Малоизвестные танки периода Второй мировой войны. Лёгкий разведывательный танк «Рысь» (14 фото). Немецкая «рысь» в британском «зоопарке Экипаж и навыки его членов

На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей - как легких, так и тяжелых.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

Luchs («Лухс» - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

«Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «лухсов», фирма Henschel - 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

Еще в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмы MIAG и Daimler-Benz получили заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK 1602 и название «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.

Танк VK 1602 представлял собой развитие опытного VK 1601, изготовленного в 1940 году. Последний задумывался как машина поддержки пехоты и имел очень мощное для легкого танка бронирование - от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен другим опытным машинам того периода - VK 901 и VK 903 - и имел аналогичное вооружение. VK 1601 получил армейский индекс Pz.II Ausf.J. Семь таких машин проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

Впрочем, от своего предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых листов, во всем остальном это была совершенно новая боевая машина, которую иногда называют «Маленькая Пантера».

Бронирование башни «Леопарда» составляло 50 - 80 мм, корпуса - 20 - 60 мм. Боевая масса возросла до 26 т. Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине, 3270 и 2800 мм по ширине и высоте соответственно. Карбюраторный двигатель HL 157 мощностью 550 л.с. (404 кВт) разгонял «Леопарда» до максимальной скорости 50 км/ч (по другим данным - 60 км/ч). Особенность машины - кормовое расположение трансмиссии, нетипичное для немецкого танкостроения. В сварной башне обтекаемой формы устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf - «свиное рыло». Ходовая часть «Леопарда» состояла из шести опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ширина гусениц - 350 мм. Экипаж - четыре человека.

Изготовление прототипа началось 30 апреля, а закончилось 1 сентября 1942 года. «Panzerprogramm 41» предусматривала выпуск 339 «тяжелых разведчиков». Серийное производство планировалось в июне 1943 года, однако уже в феврале заказ аннулировали. Такое решение неудивительно, ведь для разведки боем «тяжелый разведчик» оказался слишком тяжелым. При массе большей, чем у среднего танка Pz.IIl, «Леопард» был вооружен точно так же и отличался в лучшую сторону только более мощным бронированием и лучшими маневренными характеристиками. Но и то и другое не оставляло ему шансов при встрече с советским Т-34 или американским «Шерманом». Так что кроме прототипа ни один «Леопард» построен не был. Башня же, сконструированная для этого танка, использовалась на тяжелых четырехосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума», правда, в несколько облегченном варианте - без командирской башенки.

Тактико-техническая характеристика

Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs

Боевая масса, т...................... ............... 11,8 Экипаж, чел............................................. 4 Габаритные размеры, мм: Длина................................................ 4630 Ширина............................................... 2480 высота............................................... 2210 клиренс............................................... 400 Толщина брони, мм: лоб корпуса............................................ 30 борт и корма........................................... 20 крыша и днище.......................................... 10 лоб башни.............................................. 30 борта.................................................. 20 Максимальная скорость движения, км/ч: по шоссе............................................... 60 по местности........................................... 30 Запас хода, км: по шоссе.............................................. 290 по местности.......................................... 175 Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град..................................... 30 ширина рва, м......................................... 1,6 высота стенки, м...................................... 0,7 глубина брода, м...................................... 1,4 Удельное давление, кг/см 2 ............................ 0,98 Удельная мощность, л.с./т............................ 16,7

Разработка танка была начата фирмой "МАН" в 1939 году для замены танка Т-II . В сентябре 1943 года новый танк был запущен в серийное производство. Конструктивно он являлся продолжением развития танков Т-II. В отличие от прежних образцов на данной машине в ходовой части было принято шахматное расположение опорных катков, ликвидированы поддерживающие катки и использованы высоко расположенные надкрылки. Танк выполнялся по обычной для немецких танков компоновочной схеме: силовое отделение - сзади, боевое - посередине, а отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - впереди.

Корпус танка выполнен без рационального наклона броневых листов. 20-мм автоматическая пушка с длиной ствола 55 калибров установлена в башне многогранной формы с помощью цилиндрической маски. На базе этого танка выпускался также самоходный огнемет (специальная машина 122). Танк "Лукс" был удачной быстроходной разведывательной машиной с хорошей проходимостью вне дорог, но из-за слабого вооружения и бронирования обладал ограниченными боевыми возможностями. Танк выпускался с сентября 1943 года по январь 1944 года. Всего было выпущено 100 танков, которые использовались в танковых разведывательных подразделениях танковых и моторизованных дивизий.

