Международные экономические организации системы оон. Организация объединенных наций Специализированные экономические организации системы оон

2.1. Общеэкономические организации.

2.1.1. Региональные интеграционные группировки (или торгово-экономические союзы):

· Содружество Независимых Государств (СНГ).

· Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

· Европейский Союз (ЕС).

· Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

· Арабская зона свободной торговли (АФТА).

· Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

· Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);

· Зона свободной торговли Америки (ФТАА).

2.1.2. Прочие экономические организации:

· Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

· Организация Красного креста и Полумесяца.

2.2. Отраслевые организации.

2.2.1. Организации в области торговли:

· Всемирная торговая организация (с 1 января 1995 года). Стала преемницей ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

· Международный торговый центр.

· Международная торговая палата.

· Международный таможенный союз.

2.2.2. Финансовые организации:

· Парижский клуб представляет интересы 19 стран-кредиторов.

· Лондонский клуб банков-кредиторов объединяет более 600 крупнейших коммерческих банков США, Западной Европы и Японии.

· Банк международных расчетов (БМР).

· Международная финансовая корпорация (МФК).

· Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).

· Международный инвестиционный банк (МИБ).

· Европейское финансовое общество (ЕФО).

· Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

· Европейский экономический валютный союз (ЕЭВС).

2.2.3. Производство и торговля, регулирующие отдельные виды товаров и сырья:

· Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК).

· Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).

2.2.4. Производство и торговля сельскохозяйственным сырьем и продовольствием:

· Международная организация по кофе.

· Международная организация по сахару.

· Международная организация стран-экспортеров бананов.

2.2.5. Прочие:

· Международный союз работников железнодорожного транспорта.

ООН: главные организации и их характеристика.

Классификация международных экономических организация по сфере регулирования.

а) Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства:

· Организация промышленного развития ООН (ЮНИДО).

· Программа развития ООН (ПРООН).

· Международное энергетическое агентство (МЭА);

б) Международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли:

· Всемирная торговая организация (ВТО);

· Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

· Международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров.

в) Региональные экономические организации.

г) Международные валютно-кредитные и финансовые организации:

· Международный валютный фонд;

· Группа Всемирного банка;

· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

д) Международные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность:

· Комиссия ООН по транснациональным компаниям.

е) Международные неправительственные организации, содействующие развитию международного бизнеса:

· Международные и региональные союзы предпринимателей;

· Международная торговая палата;

· Региональные торговые палаты.

Третий критерий классификации международных экономических организаций - по характеру компетенции.

а) Международные организации, обладающие общей компетенцией, например, ООН.

Компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества за исключением конкретных вопросов, отнесенных к компетенции ее специализированных учреждений.

б) Международные организации, обладающие специальной компетенцией:

Ø Специализированные учреждения ООН:

· Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

· Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

· Всемирный почтовый союз (ВПС).

· Международная ассоциация развития (МАР).

· Международная организация труда (МОТ).

· Международный союз электросвязи (МСЭ).

Всего - 15 специализированных учреждений ООН.

В соответствии с Уставом главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный Суд и Секретариат. Компетенция и правовой статус каждо-го из них четко зафиксированы в Уставе. Они являются центральными звеньями в своей сфере деятельности, однако это не означает, что они равнозначны по своей роли и правовому положению. Наиболее важное значение для обеспечения целей и принципов ООН имеют Генеральная Ассамблея как самый широкий международный форум, на котором представлены все страны – члены ООН, и Совет Безопасности как орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности и который при исполнении своих обязанностей действует от имени всех членов Организации.

ЭКОСОС осуществляет свои функции под руководством и контролем Генеральной Ассамблеи и в некоторых случаях – Совета Безопасности. Международный Суд является главным судебным органом ООН. Секретариат призван обслуживать деятельность всех других органов.

Вспомогательные органы могут учреждаться всеми главными органами ООН на основе Устава, при этом их компетенция должна быть частью компетенции главного органа.

Как правило, органы ООН состоят из всех или некоторых государств-членов, представленных полномочным представителем или делегацией. Иногда органы комплектуются на основе личного представительства. Так, Комиссия международного права ООН состоит из лиц с признанным авторитетом в области международного права.

Для организации работы органов в системе ООН установлено шесть официальных языков: русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский. На них издаются все основные документы ООН, включая резолюции. В правилах процедуры каждого органа определены рабочие языки. Так, рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются все шесть пе-речисленных выше языков, Совета Безопасности – первые пять. На рабочих языках издаются стенографические отчеты и на них переводятся речи, произнесенные на любом официальном языке.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех государств членов ООН, представленных на ее сессиях не более чем пятью представителями. Независимо от числа представителей каждое государство имеет один голос.

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать в их отношении рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности (ст. 10 Устава).

Устав ООН предусматривает два ограничения, имеющие важное значение для разграничения компетенции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности в области поддержания мира и безопасности:

1) Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся любого спора или ситуации, в отношении которых Совет Безопасности выполняет свои функции, если Совет не запросит ее об этом (ст. 12);

2) Генеральная Ассамблея не может предпринимать действия от имени ООН: любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Совету до или после обсуждения (ст. 11, п. 2).

