэтому через какое-то время каждый на своей штанине наблюдал от полусотни очень шустрых и больших особей. Это были зверские твари, стоило на несколько секунд замереть, и они уже лезли по тебе, как Суворовцы на штурм Измаила.

Надо ли говорить, что дороги были отвратительные?

Куда дальше ехать мы не знали, однако бегло осмотрев местность приняли, как впоследствии оказалось, правильное решение и двинулись по раскатанной карьерной дороге на север. Такой роскошной спутниковой навигации с красными стрелками, как у вас сейчас, у нас не было) Вскоре состоялась вторая остановка у непонятного скопления техники и людей, которое оказалось КПП, мы встали на стоянку, как позже выяснилось - уже до самого вечера.

Первое, что встречает тебя на кпп - запчасти. Чем-то напоминает черепа на входе в пещеру людоеда.

А это уже характерный карьерный ландшафт - песок, невысокая поросль и следы больших грузовиков на широких дорогах. Деревья вырастают на местах, где раньше стояла техника, или на засыпанных местах выработки.

Начало затопленного карьера протяженностью несколько километров. Его хорошо видно на спутниковой карте - длинная прямая линия.

Собственно, мы достигли финальной точки маршрута. Где-то совсем рядом должны были стоять гигансткие монстроподобные абзетцеры:

Однако нас ждало разочарование. Вместо абзетцеров мы обнаружили следы выемки грунта...

И следы когда-то здесь стоявших гигантов.

Позже в сети я прочитал, что их распилили и отправили в утиль.

Вот так выглядели эти "последние из магикан" (сходство пейзажа на фото легко угадывается несмотря на разницу во времени года):

Фото позаимствовано с сайта odintsovo.info

Делать было нечего, своей цели мы не достигли. Однако судя по карте, в нескольких километрах пути должен был быть большой действующий карьер. Сохранялась небольшая надежда, что там найдется что-то интересное.

Вот так мы шли.

А вот так вязли в с виду безобидной почве. Затрудняюсь сказать почему я был в тот день в замшевых туфлях.

Параллельно дороге были проложены ржавые металлические рельсы. Раньше по ним ходил вагонеточный состав, доставляя руду из действующего карьера к КПП. На спутниковых снимках даже видно сам движущийся состав. Ландашафт тех мест во-истину уникальный! Мелкая поросль и песок сменяются мощными лесами.

Встречаются болота.

По ходу пути в дороге зияла вот такая дыра. Внутри крылось более двух метров пустоты, из которой начинала выбиваться самая настоящая ель! Очень занятно. Если не знать - можно здорово "попасть".

Забегая вперед, скажу, что абзетцер мы все таки нашли. Он сохранился в последнем действующем карьере и по слухам скоро также канет в лету.

По мере пути лес заканчивался и уступал место карьеру.

Дорога очень хактерно перекрывала рельсы, вагонеточный состав, видимо, давно не на ходу.

И тут из-за угла показались абзетцеры. Зрелище завораживало! Ведь мы до последнего не знали, уцелел ли последний абзетцер, или тоже пошел под нож (ключ, тесак, пилу - по выбору).
Оцените кривизну и разброс рельс. Говорят, состав с выработкой часто переворачивался в пути.

Еще несколько техногенных кадров для создания настроения окрестных мест.

Везде под ногами был тонкий слой рассыпчатого песка. От подошв оставались вот такие харктерные следы.

И перед нами раскинулся карьер..

Довольные лица:

Панорамный взгляд на карьер.

По дну ручья бежала самая настоящая пересыхающая речка.

По моей просьбе Маша позировала.

Макс в кадре для оценки размера карьеров.

Немного местной растительности.

В момент публикации этого отчета вновь и вновь листал карточки, пытаясь сократить их количество, и понимал, что не могу.

Вид был настолько сюррелиастичным, казалось это не карьер, а фантастический фильм со вставками марсианских пейзажей.

По ощущениям, раньше воды здесь было куда больше, но потом он высохла под лучами солнца, и образовала на поверхности песка тонкую корочку. Остаки воды, струясь изо дня в день, выточили себе русло в песчаных берегах. Наступаешь, и ноги с хрустом постепенно уходят в песок.

Цвет песка и глины поминутно менялся - от белого и желтого, до красного и черного.