В июле 1934 года "Waffеnamt" (управление вооружений) выдало заказ на разработку вооруженной 20-мм автоматической пушкой бронированной машины массой 10 тонн. В начале 1935 года ряд фирм, включая "Крупп AG", "MAN" (только шасси), "Хеншель и сын" (только шасси) и "Даймлер-Бенц", представили прототипы "Landwirtschaftlicher Schlepper" 100 (LaS 100) - сельскохозяйственного трактора. Прототипы сельхозмашины предназначались для войсковых испытаний. Трактор этот известен также под наименованиями 2 cm MG "Panzerwagen" и (VK 6222) (Versuchkraftfahrzeug 622). Трактор, он же легкий танк "Panzerkampfwagen" призван был дополнить танк "Panzerkampfwagen" I в качестве более сильно вооруженной машины, способной вести огонь бронебойными и зажигательными снарядами.

Первым представили прототип фирма "Крупп". Машина представляла собой увеличенный вариант танка LKA I (прототип танка "Panzerkampfwagen" I фирмы "Крупп") с усиленным вооружением. Крупповская машина не устроила заказчика. Выбор был сделан в пользу шасси, разработанного фирмой "MAN" и корпуса фирмы "Даймлер-Бенц".

В октябре 1935 первый прототип, изготовленный не из броневой, а из конструкционной стали прошел испытания. "Waffenamt" заказало десять танков LaS 100. С конца 1935 года по май 1936 года фирма "MAN" выполнила заказ, поставив десять требуемых машин.

Прототип танка LaS 100 фирмы "Крупп" - LKA 2

Позже они получили обозначение Ausf.al. Танк "Panzerkampfwagen" II (Sd.Kfz.121) был больше, чем "Panzerkampfwagen" I, но все равно оставался легкой машиной, предназначенной скорее для обучения танкистов, чем для ведения боевых действий. Он рассматривался как промежуточный тип в ожидании поступления на вооружение танков "Panzerkampfwagen" III и "Panzerkampfwagen" IV. Так же как и "Panzerkampfwagen" I, танк "Panzerkampfwagen" II не отличался высокой боевой эффективностью, хотя и был основным танком панцерваффе в 1940-1941 г.г.

Слабая с точки зрения военных машина, однако, представляла собой важный шаг на пути создания более мощных танков. В хороших руках хороший легкий танк являлся эффективной разведывательной машиной. Как и другие танки, шасси танка "Panzerkampfwagen" II послужило базой для многочисленных конверсий, включая истребитель танков "Мардер" II, самоходной гаубицы "Веспе", огнеметного танка "Fiammpanzer II Flamingo" (Pz.Kpf.II(F)), амфибийного танка и самоходно-артиллерийской установки "Sturmpanzer" II "Bison".

Описание.

Бронирование танка "Panzerkampfwagen" II считалось очень слабым, она не защищала даже от осколков и пуль. Вооружение, пушка калибра 20-мм, считалось на момент принятия машины на вооружения вооружение адекватной, однако быстро устарела. Снаряды этого орудия могли поражать только обычные, не бронированные цели. После падения Франции изучался вопрос вооружения танков "Panzerkampfwagen" II французскими орудиями 37 mm SA38, но дальше испытаний дело не пошло. Танки "Panzerkampfwagen" Ausf.A/I - Ausf.F вооружались автоматическими пушками KwK30 L/55, разработанными на базе зенитного орудия FlaK30. Скорострельность пушки KwK30 L/55 составляла 280 выстрелов в минуту. С пушкой был спарен пулемет "Рейнметалл-Борзинг" MG-34 калибра 7,92 мм. Пушка устанавливалась в маске слева, пулемет - справа.

Орудие снабжалось различными вариантами оптического прицела TZF4. На ранних модификациях в крыше башни имелся командирский люк, которые на более поздних вариантах сменила башенка. Сама башня смешена влево относительно продольной оси корпуса. В боевом отделении размешалось 180 снарядов в обоймах по 10 штук в каждой и 2250 патронов к пулемету (17 лент в коробках). Некоторые танки оснащались дымовыми гранатометами. Экипаж танка "Panzerkampfwagen" II состоял из трех человек: командира/стрелка, заряжающего/радиста и механика-водителя. Командир размещался в башне сидя, заряжающий стоял на полу боевою отделения. Связь между командиром и механиком-водителем осуществлялась посредством переговорной трубы. В состав радиооборудования входили УКВ приемник FuG5 и 10-ваттный передатчик.

