Метафорические проективные карты в работе педагога-психолога. Проективные карты в работе психолога: полное руководство

Метафорические карты служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, что для него важно. Из его рассказа и нам, и психологу становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит.

OH-карты это целая семья МАК. Каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

Сам механизм работы с картами – это проекция.

Что такое проекция?
Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри.
И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир клиента.

Принципы работы с метафорическими ассоциативными картами

Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с клиентом.
И, таким образом, возвращаем клиенту то, чего у него очень мало – власть. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — он выступает у нас экспертом.

Карты - это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.

Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Основные стратегии работы с метафорическими картами

Существуют две основные стратегии работы. Клиент может выбирать карточки:

— произвольно, открыто;
— вслепую, наугад, когда они перевернуты, и он не видит изображения.

Работа с открытыми карточками более безопасна, она предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.

В то же время люди обычно рассматривают процедуры с закрытыми карточками как возможность «положиться на судьбу», «получить послание свыше» и пр. И многих это привлекает, так как создает интригу, подстегивает любопытство, привносит в работу ощущение игры.

Вынужденный работать с представленным ему «случайно» материалом, человек анализирует себя более глубоко, отвечает на более сложные вопросы.

Предъявление клиенту открытых и закрытых изображений – не единственная возможность разнообразить работу с карточками.

Прочитывая, таким образом, одни и те же слова, люди воспринимают их по-разному, вкладывая в них различные внутренние смыслы. Выстраивая параллели между словами и представленными на ассоциативных картах визуальными образами, они начинают лучше понимать, что имеют в виду, когда используют те или иные слова для обозначения своего состояния.

В работе с терапевтическими карточками слова играют роль второстепенную – поддерживающую, расширяющую диапазон возможностей. Они вводятся в работу как дополнение к карточкам «изобразительным». Считается, что используя одновременно и карточки с картинками, и карточки со словами, мы вовлекаем в работу оба мозговых полушария, тем самым развивая межполушарные связи. Описано много процедур, в которых клиенту предлагается работать одновременно и с одним видом карточек и с другим. Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент сам захочет её выполнить. Обычно соединения картинки и слова – задача нетривиальная.

Техники работы с ассоциативными метафорическими картами

Те же принципы, которые применяются при работе с метафорами в разных видах терапии, применимы и в работе с карточками как метафорами визуальными. Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом её сила.

Работа с картами может проходить в двух вариантах: диссоциированном – когда я на карту смотрю, и ассоциированном – когда я этим становлюсь.

Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.
А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился.

Техника «Очеловечивание»

Например, клиент жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но “потом” не наступает никогда. Я в отчаянии…»

Консультант может попросить его выбрать карту, представляющую эту его проблему. Клиент выбирает картинку и называет ее «Нерешительность». Консультант просит клиента поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего?
— Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее?
— Что ее ослабляет? Чего она боится?
Клиент самостоятельно исследует проблему, говорит с ней, пусть проблема сама ему расскажет про себя.

Техника «Одушевление»

Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет. Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога). Можно спросить клиента: И что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом, человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.

Техника «Озвучивание»

Раз клиент заставил говорить картинку, можно пойти дальше и заполнить картинку музыкой. Предположим, вы работаете над темой «жизненный путь» с помощью «дорожных карточек», клиент рассказывает вам о своем детстве, о родительском доме, об уходе из дома. Спросите его, какая музыка звучит во время каждого из этапов его жизни? Кто эту музыку «заказывает»? кто выбирает исполнителя, кто дирижирует? Она тихая? Громкая? Приятная? Навязчивая?

Техника «Очки»

Над чем бы психолог ни работал, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы. После того как человек выбирает карточку, символизирующую какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»

Техника «Зум» (Хоот)

Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как клиент выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает их степень влияния и близость к центральной картинке. Т.о. становится видна вся картина в целом. И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части - выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру. Можно проранжировать эти части по важности. Но главное - обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?

Техника «Раскрашивание»

После того как человек выбирает карточку, которая для него пред-ставляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточ¬ка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется».

Клиент может использовать любые цвета - те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет. Пусть он делает это, как хочет, ведь этот процесс отражает его внутреннее состояние. И можно поговорить об этом. А можно и не говорить, иногда достаточно просто «увидеть» ситуацию по-новому.

