Малороссия. Русь, Малая Русь, Россия, Новороссия — происхождение названий(продолжение) Малая русь

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов утверждает, что президент Владимир Путин поддержал инициативу региона установить новую всероссийскую памятную дату — день окончания Большого стояния на реке Угре. В этой области, через которую протекает Угра, это «стояние» отмечается с 2017 г. Поправку к закону «О днях воинской славы и памятных датах России» внес в Государственную Думу депутат от Калужской области Геннадий Скляр, где он в объяснительной записке отмечал, что противостояние российских (правильнее было бы — московских) и ордынских войск в 1480 г. привело к независимости Российского государства с центром в Москве. По крайней мере такая трактовка распространена в российских учебниках по истории.

Законопроект получил поддержку правительства и был внесен в Госдуму. Но против такого праздника выступил Татарстан. Институт истории Академии наук Татарстана считает, что эта дата не обоснована. И не без оснований! Ведь после стояния на Угре московские князья и дальше продолжали выплачивать дань татарским ханам.

Стояние на Угре действительно происходило в условиях дезинтеграции Золотой Орды, которая начала деградировать как единое государство с конца XIV ст. Она состояла из автономных частей, имевших своих отдельных правителей (ханов, князей), но подчинявшихся большому хану из династии, которой положил начало Чингисхан. В эту государственно-политическую систему входили княжества Северо-Востока, в т.ч. и княжество Московское, которое платило дань чингизидам.

Крымское ханство в то время становится главным государством на золотоордынском пространстве, в состав которого продолжала входить Московия. Князья последней платили крымским ханам дань. Если же московиты проявляли непокорность, крымцы их жестоко карали. Особенно это было характерным для начала XVI ст.

Так Девлет Гирей в 1571 г. совершил поход на Москву, которая была сожжена крымскими войсками. Крымское ханство вело войну с Персией, воевало с государством Габсбургов. Это и дало возможность Московии продолжить свою экспансию на территориях бывшего золотоордынского пространства. Московии во времена Ивана Грозного удалось покорить Сибирское ханство, собственно Западную Сибирь (80-е гг. XVI ст.), установить контроль над Ногайской ордой и Войском Донским. В результате этого большая часть золотоордынского пространства оказалась в руках московитов. Оставалось лишь Крымское ханство, правители которого трактовали московских князей как своих вассалов. Собственно, таким вассалом (пусть даже номинально) Московия оставалась до конца XVII ст. Лишь превращение ее в Российскую империю во времена Петра І положило конец этой зависимости.

Поэтому утверждать, что стояние на Угре привело к независимости Российского государства с центром в Москве, мягко говоря, будет преувеличением. Это просто один из эпизодов (к тому же далеко не такой значимый) междоусобной борьбы, которая велась на золотоордынской территории.

МАЛОРОССИЯ (Малая Русь), историческая, географическая, природная и экономическая часть России; расположена на юго-западе европейской части России. Малороссия неоднократно подвергалась оккупации со стороны Польши и Австро-Венгрии. Название «Малая Русь» появляется в XIV в. в период раздробленности Русского государства, когда оно распалось на Северо-Восточную, Юго-Западную и Западную Русь. Юго-Западная Русь стала называться Малороссией, включая в себя Галицко-Волынскую землю и Приднепровье. Название «Украина» применительно к Малороссии относилось к приграничным территориям, окраинам Русской земли. В частности, так называлась окраина Галицкой земли между реками Южный Буг и Серет, а также приграничные земли Галицко-Волынского княжества возле Западного Буга.

>. Николай Сергеев. 1895 г..jpg" width="300" height="175">

Яблони в цвету. В Малороссии

Польские и австро-венгерские оккупанты старались не использовать в официальном обороте названия «Русь» и «Малороссия», подчеркивающие русское происхождение территории. Вместо них ими внедряются разные искусственные названия - «Украина» (географическая нелепость, ибо название приграничных, окраинных территорий не могло распространяться на область Приднепровья), «Герцогство Буковина», «Галиция и Лодомерия». Оккупационные власти внушали русским (малороссам), что они особая нация - украинцы. В официальных документах запрещалось употреблять слова «малоросс», «русин». С 1904 галицийские русины (русские) стали именоваться в австрийских документах «украинцами». Готовясь к войне против России, австро-венгерские спецслужбы подготавливают планы отторжения от нее малороссийских губерний и создания под скипетром Габсбургов «Украинского королевства». С приходом к власти еврейских большевиков используемое столетиями историческое название «Малороссия» исчезает из официальных документов, заменяясь искусственно придуманным врагами русского народа понятием «Украина», а малороссы начинают рассматриваться как особый народ - «украинцы».

О. Платонов

К «Малой Руси» относится Киев, Черниговщина, Волынь, Переяславщина и другие места формирования Руси. «Великороссия» — это земли, отошедшие к Руси в процессе колонизации северо-восточных и северных территорий.

Малороссия (Малая Русь) - название, распространившееся в результате деятельности православных греческих иерархов. После порабощения монголо-татарами русских земель, свободными от ига поработителей оставались лишь две области: Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом. Тогда и появляется потребность в том, чтобы в понятийном плане разграничить одну Русь от другой.

Византийцы использовали существующие географические обозначения: «великая» и «малая», в зависимости от древности существования. Отсюда и пошли обозначения. Малой Русью стали называть исконно русские земли, а Великой Русью - территории, колонизированные в более поздний период. Эту эллинизированную версию названий стремились сделать популярной официальные структуры Московского государства.

В традиции Средневековья приставка «малый» обозначала сердцевину, то место, «отъкуду есть пошло» государство.