Наличие радиостанции давало немецким танкистом тактическое преимущество перед противником. Первые "двойки" имели скругленную лобовую часть корпуса,у более поздних машин верхний и нижний бронелисты образовывали угол 70 градусов.Емкость бензобака первых танков была 200 литров, начиная с модификации Ausf.F стали устанавливать баки емкостью 170 литров. Танки, направлявшиеся в Северную Африку оснащались фильтрами и вентиляторами к их обозначению добавлялась аббревиатура "Tr"(тропический). В ходе эксплуатации многие "двойки" дорабатывались, a частности на них устанавливалась дополнительная бронезащита.

Последней модификацией танка "Panzerkamprwagen" II стал "Лукс" -"Panzerkampfwagen" II Auf.L(VK 1303, Sd.Kfz.123). Данный легкий paзведывательный танк выпускался заводами фирм "MAN" и "Хеншeль" (в небольшом количестве) с сентября 1943 года по январь 1944 год. Планировалось изготовить 800 машин, но построили всего 104 (приводятся также данные о 153 построенных танках), номера шасси 200101 -200200. За разработку корпуса отвечала фирма "MAN",надстройки корпуса и башни - фирма "Даймлер-Бенц".

"Лукс" представлял собой развитие танка VK 901 (Ausf.G) и отличался oт предшественника модернизированными корпусом и ходовой частью. На танке устанавливались 6-цилиидровый двигатель "Майбах" HL66P трансмиссия ZF Aphon SSG48. Масса танка составляла 13 тонн.Запас хода по шоссе - 290 км. Экипаж танка четыре человека: командир, наводчик, радист и механик-водитель.

В состав радиооборудования входили приемник FuG12 MW и передатчик мощностью 80Вт. Связь между членами экипажа осуществлялась посредством танкового переговорного устройства.

Легкие разведывательные танки "Лукс" действовали как на Восточном, так и на Западном фронтах в составе бронетанковых разведывательных подразделений вермахта и войск СС. Танки, предназначенные для отправки на Восточный фронт получали дополнительную лобовую броню. Небольшое количество машин оснащалось дополнительным радиооборудованием.

Планировалось вооружить танки "Лукс" 50-мм пушками КWК39 L/60 (штатное вооружение танка VK 1602 "Леопард"), но выпускался только вариант с 20-мм пушкой КWК38 L/55 скорострельностью 420-480 выстрелов в минуту. Пушка снабжалась оптическим прицелом TZF6.

Существует информация, которая впрочем не подтверждена документально, что 31 танк "Лукс" все-таки получил 50-мм орудия Kwk39 L/60. Предполагалась постройка бронированных эвакуационных машин "Bergepanzer Luchs" но ни одной такой БРЭМ построено не было. Также не был реализован проект зенитной самоходной установке на базе удлиненного шасси танка "Лукс". VK 1305. ЗСУ должна была быть вооружена одной 20-мм или 37-мм зенитной пушкой Flak37.

Эксплуатация.

"Двойки" начали поступать в войска весной 1936 года и оставались на вооружении немецких подразделений первой линии до конца 1942 года.
Посте снятия с вооружения фронтовых подразделений машины передавались в резервные и учебные части, а также использовались для борьбы с партизанами. В качестве учебных они эксплуатировались до конца войны. Изначально, в первых панцердивизиях танки "Panzerkampfwagen" II являлись машинами командиров взводов и рот. Имеются сведения, что небольшое количество машин (вероятнее всего модификаций Ausf.b и Ausf.А) в составе 88-го танковою батальона легких танков принимали участие в Гражданской войне в Испании.

Однако,официально считается, что первыми случаями боевого,применения танков стали аншлюс Австрии и оккупация Чехословакии. В качестве основного боевого танка "двойки" принимали участие в польской кампании сентября 1939 года. После реорганизации в 1940-1941 г.г. панцерваффе, танки "Panzerkampfwagen" II поступили на вооружение разведывательных подразделений, хотя их продолжали использовать и в качестве основных боевых танков. Большинство машин из состава подразделений вывели в 1942 году, хотя отдельные танки "Panzerkampfwagen" II встречались на фронте и в 1943 году. Отмечалось появление "двоек" на поле боя в 1944 году, в период высадки союзников в Нормандии и даже в 1945 году (в 1945 году,на вооружении числилось 145 "двоек").

В войне с Польшей принимало участие 1223 танка "Panzerkampfwagen" II, на тот момент "двойки" являлись самыми массовыми в панцервафе. В Польше германские войска потеряли 83 танка "Panzerkampfwagen" II. из них 32 - в боях на улицах Варшавы. В оккупации Норвегии принимало участие всего 18 машин.

К участию в блицкриге на Западе были готовы 920 "двоек". Во вторжении германских войск на Балканы, было задействовано 260 танков.

