Методические рекомендации по применению умк сферы. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Подготовка к проведению семинара включает

по формированию и оформлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Аннотация

Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.

Составитель: Головачева О.В., методист отдела аналитико-мониторинговой деятельности КГБОУ ДО «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

Содержание

Введение

В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования в целом происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации. С этой целью разрабатываются нормативные документы разных уровней по активному развитию, переосмыслению и обновлению принципов и подходов к организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Р азработка программн о-методического обеспечения образовательных организаций ДОД является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.

Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

Актуальность разработки методических рекомендаций по формированию УМК заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогическим работникам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Целью создания настоящих методических рекомендаций является выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

    Понятие учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс является информационной моделью определенной педагогической системы, где отражены стороны реального образовательного процесса. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса. УМК должен учитывать все достижения современной педагогической науки и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с учебным планом.

Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП), а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации.

УМК разрабатывается педагогом дополнительного образования (тренером-преподавателем) к дополнительной общеобразовательной программе. Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.

    Структура УМК

Структура УМК предполагает совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала.

В самом общем виде учебно-методический комплекс ДООП может быть представлен следующими компонентами:

    Пояснительная записка к УМК;

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

    Рабочая программа;

    Индивидуальный учебный план учащегося (при наличии);

    Учебно-методический компонент для педагога и учащихся;

    Воспитательный компонент;

    Компонент результативности.

3. Содержание УМК:

1. Пояснительная записка.

В пояснительной записке указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК – Приложение 2 ), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях).

2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. ДООП является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.

3. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год в соответствии с реализуемой им дополнительной общеобразовательной программой.

4. Индивидуальный учебный план ( ИУП) проектируется в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, реализуемой педагогом. ИУП является приложением к основной утверждённой дополнительной общеобразовате льной общеразвивающей программе.

Индивидуальный учебный план составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.

5. Учебно-методический компонент для педагога и учащихся . Это могут быть:

    Методические материалы по организации образовательной деятельности.

    Методические разработки отдельных тем и занятий.

    Учебные пособия материалы, обеспечивающие реализацию содержания ДООП. К ним относятся:

    справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

    художественная литература;

    научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

    периодические издания;

    видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

    аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

    электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

Содержание учебного пособия может быть:

    в целом по ДООП;

    по отдельным разделам;

    по отдельным темам ДООП.

    по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрения и др.);

    по организации работы с учащимися, имеющими способности к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

    по проведению мониторинга удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса;

    по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы.

    Наличие блока (модуля) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).

    Дидактические материалы должны соответствовать содержанию ДОП, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

    раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

6. Воспитательный компонент ДООП может включать:

Сценарии праздников,

Летопись объединения,

Информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),

Творческие отчеты,

Фотоальбомы,

Видеоматериалы,

Информация о работе объединения в сети Интернет,

Материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),

Памятки и т.п.

7. Компонент результативности включает в себя:

I . Наличие диагностического материала и критериев контроля за результатами освоения учащимися ДООП:

Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания ДООП и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы:

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.

Оценка образовательных результатов учащихся по ДООП должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

В педагогической практике диагностика достижений предметных результатов , как правило, не вызывает затруднений у педагогов, так как эти результаты представляют собой специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета или предмета деятельности. Прогнозируемые результаты могут быть стандартизированы и подвергнуты изменениям.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов проводится в форме промежуточной и итоговой аттестации. Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ не предусматривается проведение итоговой аттестации по ДООП, но и не запрещается ее проведение с целью установления:

Соответствия результатов освоения ДООП заявленным целям и планируемым результатам обучения;

Соответствия процесса организации и осуществления ДООП установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Аттестация (промежуточная и итоговая) по ДООП может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся вызывает у педагогов наибольшие затруднения, так как в их основе лежит не стандарт, а социальный заказ. В данных методических рекомендациях в помощь педагогам, работающим в системе дополнительного образования, предлагаются диагностические методики, которые достаточно просты и могут быть использованы в практической деятельности (Приложение 4, 5, 6). Однако педагоги, имеющие богатый опыт работы в системе дополнительного образования детей, могут самостоятельно разрабатывать методики определения уровня развития учащихся по дополнительной общеобразовательной программе.

II . Наличие способов отслеживания динамики развития учащихся (рейтинговая система оценивания достижений, портфолио, зачётные книжки и др.).

Одним из самых востребованных способов является портфель достижений, с помощью которого можно проследить динамику личностного развития учащихся. Метод «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и представляет технологию работы учащихся, которая позволяет решить ряд педагогических задач:

Способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать, анализировать собственную деятельность);

Развивает такие качества учащихся как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.