Техника «Расширение рисунка»

Делается это таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист. Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это ложные пятна и узоры, как в наборе «ЭККО», то - продолжить узор, эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору. При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет.

Также, поскольку сама техника расширения рисунка напоминает технику «Сквигель», придуманную английским психологом Д. Винникоттом, процедуру по расширению рисунка можно проводить точно по такой же схеме. Д. Винникотт использовал эту технику в работе с детьми, отказывающими сотрудничать., настаивающими на том, что они не умеют и не хотят рисовать, не откликающимися на просьбы что-нибудь сделать самим. В таких случаях психолог может сам начать рисование. Изобразив что-нибудь простое (линию, геометрическую фигуру), он просит ребенка продолжить рисунок, нарисовав что-нибудь аналогичное.

Пару месяцев назад, во время игры на развитие творческих способностей, я впервые познакомилась с метафорическими картами. Опыт работы с этим ментальным инструментом подарил яркие эмоции и открыл для меня два новых удивительных мира.

Первый - мир картин потрясающего турецкого художника Гурбуза Догана Эксиоглу, сюжеты которых притягивают и пробуждают глубинные слои в душе человека. Мастер является обладателем более 60 наград, включая международные. Его работы часто публикуют на своих страницах The New Yorker и Forbes.

Второй - мир художественных затейливых образов. «Чтение» метафорических карт - увлекательная и захватывающая игра, своего рода головоломка. Знаете, одно дело умно рассуждать о том, что хотел сказать художник своей картиной, и совсем другое вскрыть код замысловатых образов, чтобы получить ответ на свой конкретный вопрос.

Ну что, поиграем?


Загадайте желание или сформулируйте вопрос, ответ на который хотите получить. А теперь выберите любую цифру от 1 до 9.
Картинки с номерами вы найдете внизу, после текста, а пока рассказываю, в чем суть.

Перед тем как вы взгляните на метафорическую карту, которая вам досталась, хочу предостеречь вас от желания найти подсказку в ее названии, так как оно отражает авторский взгляд художника на мир. Истинный смысл послания можно прочесть только через свое восприятие действительности.

Как же расшифровать тайный смысл метафорической карты?

Абстрагируйтесь от сюжета рисунка и ответьте на три простых вопроса.

1. Что вижу?

Разложите картинку на отдельные предметы и части. Можете записать их на бумаге. Будьте внимательны к самым незначительным деталям. Опишите форму, размер, цвет предмета и его способ размещения в пространстве.

2. Что об этом думаю?

На втором этапе попытайтесь сопоставить, как истинное предназначение этих предметов в реальной мире может быть связано с вашим прошлым, настоящим и будущим или относится к тому вопросу, который вас интересует.

3. Что чувствую?

Теперь отключите логику и дайте волю чувствам. Прислушайтесь к себе. Оцените всю картинку целиком. Какие ощущения вы испытываете внутри себя, как откликается ваше тело. Что это? Радость, улыбка на лице или, наоборот, сюжет и краски рисунка вас удручают? Опишите все свои ассоциации и ощущения на бумаге.

Подключите к работе правое творческое полушарие. Вспомните как в детстве, рисуя карандашами или красками на бумаге незатейливые сюжеты, вы придумывали для своих героев удивительные истории. Кто они такие. Где живут. Откуда пришли, или куда направляются. Что им нравится или не нравится, чего хотят. Что они делают сейчас, и планируют делать потом. Придумывайте! Отпустите на волю свою фантазию, ведь все, что вы рассказываете об этих вымышленных героях так или иначе связано с тем, что лежит глубоко внутри вас. И самое главное, вы - автор и вправе написать свой сюжет именно таким, каким хотите увидеть его в финале.

Для закрепления алгоритма - немного практики.

В качестве примера приведу иллюстрацию Гурбуза Эксиоглу «Сломанные лестницы» .

Как вы думаете, это о надежде или о безысходности?


1. Что вижу?
Человек. Лестницы. Стена. Ясное небо.

2. Что об этом думаю?

Человек любознательный, и его интересы выходят за рамки дозволенного. Он хочет увидеть мир своими глазами. Скорее всего, это смелый путешественник, поскольку готов отправиться навстречу неизвестному даже в одиночестве. Судя по одежде, это служащий, который почти ежедневно ходит привычным маршрутом из дома на работу, и обратно. И вот теперь он принял решение - отказаться от привычного размеренного ритма жизни ради свободы, о которой так долго мечтал. Он почти у цели. Ему немного страшно - естественное состояние человека, стоящего на пороге нового и неизвестного. Герой не спешит хвататься за лестницу, а предусмотрительно пытается оценить обстановку, находясь на знакомой территории.