Для участия в операции "Барбаросса" было выделено 782 танка, значительное количество которых стало жертвами советских танков и артиллерии.

Танки "Panzerkampfwagen" II использовались в Северной Африке вплоть до капитуляции частей корпуса "Африка" в 1943 году. Действия "двоек" в Северной Африке оказались наиболее удачными по причине маневренного характера боевых действий тт слабости противотанковых средств противника. В летнем наступлении германских войск на Восточном фронте принимал участие уже только 381 танк.

В операции "Цитадель" - еще меньше. 107 танков. По данным на 1 октября 1944 года, в вооруженных силах Германии имелось 386 танков "Panzerkampfwagen" II.

Танки "Panzerkampfwagen" II имелись так же на вооружении армий стран, союзных Германии: Словакии, Болгарии, Румынии и Венгрии.

В настоящее время танки "Panzerkampfwagen" II "Лукс" можно увидеть в британском танковом музее в Бовингтоне, в музее в Мюнстере в Германии, в музее Белградa и в музее Абердинского полигона в США,во французском танковом музее в Самюре, один танк находится в России в Кубинке.

Тактико-технические характеристики танка "Лукс"

Еще в 1938 году немецкая армия заказала разработку легкого разведывательного танка с боевой массой порядка 9 т, 20-мм автоматической пушкой и бронированием толщиной до 30 мм. В течение нескольких следующих лет силами ведущих разработчиков бронетехники были созданы несколько вариантов подобных машин, которые, однако, не дошли до массового серийного производства. Проект легкого разведывательного танка удалось довести до эксплуатации в войсках только к концу 1942 года. Серийная машина нового типа получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs.

Появлению новой модификации танка Panzerkampfwagen II предшествовал ряд любопытных событий. Напомним, в конце тридцатых годов Вермахт пожелал получить легкий танк на базе существующего Pz.Kpfw.II, способный выполнять задачи разведки, а при необходимости и участвовать в боях, для чего ему требовались соответствующие защита и . Первым вариантом такой бронемашины стал танк VK 901 от фирм MAN и Daimler-Benz. Эта разработка прошла испытания, но не получила одобрения заказчика по причине недостаточных характеристик защиты и превышения требуемой боевой массы примерно на полторы тонны.

В дальнейшем появился проект VK 903, тоже не устроивший военных. Увеличение толщины бортовой брони на 5 мм не дало желаемого прироста защиты, а также исключило выполнение требований по массе. В дальнейшем была одобрена разработка легкого танка весом до 12-13 т, получившего название VK 1301. Эта машина, как и ее предшественники, не пошла в серию. При этом одной из главных причин отказа от нее стал заметный прогресс проекта VK 1303, разрабатывавшегося в то же время. Одновременно с этим имелись и некоторые проблемы технического характера.

Музейный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs из Сомюраю Фото Wikimedia Commons

В середине 1940 года к программе создания легкого разведывательного танка были привлечены чехословацкие компании BMM и Škoda, что привело к серьезному усилению конкуренции и некоторому ускорению работ. К концу 1941 года все участники программы представили свою новую технику на испытания. Интересен тот факт, что первый этап конкурса завершился победой легкого танка от BMM. Однако вскоре специалисты фирмы MAN усовершенствовали свой вариант бронемашины, после чего она смогла одержать победу во втором этапе программы в середине 42-го. Танк от MAN теперь предлагалось строить серийно и эксплуатировать в войсках.

Разработка проекта с условным обозначением VK 1303 стартовала в конце 1940 года. Используя имеющийся опыт и наработки по предыдущим проектам легких танков, специалисты фирмы MAN должны были разработать свой вариант бронемашины с требуемыми характеристиками. К этому времени заказчик согласился поднять предельную боевую массу до 13 т, что должно было в определенной мере упростить создание проекта, а также давало возможность обеспечить приемлемую защиту. Кроме того, это позволило завершить разработку нового танка в сравнительно краткие сроки, поскольку появилась возможность широко использовать существующие узлы и агрегаты без крупных доработок.

Применение готовых наработок привело к ожидаемым результатам. Внешне танк VK 1303 должен был минимально отличаться от другой техники, созданной ранее. Отдельные черты экстерьера этой машины напоминали VK 901, VK 903 и VK 1303. При этом присутствовали и некоторые заметные отличия в конструкции тех или иных агрегатов. В рамках двух новейших проектов VK 1301 и VK 1303 планировалось реализовать одни и те же идеи, однако достигать цели предлагалось разными способами и при помощи различного состава оборудования.