4. Принципы проектирования УМК

Проектирование – сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:

      • прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа;

        воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическая сущность проектирования УМК основывается на соответствующих принципах :

- принцип целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала;

- принцип междисциплинарности - работа по формированию содержания должна иметь комплексный характер, охватывая все взаимосвязи конкретной дополнительной общеобразовательной программы с предметами соответствующей образовательной области;

- принцип научной актуальности - содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать современным достижениям соответствующих областей науки;

- принцип приоритета прикладных задач - на занятиях, проводимых с целью овладения учащимися практическими навыками, в первую очередь должны привлекаться для решения прикладные задачи.

5. Функции УМК

УМК выполняет 3 основные функции:

Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.

Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п.

Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций.

Вышеперечисленные функции включают в себя:

- информационную - обеспечение системного представления о явлениях, предметах, событиях в науке, искусстве, производстве, спорте и т.п. в целях достижения образовательного эффекта;

- интегрирующую - обеспечение представлений учащихся о дополнительных источниках информации по рассматриваемым проблемам;

- координирующую - обеспечение согласования действий учащегося в использовании других учебных средств: энциклопедических словарей и справочников, аннотированных указателей литературы, атласов, альбомов, популярных периодических изданий, натуральных объектов, средств компьютерной поддержки и др.;

- трансформационную - связанную с преобразованием содержания с учетом возрастных, социальных, на циональных особенностей учащихся;

Систематизирующую - обеспечение логической и дидактической последовательности подачи учебного материала;

- функцию рационализации, обеспечивающую сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагогов при высоком качестве результатов образования;

- функцию стимулирования познавательной деятельности учащихся за счет занимательности и проблемной по дачи учебного материала;

- функцию управления развитием образовательного процесса за счет дозированной и последовательной организации подачи учебного материала;

- функцию закрепления и самоконтроля результатов деятельности учащихся за счет постановки заданий и контрольных вопросов.

6. Этапы проектирования УМК

Начиная работу по созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки.

    Разработка дополнительной общеобразовательной программы.

    Определение цели и задач разработки учебно-методического комплекса.

    Подбор и анализ информационного и методического материала:

Методического;

Литературного;

Наглядного;

Электронные образовательные ресурсы.

    Отбор материала.

    Систематизация материала в соответствии с учебно-методическим планом и формами проведения занятий.

    Создание тематических папок (печатных и электронных).

    Систематизация учебно-методического комплекса.

    Внедрение учебно-методического комплекса в практику.

    Анализ учебно-методического комплекса:

Корректировка учебно-методического комплекса.

    представление материалов УМК на методических объединениях, выступление на семинарах-практикумах, презентациях педагогического опыта, конференциях, публикации через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня.

Поскольку разработка учебно-методического комплекса является творческим процессом, каждый педагог вправе сам определять этапы разработки УМК в зависимости от опыта работы, профессиональных знаний и умений.

7. Требования к созданию УМК

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

    предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;

    предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

    соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

    обеспечивать межпредметные связи;

    обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.

В заключение можно обозначить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса («плюсов» УМК), позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.

Первый «плюс» - УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.

Второй «плюс» - УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда. УМК как органическая часть деятельности педагога позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка. При этом УМК обладает большими позитивными возможностями и резервами, обеспечивающими сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагога при высоком качестве образовательных результатов.

Третий «плюс» - УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свое мастерство. Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Четвертый «плюс» - УМК способствует творческой самореализации педагога. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию.

Пятый «плюс» - создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора. Включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося.

Шестой «плюс» - обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности. Внедрение в образовательный процесс УМК является условием многогранной деятельности учащихся в избранном ими направлении. Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, учебно-исследовательскую и др.), педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.

Заключение

Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий. УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда.

Мобилизуя имеющиеся знания и опыт работы на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Несомненно, создание учебно-методического комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большего удовлетворения от работы.

Таким образом, творческий процесс работы над УМК, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов, можно рассматривать как средство повышения качества дополнительного образования.

Список литературы:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.

3. Будаева Н.А. Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования. Методическое пособие. - Издательство МОУ ДОД ДЮЦ УКМО 2015.

4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДООП.– Москва, 2015.

5. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.

6. Горский В.А. Учебно-методический комплект как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей, его функции и основные этапы разработки //Дополнительное образование. – 2009. – № 1. – С. 29-33.

7. Добрецова Н.В., Инц И.Г.: Учебно-методический комплекс – необходимая часть профессиональной деятельности педагога: учебно-методическое пособие: ГОУ “Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных” РГПУ им. А.И. Герцена кафедра педагогики: г. Санкт-Петербург, 2004.

8. Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. – 2014. - № 12 (электронный ресурс ).

9. Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация – актуальные проблемы современного образования. Научно-методический сборник «Библиотечка». – 2016. - № 1. – С. 44-80.

10. Филиппова Н. В. Оценка результативности дополнительной общеобразовательной программы (на примере работы студии «Молодежная мода» МОУ ДОД «Автограф» г.Нерехта Костромской области) // Молодой ученый. - 2012. - №5.

Приложение 1

Образец титульного листа УМК к ДООП

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

____________________________________________________

(структурное подразделение)

Учебно-методической комплекс

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе __________________________

(название ДООП)

Направленность ДООП _________________________

Возраст учащихся по ДООП _____________________

Педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель)

Ф.И.О.

Хабаровск

20__г.

Приложение 2

Информационная карта учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе

Наименование ДООП: ______________________________________________

Срок реализации ДООП: ____________________________________________

Возраст учащихся: ________________________________________________

Автор,

составитель

Год разработки, составления

Учебные пособия

Методические материалы

Дидактические материалы

Электронные ресурсы

Диагностические материалы

Другое (сценарии праздников, фотоальбомы, пакмятки и пр.)

Приложение 3

Оценочный лист (примерный)

учебно-методического комплекса

к дополнительной общеобразовательной программе

(для проведения внутренней и внешней экспертизы УМК)

Название ДООП ___________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

Оценивание каждого показателя осуществляется по четырех балльной системе:

0 – отсутствие материалов для оценивания;

1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;

2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;

3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;

4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Учебные пособия:

Справочная литература

Художественная литература

Научная и научно-популярная литература

Периодические издания

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

3

Дидактические материалы:

Раздаточный материал для обучающихся

Наглядные пособия

4

Методические материалы:

Планы занятий

Контрольные задания

Методические разработки

5

Диагностические материалы и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП

Общее количество баллов: _____________

Члены комиссии:

1._______________________

2._______________________

3._______________________

Дата заполнения ______________________

Приложение 4

Индивидуальный лист

педагогических наблюдений за деятельностью учащихся

Одним из средств диагностики является метод наблюдения. Наблюдения необходимо проводить на обязательных занятиях и в неформальной обстановке, а также при проведении массовых мероприятий в течение всего учебного года. Для педагогического наблюдения и анализа необходимо выбрать поведенческие проявления учащихся, которые характеризуют отношение ребенка к окружающим, сверстникам, к деятельности.

Формой накопления педагогической информации является «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью учащихся», который заполняется педагогом. Обобщенная информация отражается в сводной карте наблюдений за учащимися (Приложение 5).

Фамилия, имя учащегося________________________________________

Гражданская ответственность (добросовестность, организованность, исполнительность, требовательность к себе и другим)

Владение знаниями о событиях, происходящих в стране и в мире, умение самостоятельно выделять важные государственные и общественные проблемы

Позитивное отношение к окружающим, проявление нетерпимости к любым видам насилия (бережное отношение к природе, животным, растениям)

Проявление собственной нравственной и гражданской позиции в соотнесении с интересами развития государства и общества

Ответственное отношение к выполнению общественных поручений

Участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность

Социальная активность (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость)

Самовыражение, стремление показать свои знания и умения при проведении различных мероприятий

Четкие личные цели и их выполнение

Самоорганизация совей образовательной деятельности

Способность самостоятельно выполнять задания

Нравственная культура (честность, сдержанность, справедливость, гуманность)

Владение знаниями о культурно-историческом наследии страны

Позитивное отношение к общекультурным, духовно-нравственным ценностям

Признание ценности культурных форм поведения (культура поведения со сверстниками, культура речи, культура поведения с педагогами, культура поведения во время выездных образовательных мероприятий)

Участие в проведении культурно-массовых мероприятий

Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность)

Развитие навыков общения, сотрудничества в процессе осуществления различных видов деятельности

Участие в учебной и социально-значимой деятельности, активность в процессе организации и проведении мероприятий

Способность работать в команде, коллективе

Мотивация и отношение учащихся к процессу познания

Мотив получения высокой оценки

Стремление занять новое положение в отношениях с окружающими, завоевать уважение среди сверстников, желание самоутвердиться

Потребность в получении новых знаний и умений

Умение подчинить свои желания сознательно поставленным целям в обучении

Максимальное количество баллов:

Приложение 5

Сводная карта педагогических наблюдений

за деятельностью учащихся в детском объединении

Итоговое значение

Стремление к познанию

Самостоятельный поиск информации

Умение планировать УП деятельность

ср. арифметическое

Самовыражение

Самоорганизация

Самоопределение

Самостоятельность

ср. арифметическое

Знания

Нравственные установки

Позитивное отношение к окружающим

Ответственность перед коллективом

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Знание

Отношение

Формы поведения

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Коммуникативные навыки

Организаторские навыки

Способность работать в команде

ср. арифметическое

Внутренние мотивы

Внешние положительные

Внешние отрицательные

Целеустремленность

ср. арифметическое

Среднее арифметическое

1

2

3

Данная методика позволяет определить уровень личностного развития учащегося на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе:

0-1 балл – низкий уровень личностного развития учащихся

2-3 балла – средний уровень развития

4-5 – высокий уровень развития

Приложение 6

Анкета

«Определение уровня социокультурного развития учащихся»

Инструкция к проведению теста. Прочитайте приведенные ниже суждения. Оцените каждое суждение применительно к Вам по следующей шкале:

А – совершенно верно, постоянно;

Б – относительно верно, не всегда;

В – неверно, никогда.

Ответы (А, Б или В) занесите в опросный лист рядом с номером суждения.

Опросный лист.

Ф.И.О. учащегося___________________________________

Год обучения, возраст _______________________________

Часть I . Диагностика познавательной потребности

1. У меня не пропадает желание добиваться цели, если даже что-нибудь этому препятствует.

2. Я стремлюсь к приобретению новых знаний, неизвестных мне ранее.

3. Только имея хорошие знания, можно добиться успеха в жизни.

4. Человек не может всего знать, поэтому я не стесняюсь задавать педагогу непонятные мне вопросы.

6. Познание нового для меня создает ощущение успеха.

7. Я могу самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников, в том числе с помощью компьютерных средств.

8. Я могу адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

9. Я считаю, что образование играет первостепенную роль в развитии человека и всего общества.

10. Я вижу взаимосвязь между получением знаний и будущей профессиональной деятельностью.

Часть II . Диагностика социальной активности

1. Я могу подчинить свои действия поставленным целям и не поддаваться влияниям различных факторов, препятствующим достижению цели.

2. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

3. Я стремлюсь самостоятельно справляться с различными трудностями.

4. Я разумно планирую и организую свою деятельность, свободное время.

5. Могу работать творчески, действуя по собственной инициативе.

6. Мне нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

7. Часто предлагаю свой подход к делу, стремлюсь, чтобы любая работа была интересной для себя и других.

8. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.

9. Принимаю активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий школы, класса, учреждения дополнительного образования.

10. Когда необходимо принимать важные решения, я действую решительно.

Часть III . Диагностика гражданской ответственности

1. Я готов поставить общественные интересы выше своих собственных.

2. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

3. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

4. Добросовестно отношусь к выполнению любого дела, поручения.

5. Я готов защищать свою Родину, интересы государства в случае серьезной опасности.

6. Я знаю историю, традиции, культуру своего государства.

7. Я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.

8. Я умею сдержать свое слово, если что-то пообещал, то обязательно выполню.

9. Мне интересно принимать участие в дискуссиях по актуальным проблемам жизнедеятельности гражданского общества и государства.

10. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям и т.д.

Часть IV . Диагностика нравственных качеств

1. Уважительно отношусь к взрослым.

2. Мне важно помочь другу, если он попал в беду, не ожидая взамен похвалы и награды.

3. Мне совестно, если я поступаю несправедливо по отношению к другим.

4. У меня есть недостатки, с которыми я стараюсь справиться.

5. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

6. Я думаю, что нельзя позволять себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.

7. Я считаю, что существуют правила поведения в общественных местах, которые должен соблюдать каждый человек.

8. Я всегда говорю правду.

9. Внешний вид является показателем уважения не только к себе, но и к окружающим.

10. В свободное время я с удовольствием иду в театр, музей, на выставку.

Часть V . Диагностика коммуникативных качеств

1. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтных ситуациях, принимаю проблему спокойно, пытаюсь найти компромиссное решение.

2. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

3. В незнакомой компании я не чувствую неудобства.

4. Я не испытываю чувство неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком, установить с ним контакт, дружеские отношения.

5. Я легко адаптируюсь в новом коллективе.

6. У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь.

7. Мне несложно выступить с докладом, сообщением, информацией перед аудиторией.

8. В решении важных дел принимаю инициативу на себя.

9. Я с удовольствием принимаю участие в проведении коллективных мероприятий, организации общественных дел, беру на себя ответственность за общий результат.