На Генеральную Ассамблею возложены функции:

3) способствовать развитию несамоуправляющихся и подопечных территорий в политической, экономической, социальной, культурной областях. Генеральная Ассамблея должна утверждать соглашения по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических, и наблюдать за их выполнением с помощью Совета по Опеке.

Устав также возложил на Генеральную Ассамблею важную задачу оказания содействия в осуществлении международного экономического, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества.

Генеральная Ассамблея выполняет и другие функции, в частности избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке. Вместе с Советом Безопасности она избирает судей Международного Суда, по рекомендации Совета назначает Генерального секретаря и принимает но-вых членов в Организацию. Она рассматривает ежегодные и специальные доклады о деятельности всех органов ООН и ее специализированных учреждений.

Генеральная Ассамблея – сессионный орган. Она собирается на ежегодные, очередные (в третий вторник сентября), специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Работа очередных сессий ведется на пленарных заседаниях и в главных комитетах, в состав которых входят все государства-члены:

Первый комитет (Вопросы разоружения и международной безопасности) занимается вопросами разоружения и международной безопасности.

Второй комитет (Экономические и финансовые вопросы) рассматривает экономические вопросы.

Третий комитет (Социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры) рассматривает социальные и гуманитарные вопросы.

Четвертый комитет (Cпециальные политические вопросы и вопросы деколонизации) занимается самыми разными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни одним другим комитетом или на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации.

Пятый комитет (Административные и бюджетные вопросы) занимается административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций.

Шестой комитет (Правовые вопросы) рассматривает вопросы международного права.

Работой сессии руководит Генеральный комитет, в состав которого входят председатель сессии, 21 его заместитель и 7 председателей главных комитетов.

Для осуществления своих функций Генеральная Ассамблея создает постоянные и временные вспомогательные органы. В деятельности Генеральной Ассамблеи получила развитие практика создания органов на правах автономных организаций, занимающихся вопросами международного сотрудничества в некоторых специальных сферах, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.

Совет Безопасности – это важнейший постоянно действующий орган, на который государства – члены ООН возложили главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет действует от их имени (ст. 24 Устава). В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет состоит из 15 государств, имеющих статус постоянных и непостоянных членов. В соответствии с Уставом пятью постоянными членами являются Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.

Десять непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок без права немедленного переизбрания, исходя из принципа справедливости и территориальной расположенности:

5 стран – от стран Африки, Азии

2 страны – от Латинской Америки

1 страна – от стран Восточной Европы

2 страны – от стран Западной Европы

В своей деятельности решает процедурные и непроцедурные вопросы.

Для решения процедурного вопроса достаточно 9 голосов, проголосовавших «за». К непроцессуальным относят все остальные вопросы. Для принятия решения необходимо согласие 9 голосов, из них 5 должно принадлежать постоянным членам. Отсутствие не припятствует принятию решения.

Совет Безопасности является единственным органом в системе ООН, который должен предпринимать действия от имени всех членов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. В этих целях он уполномочивается расследовать любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава). Если Совет сочтет, что он имеет дело со спорами или ситуациями, угрожающими поддержанию мира, то он обязан добиваться мирного разбирательства таких споров и урегулирования таких ситуаций (гл. VI Устава).

При этом он может:

1) потребовать от сторон в споре, чтобы они выполнили свое обязательство решать споры мирными средствами (ст. 33, п. 2);

Совет Безопасности наделен правом устанавливать существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и определять, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Он может прибегнуть к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил (полный или частичный разрыв экономических отношений, прекращение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения), или к действиям объединенными вооруженными силами государств – членов ООН. Вооруженные силы предоставляются государствами – членами ООН в распоряжение Совета на основании особых соглашений, заключенных между ними и Советом (ст. 43 Устава).

Совет Безопасности принимает юридические акты двоякого рода: рекомендации и решения. В отличие от рекомендаций, решения Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН являются юридически обязательными для государств.

Каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решений по процедурным вопросам достаточно девять голосов любых членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам, связанным с деятельностью Совета, требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Эта формула получила название принципа еди-ногласия постоянных членов Совета.

Решение считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член. В этом случае говорят о применении вето. В практике деятельности Совета Безопасности сложилось правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена считается не препятствующим принятию решения. Возможно даже вынесение решения голоса-ми непостоянных членов при воздержании всех постоянных.

Формула голосования в Совете Безопасности в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов Совета, но и непостоянных, так как для принятия реше-ния помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также по крайней мере четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Совет Безопасности – постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необ-ходимости.

Совет Безопасности может создавать вспомогательные органы, как постоянные, так и временные. При Совете учреждены Комитет экспертов (по вопросам процедуры), Комитет по приему новых членов. Устав предусмотрел создание Военно-Штабного комитета (в составе начальников штабов постоянных членов Совета), призванного помогать Совету при решении во-енных вопросов, связанных с поддержанием мира и междуна-родной безопасности. Названный орган фактически бездействует почти в течение всего периода существования ООН.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций.

В него входят 54 государства, смена 1/3 состава каждые 3 года.