Попадались и совсем неожиданные формы.

Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 - последний в радиусе 300км от Москвы зверь такого масштаба.

Вскрытая повсеместно вокруг глина имеет невероятно яркий окрас, что обуславливает цвет окружающих вод.

Takraf Ers 710 опирается на землю восемью гусеницами - каждая высотой в человеческий рост, а внутренняя часть это несколько этажей внушительных механизмов и опоясывающих коридоров.

Одноковшовый драглайн. Использовался для подъема песка из карьера. Объем ковша - 11 кубов.

Подойти к стальным монстрам оказалось не так-то просто. Между ними и нами легла затопленная водой траншея, простиравшаяся вправо на несколько колиметров. Пришлось спускаться в ближайший изолированный от трашеи карьер и переправляться через более скромную речку.

Вокруг были разбросаны коряги, поэтому переправа казалась не очень трудной задачей.

Многокилометровая траншея - результат прохода абзетцера.

Этот ковш размером с кузов грузовика.

Закидывался он вот такой стрелой. Похоже на спининг.

Большая игрушка, да? У меня в детстве была такая, я рулил добычей песка в песочнице. С тех пор осталась нереализованная мечта - "мама, купи черпалку!".

В Лопатинском руднике все признаки гигантомании. Чувствуешь себя на порядок ниже и вообще меньше.

В основе драглайна можно увидеть большой круг.

Это гигантский подшипник. Он управляет двумя плавникообразными ногами,пользуясь которыми этот кран шагает.

А вот и ноги.

Еще одна!

Рядом с драглайном стоит уже знакомый абзетцер.

Питается он от вот такого трансформатора. Трансформатор жужжал, а в абзетцере сидел сторож. Так что техника действующая, пытаться ее "угнать" бесполезно - через час она еще будет в пределах видимости:)

Стрела снабжена отдельной кабиной. Впечатляет, да? Как большой космический корабль из сериала "Вавилон-5", или как кухонный комбайн - все в одном. Кому что ближе.

"Не стой под стрелой!"

Панорама из трех кадров. Целиком с близкого расстояния он никак в кадр не влезает.

А это домик станционного смотрителя сторожа. "По моим мозгам" - как говорят пантийские греки - довольно мило.

Вот такой вот он - абзетцер.

Управляют агрегатом два оператора: один контролирует добычу породы (основной командный пункт), а второй - ее отгрузку в железнодорожный состав (кабина на стреле).

Ж/д пути из-за постоянного движения техники по карьеру приходилось часто передвигать, для чего поблизости дежурил собственный рельсоукладчик.

Фото с обложки.

На фото Макс демонстирует всепроникаемость местного песка.
Он еще не видит какое чудище приближается к нему за спиной (шутка).

Надеюсь, я не очень вас утомил своим рассказаом и обилием карточек. Я честно пытался сократить их количество - с 300 до 78.
При подготовке статьи использованы материалы Википедии, Большой Советской Энциклопедии, инженерных справочников, а также статей и очерков сети Интернет.

фоткал меня Макс

Бонус
Напоследок, бонус для самых внимательных читателей.

Видеоролик в ускоренном режиме демонстирует проходит абзетцера через ж/д пути. Позволяет оценить циклопичность и неповоротливость, а также противоугонные свойства абзетцера.

Лопатинский (также Воскресенский или Егорьевский) рудник расположен к востоку от Воскресенска, он занимает весьма обширную территорию, хотя большая её часть - старые выработки, на которых теперь расположились дачные конгломераты и посёлки коттеджей. По состоянию на сентябрь 2016 года разработки ведутся только на одном участке бывшего добывающего гиганта - участке №12. Здесь сохранилось два последних экскаватора - шагающий одноковшовый и многоковшовый (абзетцер). Но и эта условная добыча снимает лишь верхний слой песков для использования в качестве строительного материала.

Дорога к участку №12


Фосфориты являются важными химическими соединениями для сельского хозяйства, так как без фосфорсодержащих соединений практически нереально вырастить разумный урожай любой сельскохозяйственной культуры. Разработки в Лопатинском руднике начались в 1930-е годы, их размах обуславливался возможностью интенсивной открытой добычи. В середине 1990-х вся техника рудников пошла под резаки на металлолом, добыча фактически остановилась. По рассказам пенсионеров был разрезан и один новый абзетцер, даже не смонтированный. Так ли это - можно, наверное, выяснить, но недосуг. И без того ясно, что перспективы оставшихся "динозавров" весьма нерадостны - рудник живёт одним днём, не надеясь на какое-либо развитие.