Прототип шасси, использовавшийся в ранних испытаниях. Фото Aviarmor.net

В проекте VK 1303 было предложено использовать имеющиеся наработки по предыдущим проектам, в том числе касающиеся конструкции корпуса и бронезащиты. Для экономии времени и сохранения преемственности новый танк должен был иметь общую компоновку, традиционную для немецкой бронетехники того времени. Двигатель помещался в корме, трансмиссия – в передней части корпуса. Обитаемые отсеки следовало размещать между ними. Также планировалось использовать отработанную форму корпуса, собираемого при помощи сварки из бронелистов разной конфигурации.

Корпус танка VK 1303 сохранил свойственную своим предшественникам лобовую часть, состоящую из трех листов толщиной по 30 мм. Нижний и средний листы располагались под разными углами к вертикали, верхний монтировался с небольшим наклоном назад. Позади лобовой части помещались вертикальные борта толщиной 20 мм. Из аналогичного листа изготавливалась корма. Крыша и днище должны были иметь толщину 13 и 10 мм соответственно. В сравнении с предыдущими разработками подбашенная коробка была расширена ввиду использования новой башни. Для более эффективного использования внутреннего пространства кормовой лист корпуса был завален назад и образовывал дополнительную нишу.

На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню, аналогичную использовавшейся в предыдущих проектах. Корпус башни состоял из нескольких листов разной формы, установленных с наклоном внутрь. Для улучшения характеристик и облегчения конструкции башня имела скосы в передней и задней частях бортов. Защита башни от обстрела спереди обеспечивалась лбом и маской толщиной по 30 мм. Борта башни предлагалось изготавливать из листов толщиной 15 мм, корму – из 20-мм. Сверху башня закрывалась наклонной 13-мм крышей. Интересной особенностью проекта VK 1303 было расположение башни в центре корпуса, а не со сдвигом к борту, как в других модификациях Pz.Kpfw.II.


Схема танка Luchs. Рисунок Барятинский М. "Разведчики боем"

Новый танк сохранил силовую установку предшественников. В кормовом моторном отсеке помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. Двигатель оснащался электростартером, но мог запускаться и при помощи ручной системы. В состав трансмиссии входили главный фрикцион сухого трения типа Mecano фирмы Fichtel & Sachs, коробка передач ZF Aphon SSG48 с шестью скоростями переднего хода и одной заднего, а также колодочные тормоза фирмы MAN. В кормовом отделении корпуса вместе с двигателем помещались два топливных бака общей емкостью 235 л.

Ходовая часть для танка VK 1303 представляла собой дальнейшее развитие агрегатов, использованных в предыдущих проектах. При этом, как и в случае с VK 1301, имело место некоторое изменение конструкции с целью усиления агрегатов и компенсации возросшей боевой массы. Ходовая часть получила по пять опорных катков диаметром 735 мм на каждый борт. Катки с резиновыми бандажами оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, передняя и задняя пары катков получали дополнительные гидравлические амортизаторы. Катки монтировались в два ряда в шахматном порядке: по три внутри и два снаружи.

Вновь были использованы спицованные ведущие колеса переднего расположения с цевочным зацеплением. Направляющие колеса с механизмами натяжения помещались в корме. В новом проекте была использована мелкозвенчатая гусеница шириной 360 мм, разработанная для одного из предыдущих разведывательных танков.

В броневой башне танка должно было размещаться все необходимое пулеметно-пушечное вооружение. Интересно, что в ходе проектирования башня и комплекс вооружения претерпели некоторые изменения. Так, в первой версии проекта VK 1303 предусматривалось асимметричное размещение установки с вооружением, но позже было решено поместить пушку на продольной оси башни. Это позволяло в определенной мере улучшить эргономику внутренних объемов башни без значительных изменений ее конструкции.


Один из полноценных прототипов. Фото Aviarmor.net

В качестве основного оружия для нового танка была выбрана 20-мм автоматическая пушка KwK 38, уже применявшаяся на нескольких предыдущих модификациях Pz.Kpfw.II. Эта пушка со стволом длиной 55 калибров могла разгонять снаряды до скоростей порядка 1050 м/с и делать 220 выстрелов в минуту. Самые эффективные бронебойные боеприпасы орудия могли пробивать до 35-40 мм гомогенной брони с дистанции 100 м. Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент, помещенных в металлические короба. Внутри боевого отделения размещался боекомплект орудия из 330 снарядов.

В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект пулемета – 2250 патронов.

Наводить оружие предлагалось при помощи ручных приводов, обеспечивавших поворот башни и подъем орудийной установки. С помощью таких механизмов можно было вести огонь в любом направлении с возвышением стволов от -9° до +18°. Орудие комплектовалось прицелом TZF 6/38 фирмы Zeiss, который можно было применять для стрельбы из пушки и пулемета. Кроме того, пулемет оснащался собственным прицелом KgzF 2.