Основне функции можно разделить на 2 части:

1.Самостоятельные:

Проведение социальных, экономических исследований

Разработка мер

2. Посреднические:

Поддержание сотрудничества между государствами, специализированными учреждениями, органами ООН, обмен опытом

Разработка соместных программ

Формирование договоров.

Он отвечает за:

    содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу;

    выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

    содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования; и

    поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

Он уполномочен проводить или организовывать исследования и составлять доклады по этим вопросам. Он также имеет полномочия оказывать содействие в подготовке и организации крупных международных конференций по экономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а также способствовать осуществлению согласованных дальнейших действий по итогам таких конференций. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

ЭКОСОС в последние годы берет на себя ведущую роль в ключевых стратегических областях:

Во время этапа заседаний высокого уровня 2010 года Совет организовал свой второй Форум по сотрудничеству в целях развития и посвятил свой четвертый Ежегодный обзор на уровне министров (ЕОМ) проблеме гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Принятие декларации министров совпало с учреждением новой Структуры - Женщины Организации Объединенных Наций. Председатель ЭКОСОС Хамидон Али охарактеризовал основную сессию 2010 года как «поворотную». Основной посыл этапа заседаний высокого уровня состоит в том, что гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин составляют самую основу развития и мира во всем мире, а международное сообщество должно сохранить свою полную приверженность этим усилиям.

Во время этапа заседаний высокого уровня 2009 года Совет принял декларацию министров, посвященную теме третьего Ежегодного обзора на уровне министров (ЕОМ) - «Реализация согласованных на международном уровне целей и обязательств в отношении глобального здравоохранения». Председатель ЭКОСОС Сильвии Лукас заявила, что в декларации министров предложены конкретные меры по ускорению достижения глобальных целей в области здравоохранения.

В рамках этапа заседаний высокого уровня 2008 года были проведены первый двухгодичный Форум по вопросам сотрудничества в целях развития и второй Ежегодный обзор на уровне министров. В завершение Ежегодного обзора по теме «Осуществление согласованных на международном уровне целей и обязательств в отношении устойчивого развития» было принято заявление министров. Председатель ЭКОСОС Лео Мерорес назвал основную сессию 2008 года «исторической» в виду, того что она полностью соответствовала новым функциям ЭКОСОС.

Международный Суд

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

ООН я вляется главным судебным органом ООН. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Юрисдикция вступает в силу, если на то есть согласие государств истца и ответчика.

Международный суд состоит из 15 судей, причем в его составе не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Ротация состава 1 раз в 3 года. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую должность.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда – Гаага, Нидерланды.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств. Такие заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю, и они означают признание обязательной для себя юрисдикции Международного суда.

Суд не может рассматривать споры между физическими и юридическими лицами и международными организациями. Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело ех aequo ex bono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны. Право разрешения споров регулируется на основе норм обычного права, кодифицированного источника не существует. В основе деятельности Суда лежит принцип мирного разрешения споров.

Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании.

Секретариат ООН и Генеральный секретарь .

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 000 сотрудников.

В силу своего статуса международных гражданских служащих, сотрудники и Генеральный секретарь отвечают за свою деятельность только перед ООН. Принимая назначение, сотрудники обязуются исполнять свои функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН, не запрашивая и не получая указаний от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. В соответствии с Уставом, каждый Член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби.

В настоящее время на четырех континентах развернуто 15 операций по поддержанию мира ООН. Служение делу мира в жестоких рамках современной действительности - занятие чрезвычайно опасное. С момента основания Организации Объединенных Наций на этой службе погибли сотни храбрых мужчин и женщин.

Специализированные учреждения ООН по вопросам экономики и финансов:

2) Экон и соц совет ООН (ЭКОСОС). Цель - развитие междунар сотрудничества в эк-ке, соц. и культ. сферах + гуманит. проблемы. 54 члена и 3 сессионных комитета: 1)экономич.; 2)соц.; 3)по программам и сотрудничеству.

3) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - 1964 год. Местополож. - Женева. Осн. орган - конференции, кот. проходят 1 раз в 4 года. Цель - развитие м/н торговли в целях экон. прогресса. Повыш. внимание - развив. странам. (М/н форум, через посредство которого развив. страны решают вопросы о передаче технологий, задолженности и др.).

4) Программа развития (ПРООН) - 1965 год. Для оказания содействия развив. странам и росту их эк. потенциала через развитие их прир. и челов. ресурсов. Осн. орган - управляющий совет. 4 региональных бюро (для Азии и Тихого океана, Арабск. гос. Африки, Лат Амер.). Осн. сфера ‑ с/х.

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную, гуманитарную и культурную деятельность, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).
ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия, Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, Экономическая комиссия для Африки, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна, Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии. Эти комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций.
Так, Европейская экономическая комиссия ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами, ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, торговле, промышленности и развитию предпринимательства.
В 1964 г. году Генеральная Ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая призвана рассматривать вопросы, связанные с международной торговлей и развитием. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.
Хотя решения ЮНКТАД не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитыватьи государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способствует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.
ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю.
Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО ) призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала.