Так, в 1347 году император Византии Иоанн Кантакузин в послании к князю Ольгерду Гедеминовичу заявил, что русичи познали Бога и освятились крещением. И имеют они одного митрополита - киевского на всю Россию, и Великую, и Малую.

Князь Рюрик основал в Новгороде приблизительно в 862 году государство. Варяжские вожди Аскольд и Дир приблизительно в это время приходят в Киев. По легенде они освободили полян от хазарской власти и начали здесь княжить. Примерно от этого момента появляются первые исторические воспоминания о территории, которая в наше время называется Украиной.

Позже был период властвования Киевской Русью Золотой Ордой и княжеских междуусобиц, который для данной работы не представляет большого интереса - это время подробно изложено в каждом учебнике истории.

Важно другое - нигде не встречается ни намёка на слово " Украина"" - пока мы видим только Киевскую Русь. В последствии волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицкое и Волынское княжества, овладел Киевом и создал мощное государство с центром во Владимире. И снова ни о какой " Украине" речь не идёт.

После смерти последнего князя Юрия II (1340) началась борьба между соседними государствами за Галичину и Волынь. Литовский князь Дмитрий - Любарт занял Волынь, а польский король Казимир III вошел в Галичину (1340), захватил Львов и забрал казну галицких князей. В дела Галичины вмешались и венгры.

В это время галицкие бояре под руководством перемышльского воеводы Дмитрия Дядька установили боярскую олигархию, которую признали Польша и Венгрия. Боярская власть просуществовала до 1349 года, когда король Казимир III в союзе с монголо - татарами внезапно захватил Львов и Галичину. Он заключил договор с Литвой и Венгрией, по которому Галичина, Западная Волынь и Холмщина оставались до конца жизни Казимира III во составе Польши.

В 1370 - 1387 гг. Галичина оказалась под властью Людовика - венгерского короля, который стал также и польским королем. С 1387 года польская королева Ядвига присоединила Галичину к Польше, стараясь превратить ее и Холмщину на польские провинции. Была усиленная колонизация Галичины поляками и немцами.

В Галичине организовывались католические миссии. С укреплением польской власти в Галичину стала прибывать польская шляхта (дворяне), которые получили во владение многие галицкие земли. В составе Польши Галичина находилась до 1772 года.

Закарпатье оказалось под властью Венгрии и оставалось там за исключением некоторых годов правления Льва 1 и Юрия 1, до 1918 года.

Буковина после распада Галицко - Волынского государства была присоединена к Молдавскому воеводству, в составе которого она находилась до 1774 года.

В дальнейшем, территория нынешней Малороссии переходит под контроль Литовского государства. Это произошло при князе Гедимине, который объединил разрозненные после распада земли Галицкого и Волынского княжеств и назвал себя " королём литовским и русским".И вновь нигде не упоминается " Украина".

После унии 1569г. в Люблине образовался литовско- польский союз в результате которого Малороссия надолго оказалась во власти Речи Посполитой. Так продолжалось до исторического, 1648 г, когда вспыхнуло восстание против поляков, которое возглавил гетьман Богдан Хмельницкий.

16 мая 1648г. польские войска понесли сокрушительное поражение под Жёлтыми Водами, 26 мая того же года - под Корсунем, а 23 сентября - под Пилявцами. После подписания 18 августа 1649г. Зборовского мирного договора судьба нынешней Малороссии была предрешена.

16 января 1654г. в Переяславе Богдан Хмельницкий подписал исторически важнейший документ с московским царём Алексеем Михайловичем, по которому малороссийское казачество объединялось с Русским Престолом.

Так продолжалось до большевистского переворота 1917г. Официальное введение наименований «українці» и «Україна» вместо исторических «малороссы» и «Малороссия» было учреждено уже после сокрушения Российской Империи в 1917 году в результате волюнтаристских действий большевиков, поддерживавших «самостийников», прикрываясь правом наций на самоопределение. Ничем не оправданный, назначенный новыми властями и официально «проглотившей» его академической наукой раздел единой Русской нации на три отдельных народа - русских, украинцев и белорусов - явился предательством всего нашего общего исторического прошлого от Киевской Руси до эпохи воссоединения западнорусских земель с Россией в конце XVIII века!

Справедливости ради нужно отметить, что только раз вспоминается слово Украина - во время Центральной Рады (1917-1918 г.г.) и Западно Украинская Народная Республика с центром во Львове, а позже в Тернополе.

Подведём итоги . Как мы рассмотрели, практически нигде в истории не упоминается государство Украина. Были только условно названные украинскими земли, которые служили, скорее, переходящем знаменем - от Золотой Орды к литовцам и полякам. И только после воссоединения с Российской Империи начинается расцвет этих земель. Само слово "украина" происходит от слова окраина -т.е. земли, находящиеся на окраине, границах другого государства. Так о чём же сейчас говорят украинские наци? Наследниками чего они себя называют? Окраина Российской Империи стала Малороссией - Малой Россией, наравне с Белоруссией - Белой Русью, которые в единстве с Великой Россией и составляют ту Святую Русь, которая и по сей день хранит Православную Веру, как единственный фактор сдерживания сил зла. Слава Святой Триединой Руси!


Малороссия или Украина?

(калька со ср.-греч.Μικρὰ Ῥωσσία),Малая Россия, позднее Малороссия, реже Малоруссия — название, которое появилось в Византии в начале XIV века для определения Галицко-Волынской земли в церковно-административном плане. Также название территории Поднепровья в XV—XVI веках и Левобережной Украины после вхождения её на правах автономии в состав Русского царства, после присяги украинских казаков на Переяславской раде в XVII веке. В Российской империи с XVIII до начала XX века применялось как название исторического региона и Малороссийской губернии.