Со временем легкий танк получил дополнительное вооружение в виде двух трехствольных дымовых гранатометов. Эти устройства должны были помещаться в передней части бортов башни. Задачей 90-мм гранатометов было обеспечение маскировки в различных боевых ситуациях.


Интерьер боевого отделения. Фото Pro-tank.ru

Экипаж нового танка состоял из четырех человек. В переднем отделении управления корпуса должны были располагаться механик-водитель и радист. В крыше отделения управления имелось два люка для доступа на места экипажа. В лобовом листе и бортах корпуса располагались четыре лючка для слежения за окружающей обстановкой. На рабочем месте радиста планировалось устанавливать радиостанции FuG 12 и FuG Spr «a». Антенна одной из станций помещалась на кормовой части башни, а вторая, метелочного типа, должна была монтироваться в специальном стакане на правом борту подбашенной коробки.

В башне поместили рабочие места командира и наводчика, который также должен был выполнять функции заряжающего. Было решено отказаться от использования командирской башенки, из-за чего наблюдение теперь предлагалось осуществлять при помощи двух перископов в люках. Также на правом борту башни появился щелевой смотровой прибор.

В ходе проекта VK 1303 конструкторам фирмы MAN удалось уложиться в требования заказчика к габаритам и весу машины. Длина танка составляла 4,63 м, ширина – 2,48 м, высота – 2,21 м. Боевая масса не превышала 11,8-12 т. Расчетная максимальная скорость достигала 60 км/ч, запас хода – 290 км. Столь высокая подвижность должна была обеспечиваться сравнительно хорошими показателями удельной мощности танка: не менее 15 л.с. на тонну.


Танк Pz.Kpfw.II Ausf.L на фронте. Фото Aviarmor.net

К середине 1941 года проект VK 1303 дошел до стадии испытаний опытного шасси. На заводе MAN был собран прототип машины, не оснащавшийся полноценным корпусом и башней. Для упрощения конструкции эта машина получила пустой объем на месте боевого отделения, который частично заполнили грузом для имитации веса танка. Также опытная машина получила ветровое стекло и несколько других деталей, совершенно не характерных для боевой бронированной техники, но облегчающих работу испытателей.

Сравнительные испытания нескольких легких разведывательных танков, разработанных разными фирмами, прошли в мае-июне 1942 года. Эти испытания показали явное превосходство танка VK 1303 над другими машинами. По результатам сравнения военные сделали свой выбор – армия должна была получить легкие танки фирмы MAN. Прочие машины отличались менее высокими характеристиками и поэтому не смогли заинтересовать заказчика.

В середине 1942 года танк VK 1303 приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs («Рысь»). Вскоре появился заказ на серийное строительство техники. Вермахт заказал строительство и поставку 800 легких танков новой модели. Производство этой техники поручили фирмам MAN и Henschel. Осенью 1942 года (в некоторых источниках упоминается осень 43-го) с конвейера сошли первые серийные танки.

К концу 1942 года появилось предложение модернизировать новый танк с целью повышения его основных характеристик. Так, серьезные претензии вызывало использованное оружие. К этому времени 20-мм автоматическая пушка KwK 38 успела устареть и потеряла возможность поражать массовые танки противника. В связи с этим началась разработка нового варианта «Рыси» с усиленным вооружением. В некоторых источниках такая машина упоминается под обозначением VK 1303b.


Музейный образец. Фото Modelwork.pl

В качестве главного средства повышения огневой мощи была выбрана пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Такое орудие позволяло решить поставленную задачу, но требовало переделки конструкции бронемашины. Имеющаяся башня, разработанная под орудие KwK 38, не могла вместить новую пушку повышенной мощности. Была разработана новая версия башни, отличавшаяся увеличенными размерами и, по некоторым данным, отсутствием крыши.

На определенном этапе развития проекта появилось предложение оснастить танк Pz.Kpfw.II Ausf.L более мощным двигателем. Вместо имевшегося Maybach HL 66P предлагалось использовать дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с. Такую переделку прошел один из серийных танков, но дальше модернизация не продвинулась. Серийные бронемашины оснащались только штатными карбюраторными двигателями.