10. В коллективе мне нравится быть в центре внимания, я ощущаю себя значимым членом «команды».

Часть VI . Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности

Меня привлекает:

1. Возможность приобрести новые знания, умения, расширить кругозор.

2. Желание самоутвердиться, завоевать уважение среди сверстников.

3. Потребность в получении знаний, необходимых в будущем для выбора профессии, возможность получить первоначальную профильную подготовку.

4. Потребность в общении со сверстниками.

5. Возможность развивать творческие способности.

6. Возможность участвовать в коллективных делах.

7. Возможность добиться успехов в определенной деятельности, желание принести пользу обществу.

8. Возможность выработать у себя определенные черты характера: самостоятельность, активность, инициативу.

9. От этого зависит будущее: поступление в учебное заведение, зарплата, карьера.

10. Награда, поощрения родителей.

Обработка результатов.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

Вариант «А» - 2 балла – учащийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения.

Вариант «Б» - 1 балл – владеет им отчасти, проявляет время от времени, непостоянно.

Вариант «В» - 0 баллов – не владеет.

За каждый ответ (вариант А) начисляется 2 балла, за ответ (вариант Б) начисляется 1 балл, за ответ (вариант В) баллы не начисляются.

Переведите свои ответы на вопросы теста в баллы. Запишите полученные цифры в опросный лист (таблица 1) в свободной клетке рядом с ответом на вопросы. Подсчитайте результаты каждой части теста в опросном листе (таблица 1), просуммировав записанные в столбцах баллы. Полученные суммы запишите в итоговых клетках.

Впишите в таблицу 2 «Сводная таблица результатов учащихся группы» результаты теста, полученные результаты с 1-й по 6-ую части из итоговых клеток таблицы 1. Подсчитывается, какое количество учащихся группы имеют минимальный, высокий, средний уровень социокультурного развития. Результаты могут быть переведены в проценты.

Сводная таблица результатов опроса учащихся группы

Минимальный уровень

(менее 8 баллов)

Средний уровень

(8-15 баллов)

Высокий уровень

(15-20 баллов)

Часть 1

Познавательная активность

Часть 2

Социальная активность

Часть 3

Гражданская ответственность

Часть 4

Нравственность

Часть 5

Коммуникабельность

Часть 6

Мотивация к познавательной деятельности

Данная методика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, выявить уровень их социокультурного развития.

Использование методики на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе позволит фиксировать происходящие изменения в личности учащихся и выявлять тенденции развития личности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО»

по составлению учебно-методического комплекса дисциплины

Благовещенск, 2013

Методические рекомендации предназначены для преподавателей Амурского филиала, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).

Методические указания разработаны в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Составитель:

В., начальник учебно-методического отдела

Введение

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса по дисциплине.

2.1. Общие положения

2.2. Порядок составления, согласования и утверждения рабочей программы

2.3. Структура и содержание рабочей программы

2.4. Дополнения и изменения в рабочей программе

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными ФГОС).

Методические материалы и указания должны формироваться с учётом положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Ответственность за содержание и представление материалов УМК дисциплины возлагается на составителя (группу составителей) и руководителя отделения, на котором реализуется данная программа.

Контроль соответствия УМК дисциплины ФГОС и рабочему плану направления или специальности осуществляет научно-методический совет колледжа.

УМК дисциплины предназначен для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы специальностей, реализуемых в колледже по всем направлениям подготовки. УМК доступен преподавателям и студентам в виде текста на сайте, материалов в библиотеке и методическом кабинете колледжа.

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению курсантами (студентами) учебного материала, входящего в рабочую программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки курсантов (студенто) в по одной из специальностей (направлений подготовки).


В структуру УМК включают следующие материалы:

1. Титульный лист УМК дисциплины.

2. Извлечение из ФГОС СПО по специальности (направлению подготовки).

3. Рабочая программа по дисциплине.

4. Карту обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой.

5. Банк контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине.

6. Комплект экзаменационных билетов.

7. Методические указания для различных форм учебных занятий по дисциплине.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

9. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ, предусмотренных учебным планом.

10. Инновации в преподавании дисциплины.

11. Прикладные компьютерные разработки по дисциплине (если это предусмотрено учебным планом), в том числе – электронные учебники, прикладные компьютерные программы, деловые игры , хрестоматийный материал и др.

12. Глоссарий.

13. Ридеры (тексты для чтения), являющиеся составным элементом отдельных дисциплин.

14. Наглядные средства обучения (перечень).

15. Образцы работ, выполненные при изучении дисциплины (рефераты, контрольные и творческие работы, проекты и др.).