А что вы думаете об этом герое?

Лестницы.

Попробуйте найти для них аллегорию - что это?
Возможность выбраться наружу и оказаться на свободе? Как ими распорядится этот человек - продолжит стоять, пытаясь разглядеть хоть что-то краем глаза, или все-таки использует какую-нибудь из лестниц более эффективно? Что вы об этом думаете?

Еще один интересный момент - откуда здесь лестницы, и чьи они? Ответ на эти вопросы открывает второй подтекст - опыт . Лестницы вполне могут принадлежать тем, кто так же, как и герой рисунка, прошли свой путь. И…

Вырвались на свободу, в новую жизнь? Или вернулись назад, так и не осмелившись выйти за рамки привычного? Судьба всегда предоставляет человеку право выбора. А как бы вы поступили в такой ситуации?

3. Что чувствую?

Какие вы видите перспективы?

По-моему, они чистые и безоблачные как небо. Стена - это единственная преграда на пути, и, чтобы ее преодолеть, осталось приложить лишь малые усилия.

А теперь пришло время взглянуть на вашу метафорическую карту и отпустить на свободу свои мысли и чувства. Итак, ваш вопрос и ваш номер карты?

Желаю вам приятного «полета»!

1. Музы

2. Завтрак у моря

3. Штиль

4. Строчки

5. Вам посылка

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
  • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

47

Душевный переплет 19.10.2016

Дорогие читатели, сегодня мы продолжим с вами разговор в рубрике С нами вновь ведущая этой замечательной рубрики Елена Хуторная. Для тех, кто впервые зашел в нашу рубрику представлю Лену: блогер, писатель, вебдизайнер, чудесный,теплый и очень мудрый человек. И Лена также редактирует все статьи в нашем журнале Ароматы счастья . Сегодня Лена предлагает нам поговорить об эффективном методе работы над собой через метафорические и интуитивные карты. Вы что-то знаете о них? С недавних пор я сама увлеклась этой темой. Передаю слово Лене.

Иногда бывает так сложно разобраться в себе. Мучает какой-то вопрос или проблема и не знаешь, как поступить, чего ты вообще хочешь, к чему тебе стремиться, в каком направлении прикладывать усилия. Или понятно что нужно, но совершенно не представляешь себе, как это реализовать, с чего начать и когда вообще начинать, сейчас или, может, подождать? Или уже начал что-то делать, но то одно не получается, то другое и снова берут сомнения – а то ли? а надо ли? а с той ли стороны захожу? А бывает, и вовсе гложет что-то тебя, вроде и хорошо все, а вот не отпускает какая-то тоска, и не поймешь даже, с чем это связано…

Метафорические карты – что это

Для решения всех этих и многих других проблем используются метафорические карты. Это психологический инструмент, они не имеют ничего общего с гаданиями, карточными играми и прочими подобными занятиями, так что совершенно не заслуживают подобного предвзятого отношения. Представляют собой набор картинок разной тематики, с текстами или без, с одной стороны одинаковая у всех рубашка, с другой – какой-то рисунок или фото. Все изображения, как правило, неоднозначны и, соответственно, не предполагают однозначной трактовки.

Методика работы с метафорическими картами основана на обращении к нашему подсознанию, в котором, как известно, и кроются ответы на все наши вопросы. Причем обращение это происходит не напрямую, а опосредовано, через карты. Когда мы высказываем ассоциации, которые возникают у нас в связи с ними, мы вроде бы говорим не о себе, а о карте, поэтому это не вызывает у нас сопротивления. Но при этом откуда берутся все наши ассоциации? Конечно, они все о нас и связаны с нашими мыслями, чувствами и настроениями. И так человек рассказывает вроде бы о картах и вдруг понимает, что говорит-то на самом деле о себе, причем именно о том, что в действительности его заботит, волнует и занимает.

Волшебство в каждой карте

Вот цитаты известных психологов, применяющих карты в своей работе: «Мы вытягиваем определенные карты не случайно. Мы смотрим на картинку, и слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно!» – это слова Моритца Егетмейера, психотерапевта, издателя метафорических карт.