Несмотря на все усилия, выполнить заказ на строительство восьми сотен танков нового типа так и не удалось. По разным данным, до начала 1944 года было построено не более 100-142 машин типа Luchs. Согласно некоторым источникам, несколько танков перестроили из опытных VK 1301, а остальные машины строились с нуля. В общей сложности фирмой MAN было построено не более 118 танков, а Henschel выпустила до 18 машин. В январе 1944 года производство было свернуто. К этому времени заводы-подрядчики были загружены несколькими заказами с высоким приоритетом, из-за чего они более не могли выпускать легкие танки с неоднозначными перспективами. В итоге не была выполнена даже пятая часть исходного заказа.

Вариант легкого танка с усиленным вооружением, по разным данным, не был воплощен в металле либо не вышел из стадии испытаний. В одних источниках утверждается, что такая бронемашина даже не строилась, тогда как другие говорят о сборке нескольких опытных образцов. Кроме того, встречается упоминание выпуска 31 танка с 50-мм пушками. Тем не менее, согласно большинству источников, в серию «Рысь» с пушкой KwK 39 не пошла.


Сохранившийся до наших дней танк, вид на корму. Фото Lesffi.vraiforum.com

Сохранились упоминания о двух проектах специальной техники на базе нового легкого танка. На основе существующего шасси предлагалось построить ремонтно-эвакуационную машину Bergepanzer Luchs, пригодную для обслуживания легких танков нескольких типов. Кроме того, рассматривалась возможность создания зенитной самоходной установки Flakpanzer Luchs с оригинальным боевым отделением, оснащенным 37-мм автоматической пушкой.

Первые серийные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L поступили в войска осенью 1942 года. Машины разведывательного назначения предлагалось распределять по несколько единиц между имеющимися крупными соединениями. Предполагалось, что в составе разведывательных батальонов танковых дивизий появится по новой роте, оснащенной танками Luchs. Первоначальный заказ позволял оснастить новой техникой большое количество соединений, однако на практике перевооружение затянулось, а затем было сокращено.

Ввиду остановки производства новых танков после 100-142 единиц технику успели получить лишь несколько соединений: 2-я, 3-я, 4-я и 116-я танковые дивизии, учебная дивизия Вермахта и 3-я танковая дивизия SS Totenkopf. Задачей машин, переданных батальонам этих соединений, было участие в разведке и дополнение уже имевшейся на вооружении техники.

По некоторым данным, некоторые эксплуатанты танков Pz.Kpfw.II Ausf.L остались недовольны характеристиками этой техники. Так, известно о кустарном усилении бронирования путем установки дополнительных 20-мм листов на лобовые детали корпуса. Такая доработка в условиях войсковых мастерских позволяла значительно повысить уровень защиты и живучесть машины на поле боя.


Музейный танк "выступает" перед зрителями. Фото Pro-tank.ru

Согласно большинству источников, танки Luchs активно эксплуатировались в течение длительного времени. Последние сообщения о массовом применении такой техники в интересах разведки относятся к концу 1944 года. При этом до лета 44-го машины типа «Рысь» применялись только на Восточном фронте, а после начала боев в Западной Европе часть соединений, вооруженных такой техникой, была переброшена на новый театр военных действий. Таким образом, легкие разведывательные танки, имевшиеся на вооружении нескольких дивизий, успели повоевать на всех европейских фронтах и сразиться с бронетехникой нескольких стран антигитлеровской коалиции.

Ввиду специфического сочетания защиты и огневой мощи, прямо влиявших на боевую эффективность и живучесть на поле боя, легкие разведывательные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs подвергались серьезным рискам. Они могли противостоять пехоте или легким танкам противника, но средние танки и артиллерия оказывались слишком серьезной угрозой. Как следствие, разведывательные подразделения регулярно несли потери. Более того, к концу войны почти все танки «Рысь» были выведены из строя, уничтожены или захвачены противником.

Из 100-142 построенных танков Luchs до нашего времени дожили лишь несколько машин, теперь являющихся музейными экспонатами. Танки этого типа хранятся в британском Бовингтоне, французском Сомюре, немецком Мюнстере, в российской Кубинке и в нескольких других музеях. Эта техника регулярно проходит реставрацию и находится в хорошем состоянии. Кроме того, часть машин до сих пор сохраняет работоспособность и используется в показательных выступлениях.

Проект разработки легкого разведывательного танка стартовал еще в середине 1938 года, но реальные результаты в виде серийной техники требуемого типа появились лишь осенью 42-го. Подобное затягивание работ привело к неприятным для немецкой армии последствиям. Танк образца 1942 года фактически создавался по измененному техническому заданию конца тридцатых годов, из-за чего уже не мог в полной мере отвечать требованиям своего времени. В результате было построено не более полутора сотен машин, после чего строительство свернули ввиду отсутствия заметных перспектив. Таким образом, поставленная армией задача была решена, но это произошло слишком поздно для полноценного использования новой техники.