94. Специализированные учреждения ООН и их функции.

Специализированные учреждения ООН - самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Наименование Местонахождение
Всемирная метеорологическая организация (ВМО, WMO) Женева
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO) Женева
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO) Женева
Всемирный почтовый союз (ВПС, UPU) Берн
Международная ассоциация развития (МАР, IDA) Вашингтон
Международная морская организация (ИМО, IMO) Лондон
Международная организация гражданской авиации (ИКАО, ICAO) Монреаль
Международная организация труда (МОТ, ILO) Женева
Международная финансовая корпорация (МФК, IFC) Вашингтон
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD) Вашингтон
Международный валютный фонд (МВФ, IMF) Вашингтон
Международный союз электросвязи (МСЭ, ITU) Женева
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, IFAD) Рим
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, UNESCO) Париж
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, UNIDO) Вена
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, FAO) Рим
Всемирная организация по туризму (ВОТ, WTO) Мадрид

ВМО - специализированное межправительственное учреждение Организации Объединённых Наций в области метеорологии. Является компетентным органом ООН по вопросам наблюдения за состоянием атмосферы Земли и её взаимодействия с океанами.

ВОЗ - специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира.

ВОИС - международная организация, занимающаяся администрированием ряда ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности, в первую очередь Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений и Парижской Конвенции об охране промышленной собственности.

ВПС -межгосударственная организация для обеспечения и совершенствования почтовых связей на образуемой Всемирным почтовым союзом единой почтовой территории .Объединяет практически все страны мира, включая Россию.

МАР - кредитная организация, входящая в группу Всемирного банка.

ИМО - международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством.

ИКАО - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

МОТ - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

МВФ - создавался в 1945г. как механизм наблюдения за системой валютных курсов и постепенно трансформировался в наиболее влиятельную международную орг-ю, регулирующую межд. макроэк-ку. Осн. фун-и – надзор за валютными курсами и макроэконом. политикой стран-членов и развитием межд. экономики в целом; предоставление временной фин. помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов в результате несбалансированности платежного баланса; предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области гос. финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.

МФСР - специализированное учреждение ООН, занимающееся мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах. Главная цель МФСР - ликвидация сельской бедности в развивающихся странах. 75 % бедного населения мира проживает в сельской местности этих стран, но только 4 % средств, выделяемых на поддержку со стороны мирового сообщества, официально уходят на развитие аграрного сектора.

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, - содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

ФАО - международная организация под патронатом ООН. Её деятельность направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире путем содействия развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решения проблемы продовольственной безопасности - доступности всем и всегда питания, необходимого для активной и здоровой жизни.

ВОТ - учреждение Организации Объединённых Наций. Ведущая международная организация в сфере туризма. Всемирная организация по туризму занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма.

ОЭСР является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, ОЕЭС (Organization for European Economic Cooperation, OEEC), которая, в свою очередь, была создана на базе Европейской программы восстановления (European Recovery Programmer), предложенной государственным секретарем США А. Маршаллом, известной как план Маршалла (1947). В 1948 г. для координации этой программы в целях экономического восстановления 16 европейских стран и была создана ОЕЭС.

Членами организации были Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, англо-американская и французская оккупационные зоны Германии. В 1949 г. полным членом организации стала Федеративная Республика Германия, а в 1950 г. в качестве ассоциированных членов вошли Канада и США. Хотя первоначально деятельность организации в основном ограничивалась реализацией Европейской программы восстановления, впоследствии в ее рамках были осуществлены программы, направленные на стимулирование экономического сотрудничества между странами-участницами путем либерализации торговли и создания системы многосторонних расчетов.

В 1960 г. в Париже между участниками ОЕЭС и рядом других стран была подписана Конвенция об учреждении ОЭСР, ратифицированная парламентами стран и вступившая в силу в 1961 г. В ОЭСР входит 31 страна: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония, Словения, Словакия.

Основные задачи и функции ОЭСР:

  • формулирование, координация и реализация политики, направленной на стимулирование экономического роста и поддержание финансовой стабильности в странах- участницах;
  • стимулирование и согласование усилий стран-участниц в области финансовой и технической помощи развивающимся странам;
  • содействие расширению международной торговли, исключающей использование дискриминационных мер.

Упрощенная схема ОЭСР:

  • Главный орган – Совет (Генеральный секретариат);
  • Директораты:

■ исполнительный директорат,

■ директорат по финансам, бюджетно-налоговой политике и предпринимательству,

■ директорат по продуктам питания, сельскому хозяйству и рыболовству,

■ работа с общественностью и средствами массовой информации,

■ директорат по сотрудничеству в вопросах развития,

■ сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР,

■ директорат по торговле,

■ директорат по охране окружающей среды,

■ директорат по вопросам экономики,

■ директорат по статистике,

■ служба управления госсектором,

■ образование, занятость, трудовые и социальные вопросы,

■ директорат по науке, технологиям и промышленности.