А так сказала о метафорических картах Офра Аялон, доктор психологии, всемирно известный эксперт по работе со стрессами, травмами и кризисными состояниями: «Удивительно то, что разные люди дают разные интерпретации карт. Каждый видит в них что-то свое, но это всегда именно то, что живет в нас, поэтому тут не может быть неправильных ответов. В вашем воображении есть все цвета, чтобы разукрасить свой мир. Мы маги, но не разрешаем верить себе в то, что волшебство живет внутри нас. Волшебство существует в любой момент времени. В детстве мы это помним, потом забываем, а потом вспоминаем снова. Карты это ключи для открытия двери внутри нас».

Метафорические карты не могут навредить

Потому, кстати, метафорические карты являются настолько экологичным инструментом для работы с собой – потому что они не могут навязать чего-то чуждого нам, что-то испортить, чем-то навредить своим вмешательством, ведь они только открывают и позволяют видеть то, что уже в нас есть. И по тем же причинам метафорические карты могут использовать как психологи, так и люди, не имеющие специальной подготовки, – просто для себя. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. Каждая из них значит только то, что мы сами видим в ней.

Вот простой пример. Я выбрала для вас один из рисунков. Посмотрите на него и подумайте, почувствуйте, как вы реагируете на него? Какие мысли у вас возникают, какие ощущения? Это что-то приятное, хочется идти за этим или это вызывает в вас беспокойство и дискомфорт? С чем это связано? Опишите вкратце свои ощущения.

Напишите об этом в комментариях к этой статье, буквально пару предложений, давайте поучаствуем в этом небольшом эксперименте, чтобы наглядно убедиться, как это работает. И посмотрите, каковы впечатления других людей – увидите, они будут совершенно разными, несмотря на то, что рисунок, казалось бы, один и тот же.

К слову сказать, не имеет большого значения, сами мы вытягиваем карту, вслепую или в открытую или кто-то другой вытягивает ее для нас. Потому что в этой карте мы всегда увидим что-то свое и это обязательно будет что-то актуальное и насущное для нас самих.

Метафорические карты говорят нам именно о том, что мы должны услышать

А вот замечали вы иногда, как неожиданно приходят подсказки в жизни? Едешь ты, к примеру, думаешь о чем-то, что тебя заботит, ищешь что-то, что дало бы тебе уверенность и решимость… И тут вдруг попадается рекламный щит на глаза, и на нем что-то такое написано огромными буквами – вот прямо в точку, как будто для тебя! И это вдруг и веселит тебя, и вызывает прилив сил и бодрости, и прибавляет решимости в своем настрое.

Как сказала Ника Верникова, по сути, все, что мы видим в своей жизни, все, с чем сталкиваемся, является метафорическими картами. Потому что во всем мы видим только то, что есть в нас самих, то, что отзывается. А если не отзывается, то мы просто проходим мимо, не замечая. Другой посмотрит на тот же рекламный щит и только плечами пожмет – и что такого?

Ника Верникова «Метафорические ассоциативные карты как отражение психической реальности»

Прелесть метафорических карт в том, что они позволяют более целенаправленно работать над своим состоянием – вот в чем большой их плюс. Не надо ездить по окрестностям в поисках подсказок, а можно спокойно сесть за столом и послушать, что творится у нас внутри, и решить, что с этим делать.

Интуитивные карты

Интуитивные карты являются разновидностью метафорических карт. Это тоже рисунки, абстрактные, в которых можно увидеть что угодно, отвечающее нашему состоянию и запросу. Каждый рисунок идет в сочетании с коротким высказыванием, которое тоже может навести на определенные мысли. С интуитивными картами можно работать как с метафорическими картами, существуют различные техники их применения http://e-hutornaya.ru/panno/intuitivnye-karty

Но также они могут выполнять и другую функцию – гармонизирующую, медитативную. Эти рисунки можно иметь перед собой просто для создания нужного настроения, рассматривать их, получать удовольствие. Раскладывать как пасьянс, как душа подсказывает. Их хорошо использовать для цветотерапии, потому что их краски и узоры настолько гармоничны и привлекательны, что весьма положительно влияют на наше душевное состояние – просто смотришь на них, и уже лучше становится.