По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.

С началом войны против СССР, немецкая армия столкнулась с проблемой ведения разведки на острие удара танковых частей. В кампаниях против Польши и на Западе разведывательные части Вермахта комплектовались бронеавтомобилями, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи. Однако в войне на востоке бездорожье и трудно проходимая местность свела усилия немецких разведывательных частей на нет. Армии требовалась боевая машина с хорошей проходимостью, достаточным вооружением и бронированием для действий в тяжелых условиях восточного фронта. Для этой роли немцы решили приспособить лёгкий танк Luchs, обладавший хорошей проходимостью и 20-мм автоматической пушкой.

Описание

Работы по созданию нового лёгкого танка начались в Германии ещё до Второй Мировой Войны. Летом 1938 года был начат новый проект, результатом которого вскоре и станет лёгкий танк Luchs . На первоначальной стадии проектирования танк получил обозначение VK 901. Машина считалась развитием серии легких танков PzII, однако новый проект напоминал "двойку" только вооружением (20-мм орудие KwK38), а также сходным по толщине бронированием. Что же касается конструкции базы танка - ходовой части, то она принципиально отличалась от "PzII" - в ней использовалось пресловутое "шахматное" расположение катков. Такая же схема будет задействована и на знаменитых тяжелых танках "Тигр". Впрочем, проект по началу шёл не слишком успешно - реально было выпущено лишь чуть более десяти танков этого типа. Подлинное развитие проект будущего танка Luchs начал уже в ходе войны против СССР, когда перед немцами остро встала проблема обеспечения своих разведывательных частей, которые в условиях русского бездорожья перестали справляться со своими задачами. Был начат проект VK1303, предусматривавший создание танка с хорошей проходимостью, надежностью ходовой части и большим запасом хода, который мог бы выполнять разведывательные функции в экстремальных условиях восточного фронта. Летом 1942 года первый выпущенный прототип уже прошёл испытания. При этом он показал отличные результаты в плане надёжности, пройдя почти 2500 километров без поломок и отказов в оборудовании. Проект одобрили и танк приняли на вооружение под названием Pz.II Ausf.L Luchs Бронирование нового лёгкого танка к середине 1942 года уже было достаточно слабым, но его главной задачей было ведение разведки, а не огневой бой с танками противника и не прорыв укрепленных позиций, поэтому это возможно и не стоит считать ярко выраженным недостатоком. Автоматическая пушка KwK 38 калибра 20-мм также была уже слишком слабой к лету 1942 года. Обладая высоким темпом огня(220 выстрелов в минуту), она успешно могла противостоять пехоте противника, а также лёгким советским танкам устаревших конструкций или бронеавтомобилям, броня которых пробивалась огнём этого слабого орудия. О борьбе со средними и тяжелыми танками не могло быть и речи - Luchs и не был приспособлен для таких задач. Он успешно мог играть роль вспомогательного танка второй линии - прикрывать тылы, сопровождать колонны снабжения, противостоять партизанским отрядам, а самое главное - вести на передовой разведку при отсутствии сильной противотанковой обороны противника. То есть он мог успешно выполнять задачи, для которых и был создан. С осени 1942 года легкие танки Luchs стали поступать на вооружение разведывательных рот танковых батальонов Панцерваффе. Они использовались в танковых частях как на восточном фронте против Красной Армии, так и на западе против высадившихся в Нормандии союзников. В частях СС танки этого типа сохранялись на вооружении вплоть до 1944 года. Всё же, несмотря на то, что этот танк был явно вспомогательным, его слабое вооружение и бронирование иногла ограничивало возможности его применения даже для его непосредственных задач - разведки. В связи с этим в ходе войны предпринимались попытки несколько усилить бронирование танка. Также планировалось перевооружить танки Luchs 50-мм орудиями Kwk39 L/60, чтобы увеличить их эффективность в бою. Этого сделано по всей видимости не было, хотя существует непроверенная информация, что часть лёгких танков Luchs всё же оснастили этими орудиями. Давая общую оценку этому танку можно сказать, что он мог успешно выполнять возложенные на него разведывательные функции, поскольку его тактико-технические характеристики, в частности запас хода, проходимость и надёжность, позволяли ему вести разведку в условиях самого тяжелого бездорожья. Что же касается боевой ценности танка, то она не впечатляет - вести успешный бой Luchs мог только со слабобронированной техникой и пехотой противника. Выпуск танков Luchs также был довольно мал и не превысил полуторасотен единиц, что очень мало на фоне общего производства танков в Германии. Присутствие в войсках этих танков ввиду их скромного выпуска было минимальным.