Организация управляется Советом, состоящим из представителей всех стран-участниц. Деятельность ОЭСР осуществляется более чем 100 специализированными комитетами и рабочими группами, которые вместе с международным секретариатом исследуют конкретные проблемы и формулируют политические рекомендации, например, в области экономического развития, технического сотрудничества, международной торговли, энергетики и охраны окружающей среды. Совет основан в 1974 г.

Среди разработок, осуществленных под эгидой ОЭСР, следует упомянуть Кодекс поведения ТНК (принят ООН в 1970-х гг.), а также руководящие положения, посвященные порядку подготовки ТНК финансовой отчетности. Учреждения ОЭСР выполняют весьма полезную работу, оказывая содействие международным форумам, на которых обсуждаются политические, экономические, культурные и иные глобальные или региональные проблемы современности.

Организации ОЭСР:

  • Международное энергетическое агентство (МЭА);
  • Агентство по ядерной энергетике (АЯЭ);
  • Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
  • Центр развития;
  • Служба развития территорий.

Международное энергетическое агентство (МЭА) призвано стимулировать международное сотрудничество в области энергетики и снизить зависимость стран-участниц от импорта нефти. Действует с 1974 г.

Агентство по атомной энергии (АТЭ ), созданное в 1958 г. как Европейское агентство по атомной энергии, способствует международному сотрудничеству стран – участниц ОЭСР в области развития и использования атомной энергии в мирных целях.

Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО) учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследовательской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны – члены ОЭСР.

Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) создан решением Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имеющихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставления таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны – члены ОЭСР.

Важную роль в ОЭСР играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом. В его функции входит рассмотрение таких вопросов, как оказание помощи государствам-членам, а также развивающимся странам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть предоставлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. принят документ "Партнерство в области развития в изменившемся мире", в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития. В 1990 г. в рамках ОЭСР создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Этот центр осуществляет также подготовку кадров по следующим направлениям: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансы и др.

ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-членов. Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства. Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации. ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных организаций – МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО, ЮНКТАД и др.

G-7 – G-8. Группа-7 (G-7) создана в 1975 г. по инициативе французского президента Жискар Д"Эстена с целью ежегодного обсуждения главами ведущих экономических держав мира самых важных проблем экономики. В эту группу вошли США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада.

Надо отметить, лидеры этих стран неизменно обращали свое внимание прежде всего на актуальные проблемы мирового экономического развития, особенно с начала 1990-х гг., когда распалась мировая социалистическая система и для многих новых стран, избравших капиталистические ценности, наступила эпоха кардинальных изменений. С таких позиций, т.е. как поощрительный грант, очевидно, правильнее всего оценить факт приглашения участия России в G-7, поступившее в 1997 г.

Однако полноценного вхождения России в состав "семерки" вплоть до 2003 г. не происходило – основные экономические вопросы лидеры рассматривали по-прежнему в рамках "семерки". Мощное укрепление экономических позиций России, особенно в нефтегазовом секторе, и стремление российского президента к самостоятельной внешней политике, отказ от статуса "младшего партнера" Запада – все это способствовало пересмотру отношений с Россией. Эти факторы, по-видимому, сыграли решающую роль в данном вопросе. Несмотря на то что Россия значительно отстает по росту ВВП (ВНП) как в абсолютных объемах, так и в показателях на душу населения не только от развитых стран, но и целой группы развивающихся государств, лидеры G-7 предоставили нашей стране равноправный статус в этой организации, имеющей (хотя и неформально) серьезное влияние на международные экономические отношения. Напомним, что в ходе шотландского саммита лидеры "восьмерки" в 2005 г. приняли решение об оказании помощи наименее развитым странам (замыкающим группу PC по уровню бедности) на сумму 50 млрд долл., а также о списании долгов развивающихся стран. Аналогичные решения были приняты па G-8 в 2009–2012 гг., когда была предусмотрена необходимость оказания помощи этой группе стран. Судя по фактической оценке, Россия занимает одно из ведущих мест по величине списанных долгов в 2005 г. (более 15 млрд долл.).

"Группа-77" – группа в рамках ЮНКТАД, созданная с целью содействия развивающимся странам в формировании планов развития экономики и международной торговли. В настоящее время в нее входят 122 страны.

"Группа десяти" – группа в рамках МВФ, членами которой являются Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, и Япония. Швейцария, не будучи членом МВФ, является ассоциированным членом.

"Группа пяти" – США, Франция, Япония, Германия и Великобритания. Эти страны, представленные обычно

министрами финансов или управляющими центральных банков, несколько раз в год проводят совещания по экономическим вопросам.

"Группа пяти" образована в 2005 г. в ходе деятельности последнего раунда переговоров в рамках ВТО (Доха, Катар, 2001 г.) в целях достижения компромисса с развитыми странами. Она включает: Бразилию, Китай, Индию, Мексику и ЮАР. С того периода "пятерка" взаимодействует с G-8, особенно интенсивными были консультации в 2008–2010 гг., в период глобального кризиса.

