Месяц зуль хиджа начало и конец. Месяц зуль-хиджа

Дорогие братья и сестры! 23 августа начинается один из наших высокочтимых месяцев - месяц Хаджа. 1 сентября состоится праздничное богослужение Ид-аль-Адха Курбан-Байрам!

Зуль-Хиджа является одним из четырёх запретных, как и Раджаб, Зуль-Каада и Мухаррам. В эти месяцы Всевышний Аллах запретил войны, конфликты и кровную месть. Самые ценные для поклонения – первые десять дней Зуль-хиджа. О величии этих дней свидетельствует клятва Всевышнего Аллаха в суре 89 «Аль-Фаджр» («Заря»): «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами…». В хадисах говорится: «Нет деяний лучше,чем совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа» (аль-Бухари) «Благие деяния, совершенные в эти десять дней, более любимы Аллахом, чем совершённые в другие дни» (ат-Тирмизи) Поклонения в первые десять дней Зуль-Хиджа Хафис ибн Хаджар отмечает, что именно в эти дни включены все столпы поклонения: намаз, пост, жертвоприношение, паломничество. «… и не сочетается всё это в другие дни» («Аль-Фатх»)/

Все десять дней следует усердно молиться и каяться в своих грехах, читать Священный Коран, восхвалять и благодаорить Всевышнего Аллаха, читать салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, раздавать милостыню, радовать близких, совершать как можно больше добрых дел. Всем, кроме паломников, совершающих хадж, желательно (сунна) соблюдать пост в первые девять дней этого месяца, и особенно в девятый день Арафа (и в предыдущий день).

Самыми значимыми из первых десяти дней Зуль-Хиджа являются День Арафа (9 день) и День Жертвоприношения (Курбан-байрам). Смысл и мудрость Дня Арафа День Арафа – день прощения грехов и освобождения от огня. Это напоминание о встрече после долгой разлуки Адама и Хаввы, мир им. Когда Всевышний Аллах внял молитвам изгнанников из Рая, ангел привел каждого из них в Мекку. В долине Арафат в пятницу после намаза ‘аср они вместе плакали и каялись в содеянном. Всевышний Аллах, Милостивый и Милосердный, принял их дуа и дал обещание каждый год прощать тех из их потомков, кто будет в этот день и в это время искреннее раскаиваться в своих грехах и просить прощения у Всевышнего Аллаха. Адам и Хавва, мир им, поселились там, где находится город Мекка - «Умму’ль-Кура» («мать поселений»).

Пост в День Арафа В день Арафа желательно совершить полное омовение, заняться личной гигиеной, соблюдать пост (кроме паломников). Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Грехи того, кто будет поститься в день Арафа, смоются за предыдущий и последующий годы»(Байхаки).

В хадисах говорится о большом вознаграждении за пост в День Арафа - как за пост в течение двух лет. Соблюдающим пост прощаются грехи предыдущего и последующего года. Но если это грехи перед людьми, то надо обязательно попросить Суры, молитвы и дуа в День Арафа В этот день надо неустанно славить и благодарить Всевышнего Аллахa, читать суру «аль-Ихлас», начиная каждый раз с Бисмиллаh, и салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение. В хадисе сказано, что тому, кто тысячу раз прочитает суру «аль-Ихлас», будут прощены все грехи. В дуа надо искренне каяться и просить у Всевышнего Аллаха прощения для себя, своих близких - живых и умерших, для всей уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Лучшей молитвой является та, с которой обращаются к Аллаху в день Арафа, а лучшим из того, что говорили Его пророки, являются слова: لااله اِ لاّ الله و حده لا شر يك له،له الملك و له ا لحمد، و هو على كلّ شيء قدي Транслит: «Ла илаhа илла-ллаhу вахдаhу ла шарика лаhу, лаhул мулку ва лаhулхамду ва hува ‘ала кулли шайъин кадир». Смысл: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит вся власть, Ему - вся хвала, и у Него вся мощь». Дорогие братья и сестры! Помните, что служение Всевышнему Аллаху в эти дни приближает нас к Нему, но, совершая грехи, мы теряем Его милость. Воздержитесь от всего запретного. Берите как можно больше из щедрот этих дней. Да примет Аллаh все наши благие деяния.