Начну с того, что в 1919 году начальник штаба Восточного фронта, немецкий генерал Гофман, пытаясь перехватить пальму первенства у большевиков, писал: «В действительности Украина - это дело моих рук, а вовсе не плод сознательной воли русского народа. Я создал Украину…»

Кто же хочет подробно разобраться в феномене «украинского» отщепенства, давайте узнаем - кто такие «малороссы», и как большевики из «запломбированных вагонов» сделали из них укров. Так, согласно переписи 1897 года в Полтавской губернии проживало 94% этнических малороссов и ни одного украинца.

«Украинцам», особенно «оранжевым» и «свидомым», почему-то не нравится слово «малоросс». Не нравится и слово «Малороссия». Обуреваемые свирепой злобой ко всему «москальскому», эти «самостийники» совершенно не знают ни подлинной истории своего народа, ни происхождения слов «малоросс», «Малороссия», «Украина». А ведь эти слова придуманы вовсе не москалями, а жителями Руси. Этим словом широко пользуется Богдан Хмельницкий в своём Белоцерковном Универсале в 1648 году.

«Кому из вас любима целость отчизны вашей Окраины Малороссийской…»

В письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, написанном в январе 1654 года, находим следующие строки: «А замысел ваш добь удаться и буде, а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию монарха Российского, заслушны быть признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской».

Если термин русские впервые письменно упоминается в ноябре 1053 года Илларионом Киевским - первым русским митрополитом, автором знаменитого «Слова о Законе и Благодати», то термин Малая Русь, Малороссия возник в 1335 году, когда Московское Княжество было под татарским игом. Малороссиею назвал княжество Галицкое и Волынское князь Юрий Второй. И Юрий Второй назвал себя «князем всея Малая Россия». «Москали» к названию «Малороссия» не имеют никакого отношения. Но все жители до начала ХХ века - и Малой Руси, как и Большой, - одинаково считали себя русскими. «Слава Богу, что мы русские» - эти слова сказал Н. Гоголь. «Украина» употреблялась как географическое понятие, где проживала часть русских людей, называемая малороссами.

Ничего, конечно, обидного в названии «Малая Русь» нет. Малыми - в истории назывались страны, откуда выходил народ - его национальная колыбель. Великими - центры территориального завершения государственной консолидации, достигшие особенно пышного расцвета, богатства и могущества. Отсюда - Малая Греция (Афины) и Великая Греция (Эллада), великая Италия (после Рима), Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва). Имя «Малороссия» не содержит в себе ничего обидного или позорного для обитателей юга России. Малороссией называется колыбель русского народа; недаром Киев - «мать городов русских», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтении, является более почётным, чем «великоросс», ибо оно означает дословно: малоросс - первый русский, самый древний в своем генеалогическом корне.

Наименование нашего народа - Русь известно с глубочайшей древности… «Мы - единый русский народ!» Украина обозначает не что иное, как окраину, окраинные земли государства. Кто хоть немного знаком с историей, с документами, написанными в то время, когда о «самостийных» сепаратистах слыхом не было слышно, когда ни о каком «украинском народе» ни один человек не слыхал, тот знает, что в старинных бумагах часто употребляются выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина. В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поётся: «Как во Сибирской во Украине Да во Даурской стороне…» Из песни, как известно, особенно старинной, слов не выкинешь. Для сегодняшних сепаратистов напомню, что в то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю. Малороссов, подъелдыкивая врагам России, конечно можно называть украинцами. И Киев, в случае удачи, сепаратисты могут переименовать в Мазепинск, Петлюровск, Бандеровск. Но от этого Киев не перестанет быть матерью городов русских. Малороссия есть древнее первоначальное название части России. И отказываться нам, малороссам, от исторического имени своей Родины нет никакого смысла. Сепаратисты же могут называть себя как угодно. Вон, баба Параска, поматюкалась несколько дней на Майдане за доллары, и на тебе - символ революции на Козьем болоте с орденом. Или выскочила молодица из борделя, надела венок на голову - украинка…

Да, я - малоросс, первый, самый древний русский. Может быть, мой предок во время Игоря прибил свой щит на вратах Царьграда. С какой стати я буду менять истинное имя своих предков на новое, которое выдумали основатели сепаратизма, и навязывают нам сегодня окатоличенные и ополяченные «оранжевые галичане». С какой стати я буду считать москалей врагами, московскую культуру враждебной, когда вся русская культура ручейком вытекла из древней Киевской Академии.

Не для того мои предки складывали свои головы в боях с турками, татарами, поляками; погибали на каторжных галерах, в подземельях польских замков, не для того они дрались под Полтавой на стороне Петра, сражались на Бородинском поле в Полтавском полку Паскевича, чтобы потомки их отказались от всего национального наследства своих предков. Во имя чего это делать? Во имя того, чтобы стать паном в бутафорской Украине, игрушкой враждебных России политических сил?

Я стою на том, что Малороссия - древняя прародина великой России, всегда обливалась кровью в объятиях сепаратистов, несших ей руины. Я всегда хочу быть сыном свободной великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. Мне противны оранжевые агенты иностранных разведок, ставшие «владой» государства, не зависящего от «москалей», но зависящего от «вашингтонского обкома».

Желают ли малороссы жить в оккупации, быть игрушкой в руках чуждых нам по религии и культуре «панов-министров» и «панов-магистров», находящихся на содержании иностранных разведок? Что же касается типов оккупации, предоставлю слово современному писателю С. Сидоренко. «Тот оккупационный режим, который правит теперь Украиной, кардинально отличается от всех прежних захватчиков, нашествия которых довелось пережить малороссийскому народу за долгую его историю.