УМК дисциплины составляет преподаватель (группа преподавателей), руководствуясь документами, указанными во введении. Если дисциплина входит в планы сразу нескольких основных образовательных программ с одинаковыми требованиями ФГОС СПО и учебных планов, то разрабатывается один унифицированный УМК дисциплины по этим специальностям (направлениям). Для очной, заочной форм обучения составляется единый УМК дисциплины. Для курсантов (студентов), обучающихся по сокращённой программе обучения , составляется отдельный УМК дисциплины.

Разработка материалов УМК дисциплины включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя, срок разработки УМК устанавливается на заседании предметно-цикловой комиссии и фиксируется в её протоколе.

Разработка УМК дисциплины включает этапы:

Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки курсантов (студентов) по соответствующей специальности (направлению) подготовки;

Разработка учебных материалов: конспекта лекций , технологии проведения практических занятий, методических указаний по курсовым и выпускным квалификационным работам;

Оформление УМК дисциплины;

Апробация материалов УМК дисциплины в учебном процессе;

Корректировка материалов УМК дисциплины.

Порядок утверждения и согласования УМК дисциплины:

Рассмотрение на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с заместителем директора филиала по учебной работе;

Утверждение УМК дисциплины заместителем директора филиала по учебной работе.

Все печатные документы УМК должны храниться в одной или нескольких папках архивного типа, оформленных по единому образцу. Электронный вариант УМК дисциплины хранится в той же папке.

Срок действия утверждённого УМК дисциплины определяется сроком действия ФГОС СПО по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Все изменения и дополнения согласуются в установленном порядке, как правило, до конца учебного года и вводятся в действие с сентября нового учебного года.

1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ УМКД

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению документов и содержать:

Наименование отраслевого органа, в введении которого находится учебное заведение;

Наименование учебного заведения;

Наименование учебной дисциплины;

Код и наименование специальности/направления;

Дата рассмотрения и утверждения УМКД на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с научно-методическим советом филиала;

Год и место разработки УМКД.

Оборотная сторона титульного листа содержит перечень документов, входящих в УМКД (Приложение 1).

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК дисциплины. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объём и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы(виды) контроля знаний курсантов (студентов) по данной дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый: реферат, контрольная работа , тест, зачёт, экзамен).

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отражённым в ФГОС, для каждого направления (специальности) с указанием уровня подготовки. Для дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов допускается разработка одной учебной программы для нескольких направлений и специальностей. В этом случае на титульном листе программы делается соответствующая запись.

Наличие утверждённой рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием для организации и осуществления образовательного процесса

в колледже.

Рабочая программа составляется в двух экземплярах и после утверждения хранится (в составе УМК дисциплины) у заместителя директора по учебной работе – один экземпляр, второй – в делах отделения, где работает составитель.

Обучение курса осуществляется на основе Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), целью которого является повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС ВПО.

Содержание и наполнение предлагаемого комплекса обусловлено специальным характером курса и его местом в системе дисциплин учебного плана. Предлагаемая программа ориентируется на принцип преемственности и последовательности усвоения базового материала. Используемая терминология и категориальный аппарат требуют заметного переосмысления понятий, переоценки их значимости, что помогает осознанию основных методологических положений курса в целом.

Реализация заданного программой принципа предполагает и использование различных методов преподавания и форм работы со студентами. Содержание предлагаемой программы, ее объем, и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус самостоятельной работы студентов, которая видится полноценным и обязательным видом их учебно-познавательной деятельности.

Все материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономическая теория» доступны для студентов и расположены на электронной платформе LMS Blacckboard, а также в печатном виде хранятся на кафедре экономической теории.

Приступая к изучению курса, студенту необходимо будет ознакомиться с данными изданиями.

1) рабочая учебная программа дает общее представление о предмете изучения, цели и включает основные темы, разделенные на разделов, список основной и дополнительной литературы.

2) краткий конспект лекций содержащий тексты лекций, проблемные вопросы, словарь основных терминов и понятий, поможет в подготовке к практическим занятиям, к опросам и контрольным работам, а также экзамену.

4) методические рекомендации по самостоятельной работе студентов позволяют иметь представление о содержании самостоятельной работы, включая подготовку к семинарским (практическим занятиям), планы занятий. В методическом пособии указаны сроки сдачи внеаудиторных работ, выполняемых самостоятельно; приводятся критерии оценки, примерные нормы времени на выполнение работ, приводятся требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, дается характеристика и описание заданий, рекомендуемая литература (основная и дополнительная) и т.д.