"Группа-20". G-20 – неофициальный международный форум, объединяющий глав правительств и государств системообразующих промышленно развитых стран и стран с формирующимися рынками. Члены G-20: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индонезия, Индия, Италия, Канада, КНР, Мексика, Российская Федерация, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония, Европейский Союз (ЕС), МВФ и ВБ. От МВФ и ВБ в форуме принимают участие директор-распорядитель МВФ и президент ВБ, а также председатели комитетов этих организаций: Международного валютно-финансового комитета (International Monetary and Financial Committee) и Комитета по развитию (Development Committee). На долю стран G-20 приходится около 90% мирового ВВП и 80% торговли (включая торговлю внутри ЕС), а также 2/3 населения.

В ходе глобального экономического кризиса появилась явная тенденция снижения веса и влияния G-8 в пользу G-20. По сути, все главные решения и рекомендации в ходе последних саммитов принимались уже в рамках G-20. Это коснулось и усиления влияния на международное регулирование деятельности финансовых организаций через Совет по финансовой статистике, созданный по решению G-20 в 2010 г.

Министерская группа-20. Решение об организации международного форума "Группа-20" (G-20) было принято на встрече руководителей минфинов и центральных банков стран "семерки" 25 сентября 1999 г. в Вашингтоне. Идея создания G-20 обусловлена принятым на встрече лидеров "Группы-7" в Кельне (июнь 1999 г.) совместным обязательством "...установить неформальный механизм для диалога между системообразующими странами мира в рамках Бреттон-Вудской системы". Эта идея была развита в Коммюнике встречи, где целью создания G-20 определено "расширение диалога по ключевым вопросам экономической и финансовой политики среди основных системообразующих стран мира и развитие сотрудничества с целью достижения стабильного и устойчивого роста мировой экономики на благо всех стран".

Учредительная конференция министров финансов и управляющих центральными банками G-20 состоялась 15–16 декабря 1999 г. в Берлине. G-20 не имеет собственного штата сотрудников. Страна-председатель назначает временный Секретариат группы на период своего председательства, который координирует работу группы и организует ее встречи. Председатель G-20 избирается сроком на один год на ротационной основе и обеспечивает проведение встречи/встреч министров финансов и управляющих центральными банками стран-участниц (на постоянной основе участвует председатель Банка России); встреч их заместителей, а также тематических семинаров, организуемых для обсуждения странами-участницами основных вопросов, которые будут затронуты в итоговом документе "министерской" встречи – Коммюнике.

С момента основания G-20 страной-председателем в течение первых трех лет была Канада. В 2013 г. роль председателя выполняет Россия. Смена председательства осуществляется на ежегодной основе. Все страны G-20 подразделены па пять групп, от каждой из которых председатель избирается раз в пять лет.

Решение об учреждении управляющей "Тройки" G-20 в составе предыдущего, действующего и будущего председателей было принято в 2002 г.

На "Тройку" возложены обязанности по подготовке повестки заседаний, отбору докладчиков (после консультаций с членами G-20), организационному обеспечению заседаний. В настоящее время "Тройка" состоит из Бразилии, Великобритании и Республики Корея.

Вашингтонский (15 ноября 2008 г.) и Лондонский (2 апреля 2009 г.) саммиты G-20 ("двадцатки"). 15 ноября 2008 г. в самый разгар глобального кризиса, тогдашний президент Америки Дж. Буш созвал в Вашингтоне саммит двух групп – "восьмерки" и "двадцатки" – и попытался побудить их к принятию скоординированных мер но преодолению бушующего в мире экономического кризиса. По мнению многих аналитиков, ведущие экономические державы мира не смогли договориться ни по одному из предложенных повесткой вопросов. А договариваться надо было во что бы то ни стало – страны G-20 аккумулировали порядка 90% МВП, и от их решений в определенной мере зависит динамика глобального кризиса.

На самом деле этот первый в истории саммит G-20 стал важным этапом для будущего всей системы международных экономических отношений. Лишь на первый взгляд представлялось, что с практической точки зрения данная встреча лидеров ведущих экономик мира не принесла каких-либо крупных результатов. В частности, в ее итоговом Коммюнике заслуживают внимания такие положения, как создание коллегий финансовых контролеров для надзора за крупнейшими международными финансовыми институтами и разработка единых мировых стандартов бухгалтерской отчетности. На саммите было заявлено о том, что принципы управления мировыми финансами должны измениться; была подчеркнута необходимость расширения состава Форума финансовой стабильности (представляющего собой организацию регуляторов и центральных банков, отвечающую за техническую сторону финансового надзора), а также необходимость всестороннего реформирования МВФ и Всемирного банка.

Вместе с тем самым значимым итогом саммита стало изменение роли на мировой арене G-20 при одновременном – можно говорить с уверенностью – снижении веса такого влиятельного клуба ведущих развитых стран, как "восьмерка".

Лондонский саммит G-20. Казалось, что Лондонская встреча "двадцатки" означает формирование нового важного международного центра принятий решений глобального характера. Принятию ряда важнейших решений, по-видимому, способствовали два следующих обстоятельства.