У всех прежних были к нам в основном материальные притязания. Монголо-татары, например, довольствовались тем, что получали с нас дань.

И даже поляки, в чьём подчинении долгое время находилась Малая и Белая Русь, - хотя и пытались нас окатоличить, насадить у нас унию, однако. воспринимали наш народ как холопов, как человеческий материал, не хотели даже марать о нас руки - и поручали нас евреям, которые методично цедили из нас соки, зарабатывая на свои головы будущие неприятности

И немцы, когда они посещали нас или только к нам собирались, - хотя и поддерживали всякого рода гибельные для нас идеологические проекты - и Ленина, и Грушевского с Петлюрой, и Скоропадского, и Бандеру… - на самом деле больше интересовались вещами глубоко прозаическими: хлебом, салом, углём, рабсилой…

И правившая у нас в ХХ веке Компартия - при всех духовных потерях, которые мы понесли за семьдесят лет её правления, - делала упор, в основном, на перераспределении собственности…

Да и стоящий уже у нас у порога козлобородый Дядюшка Сэм, держащий в руке увесистый калькулятор и бьющий от нетерпения копытом, - интересуется в первую очередь тем, что способен пересчитать его калькулятор.

А вот для тех, кто уселся на нашу шею в 1991-м году и основательно на ней закрепился в конце 2004-го года - главное: переделать нас духовно, вытравить из нас русскую душу, изменить духовный облик края, где зародилась великая культура, давшая миру Пушкина, Гоголя, Достоевского…
Эти пришли по нашу русскую душу…»

Потому вслед за А. Царинным я утверждаю сегодня, что политические украинцы - это особый вид людей. «Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою русскость и злобно ненавидит всё русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом - кем угодно, но только не русским. Слова Русь, русский, Россия - действуют на него, как красный платок на быка. Но особенно раздражают украинца старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский»…
Пришло время понять и спросить себя, почему мы, малороссы, ненавидим свою «русскость» как что-то чуждое, подъелдыкивая оранжевым амбициям «профессиональных украинцев» и «самостийной» большевицкой отрыжке? Мы не укры, мы ничего не украли. Земли Малороссии, Новороссии, Слобожанщины - это Россия!

Малороссия. Реабилитация топонима.

Современные «свидомые» украинцы воспринимают это слово, как оскорбление - им лично и «их» стране, которая, как они это твердо выучили, является государством трехтысячелетней истории и своими корнями уходит в бронзовый век, ко временам трипольской культуры. Обзывать такую древнюю цивилизацию, ровесницу фараонов, «малой», да ещё и «Россией» - признак вопиющей неполиткорректности и наглой великодержавности, за каковые в исконно-трипольских городах Львове или Стрые можно и по роже схлопотать.

Самое смешное, что «свидомые» в данном случае твердо стоят на позициях РУССКОЙ лексики и этимологии - поскольку именно в РУССКОМ языке понятие «малый» носит снисходительно-уменьшительное значение; «малые народы Севера», «малый перегон», «малозначащий» - во всех этих словосочетаниях «малый» означает «незначительный», «не имеющий серьезного значения», в общем - ничего серьезного собою не представляющий.

Но это - в русском языке.

В польском же «малы» означает несколько иное. «Малая Польша» - не никчемная часть «Великой Польши», не какой-то незначащий кусочек большой страны, а совсем наоборот! «Малая Польша» - означает «Польша ИЗНАЧАЛЬНАЯ», от которой пошла вся остальная польская земля! «Малая» - значит, «материнская первооснова», исток всего остального, начало начал.

И именно в этом, польском, значении - и надо понимать топоним «Малороссия».

Малороссия - не маленькая часть Великой России, нет. Малороссия - это именно та, изначальная, первородная часть Русской земли, из которой в дальнейшем и выросла вся остальная Россия ;

Малороссия - не какая-то польская далёкая и дикая «Окраина» (затем трансформировавшаяся в «Украину») , а самая что ни на есть коренная, заповедная РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!

Быть малороссом - означает быть жителем самой древней, самой изначальной русской территории, из которой «пошла есть Русская земля» ; называть же себя украинцем - означает считать себя обитателем польского предполья, холопом из прихожей. И если брать шире, то можно сказать и так: «малоросс» - это русский высшего сорта, житель изначальной Руси, хранитель и оберегатель колыбели русской нации; «украинец» же - «холоп» польского пана, охранитель мирного сна своего господина, подносчик его тапочек и терпеливый получатель хозяйской трёпки.

Жители современной «Украины» вольны выбирать, КЕМ они являются на самом деле - и этот выбор зависит только от них самих. Они могут считать себя «малороссами» - старшими братьями великороссов и белорусов; могут продолжать быть «украинцами» - холуями польской шляхты и европейцами третьего сорта. Они могут называть свою Родину Малороссией - колыбелью русского народа и исходной точкой создания Великой России; могут - «Украиной», польской передней и дворней, имеющей шанс когда-нибудь в будущем дорасти до заднего двора единого Европейского дома - в котором им будет предоставлено почётное право сменить поляков на должностях дворников и сантехников. Выбор есть!

И каждый его делает сам…

Малороссия — исконно русская земля с русским населением, говорившим на русском языке. Однако современная Украина — искусственно отторгнутая Западом от России территория. Долгие годы на отрицании всего русского здесь происходило искусственное взращивание нации, языка и самостоятельного этнического менталитета. Авторы Большого Антирусского проекта преследовали свою главную цель — заставить население забыть свою истинную этническую принадлежность, веру, язык. И возведенная в ранг государственной проблемы дилемма, как говорить — «на» или «в» Украине — является незначительной частью этого проекта лишь на первый взгляд.

«На» или «в» Украине? Лингвистика или политика?

Так как же правильно?