Учебно-методический комплекс призван помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить. Студент внимательно читает и осмысливает тот раздел, задания которого ему необходимо выполнить. Выполнение всех заданий, определяемых содержанием курса, также предполагает работу с дополнительными источниками. Прежде чем осуществить этот шаг, студенту следует обратиться к основной учебной литературе, ознакомление с материалом которой позволит ему сформировать общее представление о существе интересующего вопроса. Для этого студент должен осознать предназначение комплекса: его структуру, цели и задачи, что облегчит студенту изучение курса дисциплины «Экономическая теория» и поможет успешно сдать экзамен.

по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 03.03.2012г.

«О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан 463 от 29.06.2001 г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», разъясняем следующее.

Обучение родному (татарском}) языку начинается с первой младшей группы (с 2-х лет) и проводится воспитателем но обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.

Начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому, русскому языкам 3 раза в неделю в первую половину дня. Из них 2 раза в неделю непосредственно образовательная деятельность (далее ИОД) проводится по подгруппам 10-15 детей Третья НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам проводится па закрепление пройденного материала со всей группой.

Вместе с тем в больших дошкольных образовательных организациях, где работают два воспитателя по обучению татарскому л русскому языкам возможно проведение третьей НОД во второй половине дня. При этом дополнительные образовательные услуги должны проводиться без ущерба НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

Для организации обучения детей татарскому и русскому языкам 3 раза в неделю в режимные моменты переносятся следующие НОД: всредней lpynne

НОД «Ленка/Аппликация» («Художественное творчество»)

НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

НОД «Рисование» («Художественное творчество»); в старшей и подготовительной группах:

НОД «Познавательно-исследовательская и продуктивная

НОД «Рисование» («Художественное творчесгво»

НОД «Формирование целостной картины мира» («Познание»).

Для организации под! группового обучения детей рекомендуется чередовать НОД но обучению детей татарскому и русскому языкам со следующими НОД:

ft средней группе:

Коммуникация.

к старшей группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Лепка/Аппликация» («Художественное творчество»),

в подготовительной группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Рисование» («Художественное творчество»).

Расписание НОД необходимо составлять в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 15 мая 2013 года

Кроме НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитатель по обучению языкам ведет индивидуальную работу с детьми п свободное от непосредственной образовательной деятельности время, а также работу с педагогами и родителями.

Воспитатели групп создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

При проведении НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитателю рекомендуется использовать литературу:

Региональная программа дошкольного образования. Тебэкиси мэктэпкэчэ белем биру программасы / Р.К. Шаехова - Казань. РКЦ. 2012;

. «Балалар бакчасында рус Ьэм башка мил лот балаларына татар теле вйрэту программасы»/ З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева. Р.С. Исаева Ь.б. -

Школа РИЦ, 2013;

Программа «Изучаем русский язык» / С.М. Гафароза. Г.З. Гарафиева. Казань, Школа РИЦ, 2013;

. «Туган телдэ сойлэшэбез». М его дик кулланма. 2-3 яшь / Хэзрзгоза Ф.В., Шзрзфетдинова З.Г.. Хэбибуллина И.Ж. - Казан. ТКН, 2012;

. «Туган телдэ сейлошэбез». Методик кулланма 5-7 яшь / З.М. Зарипова, Л.Н. Вэжиева Ь.б. . Казан, Фолиант, 2012;

Татарча сейлэтэбез». Методик кулланмалар: 4-5, 5-6 яшь / З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчсва, Р.С. Исаева Ь.б. - Казан. Хэтср, 2011, 2012; 6-7 яшь. Казан, ТКИ. 2012;

. «Изучаем русский язык». Методическое пособие / С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева - Казань, ХЭТЕР. 2011;

. «На поляне детства». Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений н родителей. /Сост. К В. Закирова - Казань. Школа РИД, 2011;

. «Балачак аланы». Балалар бакчасы тзрбиячелэре Ьэм эти-энилэр очен хрестоматия. "Тез. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ. 2011.

Первый заместитель министра Д.М.Мустафин



Вопросы для подготовки к занятию, краткое изложение курса, задачи по конкретным темам, а также контрольные вопросы для проверки знаний можно найти в настоящем учебно-методическом комплексе. Уточнить перечень вопросов и проконсультироваться по вопросам можно у преподавателя.

Рациональное планирование времени на самостоятельную работу

В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей дисциплины в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

Подготовка к проведению семинара включает:

Определение плана занятия;

Изучение методических указаний по каждому вопросу темы;

Изучение конспекта лекции, соответствующего раздела учебника, действующего законодательства, а также рекомендованных по теме нормативных актов и дополнительной литературы;

Ознакомление для самопроверки с контрольными вопросами темы. При ответе на проблемные вопросы желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на юридические источники.