Передвижная железная дорога, связывающая участок с основными ветками железнодорожных путей



Путешествие на Лопатинский рудник интересно по нескольким причинам. Во-первых, на месте выработок, засаженных сосновыми лесами, сложился уникальный чистый микроклимат, в лесах просто приятно погулять. Во-вторых, в результате послойного снятия и перевалки грунта на равнинных участках разработок образовались диковинные, почти "инопланетные" ландшафты, и для фотографов, любящих небанальные съёмки здесь настоящее раздолье. В-третьих, увидеть работающий многоковшовый экскаватор достаточно любопытно даже для людей, несведуших в технике. Мощная машина, хотя и походит на декорацию к антиутопическому и постапокалиптическому кино, ещё способна на слаженную и грандиозную работу. А в-четвёртых, где ещё найти место для медитаций в духе "Сталкера"?

Поездка на Лопатинский рудник полезна и школьникам - для их понимания, что такое большие машины, и так ли всё просто в их создании и работе, как об этом пишут в учебниках.


Ровная песчаная дорога - результат работы шагающего экскаватора, снявшего верхний слой грунта



Дно вырытых каналов заполняется водой, красный цвет которой - показатель высокого содержания соединений железа.



Здесь прошли большие машины. Некогда в фантастике были популярны сюжеты о переделке иных планет, так называемом терраформировании. А далеко летать не надо - все давно реализовано на родной планете.


Железная дорога - стопроцентно железная в таком исполнении. Рельсы прочно крепятся к железным шпалам - а сами шпалы могут перемещаться в перпендикулярном рельсам направлении. Дорогу можно перекладывать, немного изгибать и подстраивать под нужды рудника.


Островок бело-серого песка - это и есть фосфоритосодержащая порода. Опасения некоторых экскурсантов относительно безопасности лопатинских песков лишены какого бы то ни было основания. Фосфоритные пески - естественное, природное образование, с ними можно играть, в них можно закапываться, от них нет испарений, выделений и всех тех страшилок, которыми любят морочить людям головы иные невежественные экологи.


Но внешний вид озерца на дне карьера может, конечно, вызывать чувство инстинктивной тревоги.






Разработка ведётся изогнутыми полосами. Сначала снимается верхняя часть грунта, которую ссыпают на уже пройденное место, затем "поэтажно" выбирается основная порода. Завершённые выработки выглядят со спутников как сложные "веера" из лесных полос и каналов с водой. В советские времена все отработанные карьеры засаживались сосновыми лесами.


Впереди последние живые "динозавры" Лопатинского рудника.






Экскаваторы заметны издалека, и их размеры могут обмануть не привыкших к равнинным расстояниям горожан. За счёт масштабов машин кажется, что они ближе, чем есть на самом деле.


Железная дорога просто лежит на песке.



Для поездки на рудник лучше выбирать хорошую и ясную погоду, но и в пасмурный день снимки получаются и эффектными, и торжественными, и атмосферными.



Шагающий экскаватор производства НКМЗ (Новокраматорского машиностроительного завода, ранее СССР, теперь Украина). НКМЗ - один из крупнейших заводов тяжёлого машиностроения в мире, на момент создания такие экскаваторы были инновационной и фантастической техникой.


Шагающая "нога", позволяющая экскаватору перемещаться по грунту.


Крепление стрелы экскаватора


"Фасад" экскаватора с кабиной машиниста


Таблица сигналов. Начало работы - один длинный, шагание - два длинных, поворот - два коротких, экстренная остановка - многократные короткие сигналы.


Длина стрелы 70 метров, угол наклона 45 градусов. Верхняя техническая площадка находится на высоте 40 метров.


В сентябре 2016 года шагающий экскаватор НКМЗ не работал. Будут ли его ремонтировать - неизвестно.


Скорость и масштабы добычи песков, а также специфика грунта таковы, что железная дорога - единственный адекватный вариант вывоза песков.