2 сентября начинается один из самых высокочтимых среди мусульман месяцев – месяц Зульхиджа.

Факты, которые нужно знать об этом месяце:

1. В переводе с арабского название месяца Зульхиджа означает «обладающий паломничеством».

2. Зульхиджа является одним из четырех священных месяцев, когда Аллах Всевышний запретил войны, вражду и конфликты. В этот месяц мусульманину особенно важно оставить прошлые обиды, разрешить неурядицы и не вступать в споры.

3. Безупречно совершенный хадж – это лучшее, что может совершить верующий в месяц Зульхиджа. В этот месяц Аллахом предписано выполнение одного из столпов ислама – совершение хаджа. Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какое из дел наилучшее?», он ответил: «Вера в Аллаха и Его Посланника». Его спросили: «А затем какое?» Он ответил: «Усердие (джихад) на пути Аллаха». Его спросили: «А затем какое?» Он ответил: «Безупречно совершенный хадж».

4. Хадж должен совершить мусульманин при условии, что он обладает определенным достатком и соответствующим здоровьем, которое позволит совершить ему это физически.

5. День Арафа – самый ценный день в году. На 9-е число месяца приходится день Арафа – один из знаменательных дней. Награда за совершение благих поступков в этот увеличивается многократно, также увеличивается наказание за греховное.

«Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят».

6. Пост в день Арафа смывает грехи за предыдущий и последующий годы , равен посту в течение двух лет.

«Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы».

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?»

7. Паломники, совершающие хадж, не должны соблюдать пост в день Арафа , так как им предстоят немалые физические нагрузки.

8. 10-го числа месяца празднуется один из главных мусульманских праздников Ид аль-адха – праздник жертвоприношения.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения».

9. Праздничное жертвоприношение является одним из величайших обрядов Ислама, исполняя который мы не забываем о Единстве и Величии Аллаха. Аллах принимает принесенное в жертву животное до того, как кровь достигнет земли.

10. Особенно ценными считаются первые 10 дней месяца Зульхиджа.

«Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца Зульхиджа».

«Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней Зульхиджа)».

Один из первых учеников Сергия Радонежского, Савва во многом повторил жизненный путь учителя, своим примером показавшего, какими трудами достигаются монашеские добродетели — послушание, смирение, хранение помыслов, воздержание и целомудрие. Ученик так успешно прошел эту школу, что преподобный Сергий сам назначил его духовником своей обители.

Дата и место рождения преподобного Саввы неизвестны, ничего не говорят летописи и о его родителях — первое упоминание о нем относится к 1381 году, когда он, по благословению Сергия Радонежского, стал игуменом Стромынского Успенского монастыря на реке Дубенке. А после смерти преподобного Сергия, когда его ученик и преемник Никон ушел в затвор, монахи Троицкого монастыря упросили Савву вернуться и стать их игуменом.

А шесть лет спустя его крестник, Звенигородский князь Юрий, сын Дмитрия Донского, призвал его к себе, чтобы устроить горе Сторожи монастырь в честь его победы над Волжской Булгарией, которому предстояло стать первой на Руси Лаврой, "царским богомольем" — еще царь Алексей Михайловичь ходил сюда из Москвы пешком помолиться.

Преподобный Савва дожил до глубокой старости, а после его кончины в 1407 году его стали почитать как местного Звенигородского святого, в 1547 году он был канонизирован для общецерковного почитания, а в 1652 году были обретены его мощи.

Самое первое его житие составил в XVI веке агиограф Маркел Хутынский, а в XIX веке его краткую версию перевел с церковнославянского на русский Александр Пушкин, который под сильнейшим впечатлением от образа преподобного даже отца Татьяны Лариной в черновике "Евгения Онегина" назвал не Дмитрием, а Саввой.

Удивительным образом Савва Сторожевский не только сам во многом повторил жизненный путь своего учителя, но и судьба его мощей в XX веке оказалась схожей с судьбой мощей преподобного Сергия: во время кампании по ликвидации мощей, начавшейся в 1919 году, головы обоих святых верующим удалось спрятать и сохранить.