В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основных принципов, институтов информационного права, наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих уголовно-правовые отношения в России.

На основе полученных на лекционных занятиях основных положений (направлений) представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов по конкретной изучаемой теме.



В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также нормативных правовых актов не сформировалось ясного представления, а также по тем вопросам, которые представляют для студента особый интерес.

В качестве дополнительного источника, а также в качестве материала, способствующего лучшему усвоению различных вопросов предмета также полезно обращаться к материалам судебной практики. Изучение данных материалов особенно полезно для развития практических навыков применения норм уголовного права и их толкования. Представляется целесообразным, прежде всего, обращаться к официальным актам высших судебных органов, а затем уже к обзорам судебных решений, материалам конкретных судебных решений.

Важным источником являются также сайты сети Интернет.

Конспекты лекций

Тема. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Вопросы:

1. Понятие и назначение уголовного процесса. Предмет и содержание науки уголовного процесса.

2. Уголовно-процессуальные гарантии.

3. Уголовно-процессуальная форма. Формы уголовного процесса.

4. Стадии уголовного процесса.

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) – урегулированные уголовно – процессуальным законодательством правоотношения и деятельность всех участников уголовного процесса при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица к ответственности. Уметь раскрыть понятия «уголовно – процессуальная деятельность» и «Уголовно – процессуальные правоотношения». Также необходимо обратить внимание на уголовный процесс как науки имея ввиду, что – уголовно – процессуальная наука – это систематизированная совокупность знаний в виде доктрин, теорий, учений, концепций, взглядов на закономерности правового регулирования общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства и практики его реализации.

Уголовно – процессуальные гарантии – это установленные законом способы и средства, обеспечивающие осуществление участниками процесса прав, свобод и законных интересов для решения задач уголовного судопроизводства. К гарантиям относят: права участника процесса, обеспечивающие ему реализацию иных прав; обязанности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав иных участников процесса.

Отличие уголовно – процессуальных форм и форм уголовного процесса. Уголовно – процессуальная форма - это основания, условия, порядок осуществления уголовно – процессуальной деятельности. Виды уголовно – процессуальных форм: основания, условия и порядок производства следственных действий, процессуальный порядок принятия решений по делу, условия, основания перехода от одной стадии в другую, общие условия, характеризующие производство в каждой стадии. В свою очередь формы уголовного процесса – это исторически сложившиеся типы осуществления расследования и рассмотрения уголовного дела. К ним относят: обвинительный (частно – правовой), розыскной (инквизиционный),состязательный и смешанный.

Стадиями уголовного процесса являются относительно самостоятельные, но взаимосвязанные части (этапы процесса), отделенные друг от друга процессуальным решением и характеризующиеся своими целями и задачами, кругом лиц, участвующих в данной стадии, специфичными уголовно – процессуальными отношениями, сроками производства.

Стадии возбуждения уголовного дела и предварительного рас­следования охватываются понятием «досудебное производство». Иные стадии составляют содержание «судебного производства».

Надзорное производство и возобновление производства по уго­ловному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств именуют исключительными стадиями, поскольку отмена или изме­нение вступивших в законную силу судебных решений возможны лишь в исключительных случаях.

Нет, не обязательной Уголовный процесс может завершиться на любой стадии процесса. Приговор может не обжаловаться в апелля­ционном, кассационном или надзорном порядке, не всегда откры­ваются вновь открывшиеся или появляются новые обстоятельства. Предметом уголовно-процессуального права являются общест­венные отношения, складывающиеся между государственными ор­ганами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятель­ность, а также между ними и иными участниками уголовного про­цесса.

Метод уголовно-процессуального права преимущественно ха­рактеризуется возможностью властного воздействия государствен­ных органов на иных участников процесса, а также отношениями власти - подчинения и между самими государственными органами, осуществляющими уголовный процесс. Вместе с тем участники уголовного процесса наделены широким комплексом прав, которые позволяют иным субъектам активно влиять на ход уголовного про­цесса, на деятельность государственных органов. Властные полно­мочия органов уголовного судопроизводства в отношении иных субъектов очерчены законодательными рамками путем использова­ния разрешительного способа правового регулирования (запрещено все, что прямо не разрешено). Однако разрешительный способ в действующем Уголовно-процессуальном кодексе в большей степе­ни относится именно к государственным органам, осуществляю­щим судопроизводство. Относительно некоторых иных участников процесса (например, гражданский ответчик, свидетель, специалист и др.) законодатель в качестве преимущественного предусмотрел способ прямых запретов на отдельные действия.