Во-первых, в период первой их встречи в Вашингтоне некоторые участники (если не большинство) исходили из предположения, что летом 2009 г. развертывание кризиса прекратится, он замедлится, а к началу осени начнется фаза оживления. Такое развитие глобального кризиса описывали многие экономисты-аналитики и международные организации в своих докладах. На деле же происходило обратное – кризис повсеместно углублялся, инвестиции сокращались, возрастала безработица, ухудшалась социально-трудовая обстановка, во-вторых, в такой обстановке неуверенности и нестабильности создался более благоприятный политический фон для достижения согласия по ряду вопросов (хотя далеко нс всех необходимых), касающихся выработки общих антикризисных мер, затрагивающих целый ряд принципиальных положений глобальной экономической политики и принципов деятельности международных финансово-экономических организаций (МВФ, а также G-8).

В этой связи можно отметить: Лондонский саммит 2009 г. стал самым большим успехом континентально- европейской модели регулирования экономики. В итоговой Декларации саммита были учтены практически все требования Германии и Франции. Форум финансовой стабильности при "большой семерке" превращен в Комитет финансовой стабильности (Financial Stability Board), а небольшой секретариат ФФС, действовавший при Банке международных расчетов в Базеле, будет отныне заменен более серьезным органом, способным эффективнее отслеживать состояние глобальных финансов. Все стороны согласились установить жесткий контроль за деятельностью системно важных хедж-фондов. Это исключительно важное, прорывное решение, так как 52% хедж-фондов зарегистрировано в оффшорных зонах, а из оставшихся 65% приходится на США, 16% – на Великобританию и лишь 15% – на страны еврозоны. Таким образом, европейские сторонники жесткого регулирования финансовой сферы, ранее контролировавшие менее 7% этой отрасли, получили право "присматривать" за всеми остальными ее участниками.

В то же время участники из развивающегося мира (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Россия и др.) в целом не сумели реализовать свои предложения. Перед саммитом российская сторона опубликовала длинный список мер, предполагавший необходимость "демократичности и равномерной ответственности за принятие решений", "справедливое распределение рисков", "правильный" раздел квот МВФ и "предсказуемость функционирующей по заранее известным правилам международной валютнофинансовой системы". Российская сторона считала, что так как "большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах, они хотели бы быть уверены в их надежности", чему могли бы способствовать "международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для стран – эмитентов резервных валют". К требованию российских переговорщиков о "расширении перечня валют, используемых в качестве резервных", присоединился и Китай. Но этот вопрос не получил своего развития, поскольку большинство при критическом отношении к США считало, что реальной альтернативы доллару не существует.

Европейцы (прежде всего Франция и Германия) сумели закрепить за Советом финансовой стабильности право устанавливать международно признанные стандарты вознаграждений высших менеджеров .

Кстати, вознаграждение высших менеджеров в российских крупных корпорациях немного превышает европейский уровень и больше соответствует американским, чрезмерно завышенным формам вознаграждения. Парадокс при этом в том, что практически все крупные российские корпорации и их менеджмент – крайне неэффективны и далеко не соответствуют стандартам ни современных компаний, ни менеджеров. Зато разрывы между оплатой этих менеджеров и трудящихся превышают европейский и американский уровни в 4–5 раз.

Все страны обязаны отныне предоставлять полную информацию о состоянии своего банковского сектора.

Важнейшее решение Лондонского саммита состояло в том, что было ограничено число оффшоров и свободы действия в них. Большинство крупных корпораций России действуют как раз через оффшорные компании. Пришлось и Швейцарии согласиться на необходимость большей прозрачности в банковских вкладах клиентов. Была признана необходимость установления единообразной системы бухгалтерской отчетности, и все идет к тому, что она будет создана на базе европейской IFRS, а не американской GAAP. Наконец, рейтинговые агентства должны будут пройти перерегистрацию под жестким международным контролем. Американцы согласились со всеми этими положениями, хотя не стоит считать, что внедрение данных мер не встретит сопротивления со стороны крупных корпораций и их сторонников в правительствах и парламентах.

Международная морская организация (International Maritime Organization – ИМО, до 1982 г. – Межправительственная морская консультативная организация) – международная межправительственная организация, включенная ООН в число своих специализированных учреждений. Создана в 1958 г. в соответствии с решением Морской конференции, проведенной под эгидой ООН в 1948 г. В организацию входят свыше 140 государств (в том числе Россия, а также ассоциированный член – Сянган, Гонконг).

Целями ИМО являются поддержание сотрудничества государств по техническим вопросам морского судоходства, обеспечение соблюдения норм безопасности мореплавания, проведение работы по отказу от дискриминационной практики в торговом судоходстве, проводимой рядом стран.

ИМО разрабатывает проекты международных морских конвенций и организует контроль за их выполнением, созывает международные конференции по вопросам судоходства. В рамках ИМО действуют комитеты по безопасности па море, по правовым вопросам, по охране морской среды и по техническому сотрудничеству.

Деятельность ИМО носит в основном консультативный и совещательный характер.

Высший орган ИМО – ассамблея, созываемая раз в два года, между ее сессиями работой организации руководит Совет в составе 32 членов, избираемых ассамблеей. Административный рабочий орган ИМО – секретариат. Штаб- квартира – в Лондоне.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ИКАО) – межправительственное специализированное учреждение ООН, основана в 1944 г., начала функционировать с 1947 г. Занимается вопросами сотрудничества государств и разработкой стандартов в области гражданской авиации, обобщает опыт государств-членов в подготовке и повышении квалификации кадров. СССР является членом ИКАО с 1970 г. Высший орган – ассамблея (собирается раз в три года). Местопребывание – Монреаль (Канада).