Первое появление большевиков в Савино-Сторожевском монастыре в 1918 году спровоцировало народный бунт: когда комиссар с уполномоченными пришли в обитель и потребовали отдать им все ключи, крестьяне, сбежавшиеся защищать святыни, перешли от криков к действию - в начавшейся драке комиссар был убит, его спутники сильно изранены, а один потом скончался от побоев, а распаленная толпа двинулась в город — свергать безбожную власть. Но там ее встретил вооруженный красноармейский гарнизон и стихийное восстание захлебнулось.

А в марте 1919 года мощи Саввы Сторожевского были все же вскрыты и изъяты, а его обитель закрыта. В 1920-е годы мощи святого были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, потом их передали на Лубянку, и долго считалось, что они так и пропали в ее подвалах. Но в 1980-е годы стало известно, что главу преподобного Саввы больше полувека хранила одна православная семья: Михаилу Успенскому, бывшему сотруднику Государственного исторического музея и члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, ее передали на Лубянке, чтобы он распорядился с этим "экспонатом" по своему усмотрению.
Его семья хранила святыню — сначала на даче, потом в московской квартире — 50 с лишним лет, и в конце 1980-х, когда началось возрождение монастырей, передала ее в московский Данилов монастырь.

23 августа 1998 года мощи преподобного Саввы торжественно перенесли в Рождественский собор Савино-Сторожевского монастыря, за три года до этого после длительных переговоров с музеем переданного наконец церкви. По благословению патриарха Алексия II этот день стал общецерковным праздником.

Начало священного месяца Зуль-хиджа

Зуль-хиджа — 12-й месяц мусульманского календаря и один из четырех запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-када, мухаррам), в которые запрещено враждовать, мстить, воевать и конфликтовать.

В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж — одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами ислама. На этот месяц приходится главный праздник мусульман — Курбан-байрам.

Особенно важными считаются первые десять дней этого месяца — в Коране говорится, что десятью его ночами поклялся сам Аллах. Пророк Мухаммед в эти дни постился. А Абдаллах ибн Аббас, автор толкования Корана, утверждал, что "нет таких дней, благие дела в которых Аллах любил бы больше, чем в этих десяти днях".

В среду был первый день месяца Зуль-Хиджа, десять первых дней которого являются лучшими в году.

Мы привыкли ждать месяц Рамадан, чтобы он улучшил нас, поднял нашу веру на ступень выше. В этот месяц мы оставляем грехи, усердствуем в благих делах и стараемся сохранить благо Рамадана после его окончания.

Так вот, дни, которые начались в среду, лучше, чем дни месяца Рамадан. И это огромная милость Всевышнего Аллаха, которую мы, возможно, не осознаём до конца.

Аллах дал нам эти дни: чтобы мы проснулись и встряхнулись, чтобы отказались от беспечности, чтобы вернулись к постоянству в добрых делах, от которых мы, возможно, отдалились в повседневной суете, чтобы ощутили близость Аллаха, увеличили своё поклонение Ему и стали искреннее.

Посланник Аллаха сказал о десяти первых днях месяца Зуль-Хиджа: «Нет дней, в которые благие дела более любимы Аллаху, чем эти». А Всевышний Аллах поклялся ими в Коране, указывая нам на их значимость.

Аллах дал одним промежуткам времени превосходство над другими относительно награды за благие деяния. Аллах дал знание об этом времени, и каждый из нас должен им воспользоваться.

Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

Всевышний Аллах сделал десять первых дней месяца Зуль-Хиджа предметом Своей клятвы, а клятва Всевышнего является указанием на величие и важность этих дней. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами! Клянусь чётом и нечётом!» (сура «Заря», аяты 1, 2).

Ибн Аббас сказал: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!»

Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!» (Аль-Баззар, Ибн Хиббан ).

Ибн Хаджар сказал: «Становится ясным, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в эти дни собираются все важнейшие виды поклонения, как молитва, пост, садакъа и хадж. И всё это не собирается разом в иное время».

Ибн Касир сказал: «Многие хадисы указывают на то, что первые десять дней месяца Зуль-Хиджа лучше остальных дней в году и они лучше последних десяти дней Рамадана. Однако десять последних ночей Рамадана лучше всех остальных ночей года, поскольку они включают в себя Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев».

Положение поста в первые десять дней Зуль-Хиджа

Пост – это один самых лучших видов поклонения, которые установлены Всевышним Аллахом. Есть много желательных дней для соблюдения поста, среди которых и первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Каждый год мусульмане соблюдают пост в течение этих дней, раздают милостыню и совершают всевозможные праведные деяния.