Маневровый тепловоз серии ТЭМ2У, разработка и производство Брянского машиностроительного завода. Модификация тепловозов ТЭМ2 с улучшенной конструкцией дизель-генератора и рессорного подвешивания. Мощность дизельного двигателя - 1200 л.с.


Это не в галактике "Кин-дза-дза". Это в Млечном Пути, на планете Земля.
Обратите внимание на кабель, неприметно лежащий на песке. Это единственная линия снабжения многоковшового экскаватора. Напряжение 6000 вольт.


Передвигатель железнодорожных путей. Производство компании TAKRAF (ГДР, затем ФРГ), поставлялся в комплекте с многоковшовым экскаватором.



Многоковшовый экскаватор (абзетцер) TAKRAF ERs 710 готов к работе. Впереди справа - цепная стрела для забора грунта, сзади слева - стрела для погрузки песка на думпкары. (Думпкар - грузовая платформа с бортами для перевозки сыпучих материалов и продуктов.) По некоторым данным этот абзетцер был поставлен на Лопатинские рудники одним из последних в 1990 году. Другие источники утверждают, что он работает с середины 1980-х. Как бы там ни было, машина трудится не меньше четверти века.




Принцип многоковшовой выборки породы возможен только для сыпучих и мягких песчаных грунтов. Высокая производительность такого способа добычи определяется послойным и быстрым снятием породы с возможностью её немедленной погрузки. Добыча может быть организована и в круглосуточном, безостановочном режиме лишь с техническими перерывами на эксплуатационное обслуживание абзетцера.




TAKRAF (TAgebergbau-Ausrustungen, KRAne und Forderanlagen) - немецкий концерн, специализирующийся на разработке и производстве горно-рудного, карьерного оборудования и грузоподъёмных машин. Для Лопатинского рудника компания поставила по разным источникам от 3 до 8 разных машин, по крайней мере две из которых были абзетцерами.





Ёмкость каждого ковша - 700 литров. Всего ковшей в цепи - 36.


Блоки и тросы


Система тросов обеспечивает определённую гибкость цепи с ковшами, что позволяет максимально эффективно забирать песок каждым ковшом.



Конвейерная стрела для загрузки на думпкары.


По дну основного модуля абзетцера проходят многочисленные трассы электрических кабелей - разводка питания для каждого основного и вспомогательного двигателя, которых в машине изрядное количество.




Вращающийся двойной ковш на погрузке нужен для предотвращения просыпания песка в промежутке между вагонами.


Экскаватор перемещается на 4 гиганских гусеничных системах. Конвейерная стрела поворачивается независимо от основного модуля и цепи ковшей.


Пора в обратный путь.




Фото, текст - Селянинова Татьяна, 2016 год
Фототур организован Денисом Кабановым

Лопатинский рудник занимает обширную территорию к востоку от города Воскресенска, которая, с известной долей условности, может быть названа ромбом с вершинами в поселках Лопатинском и Фосфоритном и в деревнях Максимовской и Бернякове. Большая его часть, на первый взгляд, на рудник совершенно не похожа. Местность здесь вообще слабо похожа на что-либо еще в средней полосе России - странные песчаные пустыни; разноцветные - черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте... Все это - следы еще недавней бурной деятельности человека. Все это - не более чем гигантские заброшенные карьеры Лопатинского рудника.
Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась в августе 1932 года и продолжалась вплоть до 1993 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Многоковшовый экскаватор - удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов - двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать "приставным" шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой - путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
Только не забудьте, с визитом стоит поторопиться, так как огромных механических динозавров постепенно разбирают на металлолом. Но даже и после демонтажа последней техники Лопатинские карьеры благодаря неземным пейзажам останутся весьма примечательным местом.


Лопатинский Рудник.