Всемирная федерация профсоюзов (ВФП ) – крупнейшее международное объединение демократических профсоюзов, создано в 1945 г. на I Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже. Основные задачи ВФП в соответствии с уставом: борьба против войны и причин, порождающих ее, защита интересов трудящихся всего мира, организация общей борьбы профсоюзов всех стран против всяких посягательств на экономические и социальные права трудящихся и их экономические свободы, организация просветительной работы среди членов профсоюзов по вопросам международного единства трудящихся и др. В ВФП входят профсоюзы более 100 стран (около 200 млн членов).

При ВФП созданы отраслевые международные объединения профсоюзов. Функционирует Фонд международной солидарности трудящихся для оказания помощи рабочим во время забастовок, на случай стихийных бедствий, катастроф, а также материальной поддержки профсоюзного движения в освободившихся странах.

ВФП пользуется в ООН, а также при ее специализированных учреждениях – МОТ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ФЛО, ЮНИДО, ЮНКТАД – консультативным статусом.

Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП ) – второе по численности международное объединение профсоюзов. Основана в 1949 г. в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов. Объединяет профсоюзы более 100 стран. Костяк МКСП составляют профцентры из Западной Европы и Северной Америки.

Европейская конфедерация профсоюзов, ЕКП (ETUC). Представляет интересы профсоюзов 36 стран (27 стран – членов ЕЭС, плюс Андорра, Исландия, Хорватия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Сан-Марино, Швейцария и Турция). Главная цель – реализация "европейской социальной модели", т.е. создание общества, где экономический прогресс сочетался бы с социальной защищенностью, социальной рыночной экономикой.

Панъевропейский региональный совет профсоюзов (PERC). Одно из четырех региональных подразделений Международной федерации профсоюзов (ITUC), охватывает 87 национальных профсоюзов 55 стран Европы.

Межпарламентский союз (МС ) – международная неправительственная организация, состоящая из групп членов парламентов (национальных парламентских групп) более чем 100 стран. Основан в 1889 г. в Париже. СССР стал членом союза в 1955 г. Устав МС предусматривает поощрение контактов между членами всех парламентов, входящих в МС, совместную деятельность по укреплению

и развитию демократических институтов, а также в деле защиты мира и сотрудничества между народами. Решения МС рассматриваются парламентами стран-участниц как рекомендации.

Международный кооперативный альянс (МКА) международная неправительственная организация, объединяющая национальные и региональные союзы и федерации потребительских, сельскохозяйственных, кредитных и других кооперативов. Основан в 1895 г., объединяет национальные организации из свыше чем 60 стран и 7 международных кооперативных организаций. Главные цели МКА – содействие развитию кооперативного движения, установление сотрудничества между кооперацией различных стран, укрепление всеобщего мира и безопасности. На конгрессах МКА по инициативе делегации Центросоюза СССР и прогрессивных кооперативных организаций других стран принят ряд решений, направленных на объединение действий кооперативного и профсоюзного движения, активизацию борьбы против транснациональных корпораций, налаживание сотрудничества европейских государств. Имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН и ЮНЕСКО. Высший орган МКА – конгресс. Штаб-квартира – в Женеве (Швейцария).

Международный красный крест (МКК ) – объединение национальных и международных организаций, ставящих своей целью помощь раненым, военнопленным и другим жертвам войны, а также помощь больным и пострадавшим от стихийных бедствий. В МКК входят национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (в мусульманских странах), Красного Льва и Солнца (в Иране), Лига обществ Красного Креста (ЛОКК) и Международный комитет Красного Креста (МККК). Национальные и международные организации, входящие в МКК, юридически независимы друг от друга. Высший орган МКК – Международная конференция. Местопребывание руководящих органов МКК – Женева (Швейцария).

Международный олимпийский комитет (МОК) – высший орган современного олимпийского движения. Создан в 1894 г. на Международном конгрессе в Париже. Задачи МОК – регулярное проведение Олимпийских игр и их постоянное совершенствование, содействие развитию любительского спорта, укрепление дружбы между спортсменами всех стран. МОК принимает решения о признании национальных олимпийских комитетов (НОК) и международных федераций (МОК признал 160 НОК и 30 международных федераций), определяет программу Олимпийских игр и место их проведения. Он поддерживает также деятельность спортивных федераций по неолимпийским видам спорта. Исполнительный комитет МОК состоит из президента, избираемого на восемь лет, трех вице-президентов и пяти членов. Штаб-квартира МОК – в Лозанне (Швейцария).

  • По итогам 2007 г. руководители 50 крупнейших корпораций евро- зоны получили в 14,8 раза меньше зарплат и бонусов, чем их коллеги из США, хотя прибыльность этих компаний была всего на 15% ниже американских. Этот разрыв еще больше увеличился в посткризисный период, составив 15 раз (2011–2012 гг.).