Однако, читая некоторые сайты в просторах Интернета или общаясь с некоторыми мусульманами, мы можем столкнуться и с мнением, согласно которому пост в эти дни является нововведением. В целях устранения сомнений и установления доказательств о желательности поста в эти дни, мы постарались собрать доводы в его пользу.

Учёные четырёх мазхабов единогласны в том, что пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным.

В книге «Аль-фатава аль-хиндийя» говорится: «Желательно соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». В книге «Аль-мукни’а» сказано: «Желателен пост в первые десять дней Зуль-Хиджа». В книге «Равдату т-талибин» сказано: «Желательным является соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». Ибн Хазм сказал: «Мы считаем желательным пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа до наступления дня жертвоприношения» . Ан-Навави сказал: «Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём Арафа».

Также постоянным комитетом по фетвам и научным исследованиям в Саудовской Аравии была издана следующая фетва: «Лучшими днями для желательного поста являются: понедельник, четверг, белые дни (13,14,15 дни каждого лунного месяца) и десять дней месяца Зуль-Хиджа».

Высказываний учёных о желательности поста в эти дни огромное количество, мы привели только некоторые из них.

Также вниманию читателя предлагается вопрос-ответ с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида о посте в первые дни этого месяца.

Вопрос : Я прочитал на вашем сайте о достоинствах поста в день Арафа. Но также я прочитал о том, что желательно поститься и в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Правильно ли я вас понял? Если правильно, то разъясните мне, сколько именно дней желательно держать пост: девять или десять? Потому что десятый день месяца Зуль-Хиджа является днём праздника Ид аль-адха (Курбан-байрам).

Ответ : Вся хвала принадлежит Аллаху! Пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет таких дней, в которые бы праведные деяния были любимы для Аллаха, как эти десять дней (то есть десять дней месяца Зуль-Хиджа)». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха, кроме человека, который вышел со своей душой и имуществом и не вернулся ни с чем из них» (хадис передал Аль-Бухари ).

От некоторых жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился девять дней месяца Зуль-Хиджа, в день Ашура и три дня из каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга» (хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд, шейх Аль-Альбани посчитал хадис достоверным).

Что касается поста в праздничный день, то он запрещён. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «запрещал поститься в день разговения (Ид аль-фитр) и в день жертвоприношения (Ид аль-адха)» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим ). Учёные ислама единогласны в том, что пост в эти два дня запретен.

Праведные деяния, совершённые в эти дни, лучше, чем совершённые в другие дни. Относительно же поста, то он касается именно девяти дней, а десятый день является праздничным и пост в этот день запретен. Таким образом, достоинства поста десяти дней месяца Зуль-Хиджа касаются лишь девяти дней.

См. Шарх имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, на «Сахих» имама Муслима (конец ответа из фетвы).

Также подобный вопрос задали шейху Ибн Усаймину . К нему обратилась женщина, которая соблюдала пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, но прекратила его соблюдение по причине того, что кто-то назвал пост в эти дни нежелательным, так как это не имеет основы в Коране и Сунне. Шейх ответил, что ей лучше и дальше соблюдать пост в эти дни, так как это желательно. Он указал на то, что в эти дни желательно совершать благие деяния, а пост является одним из праведных деяний. Более того, шейх заявил, что утверждающий о том, что пост в эти дни не является желательным, должен привести довод того, что пост не относится к праведным деяниям.

Пост в день Арафа

Одним из первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день Арафа – девятый. В этот день паломники исполняют главный столп хаджа – собираются в долине Арафа, в которой поминают Всевышнего Аллаха и обращаются к Нему с дуа.

Всевышний Аллах поклялся днём Арафа, что указывает на его величие. Аллах сказал: «Клянусь днём обещанным! Клянусь свидетельствующим (днём) и засвидетельствованным!» (сура «Башни»; аяты 2, 3).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «“День обещанный” – это день Воскрешения, “засвидетельствованный день” – это день Арафа, а “свидетельствующий день” – это пятница» (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани ).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о посте в день Арафа: «Он служит искуплением (прегрешений) прошедшего года и будущего года!» (Муслим).