Оружием информационной войны могут быть не только крупные политические проекты, не только отдельные выступления политиков, ученых или общественных деятелей и даже не только отдельные слова-ярлыки. Случается и так, что принципиальным моментом пропаганды становится элементарный лексический предлог. Казалось бы, какая разница, одна-две буквы, несущественная мелочь, говорите и пишите, кто как хочет. Кто ошибается — поправим и забудем. Но для доказательства чрезвычайной важности употребления в языке именно того или иного варианта, для обличения «ошибок» как преднамеренных провокаций и утверждения во что бы то ни стало другой языковой нормы, неожиданно включается вся мощь государственной идеологической агитации.

Именно так произошло с речевым оборотом, обозначающим физическую принадлежность того или иного явления к Украине. Как правильно говорить: «НА Украине» или «В Украине»? Этот продолжающийся уже четырнадцатый год спор с первого дня вышел за рамки лингвистической науки и стал важнейшим элементом международной политики. И — информационной войны, ведущейся против русской цивилизации.

Путь к однозначному, единственно верному ответу на этот вопрос заложен в середине предыдущего абзаца, там, где написано, что данный спор продолжается четырнадцатый год. Всего лишь четырнадцатый. Для поиска правильного ответа это много, а с точки зрения развития языка — не больше мгновения. Языковые нормы являются продуктом общего согласия говорящего на этом языке народа, складываются десятилетиями и веками. Если большинство говорит определенным образом в течение долгого времени — это и признается правильным.

Так вот, сложившаяся в течение нескольких сотен лет языковая практика сделала правильным только один вариант — «на Украине». Сейчас его правильность подтверждает любая служба или институт русского языка.

Предлоги «в» и «на» в русском языке долго конкурировали, и их сочетаемость с теми или иными словами определяется исключительно традицией. Мы говорим «в Исландии» и «в Новой Зеландии», но «на Кубе» и на «Кипре», «в Карелии» и «в Югре» (популярное ныне историческое название местности, составляющей территорию Ханты-Мансийского автономного округа), но «на Алтае» и «на Кубани». Просто так сложилось, так удобнее, и потому так правильно. В этом же, далеком от политики лингвистическом ряду стоит и норма «на Украине». Точка.

Действительно, гораздо чаще предлогом «в» обозначаются независимые государства и самостоятельные субъекты, а «на» — местности в составе таких государств, отдельные территории. Именно это и не устроило «украинскую» «самостийническую партию». Употребление предлога «на» в отношении Украины, равно как и «на» в отношении соседних Белгородщины или Орловщины, — с точки зрения русского языка не дает ей субъектности. Потому что субъектом эта местность никогда в истории и не была.

А зачем спорить с истиной?

Откуда же взялось это «в» и почему многие украинцы столь яростно настаивают на применении только этого предлога к названию собственной страны? Впервые официальное требование писать и говорить «в Украине» прозвучало в 1993 г., в один из пиковых моментов «самостийнического угара». Правительство недавно объявленной суверенной республики объяснило, что таким образом разрывается «не устраивающая его этимологическая связь конструкций «на Украину» и «на окраину», страна получает «лингвистическое подтверждение своей независимости». Сочетание «в Украине» было признано нормой украинского языка.

Тут же появилось немалое количество публицистов и деятелей лженауки, принявшихся доказывать, что … при помощи употребления предлога «на» Россия долгие века унижала «национальное достоинство украинцев» и «попирала их право на независимость». Обнаружились и получили популярность подобные мнения и из более раннего — советского периода. «Долгие века мы слышали русское «на Украине» и потому и признали это «на» как свое родное, совсем забыв про его историческое происхождение, не чувствуя, что это самое «на» — болезненнейший и важнейший знак нашего прежнего подневолья», — писал еще в 1935 г. Иван Огиенко, признанный позже «выдающимся украинским ученым».

С середины 90-х каждый случай употребления предлога «на» по отношению к «незалэжной» воспринимался именно в этом ключе, считался если не национальным предательством, то уж точно потаканием имперским амбициям «москалей». И постепенно, говоря на чистом русском языке, большинство населения Малороссии стало бессознательно употреблять по отношению к названию своей страны предлог «в».

Историю и причины появления «украинской нации» вместе с ее болезненным стремлением к независимости и скопированной с польского «мовой» мы уже подробно разобрали выше. Стоит отметить лишь, что разбираемый пример — типичнейший для процесса искусственного взращивания национальной гордости у несуществующего этноса с помощью незначительных деталей ее искусственно созданного языка.

Самое забавное — что и в польском языке, с которого скопировали свою «мову» для вытеснения из обихода русского «украинцы», тоже всегда действовала и до сих пор повсеместно применяется норма «на Украине». Но о «притеснениях украинцев» со стороны поляков никому говорить и в голову не приходит.

Вместо этого «украинские патриоты» набрасываются на любого своего соотечественника, «посмевшего опорочить родину презрительным предлогом «в». А уж наличие в обороте в России «на» является для них поводом для настоящей ненависти на «национальной» почве. Хорошо хоть не объявления войны. Попробуйте написать грамотное с точки зрения русского языка «на Украине» на любом украиноязычном форуме — на вас тут же набросится с десяток таких возмущенных «патриотов».

Давайте разберемся с этой претензией чуть подробнее. В России говорят на русском языке. На Украине подавляющее большинство населения — тоже на русском. Меньшинство — на украинском. По-русски правильно «на Украине», по-украински — «в». Требуют же говорить «в» ото всех, включая русскоязычных. Получается, что правительство Украины самовольно внесло изменение в литературные нормы русского языка и теперь требует их соблюдения? Или — еще более нелепый вариант — требует называть свою страну только на украинском языке, даже когда речь идет на русском? Но ведь это все равно, как если бы американцы потребовали от носителей всех остальных языков мира говорить про свою страну на английском и произносить нечто вроде «Когда я был «ин Ю Эс Эй»!