Всего каких-то 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода, когда на территории нынешней Московской области простиралось бескрайнее море, здесь во множестве обитали закрученные в свои раковины немногословные аммониты, ныряли и резвились шустрые зубастые ихтиозавры.
Всего каких-то 15 лет назад, когда доисторическая живность давно уже сошла с арены истории, здесь еще обитала колония огромных экскаваторов. Стальные чудовища, жадно вгрызались в донные пески древнего моря и с грохотом наполняли продуктами своей жизнедеятельности бесконечные железнодорожные составы.
Времена и тех, и других монстров безвозвратно ушли, чудища, как и положено динозаврам, вымерли, но если органические скелеты первых обнаружить, порой, еще можно, то металлическим скелетам вторых уже назначено последнее свидание с плавильной печью.
Карьеры Лопатинского рудника – место для Подмосковья уникальное. Здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры. Точнее, водные ящеры – ихтиозавры. Было время, целые скелеты этих доисторических существ перемалывались мощными ковшами рудничных экскаваторов. Дела до них никому особого не было – разрабатывалось месторождение не динозавров, а фосфоритов. Динозавры, впрочем, попадались не так уж и часто. Другое дело – живность помельче. Достаточно было копнуть буквально в произвольном месте отвала, чтобы обнаружить какую-нибудь доисторическую раковину. Одних аммонитов в Лопатинских карьерах найдено более 35, а двустворок - более 45 видов, плюс к этому - белемниты, брахиоподы, губки, морские ежи…
Полный список ископаемой живности (в основном, юрского периода) насчитывает почти 150 различных наименований! Научная общественность била тревогу – под ковшами экскаваторов погибал настоящий «Парк Юрского Периода». Но то, что было не под силу остановить «гнилой интеллигенции», оказалось элементарной задачей для «новой рыночной экономики».
Как-то вдруг, совершенно неожиданно, получилось, что одно из крупнейших в Европе месторождений ценнейшей для сельского хозяйства субстанции (фосфоритов) оказалось решительно нерентабельным. Поражающая размерами и сложностью техника, зачастую импортная, как выяснилось, годится лишь на металлолом. Так, в результате очередного изменения климата – на этот раз, экономического – в Подмосковье вымерло еще одно, новейшее, поколение динозавров, с виду гораздо более надежных и долговечных, чем их предшественники.
Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась уже в августе 1932 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов – двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой – путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
НКМЗ (Новокраматорский Машиностроительный Завод) начал работу в Донецкой области в 1934 году и сейчас является крупнейшим изготовителем горнодобывающего оборудования в Украине. Название модели ЭШ-11/70, расшифровывается: ЭШ – электрический шагающий, 11 – обьем ковша (куб.м.), 70 – длинна стрелы в метрах. Рабочий вес, около 700 тонн. Машина применяется для вскрышных работ, удаляя верхние слои почвы и освобождая тем самым, доступ к полезным ископаемым для многоковшового коллеги. Самый большой из работающих сейчас драглайнов в России – ЭШ 65.100, массой более пяти тысяч тонн, трудится в Азейском угольном разрезе (Иркутская область). В Мире, крупнейшим из действующих обьектов, является, запущенный в строй в 2000 году, в Австралии – Bucyrus 2570WS, обьем ковша 120 кубических метров, а масса более 7-ми тысяч тонн. Абсолютный же рекорд, среди одноковшовых экскаваторов, принадлежит другому проекту компании Bucyrus – 4250W Big Muskie. Гигант, созданный в 1969 году для угольного разреза в штате Огайо, зачерпывал аж 168 кубометров породы и весил около 13500 тонн! После выработки карьера в 2000 году, его демонтировали, оставив целым лишь ковш, как экспонат для туристов.
Компания TAKRAF была основана в 1948 году в Восточной Германии, когда разные заводы были объединены в Народные предприятия по производству оборудования для горнорудной и тяжёлой промышленности. В настоящее время, самым мощным цепным многоковшовым экскаватором компании, является Takraf Ers 3750, с производительностью до 14 500 куб.м в час. Цепные экскаваторы, являются близкими родственниками роторных моделей, так же имея замкнутую, непрерывную схему хода ковшей, но здесь, они расположены не по кругу, а на длинной, конвеерообразной стреле-основании. Данная модель Takraf Ers 710, хоть и поменьше флагмана, но и ее размеры впечатляют, машина опирается на землю восемью гусеницами, высотой с человеческий рост, а внутренняя часть, это несколько этажей внушительных механизмов, и опоясывающих коридоров.
Рулят махиной два оператора: один контролирует добычу породы, а второй ее отгрузку в железнодорожный состав, пути для которого, из-за постоянного движения карьера и влияния его на топографию местности, приходится часто передвигать, для чего поблизости дежурит рельсоукладчик.