Однако это желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается совершающего хадж, то для него не является Сунной соблюдать пост в день Арафа, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказывался от поста в этот день. Сообщается, что, будучи в долине Арафа в день Арафа, он удерживал людей от поста. ]§[

Дорогие братья и сестры! 23 августа начинается один из наших высокочтимых месяцев - месяц Хаджа. 1 сентября состоится праздничное богослужение Ид-аль-Адха Курбан-Байрам!

Зуль-Хиджа является одним из четырёх запретных, как и Раджаб, Зуль-Каада и Мухаррам. В эти месяцы Всевышний Аллах запретил войны, конфликты и кровную месть. Самые ценные для поклонения – первые десять дней Зуль-хиджа. О величии этих дней свидетельствует клятва Всевышнего Аллаха в суре 89 «Аль-Фаджр» («Заря»): «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами…». В хадисах говорится: «Нет деяний лучше,чем совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа» (аль-Бухари) «Благие деяния, совершенные в эти десять дней, более любимы Аллахом, чем совершённые в другие дни» (ат-Тирмизи) Поклонения в первые десять дней Зуль-Хиджа Хафис ибн Хаджар отмечает, что именно в эти дни включены все столпы поклонения: намаз, пост, жертвоприношение, паломничество. «… и не сочетается всё это в другие дни» («Аль-Фатх»)/

Все десять дней следует усердно молиться и каяться в своих грехах, читать Священный Коран, восхвалять и благодаорить Всевышнего Аллаха, читать салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, раздавать милостыню, радовать близких, совершать как можно больше добрых дел. Всем, кроме паломников, совершающих хадж, желательно (сунна) соблюдать пост в первые девять дней этого месяца, и особенно в девятый день Арафа (и в предыдущий день).

Самыми значимыми из первых десяти дней Зуль-Хиджа являются День Арафа (9 день) и День Жертвоприношения (Курбан-байрам). Смысл и мудрость Дня Арафа День Арафа – день прощения грехов и освобождения от огня. Это напоминание о встрече после долгой разлуки Адама и Хаввы, мир им. Когда Всевышний Аллах внял молитвам изгнанников из Рая, ангел привел каждого из них в Мекку. В долине Арафат в пятницу после намаза ‘аср они вместе плакали и каялись в содеянном. Всевышний Аллах, Милостивый и Милосердный, принял их дуа и дал обещание каждый год прощать тех из их потомков, кто будет в этот день и в это время искреннее раскаиваться в своих грехах и просить прощения у Всевышнего Аллаха. Адам и Хавва, мир им, поселились там, где находится город Мекка - «Умму’ль-Кура» («мать поселений»).

Пост в День Арафа В день Арафа желательно совершить полное омовение, заняться личной гигиеной, соблюдать пост (кроме паломников). Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Грехи того, кто будет поститься в день Арафа, смоются за предыдущий и последующий годы»(Байхаки).

В хадисах говорится о большом вознаграждении за пост в День Арафа - как за пост в течение двух лет. Соблюдающим пост прощаются грехи предыдущего и последующего года. Но если это грехи перед людьми, то надо обязательно попросить Суры, молитвы и дуа в День Арафа В этот день надо неустанно славить и благодарить Всевышнего Аллахa, читать суру «аль-Ихлас», начиная каждый раз с Бисмиллаh, и салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение. В хадисе сказано, что тому, кто тысячу раз прочитает суру «аль-Ихлас», будут прощены все грехи. В дуа надо искренне каяться и просить у Всевышнего Аллаха прощения для себя, своих близких - живых и умерших, для всей уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Лучшей молитвой является та, с которой обращаются к Аллаху в день Арафа, а лучшим из того, что говорили Его пророки, являются слова: لااله اِ لاّ الله و حده لا شر يك له،له الملك و له ا لحمد، و هو على كلّ شيء قدي Транслит: «Ла илаhа илла-ллаhу вахдаhу ла шарика лаhу, лаhул мулку ва лаhулхамду ва hува ‘ала кулли шайъин кадир». Смысл: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит вся власть, Ему - вся хвала, и у Него вся мощь». Дорогие братья и сестры! Помните, что служение Всевышнему Аллаху в эти дни приближает нас к Нему, но, совершая грехи, мы теряем Его милость. Воздержитесь от всего запретного. Берите как можно больше из щедрот этих дней. Да примет Аллаh все наши благие деяния.