Не смешивайте великий русский язык с политическими амбициями одной, отдельно взятой и незначительной в масштабах истории партии. Нормы языка нельзя изменить постановлениями правительства. Так что говорите, как говорили раньше — «на Украине»

Малая Русь.

Название Малая Русь было придумано православными интеллектуалами из числа приближённых Константинопольского Патриарха. Поскольку все они были греки, то и первоначальное название было на греческом языке и звучало как Микра Россиа (Μικρὰ Ῥωσσία) . Термин "Русь" произносился по гречески "Россиа". На латыни название Руси было "Руссиа" (Russia) , с ударением на букве "у". Хотя англичане пользуются латинским алфавитом, но у них Russia читается как "Раша". Искажение иностранных слов не является чем-то необычным. Например, люди, не забывшие географию, точно знают, что название реки протекающей через Нью-Йорк - "Гудзон". Но это в русском искажении. Река на самом деле называется Хадсон (Hudson), по фамилии англичанина первым описавшего эту реку. Один мой знакомый немец тоже меня понял далеко не сразу, когда я произнёс фамилию шефа гитлеровской авиации - Геринг. Оказывается на немецком языке произносится Гёринг.

И всё-таки, зачем Вселенскому Патриарху понадобилось придумывать новое географическое понятие - Малая Русь? Дело в том, что через 250 лет после принятия христианства Русью, в корне изменилась обстановка в Восточной Европе. Появилась новая грозная сила, Золотая Орда. И православная церковь довольно быстро нашла общий язык с верхушкой орды. Так называемые татаро-монголы были язычниками. После завоевания обширных пространств эти язычники восприняли религии завоёванных народов. Там, где укоренился ислам, татаро-монголы приняли мусульманство. В тех же районах Восточной Европы, где господствующие позиции занимала греческая вера - православие, они стали христианами. Практически вся московская знать имела татаро-монгольские корни: Апраксины, Державины, Ермоловы, Нарышкины, Тимирязевы, Тургеневы, Карамзины, Кутузовы, Аракчеевы и т.д. Можно продолжать до бесконечности.

Московские цари (Борис Годунов, Романовы) тоже не являлись исключением и происходили от полководцев Чингис-хана, а то и от самого Чингис- хана по прямой, мужской линии, как Иван Грозный. В кинофильме "Иван Васильевич меняет профессию" допрашиваемый милицией Иван Грозный отвечает: " Рюриковичи мы". Но это неправда - практически все рюриковичи были вырезаны ханами Золотой Орды. Особенно преуспел в этом хан Узбек (1283 - 1341). Чтобы убедиться в том, что Иван Грозный был чингизидом, а не рюриковичем достаточно увидеть его портрет.

Человек на портрете явно не походит на потомка светловолосого викинга. Но зато его внешность вполне соответствует нашим представлениям о татаро-монгольских завоевателях.

До нашествия Батыя, на территориях подконтрольных Руси, Константинопольские Патриархи учредили 19 епархий управляемых Киевским митрополитом. В 1299 г Киевский митрополит перебрался во Владимир-на -Клязьме, оставив за собой титул "Киевский". Все правители хорошо понимали значение церкви для управления народами и старались иметь ручных, "прикормленных", церковных сановников. Поэтому переезд Киевского митрополита во Владимир не устроил очень многих. Но не все были в состоянии ответить адекватно. Однако один такой монарх нашёлся. Это был король Руси (Русского королевства) Юрий І. Его дед, Данило І, получил королевскую корону из рук Папы Римского. Юрий настоял и Вселенский Патриарх был вынужден создать отдельную митрополию для Русского королевства из шести епархий входивших до этого в Киевскую митрополию. Вот эта вновь созданная митрополия и была названа Малой Русью, в отличие от прежней Киевской митрополии, включавшей в себя все 19 епархий и которую в Константинополе стали именовать Великой Русью (Μεγάλη Ρωσία - Мегала Росиа).

Малая Русь - Микра Росиа на момент создания в 1302 году. (Извините за японские надписи - других карт не нашёл).

Церковное понятие "Малая Русь" не было установившимся. В Константинополе периодически относили к Микра России только Волынь, то распространяли это название даже на Киев и Смоленск. Затем термин Малая Русь исчезает из употребления на целых 200 лет и выныривает опять, благодаря новым политическим обстоятельствам. В Речи Посполитой началась борьба между сторонниками соединения местной православной церкви с католической церковью и противниками такого объединения. Противники обратили своё внимание на Москву, где православная вера исповедовалась на государственном уровне. Всё остальное православие, включая Вселенского Патриарха, находилось в государствах с другой господствующей религией. Киевскому митрополиту, при обращении за помощью к московитам, которые в пику Константинопольскому Патриарху завели своего Патриарха, было как-то неудобно подписываться своим титулом "Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси". Потому что в Москве Патриарх стал называться "Московским и всея Руси". Когда просишь денег и помощи лучше не спорить кто является главным священником "всея Руси". Поэтому в письмах к московскому царю, вспомнив константинопольскую идею, киевский митрополит стал подписываться титулом "Митрополит Малой Руси". Но этот период продолжался недолго, с 1649 по 1667 год.

Малая Русь, 1649-1667 гг.