Подсказки от интуитивных карт

Напоследок хочу предложить вам еще две карты. Подумайте над ними уже для себя, в комментариях об этом писать необязательно. Не смотрите пока на них. Обозначьте для себя какую-то актуальную для вас проблему, не слишком глобальную для начала. А теперь взгляните на карты. На одной из них изображено то, что мешает вам решить эту проблему – выберите ее для себя. А на другой – то, что поможет решить ее. Посмотрите и подумайте, что это для вас, какие мысли приходят, ощущения. Как можно использовать эти подсказки.

Помните, ничто в жизни не случайно. И именно на этом и основана работа метафорических и интуитивных карт. Все, что мы видим, все, что чувствуем, всегда очень субъективно и является частью нас самих. И потому в любой ситуации в первую очередь стоит спрашивать себя именно об этом – почему я думаю и чувствую именно так? Ну а метафорические и интуитивные карты помогают искать в себе ответы на эти вопросы, активизируя наше подсознание, чутье.

Подробнее об интуитивных картах на сайте Вдохновение на жизнь


как пользоваться интуитивными картами

По всем вопросам пишите мне на почту [email protected]

Леночка, спасибо за тему разговора. Я была очень далека от темы карт. Как-то мимо меня все проходило. Я рассказывала, что получила в подарок от Лены на свой день рождения посылочку. И там было столько душевностей. И рисунок, который именно для меня был создан, и интуитивные карты, и много всего другого. И с этими картами я и сама сейчас работаю, и показала своим друзьям, которых они очень удивили. А какие рисунки сами, и сами тексты. Я читаю их, перечитываю и просто наполняюсь тем, что мне нужно на данный момент. И сейчас стала именно работать с картами, задавать вопросы, получать ответы, что-то для себя открывать и обдумывать.

Не упустите шанс получить такие карты, рисунки в подарок или закажите их у Лены. Я сама люблю и получать, и дарить подарки именно для души, подарки, которые не купишь на каждом шагу, которые подбираются с любовью.

И дома у меня уже уголок с подарками Лены. Так приятно. И когда бывает что-то по настроению не так, подхожу, перечитываю описания рисунков, панно, и приходит совсем другое состояние внутри. Желаю всем нам работы над собой. Пусть она будет именно интересно-полезной!

И для души мы с вами послушаем сегодня Richard CLAYDERMAN — Mariage d’Amour . Очень красивый романтический ролик с прекрасной музыкой.

Смотрите также

47 комментариев

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    катя
    27 Мар 2017 в 14:38

    Ответить

    1 Урок. Что такое метафорические карты?

    Предмет курса

    Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

    Глубина изложения предмета курсом

    Берясь за описание любого предмета автор прежде всего должен решить насколько подробна будет его модель.

    Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль. Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках. Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать. Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг. Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

    Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

    Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

    Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

    Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

    Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

    Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

    1.Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.

    2.Вы почти ничего не знаете о психологии.

    Это курс для чайников.

    Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

    Что такое метафорические карты?

    Если максимально просто, то метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

    Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

    Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

    На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

    Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за десять лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

    Для чего же им эти карточки с картинками?

    Если коротко, психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека.

    Объяснить, как проходит такая работа, дело не одной сотни страниц, но главный принцип прост:

    Основной принцип действия метафорических карт

    Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

    Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

    Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула.

    Вам кажется это естественным. И в самом деле, - скажете вы, - вот это новость, глядя на фото стула, я вижу стул. Офигеть чудо!

    На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

    Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

    Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

    Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

    Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

    Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом .

    Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

    Техника: Искренний разговор обо мне

    Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

    Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

    После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

    Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

    Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов(учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

    Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

    Описание техники “Искренний разговор обо мне”

    Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

    Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх(обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

    Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

    Вот, что у меня получилось:

    Переворачиваю первую карту:

    Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

    Переворачиваю вторую метафорическую карту:

    Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

    Переворачиваю третью метафорическую карту:

    Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

    Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

    На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

    Переворачиваю пятую метафорическую карту:

    Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

    Вот и вся техника.

    Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация?

    Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

    Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

    Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

    А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:

    Опять же, согласитесь, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом, возможно, получить бы не удалось.

    А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

    Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

    Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

    Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

    Первая метафорическая карта:

    Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

    Вторая метафорическая карта:

    Третья метафорическая карта:

    “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

    Четвёртая метафорическая карта:

    “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

    Пятая метафорическая карта:

    “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

    Ну как, получилось?

    Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

    Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

    Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

    Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит.

    Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать.

    Что ж, такое тоже бывает.

    В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

    Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

    Домашнее задание

    Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

    Резюме урока

    Метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

    Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

    Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике.

    Эти образы и смыслы принято называть материалом.

    Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

    Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.