После 1654 года московские цари, "просвещённые" киевскими митрополитами, изменили свой титул "Царь всея Руси" на " Царь всея Великия и Малыя России". Существенным отличием от греческого оригинала было то, что греки включали "Микра Россию" в состав " Мегала России", а московиты понимали Малую и Великую России как отдельные единицы. После войны Богдана Хмельницкого за независимость и раздела Украины между Речью Посполитой и царством Московским, название "Малая Россия" было закреплено за тремя губерниями левобережной Украины - Черниговской, Новгород-Сиверской и Киевской. В 1796 году эти губернии были объединены в одну Малороссийскую губернию.

Малая Русь - Малороссийская губерния. 1667 - 1796 гг.

В конце 19 века - начале 20 века в Российской империи под названием Малороссия подразумевали уже куда большую территорию, смотрите на карте.

Малороссия в представлении имперских чиновников конца 19 - начала 20 века.

Русское королевство.

Тема Русского королевства старательно обходится российской историографией, так как нарушает парадигму российской исторической науки, а именно центральный вопрос - кто возглавил Русь после упадка Киева, кто стал преемником Киева. В российских учебниках объясняется, что преемником Киева стало Владимиро-Суздальское княжество. В качестве подтверждения приводится такой аргумент как переезд киевского митрополита во Владимир-на- Клязьме в 1299 году. Хотя известно, что Владимиро-Суздальское княжество вышло из состава Русского государства в 1169 году, когда войска Андрея Боголюбского взяли и разграбили Киев. Было разрушено и сожжено много церквей. Были ограблены и убиты тысячи киевлян. Воодушевлённый победой Андрей Боголюбский попробовал совершить подобный погром и в отношении Великого Новгорода, но потерпел тяжёлое поражение. Пленных было так много, что стоимость рабов резко упала.В конце концов коалиция русских князей нанесла сокрушительное поражение владимиро-суздальскому ополчению в 1173 году. Вооружённое противостояние Руси и Владимиро-Суздальского княжества продолжалось до тех пор пока оба противника не были разгромлены и покорены монголо-татарами. Владимиро-Суздальское княжество в 1238 г, а Русь в 1240 г.

Зарождение Русского королевства следует отнести к 1204 году, когда Великий Киевский князь Роман Мстиславович перенёс свою резиденцию на запад страны, во Владимир (ныне Владимир -Волынский). Быстро растущий и бурно развивающийся Владимир, был на то время пятым по величине городом Руси после Киева, Чернигова, Галича и Новгорода. Киев, оставаясь крупнейшим городом Руси, никак не мог прийти в себя после суздальского погрома. А Владимир, окружённый мощными стенами, процветал. Как и все русские города Владимир сильно пострадал при Батыевом нашествии. Но, в отличие от других княжеств Галицко-Владимирское княжество не потеряло независимости и ещё пыталось бороться с татаро-монголами. В 1253 г Данило Романович принял королевскую корону от Папы Римского, который обещал организовать крестовый поход против монголов. Данило І стал первым королём в Восточной Европе.

На карте показана Русь (Rus), граничащая с Золотой Ордой, Венгрией, Польшей, Мазовией и Литвой. Ситуация на 1328 год.

В 1254-55 гг король Данило провёл победную войну против орд Куремсы. Но монголы в 1259 году направили против Русского королевства элитные войска Бурундая, нанёсшие Даниле поражение. Королевство распалось после смерти короля Юрия ІІ в 1349 году. Территория королевства оказалась в составе Речи Посполитой под названием Воеводства Русского.

(Продолжение следует).

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю.

Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Мой электронный адрес : [email protected] . Бу ду очень благодарен.

Цена со скидкой

От 16 859 р.

Вместо 17 380 р.

за человека

Начало тура: Москва

Авиа/ЖД/автобусные билеты до Москвы турист может приобрести самостоятельно на нашем билетном сервисе letsfly.ru или через нашего менеджера

Маршрут тура: Москва → Сергиев Посад → Александров → Владимир → Боголюбово → Муромцево → Гусь-Хрустальный → Суздаль → Москва

  • Автобусные туры

В высокий сезон цены на авиабилеты растут каждый день! Что бы зафиксировать цену перелета - бронируйте через наших менеджеров билеты на один или несколько туров, на одну или несколько дат! Это ничего не стоит и Вас ни к чему не обязывает! Выкупите только билеты к выбранному туру!

Мы минимизируем стоимость авиаперелета. При отмене/переносе рейса мы пересаживаем Вас на подходящий к туру рейс, а в случае болезни - делаем вынужденный полный возврат билетов. Также реализуем ж/д билеты

АКЦИЯ Скидка 3% на этот тур при заказе через сайт.

Описание тура

Стоимость тура на 1 человека :
в двухместном номере (2 человека в номере):
17,380 руб. (только завтраки)
18,790 руб. (без ужинов)
19,990 руб. (полное питание | 6 обедов + 5 завтраков + 5 ужинов)

Доплата за одноместный номер – 7,100 руб. (1 человек в номере)
Скидка на дополнительное место – 600 руб. (3 и более человек в номере)
Дополнительное посещение Суздальской медовухи - 300 руб.

Выбор места в автобусе – 1200 руб.

Примечание
* Время отправления и прибытия в Москву является ориентировочным и не может считаться обязательным пунктом программы.
* Компания оставляет за собой право вносить изменения в экскурсионную программу в зависимости от объективных обстоятельств с сохранением объема и качества. Возможна замена некоторых экскурсий на равноценные. А также производить замену гостиницы той же категории или выше.
* При количестве туристов в группе менее 17 человек может предоставляться микроавтобус иномарка туристического класса.
* Компания не организует подселение в номер в целях Вашей безопасности и комфорта.
* Данная программа рекомендуется для детей от 6 лет.
* Рассадка в автобусе фиксированная (в приоритете ранее сделанные и оплаченные брони). Места в автобусе предоставляются автоматически за 3 дня до начала тура. В случае нештатной ситуации, доступные места определяются гидом.
* Услуга "Выбор места", менеджер заранее зафиксирует за Вами желаемое место (стоимость услуги в блоке цен и скидок).

Ориентировочная схема автобуса

Золотое кольцо, Россия Малое путешествие по Княжеской Руси

Детали тура

  • Продолжительность: 4 дня
  • Начало тура: Москва
  • Виза: Не нужна
  • Транспорт до начала маршрута: автобус включен в стоимость

Бронировать со скидкой

На группу На другую дату

Возможна рассрочка или кредит

Программа тура (4 дня / 3 ночи )

Раскрыть все

1 день

Сбор группы в Москве: ст. метро «ВДНХ», стоянка справа от гостиницы «Космос»: схема стоянки автобусов .

Отъезд из Москвы в Сергиев Посад от ст. метро «ВДНХ», справа от гостиницы «Космос».

Отправление в Александров .

Обед в кафе города.

Экскурсия по Александрову. Посещение Александровского кремля - резиденции первого русского царя Ивана Грозного. Архитектурный ансамбль с экспозицией «Государев двор в Александровской слободе», домовым храмом и дворцовыми палатами царя Ивана IV, средневековыми подвалами, экспозициями «Александровская Слобода. Легенды и были» и «Александровская Слобода XVII-XVIII веков. Успенская обитель». Свободное время.

Свободное время.

Отправление в Владимир .

Размещение в отеле «Амакс Золотое кольцо 3*» г.Владимир . Номера категории «стандарт».

Ужин в ресторане отеля.

2 день

Завтрак в ресторане отеля (шведский стол).

Отправление в Муромцево .

Осмотр парка и памятников архитектуры усадьбы Храповицкого , экскурсия по экспозиции в лодочном павильоне. Дворянская усадьба выстроена по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого в конце XIX века архитектором Петром Бойцовым. Построенная в готическом стиле с башнями, стрельчатыми окнами и зубцами на стенах, усадьба, пожалуй, сегодня главная достопримечательность Владимирской области. Замок и парковая территория были практически уничтожены во времена разграбления и пожаров, случавшихся здесь в 90-е годы, но даже сейчас замок, буквально поражает.

Отправление в Гусь-Хрустальный .

Обед в кафе города.

Экскурсия по Гусь-Хрустальному - город мастеров, где живут и работают стеклодувы. Экскурсия в Георгиевский собор , построенный в 1892-1903 гг. по проекту известного архитектора Л.Н.Бенуа. Изнутри собор расписан выдающимся художником В.М. Васнецовым и украшен богатой мозаикой В.А.Фролова. В данный момент в здании храма размещается Музей Хрусталя им. Мальцовых , где представлена вся история российского стеклоделия в уникальных хрустальных и стеклянных шедеврах. Посещение рынка хрусталя .

Отправление во Владимир .

Посещение «Музея пряника» , мастер-класс +дегустация царского печатного пряника с чаем. В программе увлекательная экскурсия, где расскажут о, некогда, почти забытом русском лакомстве, древнейших традициях и обрядах. Гости музея сами смогут создать свой уникальный пряник-сувенир.

Ужин в ресторане отеля.

3 день

Завтрак в ресторане отеля.

Отправление в Суздаль .

Обзорная экскурсия по Суздалю - город-музей, около 200 памятников истории, многие из которых имеют статус всемирного наследия ЮНЕСКО. Осмотр архитектурного ансамбля Суздальского Кремля . Посещение достопримечательностей:
Спасо-Ефимиев монастырь с концертом колокольных звонов. Посещение Спасо-Преображенского собора. В монастыре находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского - выдающегося русского полководца.
Музей Деревянного зодчества с уникальными постройками 17-19 веков. Музей выстроен в виде сельской улицы с храмами, жилыми домами, мельницами, амбарами и другими постройками, перевезенными из разных сел и деревень Владимирской области.
Покровский монастырь (со смотровой площадки) – женская обитель, хранящая в себе множество тайн.

Обед в кафе города.

Интерактивная экскурсия в «Щурово городище» - настоящий жилой городок X века - деревянные рубленые избы, глинобитная хлебная печь, действующая кузница, оружейная, амбары. Экскурсоводы, одетые в костюмы древних славян, расскажут увлекательные истории об особенностях быта и семейного уклада далеких лет, о привычках и характере домашних животных, объяснят назначение предметов домашнего обихода. Каждый участник будет иметь возможность поупражняться в стрельбе из лука.

Свободное время. За дополнительную плату вы можете посетить Дегустационный зал «Суздальская медовуха» (дегустация медовухи разных сортов - традиционной, а также с хмелем, мятой, пряностями, хреном, липовым цветом, можжевеловыми ягодами и перцем, анисом, клевером, базиликом, шафраном, медуницей и даже почками сосны.)

Возвращение в отель.

.

Экскурсия по Владимиру - древняя столица Северо - Восточной Руси. Посещение достопримечательностей 12 века: Золотые ворота (архитектура) - символ величия и мощи Древней Руси. Дмитриевский собор - памятник Владимиро-Суздальской архитектуры домонгольского периода.
Успенский собор – шедевр белокаменного зодчества. Является уникальной сокровищницей русского церковного искусства. В нем сохраняются росписи XII-XIX вв. Знаменитые фрески иконописца Андрея Рублева.
Музей «Хрусталь, лаковая миниатюра и вышивка» или экспозиция «Старый Владимир» в 4-х этажной башне 1912 г. (рассказывает о городе конца XIX в. – начала XX в.).

Обед в кафе города.

Отъезд в Москву.

Ориентировочное время прибытия в Москву (к станции метро «ВДНХ»).